Международный опыт развития фармацевтической промышленности и его применение в России
The Use of International Experience in Russia's Pharmaceutical Industry
УДК 338.4:615.1
Мамуто Артем Олегович
аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
Mamuto Artem Olegovich
Lermontovskiy Ave 44/А, St. Petersburg, 190103, Russian Federation
Российский фармацевтический рынок является одним из самых перспективных среди стран Центральной и Восточной Европы благодаря своим размерам, продолжающемуся экономическому росту и улучшениям в сфере охраны прав на интеллектуальную собственность. Это самый крупный по размерам рынок в регионе, который будет оставаться таковым в обозримом будущем. Однако отечественным производителям принадлежит меньшая часть российского рынка, и они практически не осуществляют экспорт. По мнению экспертов, причина такого положения дел заключается в отсутствии целенаправленной государственной поддержки фармацевтической отрасли. В статье рассматривается опыт оказания государственной поддержки развитой Фарминдустрии в США, Индии и Китае. Рассматривается превращение стран — импортеров лекарственных средств в экспортеров лекарственных препаратов. Автор предлагает комплекс мер, направленных на оказание государственной поддержки, что способно придать новый импульс к развитию фармацевтической промышленности России.
The article says that the Russian pharmaceutical market is one of the most promising in Central and Eastern Europe due to its size, economic growth and improvements in intellectual property rights. The Russian market size, among the largest in this region, is likely to remain so for the foreseeable future. The document adds that domestic manufacturers now occupy a small portion of the Russian market and have virtually no exports. Experts attribute this state of affairs to the lack of targeted state support for it. In this respect, the review examines state support for the pharmaceutical industry in China and in India, noting that these two nations initially imported medicines and afterwards commenced exporting drugs. Based on this data, the blueprint identifies the measure of state support that would be likely to provide further impetus for development of the domestic pharmaceutical industry.
Ключевые слова: НИОКР, фармацевтическая отрасль, государственная поддержка, инновационные лекарственные средства, технопарк, патент, инвестиционные фонды
Keywords: scientific research and development, pharmaceutical industry, government support, innovative medicines, industrial park, patent, investment funds
Жизнь современного человека и общества в целом немыслимы без использования лекарственных препаратов. Постоянный доступ населения страны к определенному набору лекарственных средств является ключевым звеном в системе обеспечения национальной
безопасности. Поэтому фармацевтическую промышленность следует рассматривать как одну из ключевых отраслей экономики, влияние которой, прямо или косвенно, простирается на все сферы жизнедеятельности современного общества и государства.
Российский фармацевтический рынок является одним из самых перспективных в Центральной и Восточной Европе благодаря своим размерам, продолжающемуся экономическому росту и улучшениями в сфере охраны прав на интеллектуальную собственность. Это самый крупный по размерам рынок в регионе, который останется таковым в обозримом будущем [1, с. 2]. Однако отечественные производители занимают меньшую его часть и практически не осуществляют экспорт. Более того, занимаемые ими позиции на внутреннем рынке с каждым годом становятся все слабее [2, с. 62].
Одна из причин негативных тенденций в фармацевтической отрасли России, по мнению экспертов, заключается в неэффективности государственной промышленной политики:
• отсутствие доступа к финансированию предприятий;
• более высокие регулятивные требования к отечественным производителям по сравнению с иностранными поставщиками;
• отсутствие налогового стимулирования развития отрасли (в том числе экспорта и расходов на НИОКР) [3, с. 28-30].
Рассмотрим применение мер государственной поддержки в странах с развитой фармацевтической промышленностью. Например, в США существуют специальные правила для редких болезней, которыми страдают около 200 000 человек. Коль скоро стоимость исследований и разработок лекарств, необходимых для лечения таких болезней, исключительно высока, государство стимулирует фармацевтические компании с помощью налоговых льгот, субсидий и предоставления эксклюзивного доступа на рынок таких препаратов в течение определенного ограниченного времени (как правило, семи лет), независимо от того, защищены они патентами или нет.
В США основная государственная поддержка отрасли осуществляется преимущественно на региональном уровне через стимулирование естественных наук, биотехнологий и инноваций. Так, в середине 2000-х гг. штат Техас выделил около 1 млрд долл. США на расширение существующих и создание новых научно-исследовательских лабораторий в области биотехнологий. В штате Нью-Йорк с помощью специальных центров государственной поддержки науки, технологий и инноваций финансируется более 20 образовательных учреждений, обслуживающих фармацевтическую промышленность.
