Научная статья на тему 'Детерминанты позитивных и негативных потенций составляющих процесса социализации'

Детерминанты позитивных и негативных потенций составляющих процесса социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
886
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТИХИЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОТНОСИТЕЛЬНО СОЦИАЛЬНО КОНТРОЛИРУЕМАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОТЕНЦИИ / ДЕТЕРМИНАНТЫ / МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / SOCIALIZATION / SPONTANEOUS SOCIALIZATION / RELATIVELY SOCIALLY CONTROLLED SOCIALIZATION / POTENCY / DETERMINANTS / SOCIALIZATION MECHANISMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мудрик А.В., Патутина Н.А.

Цель статьи выявление, общая систематизация и краткая характеристика детерминант позитивных и негативных потенций стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации. Актуальность заявленного исследования определяется слабой изученностью совокупности детерминант в условиях трансформации социума, а также механизмов трансляции их влияния на социализацию. Это сдерживает развитие социально-психологических знаний о социализации и ограничивает возможности их применения в социальной практике.Анализ теоретической проработанности проблемы показал, что монодисциплинарные и междисциплинарные исследования дают многостороннюю характеристику социализации, но не рассматривают ее составляющие как самостоятельные предметы изучения. В том числе и по этой причине не изучались детерминанты позитивных и негативных потенций стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации.В исследовании выявлены и систематизированы детерминанты позитивных и негативных потенций составляющих процесса социализации. В отношении стихийной социализации выделяется: социально-культурное состояние общества, ментальность этноса, тренд государственной политики в социально-культурной сфере, которые влияют на характер потенций через традиционный, стилизованный и кибермеханизмы социализации. В отношении относительно направляемой социализации выделяется: разработанность государственной политики в социальной сфере и эффективность его реализации, технологическое развитие и интерпретация, развитость и контент электронных средств массовой информации, которые влияют на характер потенций через институциональный механизм. В отношении относительно социально контролируемой социализации (воспитания) выделяется: характеристики личностных ресурсов воспитателей и воспитуемых, имплицитные «теории» личности и воспитания, исторически сложившиеся традиции и социально-психологический климат поселений, государственная политика в сфере воспитания и эффективность ее реализации. Эти детерминанты влияют на характер потенций через специфические механизмы в социальном и коррекционном воспитании через институциональный, в семейном воспитании через традиционный и межличностный, в религиозном через традиционно-институциональный и стилизованно-межличностный, в диссоциальном также стилизованный и межличностный механизмы. Влияние всех механизмов социализации имеет амбивалентный характер, т. е. они в той или иной степени определяют позитивность и негативность влияния на составляющие процесса социализации тех или иных детерминант.Актуализация позитивных и негативных потенций составляющих процесса социализации в большей или меньшей степени определяет их характер, содержательное наполнение и формы проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determinants of Positive and Negative Potencies of the Components of the Socialization Process

The purpose of the article is to identify, general systematization and a brief description of the determinants of positive and negative potential of spontaneous, relatively directed and relatively socially controlled socialization. Analysis of the theoretical elaboration of the problem showed that monodisciplinary and interdisciplinary research provides a multilateral characteristic of socialization, but do not consider its components as independent subjects of study. Including, therefore, the determinants of positive and negative potential of spontaneous, relatively guided and relatively socially controlled socialization have not been studied.The study identified and systematized the determinants of positive and negative potentials of the components of the socialization process. With regard to spontaneous socialization: the sociocultural state of the society, the mentality of the ethnos, the trend of state policy in the sociocultural sphere, which influence the character of the potencies through the traditional, stylized and cybersocialization mechanisms. In relation to the direction of socialization: the development of public policy in the social sphere and the effectiveness of its implementation, technological development and interpretation, development and content of electronic media that affect the nature of potential through an institutional mechanism. In relation to socially controlled socialization (upbringing): characteristics of personal resources of educators and educators, implicit “theories” of personality and upbringing, historical traditions and socio-psychological climate of settlements, state policy in the field of education and the effectiveness of its implementation. These determinants influence the character of the potencies through specific mechanisms in social and remedial education through institutional, in family education through traditional and interpersonal, in religious through traditionally institutional and stylized-interpersonal, in dissocial also stylized and interpersonal mechanisms. The influence of all socialization mechanisms is ambivalent, i.e. in one way or another, they determine the positivity and negativity of influence on the components of the socialization process of one or another determinant.The actualization of the positive and negative potentialities of the components of the socialization process to a greater or lesser extent determines their character, meaningful content and forms of manifestation.

Текст научной работы на тему «Детерминанты позитивных и негативных потенций составляющих процесса социализации»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

DOI: 10.15293/1813-4718.1903.01 УДК 37.01

Мудрик Анатолий Викторович

Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, amudrik@yandex.ru, Москва

Патутина Наталия Анатольевна

Доктор педагогических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и правоведения, Московский городской педагогический университет, ORCID 0000-0003-2286-7361, patutinaw@yandex.ru, Москва

ДЕТЕРМИНАНТЫ ПОЗИТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ ПОТЕНЦИЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ1

Аннотация. Цель статьи - выявление, общая систематизация и краткая характеристика детерминант позитивных и негативных потенций стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации. Актуальность заявленного исследования определяется слабой изученностью совокупности детерминант в условиях трансформации социума, а также механизмов трансляции их влияния на социализацию. Это сдерживает развитие социально-психологических знаний о социализации и ограничивает возможности их применения в социальной практике.

Анализ теоретической проработанности проблемы показал, что монодисциплинарные и междисциплинарные исследования дают многостороннюю характеристику социализации, но не рассматривают ее составляющие как самостоятельные предметы изучения. В том числе и по этой причине не изучались детерминанты позитивных и негативных потенций стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации.

