Казанский педагогический журнал. 2015. №6
УДК 372:881.111.1
ЧАСТНОМЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КОМБИНИРОВАННОГО ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Е.И. Задорожная
Аннотация. Использование информационных технологий в обучении является важной и необходимой составляющей современного образовательного процесса. Автор демонстрирует реализацию уточненных частнометодических принципов факультативного комбинированного онлайн-обучения иностранному языку младших школьников на примере онлайн курса для учащихся 2 и 3 класса. Результаты исследования подтверждают, что использование предложенных частнометодических принципов повышает процент качества знаний, способствует освоению начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, обогащает лигвистический кругозор учащихся. Апробация онлайн-курса дает основание сделать вывод о возможности более широкого его применения в образовательной практике.
Ключевые слова: виртуальный класс, частнометодические принципы, онлайн-обучение младших школьников английскому языку.
SPECIFIC METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF COMBINED
OPTIONAL ONLINE YOUNG LEARNERS ENGLISH TRAINING
E. Zadorozhnaya
Abstract. Informational technologies in education is an important and necessary part of the modem educational process. The author demonstrates the implementation of the specific methodological principles of optional combined online learning a foreign language for young students presenting the example of online course for students of the 2 and 3 grade. The results suggest that the use of the proposed principles increases the percentage of the quality of knowledge, it contributes to the development of initial linguistic representations required to master the elementary level of oral and written foreign language, enriching linguistical horizons of the students. Testing online course gives grounds to conclude that the possibility of its wider application in educational practice is possible.
Keywords: virtual classroom, the specific methodological principles, online training of young learners in English language studying.
Одним из требований к современной системе образования выступает содержательное соответствие федеральному государственному образовательному стандарту, который определяет удовлетворение метапредметных, личностных и предметных результатов обучения. Среди метапредметных результатов выделяется использование открытого учебного информационного пространства сети Интернет для сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета [7, c. 9].
Учитывая современные образовательные требования, а также повышенный интерес учащихся к компьютерным играм, зачастую не отвечающим познавательным и учебным целям, мы разработали факультативный
комбинированный онлайн-кружок для младших школьников, в рамках которого учащиеся могли бы повысить качество своих знаний по английскому языку. Проведя беседы с
родителями и учащимися, было принято решение, что цель курса будет заключаться в изучении, закреплении и отработке грамматического материала, изучаемого параллельно на аудиторных занятиях в классе, с помощью активизации изучаемой учащимися лексики. Виртуальный класс организован на образовательном портале LearningApps.org, который позволяет создавать блоки с заданиями, представленными в игровой форме, а также видео с объяснениями материала с добавленными вопросами на проверку понимания [4, c. 64].
Одной из проблем, которая возникла во время разработки онлайн-курса, стало отсутствие методической базы по созданию подобных ресурсов по английскому языку для младших школьников. Изучив работы российских и иностранных исследователей в сфере онлайн-обучения и иноязычного образования, предлагаем собственную частнометодическую концепцию по
организации факультативного
115
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
комбинированного онлайн-обучения младших школьников иностранному языку на примере разработанного нами виртуального курса.
Главная цель обучения иностранному языку в общеобразовательной школе -коммуникативная, поэтому принцип
коммуникативной направленности в обучении является ведущим. Он определяет отбор и организацию языкового материала, уточнение сфер и ситуаций общения. В рамках аудиторных занятий происходит вовлечение учащихся в устную и письменную коммуникацию. И.Н. Верещагина отмечает, что чем младше школьники, тем продолжительнее может быть устная работа [3]. Так, при работе с младшими школьниками учителю необходимо постоянно погружать учащихся в ситуацию общения, используя парную и групповую работу.
Говоря о работе младших школьников в онлайн-классе, нельзя говорить о полном соответствии принципу коммуникативности. Это связано с тем, что в силу возрастных особенностей и невозможности вести свободную беседу на иностранном языке, учащиеся 2 и 3 класса не готовы к синхронной работе за компьютером (ученики не готовы к общению в чате и онлайн-дискуссиям на иностранном языке, просмотру потокового видео). Поэтому факультативную онлайн-работу по английскому языку, нацеленную на закрепление грамматического материала, можно назвать тренажёром, подготовкой к коммуникации в классе. За счет выполнения заданий в блоках по каждому модулю у ученика формируются навыки использования грамматических структур на основе изученной им в классе лексики. Как показывает опыт, учащиеся, проходящие онлайн-курс по английскому языку по разработанной нами программе, проявляют большую активность в коммуникативном общении во время аудиторных занятий.
Поскольку разработанный нами онлайн-курс является комбинированным и напрямую связан с аудиторными занятиями, скажем несколько слов об условиях реализации принципа коммуникативной направленности на уроках в начальной школе. Прежде всего, необходимо создать такие условия, чтобы ученики ощутили потребность в использовании иностранного языка, чтобы у них появился мотив к общению на изучаемом языке [2, с. 143].
