Научная статья на тему 'Факультет в условиях развития уровневой системы подготовки: функциональные и структурные изменения'

Факультет в условиях развития уровневой системы подготовки: функциональные и структурные изменения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кантор Виталий Зорахович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факультет в условиях развития уровневой системы подготовки: функциональные и структурные изменения»

В. З. Кантор,

декан факультета коррекционной педагогики

ФАКУЛЬТЕТ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ УРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

У нашего сегодняшнего обсуждения, или, точнее, у самой постановки того вопроса, который мы обсуждаем, есть одна особенность, которую мы, быть может, и не осознаем, но которая в действительности имеет принципиальное значение. Речь идет о том, что мы — в отличие от многих наших коллег из других педагогических вузов — не обсуждаем вопрос о том, надо или не надо переходить на уровневую модель подготовки кадров (этот вопрос Герценовский университет решил для себя в положительном плане уже давно!), а обсуждаем вопрос о том, КАК нам еще дальше и успешнее продвинуться по этому пути, причем обсуждаем сугубо конкретно, технологично, в хорошем смысле прагматично.

И, безусловно, приятно понимать, что жизнь, время, логика образовательной политики доказали всем, в том числе и тем, кто прямо или опосредованно противодействовал внедрению уровневого подхода в практику высшего педагогического образования, бесспорную правильность выбора, сделанного нашим университетом вот уже около 20 лет назад.

Но не в меньшей степени, чем чувство гордости, мы должны испытывать и чувство опасности — опасности впасть в тот соблазн, когда бы мы застыли в гордой позе, купаясь в славе от уже достигнутых результатов. Напротив, для того чтобы не девальвировать эти результаты и не пропустить вперед «честолюбивых дубле-

ров», мы должны последовательно, алгоритмически точно, совершить новые — необходимые и продуманные — шаги — и именно в этом состоит в полной мере разделяемый мною пафос основного доклада, в котором все эти шаги объемно и комплексно охарактеризованы.

Все это побуждает меня «спроецировать» всю совокупность задач, которые перед нами в данном контексте встанут, на свой факультет — факультет, который наследует 200-летние традиции российской дефектологии, институционально оформившейся на базе основанного И. И. Бецким Воспитательного дома, факультет, которому в нынешнем году исполняется 90 лет, наконец, факультет, который имеет уже почти 20-летний опыт успешной работы в рамках уровне-вой системы подготовки кадров в области специального образования, востре-буемых на рынке труда. Более того, в самые последние годы этот опыт обогатился еще и на инновационной основе гуманитарных технологий.

Так вот, главное, что я осознаю, — и в этом, безусловно, проявляется диалектика развития, — я осознаю то, что та функциональная ипостась, в которой факультет и его подразделения многие годы уверенно существовали вплоть до сегодняшнего дня, видимо, уже не будут в должной мере отвечать новым требованиям. Более того, я рискну предположить, что это в той или иной степени касается и всех других факультетов нашего университета.

Материалы заседания Ученого совета 22 мая 2008 г.

Речь, идет, во-первых, о том, что в новых условиях должна существенно измениться функциональная роль кафедр, особенно выпускающих, и их заведующих. Что касается кафедр, то из совокупности сотрудников «с бумажными носителями» они должны превратиться в подлинную инфраструктуру реализации образовательной программы в целом. Иначе говоря, кафедра на основе координационного взаимодействия должна всецело отвечать не только за «свои» дисциплины, но и за качество реализации и освоения студентами всей образовательной программы. Соответственно — в совершенно иной ролевой позиции, а именно — позиции руководителя образовательной программы, должен выступать и заведующий кафедрой. Думается, что, с одной стороны, мы должны честно оценить реальную степень нашей готовности к этому, а с другой стороны — эти моменты должны быть учтены при совершенствовании внутриуни-верситетской нормативной базы — при корректировке действующего или, скорее всего, при разработке нового Положения о кафедре, а также при аттестации научно-педагогических кадров.

Между тем в еще большей степени претерпит изменения функционал деканатов и собственно деканов. Речь идет о переносе их работы в значительной мере, если не прежде всего, в менеджерскую плоскость, что, можно полагать, также должно найти свое отражение как в квалификационных требованиях, так и на уровне нормативной документации.

Деканат и декан из «получателей» готовой клиентуры должны будут превратиться в ее «завоевателей», организуя для этого постоянный мониторинг потребностей выпускников школ и, с другой стороны, рынка труда в его динамике.

Деканат и декан должны будут вести менеджерскую деятельность и в сфере реализации производимой образовательной услуги, постоянно взаимодействуя с ее заказчиками — работодателями. При-

чем здесь в числе прочего окажется необходимым, так сказать, обращение работодателей «в свою веру» — перевод и их сознания в систему «бакалавриат— магистратура» и притом — с позиции компетентностного подхода, ибо сегодня работодатель мыслит больше категориями штатного расписания, прямолинейно задаваясь вопросом о том, на какую должность он может взять бакалавра, а на какую — магистра, и отнюдь не мысля категориями способности к решению профессиональных задач.

Кроме того, деканат и декан, возможно, должны быть готовы к большей ответственности и самостоятельности в сфере кадровой и финансовой политики.

Наконец, факультеты в целом должны быть готовы к динамичным структурным трансформациям, адекватным требованиям развития уровневой подготовки, будь то создание в структуре университета новых институтов с целью реализации новых междисциплинарных образовательных программ, или, допустим, создание в порядке эксперимента — по примеру ряда европейских университетов — институциональных подструктур в составе факультетов.

В начале своего выступления я упомянул о грядущем 90-летии факультета кор-рекционной педагогики. Так вот, высказанные мною соображения об обязательности перемен на уровне факультета и его подразделений, категорически не являются призывом к безоглядному разрушению построенного в прежние годы. Напротив, эти перемены, которые произойдут на базе продуманной, обоснованной, четко прописанной и стратегически ориентированной программы, должны будут сыграть по существу жизнеобеспечивающую роль, еще больше усиливая лидирующие позиции РГПУ им. А. И. Герцена, и тогда факультет коррекционной педагогики, как и все другие факультеты и наш университет в целом, с достоинством отпразднует еще много славных юбилеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.