Научная статья на тему 'Организация исследовательской работы по литературе в профильной школе'

Организация исследовательской работы по литературе в профильной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1969
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОБЛЕМА / ГИПОТЕЗА / АНАЛИЗ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЭТИКА / RESEARCH / PROBLEM / HYPOTHESIS / ANALYSIS / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / COGNITIVE ACTIVITY / SPECIFICITY OF POETRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусова Елена Ивановна

В статье рассматривается актуальность организации исследовательской деятельности учащихся в процессе реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта на занятиях по литературе на старшей ступени обучения, раскрывается ее специфика, описываются формы урочной и внеурочной деятельности, отмечается роль учителя, учащихся при изучении творчества М.А.Булгакова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES FOR PUPILS IN THE COURSE OF TEACHING LITERATURE IN THE CONTEXT OF PROFILE EDUCATION

The article discusses the relevance of organization of research activities for senior students of literature to the requirements of the Federal State Standard of Education. Specificity and forms of curricular and extracurricular activities, the role of teacher and students in the course of study of Bulgakov’s works are revealed.

Текст научной работы на тему «Организация исследовательской работы по литературе в профильной школе»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №3(29)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ПЕДАГОГИКА

УДК 372.8:82

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Е.И.Белоусова

В статье рассматривается актуальность организации исследовательской деятельности учащихся в процессе реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта на занятиях по литературе на старшей ступени обучения, раскрывается ее специфика, описываются формы урочной и внеурочной деятельности, отмечается роль учителя, учащихся при изучении творчества М.А.Булгакова.

Ключевые слова: исследование, проблема, гипотеза, анализ, универсальные учебные действия, познавательная деятельность, поэтика.

Важность организации исследовательской работы на всех ступенях общего образования определяется внедрением в образовательную деятельность школ Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в котором подчеркивается актуальность исследовательской деятельности учащихся как эффективного метода формирования универсальных учебных действий.

Процесс реализации Программы развития универсальных учебных действий должен быть направлен на «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» [1: 44].

По требованиям ФГОС в результате формирования исследовательских умений учащийся научится:

- ставить проблему и аргументировать ее актуальность;

- осуществлять наблюдение, планировать и проводить эксперимент, объяснять его результаты;

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов и объектов;

- организовывать исследование с целью проверки гипотез;

- делать умозаключения (индуктивные и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

В Федеральном государственном стандарте подчеркивается, что для «эффективного осуществления учебной исследовательской работы школьники должны овладеть определенными

действиями: постановка проблемы и аргументирование ее актуальности; формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла - сущности будущей деятельности; планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария; собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ; оформление результатов учебной исследовательской деятельности как конечного продукта; представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного практического использования» [1: 44].

Такая цепочка действий является обязательной структурной составляющей любой исследовательской деятельности независимо от направления процесса обучения.

Учебная исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, основанную на поиске ответа на какой-либо вопрос, связанную с осмыслением и творческой переработкой информации, работой мыслительных процессов. При организации учебной исследовательской работы происходит процесс овладения новыми видами деятельности, цель которого развитие личности учащегося.

В этой связи основная роль учителя состоит в организации активной учебной познавательной деятельности учащихся на основе деятельностного подхода.

Работа в этом направлении очень эффективна как на уроках, так и во внеурочное время. Для активизации процесса учебного исследования учащихся учитель может использовать многообразие видов и форм, накопленных традиционной методикой.

На уроках по литературы возможны такие варианты: урок-исследование, урок-лаборатория, урок-мастерская; урок-защита исследовательских проектов и др.; учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем провести учебное исследование, протяженное во времени.

Организация исследовательской работы учащихся, особенно в старших классах, эффективна на факультативных занятиях при изучении курса литературы на базовом уровне и элективных курсах в профильной школе.

Исследование в старших классах, по определению М.Г.Качурина, - это «помощь в формировании самосознания школьника, в преодолении отчужденной «школярской» позиции, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательно-творческой работе на уроках литературы» [2: 11].

Чем раньше начнется исследовательская работа, тем быстрее учащиеся научатся видеть проблему, находить нестандартные, оригинальные решения, формировать свою точку зрения на художественное произведение, проецировать свои знания на жизненные ситуации. Наиболее эффективной она представляется во внеурочной деятельности учащихся старших классов.

