СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2014. Вып. 4 (35). С. 44-51
Мудрик Анатолий Викторович, член-корреспондент РАО, д-р пед. наук, проф. МПГУ [email protected]
Исследование
ТРАНСФОРМАЦИИ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ! ПРОЕКТ и первые результаты1
А. В. Мудрик
Рассматриваются проблемы социализации подрастающих поколений в условиях трансформации данного процесса в российском социуме. Следствием этой трансформации стали существенные изменения в соотношении и взаимосвязях различных групп факторов социализации (мега-, макро-, мезо-, микро-) между собой и между отдельными факторами как по горизонтали, в рамках одной группы, так и по вертикали, между, например, семьей и этносом. Возросло непосредственное влияние на социализацию больших и малых групп, а также отдельных индивидов макро- и мезофакторов. Все это создает новую социально-педагогическую ситуацию, которая предполагает рассмотрение воспитания как комплексного механизма социализации, а также новый подход к поселению как фактору социализации — рассмотрение его в качестве синтеза механизмов и средств социализации подрастающих поколений как в процессе стихийной социализации, так и вследствие относительно направляемой и относительно социально контролируемой.
В постсоветском российском социуме произошли кардинальные изменения условий социализации подрастающих поколений, которые почти не выявлены и не изучены педагогикой. Это отражается на функционировании тех социальных институтов, которые объективно играют существенную роль в процессе социализации (семьи, воспитательных и иных организаций). Настоящее исследование позволит в существенной мере восполнить обозначенный пробел.
Научная новизна и значимость исследования определяются тем, что в процессе его реализации изучаются взаимосвязь микрофакторов социализации с ме-зофакторами и макрофакторами и их взаимовлияние, что до сих пор не изучено педагогикой. Большое внимание уделено изучению социально-педагогических механизмов социализации, их взаимосвязи и, главное, специфики их функционирования в поселениях различных типов и видов, а также в рамках микрофакторов социализации, что тоже остается вне поля зрения педагогики. Третий блок исследования посвящен концептуально не изученной в педагогике пробле-
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-05-00258.
44
ме средств социализации, их специфики в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных организациях в зависимости от тендерных, возрастных и поселенческих характеристик субъектов социализации.
В исследовании предполагается выявить взаимовлияние изученных взаимосвязей факторов социализации микро-, мезо- и макроуровней, его зависимость от механизмов и средств социализации в гендерном, возрастном, институциональном и поселенческом аспектах. Значимость предполагаемых результатов определяется тем, что они не только будут обладать научной новизной, но и станут существенным вкладом как в социально-педагогическую теорию социализации, так и в практико-ориентированные методические разработки для педагогов и управленцев.
Механизмы социализации исследуются в русле различных подходов2. Так, Г. Тард считал основным механизмом социализации подражание. У. Бронфен-бреннер рассматривал в качестве такового прогрессивную взаимную аккомодацию между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых он живет. Н. Смелзер считает важнейшими четыре психологических механизма — имитацию, идентификацию, чувство стыда и чувство вины; первые два он определяет как позитивные, а два других — как негативные. А. В. Петровский рассматривал в качестве механизмов социализации закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.
Средства социализации исследовали М. Мид, Р. Бенедикт, Г. Скрибнер и М. Коул и ряд других зарубежных исследователей, преимущественно на материале архаичных культур. В российской науке не удалось найти серьезных исследований этой проблемы.
Вид поселения как фактор социализации подрастающих поколений в подобной постановке проблемы не исследовался ни в отечественных, ни в, насколько можно судить по доступной литературе, зарубежных исследованиях. Это не означает, что проблема поселения не имеет традиций научного изучения. В отечественной и зарубежной науке уже с конца XIX в. возрос интерес к особенностям таких видов поселения, как город, слобода, деревня. В первой трети XX в. возникает ряд научных направлений, так или иначе изучающих те или иные виды поселения. Наиболее известными и оказывающими влияние на современных исследователей можно считать концепции урбанизации, разрабатываемые на Западе (Р. Парк, М. Корбюзье, Р. Мертон и др.), и концепции сельского социума, разрабатываемые в России или на российском материале в 20-е гг. ХХ в. Г. Чаяновым, В. Кондратьевым и их последователями, а в 70-90-е гг. — Т. Заславской, Р. Рывкиной, Т. Шаниным и их последователями. В 50-е гг. ХХ в. возникают концепции дезурбанизации, которые рассматривают в качестве объекта исследования то, что стало принято называть пригородом.
