Научная статья на тему 'Факультативные занятия по русскому языку в школе'

Факультативные занятия по русскому языку в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6217
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ФАКУЛЬТАТИВОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ КУРСЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ КУРСОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Христолюбова Татьяна Анатольевна

Данная статья посвящена методике факультативов по русскому языку в школе. Факультативные занятия, впервые введенные в 1967-1968 учебном году, по русскому языку являются неотъемлемым компонентом всей учебно-воспитательной работы в школе. В данной работе рассматриваются общие вопросы преподавания учебной дисциплины «Факультативные и элективные курсы по русскому языку в школе» в вузе на историко-филологическом факультете Марийского государственного университета: цель, задачи и содержание учебной дисциплины, перечисляются знания и умения студентов, которые необходимо сформировать при изучении указанной дисциплины. В статье предлагаются задания и вопросы для рассмотрения на практическом занятии темы «Разнообразие программ факультативных курсов по русскому языку в школе», а также дается список литературы к теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN LANGUAGE OPTIONAL classes AT SCHOOL

This article is devoted to the methods of optional classes in the Russian language at school. Optional classes in Russian language are an essential component of all educational work in school. These studies were introduced for the first time in the 1967-1968 academic year. This paper discusses general issues of teaching discipline “Optional and elective courses in the Russian language in schools” in high school on the Historical-philological faculty of the Mari State University: goal, objectives and content of the discipline. The article lists the knowledge and skills of students, which is necessary to form in the study of this discipline. The article proposes tasks and questions for the study of the topic “Diversity of elective courses in the Russian language programs in the school” at practical classes. The study also provides a list of references to the subject.

Текст научной работы на тему «Факультативные занятия по русскому языку в школе»

УДК 811.161.1:371.214.19

Т. А. Христолюбова Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

Данная статья посвящена методике факультативов по русскому языку в школе. Факультативные занятия, впервые введенные в 1967-1968 учебном году, по русскому языку являются неотъемлемым компонентом всей учебно-воспитательной работы в школе. В данной работе рассматриваются общие вопросы преподавания учебной дисциплины «Факультативные и элективные курсы по русскому языку в школе» в вузе на историко-филологическом факультете Марийского государственного университета: цель, задачи и содержание учебной дисциплины, перечисляются знания и умения студентов, которые необходимо сформировать при изучении указанной дисциплины. В статье предлагаются задания и вопросы для рассмотрения на практическом занятии темы «Разнообразие программ факультативных курсов по русскому языку в школе», а также дается список литературы к теме.

Ключевые слова: методика факультативов по русскому языку, факультативные занятия, факультативные курсы по русскому языку, программа факультативных курсов по русскому языку

Факультативные занятия по русскому языку являются неотъемлемым компонентом всей учебно-воспитательной работы в школе. Хорошо организовать и умело провести факультативное занятие по русскому языку сможет тот учитель -словесник, который в вузе получил не только глубокие научно-теоретические знания, но и овладел определенными практическими умениями и навыками.

Факультативные занятия по русскому языку в школе были введены в 1967-1968 учебном году, а учебная дисциплина «Факультативные и элективные курсы по русскому языку в школе» включена в учебный план вуза только в 2013-2014 учебном году. Но вопрос об организации факультативных занятий всегда рассматривался в содержании учебной дисциплины «Теория и методика преподавания русского языка».

Учебная дисциплина «Факультативные и элективные курсы по русскому языку в школе» рассчитана на 72 часа, из них 20 часов - лекции, 16 часов - практические занятия, 36 часов - самостоятельная работа. Цель курса, его содержание направлены на углубленное изучение русского языка, анализ практического опыта проведения факультативных занятий по русскому языку, профессионально-педагогическую подготовку будущего учителя русского языка. Задачи курса реали-

зуются через систему лекционных, практических занятий и самостоятельную работу студентов.

На лекционных занятиях предполагается изучение теоретических вопросов, касающихся методики факультативов по русскому языку. Практические занятия направлены на углубление и уточнение теоретических знаний. Значительное внимание уделяется самостоятельной работе студентов, которая направлена на выработку умений и навыков применения знаний для решения практических и теоретических задач, на формирование профессиональных качеств будущего специалиста. Некоторые практические занятия предполагают использование видеоматериалов. О роли видеоматериалов в работе со студентами говорится в статье Г. В. Мурзо «Видеотехнологии как один из прогрессивных приемов профессиональной подготовки учителя» [2].