Исследовательская работа на факультативных занятиях и элективных курсах, проводимая в группах, очень плодотворна и эффективна для реализации основных ее этапов (обмена впечатлениями о прочитанном, отбора художественного материала в соответствии с методом исследования; наблюдения и анализа отобранного материала; систематизации материала в логической последовательности; вынесении группового суждения и оценки).

Факультативные занятия по литературе как форма внеурочной деятельности насчитывают многолетний опыт плодотворного сотрудничества учителя и ученика. Как форма дифференциации обучения широкое распространение факультативы получили во второй половине ХХ века. Они были предназначены для развития творческих сил старшеклассников, стимулирования их самообразования. В учебном плане на факультативы отводились специальные часы. Программы факультативов разрабатывались как учителями, так и специалистами по методике обучения, утверждались Министерством просвещения СССР.

Занятия, направленные на углубление знаний учащихся, развитие их разносторонних интересов и способностей, на изучение литературы в соответствии с желаниями и способностями ребят, повышают эффективность учебных занятий, являются важным средством развития у школьников интереса к науке и искусству, углубляют, делают более устойчивыми и целенаправленными их интересы к определенным видам практической деятельности, готовят к самообразованию по окончании школы.

Элективные курсы - понятие относительно новое в школе. Они являются неотъемлемой составляющей внедрения в школьное образование Концепции профильного обучения и вводятся в процесс обучения старшеклассников с целью создания оптимальных условий существенной дифференциации и индивидуализации содержания обучения.

Элективные курсы в отличие от факультативов являются обязательными для посещения учащимися (конкретная дисциплина определяется по их выбору). По определению академика

А. А. Кузнецова, «элективные курсы реализуются за счет школьного компонента и могут выполнять несколько функций:

- дополнять содержание профильного курса, позволяя этому курсу стать по-настоящему углубленным;

- развивать содержание одного из базовых курсов, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, позволяя поддерживать изучение смежных предметов на профильном уровне;

- удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля» [3: 221]. Элективные курсы также направлены на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением практических задач, получение дополнительных знаний и т.д.

Исследователь В.А.Орлов выделяет следующие типы элективных курсов:

1. Предметные (элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета; элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета; элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета; прикладные элективные курсы; элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы; элективные курсы, посвященные

истории предмета; элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач).

2. Межпредметные элективные курсы.

3. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план [4: 93-96].

Как можно заметить, факультативные занятия и элективные курсы - это формы совместной внеурочной деятельности учителя и ученика, объединенные интересом к выбранному предмету, ситуацией поиска, возможностью самореализации.

Специфика факультативных занятий и элективных курсов определяет и характер деятельности учащихся. Здесь последовательно используются самые разнообразные виды индивидуальной, групповой и коллективной работы школьников, приобретающие исследовательский характер.

Среди приемов исследования художественного материала на занятиях литературой особое место занимает сопоставительный анализ, в значительной мере способствующий более полному представлению о художественном мире писателя; последовательному рассмотрению внутритекстовых, межтекстовых элементов художественного произведения и внешних по отношению друг к другу литературных явлений и фактов.

Обращаясь в процессе обучения литературе к сопоставительному анализу, необходимо учитывать уровень сформированности у учащихся аналитических умений и принципов сопоставительного анализа. К ним С.А.Зинин относит «целенаправленность сравнения, сопоставимость литературных явлений и фактов, выявление сходства и различия между ними, логическую последовательность и принцип параллельного изложения материала, необходимость итоговых обобщений и выводов...» [5: 31]. Таким образом, учащиеся ведут научно-исследовательскую деятельность, направление которой определяется видом литературного сопоставления и целью анализа.

Рассмотрим организацию исследовательской деятельности учащихся во внеурочной деятельности при изучении творчества М. А. Булгакова.

В современном российском обществе читательская востребованность в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова не ослабевает. За последние десятилетия было выпущено четыре собрания сочинений писателя.

