УДК 372.881.1:372.4 ББК Ч426.819-243
ГСНТИ 14.25.С
Код ВАК 13.00.02
Задорожная Екатерина Ивановна,
аспирант кафедры современных европейских языков, Российский государственный педагогический университет им.
А. И. Герцена; 191186, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, корпус 10, ауд. 26, e-mail: [email protected].
НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ОНЛАЙН-КУРСА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ФГОС; интерактивность в обучении; личностно ориентированный подход; универсальные учебные действия; синхронная и асинхронная деятельность
АННОТАЦИЯ: В статье освещаются некоторые принципиальные направления организации заданий онлайн курса в рамках факультативного обучения иностранному языку в школе. Показана стратегия разработки эффективного онлайн курса, построенного в соответствии с аудиторными занятиями в школе и образовательной программой по предмету, который удовлетворяет условию интерактивности. Представлены фрагменты уроков английского языка, направленные на подготовку учащихся младшего возраста к синхронной работе в сети Интернет в рамках выполнения заданий в виртуальном классе по иностранному языку. Внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, которые определены федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Предлагается рассмотрение реализации факультативного курса по иностранному языку на конструкторе интерактивных мультимедийных заданий learningapps.org. Отмечены возможные сложности, которые могут возникнуть в рамках факультативной виртуальной работы, а также пути их устранения. На основе проведенного исследования автор смог выявить положительную динамику в результативности использования данного виртуального курса в обучении иностранному языку в младшей школе. Главное достоинство данной разработки - повышение мотивации к обучению иностранному языку, открытость для общения, высокая самоорганизация учащихся в учебной деятельности.
Zadorozhnaya Ekaterina Ivanovna,
Post-graduate Student of Department of Contemporary European Languages, Herzen State Pedagogical University of Russia, St.
Petersburg, Russia.
ORGANIZATION OF ONLINE ELECTIVE COURSES IN FOREIGN LANGUANGES AT PRIMARY SCHOOL: PRINCIPAL ISSUES
KEY WORDS: Federal State Educational Standard; interactivity in learning; learner-centered approach; universal learning activities; synchronous and asynchronous activities.
ABSTRACT. The article focuses upon some principal issues of organization of assignment in online elective courses in foreign languages at school. It describes the strategy of design of an efficient interactive online course compatible with classroom activity and the curriculum. The article presents fragments of English lessons intended to prepare primary school pupils to online work on the Internet in the framework of doing tasks in the virtual classroom in foreign languages. Special attention is paid to the formation of universal learning habits defined by the Federal State Educational Standard of the new generation. The author proposes that the realization of an online elective course in a foreign language be effected using the constructor of interactive multimedia tasks learningapps.org. The author warns that certain difficulties may arise in the conduct of elective online work, and then outlines the ways to overcome them. On the basis of the undertaken research, the author manages show a positive change for the better in the effectiveness of online courses in teaching foreign languages at primary school. The main advantage of this research is an urge to increase motivation to learn foreign languages, readiness to communicate and high self-organization of pupils in the learning process.
Р
азвитие идеи педагогической психологии и гуманистической педагогики в последнее время связывается с различными аспектами деятельности личности в процессе образования [5]. При этом ключевой постулат данной позиции заключается в понимании того, что любые знания - это продукт познавательной деятельности, их «передать» нельзя [10]. Идеи самообразования и развития индивида в течение всей его жизни связываются с концепцией непрерывного образования, должны быть ориентированы на создание соответствующих образовательных моделей [5]. В настоящее время создаются новые ме-
тоды и технологии обучения, отвечающие телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не являются просто пассивными потребителями информации [6]. В процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения [2]. На смену прежней модели обучения в соответствии с ФГОС приходит новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения - учащийся; суть технологии - развитие способности к самообучению; учащиеся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности - сотрудничество.
© Задорожная Е. И., 2015
Использование информационных технологий в рамках интерактивного обучения позволяет создать подобную модель.
Замечено, что обучение школьников может стать более эффективным, если конкретный материал изучается параллельно: в рамках факультативной работы и на аудиторных занятиях. К факультативной работе может быть отнесено выполнение учащимися заданий на компьютере, которые могут быть разработаны или специально подобраны учителем. Таким образом, речь идет об онлайн-курсе, построенном в соответствии с рабочей программой. Однако учителю необходимо создать такую образовательную информационную среду, которая удовлетворяла бы условию интерактивности. (Под интерактивностью в обучении мы понимаем такое взаимодействие, в котором учащийся становится полноправным участником учебного процесса, при этом активность педагога уступает место активности учащегося, а задачей для педагога является создание условий для инициативы учеников [7, а 80-81]).
