Научная статья на тему 'Сущность и содержание понятия «Этническая социализация в поликультурной среде»'

Сущность и содержание понятия «Этническая социализация в поликультурной среде» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1315
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / SOCIALIZATION / ETHNIC SOCIALIZATION / INDIVIDUALIZATION / CULTURAL SOCIALIZATION / INKULTURATSIYA / POLYCULTURAL ENVIRONMENT / CULTURAL AND ETHNIC VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абулгазимов Евгений Александрович, Кириллова Ольга Васильевна

Предложены результаты теоретического исследования сущности и содержания понятия «этническая социализация в поликультурной среде». Выявлено, что подростковый возраст является важнейшим в формировании этнической идентичности как ядра этнического самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND CONTENTS OF CONCEPT «ETHNIC SOCIALIZATION IN THE POLYCULTURAL ENVIRONMENT»12

Results of theoretical research of essence and the content of concept «ethnic socialization you are offered the polycultural environment». It is revealed that the teenage age is the most important in formation of ethnic identity as kernels of ethnic consciousness.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание понятия «Этническая социализация в поликультурной среде»»

УДК 37.01:39 ББК Т581

Е.А. АБУЛГАЗИМОВ, О.В. КИРИЛЛОВА

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»

Ключевые слова: социализация, этническая социализация, индивидуализация, культурная социализация, инкультурация, поликультурная среда, культурноэтнические ценности.

Предложены результаты теоретического исследования сущности и содержания понятия «этническая социализация в поликультурной среде». Выявлено, что подростковый возраст является важнейшим в формировании этнической идентичности как ядра этнического самосознания.

E.A. ABULGAZIMOV, O.V. KIRILLOVA ESSENCE AND CONTENTS OF CONCEPT «ETHNIC SOCIALIZATION IN THE POLYCULTURAL ENVIRONMENT»

Key words: socialization, ethnic socialization, individualization, cultural socialization, inkul-turatsiya, polycultural environment, cultural and ethnic values.

Results of theoretical research of essence and the content of concept «ethnic socialization you are offered the polycultural environment». It is revealed that the teenage age is the most important in formation of ethnic identity as kernels of ethnic consciousness.

А.Н. Хузиахметов [9. С. 155] утверждает, что современный человек является результатом взаимодействия процессов этнической социализации и индивидуализации, формирующее влияние которых он постоянно ощущает, ибо общественные требования к деятельности и поведению человека определяются с учетом его индивидуальных потребностей и потребностей общества, этноса. Человек вынужден соответствовать этим требованиям, мобильно адаптируясь к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Сегодня проблема этнической социализации личности получила разностороннее освещение в социальной философии (влияние на личность общественных преобразований; соотношение объективного и субъективного в развитии личности); диалектической этике (освоение социально-нравственного типа индивида); социологии (влияние социальных общностей разных уровней на формирование личности); психологии (выявление внутренних механизмов социализации личности); педагогике (соотнесение особенностей разных возрастных групп и педагогического воздействия на личность и др.).

Исключительно важным в этнической социализации личности является знание отечественной истории, родного края, так как самое главное, что оставило нам в наследство прошлое и что оставляет настоящее для будущего -это социальный опыт.

Этнокультурная социализация включает в себя этническую и культурную социализацию. Два этих феномена социализации неразрывно связаны между собой.

Культурная социализация - это двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни через посредство социализационных институтов культурных ценностей, реалий и идеалов культуры, выработки культурных потребностей и интересов, установок, жизненных ориентаций, этнокультурной самоидентификации, организации досуга, художественных предпочтений - в итоге: формирования культурных картин мира, - позволяющий индивиду функционировать в пространстве культуры данного общества [6. С. 185].

Этническая социализация (этнизация) - это процесс усвоения индивидом духовных ценностей того этноса, к которому он принадлежит [6. С. 188].

Поэтому принцип сочетания последовательного изучения культур: от освоения культуры родного народа (этническая социализация) к приобщению к культуре ближайшего окружения, а затем к ознакомлению с мировой культурой (культурная социализация), должен стать определяющим в организации педагогического процесса [8. С. 2].

Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.

Этнические черты человека, их формирование непосредственно зависят от того, насколько он освоил культуру своего этноса. Главными элементами культуры этноса выступают для индивида ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. Таким образом, этническая принадлежность индивида обеспечивается освоением им элементов культуры этноса.

Процесс врастания индивида в его этническую общность и культуру обозначается понятиями «социализация» и «инкультурация» и означает процесс освоения людьми своего социокультурного окружения: культурного пространства-времени, функциональных объектов, способов деятельности, общения, нормативных образований.

