УДК 372.881.111.1
ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КОМБИНИРОВАННОГО ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Е.И. Задорожная
Аннотация. Применив методы педагогического моделирования и используя опыт иностранных и отечественных методистов, преподавателей и исследователей, автор разработал комплекс общеметодических принципов для реализации онлайн-обучения в начальной школе по английскому языку в рамках комбинированной факультативной учебной деятельности, сопряженной с образовательной программой по предмету. Предложенные общеметодические принципы способствуют освоению начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменной речью иностранного языка на начальном уровне.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, виртуальный класс, общеметодические принципы, факультативное онлайн-обучение.
THE GENERAL METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF COMBINED
OPTIONAL ONLINE ENGLISH LANGUAGE TRAINING
FOR PRIMARY SCHOOL STUDENTS
E. Zadorozhnaya
Abstract. Having applied the methods of pedagogical modeling and using the experience of foreign and Russian methodists, teachers and researchers, the author has developed a set of general methodological principles for the implementation of online English language learning in primary school within a combined optional training activities and educational program on the subject in the school lessons. The proposed general methodological principles promote the development of initial linguistic representations required to master oral and written skills in a foreign language at the elementary level.
Keywords: universal educational actions, virtual classroom, the general methodological principles, optional online training.
Процесс формирования новой
высокоавтоматизированной информационной среды общества, а также реализация нового федерального государственного
образовательного стандарта и системно-деятельностного подхода в обучении создает беспрецедентные возможности для развития человека.
Учитывая современные образовательные требования, а также повышенный интерес учащихся к компьютерным играм, не всегда отвечающим познавательным и учебным целям, мы разработали факультативный виртуальный кружок, в рамках которого учащиеся могли бы повысить качество своих грамматических знаний по английскому языку с помощью активизации уже изученной лексики. Виртуальный класс организован на образовательном портале LearningApps.org, позволяющем создавать блоки с заданиями в игровой форме, а также видео с объяснениями материала, в которые могут быть добавлены вопросы на проверку понимания [3, ^63]. Одной из проблем, возникшей во время разработки онлайн-курса, стало отсутствие
методической базы по созданию подобных ресурсов по английскому языку для младших школьников. Изучив работы российских и иностранных исследователей в сфере онлайн-обучения и иноязычного образования, предлагаем собственную методическую концепцию по организации подобной работы.
Одним из основополагающих
общеметодических принципов является принцип научности, выражающийся в научно обоснованном отборе языкового материала для активного и пассивного владения [7, с.43]. Поскольку наш курс ориентирован на усвоение грамматической составляющей языковой компетенции, данный принцип выражается в тщательном и
аргументированном отборе содержания грамматического материала.
Принцип доступности предполагает представление материала с учетом психофизических и возрастных особенностей учащихся. Необходимо также учитывать время на усвоение элемента знания. Мера доступности зависит также от способов изложения [2]. Для лучшего усвоения
содержания необходима связь с жизнью, с фактами, известными учащимся, со знаниями по другим предметам.
Многокомпонентная структура
факультативного онлайн-курса представлена в виде предметного модуля. Каждый модуль разделен на блоки с учетом принципа от простого к сложному. После блока с объяснением, где объясняется грамматический материал и проверяется степень его понимания (с помощью вопросов, включенных в блок с видео), следуют блоки с заданиями.
Такое представление учебного материала предполагает поэтапное усвоение, закрепление и контроль новых знаний в индивидуальном режиме. Отметим, что каждый школьник обладает своей скоростью усвоения материала. Работа в онлайн-классе позволяет каждому учащемуся изучать материал в своём собственном темпе [5;8]. Помимо этого, при выполнении заданий в домашних условиях не возникает стрессовой ситуации, характерной для классно-урочной проверки знаний. Если полученный результат не удовлетворяет ученика, он имеет возможность вернуться к проработке учебного материала и пройти тот или иной блок повторно.
Различные варианты заданий позволяют осуществлять контроль усвоения знаний в интересной, увлекательной, а также разнообразной для учащихся форме, что обеспечивает реализацию принципа активности в обучении, а также принцип сознательности.
Принцип наглядности играет большую роль в онлайн-обучении младших школьников иностранному языку, так как происходит реализация всех компонентов вербальной и невербальной наглядности, осуществляется связь с психофизическими особенностями учащихся, связь с их пространственным восприятием [4]. В связи с этим один и тот же учебный материал представлен
разнообразными наглядными средствами: в учебнике, на уроке, а также в рамках факультативного комбинированного онлайн-курса с помощью видео-объяснения.
Большую роль в создании факультативного комбинированного онлайн-курса играет принцип воспитывающего обучения, который напрямую связан с содержанием материала, формой его подачи, а также волевыми усилиями учащихся [6].
