Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на социализацию личности старших школьников в условиях образовательного учреждения'

Факторы, влияющие на социализацию личности старших школьников в условиях образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4209
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на социализацию личности старших школьников в условиях образовательного учреждения»

Установление межпредметных связей общеобразовательных и специальных дисциплин способствует повышению качества политехнической подготовки будущего учителя, актуализации знаний и умений. Кроме того, реализация межпредметных связей политехнической направленности частично компенсирует недостатки предметной системы обучения, позволяет систематизировать знания и умения студента. Так, для будущего учителя физики и математики сельской школы иллюстрацию некоторых законов электродинамики полезно провести на примерах электрооборудования, применяемого в сельскохозяйственном производстве, тем самым, продемонстрировав взаимосвязь физического и технического знания.

Условием синтеза субъективно нового политехнического знания является перенос пропедевтического знания из той дисциплины, где оно было сформировано на предмет изучения другой дисциплины. Результатом межпредметного интегрирования учебных дисциплин должно быть субъективно новое знание, которое нельзя сформировать в сознании студента, если изучать эти дисциплины невзаимосвязаио. В качестве одного из средств формирования умений осуществлять перенос знаний могут использоваться задачи с межпредметным содержанием, включающим сельскохозяйственную тематику. Знания, формируемые в дисциплинах предметной подготовки, становятся политехническими в процессе их применения к объектам сельскохозяйственного производства.

Можно сделать вывод о том, что межпредметная интеграция естественнонаучных, математических и специальных дисциплин будет способствовать повышению качества политехнической подготовки будущего учителя физики и математики сельской малокомплектной школы.

УДК-371.48

И. Г. Бозина, Н.Э. Касаткина

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Одним из важнейших социальных институтов, цель которого - воспитание личности - является школа. Особое значение в этой связи приобретает проблема воспитания учащихся, суть которой заключа-

ется в оказании ребенку индивидуализированной педагогической помощи в целях становления его субъективности в единстве природных, психологических и культурных качеств. Таким образом, в антро-поцентричной школе задачи обучения органично перерастают в задачи воспитания и, соответственно, задачи воспитания находят своё отражение в трансформации содержания и методов обучения. В связи с этим актуальным для современной школы становится проблема социализации обучающихся.

Зачастую в современных условиях крен в образовательных учреждениях выпадает на интеллектуальную сферу в ущерб социальной при внешней декларации триединства целей обучения, воспитания личности. Проблемным в образовательном учреждении нередко является понимание теоретических основ психолого-педагогических задач, стоящих перед школой: часто на практике наблюдается смешение теоретических подходов, использование неадекватных методов, игнорирование таких важных подходов к развитию человека как развитие эмоциональной сферы, уверенности в себе и самопринятия, самостоятельности, мотивации самоактуализации, самосовершенствования. В этом случае социализация в школе становится нерегулированной, «случайной», нецеленаправленной

Для осуществления процесса социализации старших школьников в образовательном учреждении мы считали целесообразным выявить факторы, влияющие на этот процесс.

Мы взяли за основу классификацию А. В. Мудрика, где выделены четыре основных группы факторов социализации: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы и субъективные факторы [4,5].

- Под макрофакторами понимается общество в целом как определенная социально-экономическая, социально-политическая и идеологическая система. Макрофакторы являются условиями социализации всех или очень многих людей: планета, мир, страна, общество, государство, культура. Данные факторы важны и для педагогического процесса с точки зрения формирования и развития у учащихся общекультурного сознания, определяемого общечеловеческими ценностями. В зависимости от развития общества, культурных традиций может формироваться идеал человека, идеология общества, государства, социальная практика. Это те условия жизни, в которых и происходит социализация.

- Под мезофакторами понимается влияние больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации), по типу поселения (село, поселок, город), по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (ра-

дио, кино, телевидение и др.) и др. Большое влияние на формирование личности оказывает этнос, имеющий свои специфические черты, свойства, менталитет, национальный характер. Тип поселения влияет на образ, стиль жизни, открытость общения, привязанность к родственникам, близкому окружению. Средства массовой информации, способствуют приобретению информации о событиях, образе жизни различных слоев населения; формируют потребности, которые не всегда могут соотноситься с возможностями их удовлетворения.

