Научная статья на тему 'ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ ПРЕДМЕТ "НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ" КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ ПРЕДМЕТ "НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ" КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / ЗОЖ / СТУДЕНТЫ / ВУЗ / КАЙДЗЕН / ТАБАТА / ТАЙМ МЕНЕДЖМЕНТ / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / ВОРКАУТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Салимов У.Ш.

Мақолада ОТМларда анъанавий жисмоний тарбия воситалари билан биргаликда соғлом турмуш тарзининг ноанъанавий усулларидан фойдаланиш бўйича муаллиф томонидан ишлаб чиқилган услубият таклиф этилади. Ўтказилган тадқиқот натижалари кўрсатилган. ОТМларда машғулотларда экспериментал методика шаклида танлов фандан фойдаланиш талабаларнинг жисмоний тарбия дарсларига нисбатан ижобий мотивациясини шакллантиришга, жисмоний тайёргарлик даражасини оширишга ва касбий фаолиятга тайёргарлик кўришга ёрдам берди.В статье предлагается разработанная автором методика использования нетрадиционных методов здорового образа жизни в сочетании с традиционными средствами физической культуры в вузах. Показаные результаты факультативного предмета в виде экспериментальной методики на занятиях в вузах способствовали формированию положительной мотивации студенческой молодежи к занятиям по физической культуре, повышению уровня физической подготовки и подготовки к профессиональной деятельности.The article proposes a methodology developed by the author for the use of non traditional methods of a healthy lifestyle in combination with traditional means of physical culture in universities. The results of the conducted researches are shown. The use of an optional subject in the form of an experimental methodology in the classroom at universities contributed to the formation of a positive motivation of students for physical education classes, increasing the level of physical fitness and preparation for professional activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ ПРЕДМЕТ "НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ" КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ»

различными сочетаниями интенсивности нагрузок для квалифицированных велосипедистов // Педагогические науки, журнал №3(48), Россия (Москва), 2011 г.

5. Нарбаева Т.К., Черникова Е.Н., Каримов И.И. VELOSIPED SPORTI, Укув кулланма, УзДЖТИ нашриёт-матбоа булими, Тошкент, 2016 йил. I кисм. Б. 191-195.

6. Ye.N.Chernikova, D.K.Karimov "Velosport nazariyasi va uslubiyati". O'quv qo'llanma. 2022 yil.

7. D.K.Karimov "Complex-combined method of health training for

middle age cyclists".American journal of social and humanitarian research. USA.09.09.2022. p 18-20.

8. D.K.Karimov "Organizational and pedagogical conditions for the effective implementation of complex-combined methods of lessons in health physical culture". American journal of social and humanitarian research. USA.09.09.2022. p 97-100

9. D.K.Karimov, A.Karimov "Importance of effective tactical systems at football". European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. Vol. 7 No. 12, 2019. ISSN 2056-585. 248-250 b.

ÉÉ

Информация для связи с автором:

saHmov.utkir@bk.ru

Соискатель У.Ш. САЛИМОВ1

:Термезский государственный педагогический институт город Термез, Узбекистан

Аннотация

факультативный предмет «нетрадиционные методы здорового образа жизни» как средство совершенствования физической активности студентов

Annotation

В статье предлагается разработанная автором методика использования нетрадиционных методов здорового образа жизни в сочетании с традиционными средствами физической культуры в вузах. Показаные результаты факультативного предмета в виде экспериментальной методики на занятиях в вузах способствовали формированию положительной мотивации студенческой молодежи к занятиям по физической культуре, повышению уровня физической подготовки и подготовки к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: нетрадиционные методы, ЗОЖ, студенты, вуз, кайдзен, табата, тайм менеджмент, мобильные приложения, воркаут, физическая культура.

Маколада ОТМларда анъанавий жисмоний тарбия воситалари билан биргаликда соглом турмуш тарзининг ноанъанавий усулларидан фойдаланиш буйича муаллиф томонидан ишлаб чикилган услубият таклиф этилади. Утказилган тадкикот натижалари курсатилган. ОТМларда машгулотларда экспериментал методика шаклида танлов фандан фойдаланиш талабаларнинг жисмоний тарбия дарсларига нисбатан ижобий мотивациясини шакллан-тиришга, жисмоний тайёргарлик даражасини оширишга ва касбий фаолиятга тайёргарлик куришга ёрдам берди.