Булгаковедение интенсивно пополняется новейшими научными изысканиями и на сегодняшний день содержит биографические и историколитературные монографии и статьи (М.О.Чу-дакова, В.Я.Лакшин, Л.М.Яновская, В.И.Лосев,

Н.Натов, В.В.Петелин и т.д.), мемуары, многочисленные работы, касающиеся анализа творческих периодов и отдельных произведений (Б.М.Гас-паров, А.З.Вулис, А.М.Смелянский, Б.В.Соколов,

В.И.Сахаров, Г.А.Лесскис, Э.Проффер и т.д.) или обобщающие систему булгаковской поэтики (Е.А.Яблоков, В.В.Химич, В.Б.Петров, В.И.Нем-цев, В.В.Новиков, В.Г.Боборыкин, О.Ю.Богдано-ва, В.В.Гудкова, Н.А.Грознова).

В.Я. Лакшин отмечает, что при жизни Булгакова вряд ли кому-нибудь пришло в голову «называть его «классиком», он «как бы выпал из современной ему литературы», в 60-е гг. ХХ века к нему пришла посмертная слава, а через несколько десятилетий он «по воле читательского большинства встал в ряд старших богатырей литературы: Тургенева, Толстого, Чехова - и, верно, навсегда останется в нем. Здесь его законное место» [6: 5-6].

С момента включения произведений Михаила Булгакова в школьную программу прошло больше 20 лет. В практической методике появилось множество статей, методических рекомендаций, современных технологий, помогающих учителю литературы более уверенно подготовить старшеклассников к восприятию творчества этого автора, показать школьникам своеобразие тематики и проблематики произведений и художественной манеры писателя, справедливо пополнившего золотой фонд русской классической литературы.

Подчеркивая важность изучения именно классической литературы, современный отечественный методист В. Ф.Чертов отмечает, что еще в дореволюционной школе «образцовые творения Ломоносова, Державина, Богдановича, Хемнице-ра должны были служить учащимся примером выработанности языка. В педагогическом сознании того времени какое-либо иное назначение литературного произведения было непредставимо. Произведения современных стихотворцев допускались в классы с ограничением: они несравнимы с классическими в выборе предметов и изяществе вкуса» [7: 24].

Несмотря на это, в поле зрения методистов и практикующих учителей остается ограниченное количество произведений М.А.Булгакова, в основном лишь программные произведения: один из рассказов, пьеса «Собачье сердце» и один из романов писателя «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия» по выбору учителя.

Выбор романа для изучения, как правило, определяется как соображениями программного характера, так и спецификой конкретного класса. Однако в любом случае при изучении творчества М. А. Булгакова, привлекательного для школьников писателя-классика и, может быть, больше других читаемого, нельзя пройти мимо таких его произведений, как пьес «Бег», «Зойкина квартира» и др. Очевидным препятствием на этом пути

становится все та же ограниченность учителя во времени.

Одним из возможных путей приобщения школьников к изучению русской классической литературы, а именно приобщения к творчеству М.А.Булгакова, может стать исследовательская работа слушателей факультатива или элективного курса по исследованию женских образов, характеров в романах «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» и пьесе «Бег» М.Булгакова.

Женские образы в русской литературе при всем их художественном своеобразии объединены одним уникальным свойством - они наделены лучшими чертами, соответствующими представлениям о положительных качествах характера русской женщины. Это концептуальное свойство русской культуры, где женский характер рассматривается как идеальный. В этом ключе работа по изучению женских образов в произведениях М. А.Булгакова имеет большое значение.

По художественной выразительности образы Елены Тальберг, Ирины Рейсс, Серафимы Кор-зухиной и, конечно же, Маргариты равны лучшим женским образам литературы XIX столетия (Татьяне Лариной, Бэле, княжне Мери, Вере, Наталье Ласунской, Лизе Калитиной, Наташе Ростовой и др.), хотя на первый взгляд может показаться, что они развенчивают идеал русского женского характера.

Обращаясь к изучению образов булгаковских героинь, необходимо ориентировать старшеклассников на рассмотрение особенностей поэтики писателя. Очень важно, чтобы учащиеся увидели, как художник выстраивает образ (портрет, речевая характеристика), как поведение героинь обусловливает движение сюжета в тех или иных эпизодах, помогая понять основную идею произведения, авторский замысел.

При организации исследовательской деятельности старшеклассников необходимо провести предварительную работу.

