Научная статья на тему 'Совершенствование учебной и методической работы в условиях инновационного вуза'

Совершенствование учебной и методической работы в условиях инновационного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
953
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гоник И., Андросюк Е., Подлеснов В., Кучеров В., Садовников В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование учебной и методической работы в условиях инновационного вуза»

но, не имея ученой степени. Однако современные условия работы редакций периодических изданий требуют от редактора быть человеком «пишущим». Это необходимо не только для того, чтобы в критической ситуации редактор мог «подменить » журналиста, но и для адекватной оценки содержания издания. Ценность газетного или журнального материала увидит только тот, кто сам бывал в шкуре публициста, кто знает вкус журналистского хлеба.

Несмотря на то, что в теории и практике журналистики накоплен огромный опыт, общих рецептов работы редактора периодического издания нет. Действия редактора будут зависеть от ряда факторов: от специфики информационного повода, темы и целей текста, творческой манеры автора, собственного опыта, выбора жанра и многого другого. Закономерно возникает вопрос: если нет рецептов, чему и как учить будущих редакторов? И можно ли вообще научить редактированию? Очевидно, что воспитать уже на студенческой скамье настоящих мастеров своего дела удастся в исключительных случаях. Как и в любой профессии, для этого требуются годы. Однако можно помочь студентам овладеть основами редактирования: усвоить важнейшие правила подготовки номера, приёмы и технику работы с текстами, в том

И. ГОНИК, доцент, проректор Е. АНДРОСЮК, доцент В. ПОДЛЕСНОВ, доцент В. КУЧЕРОВ, профессор В. САДОВНИКОВ, доцент Волгоградский государственный технический университет

Развернувшийся в вузах процесс внедрения инноваций во все сферы деятельности учебного заведения требует, в частности, новых подходов в организации учебной и методической работы. Инновационный вуз - это передовое высшее учебное заведение, осуществляющее научную и обра-

числе и на микроуровне; приобрести прикладные навыки, необходимые в редакторской работе.

В этой связи представляется очевидным, что подготовка будущих редакторов периодики сегодня должна стать принципиально иной - системной, включающей новые, соответствующие современным требованиям редакционной работы дисциплины и формы учебной и производственной практики. Но в первую очередь она должна стать приоритетной областью внимания для научных и учебных учреждений, занимающихся образованием специалистов СМИ. Тем более что удивительная, очень нужная и трудная профессия редактора периодического издания этого заслуживает.

Литература

1. Гуревич С.М. Номер газеты. - М., 2002. -

С. 186.

2. См.: Тертычный А.А. Жанры периодичес-

кой печати. - М., 2002; Ким М.Н. Жанры современной журналистики. - СПб., 2004.

3. Былинский К. Литературное редактирова-

ние газеты. - М., 1953. - С. 5.

4. Справочник для журналистов стран Цент-

ральной и Восточной Европы / Пер. с англ. - М., 1998. - С. 110.

5. Кольцов М. Писатель в газете. Выступле-

ния, статьи, заметки. - М., 1961. - С. 123.

Совершенствование учебной и методической работы в условиях инновационного вуза

зовательную деятельность на современном уровне и при их тесном взаимодействии. Образовательная деятельность здесь базируется на основных принципах Болонского процесса, многоуровневой подготовке и компетентностном подходе к процессу обучения. Тесное взаимодействие и взаимопро-

никновение процессов обучения специалистов и научно-исследовательской работы дает в результате повышение качества деятельности учебного заведения.

Учебный процесс в условиях инновационной деятельности ориентирован прежде всего на удовлетворение потребности личности, развитие творческих способностей выпускников, их стремление к постоянному самообразованию. В этих условиях повышаются требования к кадровому составу учебного заведения, к квалификации профессоров и преподавателей, их творческой научно-педагогической деятельности. В инновационном вузе возрастают требования к уровню руководства вузом, качеству управления всеми сторонами его деятельности.

В Волгоградском государственном техническом университете в 1992 г. был начат переход на двухуровневую структуру образования. В настоящее время обучение в университете начинается с бакалавриата как первой ступени и продолжается 4 года. На базе бакалавриата основаны две ветви второй ступени обучения: магистратура - 2 года, и специалитет - 1-1,5 года. Вся учебно-организационная и методическая работа по обеспечению функционирования двухуровневой системы образования вуниверситете проведена.