В исследовании выявлены и систематизированы детерминанты позитивных и негативных потенций составляющих процесса социализации. В отношении стихийной социализации выделяется: социально-культурное состояние общества, ментальность этноса, тренд государственной политики в социально-культурной сфере, которые влияют на характер потенций через традиционный, стилизованный и кибермеханизмы социализации. В отношении относительно направляемой социализации выделяется: разработанность государственной политики в социальной сфере и эффективность его реализации, технологическое развитие и интерпретация, развитость и контент электронных средств массовой информации, которые влияют на характер потенций через институциональный механизм. В отношении относительно социально контролируемой социализации (воспитания) выделяется: характеристики личностных ресурсов воспитателей и воспитуемых, имплицитные «теории» личности и воспитания, исторически сложившиеся традиции и социально-психологический климат поселений, государственная политика в сфере воспитания и эффективность ее реализации. Эти детерминанты влияют на характер потенций через специфические механизмы в социальном и коррекционном воспитании через институциональный, в семейном

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 17-06-00796-ОГН «Методологические основы создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся».

воспитании через традиционным и межличностный, в религиозном - через традиционно-институциональный и стилизованно-межличностный, в диссоциальном - также стилизованный и межличностный механизмы. Влияние всех механизмов социализации имеет амбивалентный характер, т. е. они в той или иной степени определяют позитивность и негативность влияния на составляющие процесса социализации тех или иных детерминант.

Актуализация позитивных и негативных потенций составляющих процесса социализации в большей или меньшей степени определяет их характер, содержательное наполнение и формы проявления.

Ключевые слова: социализация, стихийная социализация, относительно социально контролируемая социализация, потенции, детерминанты, механизмы социализации.

Постановка проблемы. В социогума-нитарных отраслях знания социализация традиционного исследуется как целостный феномен, которому свойственны различные психолого-педагогические и отчасти социальные проблемы.

Однако в современном российском социуме социализация сама превратилась в социальную проблему, что вызвано рядом новых обстоятельств его функционирования. Наиболее существенным можно считать происходящую трансформацию социума, в следствие чего объективно меняются условия, содержательное наполнение, механизмы социализации человека (не только подрастающих поколений, но и других возрастных групп).

Новые социокультурные, социально-экономические, социально-психологические, технологические и бытовые реалии привели к различного рода изменениям в традиционных нормах, ценностях и в социальных практиках, что в совокупности способствовало автономизации стихийной (спонтанного взаимодействия человека с различными сегментами социума) и относительно социально контролируемой социализации (более или менее осмысленного и целенаправленного воспитания); усилению роли относительно направляемой социализации (во взаимодействии человека с институтами государства и общества), а в целом превратили социализацию в качественно новую социальную проблему, в «русле» которой возникают новые и меняются традиционные психолого-педагогические и социальные проблемы.

Вышесказанное определяет настоятельную необходимость исследовать социализацию как социальную проблему в русле социогуманитарных отраслей знания, в том числе в социальной психологии воспитания и в социальной педагогике.

Одним из аспектов исследования социализации как социальной проблемы можно определить, в частности, изучение обстоятельств макро-, мезо- и микроуровней, которые детерминируют в той или иной мере позитивные и негативные потенции стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, выявление, общая систематизация и краткая характеристика которых являются целью настоящей статьи.

Актуальность заявленной проблемы для социально-психологического и социально-педагогического знания определяется, как минимум, следующими обстоятельствами:

- значительная трансформация на рубеже ХХ и XXI в. условий, детерминирующих содержание и механизмы всех составляющих процесса социализации, не изучена социальной психологией и социальной педагогикой в достаточно полной мере ни на описательном, ни на объяснительном уровнях, что сдерживает развитие этих отраслей знания;

- изменения, происходящие в позитивных и негативных потенциалах всех составляющих процесса социализации, и следующие за этим изменения в каждой их них, в частности происходящие в межпоколенной трансмиссии культуры, суще-

ственным образом влияют на воспитание подрастающих поколений и нуждаются в социально-психологическом и в социально-педагогическом осмыслении.

Характеристика актуальности заявленной проблемы свидетельствует о ее научной новизне и теоретической значимости, так как ее даже частичное решение существенно обогатит социально-психологические и социально-педагогические концепции социализации представлениями о совокупности детерминант позитивных и негативных потенций составляющих процесса социализации.

Кроме того, исследование имеет социальную и практическую значимость, обозначая новый угол зрения и выявляя новые аспекты совершенствования социальной сферы, а именно:

- выявления возможностей и ограничений при принятии в расчет и учете объективных детерминант в социально-педагогическом проектировании; разработки и апробации различных вариантов социально-психологического и социально-педагогического влияния на усиление позитивных и профилактику, минимизацию коррекцию негативных потенций всех составляющих процесса социализации;

- обогащения содержания и способов подготовки и переподготовки специалистов социальной сферы.

Теоретическая проработанность проблемы. Феномен социализации - объект полидисциплинарного исследования. Он изучался и изучается в философии, социальной философии, культурной антропологии, социологии, этнологии / этнографии, социальной и возрастной психологии, криминологии, социальной педагогике, социально-педагогической виктимологии.

Массив работ, посвященных социализации, начиная с книг Ф. Гиддингса [30] и Э. Дюркгейма [10] и по настоящее время столь внушителен, что обратимся лишь к тем из них, которые в той или иной мере необходимы для обоснования поставлен-

ной в статье проблемы.

Основная масса известных нам исследований социализации имеет монодисциплинарный характер. Серьезный междисциплинарный характер осмысления феномена и проблем социализации в отечественной науке осуществлен в работах И. С. Кона [14; 15]. Весьма интересный и нетривиальный для отечественного обществознания междисциплинарный анализ проблемы в рамках социально-философского исследования осуществил С. Е. Ильин, очень глубоко охарактеризовавший атрибуты теоретических образов социализации в отечественных и зарубежных работах философов, социологов, психологов и педагогов [12].