Каждый штат использует различные традиционные методы налоговой поддержки, такие как налоговые вычеты, налоговые каникулы, снижение налоговой базы и т. д. Применяются также специальные скидки на лекарства и регулирование импорта. Для под-
С А
о
С С
^ держки НИОКР используются государственно-частные ^ инвестиционные фонды. Например, Институт био-
< науки в штате Северная Каролина представляет соЦ бой венчурный фонд, использующий государственные
0 средства и средства частных инвесторов для финансы сирования научных и исследовательских организаций.
1 Пенсионный фонд штата Калифорния ежегодно вы-
2 деляет 500 млн долл. США на программу развития биотехнологических НИОКР. В каждом штате созданы
^ банки данных, предоставляющие информационную ^ поддержку и консультационные услуги организациям, х занимающимся НИОКР, а также предприятиям малого
3 и среднего бизнеса [4].
^ Развивающиеся страны, со своей стороны, про-
< водят полномасштабную поддержку фармацевтики 1 по всем направлениям: доступ к финансированию,
инвестиции в производство, кадровое обеспечение, инфраструктура, инвестиции в НИОКР. Активная государственная поддержка фармацевтической промышленности позволила Индии и Китаю не только защитить внутренние рынки, но и успешно осуществить выход на международный рынок. Удельный вес собственных производителей на фармацевтическом рынке Китая составляет в настоящее время 70%, Индии — 80% [5]. Государство активно способствовало возрастанию роли этих стран и на мировом рынке, в результате чего за 1999-2007 гг. доля индийских и китайских компаний на глобальном фармацевтическом рынке выросла с 6,5 до 9,4% [6, 7].
В Индии меры содействия фармацевтической отрасли эволюционировали от поддержки производства для захвата внутреннего рынка до стимулирования НИОКР с целью усиления конкурентоспособности страны. Развитие в этой стране мер государственной поддержки фармацевтической промышленности можно разделить на несколько этапов. В 1948-1960 гг. рынок лекарственных препаратов полностью зависел от импорта. Поддержка государства проявлялась только в организации государственных компаний. В 1960-е гг. была оказана государственная поддержка производству фармацевтических субстанций, необходимых для ресурсного обеспечения отрасли, что позволило впоследствии развивать собственную фармацевтическую промышленность более высоких переделов.
В 1970-х гг. после подписания Закона о патентах, отменявшего патентование продуктов, зарубежные компании лишились монопольного права на разработанные ими лекарства и начали уходить с индийского рынка. Внутренний рынок продолжал развиваться за счет собственных производителей, копировавших известные фармацевтические препараты.
В 1980-1990 гг. успешное развитие индийских производителей стало основой для разработки «лекарственной политики», направленной на интенсивный рост и международную экспансию индийской фармацевтики с помощью агрессивного стимулирования экспорта. В 2000-е гг., исполняя требования ВТО, Индия была вынуждена вернуть патентование фармацевтической продукции. Однако одновременно была разработана «фармацевтическая политика», направленная на поддержку НИОКР как важнейшего рычага сохранения конкурентных позиций Индии на глобальном рынке. Активно стали создаваться фонды поддержки НИОКР. Меры государственной поддержки затрагивали весь комплекс кадрового обеспечения, стимулирования производства, НИОКР и формирования необходимой инфраструктуры.
В области кадрового обеспечения получили развитие система образовательных грантов и поддержка
образовательных программ в области подготовки исследователей и менеджеров для фармацевтической промышленности. Меры стимулирования производства включали в себя сокращение перечня препаратов, для которых устанавливался предельный уровень цен, снижение налога на прибыль, финансирование экспортных операций и льготное кредитование, поиск зарубежных партнеров и продвижение продукции на зарубежные рынки. В области стимулирования НИОКР осуществлялась поддержка совместных исследовательских программ отрасли, образовательных и исследовательских учреждений.
Государственные гранты составляли до 70% от стоимости каждого проекта. Предоставлялось льготное кредитование компаниям, участвующим в НИОКР, к работе с индийскими партнерами привлекались международные исследовательские организации, снижались импортные пошлины на оборудование для осуществления НИОКР. Малые и средние инновационные компании получали поддержку через специальный орган — Small Business Innovation Research Initiative.
Инфраструктурная поддержка индийской фармацевтической промышленности включает в себя создание и поддержание информационной базы данных об исследованиях, предоставление информации обо всех программах поддержки экспорта через Export Promotion Cell in the Pharmaceutical Division, а также организацию биотехнологических парков и инкубаторов [4].
