Научная статья на тему 'Организационное и методическое обеспечение итоговой аттестации выпускников'

Организационное и методическое обеспечение итоговой аттестации выпускников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУХУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ АТТЕСТАЦИОННЫХ РАБОТ / GRADUATES' TOTAL CERTIFICATION / TWO-LEVEL STUDENTS TRAINING / EFFICIENCY OF CERTIFICATE WORKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гоник Игорь Леонидович, Фетисов Александр Викторович, Подлеснов Владислав Николаевич, Андросюк Евгения Романовна

Излагается опыт разработки и реализации комплекса мероприятий по совершенствованию организации и методического обеспечения итоговой аттестации выпускников в условиях двухуровневой подготовки в Волгоградском государственном техническом университете. Дается определение различных видов аттестационных работ, предлагаются пути повышения их эффективности. Описывается процедура итоговой аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гоник Игорь Леонидович, Фетисов Александр Викторович, Подлеснов Владислав Николаевич, Андросюк Евгения Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and methodical maintenance of total certification of graduates

The experience of the Volgograd State Technical University (VSTU) on working out and realization of complex actions for perfection of the organizational and methodical maintenance of total graduates certification in two-level training is stated. Definition of various kinds of certificate works is made. Ways of increase of their efficiency are offered. Procedure of total certification is described.

Текст научной работы на тему «Организационное и методическое обеспечение итоговой аттестации выпускников»

N

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

И.Л. ГОНИК, доцент, проректор

A.В. ФЕТИСОВ, доцент

B.Н. ПОДЛЕСНОВ, доцент Е.Р. АНДРОСЮК, доцент Волгоградский государственный технический университет

Организационное и методическое обеспечение итоговой аттестации выпускников

Излагается опыт разработки и реализации комплекса мероприятий по совершенствованию организации и методического обеспечения итоговой аттестации выпускников в условиях двухуровневой подготовки в Волгоградском государственном техническом университете. Дается определение различных видов аттестационных работ, предлагаются пути повышения их эффективности. Описывается процедура итоговой аттестации.

Ключевые слова: двухуровневая подготовка студентов, итоговая аттестация выпускников, эффективность аттестационных работ.

В предыдущей публикации нами был

описан опыт Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ) по широкому спектру вопросов, связанных с совершенствованием учебной и методической работы в условиях инновационного вуза [1]. Реализуемый в университете комплекс мероприятий выполняется в рамках развития системы менеджмента качества и с учетом введения двухуровневой подготовки и компетентностного подхода в образовании. При этом особое внимание уделяется совершенствованию завершающего этапа обучения студентов и итоговой аттестации выпускников. В данной статье анализируется именно этот аспект деятельности вуза. (Общие процедуры итоговой аттестации описаны в учебном пособии [2]).

В ВолгГТУ с 1993 г. реализуется двухуровневая система образования, включающая подготовку всех студентов очной формы обучения в бакалавриате (4 года) и дальнейшее их обучение в магистратуре (2 года) или в специалитете (1 год). Образование завершается итоговой аттестацией, которая включает в себя:

• на первом уровне - итоговый государственный экзамен по программе бакалавриата и защиту выпускной работы бакалавра;

• на втором уровне - итоговый государственный экзамен по программам магистра или специалиста и защиту магистерской диссертации (для магистратуры) или дипломного проекта или дипломной работы (для специалитета).

Выпускной работой бакалавра является соответствующая образовательным программам подготовки бакалавра самостоятельная комплексная разработка технического, физического, химического или других процессов, явлений или их элементов. Целью выпускной работы бакалавра является систематизация и дальнейшее углубление знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, а также определение возможности самостоятельного применения их при решении поставленных задач по данномунаправлению подготовки бакалавриата. Темы выпускных работ бакалавров могут охватывать широкий круг вопросов из разных областей знаний в рамках направления бакалавриата.

Выпускная работа бакалавра может включать в себя: анализ материала по теме разработки и требований, которые должны быть выполнены в ходе работы; выбор и обоснование принимаемого решения; выбор пути решения поставленной задачи и способа ее реализации; анализ и конкретизация решения (построение модели, выпол-

нение расчетов, проведение необходимого эксперимента, необходимые конструктивные проработки и т.д.); обработка полученных результатов, оформление работы в формализованном виде, составление выводов и рекомендаций.

Магистерская диссертация является самостоятельным научным исследованием, содержащим совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты. Она должна иметь внутреннее единство и свидетельствовать об умении автора проводить необходимые экспериментальные исследования, работать с приборами и вычислительной техникой, использовать теоретические знания и практические навыки.

Содержанием магистерской диссертации могут быть результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработки новых методов и методических подходов к решению научных проблем, их теоретическое обоснование. Цель магистерской диссертации - выявить умение автора планировать экспериментальные исследования, проводить их, осуществлять обработку экспериментальных данных и делать анализ полученных результатов; показать умение автора работать с технической и справочной литературой; аргументированно излагать свои мысли технически грамотным языком и их публично защищать; составлять математические модели и решать их аналитически.