Подходы к трактовке и исследованию социализации довольно многообразны. Так, в ряде наук (культурной антропологии, этнологии и др.) социализацию трактуют как некий синтез инкультурации, адаптации и конструирования реальности. Анализ этого направления дан в работах Е. П. Белинской и В. А. Тихомандрицкой, С. И. Розума и М. В. Ромма [1; 25].

В русле психологии (но не только) сложились биогенетический, социогенетиче-ский, социально-экологический, психоаналитический, когнитивистский подходы к исследованию феномена социализации. В рамках каждого из них разработан спектр относительно самостоятельных теорий [1; 5; 14].

Наконец, в социальной педагогике выделяются субъект-объектный и субъект-субъектный подходы к исследованию социализации [21; 22].

В зависимости от реализуемого в конкретном исследовании подхода и в русле тех или иных теорий более или менее глубоко и многосторонне изучались такие универсальные характеристики социализации, как социализационная норма, стадии, этапы, институты, механизмы, агенты, средства, факторы социализации [5; 13; 16; 20; 22; 24; 26; 32].

В ряде работ даны результаты и анализ исследований отдельных аспектов социализации: сущность и особенности гражданской и политической социализации [4; 18]; тенденции семейной социализации [7]; специфические характеристики экономической социализации [8; 9]; проблемы гендерной [15; 17] и этнической социализации [2; 16; 17]. Весьма симптоматично, что особому анализу в работах В. В. Веселовой и других авторов подверглась проблема информационно-коммуникационных технологий как нового субъекта социализации [4; 22; 25].

Однако в известных нам отечественных и зарубежных исследованиях, а также в работах, имеющих аналитико-обзорный характер [5; 11; 15] практически не рассматриваются как самостоятельные объекты / предметы изучения составляющие процесса социализации - стихийная, относительно направляемая и относительно социально-контролируемая.

Следует особо отметить, что очень часто социализация и воспитание трактуются как синонимы. Особенно этим «грешат» педагогические, а порой и психологические работы. Это, видимо, во многом стало следствием того, что в официальных документах 90-х гг. об образовании понятие «воспитание» заменили понятием «социализация». В результате появилось несколько десятков педагогической диссертаций, в названии которых присутствует термин «социализация», а в содержании речь идет о различных аспектах образования, в том числе и о воспитании.

Анализ показывает, что в имеющихся исследованиях стихийная социализация и воспитание не получают статуса автономных составляющих процесса социализации, а выявленная и описанная нами относительно направляемая социализация в принципе не стала предметом социального изучения [22]. Соответственно не изучались их особенности, их позитивные и негативные потенциалы. Естественно,

что в ряде работ эта проблематика присутствует либо в «проброс», либо латентном виде (здесь следует в первую очередь назвать опять работы И. С. Кона).

В то же время обозначенная выше ситуация, когда социализация стала актуальной социальной проблемой, предполагает необходимость для ее решения в том числе, а может быть и в первую очередь, выявление и систематизацию детерминант позитивных и негативных потенций составляющих процесса социализации на рубеже веков, что и стало предметом описываемого исследования.

Подходы и методы исследования. В качестве теоретико-методологической стратегии исследования реализованы следующие подходы:

- системный, который позволил выявить и систематизировать детерминанты позитивных и негативных потенций стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации;

- феноменологический, который позволил изучить и описать детерминанты позитивных и негативных потенций каждой составляющей процесса социализации;

- институциональный, который позволил выявить и систематизировать институты, функционирующие в обществе и государстве, порождающие феномены, детерминирующие позитивные и негативные потенции каждой составляющей процесса социализации.

В исследовании был использован комплекс взаимодополняющих методов:

- теоретические: анализ литературы и интернет-ресурсов по проблеме; анализ нормативных и правовых актов и социальной статистики; сравнительный анализ и систематизация изученных данных;

- эмпирические: изучение отдельных сегментов социальной сферы и поселений различных видов и типов методами экспертной оценки, фокус-групп, созерцательного включенного наблюдения; изуче-

ние массового и передового педагогического опыта; опросы различных категорий респондентов как очно, так и через интернет; изучение газетно-журнальной и ра-дийно-телевизионной публицистики.

Описание материалов исследования. В основание концепции исследования была положена идея Й. Шумпетера о том, что экономический и социальный прогресс в мире в целом и в конкретной стране в частности обусловлен диффузией двух типов нововведений (инноваций): информационно-технологического характера и организационно-управленческого характера [29]. Проблема настоящего исследования включает в себя обе эти составляющие.

Типы нововведений, по Шумпетеру, существенно влияют на социализацию человека. Дело в том, что трансформация политических, социокультурных и экономических систем может происходить в относительно короткие сроки, порой значительно меняя позитивные потенции социализации под влиянием меняющихся детерминант, которые их определяют.

В то же время социализация в течение жизни человека не может подтвердиться быстрым изменением. В процессе приспособления содержания механизмов и средств социализации к новым условиям и требованиям может возникать кризис как человека, так и социальной системы в целом [6; 19; 21; 27; 33].

Социализация понимается как вхождение человека в общество, с чем согласны практически все исследователи. Расхождение начинаются в раскрытии того, что представляет собой «вхождение в общество», на что указывалось выше в экспликации проблемы.

В русле субъект-субъектного подхода, который мы реализуем в своих исследованиях, социализация определяется как вхождение человека в общество в процессе развития и самоизменения в ходе усвоения им и воспроизводства культуры. Это происходит во взаимодействии человека

со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущностью социализации при такой трактовке можно считать нахождение человеком баланса между приспособлением к социуму и обособлением в социуме [22].