Методист и автор учебников И.Н. Верещагина предлагает следующие правила для обеспечения принципа коммуникативной направленности на уроках иностранного языка:
1. Вводя слово, словосочетание, грамматическое явление, учителю следует подобрать ситуацию, которая показала бы детям функцию, назначение этой единицы в общении.
2. Поскольку эффективное усвоение материала возможно при его многократном повторении, учителю требуется каждый раз привносить что-то новое в подобранные ситуации. Все используемые упражнения необходимо сделать коммуникативнонаправленными, а для этого следует подбирать задания, исходя из условий обучения в конкретном классе.
3. Необходимо обеспечить активное участие каждого школьника в устном общении, используя парную и групповую работу.
4. Организуя общение учащихся на основе усваиваемого материала, необходимо создать психологически благоприятную атмосферу, располагающую детей к тому, чтобы слушать, говорить, читать на изучаемом языке и делать это с удовольствием; больше подчеркивать успехи учеников и учитывать их личные взаимоотношения при организации беседы.
5. Общение осуществляется не только устно, но и через чтение. Поэтому при чтении текста необходимо обращать внимание учащихся на содержательно-смысловую сторону, а для этого шире использовать задания коммуникативного характера [3].
Большое влияние на процесс обучения английскому языку оказывает принцип интеграции и дифференциации. Принцип интеграции заключается в том, что усвоение различных аспектов языка, его фонетики, грамматики, лексики, происходит не отдельно, а интегрировано [1, 24]. Например, при обучении лексике мы учим произносить слова правильно, формируя фонетические навыки, и грамматически верно употреблять изученные слова в предложении, формируя грамматические навыки. Одновременно с этим происходит освоение различных видов речевой деятельности. С первых занятий учащиеся изучают новые буквы и слова, читая и записывая их, они воспринимают на слух их произношение (аудирование), учатся употреблять их в своих предложениях (обучение говорению).
Дифференциация же заключается в том, что для формирования каждого вида речевой деятельности используются различные упражнения и задания (тексты для обучения чтению, письменные упражнения для обучения письму и т.д.).
Цель разработанного нами факультативного комбинированного онлайн-класса - отработка и
116
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
закрепление грамматических явлений. Дифференциация в подобном обучении проявляется в характере упражнений, нацеленных на формирование грамматических навыков. Но отработка грамматического материала невозможна без привлечения лексических единиц, а усвоение лексики напрямую связано с фонетикой. Так, одновременно с овладением грамматическими навыками и умениями учащиеся совершенствуют свой словарный запас и произношение, привыкая к правильному написанию и использованию в предложении тех или иных лексических единиц. Впоследствии эти навыки и умения применяются уже на очных занятиях в рамках учебных ситуаций, а затем в ситуациях реального коммуникативного общения.
Следующий принцип, характерный для обучения иностранному языку, - это принцип учета родного языка. В процессе обучения иностранному языку учитель может проводить определённые параллели с родным языком, использовать знания, полученные учащимися ранее, устанавливать общие закономерности, выявлять различия. Этот принцип широко используется как в рамках аудиторной, так и в рамках факультативной работы в онлайн-классе в блоке с видео-объяснением грамматического материала.
Например, ученики начальной школы второго класса ещё не знакомы с понятием «общий вопрос». Но возможно привести пример по-русски. Есть утвердительное предложение: «Я сейчас читаю». Вопросительное предложение будет следующим: «Я сейчас читаю?» Учитель спрашивает: «Что изменилось?» Ученики
отвечают, что изменилась интонация. Затем, учащимся предлагается утвердительное и отрицательное предложение на английском языке: “Iamreadingnow ”. Далее, задается вопрос: “AmIreadingnow?”. Теперь учитель снова задает вопрос: «Что изменилось в английском
вопросительном предложении?» Учащиеся сами выделяют особенность, связанную с изменением порядка слов.
Так, используя особенности родного языка, путем сравнения и анализа, можно развить у учащихся способность сравнивать и анализировать, формируя тем самым познавательные универсальные учебные действия.
Однако при изучении иностранного языка (в частности, английского) мы часто сталкиваемся с такими языковыми явлениями, которые не имеют аналогов в русском языке (артикль,
система времён глагола) [5]. Такие явления вызывают особые трудности у учащихся. На начальном этапе обучения ученики зачастую не употребляют артикль из-за того, что в русском языке его нет, а соответствующий языковой навык ещё не доведён до автоматизма. Такое воздействие родного языка на изучаемый второй язык называется межъязыковой
интерференцией. В данном случае она имеет отрицательное влияние. Но межъязыковая интерференция может также оказывать и положительное воздействие. Например, существуют слова похожего звучания. Для лучшего запоминания глагола sleep (спать) можно привести аналогию для маленького ученика: «Глазки слипаются. Sleep - спать». Также существуют слова похожего
ассоциативного ряда: international, telephone и многие другие, которые, как правило, легко запоминаются учащимися.