В результате освоения содержания учебной дисциплины «Факультативные и элективные курсы по русскому языку в школе» студенты должны:

• знать

- основные понятия методики факультативных и элективных занятий по русскому языку, ее особенности, цель, задачи;

- отличие факультативных занятий по русскому языку от уроков, внеклассной работы и элективных курсов;

© Христолюбова Т. А., 2016

- межпредметные и внутрипредметные связи факультативных занятий с изучаемыми разделами русского языка;

- основные сведения из истории факультативных и элективных занятий по русскому языку;

- ученых, занимающихся вопросами методики факультативов и элективных курсов, основные труды этих ученых;

- методы и принципы организации факультативных и элективных занятий по русскому языку, средства обучения;

- содержание факультативных и элективных курсов по русскому языку в школе;

- основные организационные формы факультативных и элективных занятий по русскому языку;

- особенности проведения основных видов факультативных и элективных занятий по русскому языку;

- научную и учебно-методическую литературу, посвященную вопросам методики факультативных и элективных курсов по русскому языку в школе;

• уметь

- излагать содержание основных понятий, используемых в методике факультативных и элективных курсов по русскому языку;

- самостоятельно работать с научной и учебно-методической литературой, извлекать необходимую информацию из различных источников (словарей, справочников, энциклопедий и т. д.);

- использовать компьютерные технологии и коммуникационные возможности Интернета;

- анализировать литературу по определенной теме;

- готовить сообщения, писать доклады и т. д. о факультативных и элективных курсах по русскому языку;

- составлять конспекты факультативных и элективных занятий по русскому языку, рабочие программы факультативных и элективных курсов по русскому языку;

- проводить факультативные и элективные занятия по русскому языку;

- оснащать наглядными пособиями факультативные и элективные занятия по русскому языку;

- анализировать факультативные и элективные занятия по русскому языку.

Предлагаем примерное тематическое планирование курса «Факультативные и элективные курсы по русскому языку в школе» (трудоемкость данной дисциплины составляет 2 зачетные единицы):

№ п/п Тема занятия Количество часов

лекции практические занятия самостоятельная работа

1. Введение. Система среднего образования в России 2 2

2. Углубленное изучение русского языка. Проблема интереса, склонностей и способностей к углублённым занятиям русским языком 2 2

3. Средства обучения русскому языку 2 2 2

4. Расширенное изучение русского языка 2 2 3

5. Методика факультативных курсов по русскому языку 2 2 3

6. Методика элективных курсов по русскому языку 2 3

7. Разнообразие программ факультативных (элективных) курсов в школе 2 2 8

8. Новые образовательные технологии в преподавании русского языка на факультативных и элективных занятиях 2 4

9. Составление рабочей программы факультативных (элективных) курсов по русскому языку 2 3

10. Правила оформления конспекта факультативного (элективного) занятия по русскому языку 2

11. Кабинет русского языка и литературы 2 2

12. Организация и проведение факультативных (элективных) занятий по русскому языку 6

13. Анализ факультативного (элективного) занятия по русскому языку 2

14. Зачетная работа и ее анализ 2

ИТОГО 20 16 36

Например, по теме «Разнообразие программ факультативных курсов по русскому языку» можно предложить следующие задания и вопросы для рассмотрения:

1. Познакомьтесь с программами первых факультативных курсов, проанализируйте их с точки зрения целей, задач, содержания, методики проведения занятий, с точки зрения приемлемости для учащихся общеобразовательных учреждений. Сопоставьте эти программы с программами по русскому языку для средней школы. Определите, в какой мере программы факультативов позволяют осуществить идею углубленного изучения русского языка.

Программы первых факультативных курсов Для 7-8 классов Лексика и фразеология русского языка

Дудников А. В. Лексика и фразеология русского языка: пособие для факультативных занятий в УП-УШ классах. М., 1970.

Введенская Л. А., Баранов М. Т., Гвоздарев Ю. А. Русское слово. Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка» (УП-УШ классы): пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1978. 144 с.

Введенская Л. А., Баранов М. Т., Гвоздарев Ю. А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка» (УП-УШ классы): пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. 141 с.

