Научная статья на тему 'О готовности к реализации основных образовательных программ по направлению "Специальное (дефектологическое) образование"'

О готовности к реализации основных образовательных программ по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / ЛИЦА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарин Алиция Петровна

На протяжении многих лет университет и дефектологическое сообщество предпринимали большие усилия, направленные на открытие самостоятельного направления подготовки кадров, способных к осуществлению разных видов деятельности в сфере оказания помощи лицам с проблемами в развитии. В 2008 г. такая возможность появилась. Одним из трех направлений педагогического образования стало «Специальное (дефектологическое) образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зарин Алиция Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О готовности к реализации основных образовательных программ по направлению "Специальное (дефектологическое) образование"»

А. П. Зарин,

заместитель декана факультета коррекционной педагогики

О ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ»

На протяжении многих лет университет и дефектологическое сообщество предпринимали большие усилия, направленные на открытие самостоятельного направления подготовки кадров, способных к осуществлению разных видов деятельности в сфере оказания помощи лицам с проблемами в развитии. В 2008 г. такая возможность появилась. Одним из трех направлений педагогического образования стало «Специальное (дефектологическое) образование».

58

О готовности к реализации основных образовательных программ...

С 2009 г. факультет коррекционной педагогики проводит активную работу по подготовке к переходу на реализацию основных образовательных программ (ООП) на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». При этом следует подчеркнуть, что рамки самостоятельного направления никоим образом не противопоставляют факультет остальным направлениям подготовки. Наоборот, в основу всей работы по созданию новых ООП были положены концептуальные разработки сотрудников университета, касающиеся подготовки бакалавра и магистра для сферы образования. Кроме этого, был критически осмыслен собственный опыт подготовки на факультете бакалавров и магистров в рамках направления «Педагогика» по стандартам первого и второго поколения, а также разносторонне изучен зарубежный опыт подготовки специалистов для работы с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования, реабилитации, культуры и социальной поддержки. Таким образом, разработанные в рамках направления «Специальное (дефектологическое) образование» новые ООП подготовки бакалавра и магистра продолжают лучшие герценов-ские традиции.

Факультету удалось выстроить новую модель подготовки современного дефектолога, которая, прежде всего, ориентирована на уровень магистратуры. В связи с этим в рамках нового направления создано всего 5 базовых программ бакалавриата, обеспечивающих подготовку специалистов для работы с детьми с нарушениями зрения, слуха, интеллекта и речи, что продолжает многолетние традиции факультета по подготовке кадров для системы специального образования. Эти программы должны составить основу создания практически неограниченного количества магистерских программ. Примерный перечень таких программ, разработанный с учетом реальных возможностей факультета и потребностями работодателей, насчитывает более 35 наименований.

Рамочный характер стандарта третьего поколения впервые предоставляет возможность создавать и реализовывать ООП, которые могут удовлетворить кадровые потребности разных типов учреждений, осуществляющих коррекционно-педагогическую, диагностическую, консультативную, реабилитационную, научно-исследовательскую и другие виды деятельности, даже в тех случаях, если потребности в таких специалистах невелики (например, учитель классов для слепых умственно отсталых детей, педагог дошкольных учреждений для детей с детским ранним аутизмом или детей с множественными нарушениями развития и др.).

Кроме этого модель подготовки бакалавров и магистров по стандартам третьего поколения открывает возможность создавать принципиально новые программы на основе интеграции направлений подготовки. Так, впервые для российской системы высшего образования на базе бакалавриата по педагогическому направлению может быть осуществлена подготовка в магистратуре учителей средних и старших классов школ для детей с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, которая до настоящего времени не практиковалась.

Говоря о взаимопроникновении и консолидации направлений внутри университета при разработке ООП по педагогическому и психолого-педагогическому направлению необходимо, на наш взгляд, включить в их содержание, хотя бы небольшой коррекционно-педагогический модуль, который позволил бы сформировать у бакалавров готовность увидеть особые потребности детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, признать необходимость их удовлетворения в соответствующих условиях. Это будет откликом на нарастающие в обществе и системе образования инклюзивные тенденции.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Анализ требований ФГОС, а также опыта создания новых ООП позволил выявить несомненные достижения факультета на пути перехода к реализации этих программ, а также определить круг проблем, которые требуют дальнейшего изучения и решения.