В результате инкультурации человек приобретает способность свободно ориентироваться в окружающей его этнической среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, устанавливать взаимопонимание с другими народами [2. С. 13].

Понятие «инкультурация» - ключевое для М. Херсковица в его построениях целостной культурно-антропологической концепции [2. С. 15].

Инкультурация (епсиКигайоп) - продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры, изучение и передача культуры от одного поколения к другим. Конечный результат инкуль-турации - интеллигент, а не личность, как при социализации. Интеллигент -совокупность приобретенных культурных норм [3. С. 195].

В узком смысле инкультурация обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком; в широком смысле инкультурация понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя процессы усвоения культурных паттернов, т.е. освоение присущих культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируются когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство взрослого индивида с членами данной культуры и отличие от членов других культур.

Итак, инкультурация - это вхождение индивида в конкретную форму культуры, овладение специфическим этнокультурным опытом. Основное содержание инкультурации состоит в усвоении особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих культуру. Каждый человек проходит через процесс инкультурации, поскольку без его результатов не может существовать как член общества и своего этноса. Этот сложный процесс начинается в раннем детстве с приобретения навыков владения своим телом, освоения речи, усвоения элементов ближайшей жизненной среды и продолжается всю его жизнь. Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации - человек, компетентный в культуре - в языке, ритуалах, ценностях своей культуры [2. С. 14].

Культурно-этнические ценности представляют собой некий механизм, аккумулирующий и трансформирующий столетиями отшлифованный опыт народа, который является их носителем. Национальные ценности, вплетенные в общественную жизнь, нередко оказываются более стойкими носителями высшего, духовного начала, чем зафиксированные в религиозных установках идеи и принципы. Этнические ценности выступают важнейшим элементом духовности, определенным материализованным в поведении элементом национального самосознания: песни, пляски, изделия народного творчества, сказания и сказки, пословицы, поговорки и пр.

Аналогично факторам социализации, которые выделены А.В. Мудриком [4. С. 8], мы можем определить наиболее важные факторы, определяющие этническую идентичность в процессе этнической социализации: этносоциальные (макрофакторы), этнокультурные (мезофакторы) и этнопсихологические, или семейно-психологические (микрофакторы). Подчеркнём, что ни один из них не оказывает на человека самостоятельного влияния и не действует изолированно. Влияние и значение данных факторов меняются в разные периоды жизни человека (таблица).

Факторы, определяющие этническую идентичность в процессе этнической социализации

Факторы среды Характеристики факторов

Макро- факторы (этно- социаль- ные) Этносоциальные, исторические, этнополитические факторы 1. Условия исторического развития. 2. Контакты этносов, к которым относятся родители (в биэтнических браках). 2. Этническая ситуация в регионе проживания семьи, этническая территория. 3. Этнокультурная политика, проводимая государством, в том числе языковая политика. 4. Система этнической стратификации (размещение на определенной территории представителей этносов, их профессионально-образовательный уровень). 5. Характеристики непосредственного социально-этнического окружения. 6. Миграционные характеристики.

Мезо- факторы (этнокуль- турные) Культурные характеристики общества и семьи 1. СМИ как фактор социализации личности. 2. Субкультура как альтернативная форма социализации личности. 3. Религия как фактор социализации личности. 4. Воспроизводство традиционно-бытового уклада в семье, характерного для конкретного этноса. 5. Языковая сфера (родной язык, язык внутрисемейного общения). 6. Структура семьи (в этнически смешанных семьях). 7. Родственные контакты. 8. Этническое общение в группе сверстников.

Микрофакторы (этно-псхологи-ческие, или се-мейно-психологические) Семейно-психологические факторы 1. Система межличностных отношений с родными. 2. Семейно-психологический климат. 3. Ролевая структура семьи (личностные конфликты, эмоциональные представления об этнической идентичности). 4. Восприятие и оценка этнических характеристик и статуса этнической группы и др. 5. Социализация личности в организациях образования. 6. Место и роль общественных организаций в социализации личности.

Однако существуют факторы, способствующие и препятствующие успешной этнической социализации подростка.

Факторы, препятствующие успешной этнической социализации подростка:

I. Общие тенденции, наблюдаемые в стране:

1. Демографический кризис.

2. Увеличение количества смертей от случайных отравлений алкоголем, самоубийств, убийств.

3. Увеличение числа разводов.

4. Низкий уровень духовности и культуры общения в социуме.

5. Увеличение числа безнадзорных, беспризорных детей, детей-инва-лидов и социальных сирот.

6. Рост количества преступлений и правонарушений, совершаемых детьми.