- Под микрофакторами, влияющими на социализацию, понимается непосредственная среда жизнедеятельности человека: семья, воспитательно-образовательное учреждение, микрорайон, группы сверстников, соседи и др. В настоящее время особое значение приобретает роль сообщества сверстников как микрофактора социализации. Получило распространение такое явление как «молодежная субкультура» - совокупность символов, норм, убеждений, ценностей, образцов поведения. Элементами подростковой и юношеской субкультур являются: особый жаргон, мода в одежде, прическе, макияже, определенный стиль поведения, пристрастие к музыке, проведение досуга. Подростковая субкультура помогает подросткам адаптироваться в социуме.

По четвертой группе факторов, влияющих на социализацию, которую А. В. Мудрик выделил как группу субъективных факторов, мы с ним согласиться не можем, так как, по нашему мнению, как субъективные, так и объективные факторы присутствуют и в макрофакторах, и в мезофакторах, и в микрофакторах.

Во всех группах факторов мы условно выделили объективные и субъективные факторы. Объективные факторы зависят от условий и обстоятельств жизни конкретного человека и не могут быть чаще всего изменены средствами педагогического воздействия. Субъективные факторы, напротив, поддаются воздействию, в данном случае -педагогическому воздействию и, следовательно, могут влиять на социализацию школьников. От того, насколько эти воздействия являются целенаправленными и последовательными, настолько успешно в единстве с объективными факторами и будет осуществляться социализация школьников.

Каждую группу факторов мы рассмотрели с субъективных и объективных позиций и изучили, как различные факторы влияют на социализацию старших школьников.

Макрофакторы представляют общество в целом, являются условиями социализации для очень многих людей. К макрофакторам мы отнесли планету, мир, страну; государство, общество; культуру.

Объективные и субъективные факторы этой группы представлены в таблице 1.

Из таблицы видно, что к объективным макрофакторам, зависящим от макропроцессов, происходящих в обществе, мы отнесли: состояние мировой экосистемы, место страны в политической и экономической системе мира, развитость общественных и государственных институтов, гражданство, общественный статус семьи в государстве, уровень развития духовной культуры в мире, стране, регионе и др.

Таблица 1

Макрофакторы, влияющие на социализацию личности

Макрофаюгоры Объективные Субъективные

Планета, мир. • состояние мировой экосистемы • отношение к человеку как к части природы, • отношение к экологической культуре

Страна, обшрслво, государство • место страны в политической и экономической системе мира, • развитость общественных и государственных институтов, • гражданство, • общественный статус семьи в государстве. • отношение к ценностям общественной жизни, • система представлений о государстве как о регулятивном аппарате общественной жизни, • гражданская позиция, осознание роли личности в развитии общества, • наличие чувства патриотизма как отношение к Отечеству

Культура • уровень развитии духовной культуры в мире, стране, регионе • отношение к мировым культурным ценностям, • отношение к человеку как к созидателю и хранителю культуры.

К субъективным макрофакторам мы отнесли: отношение школьников к человеку как к части природы, созидателю и хранителю культуры, отношение к экологической культуре, к ценностям общественной, культурной жизни; систему представлений школьников о государстве как о регулятивном аппарате общественной жизни, гражданскую позицию обучающихся, осознание ими роли личности в развитии общества, отношение к Отечеству, патриотизм и др.

Мезофакторы, влияющие на социализацию человека, связаны с этносом, местом проживания, разнообразием и доступностью средств массовой информации, экономикой региона. Каждый из мезофакторов в различных группах людей имеет свой удельный вес, свою специфику и, соответственно, свою степень влияния на социализацию личности. Объективные и субъективные мезофакторы представлены в таблице 2

Таблица 2

Мезофакторы, влияющие на социализацию личности

Мезофакторы Объективные Субъективные

Тип поселения • размер и статус места жительства • отношение к малой родине.

СМИ • наличие радио, телепрограмм, массовых печатных издательств, • существование интернет-ресурсов в городе, школе, семье. • информационная культура учащихся, • отношение к СМИ как к средству активной интеграции в общественную жизнь города, страны, мира.

