Научная статья на тему 'ФГОС и управление учебно-методической работой в вузе'

ФГОС и управление учебно-методической работой в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕХОД НА УРОВНЕВУЮ ПОДГОТОВКУ / РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС / УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TRANSITION TO LEVEL TRAINING / IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL STANDARDS / METHODICAL WORK MANAGING / COMPETENCE APPROACH / EFFECTIVENESS OF THE OVERALL CERTIFICATION / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гоник Игорь Леонидович, Подлеснов Владислав Николаевич, Андросюк Евгения Романовна, Фетисов Александр Викторович

Проанализирована структура управления методической работой в университете с учетом уровневой подготовки студентов. Рассмотрены отдельные вопросы организационно-методической работы (разработка рабочих программ, повышение результативности итоговой аттестации и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гоник Игорь Леонидович, Подлеснов Владислав Николаевич, Андросюк Евгения Романовна, Фетисов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal state educational standards and educational and methodical management at higher school

The article considers the main elements of the system that ensures the implementation of the federal state educational standards with a view to meet the requirements of the quality management system. The structure of the education management system taking into account two-tiered training of students is analyzed. Some aspects of organizational and methodological work (development of work programs, increasing the effectiveness of the final certification, etc.) are revealed.

Текст научной работы на тему «ФГОС и управление учебно-методической работой в вузе»

96

Высшее образование в России • № 2, 2013

И.Л. ГОНИК, доцент, проректор В.Н. ПОДЛЕСНОВ, доцент Е.Р. АНДРОСЮК, доцент А.В. ФЕТИСОВ, доцент Волгоградский государственный технический университет

ФГОС и управление учебно-методической работой в вузе

Проанализирована структура управления методической работой в университете с учетом уровневой подготовки студентов. Рассмотрены отдельные вопросы организационно-методической работы (разработка рабочих программ, повышение результативности итоговой аттестации и др.).

Ключевые слова: переход на уровневую подготовку, реализация ФГОС, управление методической работой, компетентностный подход, результативность итоговой аттестации, информационные технологии.

При переходе на ФГОС важно выполнить два условия: во-первых, обеспечить выполнение всех предписанных стандартом рекомендаций (как по формируемым компетенциям, так и по условиям реализации программ) и, во-вторых, обеспечить преемственность новых стандартов и их методического обеспечения по отношению к действовавшим ранее государственным образовательным стандартам, программам и методическим разработкам. Выполнение второго условия позволит обеспечить переход с наименьшими трудностями и временными затратами и в полной мере использовать накопленный вузом учебно-методический потенциал. Основные элементы системы реализации ФГОС представлены на рис. 1. Выполнение названных выше условий возможно только при наличии в вузе эффективной системы управления учебнометодической работой.

В Волгоградском государственном техническом университете (ВолгГТУ) переход на уровне-вую систему образования был осуществ-

лен еще в 1993 г., когда в вузе началась подготовка бакалавров (магистров - в 1997 г.). С учетом уровневой подготовки система управления учебно-методической работой в ВолгГТУ сложилась в 90-х гг. и теперь нуждается лишь в модернизации. Она оказалась вполне адекватной тем задачам, которые встали перед вузом в связи с переходом на ФГОС [1].

В нашем университете еще в 90-е гг. была разработана типовая структура рабочей программы учебной дисциплины, учитывающая многоуровневый подход к образованию и рейтинговую системуоценки знаний студентов. С переходом на ФГОС возникла необходимость корректировки рабочих программ с учетом компетентностного под-

Рис. 1. Основные элементы системы реализации ФГОС

Обсуждаем проблему

97

хода и системы зачетных единиц. В программу был введен новый раздел - «Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины». При этом разработчикам было предложено использовать в обязательном порядке общекультурные и профессиональные компетенции, приводимые в каждом ФГОС с учетом разработанной для каждой ООП матрицы соответствия компетенций, и было рекомендовано в дополнение к установленным ФГОС профессиональным компетенциям вводить при необходимости профильно-специализированные компетенции (вузовское дополнение), которые учитывают особенности наполнения конкретной дисциплины в университете. Кроме того, было признано целесообразным указывать вырабатываемые компетенции (в конкретной формулировке) по каждому крупному разделу (модулю) дисциплины. Компетенции могут быть указаны также и при определении тематики лабораторных и практических занятий.