Рассмотрим реализацию такой модели на примере организации факультативного онлайн-курса по ИЯ во 2-м классе в школе с углубленным изучением английского языка, по рабочей программе учебника Верещагиной И. Н. для 2 класса.
Перед тем, как начинать работать над планированием курса, необходимо проверить готовность учащихся к интерактивной работе. Поскольку английский язык является для учеников данного возраста новым предметом, первое тестирование основано на элементарных вопросах на русском языке. В вопросы включены задания с визуальной и видео поддержкой. Успешность прохождения теста - 93%. Затем учащимся предлагаются подобные задания на английском языке, составленные с учетом прохождения программы по английскому языку. Результат - 73%. В рамках проведенных тестирований было выявлено, что наибольшие трудности у учащихся связаны с восприятием видеоинформации. Это вызвано особенностями учеников данного возраста, отсутствием концентрации внимания и нацеленности на результат. Как мы заметили, результат успешности во втором тестировании понизился. Однако результат положительный. Следовательно, учащиеся 2-го класса готовы к интерактивному обучению на компьютере. Можно начинать разрабатывать интерактивный курс.
Работа над созданием онлайн-курса начинается с создания проекта. Учителю необходимо учитывать пожелания учеников относительно материала и типа заданий и построить учебный курс так, чтобы каждый
ученик получал удовольствие от определенного вида деятельности. Учащиеся, наряду с учителем, могут принять участие в разработке плана работы. Также бывает полезным и участие родителей, особенно если речь идет о младших школьниках. Таким образом, в рамках личностно ориентированного подхода можно добиться того, что курс будет ценным для всех учеников. Для достижения этой цели, не стоит забывать, что между учащимися, родителями и учителем должно быть постоянное взаимодействие, в центре которого находится ученик.
Таким образом, после совместных обсуждений было принято решение ориентировать курс на повторение грамматики, которая вызывает у учащихся наибольшие сложности. Составлен план работы по следующим темам:
- глагол to be;
- глагол have got / has got;
- притяжательный падеж и предлоги места;
- Present Simple;
- построение Yes-No questions;
- построение Wh-questions;
- сравнение Yes-No и Wh- questions;
- Present Continuons;
- сравнение Present Simple и Present Continuous;
- повторение.
Важно отметить, что данный план-проект составлялся с учетом пожеланий родителей и учащихся. Групповое социальное взаимодействие является частью конструктивистского подхода [15, c. 55-57]. Благодаря общению между учащимися удается сформировать и «построить» знание. Учитель, в свою очередь, обеспечивает учеников материалами в виде лекций, web-ссылок и осуществляет поведенческий подход. В рамках нашего курса учитель готовил видео с объяснениями материала по каждой теме, снабжая видео вопросами на проверку понимания. (такую возможность предоставляет портал lerningapps.org). В данном случае деятельность учеников представляется более пассивной, чем в конструктивистском подходе. Важно понимать, что правильный баланс между конструктивистским и поведенческим подходом и составляет эффективное обучение.
Как мы видим, представление информации определяется поведенческим подходом. Отметим, что курс должен быть построен так, чтобы у ученика не возникало вопросов, что и как нужно сделать. Для этого учителю необходимо продумать последовательность и скорость подачи информации, сами задания, форму представления материала, организацию онлайн-урока. Хотя у каждого ученика своя скорость, все
учащиеся проходят курс приблизительно в одном и том же темпе. В то же самое время учебный курс должен быть спланирован с учетом того, что каждый ученик должен иметь возможность выполнять задания в своем темпе. Поэтому учителю при планировании необходимо постоянно учитывать цель курса. Без ясного представления схемы курса, целей и задач, последовательность упражнений, как и все содержание данного вида работы, будет неэффективной.
Большую роль в эффективности курса играют непосредственно сами задания. Он-лайн-обучение состоит из модулей. Каждый модуль связан с определенной темой и может длиться несколько недель. Система заданий должна быть гибкой, чтобы ученики могли выбрать удобный для себя график работы. В каждом модуле должны быть задания, которые могли бы стать интересными для учеников различных стилей обучения, а число и объем упражнений нужно продумать, исходя из того, что будет приемлемо выполнить человеку, живущему активной и наполненной жизнью за рамками виртуального пространства [12]. Безусловно, все упражнения должны быть направлены на то, чтобы увлечь, заинтересовать, побудить учащихся делиться своими мыслями, исследовать и творить.