Таким образом, одной из универсальных характеристик социализации в современной России является то, что она представляет собой сочетание стихийных, относительно направляемых и относительно социально контролируемых процессов, каждый их которых - одна их составляющих процесса социализации человека в целом. Все выделенные составляющие процесса социализации имеют как позитивные, так и негативные потенции, выявление детерминант которых стало задачей настоящего исследования.

Стихийная социализация происходит в неорганизованном, нередко спонтанном взаимодействии человека с различными многочисленными сегментами социума (в семье, в группах сверстников, в поселенческих общностях и пр.). В зависимости от возраста, пола, места жительства, этно-конфессиональной, этнокультурной, социально-экономической принадлежности, образовательного уровня, индивидуальных и личностных особенностей человека набор сегментов социума, с которыми он взаимодействует, существенно различается по количеству и специфическим характеристикам.

Как показало исследование, наиболее явными детерминантами позитивных и негативных потенций стихийной социализации человека можно считать следующие.

Во-первых, социально-экономический уровень развития страны: технологическое развитие, степень интернетизации, политика в области экономики и финансов, жизненный уровень большинства населения, характер социального расслоения, уровень государственной поддержки определенных групп населения.

Во-вторых, социально-культурное состояние общества: уровень и дифференциация образованности населения, степень и характер потребления культуры различными группами граждан, мера и характер участия тех или иных слоев и групп в культурной, социальной и политической жизни.

В-третьих, ментальность этноса, которая во многом определяет: отношение его представителей к труду и специфические традиции, связанные с трудовой деятельностью; представления об удобствах быта и домашнем уюте; идеалы красивого и некрасивого, каноны семейного счастья и взаимоотношений членов семьи; нормы поло-ролевого поведения и т. д.

В-четвертых, тренд государственной политики в социально-культурной сфере: наличие соответствующего законодательства и характер его исполнения; развитость системы правовой и социальной защиты; степень согласованности и непротиворечивости деятельности структур исполнительной власти в социальной сфере; оптимальность финансирования социальной и культурной сфер; развитость и развитие социальной и культурной инфраструктур.

Выявленные детерминанты влияют на меру позитивности и негативности тех или иных потенций стихийной социализации благодаря действию традиционного, стилизованного и кибермеханизмов социализации.

Традиционный механизм представляет собой процесс интернализации человеком набора ценностей, норм, обычаев, нравов и других, принятых в том или ином сегменте социума [20]. Его влияние имеет амбивалентный характер. С одной стороны, традиционный механизм транслирует позитивные нормы, ценности, одобряемые сценарии поведения, выработанные в истории конкретного этноса, социальной страты и пр. С другой - он трансформирует все то негативное, что накопилось в истории социума, его сегментов или появилось на современном этапе их функционирования.

Стилизованный механизм социализа-

ции действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде можно понимать комплекс типичных нормативно-поведенческих и морально-психологических проявлений, разделяемых и реализуемых людьми определенных возрастных, социокультурных, регионально-поселенческих, этноконфессиональных, профессиональных слоев, иных многочисленных номинальных (больших и малых) и реальных групп, который создает определенный стиль жизни и мышления, образ мира и его восприятия у принадлежащих

к этим слоям и группам людей [20]. Субкультура складывается в группах различных меньшинств, а также в контркультурных группах экстремистского, криминального, квазикультового характера.

Влияние стилизованного механизма на стихийную социализацию, так же как и традиционного, имеет амбивалентный характер. С одной стороны, субкультуры в совокупности представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их трансляции на те или иные номинальные и реальные общности членов социума. Просоциаль-ные и отчасти асоциальные субкультуры способствуют стабилизации социума и его членов, порождают инновационные явления и способствуют включению этих инноваций в культуру социума. В то же время антисоциальные, контркультурные и часть асоциальных субкультур способствуют дезорганизации тех сегментов социума, в которых они имеют место.

Амбивалентность результатов действия традиционного и стилизованного механизмов стихийной социализации ведет, помимо всего прочего, к тому, что в современном российском социуме сложился специфический способ социальных связей, взаимодействия и взаимоотношений людей, для которых характерны не только традиционная случайность, но и большая доля неопределенности и вероятности, которые свойственны обществу риска [28].

Эти характеристики приобретают особое значение в связи со стремительным распространением информационно-технологической инновации - Интернета. Интернет как глобальная сеть стал сегментом современного российского социума. Его можно рассматривать, с одной стороны, как сферу стихийной социализации, с другой - как одну из детерминант ее потенций, а с третьей - как новый механизм киберсо-циализации, в первую очередь, подрастающих поколений, характеристики которого дал В. А. Плешаков [24].

Механизм киберсоциализации действует в процессе и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь и главным образом, интернет-технологий. Сущность влияния этого механизма состоит в том, что символьно-знаковая реальность киберпространства становится сферой интериоризации и экстериориза-ции «артефактов культуры» и опыта социокультурной деятельности человека.

Влияние кибермеханизма на стихийную социализацию также амбивалентно, так как Интернет определяет в большей или меньшей степени как позитивные, так и негативные ее тенденции. Позитивные, так как интернет - обширная библиотека и огромное количество информационных ресурсов, что дает пользователям возможности большого многопланного выбора; средство и место общения как группового и межличностного, так и «массового» в социальных сетях; ресурсы, позволяющие самостоятельно (в нашем случае стихийно) получить то или иное образование, повысить профессиональную квалификацию; удовлетворить потребность в игровой активности и в различных проявлениях индивидуального творчества.