Содержание школьного курса английского языка во 2 и 3 классе дает возможность коммуникативного общения в рамках тем «Семья», «Игры и спорт», «Одежда»,
«Погода», «Устройство дома» и др. Вовлечение учащихся в условия реального общения на аудиторном занятии предполагает использование личного жизненного опыта для объяснения ими явлений и событий, что способствует формированию
коммуникативных и личностных
универсальных учебных действий (УУД).
Форма подачи материала в онлайн-обучении отражает принцип системности, обеспечивает целенаправленное упорядочение знаний и умений учащихся, что отражено в структуре и последовательности элементов содержания учебного материала курса.
Скажем несколько слов о волевых усилиях, позволяющих сформировать такие важные составляющие метапредметных результатов, как умение учиться, планировать и оценивать свою деятельность, что является ключевой компетенцией для формирования
регулятивных УУД.
Во время аудиторного занятия учитель дает ученикам задание, рассчитывая его выполнение на определенное фиксированное время. Факультативные занятия по английскому языку в рамках онлайн-обучения на портале Learningapps.org не обладают такими возможностями. Тем не менее в рамках обучения в онлайн-классе можно составить расписание, план, что позволит обучающимся рассчитывать свое время и учиться организовывать свою работу.
Ещё один общедидактический принцип, выполняемый в рамках комбинированного факультативного онлайн-обучения
английскому языку - это принцип прочности знаний, реализуемый за счет большого объема материала на отработку, закрепление и повторение [5].
Подводя итог, отметим, что важным преимуществом рассматриваемого нами обучения является интеграция знаний в жизнь ученика. Как мы видим, обозначенные нами общеметодические принципы, справедливые для очных занятий в рамках изучения любого школьного предмета, имеют уточнённые схожие черты для факультативного комбинированного онлайн-обучения
иностранному языку младших школьников. Использование предложенных
общеметодических принципов способствует освоению начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке; обогащению лингвистического кругозора учащихся, что способствует развитию мотивации [1, с.145] к
изучению иностранного языка; а также формированию такого метапредметного результата, как умение учиться и планировать свою деятельность, что отвечает современным требованиям к результатам образования, заключающимся в использовании системно-деятельностного подхода в обучении и формировании УУД у учащихся.
Систематическое использование
информационных технологий в обучении в сочетании с очными занятиями имеет массу преимуществ. Среди них можно выделить такие как: удобство в работе (учащиеся могут проходить онлайн-курс практически везде и в любое время, главное, чтобы был компьютер и доступ к Интернету); взаимодействие с людьми различных культурных традиций и уровней обученности, что позволяет повысить и расширить знания и круг общения участников образовательного процесса; возможность обучения учащихся с медленным
темпом усвоения материала (учащиеся обрабатывают информацию в собственном темпе); погружение в ситуацию успеха (учащиеся отмечают, что в рамках дистанционного обучения они получают больше позитивной поддержки от учителя).
В заключении отметим, что предложенные общеметодические принципы, уточненные для комбинированного онлайн-обучения
английскому языку младших школьников, справедливы не только для иностранного языка как учебного предмета. Они могут быть использованы для организации онлайн-обучения любой школьной дисциплины. При этом разработчикам необходимо учитывать ведущую цель изучаемого предмета, а также ориентировать онлайн-обучение на
образовательную программу и аудиторные занятия для достижения наибольшей эффективности и результативности подобной системной работы.
Литература:
1. Архипова М.В. Особенности иностранного языка как учебного предмета на современном этапе образования / М.В. Архипова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 4-1(111). - С. 142-145.
2. Волков Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 223 с.
3. Канцур А.Г., Мосина М.А. Потенциал сервиса learningapps.org в языковом образовании / А.Г. Канцур, М.А. Мосина // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. - 2013. - № 1. - С. 63-69.
4. Никитенко З.Н. Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования / З.Н. Никитенко. - М.: Изд-во Прометей, 2013. - 288 с.
5. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 1998. - № 5. - С. 6-11.
6. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Ф. Шатилов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
7. Nicholson D. Toward effective teaching: young children. Anderson, Ind., Warner Press, 1970. - 128 p.
8. Porter L.R. Developing an online curriculum: Technologies and Techniques. Embry-Riddle Aeronautical University. USA. Information Science Publishing, 2004. - P. 48-181.
Сведения об авторе:
Задорожная Екатерина Ивановна (г. Санкт-Петербург, Россия), аспирант кафедры современных европейских языков РГПУ им. А.И. Герцена, учитель английского языка, ГБОУ гимназия № 52, email: [email protected]
Data about the author:
E. Zadorozhnaya (St. Petersburg, Russia), postgraduate student of the Department of Modern European Languages, Herzen State Pedagogical University of Russia, English teacher at the gymnasium № 52, e-mail: [email protected]