УДК 373.5.016:51 ББК 65.0
Митенева Светлана Феодосьевна
кандидат педагогических наук кафедра алгебры, геометрии и теории обучения математике Вологодский государственный педагогический университет
г. Вологда Miteneva Svetlana Feodosevna Candidate of Pedagogics Chair of Algebra, Geometry and the Theory of Mathematics Teaching Vologda State Pedagogical University Vologda Митенев Юрий Андреевич аспирант
кафедра алгебры, геометрии и теории обучения математике Вологодский государственный педагогический университет
г. Вологда Mitenev Yury Andreevich Post-graduate
Chair of Algebra, Geometry and the Theory of Mathematics Teaching Vologda State Pedagogical University Vologda
Система учебной работы по развитию самостоятельности и творческой активности обучающихся на внеурочных занятиях по математике Teacher's Work System for Pupils' Independence and Creative Activity Development During Facultative Lessons of Mathematics
В статье рассматриваются проблемы развития творческой активности обучающихся, выделены четыре уровня самостоятельности, в соответствии с которыми представлены этапы учебной работы, обосновано изучение факультативных курсов по математике с целью развития самостоятельности и творческой активности обучающихся на примере использования программы Microsoft PowerPoint.
The article considers the problems of pupils' creative activity development. The authors allocate four levels of the pupils' independence and teacher's work stages. The article describes studying the facultative Mathematics courses for the purpose of the pupils' independence and creative activity development using Microsoft PowerPoint program.
Ключевые слова: самостоятельность, творческая активность, информационные технологии, мотивация обучения.
Key words: independence, creative activity, information technology, motivation of training.
На внеурочных занятиях по математике самостоятельность некоторых учащихся носит творческих характер, что находит выражение в
самостоятельной постановке ими проблемы или задачи, в составлении плана ее решения и отыскании способа решения и т.п. [2]
По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся выделяется четыре уровня самостоятельности.
Первый уровень - простейшая воспроизводящая самостоятельность. Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний, когда учащийся, имея образец, самостоятельно решает задачи, упражнения на его применение. При это задача учителя заключается в обеспечении перехода всех учащихся на следующие, более высокие уровни самостоятельности.
Второй уровень самостоятельности можно назвать вариативной самостоятельностью. Самостоятельность на этом уровне проявляется в умении из нескольких имеющихся правил, определений, образцов рассуждений и т.п. выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи. На данном уровне самостоятельности учащийся показывает умение производить мыслительные операции, такие, как сравнение, анализ. Анализируя условие задачи, ученик перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для ее решения, сравнивает их и выбирает более действенное.
Третий уровень самостоятельности - частично-поисковая самостоятельность. Ученик на этом уровне обладает относительно большим набором приемов умственной деятельности - умеет проводить сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и т.п. В его деятельности значительное место занимает контроль результатов и самоконтроль. Он может самостоятельно спланировать и организовать свою учебную деятельность.
Четвертый уровень самостоятельности - творческая самостоятельность. Он заключается в постановке учащимися гипотез и их проверке, в проведении собственных исследований и т.п.
В соответствии с выделенными уровнями осуществляются четыре этапа учебной работы.
Первый этап ставит целью выход учащегося на первый уровень самостоятельности. На этом этапе учитель знакомит учащихся с элементарными формами познавательной деятельности, сообщая математические сведения, разъясняет, как можно было бы получить их самостоятельно. С этой целью он использует лекционную форму работы или рассказ, затем организует самостоятельную деятельность учеников, состоящую в изучении доступного материала учебного пособия и решения задач, предварительно разработанных учителем в качестве примеров.
На втором этапе учебной работы преподаватель привлекает учащихся к обсуждению различных способов решения познавательной задачи и отбору наиболее рационального из них; поощряет самостоятельную деятельность учеников в сравнении способов. Учитель знакомит учащихся с общими и частными указаниями, содействующими самостоятельному выбору путей решения познавательной задачи с помощью уже изученных приемов, способов и методов решения аналогичных задач. На этом этапе педагог широко пользуется методом эвристической беседы, организует самостоятельное изучение учащимися нового материала по учебным пособиям, содержащим большее число примеров различной трудности.
На третьем этапе большое внимание уделяется организации самостоятельного изучения учащимися дополнительной учебной и научно-популярной литературы, сопровождаемого решением достаточного числа задач; подготовке рефератов и докладов по математике; творческому обсуждению докладов и сообщений на семинарах, организуемых на факультативе; участию в школьном конкурсе по решению задач, в школьной районной или городской олимпиаде по математике, в заочных олимпиадах и конкурсах; самообучению учащихся с учетом индивидуальных интересов и потребностей.
На четвертом этапе основной формой является индивидуальная работа с учащимися, дифференцируемая с учетом познавательных интересов, потребностей и профессиональной ориентации каждого. Самостоятельная работа школьника на этом этапе работы носит поисково-исследовательский
характер и требует творческих усилий. Учащиеся самостоятельно в течение сравнительно длительного срока решают задачи, сформулированные ими самими или выбранные из предложенных учителем. Помощь преподавателя заключается в проведении индивидуальных консультаций, в рекомендации соответствующей литературы, в организации обсуждения найденного учеником доказательства и т. п.
На этом этапе проводятся конкурсы по решению задач, самостоятельная подготовка победителей школьной математической олимпиады к районной (областной) олимпиаде (под руководством учителя); продолжается работа по самообучению.