Анализ имеющихся подходов и концепций позволяет прийти к выводу о том, что можно выделить ряд универсальных и специфически-культурных характеристик определенного вида поселения как социокультурного феномена: например, уровень концентрации духовной и материальной культуры в конкретных видах
2 Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2011.
поселений, уровень концентрации и разновидности контркультурных феноменов в том или ином виде поселения, поселенческие особенности образа жизни жителей и ряд других. Эти характеристики, вероятно, существенно влияют на специфику механизмов и средств социализации.
Ряд исследований общего плана и, наоборот, очень конкретного характера можно рассматривать в качестве некой концептуальной и эмпирической ауры исследования вида поселения как фактора социализации подрастающих поколений. К первым можно отнести работы М. Черноушека, О. Яницкого, А. Гордона, Т. Заславской, М. Виноградского; конкретные эмпирические данные можно найти у социологов и психофизиологов. Так, последние (в частности, И. Л. Ка-рагодина, С. А. Солдаткина и ряд других) получили важные данные о влиянии экологических характеристик некоторых видов поселения на психофизиологическое развитие ребенка и подростка. В. Л. Глазычев получил весьма важные данные о влиянии архитектурно-планировочного решения поселения на социальное и эстетическое развитие школьников. В работах специалистов по экономической географии имеются данные о связи длительности проживания в поселении конкретного вида со степенью адаптации к его образу жизни (Т. Лаппо).
Интересный материал можно почерпнуть из мемуарной, дневниковой, художественной литературы и публицистики. Однако эти источники почти не исследовались в целях выявления особенностей того или иного вида поселения как фактора социализации подрастающих поколений.
Сама трактовка вида поселения не имеет общепризнанного характера. Если западные исследователи и часть отечественных делят все поселения на сельские и городские, то другие российские исследователи выделяют в качестве специфических видов поселения малый город и поселок, а также считают необходимым выделять в каждом виде поселения его различные типы.
Проблема вида поселения как фактора социализации подрастающих поколений пока не нашла своего убедительного решения ни у нас, ни за рубежом, хотя имеются работы, в той или иной мере ее рассматривающие (в частности, работы Р. Уайта, М. и Т. Линдеманов, М. Морзе и др. в США и в Англии, А. В. Мудри-ка, В. Л. Глазычева, М. В. Никитского, Н. Е. Романюты, Р. В. Данилова и др. в России).
Актуальность проблемы настоящего исследования для социально-педагогического знания определяется, как минимум, следующими обстоятельствами:
— на рубеже XX—XXI столетий в российском социуме произошли кардинальные изменения в сферах экономики, политики, идеологии, позволяющие говорить о том, что произошла значительная трансформация условий социализации подрастающих поколений, сущность которой не изучена социальной пе-дагогикой3;
— в меняющихся социально-экономических условиях претерпевают существенные изменения традиционные институты социализации (семья, общество
3 Щелина Т. Т. Проблема профессиональной компетентности социального педагога в условиях изменившейся ситуации развития детства // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 36. С. 102—109.
сверстников, воспитательные организации и др.), появляются или возрождаются иные институты социализации (религиозные организации, контркультурные организации и др.), меняется содержание и соотношение механизмов и средств социализации, что существенным образом влияет на процесс воспитания подрастающих поколений и нуждается в социально-педагогическом осмыслении;
— изменения, происходящие в межпоколенной трансмиссии культуры, ставят перед социальной педагогикой задачу выявления новаций и традиций в процессе социализации подрастающих поколений и их взаимосвязи и взаимовлияния.
Вышесказанное делает актуальными разработку и апробацию различных вариантов социально-педагогического влияния на усиление позитивных и минимизацию и корректирование негативных механизмов и средств социализации подрастающих поколений в условиях трансформации социума.
Решение заявленной проблемы имеет для социально-педагогического знания довольно большую значимость, которая, как минимум, определяется во-первых, необходимостью изучения соотношения и взаимовлияния новаций и традиций в процессе социализации подрастающих поколений в меняющихся социально-экономических условиях4. Во-вторых, на основе полученных данных станет возможным обогатить и скорректировать социально-педагогическую концепцию социализации. И в-третьих, новые знания о механизмах и средствах социализации в трансформирующемся российском социуме позволят скорректировать и модифицировать имеющиеся и разработать новые способы оптимизации функционирования механизмов социализации, усиления позитивного и минимизации негативного потенциалов ряда средств социализации в семье, группах сверстников и в воспитательных организациях5.
