УДК 801
Кузнецова Дарья Владимировна, студент 1 курса магистратуры филологического факультета Курского государственного университета
e-mail: [email protected]
Научный руководитель - кандидат филологических наук, доцент Курского государственного университета Подосинникова Руслана Викторовна, [email protected].
ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: статья посвящена факультативным занятиям по русскому языку в условиях личностно ориентированного подхода, описываются формы и задачи факультативных занятий по русскому языку, анализируются особенности организации факультативных занятий.
Ключевые слова: личностно ориентированное обучение, факультативные занятия, творческий подход, образовательные программы.
Kuznetsova Darya Vladimirovna, student of 1 course of a magistracy of philological faculty of the Kursk state university
e-mail: [email protected]
The research supervisor - Candidate of Philology, the associate professor of the Kursk state university Podosinnikova Ruslana Viktorovna, [email protected].
FACULTATIVE CLASSES IN RUSSIAN AS THE IMPLEMENTER OF PERSONALLY FOCUSED APPROACH IN THE CONDITIONS OF THE MAIN
GENERAL EDUCATION
Summary: article is devoted to facultative classes in Russian in the conditions of personally focused approach, forms and problems of facultative classes in Russian are described, features of the organization of facultative occupations are analyzed.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018
Keywords: personally focused training, facultative occupations, creative approach, educational programs.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации.
В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования встаёт вопрос о том, как строить обучение русскому языку в новых условиях. В настоящее время главной задачей образовательной политики является обеспечение современного качества образования на сохранении его фундаментальности и соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства[Воителева 2006,134].
Развитие личности становится приоритетом образования и воспитания в школе, в связи с этим личностно ориентированный подход в обучении стал одним из важнейших методологических подходов на всем образовательном пространстве России. Суть личностно ориентированного подхода следует понимать как единство личностного, деятельностного и технологического компонентов. Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребёнка, его самоценность, субъектность процессов обучения. Актуальность личностно ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, раскрепощенной, независимой личносш8ти, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме. Цель такого обучения состоит в том, чтобы заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.В настоящее время в качестве основополагающих ценностей (на смену административно-командному стилю) преподавания выдвигаются
гуманизация процесса обучения русскому языку, уважение к личности обучаемого,а главной целью педагогического процесса становится воспитание языковой личности школьника. Овладение родным языком способствует развитию языковых способностей и речевых умений школьника, что, в свою очередь, ведет к развитию его как личности. Понятие «языковая личность» рассматривается в трудах российских ученых-лингвистов, литературоведов, психологов, методистов - как результат обучения, как модель выпускника школы.[Антонова 2000,11 ].
Личностно ориентированное образование включает следующие подходы:
■ разноуровневый - ориентация на разный уровень сложности программного материала, который доступен ученику;
■ дифференцированный - выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;
■ индивидуальный - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;
■ субъективно-личностный - отношение к каждому ребенку, как к уникальности, несхожести, неповторимости. Во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, ее устойчивости. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования. Личностно-ориентированное обучение, не отрицая значения иллюстративно-объяснительного метода, не ставя четко обозначенной границы, тяготеет к поисково-исследовательскому методу. Его суть в следующем: выявление и понимание учащимися недостаточности ранее усвоенных знаний и способов действий, постановка учебной задачи, совместная с учителем поисковая деятельность, оценка, обоснование найденного способа и самооценка собственной деятельности. Другими словами, не показ способа действий, а поиск, «выращивание» этого способа. Роль учителя - в организации поисковой деятельности «изнутри». Учитель - участник совместного поиска, и его предложения должны быть открыты для критического анализа и оценки.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 Учитель ставит и решает учебную задачу вместе с учащимися, а не вместо. Основной формой поисковой деятельности учащихся является диалог , в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи, анализирует пути ее решения. Учитель систематически наблюдает за самореализацией каждого ученика и постепенно создает его «познавательный портрет», включающий описание особенностей мотивационно-потребностной, эмоциональной и операциональной стороны учебной деятельности. Задача учителя при этом резко меняется. Он должен организовать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательскими возможностями. Образовательный процесс обязательно должен быть не только информационным, но и развивающим. Создав условия, учитель фиксирует индивидуальное поведение ученика, накапливает своеобразный банк данных, из чего складывается познавательный портрет учащегося, изучение и описание «познавательного профиля» ученика (своеобразный тип мышления, склонность к определенным предметам).Такой подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова - функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными). Таким образом, личностно -ориентированное обучение - это приоритетное направление педагогической деятельности. А в целом вся работа учителя должна быть направлена на то, чтобы из стен школы вышли грамотные, эрудированные, творческие, порядочные и добрые люди, чтобы каждый из них мог сказать:» Я - человек, и в этом мое призвание.»
Современная структура образования ориентирует школу на реализацию личностно-ориентированного обучения, которое предполагает:
-признание ребенка субъектом развития, обучения, воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе образовательных воздействий;
- признание способностей ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;
- смену позиций педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика.