В то же время механизм киберсоциали-зации создает веер негативных потенций в процессе стихийной социализации пользователей. В глобальной сети содержится большое количество ресурсов порногра-

фического содержания, демонстрирующих и пропагандирующих различные формы насилия, популяризирующих различные способы манипуляции сознанием, насаждающих мистицизм, расизм, ксенофобию и пр. В пространстве Интернета присутствует определенная криминальная составляющая: «рецепты» преступных деяний, сайты террористических организаций, казино, тотализаторы и пр. В сети пользователь может стать жертвой мошенничества, кибербул-линга, киберхаррасмента, секстинга и пр.

Вышеперечисленные детерминанты определяют позитивные и негативные потенции стихийной социализации постольку, поскольку от их характера и влияния зависит содержательное наполнение основных механизмов стихийной социализации - традиционного, стилизованного и механизма киберсоциализации.

Относительно направляемая социализация человека происходит в процессе и в результате его взаимодействия (опосредованного и прямого) с институтами государства и общества. Понятие «относительно направляемая социализация» впервые введено А. В. Мудриком в научный аппарат и определяется как деятельность институтов государства и общества (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях), направленная на реализацию своих функций. Эта деятельность объективно оказывает или может оказывать влияние на жизненный путь граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социокультурным, социоэкономическим, этноконфессиональным, региональным и иным слоям населения [21].

Так, например, государство определяет возраст начала обязательного обучения, его продолжительность и веер образовательных организаций. Кроме того, оно же определяет возраст совершеннолетия, призыва на военную службу, вступления в брак, выхода на пенсию и др.

Относительно направляемая социализация обладает как позитивными, так и не-

гативными потенциями, содержание которых зависит от ряда детерминант.

Во-первых, от разработанности государственной политики в социальной сфере в целом и в частности в таких ее отраслях, как образование, здравоохранение, культура, социальная защита, жилищно-коммунальное обеспечение, массовый спорт, туризм, служба занятости.

Во-вторых, от того, как реализуется политика в социальной сфере, что зависит как от полноты и проработанности соответствующих законов, подзаконных актов, ведомственных инструкций, так и от того, сколь последовательно они исполняются в социальной практике на государственном, региональном и муниципальном уровнях. Важную роль в реализации социальной политики играют ее финансирование и создание необходимой инфраструктуры.

В-третьих, на рубеже ХХ и XXI в. особое значение приобретает государственная политика технологического развития в целом, особенно в сфере интернетизации.

В-четвертых, специфической детерми-нантой позитивных и негативных потенций относительно направляемой социализации, начиная с 60-х гг. прошлого века, стали электронные средства массовой информации - радио и телевидение. Это связано с тем, что тот набор программ TV и радио, которыми пользуется человек, уже в школьные годы создает специфический информационный мир, существенно различающийся даже в рамках социокультурных, этно-региональных и поселенческих слоев социума. Содержание этого «мира» оказывает существенное влияние на усвоение теми, кто в нем живет, широкого спектра социальных норм и ценностей, на формирование восприятия реалий жизни и их оценку, на выбор (как правило, неосознанный) сценариев поведения, жизненных планов и т. п. Естественно, что само содержание теле- и радиопрограмм может иметь как позитивный, так и негативный характер. Кроме того, даже позитивный

потенциал СМИ может оказывать негативное влияние на конкретные группы и личности в зависимости от их базовых установок и ценностных ориентаций, потому что, как правило, в массе своей люди имеют тенденцию пользоваться теми сообщениями средств массовой информации, которые согласуются с уже имеющимися у них интересами и картиной мира.

Имеющиеся данные позволяют выявить основной механизм относительно направленной социализации - институциональный. Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами государства на макро-, мезоуровнях (чаще опосредствованного). На микроуровне взаимодействие имеет непосредственный характер. Оно происходит в различных организациях как созданных специально для социализации членов, так и реализующих социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, религиозные, добровольные, клубные и другими организациями) [20].

В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, опыт конфликтного или бесконфликтного одобряемого избегания выполнения социальных норм, а также умения и опыта приспособления к требованиям их носителей.

В целом детерминанты и механизм относительно направляемой социализации создают спектр возможностей и ограничений функционирования человека в социуме.

Относительно социально контролируемой социализации человека воспитание можно определить как относительно осмысленное и более или менее целенаправленное взращивание человека, которое происходит в различных сегментах общества и государства в рамках организаций и групп, цели, ценности, нормы и содер-

жание жизнедеятельности которых имеют определенную специфику, не идентичны, а порой противоречивы. Во-первых, воспитание в семье, т. е. семейное воспитание. Во-вторых, воспитание в специально создаваемых государством и обществом многочисленных и разнопрофильных организациях (от яслей и детских садов до школ и вузов, учреждений дополнительного образования и пр.), в которых реализуется социальное воспитание. В-третьих, воспитание осуществляется религиозными организациями, т. е. имеет место религиозное воспитание. В-четвертых, воспитание происходит в тоталитарных, криминальных, экстремистских и квазикультовых сообществах; в этом случае мы имеем дело с воспитанием, которое мы определили как диссоци-альное. В-пятых, в специально созданных учреждениях происходит коррекционное воспитание различного вида (от адаптации аутичных детей к условиям проживания до перевоспитания правонарушителей).

Как показало исследование, наиболее явными и существенными детерминантами позитивных и негативных потенций воспитания можно считать следующе. В первую очередь следует назвать характеристики личностных ресурсов как воспитателей, так и воспитуемых, которые во многом определяют как позитивные, так и негативные потенции всех видов воспитания (в диссоциальном - только негативные).

Следующей детерминантой позитивных и негативных потенций воспитания являются присущие каждому этносу имплицитные «теории» личности и воспитания, т. е. подразумеваемая, но не формулируемая совокупность представлений о характере взаимодействия поколений, о стиле и содержании детско-родительских и межличностных отношений и т. д. В каждом этносе складываются несколько имплицитных «теорий» воспитания: как следует воспитывать лиц мужского и женского пола (в зависимости от канонов мужественности и женственности); как следует

воспитывать в соответствии с канонами социально-культурных слоев этноса. Имплицитные «теории» воспитания во многом определяют, каким образом реализуются все виды воспитания, влияя на неосознанном уровне на поведение его субъектов и перевешивая формулируемые ими принципы, нормы и пр.

