Научная статья на тему 'Мониторинг образовательного качества'

Мониторинг образовательного качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новаков Н., Попов Ю., Подлеснов В., Садовников В., Кучеюв В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг образовательного качества»

Мониторинг

образовательного

качества

Н. НОВАКОВ, ректор Ю. ПОПОВ, ректор В. ПОДЛЕСНОВ, доцент В. САДОВНИКОВ, доцент В. КУЧЕРОВ, профессор Е. АНДРОСЮК, доцент Волгоградский государственный технический университет

Главной целью управления внутри-

вузовской деятельностью является повышение качества образования выпускаемых специалистов. В более конкретном приложении - это совокупность основных решаемых задач:

• повышения эффективности учебной,научной и научно-методической работы по приоритетным направлениям;

• развития творческой активности преподавателей;

• улучшения финансирования вуза (обеспечения максимального притока внебюджетных средств);

• оптимизации кадрового состава.

Сложность разработки методов

оценки труда преподавателей - в том, что обычно отсутствует полная и достоверная информация о конечных результатах их деятельности. Объективной оценкой, очевидно, можно считать степень обученности молодого специалиста, его адаптации к реальным условиям работы, которые обязательно проявляются в его карьерном росте. Однако проследить успехи выпускников в течение ряда лет и тем более выявить вклад каждого преподавателя практически нереально. Это значительно затрудняет разработку методик обобщенной оценки весьма многогранной деятельности преподавателей.

Пути решения этой задачи в каждом вузе выбираются свои, с учетом сложившихся традиций, возможностей, региональных особенностей и морального климата в профессорско-преподавательской среде. Моральному и ма-

териальному поощрению преподавателей во многих вузах уделяется пристальное внимание, изыскиваются методы и критерии оценки их труда.

Становится очевидной необходимость разработки и введения мониторинга для определения качества внут-ривузовской деятельности.

В ВолгГТУ такая оценка ведется на основе разработанной и внедренной рейтинговой системы [1-2]. Критерии рейтинговой оценки являются едиными для всех преподавателей, однако для обеспечения сравнимости результатов они подразделяются на шесть квалификационных категорий: деканы, заведующие кафедрами, профессора, доценты, старшие преподаватели и ассистенты (или преподаватели). Внутри этих групп и определяется рейтинг каждого преподавателя, причем его образуют два элемента: рейтинг П, характеризующий квалификационный потенциал, накопленный за все время работы, и рейтинг А, отражающий активность по основным направлениям деятельности за последние пять лет. Для стимулирования постоянной активной творческой работы преподавателей приняты коэффициенты весомости рейтингов П и А в общей суммарной оценке - соответственно 0,33 и 0,67.

Для расчета рейтинга в конце каждого календарного года преподаватели заполняют анкету, включающую две таблицы:

• «Исходные данные для определения рейтинга П», где приводятся сведения

о квалификационных характеристиках (ученая степень, звание, членство в РАН или отраслевых академиях), публикациях, количестве подготовленных кандидатов и докторов наук, работе в специализированных советах, редколлегиях издательств и т.п.;

• «Исходные данные для определения рейтинга А», где указывается объем учебной нагрузки, в том числе по руководству аспирантами и докторантами, сведения обо всех видах публикаций, количестве разработанных рабочих программ по новым дисциплинам, средств контроля качества подготовки студентов, об изобретательской деятельности, о подготовке студентов -победителей олимпиад, об объемах хоздоговоров и госбюджетных НИР, о выполнении дополнительных методических работ.

Значимости каждого показателя определяются его весом в баллах. Рейтинги П и А - соответственно как суммы произведений натуральных величин показателей на их веса. Абсолютный общий личный рейтинг находится суммированием (с учетом весовых коэффициентов 0,33 и 0,67). Относительный рейтинг равен частному от деления абсолютного рейтинга преподавателя на среднее значение рейтинга в рассматриваемой квалификационной категории.

При расчете рейтинговых оценок деканов и заведующих кафедрами учитываются, соответственно, рейтинговые оценки деятельности факультетов и кафедр.