После объявления темы, целей и задач исследования необходимо разделить учащихся на учебные группы для того, чтобы более целесообразно распределить задания. Об эффективности работы таких групп сказано уже достаточно.

Первая группа - работа над образом Елены Тальберг (по роману «Белая гвардия);

Вторая группа - работа над образом Серафимы Корзухиной (по пьесе «Бег»);

Третья группа - работа над образом Маргариты (по роману «Мастер и Маргарита»).

Учебные группы получают домашнее задание, которое готовится по заранее данным вопросам и может быть представлено в сопровождении комплекса учебных средств (использова-

нии возможностей мультимедиа для показа иллюстраций, музыкального сопровождения, демонстрации отрывков из спектаклей, фильмов и т.д.).

На этапе отбора художественного материала учащиеся работают над анализом времени действия, над портретом героини, образом дома, где она живет, его интерьером, речевой характеристикой, авторской характеристикой, символикой образов романа, связанных с раскрытием характера героини. В этой связи можно предложить вопросы общего характера, например:

1. Где и когда происходит действие произведения?

2. Где и как происходит первая встреча с героиней?

3. Как автор описывает ее портрет? Какие изобразительно-выразительные средства он использует?

4. Опишите дом, интерьер, в котором живет героиня.

5. Какие черты характера отличают героиню?

6. В чем особенность речевой характеристики героини?

7. Как символика имени влияет на раскрытие характера героини?

8. Исследуйте поведение героинь в кульминационных эпизодах повествования. Как автор показывает их в поворотные моменты судьбы?

9. Проанализируйте работу актрис, сыгравших Елену Тальберг, Серафиму Корзухину, Маргариту в театре и кино. Кто, на ваш взгляд, наиболее полно воплотил замысел писателя?

На этапе наблюдения и анализа отобранного материала группами проводится работа с наиболее значимыми эпизодами, в которых в полной мере проявляется характер женщин.

Проанализируйте наиболее значимые, по вашему мнению, эпизоды, раскрывающие характер героини. Например: эпизод предательства Таль-берга; эпизод приезда Лариосика; эпизод молитвы Елены; сцена встречи Серафимы Корзухиной и Парамона Ильича; сцена разговора Чарноты, Люськи и Серафимы; разговор с Хлудовым накануне приезда из Парижа Чарноты и Голубкова; рассказ Мастера о Маргарите Ивану Бездомному в клинике Стравинского; сцена встречи с Мастером; сцена бала; полета и т. д.

Систематизируя и обобщая анализируемый материал, учащиеся приходят к выводам, определяющим понимание характера героинь и отношения к ним самого автора.

Героини Булгакова интеллигентные, образованные, воспитанные в лучших традициях русской культуры женщины. Автор показывает, как эти тонкие, по традиционному понятию изне-

женные, слабые создания переносят тяготы и лишения лихолетья, порой становясь опорой мужчинам.

Первым произведением автора, где мы встречаемся с ярким женским характером, является роман «Белая гвардия», написанный в 1923 -24 гг., в 1926 г. была создана пьеса «Дни Турбиных».

Время действия произведения - революция и гражданская война, в вихре которых закружились жизни и судьбы отдельных людей, ломался уклад прежней жизни, распадались семьи, разрушались «дворянские гнезда».

Елена Васильевна Тальберг, молодая женщина 24-х лет, в непростое время безвластия, гражданской войны не дает отчаяться своим братьям и друзьям - Мышлаевскому, Шервинскому, согревая их теплом Дома, который, по словам Булгакова, никогда не должен исчезнуть, Дом, в котором «. часто читался у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамский Плотник», часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях» [8: 180-181].

Страшное, жестокое время. Что делать? Меняется мир, рушится Дом, несокрушимый «Саардамский Плотник», «синие изразцы», рушится уклад, традиции, семейная жизнь.

Удивительно, но у Булгакова совсем не эмансипированная, а свято чтущая традиции, верная долгу женщина оказывается сильной и способной противостоять веку-волкодаву. Она понимает, что потеря старого мира, ужас «московской болезни» будут несравнимы для ее братьев с потерей Дома с его укладом, традициями, с синим сервизом.