Калит сузлар: ноанъанавий усуллар, соглом турмуш тарзи, талабалар, олий таълим муас-сасалари, кайдзен, табата, тайм менеджмент, мобил иловалар, воркаут, жисмоний маданият.

The article proposes a methodology developed by the author for the use of non-traditional methods of a healthy lifestyle in combination with traditional means of physical culture in universities. The results of the conducted researches are shown. The use of an optional subject in the form of an experimental methodology in the classroom at universities contributed to the formation of a positive motivation of students for physical education classes, increasing the level of physical fitness and preparation for professional activities.

Key words: non-traditional methods, healthy lifestyle, students, university, kaizen, tabata, time management, mobile applications, workout, physical culture.

Введение. Возникновение коронавирусной пандемии COVID-19 в мире показало низкий уровень физического здоровья и здорового образа жизни населения Узбекистана, как и в ряде других стран. В современном мире в результате научно-технического прогресса, а также угрозы коронавирусной пандемии изменились роль и место человека в системе современного производства, характер труда. В нынешние времена большую роль играют способность людей решать сложные задачи, находить верные варианты организационных структур и технологических процессов, а не физические усилия. Современным студентам, будущим руководящим кадрам общества, необходимо владеть способностью прогнозировать развитие ситуации по различным сценариям, уметь быстро реагировать на изменения окружающего мира, осуществлять адекватные действия в условиях дефицита времени, быть способными к принятию правильных решений и их реализации в экстремальных условиях, обладать эмоциональной устойчивостью и работоспособностью на пределе возможностей человека.

В связи с этим, студенты должны обладать раз-

ными способностями и навыками, которые помогут всесторонне подготовиться к профессиональной деятельности. Но в предметах преподаваемых в вузах, не хватает мотивирующего, вдохновляющего и формирующего привычки компонента для ведения здорового образа жизни. Рамки преподаваемых предметов по данному направлению ограничены только теоретическими знаниями. И по этой причине студенты неудовлетворены традиционными средствами физических упражнений. Поиск и интеграция новых направлений в данной сфере для улучшения физического состояния студентов и формирования у них положительной мотивации к занятиям по физической культуре, свидетельствует о необходимости новых программ по физической культуре для формирования профессиональных качеств студенческой молодежи.

Специфика Термезского государственного университета, анализ программ по физической культуре, позволяют основательно разнообразить учебную программу по физической культуре внедрением методики применения нетрадиционных методов здорового образа жизни.

Цель исследования. Разработать методику фа-

со см о см

«

га t

0

ΠW

1

со см о см

го га t

0

w

1

культативного предмета «Нетрадиционные методы здорового образа жизни» как средство совершенствования физической активности студентов.

Задачи исследования:

1. Разработать методику совершенствования физической активности студентов, в виде факультативного предмета.

2. Проведение занятий и педагогического эксперимента на базе ВУЗа, у студенческой молодежи, анализ полученных результатов и их обсуждение.

Организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе кафедры «Теории физического воспитания и спорта» в Термезском государственном университете с февраля по июнь 2021 г. По данным медицинского обследования отклонений в состоянии здоровья у студентов, участвующих в педагогическом эксперименте не было установлено. Все они были допущены к занятиям по физической культуре. В эксперименте приняли участие студенты 1-2 Термезского государственного университета. Студенты на протяжении 4-х месяцев занимались на занятиях по физической культуре по экспериментальной методике.

Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, социологический опрос, педагогические наблюдения, тестирование, педагогический эксперимент.