Специфика поставленной задачи определяется следующими обстоятельствами:
— в педагогическом знании традиционные механизмы и средства социализации подрастающих поколений представлены весьма фрагментарно;
— проблема инновационных механизмов и средств социализации в педагогике практически не ставилась и не изучалась;
— соотношение, взаимосвязи и взаимовлияние традиционных и инновационных механизмов и средств социализации впервые станут предметом социально-педагогического исследования.
В исследовании реализованы перечисленные ниже подходы:
— феноменологический, который позволяет изучить и описать механизмы и средства социализации подрастающих поколений как социокультурный феномен, их виды и типы, содержание, типичные и атипичные формы в рамках различных видов и типов организаций, возрастные и гендерные особенности;
— субъектный, который позволяет изучить и описать современного ребенка, подростка, юношу, девушку как субъектов социализации: потребности в общении и в уединении, установки в сфере взаимодействия различных видов и типов,
4 Плешаков В. А. Основы религиозного воспитания в контексте киберсоциализации человека // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2013. № 4 (31). С. 9-17.
5 Ромм Т. А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 26-31.
коммуникативные умения, информированность, владение вербальными и невербальными средствами взаимодействия с агентами социализации;
— процессуальный, который позволяет изучить и описать средства социализации, типичные и атипичные в зависимости от пола, возраста и социокультурной принадлежности, а также попытаться выявить субкультурные особенности механизмов и средств социализации;
— возрастной, который позволяет описать так называемые возрастные типы общения (детский, подростковый, юношеский, молодежный) и показать возрастную специфику проявления феноменологических, субъектных и процессуальных характеристик механизмов и средств на каждом возрастном этапе социализации учащихся;
— гендерный, который позволяет изучить и описать полоролевые особенности проявления феноменологических, субъектных, процессуальных характеристик механизмов и средств социализации;
— институциональный, который позволяет выявить возможности воспитательных организаций различного типа, оптимизировать и корректировать процесс социализации подрастающих поколений, а также их возможности для оптимизации содержания и структуры их взаимодействия на различных возрастных этапах социализации.
В данном исследовании в соответствии с заявленным планом работы на весь срок выполнения проекта и вытекающих из него задач на 2014 г. были изучены отечественная и зарубежная литература, а также интернет-ресурсы по проблемам социализации, трансформации, механизмов и средств социализации, их специфики в современных российских условиях, в результате чего разработана концепция исследования, основные положения которой могут быть сжато представлены в следующем виде.
В условиях происходящей трансформации российского социума существенно меняется содержательное наполнение социализации подрастающих поколений, что определяется появлением новых социокультурных и социоэкономиче-ских реалий и различного рода изменениями в традиционных для российского социума ценностях и социальных практиках.
Традиционные и инновационные реалии находятся между собой в различных соотношениях: замещения традиционных реалий инновационными; большей или меньшей трансформации традиционных реалий под влиянием инновационных; более или менее продуктивного, контрпродуктивного, конфликтного сосуществования традиционных и инновационных реалий, их сегментов, ценностей и практик; поглощения инновационных реалий традиционными (как по форме, так и/или по содержанию); полного неприятия вплоть до агрессивного отвержения инновационных реалий традиционными.
Традиционные и инновационные условия, механизмы и средства социализации учащихся формируются практически во всех факторах социализации. Однако соотношение традиционного и инновационного весьма различно как в группах факторов, так и в рамках каждого из них. Более того, это соотношение существенно различается в разных сегментах таких макрофакторов, как этнос и общество, в мезофакторах — в географических регионах (различаясь и в адми-
нистративных регионах, входящих в географические), в видах и типах поселения (как в целом, так и в зависимости от географического расположения поселения и его социально-экономического, социокультурного, этноконфессионального, географического и криминогенного статусов). Что же до микрофакторов, то различия в соотношении традиционного и инновационного диктуются не только спецификой каждого из них, но и особенностями групповых и индивидуальных характеристик семьи, микросоциума, воспитательных, религиозных и иных организаций. Имеющиеся данные позволяют предполагать, что в современной России существенно усилились традиционные для нее негативные механизмы социализации и появился спектр инноваций десоциализирующего характера (как «выращенных» на отечественной почве, так и заимствованных из иных культур, а также появившихся вследствие «хитроумных» мутаций традиционных, вполне вроде бы позитивных механизмов).