Географическое положение места жительства и природно-климатические особенности региона • место города на карте страны, мира, • отношение к городу как к части страны, мира.

Этнический состав жителей • национальность, • язык, история этноса, • однородность или многонациональная представленность состава жителей, • соотношение представителей разных национальностей. • отношение к культуре собственного народа, представителям других культур.

Экономика региона • концентрация и направленность промышленности, • место города проживания в промышленно-экономическом комплексе региона. • знания об экономике города, региона.

Таким образом, к объективным признакам мезофакторов мы относим: размер и статус места жительства, его место на карте страны, мира, наличие радио, телепрограмм, массовых печатных издательств, существование интернет-ресурсов в городе, школе, семье, национальность, язык, история этноса, однородность или многонациональная представленность состава жителей, соотношение представителей разных национальностей, концентрация и направленность промышленности, ее место города проживания в промышленно-экономическом комплексе региона.

К субъективным мезофакторам мы отнесли: отношение к малой Родине, к городу, к культуре собственного народа и представителям других культур, к средствам массовой информации, состояние информационной культуры учащихся, их знания об экономике региона, в котором они живут.

Микрофакторы социализации - это факторы наиболее близкого, непосредственного влияния на личность, так как затрагивают среду жизнедеятельности школьника: семью, соседей, социальный статус района, детский сад, школа, класс, учреждения дополнительного образования,

нормы взаимоотношений и др. Объективные и субъективные показатели этой группы факторов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Микрофа1сгоры, влияющие на социализацию личности школьников

Микрофакторы Объективные Субъективные

Семья • пол, • порядок рождения, • состав семьи (полная или неполная), • внутрисемейные отношения • собственный детский опыт родителей, способный влиять на воспитание детей • отношение к семье как к ценности, • представления о нравственных основах отношений в семье, • изучение отношений в семье как ячейке общества.

Микросоциум • двор, • соседи, • социальный статус района. • отношение к микросоциуму, • опыт позитивного взаимодействия с людьми различных культур, • знания этических норм жизни как регулятора поведения людей.

Институты воспитания и образования • выбор образовательного учреждения, • школа, • учителя, • система дополнительного образования • индивидуально-психологические особенности, • способности, • позитивное отношение к учебной и социальной деятельности, • условия для когнитивного развития с учетом индивидуальных особенностей учащихся, • расширение границ социального взаимодействия с взрослыми и сверстниками, приобщение к участию в общественной жизни, • готовность к выбору будущей профессии.

подростковые сообщества • группы по интересам • навыки позитивного межличностного общения в различных подростковых объединениях, • индивидуально-психологические особенности школьников

Нормы взаимоотношений • нормы взаимоотношений в семье, социуме • представления об этических нормах жизни как регуляторе поведения людей, • индивидуальные психологические особенности школьников

Из табл. 3 видно, что к объективным микрофакторам мы отнесли: пол ребенка, порядок его рождения, состав семьи (полная или неполная), внутрисемейные отношения, нормы взаимоотношений в социуме, собственный детский опыт родителей, способный влиять на воспитание детей; такие особенности микросоциума как двор, соседи, социальный статус района.

К субъективным микрофакторам мы относим: отношение к семье как к ценности, представления о нравственных основах отношений в семье, изучение отношений в семье как ячейке общества; отношение к микросоциуму, опыт позитивного взаимодействия с людьми различных культур, знания этических норм жизни как регулятора поведения людей; индивидуальнопсихологические особенности школьников, способности, позитивное отношение к учебной и социальной деятельности, условия для когнитивного развития с учетом индивидуальных особенностей учащихся, расширение границ социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, приобщение к участию к общественной жизни, готовность к выбору будущей профессии; навыки позитивного межличностного общения в различных подростковых объединениях, индивидуально-психологические особенности учащихся; представления об этических нормах жизни как регуляторе поведения людей.

Данное сопоставление точек зрения о влиянии макро, мезо и микрофакторов социализации очень важно с позиции анализа особенностей воспитательной системы учреждения и системы взаимоотношений учитель-ученик. Эти данные позволяют определить проблемные точки воспитательно-образовательного процесса в школе. Деление факторов на субъективные и объективные позволяет уточнить степень педагогического влияния на процессы социализации (см. рис. 1)

Таким образом, субъективная составляющая микро, мезо и макро факторов социализации, по нашему мнению, может поддаваться педагогическим воздействиям и представляет собой воспитание как средство ускорения процесса социализации, способствующее преодолению или ослаблению отрицательных последствий объективных социальных воздействий, придавая им гуманистическую ориентацию.