Активная государственная поддержка позволила индийским фармацевтическим компаниям защитить внутренний рынок и существенно увеличить объемы экспорта. В настоящее время на собственных производителей в Индии приходится 80% рынка фармацевтических препаратов (в 1970-е гг. — 30%). Объемы экспорта возросли с 0,7 млрд долл. США в 1996 г. до 3 млрд долл. США в 2006 г. Сегодня индийская фармацевтическая промышленность состоит из 20 000 компаний и обеспечивает рабочими местами 500 000 чел. [8]. В 1996-2008 гг. темпы роста отрасли (17%) почти в 2 раза превышали аналогичный показатель расширения мирового рынка (9%). Активная государственная поддержка позволяет экспертам ожидать, что к 2015 г. доля индийских производителей на мировом рынке лекарств возрастет до 2,2%, по сравнению с 1,6% в 2008 г. [9].
В Китае государственное стимулирование фармацевтической промышленности развивалось в русле поддержки конкурентоспособности местных производителей при либерализации внутреннего рынка и выхода на глобальные рынки. До 1980 г китайская фармацевтика находилась полностью под контролем государства. В 1980-1990 гг. в связи с переводом экономики на рыночную основу были приняты законы, регулирующие производство лекарств и их качество, а также введено патентование продукции и образовано специальное государственное агентство «State Drug Administration» (позднее преобразованное в «State Food and Drug Administartion»), на которое была возложена ответственность за централизованное регулирование производства, торговли, регистрации, сертификации и контроля качества лекарств.
В 2000-х гг. в связи со вступлением в ВТО в КНР было ужесточено законодательство в сфере интеллектуальной собственности, произошла либерализация системы дистрибуции и была введена единая система качества. В 2006 г. в стране была принята программа инновационного развития фармацевтики.
Таблица 1 ^
Государственная поддержка отрасли в странах с развитой фармацевтической промышленностью ^
<
Меры государственной поддержки Страны
1 2
Индия
Кадровое обеспечение • Развитие и поддержка образовательных программ в области подготовки преподавателей вузов, исследователей и менеджеров для фармацевтической промышленности; • образовательные гранты
Поддержка НИОКР • Льготное кредитование компаний, учавствующих в НИОКР; • поддержка совместных исследовательских программ отрасли, образовательных учреждений (гранты до 70% от стоимости проекта); • привлечение международных исследовательских организаций к работе с индийскими партнерами; • снижение импортных пошлин на оборудование для НИОКР; • поддержка исследований в малых и средних компаниях
Стимулирование производства и внутреннего спроса • Сокращение перечня препаратов, для которых устанавливается предельный уровень цен; • снижение налога на прибыль; • софинансирование экспортных операций; • поиск зарубежных партнеров и продвижение на зарубежные рынки
Инфраструктурная поддержка • Создание и поддержание базы данных о ведущихся исследованиях; • информация обо всех программах экспорта; • организация биотехнологических парков и центров
Китай
Кадровое обеспечение • Развитие и поддержка образовательных программ в области подготовки преподавателей вузов, исследователей и менеджеров для фармацевтической промышленности; • содействие развитию развитию фармацевтических школ: в 1952-2004 гг. их количество увеличилось с 5 до 240; • образовательные гранты
Поддержка НИОКР • Содействие импорту технологий для НИОКР в области фармацевтики; • развитие системы технологического обмена с другими странами; • поддержка НИОКР в сфере «западной» и «китайской» медицины; • льготное кредитование частных компаний, ведущих исследования; • предоставление налоговых льгот для иностранных компаний, занимающихся исследовательской деятельностью, а также в случае совместных НИОКР с китайской стороной
Стимулирование производства и внутреннего спроса • Предоставление льготных кредитов и грантов на расширение производства, финансирование оборотного капитала; • внедрение более жесткой системы патентования и контроля качества для продвижения китайской продукции за рубежом; • снижение налогов на экспортируемую продукцию; • содействие технологической модернизации; • содействие регистрации китайских лекарственных препаратов в зарубежных странах
Инфраструктурная поддержка • Развитие системы фармацевтических индустриальных и исследовательских парков для обеспечения доступа к необходимой инфраструктуре компаниям, занимающимся исследованиями
Хорватия
Кадровое обеспечение • Стимулирование взаимодействия образовательных учреждений с отраслью и исследовательскими организациями
Поддержка НИОКР • Стимулирование взаимодействия отрасли и образовательных и исследовательских организаций