Теория и практика сочинений разных жанров

Теория и практика сочинений разных жанров: пособие для факультативных занятий. УП-УШ классы / под ред. Т. А. Ладыженской и Т. С. Зепа-ловой. М.: Просвещение, 1970. 271 с.

Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (УП-УШ классы)»: пособие для учащихся / сост.: Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. М.: Просвещение, 1977. 176 с.

Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров (УП-УШ классы)»: пособие для учителей / сост.: Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. М.: Просвещение, 1977. 158 с.

Для 8-9 классов

Львова С. И. Язык в речевом общении: Факультативный курс: 8-9 классы: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 128 с.

2. На какие два вида по назначению делятся пособия для факультативных занятий? Каковы зада-

чи и содержание каждого пособия? Расскажите об этом на примере какого-нибудь факультативного курса. Воспользуйтесь опубликованными в журнале «Русский язык в школе» рецензиями ученых на эти пособия.

3. Проанализируйте программы факультативных курсов по русскому языку, опубликованные в сборнике «Программы средней общеобразовательной школы. Факультативные курсы» [19]:

Язык и жизнь (У111 класс) / сост. М. Т. Баранов, Т. А. Костяева.

Фонетический и грамматический разбор. Грамматическая синонимика (Х-Х11 классы) / сост. Н. Н. Алгазина.

Они не имеют отдельных пособий для учащихся и учителей. Какова их цель? Для учащихся каких классов предназначены? На сколько часов рассчитаны? Каково их содержание? Какими должны быть занятия, по мнению ученых? Какие методы и приемы они рекомендуют использовать на факультативных занятиях? Какую литературу ученые предлагают учащимся и учителям использовать на факультативных занятиях?

4. Познакомьтесь с программами элективных курсов, предложенными С. И. Львовой в сборнике «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы» [18]. Проанализируйте их с точки зрения целей, задач, содержания, методики проведения занятий, с точки зрения приемлемости для учащихся. Сопоставьте программы основного курса русского языка (часть 1) с программами элективных курсов (часть 2) и с уже рассмотренными вами программами по русскому языку.

5. Познакомьтесь с программами элективных курсов, изданными после 2000 года. Проанализируйте их, подготовив электронную презентацию понравившихся вам элективных курсов.

Элективный курс. Правильнее, точнее, выразительнее... Русский язык. 10-11 классы / Г. В. Цвет-кова. Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. 128 с.

Русский язык. Деловая речь, деловое письмо. 10-11 классы: элективный курс / авт.-сост. И. Н. Кривенцева. Волгоград: Учитель, 2007. 143 с.

Дубовицкая Ю. В. Русский язык. Элективные курсы: «И голос публицистики в Инете...», «На радиоволне», «Рекламный текст», «Сам себе редактор». М.: Материк-Альфа, 2007. 152 с.

Русский язык. 10-11 классы. Родной язык в «реке времени» (история языка и история общества): элективный курс / сост. Н. М. Божко. Волгоград: Учитель, 2008. 319 с.

Русский язык. 10-11 классы. Элективный курс «Искусство владеть словом» / авт.-сост. Н. В. Ва-сильченко. Волгоград: Учитель, 2008. 115 с.

Русский язык. 9 класс. Элективный курс «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика» / авт.-сост. Л. А. Коб-зарёва. Волгоград: Учитель, 2008. 139 с.

Русский язык. 9 класс. Элективный курс «Практический курс речеведения» / авт. -сост. Л. А. Кобзарёва. Волгоград: Учитель, 2008. 133 с.

Русский язык. 9 класс. Коварные знаки препинания: элективный курс / авт.-сост. Л. М. Серёгина, О. А. Хорт. Волгоград: Учитель, 2008. 207 с.

Русский язык. 9 класс. Хотите быть успешным? Говорите правильно: элективные курсы / авт.-сост. Г. И. Дудина, В. Н. Пташкина. Волгоград: Учитель, 2009. 186 с.

Журналистика в школе. 8-11 классы: программы, материалы к занятиям / авт.-сост. Н. А. Спирина. Волгоград: Учитель, 2010. 207 с.