Наш курс использовал широкие возможности портала learningapps.org. На сайте представлены различные шаблоны: «скачки», «кто хочет стать миллионером», «пазлы», «найди соответствие», впиши ответ и многие др. Таким образом, учителю необходимо было лишь вставить свои задания в уже готовые формы. Каждый тип задания имеет свой уровень сложности. Так, у учащегося есть неограниченное число попыток, чтобы решить задание «пазлы» или задания на множественный выбор, тогда как в задании «кто хочет стать миллионером» ученику нужно успешно пройти все задания с первой попытки. Существуют задания на введение текста с клавиатуры. Они представляются самыми сложными. Отметим, что каждый модуль в онлайн-курсе содержал в себе четыре задания различной степени сложности и одно видеообъяснение с вопросами на проверку понимания. Задания были представлены по степени усложнения: от самых легких заданий на множественный выбор к заданиям на введение ответа с клавиатуры.
Говоря о заданиях, скажем несколько слов о видах работы в Интернете. Работа в Интернете предполагает синхронную и асинхронную деятельность. Асинхронная деятельность позволяет человеку работать в своем собственном темпе и не зависит от времени выполнения какого-либо действия.
К асинхронным действиям относится: общение по электронной почте, просмотр web-ссылок, онлайн-тестов, загруженных видео и аудио фрагментов. Синхронная деятельность предполагает совместную работу в реальном времени. К синхронным действиям можно отнести общение в чате, очные дискуссии и лекции, потоковое видео и аудио [15]. Эффективный онлайн-курс, ориентированный на взрослых участников образовательного процесса, должен использовать оба этих типа работы. Однако младшие школьники в силу особенностей своего внимания не готовы к синхронной работе за компьютером [9]. Они делают первые шаги в совместной работе на аудиторных занятиях. Поэтому учителю, инициировавшему онлайн-курс, следует обратить внимание на подготовку учащихся к синхронной работе за компьютером на аудиторных занятиях.
Рассмотрим фрагмент урока. В рамках прохождения времени Present Simple, все учащиеся получают карточки с предложениями, где необходимо раскрыть скобки, поставив глагол в нужную форму. После индивидуальной работы учитель собирает задания. Учащиеся объединяются в группы по четыре человека. Учитель раздает задания, выполненные противоположной группой, и происходит проверка с обсуждением ошибок в группе с выставлением «+». Группе необходимо сосчитать суммарное количество плюсов. Затем каждый участник группы придумывает подобное задание на раскрытие скобок для участника из другой группы. Группы обмениваются заданиями, ученики работают индивидуально, раскрывают скобки, после чего происходит совместная проверка в противоположной группе. Выигрывает команда с большим количеством плюсов.
Важно отметить роль учителя в данной работе. Учитель - помощник, который следит за тем, чтобы ученики из каждой команды оценивали работы правильно [4]. При этом учитель не подсказывает правильный ответ, а задает наводящие вопросы, которые должны навести учащихся на правильный ход рассуждений. Помимо этого, учителю необходимо поставить временные рамки для каждого этапа работы и следить за тем, чтобы учащиеся не нарушали отведенного на выполнение отдельного этапа времени. В зарубежной литературе такой вид работы называют peer-correction [15].
Проанализируем этот фрагмент урока с точки зрения формирования универсальных учебных действий (далее УУД) [13]. Формируются коммуникативные УУД - учащиеся работают в группе и обсуждают правильность выполнения задания. Проверяя работы друг друга, учащиеся анализируют,
сравнивают, корректируют, учатся пользоваться справочным материалом. Таким образом, реализуются познавательные и регулятивные УУД.
Подобная работа в классе может подготовить учащихся к синхронной работе за компьютером. К примеру, учитель помещает задание на раскрытие скобок в чат. Учащийся решает данное задание и придумывает свое задание для других участников курса. Ученики работают совместно. Образуется цепочка из заданий и решений. Отметим, что такая работа позволяет повысить интерес и мотивацию учащихся к изучению предмета, помимо этого происходит личностное осознание смысла учения, формируются личностные УУД.
