В. З. Кантор,
декан факультета коррекционной педагогики
О ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕХОДУ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
В связи с предстоящим введением федеральных государственных образовательных стандартов (далее сокращенно — ФГОС) третьего поколения факультет коррекционной педагогики испытывает, надо признаться, двойственные чувства.
С одной стороны, сбылось то, о чем много лет мечтала вся вузовская дефектологическая общественность: наша предметная сфера подготовки, наконец, была выделена в качестве самостоятельной, и мы получили (чтоб не сказать — выстрадали) «свое собственное» направление подготовки — «Специальное (дефектологическое) образование». С другой стороны, впервые за все годы существования уровневой системы подготовки кадров в сфере коррекционной педагогики и психологии разработчиком соответствующего образовательного стандарта волею обстоятельств оказался не коллектив факультета, и нам пришлось участвовать лишь в своего рода согласительных процедурах — весьма сложных и не всегда в должной мере результативных. Однако факультет в этой ситуации занял профессиональную дефектологическую позицию, определяемую формулой «принять факт необратимости случившегося и искать оптимальный вариант дальнейшей жизнедеятельности», и развернул подготовку к переходу на государственные образовательные стандарты третьего поколения. Более того, — и это следует подчеркнуть особо, — подготовка к переходу на новый образовательный стандарт стала для факультета не одним из аспектов, а контекстом всей его деятельности. При этом принципиально важным здесь было то, что соответствующую работу факультет начинал отнюдь не с «нулевой точки», не «с белого листа», а, напротив, опираясь на прочную основу собственного опыта.
Речь идет о том, что и после введения ФГОС второго поколения факультет сохранял и совершенствовал подготовку кадров по многоуровневой модели. Более того, факультет постепенно смещал пропорцию в цифрах приема в сторону увеличения приема на бакалавриат за счет сокращения приема на специалитет, что наиболее отчетливо проявилось в 2009 г. Кроме того, в 2009 г. факультет впервые осуществил прием на обучение в магистратуре
по заочной форме. И вообще, говоря о магистратуре, необходимо отметить, что факультет, придавая особое значение ее развитию, ввел и успешно реализует не имеющие аналогов в отечественной вузовской практике магистерские программы «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с нарушениями в развитии» и «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Еще одним плацдармом для успешного перехода к реализации ФГОС нового поколения является накапливаемый факультетом с 2007 г. опыт внедрения и реализации модульной системы организации образовательного процесса и балльно-рейтинговой системы аттестации студентов с позиций компетентностного подхода.
В этом контексте органично продолжалась интенсивная работа, в том числе в рамках грантовой деятельности и в сфере научно-методического обеспечения уровневого коррекционно-педагогического образования.
Так, только за последние три года сотрудниками факультета было опубликовано свыше 40 работ соответствующей целевой направленности.
При этом факультет стремился всегда быть чутким к международному образовательному контексту, служить площадкой для обсуждения и ассимиляции зарубежного опыта уровневой подготовки коррекционно-педагогических кадров. И в этом отношении среди многочисленных международных общественно-научных мероприятий, в которых участвовали сотрудники факультета, нужно особо отметить организованную факультетом в рамках XII российско-американской конференции по актуальным проблемам университетского образования секцию «Современные проблемы обучения, воспитания и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и задачи университетской подготовки кадров». В рамках данной секции был представлен и обсужден соответствующий актуальный опыт как РГПУ им. А. И. Герцена и других российских университетов, так и университетов США, Германии, Франции, Чехии и Польши.
Наконец, как известно, еще в рамках инновационной образовательной программы факультет существенно продвинулся в плане оборудования и оснащения рабочих мест, в том числе компьютеризированных, для самостоятельной работы студентов, прежде всего (что принципиально важно) студентов-инвалидов. И несколько забегая вперед, хотелось бы в этой связи подчеркнуть, что в текущем году эта работа будет продолжена: по согласованию со службами информатизации университета и фундаментальной библиотекой планируется переоснащение и переоборудование (на новой технологической основе) мест для самостоятельной работы студентов в читальном зале факультетского филиала библиотеки.
На этой исходной основе факультет и развернул подготовку к переходу на государственные образовательные стандарты третьего поколения.
Это потребовало прежде всего соответствующего организационно-управленческого обеспечения, в первую очередь планирования деятельности. На заседании ученого совета факультета были обсуждены задачи факультета по реализации перехода на уровневое образование на основе ФГОС третьего поколения, и в контексте плана перехода РГПУ им. А. И. Герцена на уровневое образование была спланирована соответствующая деятельность факультета во всех значимых ее аспектах, причем это планирование получило затем продолжение и детализацию в планах работы кафедр факультета.
Первостепенное значение здесь было придано разработке основных образовательных программ, ставшей, по сути дела, системообразующим элементом всей деятельности факультета. Причем поскольку стандарт третьего поколения носит рамочный характер, относя разработку собственно образовательных программ к компетенции вуза, то стало
возможным создать такие программы с учетом продуктивных герценовских традиций подготовки коррекционно-педагогических кадров и, главное, в русле сформировавшихся у нас в университете современных подходов к пониманию и формированию профессиональных компетентностей педагога. В результате были соответствующим образом расставлены приоритеты в рамках заявленного в стандарте перечня профилей подготовки бакалавра и были разработаны пять основных образовательных программ бакалавриата, связанных с подготовкой кадров для системы начального образования детей с нарушениями сенсорного и речевого развития, а также образования детей с нарушениями интеллекта.