Героиня другого произведения М.Булгакова «Бег» Серафима Корзухина, как и Елена Таль-берг, принадлежит интеллигентной среде. Ее, так же как и Елену, предал муж, отрекся от нее в страшное время, опасаясь за собственную жизнь. Это обстоятельство роднит героинь. Но в образе Серафимы Булгаков показывает, какой может быть судьба русской женщины в кровавое время перелома истории.

Серафима Корзухина, как и многие русские, бежит из России, бежит от нового режима, и причиной ее бега становится естественное желание воссоединиться с мужем, сохранить ощущение семьи, дома, единства. Несмотря на множество невзгод и лишений, которые встречаются на ее пути (голод, холод, болезни, смерти), она не теряет веры в людей и настоящие чувства. Осознав предательство самого близкого человека, она включается вместе со всеми, как бы по инерции, во всеобщий Бег.

Булгаков в образе Серафимы показывает возможный трагический вариант судьбы и гибели русских дворянок, вынужденных покинуть Родину в революционное лихолетье.

Писатель рисует женщин в разные исторические эпохи, показывает их умение выжить, казалось бы, в совершенно чуждых для них условиях.

Автор знакомит читателя с Маргаритой Николаевной в советской Москве в мирное время 30-х гг. ХХ века. При первой встрече с Маргаритой Мастера поражает «не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем невиданное одиночество в глазах!» Маргарита одинока, как почти все героини Булгакова. Это особый образ в романе: автор воплотил свое желание подчеркнуть неповторимость любви к Мастеру, сделать из этой любви высочайший идеал, показать ее как святое и искреннее чувство. Чистота, верность, преданность, бескорыстие, мужество, любовь и милосердие - основные черты нравственного облика Маргариты. Именно любовь и милосердие, по мнению автора, лежат в основе человеческих отношений и общественного устройства.

В процессе исследования учащиеся сосредоточивают внимание на особенностях поэтики М.А. Булгакова. Это и неожиданность событий и ситуаций, в которых оказываются герои, и автор -ские комментарии, и несобственно-прямая речь, оценка действий, мыслей, мнений героев со стороны окружающих (особенно женщин), обращение к мифу, космические мотивы, сарказм, элементы комического, смешение реалистического и фантастического, нередко мистика.

Исследовательская деятельность учащихся при обращении к классическим произведениям русской литературы, особенно на факультативных занятиях или элективных курсах, способствует проявлению активности, самостоятельности учащихся, активизации их первоначального эстетического восприятия, становится ступенью духовного взросления читателя, способствует формированию осознанных оценок произведения искусства и художественного вкуса учащихся.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. Проект. - М.: Российская академия образования, 2011. - 79 с.

2. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. -М., Просвещение, 1988. - 173 с.

3. Кузнецов А.А. Принципы формирования базисного учебного плана старшего звена школы в условиях внедрения профильного обучения // Экспе-

римент по совершенствованию структуры и содержания общего образования в Московской области: из опыта работы. Выпуск 2. - М.: ИПК и ПРНО МО-2003. - С. 221 - 234.

4. Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. - М.: ИОСОРАО, 2003. -

С. 93 - 96.

5. Зинин С.А. Использование сопоставительного анализа в работе над поэтикой художественного произведения в старших классах // Поэтика худо-

жественного текста на уроках литературы / Отв. редактор О.Ю.Богданова. - М., МПГУ, 1997. -

С. 31 - 41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Лакшин В. Предисловие к Собранию сочинений М.А.Булгакова в 5-ти т. -М.: Художественная литература, 1989 - 1990. - Т.1. - 624 с.

7. Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. - М.: МПГУ, 1994. - 128 с.

8. Булгаков М.А. Собрание сочинений М.А.Булга-кова в 5-ти т. - М.: Художественная литература, 1989 - 1990. - Т.1. - 624 с.

ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES FOR PUPILS IN THE COURSE OF TEACHING LITERATURE IN THE CONTEXT OF PROFILE EDUCATION

E.I.Belousova

The article discusses the relevance of organization of research activities for senior students of literature to the requirements of the Federal State Standard of Education. Specificity and forms of curricular and extracurricular activities, the role of teacher and students in the course of study of Bulgakov’s works are revealed.

Key words: research, problem, hypothesis, analysis, universal learning activities, cognitive activity, specificity of poetry.

Белоусова Елена Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета.

E-mail: hooch55@rambler.ru

Поступила в редакцию 25.05.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.