Рассмотрим еще один фрагмент урока. В классе ученики читают текст, в котором много предложений в Present Simple, отвечают на вопросы, предложенные в учебнике. Затем им дается время на подготовку пересказа текста. Ученики работают в парах и рассказывают друг другу подготовленный пересказ. Задание - слушать друг друга внимательно, записывать ошибки, не перебивая партнера, и указать ему на то, что было неправильно. Проанализировав ошибки, ученикам необходимо в паре составить критерии, по которым будет оцениваться и выставляться оценка за пересказ. Затем состав пары меняется, ученики знакомят своего «нового» партнера со своими критериями. Задачи - пересказать друг другу текст, учитывая критерии оценивания партнера, оценить пересказ партнера по своим критериям и выставить оценку.
Данная работа формирует все четыре УУД. Ученики ведут диалог, работая в паре, тем самым реализуются коммуникативные УУД. Во время построения речевого высказывания происходит анализ, сравнение. Тем самым проявляются познавательные УУД. Затем учащиеся контролируют, корректируют, вырабатывают свое видение процесса оценивания и осуществляют регулятивные и личностные УУД [13].
Подобная работа может также быть организована в рамках онлайн-курса. Однако она требует определенных технических средств, таких как web-камера, наушники или колонки, а также соответствующего программного обеспечения. Еще одна сложность вызвана зависимостью от времени выполнения задания. Все эти особенности ограничивают реализацию эффектив-
ной синхронной работы в рамках факультативного онлайн-обучения.
Необходимо учесть, что в рамках он-лайн-курса могут возникнуть и другие сложности. На аудиторных занятиях, глядя на лица детей, учитель может менять темп подачи материала, в зависимости от степени понимания учениками, менять задания, варьировать сложные и легкие упражнения прямо в ходе урока, если это необходимо. Но учитель не может получить подобный невербальный контакт во время дистанционного контакта. Поэтому следует незамедлительно реагировать на понижение успешности выполнения отдельных заданий и поддерживать обратную связь. Для этого навигация интерактивного класса должна быть простой и доступной [15]. Портал learningapps.org, например, обладает возможностью задавать вопросы без использования электронной почты. Заметим, что задания выполняются учащимися под личным логином и паролем, а успешно пройденные задания отмечаются, как пройденные, однако ученик может вернуться к уже пройденным заданиям для повторного прохождения [7].
Как показала практика, использование факультативного виртуального обучения ИЯ на портале learningapps.org дает положительные результаты в обучении. Так, в рамках сравнительного анализа двух экспериментальных групп учащихся было проведено тестирование, которое показало повышение уровня образования учеников, вовлеченных в факультативную интерактивную работу. Следовательно, внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет повысить эффективность и уровень обучения детей в условиях правильной реализации [1, с. 58].
Несомненно, обучение в виртуальном классе может стать полезным дополнением к аудиторным занятиям. В рамках такой комплексной работы удается лучше закрепить материал, повысить мотивацию учащихся, а благодаря использованию интерактивности в обучении, побудить учащихся сформировать свой совместный продукт. Такое параллельное обучение отвечает новым тенденциям в сфере образования [14]. Тем самым ребенок становится активной единицей в получении знаний и передачи их другим участникам образовательного процесса, что отвечает современным требованиям к результатам образования, отраженным во ФГОС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемьева В. В. Педагогические возможности использования информационных технологий в период детства // Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 55-58.
2. Асаул А. Н., Капаров Б. М. Опыт и перспективы дистанционного эвристического образования // Проблемы современной экономики. 2008. №3 (27). С. 482-487.
3. Бурлаков И. В. Психология компьютерных игр // Наука и жизнь. 1999. № 6. С. 88-93.
4. Воронина Е. А. Некоторые эффективные методы обучения при реализации системно-деятельностного подхода // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 3. № 7. С. 131-1345. Еремин Ю. В. Идеи гуманистичности в профессионально- ориентированном иноязычном образовании с позиции продуктивного подхода // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2012. июнь. URL: http://www.emissia.org/offline/20i2/l823.htm.
6. Еремин Ю. В., Стрельникова Н. В. Роль информационно-методической поддержки процесса обучения в формировании образованной личности // Герценовские чтения. Иностранные языки : тезисы докл. Всерос. конф. (СПб., 15-16 мая 2014 г.). СПб., 2014. С. 310-311.
7. Канцур А. Г., Мосина М. А. Потенциал сервиса learningapps.org в языковом образовании // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. 2013. №1. С. 63-69.
8. Кларин М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000. № 7. С. 80-81.
9. Козлова Г. В., Помещикова М. С. О психолого-педагогическом сопровождении младших школьников в рамках внедрения ФГОС // Начальная школа. 2013. №7. С. 7-10.