Факторы социализации, в роли которых выступают элементы социальной среды, по-разному влияют на социализацию личности.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, в которой закладываются основы сознания и поведения. Процесс социализации продолжается в образовательном учреждении. Образовательное учреждение, являясь микрофактором социализации, обладает возможностями не только регулировать все другие микрофакторы, но и оказывать значительное влияние на взаимодействие ученика с мезофакторами, на его представления о макрофакторах, формируя его общую культуру, гражданственность, патриотизм. При этом образовательное учреждение влияет на учащегося не только на основе регулирования воздействия на него различных сфер, но и создавая условия для проявления активности учащихся в этих сферах. Особую роль такое влияние приобретает в юношеском возрасте, когда формируются социальные установки, происходит личностное профессиональное самоопределение. Сила воздействия факторов социализации на развитие личнос-

ти зависит от активности, индивидуальности самой личности, ее потребностей и интересов.

макрофакторы

микрофакторы

мезофакторы

Рис. 1 Степень педагогического влияния на процессы социализации

Интересна точка зрения современых исследователей на необходимость влияния социальной активности личности на процесс социализации, избирательного отношения к внешним воздействиям. Л. П. Буева отмечает, что человек, испытывая влияние общества, не является вместе с тем пассивным «слепком» с существующих общественных форм, он - существо активное и творческое. Следовательно, - заключает Л. П. Буева, - «приспособление к существующей среде и даже простое воспроизводство наличных условий посредством деятельности не являются всеобщими законами, объясняющими человеческое поведение» [2, с. 58].

Представление о социализации как процессе, предполагающем активное участие человека, поддерживает Б. Д. Парыгин. Он пишет о том, что человек, проявляя активность при освоении социального опыта, выступает уже не столько как объект, сколько как субъект общественных отношений [6].

По утверждению К. А. Абульхановой-Славской, целенаправленные социализирующие воздействия всегда опосредствуются личностью. Человек воспринимает то, что имеет для него значение, представляет для него интерес. Принципиально одинаковые ситуации по-разному воспринимаются

людьми и, следовательно, могут стать источниками различного социального опыта.

Таким образом, воспитание предстает «искусством возможного», а не всесильным орудием формирования «нового человека». Трудно рассчитывать на положительный воспитательный эффект, если личность безразлична к той деятельности, которая, по замыслу воспитателя, должна привести к позитивному результату. [ 1 ]

«В реальной жизнедеятельности, - по словам И. С. Кона, - индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают предлагаемые им социальные роли и правила, но также учатся создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир» [3, с. 30-31]. Таким образом, личность предстает не столько продуктом и объектом внешних воздействий, сколько субъектом и творцом собственного развития, соответственно ее направленности, интересам или, напротив, вразрез с ними.

Таким образом, социализация выполняет важнейшую функцию человека, которая ведет его от объекта обучения и воспитания к субъекту социального развития, а в последующем - к активному субъекту самовоспитания, саморазвития, самоопределения.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К. А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981.-250с.

2. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. - М.: Мысль, 1978. - 216 с.

3. Кон, И. С. Ребёнок и общество / И. С. Кон. - М.: 1988. - 272 с.

4. Мудрик, А. В. Социализация и воспитание подрастающих поколений / А. В. Мудрик. - М.: 1990.-39 с.

5. Мудрик, А. В. Психология и воспитание / А. В. Мудрик. - М.: Московский психологосоциальный институт, 2006.-472 с.

6. Парыгин, Б. Д. Основы социально - психологической теории / Б. Д. Парыгин. - М.: 1971.-260 с.

УДК 371.078

О. Н. Мелешкина

РАБОТА НАД ПЕРИФРАЗОМ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

В процессе анализа произведений художественной литературы с младшими школьниками отдельным этапом является работа над образными средствами языка, которая развивает у юных читателей способность восприни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.