Безусловно, что при личностно ориентированном обучении на одно из ведущих мест выходит индивидуализация обучения - процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности. Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность расширяла круг знаний, умений и навыков и обеспечивала, в то же время, личностное самоопределение учащихся, содействовала становлению человека, его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала, именно поэтому факультативы и элективы по русскому языку необходимы школьнику и тема углубленного изучения русского языка не может не заинтересовать филолога, учителя русского языка. Наверняка, каждый учитель хочет, чтоб именно его предмет вызывал интерес у учащихся. Как привлечь внимание новой аудитории среди учеников средних и старших классов и не потерять заинтересованность явно выраженных гуманитариев? Дать им больше знаний, умений, в ином формате, нежели обычные, запланированные уроки- факультативные и элективные курсы дают такую возможность .Как известно, программа основного курса русского языка для 5-9 и 10-11 классов отражает обязательную для всех школьников инвариантную часть школьного образования, которая обеспечивается часами, включёнными в федеральный компонент Федерального базисного учебного плана. Обязательный курс подкрепляется системой элективных и факультативных курсов - учебными предметами по выбору учащихся. Эти дополнительные курсы имеют большое значение в системе предпрофильной и профильной подготовки учащихся в условиях основного общего образования. Факультативы и элективы объединяет то, что они являются курсами по выбору. Но в отличие от факультативов элективные курсы обязательны для учащихся. Элективные (факультативные) курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные (факультативные) курсы, по сути дела, «компенсируют» во многом ограниченные возможности основных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей учащихся, нацелены на личностно-ориентированное обучение. Факультативные занятия с точки зрения личностно-ориентированного подхода - это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по русскому языку в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности. Специфику факультатива как формы организации учебной деятельности обучающихся очень чётко, на наш взгляд, определил В.Г. Маранцман.[Маранцман 2000,289].
Применительно к факультативным занятиям им выделен ряд свойств факультативных занятий, отличающих их:
1 - от урока: "большая широта и вариативность материала, меньшая детализация анализа, свобода проявления индивидуальных склонностей учащихся в выборе материала и форм занятий, простор для самостоятельной работы учеников и т. д."
2 - от кружка: "Кружок более свободен в своей программе, чем факультатив. Кружок живёт тем, что сегодня взволновало учеников, о чём они хотят говорить и спорить: Факультатив не может его заменить, ибо не рассчитан на такую моментальную реактивность. У факультатива есть программа, которая в целом отвечает интересам возраста учеников и нуждам времени. Но проблема, избранная для факультатива, предполагает более планомерное изучение материала. Это система занятий увлекательных, живых, творческих, но требующих не только обмена впечатлениями, которые достаточны для беседы в кружке, но и углублённых изучений".Так же , В.Г. Маранцманом был выделен ряд функций, присущих факультативам, которые он выделил в своих научных работах. [Маранцман 1990,130]. Функции факультативных занятий:
• предметно-повышающая: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам;
• мотивирующая: за счет удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве у многих учащихся формируется устойчивая познавательная мотивация к предмету изучения;
• общеобразовательная: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций;
• профориентационная: факультативные занятия могут предоставить учащимся большие возможности для «профессиональных проб», что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению.
Сегодня существуют методические работы ,в которых обоснованы задачи, цели, формы проведения факультативов. Задачи факультативных занятий по русскому языку были выделены А.М. Матюшкиным в научном труде «Проблемные ситуации мышления и обучения».
Задачи:
• способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым помогая ученикам лучше усвоить программный материал;
совершенствовать навыки анализа различных фактов языка; расширять лингвистический кругозор школьников; воспитывать языковое чутье; развивать творческие возможности; повышать общую языковую культуру учащихся; развивать и совершенствовать психологические качества школьников: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;
• выявить одаренных в лингвистическом отношении учеников, а также воспитывать у слабоуспевающих учащихся веру в свои силы.
Цели факультативной работы:
• развитие у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету;
• воспитание у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремлению настойчиво овладевать этими богатствами,
• воспитанию любви и уважения к русскому языку.
Формы работы:
• семинары,
• практикумы,
• диктанты разных видов,
• тесты (в том числе компьютерные);
• решение познавательных задач,
• подготовка учебных сообщений,
• лингвистические дискуссии.
Особенности организации факультативных занятий состоят в том, что они: расширяют и углубляют знания учащихся по предмету; формы проведения адекватно отражают специфику занятий по интересам; имеют тесную связь с обязательной программой и в то же время выход за ее пределы; развивает познавательные интересы ученика; опирается на опыт ученика. Итак, факультативы важны для развития личности школьника и направлены на становление и развитие у учащихся социальных и учебных компетенций: мультикультурной, языковой, правовой, гражданской, исследовательской, проектной, информационной, финансовой, экологической, рефлексивной, учат ставить собственные цели, планировать работу, делать выбор и принимать решения, работать в команде, проводить самооценку.
Список источников:
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка. -Москва,2000. - С.11.
2. Воителева Т.М. Теория и методика преподавания русского языка. -Москва ,2006. - С.134.
3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации мышления и обучения. -Москва,1989.-С.120.
4. Маранцман В.Г. Основные этапы развития методики преподавания.-Москва,1990. - С.130.