Дипломным проектом (работой) специалиста является законченная комплексная самостоятельная разработка технологического, физического, химического или другого объекта, производственного процесса или явления, соответствующая образовательной программе специалиста. Целью дипломного проекта (работы) специалиста является систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных теоретических научных и производственных задач; развитие навыков ведения самосто-

ятельной работы и выявление готовности к самостоятельной работе; овладение методикой исследования, экспериментирования и анализа полученных результатов при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов.

Дипломная работа носит, как правило, исследовательский характер и предполагает проведение экспериментов и анализ полученных результатов. В то же время дипломный проект ориентирован на решение конкретной производственной задачи: он предполагает конструкторскую или технологическую проработку какого-либо объекта или процесса.

Четкое определение видов аттестационных работ позволило избежать разночтений и различного толкования названных видов аттестационных работ.

В целях совершенствования подготовки магистров в университете было обновлено Положение о магистратуре. Особое внимание уделяется повышению научного уровня магистерских диссертаций и результативности выполненных работ. В обязательном порядке к диссертации должны быть приложены печатные или принятые к печати статьи, тезисы докладов на научнотехнических конференциях, документы об использовании результатов исследований, полученные патенты на изобретение (или полезные модели) или сведения из Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам о принятии заявок к рассмотрению, макеты или образцы изделий или материалов, программные материалы, зарегистрированные в фонде алгоритмов и программ.

В ВолгГТУ установлено, что количество представленных материалов из указанных выше должно быть не менее двух. Подобный подход позволил добиться существенного роста числа магистрантов, имеющих публикации по результатам работы над магистерской диссертацией, при этом количество публикаций в среднем составило 3,3 на каждого магистранта.

Реализация указанного положения при

Обсуждаем проблему

93

подготовке магистров не вызвала особенных затруднений, поскольку в магистратуре обучаются наиболее подготовленные выпускники бакалавриата (около десяти процентов). Сложнее обстоит дело со специалистами, которых выпускается существенно больше. Тем не менее ректорат счел возможным повысить требования в отношении эффективности дипломных проектов и работ. Этот вопрос обсуждался на заседании Ученого совета, который обратил внимание на следующие аспекты:

• тематика и содержание дипломных проектов должны соответствовать ГОС ВПО в части требований к уровню подготовки выпускников;

• темы дипломных проектов должны отвечать задачам реальных технических объектов и содержать задания по совершенствованию процесса или конструкции с целью улучшения их свойств;

• аналитический обзор по теме проекта должен быть выполнен с использованием литературных источников, журнальных статей, патентов, информации из Интернета и др.;

• специальный раздел должен содержать личный вклад студента в решение технической, технологической, экологической, экономической или организационной задачи;

• результативность дипломного проекта должна быть выражена в публикациях, заявках на патенты, докладах на научных конференциях и т.д.;

• оформление дипломного проекта должно производиться в строгом соответствии с действующими стандартами.

Итоговая аттестация выпускника вуза по образовательным программам высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, осуществляется ГАК в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 25.03.2003 № 1155. При усло-

вии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику высшего учебного заведения присваивается соответствующая квалификация (степень) и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.

Определенные особенности имеет итоговая аттестация по неаккредитованным основным образовательным программам (ООП), по которым предстоит первый выпуск бакалавров, специалистов или магистров. На основании действующего законодательства, Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 71 от 14 февраля 2008 г., Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 522 от 14 июля 2008 г., и существующих положений в ВолгГТУ принята следующая процедура подготовки к государственной аккредитации отдельных основных образовательных программ (рис. 1):

• подача в Рособрнадзор заявления о государственной аккредитации с указанием образовательных программ, представленных к государственной аккредитации, и выписки из соответствующего решения Ученого совета;

• формирование комиссии и подкомиссий по самообследованию образовательных программ;

• утверждение на заседании Ученого совета полных составов итоговых аттеста-ционныхкомиссий (ИАК);

• проведение самообследования образовательных программ;

• представление учебных планов по заявленным образовательным программам высшего профессионального образования в Информационно-методический центр по

Рис. 1. Этапы аккредитации отдельных образовательных программ

аттестации образовательных организаций экзамен и защиту выпускной квалифика-(ИМЦА, г. Шахты); ционной работы;

• проведение итоговой аттестации вы- • представление в Рособрнадзор от-

пускников ИАК, включающей итоговый чета о реализации аккредитуемых основ-

Обсуждаем проблему

95

ных образовательных программ вместе с модулем сбора данных об условиях реализации отдельной образовательной программы.

По каждой из отдельных ООП на основании предложений факультетов и выпускающих кафедр утверждается итоговая аттестационная комиссия (ИАК), состоящая из итоговых экзаменационных комиссий (ИЭК) по итоговым аттестационным испытаниям (итоговому экзамену и защите выпускных квалификационных работ), установленным для каждой из образовательных программ.