Кафедры вуза с учетом их особенностей подразделяют на три группы: общенаучные, общетехнические и выпускающие. Рейтинговые оценки деятельности кафедр определяются внутри этих групп с учетом показателей по разделам: квалификационный потенциал преподавателей; научно-методическая база; материальная база и денежные средства; подготовка кадров.

Как и при расчете рейтинга преподавателей, весомость каждого показателя выражается в баллах. При оценке кафедры учитывается ее деятельность в течение трех лет. Абсолютные значения показателей нормируются (по числу преподавателей кафедр или выпускаемых специалистов), а затем усредняются за последние три года. Абсолютный рейтинг кафедры определяется как сумма произведения значений усредненных показателей на их весовые коэффициенты. Относительный рейтинг находится как частное от деления абсолютного рейтинга кафедры на среднее значение рейтинга в рассматриваемой группе.

Рейтинг факультета также определяется совокупностью показателей, характеризующих деятельность всех его групп.

Схема мониторинга деятельности преподавателей, кафедр и факультетов, внедренная в ВолгГТУ, представлена на рис. 1. Следует отметить, что с учетом специфики других учебных заведений и возможных незначительных изменений она может быть использована и в других технических вузах.

На рис. 1 приняты следующие условные обозначения:

ИД - исходные данные для оценки качества работы преподавателей, кафедр и факультетов;

УМО - учебно-методическое объединение университета;

НИЧ - научно-исследовательская часть;

ПФУ - планово-финансовое управление;

СНТО - студенческое научно-техническое общество;

ВЦ - вычислительный центр университета;

НМС - научно-методический совет университета.

Информационные потоки и функциональные связи, представленные

Схема мониторинга качества работы преподавателей, кафедр и факультетов

Информация для контроля достоверности ИД

Библиотека

Н И Ч

Бухгалтерия

П Ф У

С Н Т О

Отдел кадров

Учебный отдел УМО

Отдел маркетинга образовательных

услуг

Отдел интеллектуальной собственности

Диссертационные советы (технический секретарь)

Отдел аспирантуры и докторантуры

УМО

(сектор квалиметрии и статистики)

Контроль достоверности ИД, устранение противоречий

Ввод ИД в базу данных

I

Оценка качества работы преподавателей, кафедр и факультетов (расчет рейтинга)

Резуль -таты расчетов предвари-тельные?

да

Анализ предварительных результатов и уточнение показателей качества работы

Рект

Л

(см.лист 2)

Исходные данные (ИД) для оценки качества работы преподавателей, кафедр и факультетов

Положение о рейтинговой оценке

Анкеты кафедр

Решение комиссии по рейтинговой оценке

Решение ректората Приказы ректора

ВЦ

Техническое сопровождение функционирования программно-технического комплекса

Первый проректор

Комиссия по рейтинговой оценке

Деканаты

Кафедры

Преподаватели

Ректорат

на указанной схеме, рассмотрены ниже.

Мониторинг качества работы и анализ его результатов проводится на всех уровнях: руководства вуза, факультета, кафедры, преподавателей. Его алгоритм включает:

■ организованный сбор исходных данных для оценки качества работы преподавателей, кафедр и факультетов;

■ контроль достоверности исходных данных;

■ обработку данных о работе преподавателей, кафедр и факультетов и рейтинговую оценку деятельности;

■ анализ предварительных результатов мониторинга качества работ и уточнение значений показателей деятельности;

■ анализ итогов мониторинга качества работ и выработка управляющих воздействий.