Название профиля Название основной образовательной программы
Образование лиц с нарушениями зрения Начальное образование детей с нарушениями зрения
Образование лиц с нарушениями слуха Начальное образование детей с нарушениями слуха
Образование лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии Образование лиц с интеллектуальной недо статочно стью
Образование лиц с нарушениями речи Начальное образование детей с нарушениями речи
Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии
Все эти основные образовательные программы разработаны в русле компетент-ностного подхода, с позиций использования технологий активного рефлексивного обучения, в опоре на принцип модульного построения и с установкой на реализацию студентоцентрированной направленности через усиление практической подготовки за счет увеличения продолжительности практики (с 8 до 20 недель) и переосмысления ее содержания и организации с учетом требований компетентностного подхода. В итоге по каждому из вариативных модулей в разработанных образовательных программах в соответствующем ракурсе прописаны цели освоения модуля, задачи изучения модуля, место модуля в структуре основной образовательной программы, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля, структура и содержание модуля, образовательные технологии, применяемые в реализации содержания модуля, текущий контроль и итоговая аттестация, основное содержание модуля. В свою очередь в программе учебной и производственной практик отражены цели, задачи практики, место практики в структуре основной образовательной программы, компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики, ее структура и содержание, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике.
При этом сотрудники факультета ведут работу, направленную на то, чтобы новые образовательные программы по подготовке бакалавров и магистров были обеспечены УМК, созданными в соответствии с модульным принципом организации образовательного процесса, и необходимыми электронными обучающими ресурсами.
Наряду с этим, в настоящее время активно ведется работа по оформлению новых основных образовательных программ уровня магистратуры. Определяя номенклатуру этих программ (а их предлагается свыше 20) факультет исходил из того, что магистерские программы могут и должны носить либо интегративный (своего рода обобщающий — по отношению к профилям подготовки бакалавра) характер, либо, наоборот, строиться на путях дальнейшей предметно-содержательной дифференциации этих профилей, и тогда их перечень оказывается шире номенклатуры профилей подготовки бакалавров.
В данном контексте важно отметить, что сформировавшийся к настоящему времени кадровый потенциал факультета внушает оптимизм: из 66 работающих на факультете штатных преподавателей 11 — доктора наук, профессора и 50 — кандидаты наук и доценты, что позволяет обеспечить кадрами, и притом «с запасом», реализацию всех магистерских программ. Тем не менее разработка образовательных программ в рамках стандарта третьего поколения актуализировала вопрос о новых, адекватных требованиям этого стандарта, требованиях к профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава и управленческого персонала факультета. В этой связи следует отметить, что работа по соответствующим образом ориентированному повышению квалификации сотрудников осуществляется в рамках как формального, так и неформального образования. Что касается первого, то речь идет о различных официально институционализированных формах повышения квалификации, спектр которых достаточно широк — от профессиональной переподготовки (программа МВА) до краткосрочных курсов различной продолжительности. В итоге в таком формате свою профессиональную компетентность в соответствии с новыми требованиями на данный момент повысили (причем, необходимо подчеркнуть, за рамками инновационной образовательной программы) в общей сложности около 30 сотрудников факультета, включая как работников деканата, так и профессоров, доцентов и молодых преподавателей всех кафедр факультета.
Вместе с тем (и эта неформальная линия в повышении профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава представляется очень значимой) все сотрудники, прошедшие обучение на курсах, провели для сотрудников факультета и кафедр обучающие семинары и мастер-классы по проектированию образовательных программ для подготовки бакалавров на основе новых стандартов.
Разработка основных образовательных программ на основе стандартов нового поколения закономерно потребовала осуществления мероприятий по обеспечению их востребованности как потенциальными абитуриентами, так и работодателями.
Первое из таких мероприятий — круглый стол для работников и учащихся старших классов массовых и коррекционных образовательных учреждений.
В круглом столе приняли участие более 170 представителей коррекционных и общеобразовательных учреждений всех районов Санкт-Петербурга и отдельных районов Ленинградской области: администрация, специалисты группы сопровождения (социальные педагоги, психологи, логопеды), учителя и воспитатели, а также старшеклассники. Присутствующим были раскрыты сущностные характеристики нового подхода к подготовке коррекционно-педагогических кадров; состоялись презентации выпускающих кафедр факультета и намеченных ими к реализации образовательных программ, а также было представлено учебно-методическое и ресурсно-технологическое обеспечение образовательного процесса на факультете. Кроме того, студентами факультета была организована работа по ознакомлению абитуриентов с особенностями обучения и студенческой жизни на факультете. В свою очередь представители коррекционных учреждений проанализировали тенденции в плане качества подготовки и трудоустройства выпускников факультета в последние годы, а также дали прогностическую оценку и предварительную экспертизу потенциальной востребованности выпускников «нового поколения». Сотрудники же образовательных учреждений общего назначения не только проявили активный интерес к системе организации и инфраструктурного обеспечения образовательного процесса на факультете, но и выразили готовность к активизации взаимодействия с факультетом — в соответствующей плоскости — в контексте развития инклюзивных процессов в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наконец, принципиальное «политическое» значение в условиях конкурентной борьбы в процессе перехода на ФГОС третьего поколения имеет сохранение и расширение нашего «идейного» влияния на вузовскую дефектологическую общественность, упрочение нашей «союзнической» базы. И в этой связи следует отметить проведенные на базе факультета для коллег из Института специального образования Уральского государственного педагогического университета консультации и стажировки по вопросам организации профессионально-образовательного процесса на основе ФГОС третьего поколения. Высокие оценки екатеринбургскими коллегами качества и значимости этих стажировок свидетельствуют о целесообразности и необходимости продолжения факультетом деятельности в этом направлении и в дальнейшем.
В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что подготовка к переходу на новый образовательный стандарт явилась для факультета коррекционной педагогики не одним из аспектов, а контекстом всей его деятельности. И факультет чувствует себя сегодня в должной степени готовым к этому переходу.