ИАК и ее комиссии формируются по принципу формирования ГАК из научнопедагогического персонала университета, представителей сторонних организаций: специалистов предприятий, учреждений и организаций - потребителей кадров данного профиля, а также из ведущих преподавателей и научных работников других высших учебных заведений. Состав ИАК утверждается ректором университета, председатель ИЭК является заместителем председателя ИАК. По возможности в состав ИАК включается представитель соответствующего учебно-методического объединения, курирующего образовательную программу.

Итоговую аттестационную комиссию возглавляет председатель - как правило, лицо, не работающее в ВолгГТУ, из числа докторов наук, профессоров соответствующего профиля, а при их отсутствии - кандидатов наук или ведущих специалистов предприятий и организаций, являющихся потребителями выпускников данного направления подготовки.

Председатель ИАК выполняет следующие функции: организует и контролирует деятельность всех ИЭК; обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам; может возглавлять одну из экзаменационных комиссий и принимать участие в работе любой из них на правах её члена.

Основными функциями ИАК при про-

ведении итоговой аттестации являются:

• установление уровня готовности выпускника к выполнению профессиональных задач;

• определение соответствия подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта (ФГОС);

• принятие решения о соответствии уровня подготовки выпускника квалификации (степени) по определенной образовательной программе;

• принятие решения о выдаче выпускнику соответствующего диплома о высшем профессиональном образовании (негосударственного образца);

• разработка рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки обучающихся, на основании результатов работы.

По существу, порядок прохождения итоговой аттестации по неаккредитованным ООП и функции ИАК идентичны итоговой государственной аттестации и функциям ГАК. Однако по результатам работы ИАК вуз не имеет право выдавать дипломы государственного образца.

В течение 10 дней после проведения вузовской итоговой аттестации выпускников отчет о реализации аккредитуемых ООП и вся полагающаяся документация представляются в Рособрнадзор.

После аккредитации Аккредитационной коллегией Рособрнадзора новой образовательной программы в вузе приступает к работе государственная аттестационная комиссия (ГАК), но не ранее, чем через 10 дней после принятия решения Аккредитационной коллегией.

Состав ГАК может формироваться параллельно с формированием состава ИАК. В состав ГАК могут включаться члены ИАК. Кандидатура председателя ГАК утверждается в Федеральном агентстве по образованию после принятия положительного решения об аккредитации новых ООП. Председатель ИАК может являться председателем ГАК.

Государственная аттестационная комис-

сия рассматривает результаты итоговой аттестации в ИАК по каждому аттестуемому выпускнику, подтверждает или не подтверждает эти результаты.

В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 25.03.2003 №1155, ГАК:

• определяет соответствие подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта и уровня его подготовки;

• принимает решение о присвоении квалификации (степени) и выдаче выпускнику соответствующего диплома государственного образца;

• формулирует (с учетом результатов работы ИАК) рекомендации, направленные на совершенствование подготовки обучающихся.

В выдаваемых выпускникам дипломах государственного образца и в приложениях к ним в соответствующих строках ука-

зывается дата принятия государственной аттестационной комиссией решения о присвоении квалификации (степени).

Как показывает опыт, решение Аккредитационной коллегии Рособрнадзора университет получает в течение месяца после ее проведения. Далее проводится государственная итоговая аттестация, которая может использовать результаты проведенной ранее вузовской итоговой аттестации.

Литература

1. ГоникИ., АндросюкЕ, ПодлесновВ., Куче-

ров В., Садовников В. Совершенствование учебной и методической работы в условиях инновационного вуза // Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 105-111.

2. Система управления учебным процессом в

университете: организационные вопросы и документация: учеб. пособие / И.А. Новаков, Ю.В. Попов, В.Н. Подлеснов, О.Д. Косов, Е.Р. Андросюк, В.Г. Кучеров, В.И. Садовников, А.В. Шишмаков / Волг-ГТУ. Волгоград, 2005. 280 с.

GONIK I, FETISOV A., PODLESNOV V., ANDROSJUK E. ORGANIZATIONAL AND METHODICAL MAINTENANCE OF TOTAL CERTIFICATION OF GRADUATES The experience of the Volgograd State Technical University (VSTU) on working out and realization of complex actions for perfection of the organizational and methodical maintenance of total graduates certification in two-level training is stated. Definition of various kinds of certificate works is made. Ways of increase of their efficiency are offered. Procedure of total certification is described.

Keywords: two-level students training, graduates’ total certification, efficiency of certificate works.

Л.Г. ГОРБУНОВА, доцент Кюлиметрический

Сыктывкарский государственный мониторинг учебных

университет достижений студентов

В статье рассматривается структура, инструментарий и условия функционирования квалиметрического мониторинга результатов учебной деятельности студентов. Описаны средства мониторинга, используемые для выявления разных уровней обученности.

Ключевые слова: качество образования, квалиметрический мониторинг, средства педагогического измерения, тест, рейтинговая оценка, обученность.

Проблема качества высшего професси- ня особое значение, обусловленное рядом онального образования приобретает сегод- процессов, происходящих в настоящее вре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.