Дальнейшее развитие двухуровневой системы в ВолгГТУ зависит от общих тенденций развития высшего образования в стране; наша модель ввиду ее гибкости может быть достаточно легко трансформирована. В частности, в настоящее время сделаны первые шаги по формированию специализированной магистратуры, предполагающей не только научно-исследовательскую, но и другие виды деятельности выпускников (технологическую, опытно- и проектно-конструкторскую, организаторскую). Скорректировано университетское положение о магистратуре с учетом возможности подготовки магистров к различным видам деятельности.

Магистерские программы по преимуществу носят авторский характер, отражая те-

матику научных исследований сложившейся на данной кафедре научно-педагогической школы. Программа предполагает получение углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в соответствующих областях деятельности, что отвечает прин-ципукомпетентностного подхода.

Подготовка магистров в специализированной магистратуре была начата в 2006 г., а в 2008 г. состоялся их первый выпуск. Обучение осуществлялось по трехсторонним договорам «вуз - предприятие - студент». На период работы над диссертацией магистранты были оформлены на конкретное предприятие на 0,5 ставки и выполняли исследования и проекты, связанные с решением научно-технических задач, стоящих перед работодателем. В магистерской диссертации нашли отражение результаты их теоретических и экспериментальных исследований, описывались методы и методические подходы к решению поставленных задач, проектно-конструкторские, технологические и другие аспекты. Диссертации такого типа защищались на выездных заседаниях ГАК непосредственно на предприятии с заинтересованным участием инженернотехнических работников и руководителей.

Организация учебного процесса базируется на учебно-методических комплексах дисциплин (УМКД), которые являются ключевым элементом методического обеспечения основной образовательной программы (ООП), определяющим содержание и структуру дисциплины, ее место и значение в системе подготовки специалиста по каждому направлению или специальности. Работа по созданию УМКД в ВолгГТУ была начата более пяти лет назад и в настоящее время проведена по всем дисциплинам. Основными составляющими УМКД являются: рабочая программа и методика рейтингового контроля знаний студентов по учебной дисциплине по каждой форме обучения; методические указания для различных форм учебных занятий по дисциплине; материалы по промежуточному контролю знаний по дисциплине; контрольные

задания и вопросы (в том числе в виде тестов) по отдельным модулям и в целом по дисциплине; примерные темы заданий по самостоятельной работе студентов (СРС) и примеры их выполнения; перечень учебников и учебных пособий, изданных сотрудниками университета по дисциплине (в том числе в электронной форме); комплект экзаменационных билетов (вопросы для экзамена); карточки обеспеченности дисциплины учебно-методической литературой на текущий учебный год.

В том случае, когда дисциплина входит в планы сразу нескольких ООП с одинаковыми требованиями ГОС и учебных пла-нов(одно и то же название, одинаковое число часов, отводимое на изучение дисциплины и т. д.), разрабатывается один унифицированный УМКД по этим специальностям (направлениям). Для очной, очно-заочной, заочной форм обучения по одной и той же специальности(направлению) составляется единый базовый УМКД с добавлением особенностей, связанных к конкретной формой обучения. Для студентов, изучающих дисциплину по сокращенной программе обучения, составляется отдельный УМКД.

Ориентация образовательной деятельности на компетентностный подход потребовала доработки УМКД в части усиления практической направленности изучаемых дисциплин, развития умений применять полученные знания при решении конкретных научно-технических и производственных задач. С этой целью в УМКД включаются более полные комплекты задач для СРС с примерами их решения, вопросы для контроля и самоконтроля полученных знаний, а также методики изучения отдельных вопросов дисциплины, в том числе и для самоподготовки. Для обеспечения доступа обучающихся к учебно-методическим комплексам дисциплин в последнее время появилась необходимость представить соответствующие материалы в электронном виде - как на CD-дисках, таки на сайте университета.

В течение последних трех лет в ВолгГТУ проводится активная работа по расширению использования в учебном процессе информационных образовательных технологий. В вузе постоянно действуют курсы по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала в области владения вычислительной техникой. Определены девять кафедр, выполняющих функцию экспериментальных площадок по разработке информационных технологий, необходимых для организации процесса обучения и проведения научных исследований. На этих кафедрах проделана конструктивная работа по созданию и внедрению контрольноизмерительных материалов для оценки знаний студентов в ходе всех видов учебных занятий, формированию методического обеспечения системы дистанционного обучения по дисциплинам или разделам дис-циплин,разработке электронных контро-лирующе-обучающих модулей учебных курсов, выполнению инженерных расчетов и моделированию ряда технологических процессов, созданию электронных учебнометодических комплексов дисциплин. В настоящий момент эта задача поставлена перед коллективами всех кафедр университета. При этом разработчикам дана значительная свобода по формированию структуры электронных УМКД, которые наряду с небольшим перечнем основных элементов могут содержать целый ряд дополнительных. Это могут быть, к примеру, презентационные материалы (слайд-фильмы) по дисциплине; мультимедийные и интерактивные материалы; видеолекции, виртуальные лабораторные работы, методические руководства по изучению дисциплины; справочные материалы, нормативные документы, ссылки на базы данных, сайты; справочные системы, электронные словари, сетевые ресурсы и прочее.