Важной детерминантой позитивных и негативных потенций воспитания следует считать исторически сложившиеся в тех или иных регионах, городах, сельских поселениях традиции, нравы, обычаи, характер социально одобряемых и не одобряемых норм и стилей поведения, степень этнической и социально-культурной гомогенности населения, социально-психологический климат в целом.

Безусловно, существенной детерминан-той позитивных и негативных потенций относительно контролируемой социализации выступает государственная политика в социальной сфере в целом и в сфере воспитания в частности. Она определяет степень приоритетности воспитания для государства, от чего зависит разработанность и проработанность соответствующих законодательных и подзаконных актов, мера финансирования сферы воспитания, создания необходимой инфраструктуры социального и коррекционного воспитания, системы подготовки и переподготовки кадров. Эта политика становится эффективной, если предполагает систему мер по поддержке семей и семейного воспитания, а также профилактики и коррекции обстоятельств, способствующих диссоциальному воспитанию. Другим условием ее эффективности является то, сколь последовательно она реализуется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Механизмы относительно социально контролируемой социализации специфичны для того или иного вида воспитания.

Основной для социального и коррек-ционного воспитания - институциональный механизм, так как такое воспитание

осуществляется в специально созданных организациях (иногда может действовать межличностный механизм). Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуальных - воспитателей и воспитуемых -и групповых) имеет институционально-ролевой характер, в котором главенствует рациональный компонент, определяющий содержание и характер их взаимодействия (эмоциональный компонент может играть более или менее существенную, дополняющую роль).

В семейном воспитании действуют традиционный и межличностный механизмы. Взаимосвязь субъектов (между супругами и детьми, сиблингами, бабушками и дедушками и пр.) имеет кровно-родственный характер, в которой преобладает эмоциональный компонент.

В религиозном воспитании взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер, т. е. она определяется исповедуемым ими вероучением и отношениями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами. Исходя из этого, можно полагать, что в религиозном воспитании действуют традиционно-институциональный и стилизованно-межличностный механизмы. Первый связан с тем, что религиозная организация - институция, базирующаяся на сакральной традиции, а второй - с тем, что в религиозной организации складывается определенная субкультура, которая влияет на взаимоотношения входящих в нее людей.

В диссоциальном воспитании действуют стилизованный и межличностный механизмы, ибо взаимосвязь субъектов (индивидуальных - лидеров - и групповых) и объектов (членов контркультурной общности) имеет в основе психическое, психологическое, социальное и физическое насилие. Стилизованный влияет через субкультуру контркультурной общности, а межличностный - через отношение лидера и ее членов, в конечном счете приоб-

ретающий характер «господин - раб».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом детерминанты и механизмы относительно социально контролируемой социализации определяют потенции различных видов воспитания, от которых зависит характер и результат относительно осмысленного и более или менее целенаправленного взращивания человека.

Результаты исследования. В результате описанного выше исследования и в сочетании с результатами предыдущего исследования тенденций трансформации механизмов и средств социализации подрастающего поколения можно сделать ряд выводов и предположений [22].

В условиях трансформации российского социума детерминанты позитивных и негативных потенций всех составляющих процесса социализации имеют как традиционные, так и инновационные составляющие. Этот дуализм порождается такими характеристиками современного российского социума, как транзитивность, вытекающие из нее неопределенность и содержательная амбивалентность социальных ценностей и социальных практик.

Традиционные и инновационные реалии, детерминирующие позитивные и негативные потенции всех составляющих процесса социализации, находятся между собой в различных соотношениях. С одной стороны, фиксируется замещение традиционных реалий инновационными, с другой - происходит большая или меньшая трансформация традиционных реалий под влиянием инновационных социальных процессов и практик. С третьей стороны, весьма явно выражены более или менее продуктивное, контрпродуктивное, конфликтное сосуществование традиционных и инновационных реалий, их сегментов, ценностей и практик. И, наконец, имеет место поглощение инновационных реалий традиционными (как по форме, так и / или по содержанию), а также полное неприятие вплоть до агрессивного отвержения инновационных реалий традиционными.

Все эти феномены так или иначе влияют на то, каково содержательное наполнение детерминант позитивных и негативных потенций социализации (сам «набор» их почти не изменяется). Полученные в исследовании данные позволяют предполагать, что в современной России существенно усилились традиционные для нее механизмы социализации, через которые идет трансляция влияния детерминант на позитивные и негативные потенции составляющих социализации. Кроме того, появился спектр инноваций десоциализирующего характера как «выращенных» на отечественной почве, так и заимствованных из иных культур, а также появившихся вследствие «хитроумных» мутаций вполне вроде бы позитивных традиционных механизмов.

В современной России произошли существенные изменения в соотношении и во взаимосвязях различных групп факторов социализации (мегафакторов - благодаря появлению интернета, макро-, мезо- и микрофакторов) как между собой, так и между отдельными факторами. Эти изменения наблюдаются как в рамках одной группы (по горизонтали), так и между факторами,

входящими в разные группы (например, семьей и этносом), т. е. по вертикали. Изменилось также значение различных фактов в процессах стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации. Эти изменения влияют как на большие группы населения, так и на малые социальные группы и даже на отдельных индивидов.

Обращает на себя внимание рост непосредственного влияния на социализацию малых социальных групп и отдельных индивидов макро- и мезофакторов, что создает новую социально-психологическую и социально-педагогическую ситуацию.