Исходные данные

Источниками исходных данных для оценки деятельности преподавателей, кафедр и факультетов на основе внедренной в ВолгГТУ рейтинговой системы являются:

• Положение о рейтинговой оценке, которое содержит всю необходимую информацию о методике оценки качества работы преподавателей, кафедр и факультетов; приведенные в нем веса для частных показателей различных видов деятельности используются как исходные данные для расчета рейтинга;

• анкеты преподавателей и кафедр, включенные в Положение о рейтинговой оценке, после заполнения содержат информацию по всей номенклатуре запрашиваемых частных показателей;

• решения комиссии по рейтинговой оценке, которые содержат сведения о рейтинговой оценке дополнительных видов методической работы и о рей-

тинговых баллах, назначаемых за 1 тыс. руб. объема хоздоговорных и госбюджетных НИР, НИР по программам министерств, грантов и других внебюджетных заработанных средств;

• решения ректората (согласно Положению), где определяется удельный вес (в рейтинговых баллах) в 1 тыс. руб. объемов различных выполняемых НИР, а также грантов и других внебюджетных заработанных средств;

• приказы ректора, которыми могут вноситься изменения в Положение о рейтинговой оценке - в частности, корректироваться веса и номенклатура учитываемых показателей различных видов деятельности.

Информация для контроля достоверности исходных данных

Сектор квалиметрии и статистики УМО ВолгГТУ проводит выборочный контроль достоверности исходных данных, представленных в анкетах преподавателей и кафедр. Информацию в соответствии со схемой на рис. 1 представляют отделы и подразделения университета, указанные в табл. 1.

Следует отметить, что предварительный контроль достоверности исходных данных, представленных в анкетах преподавателей и кафедр, проводится заведующими кафедрами совместно с ответственными за рейтинг.

Обработка данных и рейтинговая оценка

Сведения о результатах работы преподавателей и кафедр, поступившие в УМО (сектор квалиметрии и статистики) в виде заполненных анкет преподавателей и кафедр, также проходят выборочный контроль с использованием данных, запрашиваемых у

Таблица 1

Источники и содержание информации

Подразделения университета Предоставляемая информация

Библиотека Обо всех видах публикаций по каждому преподавателю, кафедре за любой период деятельности. Эти сведения содержат описание вида публикации, грифа (для учебных пособий), издания и т.п. (в ВолгГТУ указанную информацию сектор квалиметрии и статистики может получать из электронной базы данных библиотеки через локальную компьютерную сеть управления вузом).

Отдел интеллектуальной собственности Об изобретательской деятельности преподавателей и кафедр -количестве поданных заявок на изобретение, полученных патентов (Российской Федерации и зарубежных), а также проданных лицензий. Если соавторами заявок и патентов являются студенты, то это отмечается дополнительно.

Диссертационные советы (технический секретарь) О преподавателях, защитивших кандидатские и докторские диссертации, о датах состоявшихся защит, о работе преподавателей в диссертационных советах (предоставляет информацию технический секретарь диссертационных советов).

Отдел аспирантуры и докторантуры О научных руководителях аспирантов - сотрудников университета, защитивших диссертацию в установленный срок; о научных консультантах докторантов - сотрудников университета, защитивших докторские диссертации; о количестве аспирантов и докторантов на кафедрах (в том числе иностранных).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НИЧ Списки научных руководителей и ответственных исполнителей хоздоговорных и госбюджетных НИР, а также НИР, выполняемых по программам министерств и в соответствии с полученными грантами (при этом указываются суммы перечисленных в университет средств за прошедший год по каждому заключенному договору).

Бухгалтерия О внебюджетных поступлениях финансовых средств в университет за прошедший год за выполненные его структурами и подразделениями работы и оказанные услуги; о стоимости установленного на кафедрах оборудования (в том числе нового).

ПФУ О руководителях и ответственных исполнителях работ, за выполнение которых в университет поступают внебюджетные финансовые средства; кроме того, ПФУ предоставляет сведения о количестве студентов, принятых в прошедшем году на каждую специальность каждой выпускающей кафедры.

СНТО О руководителях и авторах студенческих НИР и дипломных проектов, представленных на конкурсы; о награждении или поощрении указанных работ.

Отдел кадров О наличии у преподавателей ученой степени и ученого звания; о членстве в РАН или другой академии, о присвоении государственных Почетных званий ("Заслуженный деятель науки РФ", "Заслуженный работник высшей школы", "Заслуженный изобретатель" и т.п.), о награждении Почетными знаками различных министерств ("Почетный работник высшего профессионального образования", "Почетный машиностроитель" и т.п.; о количестве штатных ставок на кафедрах университета.; кроме того, при необходимости сверяются и другие данные, характеризующие кадровый состав кафедр университета.