Обязательно к каждой теме по данной дисциплине указывается список литературы:

Алгазина Н. Н. О факультативных занятиях по русскому языку в 1Х-Х классах // Русский язык в школе. 1977. № 3. С. 57-63. [О факультативном курсе «Фонетический и грамматический разбор. Грамматическая синонимика»].

Астафурова А. П. Пособия для учителя и учащихся «Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров», «Развивайте дар слова» / сост.: Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. М.: Просвещение, 1977 // Русский язык в школе. 1977. № 5. С.115-118.

Баринова Е. А. О работе секции русского языка педагогического общества Ленинграда и Ленинградской области / Е. А. Баринова, Н. И. Гамбург // Русский язык в школе. 1968. № 5. С. 117-118.

Бондаревский В. Б. Важнейший путь подготовки учащихся к факультативным занятиям / В. Б. Бондаревский, М. М. Стракевич // Русский язык в школе. 1968. № 6. С. 73-78.

Гвоздарев Ю. А. О помощи учителям в проведении факультативных занятий по русскому языку / Ю. А. Гвоздарев // Русский язык в школе. 1968. № 5. С. 69-72.

Епанчинцева И. М. «Русское слово как предмет языкознания» (факультативный курс для учащихся старших классов). М.: Просвещение, 1972 // Русский язык в школе. 1973. № 2. С. 118-121.

Иванова С. Ф. О формах организации факультативных курсов по русскому языку // Русский язык в школе. 1968. № 3. С. 35-41.

Ивченков П. Ф. Русский язык: пособие для факультативного курса / под ред. А. В. Барандее-ва. М.: Высш. шк., 1987 // Русский язык в школе. -1988. - № 3. С.117-119.

Иконников С. Н. Факультативные занятия по курсу стилистики на материале синтаксиса / С. Н. Иконников, Б. Т. Панов // Русский язык в школе. 1967. № 6. С. 43-48.

Итоги совещания по факультативным курсам // Русский язык в школе. 1968. № 5. С. 57.

Ковалев В. П. Л. А. Введенская, М. Т. Баранов, Ю. А. Гвоздарев Русское слово. Пособие для учащихся VII-VIII классов по факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка». М.: Просвещение, 1970. // Русский язык в школе. 1971. № 4. С. 106-108.

Купалова А. Ю. О факультативных курсах по русскому языку в средней школе // Русский язык в школе. 1967. № 5. С. 127-128.

Озерская В. П. На секции русского языка II Всесоюзной конференции по факультативным занятиям // Русский язык в школе. 1971. № 5. С. 116-117.

Озерская В. П. Положительный опыт организации факультативных занятий // Русский язык в школе. 1970. № 6. С. 110-111.

Пленкин Н. А. К методике факультативных занятий по стилистике // Русский язык в школе.

1969. № 2. С. 45-48.

Подгаецкая И. М. Опыт совместной работы школы и педагогического института при организации факультативных курсов по русскому языку // Русский язык в школе. 1968. № 5. С. 75-78.

Приступа Г. Н. А. В. Дудников. Лексика и фразеология русского языка. Пособие для факультативных занятий в VII-VIII классах (для учителя). М.: Просвещение, 1970 // Русский язык в школе.

1970. № 6. С. 106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы / авт. -сост. С. И. Львова. 2-е изд., перераб. М.: Мнемозина, 2008. 215 с.

Программы средней общеобразовательной школы. Факультативные курсы. М.: Просвещение, 1990. 144 с.

Программы факультативных занятий по русскому языку // Русский язык в школе. 1980. № 4. С. 110-113 [О факультативах «Лексикология и фразеология русского языка», «Теория и практика сочинений разных жанров», «Фонетический и грамматический разбор. Грамматическая синонимика»].

Соколова Г. П. В. Г. Ветвицкий, В. Ф. Иванова, А. И. Моисеев. Современное русское письмо.

Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1974 // Русский язык в школе. 1976. № 1. С. 100-102.

Татаренко Л. Н. Некоторые итоги работы факультативных курсов в Калининской области (Итоги первого года) // Русский язык в школе. 1968. № 5. С. 62-69.

Фонетический и грамматический разбор. Грамматическая синонимика (Программа факультативных занятий по русскому языку в 1Х-Х классах) // Русский язык в школе. 1977. № 3. С. 127-128.