10. Мусихин И. А. Педагогические условия дистанционного сопровождения образовательной деятельности обучающихся во время летних каникул (на примере использования иностранного языка) : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2012.
11. Нечаев Н. Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности // Методологический семинар «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы. М. : Иссл. Центр Минобрнауки РФ, 2005. С. 60-67.
12. Чирво А. Ю. Организация дистанционного надомного обучения младших школьников иностранному языку : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. // М-во образования и науки Рос. Федерации. М. : Просвещение, 2011. С. 4-10. (Стандарты второго поколения).
14. Brooks D. W. Web-Teaching: A Guide to Designing Interactive Teaching for the World Wide Web (Innovations in Science Education and Technology). Kluwer Academic Publishers. N.Y. 2002. P. 5-11.
15. Porter L. R. Developing an online curriculum : Technologies and Techniques // Embry-Riddle Aeronautical University. USA. Information Science Publishing. 2004. P. 48-181 (Professional English).
LITERATURE
1. Artem'eva V. V. Pedagogicheskie vozmozhnosti ispol'zovaniya informatsionnykh tekhnologiy v period detstva // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 12. S. 55-58.
2. Asaul A. N., Kaparov B. M. Opyt i perspektivy distantsionnogo evristicheskogo obrazovaniya // Problemy sovremennoy ekonomiki. 2008. №3 (27). S. 482-487.
3. Burlakov I. V. Psikhologiya komp'yuternykh igr // Nauka i zhizn'. 1999. № 6. S. 88-93.
4. Voronina E. A. Nekotorye effektivnye metody obucheniya pri realizatsii sistemno-deyatel'nostnogo podkhoda // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya v sovremennom mire. 2014. T. 3. № 7. S. 131-134.
5. Eremin Yu. V. Idei gumanistichnosti v professional'no- orientirovannom inoyazychnom obrazovanii s pozitsii produktivnogo podkhoda // Pis'ma v Emissiya. Offlayn (The Emissia.Offline Letters): elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2012. iyun'. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1823.htm.
6. Eremin Yu. V., Strel'nikova N. V. Rol' informatsionno-metodicheskoy podderzhki protsessa obucheniya v formirovanii obrazovannoy lichnosti // Gertsenovskie chteniya. Inostrannye yazyki : tezisy dokl. Vseros. konf. (SPb., 15-16 maya 2014 g.). SPb., 2014. S. 310-311.
7. Kantsur A. G., Mosina M. A. Potentsial servisa learningapps.org v yazykovom obrazovanii // Novye tekhnologii v obrazovatel'nom prostranstve rodnogo i inostrannogo yazyka. 2013. №1. S. 63-69.
8. Klarin M. V. Interaktivnoe obuchenie - instrument osvoeniya novogo opyta // Pedagogika. 2000. № 7. S. 80-81.
9. Kozlova G. V., Pomeshchikova M. S. O psikhologo-pedagogicheskom soprovozhdenii mladshikh shkol'-nikov v ramkakh vnedreniya FGOS // Nachal'naya shkola. 2013. №7. S. 7-10.
10. Musikhin I. A. Pedagogicheskie usloviya distantsionnogo soprovozhdeniya obrazovatel'noy deya-tel'nosti obuchayushchikhsya vo vremya letnikh kanikul (na primere ispol'zovaniya inostrannogo yazyka) : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tomsk, 2012.
11. Nechaev N. N. Professionalizm kak osnova professional'noy mobil'nosti // Meto-dologicheskiy seminar «Rossiya v Bolonskom protsesse: problemy, zadachi, perspektivy. M. : Issl. Tsentr Minobrnauki RF, 2005. S. 60-67.
12. Chirvo A. Yu. Organizatsiya distantsionnogo nadomnogo obucheniya mladshikh shkol'nikov inostran-nomu yazyku : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2011.
13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya: tekst s izm. i dop. na 2011 g. // M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federatsii. M. : Prosveshchenie, 2011. S. 4-10. (Standarty vtorogo pokoleniya).
14. Brooks D. W. Web-Teaching: A Guide to Designing Interactive Teaching for the World Wide Web (Innovations in Science Education and Technology). Kluwer Academic Publishers. N.Y. 2002. P. 5-11.
15. Porter L. R. Developing an online curriculum : Technologies and Techniques // Embry-Riddle Aeronautical University. USA. Information Science Publishing. 2004. P. 48-181 (Professional English).
Статью рекомендует д-р пед. наук, профессор Ю. В. Еремин.