Учебный отдел, УМО О выпуске в прошедшем году специалистов по всем направлениям и специальностям по каждой выпускающей кафедре; об объемах учебной нагрузки.

Отдел маркетинга образовательных услуг О студентах (в том числе и иностранных), принятых на коммерческой основе по контрактам.

отделов и подразделений университета (см. рис. 1).

После уточнения и устранения выявленных противоречий указанная ин-

формация вводится в электронную базу данных на ПЭВМ.

После ввода данных проводится расчет рейтинговой оценки по методи-

ке, указанной выше. При этом с учетом достижений кафедр определяется и рейтинг факультетов.

Результаты расчетов распечатываются в виде таблиц, в которых отражаются следующие сведения:

1) для преподавателей -

исходные данные для расчета - частные показатели различных видов деятельности в рейтинговых баллах;

абсолютные и относительные рейтинговые оценки потенциала и активности;

общий относительный личный рейтинг;

2) для кафедр -

исходные данные для расчета - частные показатели различных видов деятельности в рейтинговых баллах;

абсолютные рейтинговые оценки по четырем основным разделам анкеты: квалифицированный потенциал, научно-методическая база, материальная база и денежные средства, подготовка кадров;

общий абсолютный и относительный рейтинг;

3 ) для факультетов -

общий относительный рейтинг.

Надежное функционирование программно-технического комплекса при вводе данных, расчете рейтингов, распечатке отчетов обеспечивается специалистами вычислительного центра.

Таким образом, полученные материалы позволяют анализировать достижения преподавателей и кафедр по отдельным видам деятельности и оценивать их работу в целом, то есть обеспечивают мониторинг качества в полном объеме.

Анализ предварительных результатов

Предварительные результаты расчетов рейтинговых оценок передаются для ознакомления ректору, первому

проректору, комиссии по рейтинговой оценке и в деканаты. Деканаты знакомят с поступившей из УМО информацией заведующих кафедрами и всех заинтересованных преподавателей.

На всех указанных уровнях проводится анализ полученных материалов, выявляются допущенные неточности и ошибки, о которых сообщается в сектор квалиметрии и статистики УМО. С учетом полученных предложений и замечаний сектор квалиметрии и статистики в обоснованных случаях проводит перерасчет рейтинговых оценок.

Предварительные итоги рейтинговой оценки деятельности преподавателей, кафедр и факультетов рассматриваются на ректорате. В процессе их обсуждения отмечаются:

• факультеты и кафедры, имеющие лучшие и худшие рейтинговые показатели;

• причины ротации факультетов и кафедр в рейтинговых списках (по группам: общенаучные, общетехнические, выпускающие);

• преподаватели, имеющие наивысшие рейтинговые показатели (по квалификационным категориям), объемы и причины их ротации в рейтинговых списках.

С учетом высказанных предложений и замечаний производится уточненный расчет рейтинга.

Анализ итогов

Окончательные результаты расчетов рейтинговых оценок передаются для ознакомления и анализа первому проректору и в комиссию по рейтинговой оценке деятельности.

По итогам мониторинга качества работы преподавателей, кафедр и факультетов комиссия по рейтинговой оценке под руководством первого проректора готовит предложения для ректората о поощрении преподавателей,

имеющих лучшие рейтинговые показатели.

На основании решения комиссии заместитель начальника УМО по ква-лиметрии и статистике (член комиссии) готовит проект приказа о поощрении преподавателей, имеющих высокий рейтинг.

Итоговые материалы по рейтинговой оценке, предложения комиссии и проект приказа о поощрении преподавателей передаются ректору для ознакомления и анализа, после чего рассматриваются на заседании ректората.