Для облегчения работы кафедр учебнометодическим управлением изданы учебное пособие «Рабочая программа учебной дисциплины: разработка и оформление » [2] и методические указания «Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ». Дальнейшая работа по переходу на новые стандарты сосредоточилась на кафедрах: это не только разработка рабочих программ, но и корректировка, а подчас и подготовка новых учебных пособий, методических указаний и других документов, входящих в состав учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД), в том числе и электронных (ЭУМКД), что обеспечивает их максимальную доступность студентам.

Важным звеном в системе управления учебно-методической работой является организационно-методическая комиссия (ОМК), которая работает в тесном взаимодействии с научно-методическим советом университета и учебно-методическим уп-

равлением. В среднем за учебный год ОМК проводит 10-12 комплексных проверок, которые включают, например, такие вопросы, как организация и методическое обеспечение процесса подготовки магистров и бакалавров; тематика и содержание магистерских диссертаций и бакалаврских работ на кафедрах университета; организация и методическое обеспечение практик и т.п. Результаты проверок обсуждаются на научно-методическом совете университета и совете деканов; издаются приказы и распоряжения, выполнение которых в установленные сроки проверяет ОМК.

Действенным средством управления в ВолгГТУ является используемая уже в течение двух десятилетий рейтинговая система оценки деятельности преподавателей, кафедр и факультетов. Ежегодно в январе

- феврале производится их оценка с последующим ранжированием преподавателей и подразделений. Балльная система оценки различных показателей позволяет ректорату осуществлять стимулирующее воздействие на отдельные участки работы. Так, например, благодаря введению соответствующих весовых коэффициентов показателей удалось повысить публикационную активность преподавателей, в частности существенно увеличить число публикаций в индексируемых научных журналах, а также количество издаваемых учебных пособий с грифом УМО вузов.

В университете с 1992 г. действует рейтинговая система оценки знаний студентов. Проводимый мониторинг знаний студентов

- как в течение семестра (по контрольным неделям), так и рубежный во время экзаменационных сессий - позволяет своевременно применять организационно-методические меры по корректировке учебного процесса и процесса аттестации студентов.

Рейтинговая система оценки знаний хорошо сопрягается с модульной технологией обучения, предполагающей разделение учебной дисциплины на отдельные компактные модули. Это позволяет студентам

98

Высшее образование в России • № 2, 2013

более четко организовать свою работу в течение семестра по главным, сведенным в модули темам курса, а преподавателю - оценивать академические успехи студентов поэтапно, несколько раз в семестре, а не только в целом на экзамене, что безусловно повышает достоверность оценки знаний студентов.

Примером управленческих решений, направленных на повышение качества образования, являются решения, связанные с организацией выполнения студентами выпускных квалификационных работ. Повышенное внимание к результативности выпускных работ - это одно из проявлений компетентностного подхода к образованию. Начало было положено в университете пять лет назад с утверждением Положения о магистратуре.

По ГОС второго поколения в университете продолжается выпуск специалистов (а по двум специальностям он будет осуществляться и в дальнейшем). С целью совершенствования и повышения результативности дипломного проектирования по университету был издан приказ, в котором определены конкретные требования к оценке дипломныхпроектов (наличие публикаций, доклады на конференциях, акты внедрения и другое).

Система управления при переходе на ФГОС не была бы полноценной без использования современных информационных технологий. В связи с этим в ВолгГТУ на web-сайте университета создана специализированная страница, посвященная переходу на новые образовательные стандарты. Данный Интернет-ресурс позволяет своевременно и оперативно получить полную информацию по этому вопросу самому широкому кругу участников образовательного процесса - от ректора до рядового сотрудника. В частности, постоянно обновляются разделы, которые включают нормативную документацию федерального и вузовского уровня, проекты ФГОС, приказы об утверждении ФГОС с текстами са-

мих стандартов, примерные основные образовательные программы, созданные ву-зами-разработчиками ФГОС, и другую информацию. В настоящее время на сайте размещены учебные планы и аннотации учебных дисциплин.

Для объективной оценки знаний учащихся был создан и эффективно использовался сетевой программный комплекс «АРМ Деканат», который обеспечивал автоматизацию процессов накопления и обработки сведений об успеваемости студентов.

На стадии внедрения ФГОС возникла необходимость модернизации этой системы с целью оперативного управления учебным процессом. В настоящее время в вузе разработана новая автоматизированная система «АРМ - учебный процесс» для осуществления мониторинга хода учебного процесса применительно к каждому обучающемуся. Система подключена к локальной сети университета и позволяет ректорату и деканату получать оперативные данные о состоянии текущей и рубежной успеваемости по отдельным факультетам, курсам, группам, дисциплинам, а также ранжировать студентов и группы по успеваемости и объективно решать вопрос о переводе студента на следующий курс. Кроме того, система дает возможность контролировать документальное обеспечение учебного процесса, а по окончании обучения - автоматически формировать приложение к диплому.