Все вышеназванные процессы и явления в той или иной степени определяются актуализацией в их рамках позитивных и негативных потенций составляющих процесса социализации. В свою очередь, тот или иной вариант актуализации в большей или меньшей мере зависит от определенных детерминант, определяющих характер, содержательное наполнение и формы проявления позитивных и негативных потенций составляющих и факторов процесса социализации.

Библиографический список

1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Проблемы социализации: история и современность. - М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального ун-та: МОДЭК, 2013. - 208 с.

2. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростков. - М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального ун-та: МОДЭК, 2013. - 208 с.

3. Бучкова А. И. Сущность и особенности политической социализации в современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. -М., 2013. - 27 с.

4. Веселова В. В. Информационно-коммуникационные технологии как субъект процесса социализации // Социальная педагогика в современных социальных практиках: сборник научных статей VI Международного симпозиума. 2-5 июня 2016 г. - Арзамас: Арзамасский фили-

ал ННГУ, 2016. - С. 71-79.

5. Головина Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

6. Данилов А. Н. Неусвоенные уроки истории // Вестник РУДН. Серия: социология. -2017. - Т. 17, № 4. - С. 460-467.

7. Дементьева И. Ф. Социализация детей в семье в условиях трансформации: тенденции, факторы, детерминанты: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - М., 2006. - 47 с.

8. Дубовская Е. М. Социализация в меняющемся мире // Социальная психология в современном мире / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. - М.: Аспект Пресс, 2002. -С. 148-162.

9. Дубовская Е. М., Кораблинов Р. А. Экономическая социализация в транзитивном обществе // Социальная психология и общество. -

2013. - № 4. - С. 5-18.

10. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995. -349 с.

11. Игнатова Л. Ю., Семичева М. В. Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых // Образование и воспитание - 2017. - № 1. - С. 13-15.

12. Ильин С. Е. Атрибуты теоретических образов социализации: к рефлексии над социокультурной стороной знаний // Идеи и Идеалы. - 2017. - № 2 (32), Т. 2. - С. 60-68.

13. Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонение. - М.: Ин-т молодежи, 1996. - 222 с.

14. Кон И. С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1989. - 256 с.

15. Кон И. С. Ребенок и общество. - М.: Академия, 2003. - 336 с.

16. Кон И. С. Мальчик - отец мужчины. -М.: Время, 2010. - 704 с.

17. Клецина И. С. Гендерная социализация. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - 92 с.

18. Красная М. А. Особенности гражданской социализации молодежи в современном обществе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2015. - 38 с.

19. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. - 2001. - № 3. - С. 121-139.

20. Мудрик А. В. Личность и ее воспитание в коллективе. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

21. Мудрик А. В. Социализация и смутное время. - М.: Знание, 1991. - 79 с.

22. Мудрик А. В. Социализация человека. -М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2010. - 624 с.

23. Мудрик А. В. Исследование трансформации механизмов социализации // Вестник ПСТГУ Серия: Педагогика Психология. -2014. - № 4. - С. 44-51.

24. Плешаков В. А. Теория киберсоциали-зации человека / под ред. А. В. Мудрика. - М.: МПГУ: Homo Cyberus, 2011. - 400 с.

25. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. - СПб.: Речь, 2006. - 365 с.

26. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1998. - 688 с.

27. Социальная трансформация в России: теории, практики, сравнительный анализ / под ред. В. А. Ядова. - М.: МПСИ, 2005. - 584 с.

28. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. - М.: Наука, 2003. - 231 с.

29. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм, демократия. - М.: Эксмо, 2007. - 864 с.

30. Giddings F. P. The Theory of socialization. - N.Y., 1897.

31. Handbook of Socialization theory and reseach / ed. D. A. Gollin. - Chi, 1969.

32. Hurrelmann K. Social structure and personality development. - Cambr, 2009.

33. Parsons T., Bales R. Family Socialization and interaction process. - L., 1998.

Поступила в редакцию 17.03.2019

MudrikAnatoly Viktorovich

Dr. Sci. (Pedag.), Corresponding member of RAO, Prof. of the Department of Social Pedagogy and Psychology, Moscow State Pedagogical University, amudrik@yandex.ru, Moscow

Patutina Nataliya Anatol'evna

Dr. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of State and Municipal Administration and law, Moscow city Pedagogical University, patutinaw@yandex.ru, ORCID 0000-0003-2286-7361, Moscow

DETERMINANTS OF POSITIVE AND NEGATIVE POTENCIES OF THE COMPONENTS OF THE SOCIALIZATION PROCESS

Abstract. The purpose of the article is to identify, general systematization and a brief description of the determinants of positive and negative potential of spontaneous, relatively directed and relatively socially controlled socialization.

Analysis of the theoretical elaboration of the problem showed that monodisciplinary and interdisciplinary research provides a multilateral characteristic of socialization, but do not consider its components as independent subjects of study. Including, therefore, the determinants of positive and negative potential of spontaneous, relatively guided and relatively socially controlled socialization have not been studied.

The study identified and systematized the determinants of positive and negative potentials of the components of the socialization process. With regard to spontaneous socialization: the socio-cultural state of the society, the mentality of the ethnos, the trend of state policy in the sociocul-tural sphere, which influence the character of the potencies through the traditional, stylized and cybersocialization mechanisms. In relation to the direction of socialization: the development of public policy in the social sphere and the effectiveness of its implementation, technological development and interpretation, development and content of electronic media that affect the nature of potential through an institutional mechanism. In relation to socially controlled socialization (upbringing): characteristics of personal resources of educators and educators, implicit "theories" of personality and upbringing, historical traditions and socio-psychological climate of settlements, state policy in the field of education and the effectiveness of its implementation. These determinants influence the character of the potencies through specific mechanisms in social and remedial education through institutional, in family education through traditional and interpersonal, in religious - through traditionally institutional and stylized-interpersonal, in dissocial - also stylized and interpersonal mechanisms. The influence of all socialization mechanisms is ambivalent, i.e. in one way or another, they determine the positivity and negativity of influence on the components of the socialization process of one or another determinant.