Традиции и инновации в различных содержательном наполнении и соотношении фиксируются и в современных средствах социализации подрастающих поколений. Традиционные средства социализации сохранились в рамках всех тех факторов, в которых они всегда использовались. Однако произошло существенное изменение их всеобщности для того или иного фактора, частотности использования, а также изменение масштабов применения. Инновационные средства социализации далеко не всегда имеют явное проявление, а частично имеют латентный характер в рамках тех или иных факторов. Кроме того, инновации более или менее глубоко проникли в формы и/или содержание ряда традиционных средств социализации и потому не всегда осознаются и фиксируются. Особо следует отметить широкое распространение средств социализации, используемых в различных конфессиях6 (и непонятно, следует ли их считать инновациями, ибо по сути они традиционны).
В постсоветской России произошли существенные изменения соотношения
и взаимосвязей различных групп факторов социализации (мега--благодаря
появлению интернета, макро-, мезо- и микро-) между собой и между отдельными факторами как по горизонтали (в рамках одной группы), так и по вертикали (между, например, семьей и этносом). Изменилось также значение различных факторов в процессе социализации больших групп населения, малых социальных групп и отдельных индивидов.
Следует обратить особое внимание на рост непосредственного влияния на социализацию больших и малых групп, а также отдельных индивидов, макрофакторов и мезофакторов, что создает новую социально-педагогическую ситуацию.
Вышеизложенные положения, «опрокинутые» в полученный в процессе исследования историко-теоретический материал, а также данные смежных отраслей знания (социологии, социальной психологии, этнологии, религиоведения, культурологии, теории поселений) позволили модифицировать социально-педагогическую концепцию социализации. Кроме того, они стали теоретическим основанием рассмотрения воспитания как комплексного механизма социализации, а образования — как одного из механизмов социализации. Положения раз-
6 Склярова Т. В. Критерии религиозности в психолого-педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 15—18.
работанной концепции исследования легли в основу нового подхода к проблеме поселения как фактора социализации, а именно рассмотрению его как синтеза механизмов социализации. В русле этого подхода разработаны характеристики города и поселка как синтезов механизмов социализации подрастающих поколений, а также собран эмпирический материал для характеристики малого города, станицы и сельских поселений как синтезов механизмов социализации. Теоретическое осмысление собранного материала — следующий этап исследования наряду с изучением трансформации средств социализации подрастающих поколений в постсоветской России.
Ключевые слова: трансформация, социализация, воспитание, механизмы социализации, воспитательные организации, религиозные организации, контркультурные организации, город, поселок, село.
Investigation of the transformation mechanisms of socialization: the project and the first results
A. Mudrik
We consider the problem of correlation, the relationship and interaction of innovations and traditions in the process of socialization of the younger generation in terms of its transformation into Russian society. As a result of the transformation of Russian society there have been significant changes in the ratio and the relationship between different groups of factors of socialization (mega-, macro-, meso-, micro-) between themselves and between the individual factors both horizontally within the same group , and vertically , between, for example , family and ethnic group. Increased direct impact on the socialization of large and small groups as well as individuals macro and mezofaktorov.
All of this creates a new socio-educational situation, which involves consideration of education as a complex mechanism of socialization, as well as a new approach to the settlement as a factor of socialization — considering it as a synthesis of mechanisms and means of socialization of the younger generations in the process of spontaneous socialization and because against fence on socio-controlled socialization.
Keywords: transformation, socialization, education, mechanisms of socialization, educational organizations, religious organizations, counter-cultural organizations, town, village, city.
Список литературы
1. Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2011.
2. Плешаков В. А. Основы религиозного воспитания в контексте киберсоциализации человека // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 9-17.
3. Ромм Т. А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 26-31.
4. Склярова Т. В. Критерии религиозности в психолого-педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 15-18.
5. Щелина Т. Т. Проблема профессиональной компетентности социального педагога в условиях изменившейся ситуации развития детства // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 36. С. 102-109.