Проведение всех работ по переходу на ФГОС в кратчайшие сроки стало возможным благодаря созданной в университете системе руководства учебно-методической работой и четкому взаимодействию всех звеньев этой системы.

Литература

1. Новаков И.А., Попов Ю.В., Смирнов С.А.,

ГоникИ.Л., КучеровВ.Г., ПодлесновВ.Н.,

Садовников В.И., Андросюк Е.Р., Быков

Обсуждаем проблему

99

Ю.М. Компетентностный подход при реализации учебного процесса в вузе: Учеб. пособ. Волгоград: ВолгГТУ, 2009. 168 с.

2. Гоник И.Л., Фетисов А.В., Подлеснов В.Н.,

Андросюк Е.Р. и др. Рабочая программа учебной дисциплины: разработка и оформление: Учеб. пособие. Волгоград: ВолгГТУ, 2010. 128 с.

GONIK I.L., PODLESNOV V.N., ANDROSYUK E.R., FETISOV A.V. FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS AND EDUCATIONAL AND METHODICAL MANAGEMENT AT HIGHER SCHOOL

The article considers the main elements of the system that ensures the implementation of the federal state educational standards with a view to meet the requirements of the quality management system. The structure of the education management system taking into account two-tiered training of students is analyzed. Some aspects of organizational and methodological work (development of work programs, increasing the effectiveness of the final certification, etc.) are revealed.

Key words: transition to level training, implementation of educational standards, methodical work managing, competence approach, effectiveness of the overall certification, information technologies.

e

НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

LIBRARY.RU

Двухлетний импакт-фактор РИНЦ 2G11

(в скобках — без самоцитирования)

Социологические исследования Вопросы философии Педагогика Вопросы образования

1,146 (1,011) 0,949 (0,862) 0,777 (0,745) 0,658 (0,607)

Высшее образование в России 0,632 (0,526)

Alma mater 0,495 (0,405)

Философия образования 0,355 (0,119)

Философские науки 0,292 (0,228)

Эпистемология и философия науки 0,251 (0,194)

Высшее образование сегодня 0,217 (0,202)

Социология образования 0,211 (0,150)

Человек 0,194 (0,147)

цчпитут

ФЙГОСОйи^

РгИ

Продолжается издание 37-томной книжной серии «Философия России первой половины ХХ века»

Проект осуществляется под эгидой Института философии РАН и Некоммерческого научного фонда «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого» при участии издательства «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН) и финансовом содействии Фонда Олега Дерипаски «Вольное Дело».

Цель настоящего издания - представить русскую философию первой половины ХХ века в многообразии современных исследовательских контекстов и подходов. С начала 1990-х годов в обращении к русской философии можно выделить два периода. Первым был период публикации произведений, прежде недоступных отечественному читателю. Инициатором проекта выступил журнал «Вопросы философии», создавший серию «Из истории отечественной философской мысли». В это врем.я труды философов воспроизводились без особых комментариев и аналитической работы. Комментаторская работа развернулась с конца 1990-х годов. Стали готовиться и выходить в свет основательно комментированные издания отдельных философов, появились монографии, статьи и архивные исследования, посвященные идеям и направлениям русской философии.

Сегодня, после издания первой части серии «Философия России второй половины ХХ века », в которой современные авторы актуализируют интеллектуальный опыт философии в СССР, перед исследователями возникла необходимость осмыслить уже имеющийся опыт обращения к самому сложному, «разорванному» времени в истории отечественной философской мысли - первой половине ХХ столетия. О движении русской философии говорят как о «прерванном полете», и прерван он был именно в этот период. Распалось единое пространство мысли и общения русских философов. Издание серии «Философия России первой половины ХХ века» предполагает выявление связующих нитей отечественной философии.

Обстоятельные исследования отдельных направлений и идей философов, творивших в этот период, а также интеллектуальных и экзистенциальных контекстов уже достаточно давно и интенсивно ведутся отечественными учеными. Задача данного издания - представить в рамках серии сложившиеся сегодня исследовательские направления, продолжающие и актуализирующие традиции русской интеллектуальной культуры, и тем самым способствовать формированию целостного культурно-исторического образа русской философии как полифонического феномена в многообразии современных философских проблем и исследовательских контекстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.