The actualization of the positive and negative potentialities of the components of the socialization process to a greater or lesser extent determines their character, meaningful content and forms of manifestation.

Keywords: socialization, spontaneous socialization, relatively socially controlled socialization, potency, determinants, socialization mechanisms.

References

1. Belinskaya, E. P., Tikhomandritskaya, O. A., 2013. Problems of socialization: history and modernity. Moscow; Voronezh: Moscow Psychological and Social University Publ.: MODEK Publ., 208 p. (In Russ.)

2. Belinskaya, E. P., Stefanenko, T. G., 2013. Ethnic socialization of adolescents. Moscow; Voronezh: Moscow Psychological and Social University Publ.: MODEK Publ., 208 p. (In Russ.)

3. Buchkova, A. I., 2013. The essence and features of political socialization in modern Russia. Moscow, 27 p. (In Russ.)

4. Veselova, V. V., 2016. Information and communication technologies as a subject of the process of socialization. Social pedagogy in modern social practices. A collection of scientific articles of the VI International Symposium. June 2-5. Arzamas: Arzamas branch of UNN Publ., pp. 71-79. (In Russ.)

5. Golovina, N. F., 2004. Socialization and education of the child. St. Petersburg: Speech Publ.,

272 p. (In Russ.)

6. Danilov, A. N., 2017. Undigested lessons of history. Bulletin of RUDN. Series: Sociology, Vol. 17, No. 4, pp. 460-467. (In Russ.)

7. Dementieva, I. F., 2006. Socialization of children in the family in the conditions of transformation: trends, factors, determinants. Moscow, 47 p. (In Russ.)

8. Dubovskaya, E. M., 2002. Socialization in a changing world. Social psychology in the modern world. Moscow: Aspect Press Publ., pp. 148-162. (In Russ.)

9. Dubovskaya, E. M., Korablinov, R. A., 2013. Economic socialization in a transitive society. Social Psychology and Society, No. 4, pp. 5-18. (In Russ.)

10. Durkheim, E., 1995. Sociology. Its subject, method, purpose. Moscow: Canon Publ., 349 p. (In Russ.)

11. Ignatova, L. Yu., Semicheva, M. V., 2017.

Socialization of the individual as a problem of research of domestic and foreign scientists. Education and Upbringing, No. 1, pp. 13-15. (In Russ.)

12. Ilyin, S. E., 2017. Attributes of theoretical images of socialization: to reflection on the socio-cultural side of knowledge. Ideas and Ideals, No. 2 (32), Vol. 2, pp. 60-68. (In Russ.)

13. Kovaleva, A. I., 1996. Socialization of the individual: the norm and deviation. Moscow: Institute of Youth Publ., 222 p. (In Russ.)

14. Kon, I. S., 1989. Psychology of early adolescence. Moscow: Enlightenment Publ., 256 p. (In Russ.)

15. Kon, I. S., 2003. Child and society. Moscow: Academy Publ., 336 p. (In Russ.)

16. Kon, I. S., 2010. The boy is the father of a man. Moscow: Time Publ., 704 p. (In Russ.)

17. Kletsina, I. S., 1998. Gender socialization. St. Petersburg: RGPU them A. I. Herzen Publ., 92 p. (In Russ.)

18. Krasnaya, M. A., 2015. Features of civil socialization of youth in modern society. Moscow, 38 p. (In Russ.)

19. Coleman, J., 2001. Capital social and human. Social sciences and modernity, No. 3, pp. 121-139. (In Russ.)

20. Mudrik, A. V., 1983. Personality and its education in the team. Moscow: Knowledge Publ., 96 p. (In Russ.)

21. Mudrik, A. V., 1991. Socialization and troubled times. Moscow: Knowledge Publ., 79 p. (In Russ.)

22. Mudrik, A. V., 2010. Socialization of man. Moscow; Voronezh: MPSI Publ.: MODEK Publ., 624 p. (In Russ.)

23. Mudrik, A. V., 2014. Study of the transformation of socialization mechanisms. Bulletin of PSTGU. Series: Pedagogy Psychology, No. 4, pp. 44-51. (In Russ.)

24. Pleshakov, V. A., 2011. The theory of human cyber socialization. Moscow: MPGU Publ.: Homo Cyberus Publ., 400 p. (In Russ.)

25. Rosum, S. I., 2006. Psychology of socialization and social adaptation of man. St. Petersburg: Speech Publ., 365 p. (In Russ.)

26. Smelser, N., 1998. Sociology. Moscow: Phoenix Publ., 688 p. (In Russ.)

27. Yadova, V. A., 2005, ed. Social Transformation in Russia: Theories, Practices, Comparative Analysis. Moscow: MPSI Publ., 584 p. (In Russ.)

28. Chuprov, V. I., Zubok, Yu. A., Williams, K., 2003. Young People in a Risk Society. Moscow: Science Publ., 231 p. (In Russ.)

29. Schumpeter, J., 2007. Theory of Economic Development. Capitalism, socialism, democracy. Moscow: Eksmo Publ., 864 p. (In Russ.)

30. Giddings, F. P., 1897. The Theory of socialization. New York. (In Eng.)

31. Gollin, D. A., 1969, ed. Handbook of Socialization theory and research. Chi. (In Eng.)

32. Hurrelmann, K., 2009. Social structure and personality development. Cambr. (In Eng.)

33. Parsons, T., Bales, R., 1998. Family Socialization and interaction process. L. (In Eng.)

Submitted 17.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.