Результаты проведенных исследований. На основе анализа научно-методической литературы, опыта работы автора в вузе и проведенного социологического опроса были выявлены следующие проблемы:

- отсутствие физической культуры личности студентов;

- отсутствие необходимых знаний (теоретических и практических);

- отсутствие мотивации для занятий физическими упражнениями и ЗОЖ (не видят смысла в введении ЗОЖ);

- присутствие вредных привычек (курение, переедание, алкоголь);

- отсутствие возможностей (времени, материальных и социальных проблем, отсутствие социальной поддержки).

Для решения этих проблем предлагается программа специального курса для студентов 1-2 курсов Термезского государственного университета «Нетрадиционные методы здорового образа жизни».

Целью данного курса является формирование у бакалавров знаний, навыков и компетенций о нетрадиционных методах ведения здорового образа жизни, направленных на укрепление и сохранение здоровья, повышение работоспособности, а также повышение уровня физической культуры личности студентов.

Знания и умения, предусмотренные программой данного курса, направлены на решение следующих задач:

- ориентация бакалавров на здоровый образ жизни и физическую активность;

- коррекция нарушений в физическом развитии, состоянии здоровья;

- совершенствование ценностно-мотивационных ориентаций в сфере физической культуры;

- совершенствование умственной и физической работоспособности;

- повышение уровня профессиональных качеств.

Комплексное применение нетрадиционных и

традиционных методов и средств на занятиях по физической культуре в вузах, использование для практических занятий комплексов, упражнений, которые имеются в составе Workout а также, специальных комплексов «Алпамиш» и «Барчиной» является оригинальной авторской методикой. Также на практических занятиях используют комплексы интенсивных упражнений по системе японского доктора Идзуми Табата и "принцип одной минуты" методики кайдзен.

Экспериментальная методика разрабатывалась с учетом 2-х разовых в неделю занятий по 90 мин и включает различные сочетания нетрадиционных оздоровительных методов и традиционных средств физической культуры. Методика представлена практическим, а также теоретическими разделами.

На лекциях студенты знакомятся:

- теоретическими основами понятия здорового образа жизни;

- практическими рекомендациями по ведению ЗОЖ;

- формированием положительной мотивации к ЗОЖ и формированием у человека смысла в своей жизни на основе знаний о базовых психологических потребностях;

- методикой кайдзен - как система пошагового совершенствования во всех сферах жизни, в особенности для ведения ЗОЖ;

- протоколом табата - как методикой эффективного, высокоинтенсивного и малозатратного по времени тренинга;

- использованием методов тайм-менеджмента для ведения ЗОЖ;

- цифровым минимализмом как способом оптимизации онлайн-жизни студентов, а также использование мобильных приложений для ведения ЗОЖ;

- путями избавления от вредных привычек на основе знаний о способах их возникновения и практики внимательно сти.

На практических занятиях по физической культуре осуществляется изучение практических рекомендаций по рассматриваемым в программе методам ведения ЗОЖ. Особо следует отметить ознакомление студентов с нетрадиционным видом физического воспитания, таким, как Workout, а также специальных тестов "Алпамиш" и "Барчиной".

В подготовительной части занятий студенты выполняли упражнения для растяжки и разогрева мышц.

В основной части занятий включались сочетания легкоатлетических упражнений и базовых упражнений уличной гимнастики Workout для поддержания устойчивой работоспособности и противодействия нарастающему утомлению. А также сочетания выполнения беговых упражнений с комплексами гимнастических упражнений из специальных тестов

84

www.fansports.uz

№1-2023

"Алпамиш" и "Барчиной".

Для развития общей выносливости, силы в основной части занятий применялись комплексы интенсивных упражнений по системе японского доктора Идзуми Табата в сочетании с активным видом отдыха как ходьба или бег трусцой.

Комплексы дыхательных упражнений выполнялись в заключительной части занятий для усиления релаксационного эффекта и снятия мышечного напряжения, а также профилактики простудных заболеваний и мобилизации защитных сил организма.

Семинарские занятия способствуют повышению уровня теоретических знаний по теоретическим основам здорового образа жизни и нетрадиционным методам ведения здорового образа жизни. Методами самостоятельных занятий являются: самостоятельное освоение тем с помощью предлагаемой литературы; подготовка реферата по темам; подготовка к семинарским и практическим занятиям; подготовка научных статей и тезисов; разработка проектов по актуальным вопросам курса; применение теоретических знаний на практике; подготовка аннотации основной научной литературы по изучаемой теме и др. Ниже приводится примерный учебно-тематический план спецкурса для будущих специалистов (Таблица 1).