Прежде всего с удовлетворением можем отметить, что для реализации разработанных ООП на факультете созданы необходимые условия, четко прописанные в тексте стандарта. Так, кадровое обеспечение учебного процесса по всем созданным программам выходит далеко за рамки обозначенных в стандарте минимальных цифр. В бакалавриате обеспеченность ООП преподавателями с ученым званием и/или степенью может составить более 80% (требуемый минимум — 60%), а в магистратуре — эта цифра достигает 100%. Все преподаватели профессионального цикла имеют базовое высшее образование и/или ученую степень по профилю читаемой дисциплины.

Вместе с тем некую проблему может составить выполнение требования о привлечении к реализации ООП «не менее 5% преподавателей из числа практических работников, в том числе руководителей учреждений». Необходимо очень четко продумать и обеспечить такие формы взаимодействия с ними в этой области, которые делали бы его взаимовыгодным. Такой формой может стать создание объединений учреждений (ассоциированных членов факультетов) разной направленности (образовательных, досуговых, реабилитационных и др.) для участия в разработке, общественной экспертизе, реализации ООП, проведении совместных исследовательских проектов и др.

Большое значение в подготовке к переходу на ФГОС третьего поколения имеет повышение компетентности профессорско-преподавательского состава в вопросах создания ООП. По каждой программе хотя бы 1—2 преподавателя прошли курсы повышения квалификации на базе университета. Кроме этого, на факультете проводятся семинары, совещания, обсуждения текстов ФГОС, методических материалов к созданию ООП, которые способствуют более глубокому осознанию предстоящих изменений в подготовке студентов.

На текущем этапе подготовки к внедрению проектируемых ООП основное внимание уделяется созданию учебно-методического и информационного обеспечения их реализации. Все без исключения преподаватели с большим интересом, желанием и ответственностью приступили к этой работе. Учитывая тот факт, что в последние годы факультет готовил бакалавров всего по двум профилям и, следовательно, в этой работе участвовала лишь часть преподавателей, объективно возникают трудности, связанные с разной степенью их готовности к созданию учебно-методических материалов в соответствии с современными требованиями. Несмотря на это, к настоящему времени созданы программы всех дисциплин и модулей, включенных в содержание ООП. Сделан большой задел в работе по созданию учебно-методических комплексов к дисциплинам учебных планов. Здесь следует отметить положительное влияние на проведение этой работы опыта создания учебно-методических комплексов и учебных пособий, накопленного в рамках реализации инновационной программы. Вместе с тем, поскольку в содержание ООП включены новые дисциплины, эту работу необходимо интенсифицировать, ибо к началу реализации программ процесс изучения каждой дисциплины или модуля должен быть обеспечен современным учебно-методическим комплексом.

Некоторые трудности в построении новых ООП возникли при наполнении содержанием цикла Б. 5 «Учебная и производственная практики» с учетом четко обозначенных в тексте ФГОС требований и ее места в формировании компетенций бакалавра. Доля практик в структуре новых ООП существенно увеличилась и составляет 28 зачетных единиц, равняясь примерно 12% от общей трудоемкости программы.

При разработке программы модуля в качестве самостоятельного раздела учебной практики мы выделили научно-исследовательскую работу студентов, на которую предварительно предусмотрели 5 зачетных единиц. Такая необходимость, на наш взгляд, возникает в связи с тем, что в соответствии с требованиями ФГОС по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» бакалавр, осваивающий любую ООП, должен, в частности, овладеть компетенциями в области исследовательской деятельности. Их сформированность оценивается в рамках итоговой государственной аттестации, обязательной и основной формой которой является защита выпускной квалификационной работы. Поэтому к формированию этой группы компетенций мы подошли очень ответственно, предусмотрев разные формы организации НИРС с первого по последний год обучения с разными формами текущей и промежуточной аттестации. Это сделает работу студентов систематической, непрерывной и более результативной.

В завершении выступления считаю важным еще раз подчеркнуть, что введение ФГОС третьего поколения по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» открывает перед университетом и факультетом большие возможности для создания принципиально новых основных образовательных программ. Их реализация на уровне бакалавриата и магистратуры позволит университету и факультету использовать имеющийся уникальный потенциал и подтвердить свои лидирующие позиции в России в сфере подготовки специалистов в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.