II. Различные аспекты, выражающиеся:

1) в политике:

а) изменение политического режима в 1991 г., открывшего свободу слова, поступков и т.п.;

2) экономике:

а) резкое расслоение общества на богатых и бедных;

б) низкий уровень жизни большинства российских семей;

в) повышенный коэффициент иждивенцев - инвалидов, безработных, беженцев и т.п.;

г) рост материальных затрат на воспитание ребенка;

3)здравоохранении:

а) ухудшение состояния здоровья населения;

б) рост отклонений в состоянии здоровья детей;

в) высокая смертность, в том числе и младенческая;

г) увеличение заболеваемости психическими расстройствами и расстройствами поведения;

д) низкая продолжительность жизни граждан страны;

е) алкоголизация населения;

4)образовании:

а) отсутствие программ для школьников, ориентированных на духовнонравственное, духовно-творческое начало, формирование идеалов и ценностей в обществе;

б) уменьшение числа дошкольных, общеобразовательных, вечерних, коррекционных для детей с отклонениями в развитии и других учреждений;

в) недостаточная обеспеченность учреждениями дополнительного образования детей: центрами творчества детей и юношества, школами искусств, детско-юношескими спортивными школами и т.п.; отсутствие в большинстве случаев в них бесплатной организации досуга.

III. Средства массовой информации как канал информации, разрушающий духовно-нравственное начало в детях:

1. Телевидение:

а) внедрение в сознание детей агрессивных и асоциальных моделей поведения;

б) засилье американской кинопродукции в таких жанрах, как художественные фильмы, мультфильмы, пропагандирующие различные проявления безнравственного поведения;

в) огромное количество программ, носящих исключительно развлекательный характер и не требующих умственных усилий для восприятия;

г) использование таких методов, как имитация «общественного мнения», дезинформация, провокация, обман и маскировка, осмеяние и сарказм и т.д.;

е) реклама спиртных, энергетических напитков и сигарет и т.д.

2. Пресса.

3. Радио.

4. Интернет.

IV. Семья:

а) тенденция к ослаблению роли семьи в воспитании подрастающего поколения;

б) распад таких традиционных устоев семьи, как верность супругов, нерасторжимость брака, преемственность поколений и т.п.;

в) увеличение количества неблагополучных семей:

- псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания;

- неполная семья;

- проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой;

- аморальная семья, характеризующаяся алкогольной, аморальной и сексуальной деморализацией;

- криминогенная семья;

г) появление нетрадиционных видов семей;

д) изменение традиционных ролей членов семьи, в частности женщины, занимающей все чаще лидирующее положение;

е) пробелы в психолого-педагогических знаниях у родителей о детях;

ж) преобладание у большой части родителей материальных ценностей над духовными;

з) неразвитость родительских чувств часто в силу юного возраста родителей;

и) неправильный стиль семейного воспитания: гипопротекция, гиперопека и симбиоз, эмоциональное отвержение и т.д.;

к) проявление безответственности родителей за воспитание детей; л) занятость родителей на работе, ставка на карьеру.

V. Школа:

а) феминизация школы;

б) отсутствие педагогических кадров по реализации этнической социализации подростков;

VI. Микросоциум:

1) сверстники:

а) подражание плохим привычкам одноклассников: употребление нецензурных слов, девиантное поведение;

б) влияние уличной педагогики, где дети получают искаженную информацию о многих аспектах жизнедеятельности людей;

2) взрослые: влияние некомпетентных людей.

Факторы, способствующие успешной этнической социализации подростка: Макрофакторы 1. Стратегии развития образования.

2. Президентские программы.

3. Национальные проекты.

4. Этнополитика.

Мезофакторы 1. Контроль социального поведения.

2. Модели социально-одобряемого поведения.

3. Образовательная среда.

4. Этническая среда.

5. Этническая культура.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Микрофакторы 1. Социальная компетентность.

2. Ценности, в том числе и этнические.

3. Личная социализированность, личная идентичность.

4. Этнотолерантность.

5. Положительная этническая идентификация.

Главным механизмом трансляции и воспроизводства этнической культуры в традиционном обществе является семья. Семья признается многими исследователями институтом, наиболее тесно связанным с этнической реальностью, поскольку именно в ней происходит становление этнической идентичности человека. Именно семья является той начальной ступенью, на которой человек впервые знакомится с материальной и духовной культурой своего народа, узнаёт обычаи и обряды, постигает свой родной язык. Затем другие социальные институты могут усилить или ослабить этническую ориентацию, но фундамент этнической культуры, безусловно, укладывается в семье. Рассмотрение характера влияния семьи возможно в двух направлениях: вычленение того, насколько семья оказывается важным каналом в трансляции этнокультурных ценностей (акцент на этнокультурные характеристики семьи и семейно-родственные отношения), второе направление - анализ непосредственного взаимодействия между родителями и детьми как основы для положительной этнической идентификации (ведь именно родители и родственники являются важными референтными группами для ребенка в его этническом самоопределении). Но в любом случае семья - важнейший фактор и условие этнической социализации [2. С. 22-23].