Шеин В. Н. Ветвицкий В. Г., Иванова В. Ф., Моисеев А. И. Современное русское письмо: пособие учителей // Русский язык в школе. 1975. № 1. С. 104-105.

Шутова В. П. Как обеспечить успех факультативных занятий по стилистике русского языка в школе // Русский язык в школе. 1968. № 6. С. 69-72.

Таким образом, проблема системы факультативных занятий по русскому языку требует глубокой научной разработки и практической проверки.

Ш

1. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. М.: Издательский центр «Академия», Высш. шк., 1999. 272 с.

2. Мурзо Г. В. Видеотехнологии как один из прогрессивных приемов профессиональной подготовки учителя // Русский язык в школе. 2004. № 6. С. 95-99.

3. Ушаков Н. Н. Некоторые особенности внеклассных и факультативных занятий по русскому языку // Русский язык в школе. 1974. № 2. С. 68-75.

4. Факультативные занятия в средней школе: сб. ст. / под. ред.: М. П. Кашина, Д. А. Эпштейна. М.: Педагогика, 1973. Вып. 1. 240 с.

5. Факультативные занятия в средней школе. М.: Педагогика, 1976. Вып. 2. 176 с.

6. Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе: пособие для учителя / авт.-сост.: Б. Т. Панов, Л. Б. Яковлева. М.: Просвещение, 1991. 271 с.

Статья поступила в редакцию 15.01.2016 г.

Для цитирования: Христолюбова Т. А. Факультативные занятия по русскому языку в школе // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 1 (21). С. 59-64.

Об авторе

Христолюбова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, [email protected]

T. A. Khristolyubova Mari State University, Yoshkar-Ola

RUSSIAN LANGUAGE OPTIONAL CLASSES AT SCHOOL

This article is devoted to the methods of optional classes in the Russian language at school. Optional classes in Russian language are an essential component of all educational work in school. These studies were introduced for the first time in the 1967-1968 academic year. This paper discusses general issues of teaching discipline "Optional and elective courses in the Russian language in schools" in high school on the Historical-philological faculty of the Mari State University: goal, objectives and content of the discipline. The article lists the knowledge and skills of students, which is necessary to form in the study of this discipline. The article proposes tasks and questions for the study of the topic "Diversity of elective courses in the Russian language programs in the school" at practical classes. The study also provides a list of references to the subject.

Keywords: methods of optional classes in the Russian language, optional classes, optional courses in the Russian language, program of optional courses in the Russian language

Ш

1. L'vov M. R. Slovar'-spravochnik po metodike prepodavanija russkogo jazyka: posobie dlja studentov pedagogicheskih vuzov i kol-ledzhej [Dictionary of Russian language teaching methodology]. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», Vyssh. shk., 1999, 272 p.

2. Murzo G. V. Videotehnologii kak odin iz progressivnyh priemov professional'noj podgotovki uchitelja [Video technology as one of the most progressive methods of training teachers]. Russkij jazyk v shkole = Russian language at school. 2004, no. 6, pp. 95-99.

3. Ushakov N. N. Nekotorye osobennosti vneklassnyh i fakul'ta-tivnyh zanjatij po russkomu jazyku [Some features of extracurricular activities in the Russian language]. Russkij jazyk v shkole = Russian language at school. 1974, no. 2, pp. 68-75.

4. Fakul'tativnye zanjatija v srednej shkole: sb. st. [Extracurricular activities in middle school] / pod. red.: M. P. Kashina, D. A. Jepshtejna. M.: Pedagogika, 1973, vyp. 1, 240 p.

5. Fakul'tativnye zanjatija v srednej shkole [Extracurricular activities in middle school]. M.: Pedagogika, 1976, vyp. 2, 176 p.

6. Hrestomatija po metodike russkogo jazyka: Organizacija uchebnogo processa po russkomu jazyku v shkole: posobie dlja uchitelja [Readings on the methodology of the Russian language: Organization of educational process on the Russian language in schools], avt.-sost.: B. T. Panov, L. B. Jakovleva. M.: Prosveshhenie, 1991, 271 p.

Submitted 15.01.2016.

Citation for an article: Khristolyubova T. A. Russian language optional classes at school. Vestnik of Mari State University. 2016, no. 1 (21), pp. 59-64.

About the autor

Khristolyubova Tat'yana Anatol'evna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.