Принцип устного опережения является не менее важным особенно на начальном этапе обучения иностранному языку. Он заключается в том, что ни одно слово не подлежит самостоятельному произношению, прочтению и записи учащимся без его устного произношения вслед за учителем или диктором на аудиозаписи. Строгое соблюдение этого принципа необходимо для исключения автоматического заучивания неправильного произношения. Учитывая принцип устного опережения, необходимо отметить, что факультативное онлайн-обучение английскому языку младших школьников может иметь даже отрицательное влияние на учащихся в том случае, если оно не сопряжено с аудиторными занятиями и не ориентировано на изученную и отработанную на уроке лексику. Наш курс, наоборот, напрямую связан с очными занятиями и является комбинированным, что позволяет расширить и укрепить грамматические и лексические знания учащихся, присутствовавших на уроке, а также помочь ученикам, пропустившим занятие, в овладении грамматическим и лексическим материалом.
В заключении отметим результаты работы и перспективы реализации факультативного комбинированного онлайн-курса. В процессе внедрения участвовали учителя из 31, 52 и 598 общеобразовательных школ города Санкт-Петербурга. Количество учащихся, постоянно занимающихся по данной программе - 64 человека. Сравнительный анализ успеваемости по результатам промежуточного, итогового и отсроченного срезов в 3 классе показывает, что процент качества знаний учащихся,
117
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
занимающихся в виртуальном курсе выше, чем у других учеников. Помимо этого, разработанный нами образовательный ресурс применяется в обучении учителей английского языка в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования на курсах по модулю «Использование компьютерных технологий в преподавании иностранного языка». Поскольку образовательная среда на портале LeamingApps.org является гибкой и простой в использовании, учитель имеет возможность оперативно менять и создавать новые блоки, в зависимости от потребностей учащихся и новых образовательных тенденций. В настоящее время ведется работа над продолжением онлайн-курса по английскому
Литература:
1. Апальков В.Г. Специфика обучения английскому языку в начальной школе. Лекция 1: Развитие субъекта учебно-воспитательного процесса средствами иностранного языка как цель обучения иностранному языку // English. - 2009. - № 17. - С. 20-28.
2. Архипова М.В. Особенности иностранного языка как учебного предмета на современном этапе образования // Казанский педагогический журнал. -Казань. - 2015. - № 4-1(111). - С. 142-145.
3. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. - М.: Просвещение, 1998. - 232 с.
4. Канцур А.Г. Мосина М.А. Потенциал сервиса learningapps.org в языковом образовании // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. - 2013. - № 1. - С. 6369.
5. Никитенко З.Н. Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования. - М.: Прометей, 2013. - 288 с.
6. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999. -191 с.
7. Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:
языку, создаются модули и блоки для учащихся 4 класса.
Происходящий глобальный процесс формирования новой
высокоавтоматизированной информационной
среды создает беспрецедентные возможности для развития человека, более эффективного решения профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем [6, c. 72]. Эффективно использовать эти возможности смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями и умениями, отвечающими современным образовательным тенденциям в постоянно изменяющемся мире информационных технологий.
Просвещение, 2011. - 33 с. (Стандарты второго поколения).
References:
1. Apal'kov V.G. Specifika obuchenija anglijskomu jazyku v nachal'noj shkole. Lekcija 1: Razvitie sub#ekta uchebno-vospitatel'nogo processa sredstvami inostrannogo jazyka kak cel' obuchenija inostrannomu jazyku // English. - 2009. - №17. - S.20-28.
2. Arhipova M.V. Osobennosti inostrannogo jazyka kak uchebnogo predmeta na sovremennom jetape obrazovanija // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. -Kazan'. - 2015. - № 4-1(111). - S. 142-145.
3. Vereshhagina I.N., Rogova G.V. Metodika obuchenija anglijskomu jazyku. - M.: Prosveshhenie, 1998. - 232 s.
4. Kancur A.G. Mosina M.A. Potential servisa learningapps.org v jazykovom obrazovanii // Novye tehnologii v obrazovatel'nom prostranstve rodnogo i inostrannogo jazyka. - 2013. - № 1. - S. 63-69.
5. Nikitenko Z.N. Metodika ovladenija inostrannym jazykom na nachal'noj stupeni shkol'nogo obrazovanija. - M.: Prometej, 2013. - 288 s.
6. Obrazovanie i XXI vek: Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii. M.: Nauka, 1999. - 191 s.
7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija: tekst s izm. i dop. na 2011 g. / M-vo obrazovanija i nauki Ros. Federacii. - M.: Prosveshhenie, 2011. - 33 s. (Standarty vtorogo pokolenija).
Сведения об авторе:
Задорожная Екатерина Ивановна (г. Санкт-Петербург, Россия), аспирант кафедры современных европейских языков РГПУ им. А.И. Герцена, учитель английского языка, ГБОУ гимназия № 52, [email protected]
Data about the author:
Е. Zadorozhnaya (St. Petersburg, Russia), postgraduate student, Department of Contemporary European Languages of Herzen State Pedagogical University of Russia, teacher of English, State Budget Educational Institution “Preparatory school N 52”, [email protected]
118