Стимулирование производства и внутреннего спроса • Создание Патентного ведомства, основными функциями которого являются предоставление защиты интеллектуальной собственности и консультационные услуги исследовательским организациям; • приоритеты по включению местных производителей в социальные программы по возмещению лекарственных препаратов; • гармонизация законодательных и регулирующих аспектов с ВТО с целью привлечения производителей и инвесторов
1 2
Инфраструктурная поддержка • Создание технопарка
Швейцария
Кадровое обеспечение • Система грантов на обучение; • федеральный Офис по образованию и науке сотрудничает с фондами по финансированию инноваций с целью интеграции образовательных программ и НИОКР
Поддержка НИОКР • Поддержка через несколько национальных агентств; • финансирование исследований из совместных государственных и частных фондов, включая венчурные (соотношение государственных и частных инвестиций 1:1); • поддержка проектов малого и среднего бизнеса в биотехнологиях и фармацевтике
Стимулирование производства и внутреннего спроса • Простая быстрая процедура утверждения новых лекарств; • НДС, ниже чем по Европе; • максимальный уровень цен устанавливается на новые лекарства, вмешательства в текущие цены редки; • возмещение части стоимости препаратов приобретаемых в рамках государственного медицинского страхования
Инфраструктурная поддержка • Создание 14 национальных центров с целью привлечения инвестиций и поддержке разработок в сфере фармацевтики и биотехнологий
США
Кадровое обеспечение • Создание научно-исследовательских и образовательных учреждений
Поддержка НИОКР • Государственно-частные инвестиционные фонды для поддержки НИОКР в науке (включая фармацевтику): • Институт бионауки Северной Каролины — венчурный инвестиционный фонд, использующий государственные средства и средства частных инвесторов для финансирования научных и исследовательских организаций; • пенсионный фонд госслужащих Калифорнии ежегодно выделяет 500 млн долл. США в рамках программы развития НИОКР в биотехнологиях и образовании
Стимулирование производства и внутреннего спроса • В зависимости от штата, различные налоговые льготы; • контроль за ценами на лекарства по социальным программам и регулирование импорта
Инфраструктурная поддержка • В каждом штате созданы так называемые «торгово-научные» организации, предоставляющие информационную поддержку и консультационные услуги организациям, занимающимся НИОКР, поддерживают малый и средний инновационный бизнес
Она предусматривала беспрецедентно большой объем инвестиций, что должно было обеспечить переход индустрии от копирования западных препаратов к созданию собственных инновационных лекарств и развитию НИОКР.
В сфере кадрового обеспечения акцент делался на развитие и поддержку образовательных программ подготовки исследователей и менеджеров для фармацевтической промышленности, включая гранты и содействие развитию «фармацевтических школ», количество которых увеличилось с 5 в 1952 г. до 240 в 2006 г. В области стимулирования производства практиковалось предоставление грантов и льготных кредитов на расширение производства, а также финансирование оборотного капитала. В рамках стимулирования экспорта продукции была внедрена более жесткая система контроля качества и снижены налоги. Государство также содействует регистрации китайских лекарственных препаратов в других странах.
Государственная поддержка НИОКР в КНР осуществляется посредством содействия импорту техно-
логий, льготного кредитования частных фирм, ведущих научные исследования, а также предоставления налоговых льгот для иностранных фармацевтических компаний, создающих совместные предприятия с местными производителями компаниями и открывающих в Китае собственные исследовательские центры. Инфраструктурная поддержка включает в себя развитие системы фармацевтических кластеров и исследовательских парков.
Государственная поддержка фармацевтической промышленности позволила китайским компаниям наращивать объемы продаж темпами, опережающими рост мирового рынка (ежегодный прирост составил 20%), и увеличить свою долю в мировом лекарственном обороте за десять лет почти в 2 раза (с 5% в 1998 г. до 8,5% в 2008 г.) [10].
Развитие собственной фармацевтической промышленности поддерживают и европейские государства. Например, в Хорватии, в г. Вараждине, создан технопарк, финансируемый правительством страны и швейцарско-американским консорциумом. В Ва-
раждине находится большое количество успешных совместных предприятий, разрабатываются новые лекарственные средства.
В Швейцарии в течение вот уже более 50 лет инновации в фармацевтику поддерживаются несколькими национальными агентствами. Финансирование разработок осуществляется из совместных государственных и частных фондов, включая венчурные (соотношение государственных и частных инвестиций, как правило, 1:1). В стране принята простая и быстрая процедура регистрации новых лекарств, а также установлен один из самых низких в Европе НДС на лекарственные препараты [5]. В табл. 1 приводится краткий обзор мер государственной поддержки отрасли в странах с развитой фармацевтической промышленностью.