В университете за последнее десятилетие сложилась рациональная практика определения приоритетных направлений на-

учно-методической работы. Они формулируются научно-методическим советом университета каждые три-пять лет с ориентацией на решение актуальных на каждом этапе задач. В настоящее время такими направлениями являются:

- разработка новых и усовершенствование действующих методик и технологий (в том числе информационных) для повышения качества образовательного процесса;

- исследование и разработка методов самооценки деятельности университета, его подразделений, а также организации учебного процесса по отдельным основным образовательным программам (ООП) в рамках системы менеджмента качества;

- совершенствование форм и методов повышения научно-методического уровня текущей, рубежной и итоговой аттестации студентов.

На ежегодной университетской научной конференции подводятся итоги научно-методической работы, лучшие материалы публикуются в сборнике научных трудов «Известия ВолгГТУ» (сер. «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе»). Регулярно проводятся конкурсы на лучшую научно-методическую работу, в которых, как правило, участвуют преподаватели каждой третьей кафедры.

Более 15 лет в университете функционируют рейтинговые системы оценки знаний студентов и деятельности преподавателей, кафедр и факультетов. Эти системы хорошо себя зарекомендовали, о них положительно отзываются большинство студентов и преподавателей. Рейтинговая система оценки знаний студентов способствует их ритмичной работе в течение семестра, преподавателям она позволяет непредвзято оценивать знания студентов, а деканату - осуществлять тщательный отбор студентов для продолжения обучения в магистратуре или специалитете. Рейтинг преподавателей стимулирует их творческую активность, дает возможность более объективно проводить переизбрание преподавателей по конкурсу.

Методики рейтингового контроля, являющиеся в ВолгГТУ обязательным приложением к рабочим программам дисциплин, подвергаются корректировке в соответствии с компетентностным подходом -с акцентом на получении студентами профессиональных знаний и практических навыков. Рейтинговая система оценки деятельности ППС корректируется в направлении повышения веса показателей, учитывающих участие преподавателей в создании электронных учебно-методических комплексов, учебников и пособий, в подготовке студентов к олимпиадам и конкурсам, а также в инновационных научных проектах.

Внедрение новых образовательных технологий, безусловно, требует усиления управленческого воздействия со стороны вузовских руководителей всех уровней. Контроль хода учебного процесса организуется в ВолгГТУ на трех уровнях - университетском, факультетском и кафедральном (рис. 1).

На университетском уровне контроль организуют и проводят учебный отдел, организационно-методическая комиссия (ОМК) и учебно-методическое объединение (УМО). Выполнение графика учебного процесса контролирует учебный отдел, методическое обеспечение проверяет ОМК с последующим обсуждением на деканских совещаниях и заседаниях научно-методического совета университета. Соблюдение расписания занятий, хода экзаменационных сессий и переэкзаменовок контролирует учебный отдел. Особое внимание уделяется вопросу информирования студентов о консультацияхи переэкзаменовках.

Рейтинговый контроль академической активности студентов и планомерности выполнения учебных поручений проводится кафедрами, деканатами и контролируется по поручению ректора учебно-методическим объединением. Рейтинговый контроль знаний студентов осуществляется в двух формах: текущий контроль по установленным в университете двум контрольным неделям в течение каждого семестра и рубежный кон-

КОНТРОЛЬ ХОДА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

УРОВНИ

КОНТРОЛЯ

ЧТО

КОНТРОЛИРУЕТСЯ

КТО

КОНТРОЛИРУЕТ

Рис. 1. Структурная схема контроля хода учебного процесса в ВолгГТУ

троль, осуществляемый в ходе экзаменационных сессий. Текущий контроль предполагает заполнение преподавателями контрольных листов успеваемости студентов. Данные обрабатываются в деканатах, их сводные результаты доводятся до сведения студентов и кафедр, обсуждаются в учебных группах, на совещаниях деканов, а также помещаются на сайте университета.

На факультетском и кафедральном уровнях работа по контролю учебного процесса ведется по всем представленным на схеме направлениям. Наибольшая эффективность контроля достигается в тех подразделениях, где глубоко анализируются итоги как текущей, так и рубежной и итоговой аттестации и незамедлительно принимаются воспитательные, организационные и методические меры.