Таблица 1

Примерный учебно-тематический план факультативного предмета «нетрадиционные методы здорового образа жизни»

№ Темы занятий Лекции Семинарские занятия Практические занятия

1 Формирование смысла в своей жизни 2 2

2 Здоровье и здоровый образ жизни 4 4

3 Кайдзен - система непрерывного улучшения всех аспектов жизни 2 2

4 Протокол или методика Табата 2 2

5 Тайм менеджмент для здорового образа жизни 2 2

6 Цифровой минимализм: как упростить свою онлайн-жизнь 2 2

7 Мобильные приложения для здорового образа жизни 2 2

8 Контроль и самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями 2 2

9 Workout - уличный фитнес 2 2

10 Составление и выполнение программы тренировок по Workout. 10

11 Комплексы из базовых упражнений Workout 10

Всего: 60 20 20 20

Обсуждение. Проведенные исследования позволили выявить, что для предотвращения невысокого уровня физического состояния и теоретических знаний в области ведения ЗОЖ и физической культуры студентов вузов, необходимо разработать и использовать новые методики применения нетрадиционных методов ведения ЗОЖ в сочетании с традиционными средствами системы физического воспитания Узбекистана. Использование таких методик в рамках занятий по физической культуре или специальных курсов в вузах будет способствовать повышению уровня здоровья, физической подготовленности, формированию положительной мотивации бакалавров к занятиям по физической культуре, а также всесторонне подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Выводы.

1. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни как к важной жизненной ценности у бакалавров, научить вести здоровый образ жизни - необходимые задачи будущего специалиста на современном этапе педагогического образования.

2. Внедрение новых технологий, соответствующих форм организации учебной деятельности и нового её содержания имеют большое практическое значение для формирования здоровой личности. Это возможно, с помощью разумного сочетания психолого-педагогического и медико-биологического подходов, а основной базой для формирования культуры здоровья у студентов, должна стать физическая культура в образовательном процессе вуза.

3. Проведенный педагогический эксперимент продемонстрировал преимущества разработанной методики для всесторонней подготовки студентов к профессиональной деятельности. Студенты вошедшие в экспериментальную группу к концу эксперимента имели намного более положительное отношение к ведению здорового образа жизни.

Литература:

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по широкому внедрению здорового образа жизни и дальнейшему развитию массового спорта». 30 октября 2020 г., № УП-6099.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Салимов У.Ш. Махсус мобил иловалар оркали талабаларнинг соFлом турмуш тарзига нисбатан ижобий мотивациясини шакллантириш // Fan-Sportga. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mahsus-mobil-ilovalar-or-ali-talabalarning-so-lom-turmush-tarziga-nisbatan-izhobiy-motivatsiyasini-shakllantirish (дата обращения: 11.12.2022).

3. Верхорубова О. В. Спецкурс «Нетрадиционные методы оздоровления будущего учителя» как средство формирования культуры здоровья у студентов // Вестник БГУ. 2013. №1.

4. Постол, О.Л. Методика оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных средств: дис. ... канд. пед. наук / Постол О.Л. - Хабаровск, 2004. - 198 с.

5. Постол О. Л., Панкратова О. Н. Методика применения восточных оздоровительных практик в системе физкультурного образования студентов вузов Москвы // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. №1 (155).

6. Уткир Салимов Анализ отношения студентов Сурхандарьинской области к здоровому образу жизни и физической активности // ОИИ. 2021. №3/S.

7. Shaydullayevich S. U. Spécial course" non-traditional methods of a healthy lifestyle" as a means of forming a healthy lifestyle and physical activity of students //Berlin Studies Transnational Journal of Science and Humanities. - 2022. - Т. 2. - №. 1.5 Pedagogical sciences.

со см о

CM

ro та t

0 Q. w

1

с го

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.