Ректорат утверждает результаты рейтинговой оценки деятельности преподавателей, кафедр и факультетов и принимает решение о поощрении преподавателей за высокие достижения в работе (утверждает проект приказа). Кроме того, на основе анализа итогов мониторинга качества работы вырабатываются рекомендации по активизации необходимых видов учебной, методической и научно-исследовательской деятельности.

Для поощрения преподавателей за

пендия (для докторантов), размеры которой утверждается на ректорате.

Итоговые материалы по рейтинговой оценке деятельности преподавателей, кафедр и факультетов и приказ ректора передаются в деканаты и на кафедры университета. Заведующие кафедрами знакомят с указанной информацией всех преподавателей. Кроме того, указанные материалы рассматриваются на заседании научно-методического совета (НМС) университета. В полном объеме все сведения по мониторинговым показателям хранятся в УМО (на ПЭВМ, дискетах и в альбоме), и с ними может ознакомиться любой желающий.

Очевидно, что на основании анализа результатов мониторинга качества работ, проводимого на всех уровнях, вырабатываются управляющие воздействия в рамках соответствующей компетенции. Такое управление реализуется, в частности, посредством изменения весовых характеристик показателей эффективности работы преподавателей по различным

Таблица 2

Показатели деятельности ВолгГТУ

Показатель 1992 1998 2001 2002

Издано:

• учебников - 2 5 2

• учебных пособий

- с грифом Минобразования РФ,

УМО вузов - 17 14 14

- без грифа 11 63 60 61

• монографий 4 10 15 18

Опубликовано статей:

• в научных журналах 40 84

- отечественных и стран СНГ 171 222

- зарубежных 2 13 13 19

• в сборниках 111 616 767 1147

высокие достижения в работе в Волг-ГТУ устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу или сти-

направлениям. В табл. 2 отражены изменения некоторых показателей деятельности вуза, связанные с вне-

дрением в ВолгГТУ в 1993 году рейтинговой системы.

Как видно, данные показатели после внедрения рейтинговой системы существенно возросли. С целью дальнейшего стимулирования творческой активности преподавателей в 1998 году были скорректированы значения многих показателей. Например, весомость учебника, изданного центральным издательством, возросла с 20 до 60 баллов, статьи в научном журнале (академическом, ведомственном периодическом) с 3 до 15 баллов, защищенной кандидатской диссертации с 5 до 30 баллов, докторской - с 10 до 60 баллов и т.д. Подобные изменения весовых коэффициентов проводились и в дальнейшем - в настоящее время их величины соответствуют значениям, приведенным в Положении о рейтинговой оценке, утвержденным ректором в 2001 году.

В итоге можно отметить, что принятая в ВолгГТУ и используемая уже в те-

чение десяти лет рейтинговая система оценки деятельности преподавателей, кафедр и факультетов, включающая и мониторинг качества их работы, показала свою высокую эффективность, в целом положительно оценивается в коллективе и является действенным средством управления вузом. В 2001-2002 годах по данной тематике в рамках программы Минобразования РФ «Научное, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» в ВолгГТУ был успешно выполнен проект «Методика оценки деятельности преподавателей вузов».

Литература

1. Научно-методические основы и практи-

ка организации учебного процесса в вузе: Учеб. пособие. - Волгоград, 2003.

2. Попов Ю.В, Кучеров В.Г, Подлеснов

B.Н. Оптимизация оценки деятельности кафедр в вузах // Педагогическое образование и наука. - 2002. - № 2. -

C. 38-40.

ПЕРЕЧЕНЬ

периодических научных изданий, рекомендованных ВАК Минобразования РФ для публикации результатов диссертационных исследований (на соискание ученой степени доктора наук)*

...18. Альма Матер (Вестник высшей школы) ... 96. Вопросы истории ... 103. Вопросы психологии ... 105. Вопросы философии ... 112. Высшее образование

в России ... 238. Известия Российской академии образования ... 251. Информатика и образование

... 344. Народное образование ... 368. Общественные науки

и современность ... 385. Педагогика ... 441. Психологическая наука и образование ...510. Социологические исследования

... 512. Социология образования ... 610. Человек

* Из бюллетеня ВАК Минобразования РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.