В настоящее время УМО ВолгГТУ разработан календарный план мероприятий по менеджменту качества образовательных услуг, где в комплексе, на весь учебный год определяется порядок мероприятий, их исполнители, ответственные за проведение, а также соответствующие регламентирующие документы. Все это позволяет организовать системный помесячный контроль за учебно-методической деятельностью.

Повышение уровня учебной и методической работы в условиях инновационной среды предъявляет более жесткие требования к профессорско-преподавательскому составу и предполагает соответствующий контроль за его деятельностью. На рис. 2 показаны элементы контроля качества трудовой деятельности ППС.

Повышение квалификации ППС контролируется департаментом науки и инноваций (ДНиИ), отделом аспирантуры и докторантуры. В ВолгГТУ удалось добиться стабильного роста числа защит диссертаций преподавателями университета. Так, за последние пять лет защищено 38 докторских и 374 кандидатские диссертации.

Особое внимание уделяется контролю планирования и реализации работы преподавателя. Специально созданной комисси-

ей было проанализировано более 30% индивидуальных планов работы преподавателей различных кафедр и факультетов университета. При общихположительных результатах были выявлены и недостатки, главным из которых является неконкретное планирование учебно-методической и научной работы, что не позволяет эффективно контролировать эти виды работ. По поручению ректората УМО университета разработало новую, усовершенствованную форму индивидуального плана. Помимо кафедр, деканатов и УМО выполнение индивидуальных планов работы преподавателей контролирует ОМК.

Текущий контроль работы преподавателей и контроль за соблюдением трудовой дисциплины организуют заведующие кафедрами и учебный отдел. Методы контроля могут быть различными: посещение лекций и других занятий, проводимых преподавателями кафедры; обсуждение методик проведения экзаменов и формирования оценки по ним; контроль за подбором тем рефератов, курсовых и дипломных проектов и работ. На некоторых кафедрах молодым преподавате-лямуниверситета поручаютпроверку семестровых заданий или курсовых работ студентов, затем проводится совместное обсуждение оценок с точки зрения их объективности для выработки единых требований к оценке.

По итоговым отчетам преподавателей разработаны методические рекомендации, которые нацеливают их на активную работу не только в ходе учебного процесса, но и «во второй половине дня ». Отчет преподавателя предполагается как на кафедре, таки на совете факультета. Он содержит разделы, в основном соответствующие разделам индивидуального плана работы: учебная работа, учебно-методическая и организационно-методическая работа, научно-исследовательская работа, участие в хоздоговорных НИР, перечень опубликованных научных и научно-методических работ за отчетный период, общественная и воспитательная работа, повышение квалификации. Кроме того, предусмотрен раздел, важный для финансово-

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ППС

ДНиИ

Отдел

аспирантуры

Деканат

ОМК

УМО

Комиссия по рейтингу

Зав. кафедрой

і/

РЕКТОРАТ

N.

Совет

факультета

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ (защита диссертаций, ФПК, стажировки и др.)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ОТЧЕТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ по отдельным вопросам на заседаниях кафедры

ОТКРЫТЫЕ ЛЕКЦИИ, взаимопосещение лекций и др. занятий

ТЕКУЩИИ КОНТРОЛЬ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

КОНТРОЛЬ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИТОГОВЫЕ ОТЧЕТЫ преподавателей за период работы по контракту

а

ЕІ

Ф

■&

Рис. 2. Структурная схема контроля качества трудовой деятельности ППС в ВолгГТУ

го обеспечения вуза и его подразделений, -участие преподавателя в выполнении работы по оказанию дополнительных образовательных и других платных услуг.

В ВолгГТУ разработана также примерная структура отчета заведующего кафедрой на Ученом совете университета. В нее входят основные показатели работы кафедры за пятилетний срок: кадровый и возрастной состав; наличие аспирантуры и докторантуры; научно-исследовательская работа, в том числе участие в выполнении научных программ Рособразования и Роснауки и выполнении грантов РФФИ и РГНФ; при-

обретенное и установленное учебно-лабораторное и научное оборудование; научные публикации и изобретения; количество защит кандидатских и докторских диссертаций сотрудниками. В кафедральный отчет включаются также личные достижения заведующего, например результативность работы за отчетный период по подготовке специалистов высшей квалификации.

Проводимая в ВолГТУ работа по упорядочению контрольных мероприятий в сфере учебной и методической деятельности является основой системы менеджмента качества, реализуемой в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.