Наиболее глубоко и полно система учебной работы по развитию самостоятельности и творческой активности школьников реализуется при изучении факультативных курсов по математике.
Факультатив организуется не только для углубления знаний учащихся, но и для развития разносторонних интересов и способностей школьников, сознательного отношения к учебе, умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в научной информации, знакомиться с важнейшими достижениями науки, то есть удовлетворять тем требованиям, которые предъявляет наше общество к школе в вопросах гуманизации и гуманитаризации математического образования.
Уже в среднем звене школы должен быть завершен процесс формирования вкуса к занятиям математикой. Учащиеся, познакомившиеся с различными сторонами этой многогранной науки, увидевшие ее увлекательность и почувствовавшие вкус победы, при решении какой-то сложной задачи с радостью продолжат заниматься математикой и в старших классах на факультативном курсе, если учитель предложит не обычную форму занятия, а будет использовать при работе возможности компьютера [3].
Работа факультатива с использованием программы Microsoft PowerPoint может быть организована одним из следующих способов:
1. Ознакомление школьников с новыми для них математическими фактами и понятиями.
2. Решение всевозможных задач на построение.
3. Самостоятельная поисковая работа школьников.
4. Разработка конкурсов, математических состязаний, игр.
Например, освоив некоторые навыки работы с Microsoft PowerPoint,
учитель получит незаменимое средство для разработки и проведения красочных, увлекательных и, несомненно, познавательных математических занятий, а также широкое поле для развития творческих способностей учащихся и их математической культуры.
Отличительной особенностью способных учащихся является то, что они обладают достаточно высокой степенью мотивации. Поэтому работа с такими детьми должна быть направлена на познавательную деятельность учащихся и управление этой деятельностью [1].
В работе с учащимися, имеющими интерес к изучению математике, эффективно использование эвристических методов индивидуальной работы. При эвристическом методе объясняется часть знаний, создаются проблемные ситуации, и учащийся получает право на поиск ответов, решений на поставленные задачи. При этом учителю в системе дополнительного математического образования приходится так продумывать и строить свои занятия, чтобы ученик осуществлял самостоятельный поиск, творчески осмысливал имеющиеся знания, т.е необходимо сделать так, чтобы обучение развивало ученика как творческую личность.
Так, в рамках факультативных занятий можно проводить подготовку учащихся к математическим олимпиадам, разработку творческих проектов, создание мультимедийных презентаций и др. Программа факультативных занятий, направленных на повышение компьютерной грамотности учащихся, может включать в себя как теоретическое обучение, так и практические занятия с использованием компьютера. При этом учащиеся могут разрабатывать и защищать творческие проекты, готовить различные доклады и рефераты по многим направлениям развития математической науки, которые можно использовать как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности.
Таким образом, использование в учебном процессе новых
информационных технологий способствует фундаментализации знаний,
113 Вестник ЧГПУ 42011
формированию образного и логического мышления учащихся, индивидуализации и дифференциации обучения, придает учебной деятельности творческий характер, повышает мотивацию обучения, создает предпосылки к созданию творческих проектов, стимулирует исследовательскую деятельность и повышает уровень математической культуры учащегося.
Все это будет иметь большое значение для дальнейшего обучения выпускника средней школы в вузе. Дополнительное математическое образование дает возможность более оперативно осуществлять взаимодействие школы и вуза, оказывает помощь в решении основных задач современного непрерывного математического образования, являясь его составной частью.
Библиографический список
1. Митенев Ю. А. Информационно-коммуникационные технологии в дополнительном математическом образовании учащихся средних школ [Текст] // XXYIII Всероссийский семинар преподавателей математики университетов и педагогических вузов «Проблемы преемственности в обучении математике на уровне общего и профессионального образования» / Ю. А. Митенев. -Екатеринбург: УрГПУ, РГППУ, 2009. - С.174-175.
2. Митенева С.Ф. Подготовка учителя математики к проведению внеурочных занятий с учащимися [Текст] // Всероссийская научная конференция «Методическая подготовка учителя математики в педвузе в условиях фундаментализации образования» / С.Ф. Митенева. - Саранск: Мордов.гос.пед.ин-т, 2005. - С.111-113.
3. Яхович В.Н. Факультативный курс «Использование информационных и коммуникационных технологий на внеклассных занятиях по математике в средней школе» [Текст] / В.Н. Яхович. - Орел: ООО ПФ «Картуш», 2006. - 62 с.
Bibliography
1. Mitenev, Yu. A. Information-and-Communication Technologies in Additional Mathematical Education of High School Pupils [Text] // XXYIII the All-Russia Seminar of Mathematics Teachers of Universities and Higher Pedagogical Schools «Continuity Problems in Teaching Mathematics at the Level of General and Professional Education» / Yu. A. Mitenev. -Yekaterinburg, 2009. - P.174-175.
2. Miteneva, S.F. Mathematics Teacher's Training for Carrying Out Additional Lessons with Pupils [Text] // the All-Russia Scientific Conference «Mathematics Teacher's Methodical Training at a Higher Pedagogical School in the Conditions of Educational Fundamentalization» / S.F. Miteneva. - Saransk: Mordovian State Pedagogical Institute, 2005. - P.111-113.
3. Yakhovich, V. N. The Facultative Course «Information and Communication Technologies Using in Out-of-Class Lessons of Mathematics at a High School» [Text] / V.N. Yakhovich. - Orel: "Cartouche", 2006. - 62 p.