Родители - главные воспитатели своих детей, потому что они для детей самый яркий, самый первый пример и ориентир. В прошлом семья была почти единственно возможным звеном в передаче национальной культуры. В семье старшее поколение требовало и добивалось соблюдения традиционных обычаев. Однако сегодня этот институт культуры не может выполнять эффективно свои культурные функции по ряду причин: в настоящее время в российском обществе велико количество смешанных семей, которые теряют связь со своей этнической культурой уже во втором поколении; на состояние семьи оказывают большое влияние современные социально-экономические процессы. «Патриархальная традиционная жизнь теперь экономически невозможна. Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи), им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволит семьям существовать на старый лад: с отцом, доставляющим большую часть заработков, и матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Среднего класса с одним кормильцем больше нет. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи. Изменения, происходящие внутри капитализма, делают семью и рынок все более несовместимыми между собой [7. С. 185-222].

Таким образом, этническая социализация - это многоуровневый процесс становления идентичности в результате идентификации, дифференциации и интеграции личности (или группы) в единстве когнитивных, аффективных и регулятивных элементов, приводящий к становлению этнокультурной социализированной, компетентной, зрелой личности [2. С. 22].

Наиболее сенситивным к усвоению социально значимых ценностей является подростковый возраст. В этом возрасте формируется этническое самосознание учащихся, следовательно, именно на данном этапе воздействие на этнические стереотипы и установки может оказаться наиболее эффективным. Вместе с тем школа ещё продолжает оставаться консервативным социальным институтом, а на занятиях преобладает информативная форма передачи знаний об этносах. Таким образом, возникает противоречие между очевидной значимостью успешной этнической социализации и отсутствием комплексного подхода к её психолого-педагогическому обеспечению [1. С. 244].

Таким образом, подростковый возраст является важнейшим в формировании этнической идентичности как ядра этнического самосознания и во многом обуславливает прохождение всех последующих стадий.

Достигнутый на этапе подросткового возраста этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека [5. С. 322].

Литература

1. Дагбаева С.Б. Этническая социализация молодого поколения в изменяющемся мире // Гуманитарный вектор. 2012. № 1 (29). С. 240-246.

2. Зинурова Р.И. Этнос и личность: психология и педагогика: учеб. пособие: в 2 ч. Казань: АСО (КСЮИ), 2005. Ч. 2. 192 с.

3. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2002. 496 с.

4. МудрикА.В. Социализация в смутное время. М.: Просвещение, 1991. 80 с.

5. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006. 608 с.

6. Тесленко А.Н. Педагогика и психология социализации личности: учеб. пособие. Астана: ЕАГИ, 2011. 375 с.

7. Туроу Л. Будущее капитализма: как экономика сегодняшнего дня формирует мир завтрашний / пер. с англ. А.И. Федорова. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. С. 185-222.

8. Федорова С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогической сопровождение: учеб. пособие. М.: ФОРУМ, 2011. 176 с.

9. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника. Казань: Дом печати, 1998. 290 с.

АБУЛГАЗИМОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. См. с. 104.

КИРИЛЛОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и развития образования, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (kirilovi@lenta.ru).

KIRILLOVA OLGA VASILYEVNA - doctor of pedagogical sciences, professor of Pedagogics and Education Development Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 371 ББК 74

Л.Е. ВАСИЛЬЕВА, О.В. КИРИЛЛОВА

АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ,

ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Ключевые слова: активность, активная жизненная позиция, личность, студенческая молодежь, формирование активной жизненной позиции.

Предложен анализ факторов и необходимых средств повышения эффективности процесса нравственного воспитания, достижения прогресса в формировании активной жизненной позиции личности.

L.E. VASILYEVA, O.V. KIRILLOVA ACTIVE LIVING POSITION, ITS FORMATION AT STUDENT'S YOUTH

Key words: activity, active living position, personality, student's youth, formation of an active living position.

The analysis of factors and necessary means of increase of efficiency of process of moral education, achievement of progress in formation of an active living position of the personality is offered.

Понятие «активность» используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Например, такие как: активный элемент системы, активист, активность личности, активный человек, активная жизненная позиция. Понятие активности приобрело в итоге такой широкий смысл, что его использование требует уточнений.

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.