На основе изучения мирового опыта оказания государственной поддержки отрасли в странах с развитой фармацевтической промышленностью нами сделаны следующие выводы относительно целесообразности аналогичных мер в России:
• необходим благоприятный режим для инвестиций в производство (налоги, ставки по кредитам);
• требуется упрощение регулятивных процедур;
• следует оказывать поддержку экспорту и импор-тозамещению;
• организация биотехнологических центров и парков;
• необходимы развитие и поддержка образовательных программ в области подготовки преподавателей вузов, исследователей и менеджеров для фармацевтической промышленности.
Литература
1. Иващенко А. А., Кравченко Д. В. Концепция инновационного развития отечественной фармацевтической отрасли // Ремедиум. 2008. № 5. С. 14-18.
2. Итоги фармацевтического рынка. 2010: Обзор // ДМС групп 2011.
3. Москаленко Л. Нужна здоровая политика // Эксперт. № 40 (2010). С. 28-30.
4. Кондратьев В. Б. Глобальная фармацевтическая промышленность. Режим доступа: http://perspektivy.info/rus/ekob/ globalnaja_farmacevticheskaja_promyshlennost_2011-07-18. html.
5. Современное состояние фармацевтической отрасли РФ и международный опыт // Материалы для сводной рабочей группы Комиссии при Президенте РФ по мо-
дернизации и технологическому развитию экономики. m
Режим доспупа: www.strategy.ru. ь-
6. China Pharmaceutical Industry Statistics, 2000-2009. Available < at: http://www.researchinchina.com/Htmls/Report/2010/5826. | html. i=
7. US Pharmaceutical Report, 2008-2009; The China < Perspectives, China Pharmaceutical Statistics, India Industry: ^ Desperate for quality healthcare services; Economist x Intelligence Unit. ^
8. India's pharmaceutical industry on course for globalization, о Deutsche Bank research 2008. ш
9. India Industry: Desperate for quality healthcare services. q Economist Intelligence Unit. о
10. China Pharmaceutical Chain Industry Report, 2007-2008; The ^ Top Ten and Emerging Pharmaceutical Markets, Business is
Insights. =5=
>
References
1. Ivashchenko A. A., Kravchenko D. V. Kontseptsiya innovat-sionnogo razvitiya otechestvennoy farmatsevticheskoy otrasli [The concept of innovative development of the domestic pharmaceutical industry]. Remedium, 2008, no. 5, pp. 14-18.
2. Russian Pharmaceutical Market. Results of 2010. The Analytical Review. DSM Group, 2011. 74 p. (In Russ.).
3. Moskalenko L. Nuzhna zdorovaya politika [A sound policy is needed]. Ekspert, 2010, no. 40, pp. 28-30.
4. Kondrat'ev V. B. Global'naya farmatsevticheskaya promy-shlennost' [The global pharmaceutical industry]. Available at: http://perspektivy.info/rus/ekob/globalnaja_far-macevticheskaja_promyshlennost_2011 -07-18.html. (In Russ.).
5. Current status of the Russian pharmaceutical industry and international experience. Materials for the working group of the Commission for Modernization and Technological Development of Russia's Economy. Available at: http://www. strategy.ru. (In Russ.)
6. China Pharmaceutical Industry Statistics, 2000-2009. Available at: http://www.researchinchina.com/Htmls/Report/2010/5826. html.
7. US Pharmaceutical Industry Report, 2008-2009. Available at: http://www.reportlinker.com/p0118600/US-Pharmaceutical-Industry-Report.html.
8. India's pharmaceutical industry on course for globalization. Deutsche Bank Research, April 9, 2008. Available at: http:// www.deutschebank.co.in/jcr/pdfgen/pdf/India_s_pharma-ceutical_industry_on_course_for_global.pdf.
9. India industry: Desperate for quality healthcare services. Economist Intelligence Unit, Country ViewsWire, June 24, 2005.
10. China Pharmaceutical Chain Industry Report, 2007-2008. Available at: http://www.researchinchina.com/report/ Pharmaceutical/5447.html.
Издания СПбУУиЭ
Настоящее и будущее России: взгляд молодых экономистов: сборник докладов международной научно-практической конференции 14 марта 2012 г. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012. — 112 с.: ил.
ISBN 978-5-94047-286-5
14 марта 2012 г. факультетом экономики и финансов Санкт-Петербургского университета управления и экономики проводилась международная научно-практическая конференция, посвященная актуальным вопросам экономического развития нашей страны. В сборнике докладов представлены результаты научно-исследовательской работы участников мероприятия.
В подготовке конференции и докладов студентов участвовали научные руководители: д. э. н., профессор Л. С. Савченко, к. э. н., доцент Л. С. Сланов, к. э. н., доцент А. Ю. Румянцева, к. и. н., профессор В. Н. Самотуга.