Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на социализацию школьника в образовательной среде гимназии'

Факторы, влияющие на социализацию школьника в образовательной среде гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1287
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на социализацию школьника в образовательной среде гимназии»

шение уровня реализации учеником коллизийной личностной функции. Она выражается в целенаправленной работе по обогащению лексики детей такими понятиями, как «противоречие», «противоположность» и выражениями «мне кажется», «постараюсь доказать свою точку зрения», «разрешите высказать свое предположение», «повторите (уточните) свою точку зрения» и др.; в организации совместной работы учителя и учащихся по преодолению психологического барьера при высказывании и доказательстве своего мнения (пусть даже ошибочного); в использовании стратегии постановки учащимися вопросов, способной разрушать барьеры непонимания; в совместной выработке соответствующих правил по ведению диалога с целью установления доверительных отношений и т. д.

Выделение и реализация совокупности дидактических условий выявляют необходимость разработки особой технологии организации становления коллизийной личностной функции школьников в образовательном процессе.

УДК-371.48

И. Г. Бозина, Н, Э. Касаткина

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ГИМНАЗИИ

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет цели общего образования на современном этапе. Она поддерживает направленность образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

А. В. Мудрик выделил основные группы факторов социализации личности: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы [2] Исходя из анализа теории социализации, мы считаем, что социализация - это формирование социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, в результате которого происходит развитие индивидуальных свойств личности школьника при организации его взаимодействия с окружающей средой и принятия им социального опыта. Учебное заведение, реализуя системный подход в воспитании и образовании, имеет достаточно ресурсов для осуществления позитивного влияния на социализацию школьников. Для уточнения педагогических воздействий с целью повышения эффективности воспитательного процесса в образовательном

учреждении необходимо было проанализировать мнения педагогов и старшеклассников о влиянии данных факторов на их социализацию.

Макрофакторы. В исследовании приняли участие 216 старшеклассников и 72 учителя в качестве экспертов. Ученикам и учителям предлагалось определить отношение к каждому из показателей. Приведем в качестве примера исследование гражданской зрелости как в оценке школьников, так г и в оценке учителей по ошошеншо учащихся к следующей группе факторов:

- любовь к Отечеству;

- политическая культура;

- правовая культура;

- интернационализм.

Результаты исследования представлены в табл. 1,2.

Таблица 1

Отношение школьников к макрофакторам, влияющим на их социализацию, %

Макрофакторы Уровень социализации учащихся

высокий средний низкий

Любовь к Отечеству 22,3 18,2 16,4

Интернационализм 18,6 19,2 12,6

Политическая культура 9,5 8,3 6,3

Правовая культура 6,4 5,2 2,4

Не выбрали 43,2 49,1 62,3

Таблица 2

Отношение школьников к макрофакторам, влияющим на социализацию,

в оценке учителей, %

Макрофакторы Уровень социализации учащихся

высокий средний низкий

Любовь к Отечеству 42,3 40,4 38,6

Интернационализм 29,5 26,9 21,4

Правовая культура 14,7 13,6 8,5

Политическая культура 9,7 9,6 9,9

Не выбрали 3,8 9,5 21,6

Исследование мнений старшеклассников показало, что даже учащиеся с высоким уровнем социализации чаще всего не выбирают ни один из макрофакторов (43,2% школьников), «любовь к Отечеству» отметили 22,3, «интернационализм» - 18,6%.

Менее характерны для старшеклассников с высоким уровнем социализации такие макрофакторы, как «политическая культура» (9,5%), «правовая культура» (6,4%).

Для старшеклассников со средним уровнем социализации в большей степени также характерно отсутствие всякого выбора (49,1%), на втором месте - «интернационализм» (19,2%), на третьем - «любовь к Отечеству» (18,2%), на четвертом также находится «политическая культура» (8,3%), на последнем - «правовая культура» (5,2%).

Старшеклассники с низким уровнем социализации, так же как и предыдущие группы, чаще всего не выбирают ни один из факторов влияния (62,3%) «любовь к Отечеству» выбрали 16,2% респондентов, «интернационализм» - 12,6, «политическую культуру» - 6,3, на последнем месте -«правовая культура» (2,4%).

Как видим, во всех группах школьников политическая и правовая культура на низком уровне, но особенно незначительно влияние этих факторов на школьников с низким уровнем социализации.

Учителям предлагалось оценить, как влияет на ученика та же группа факторов.

Исследование показало, что, по мнению учителей, для учащихся с высоким уровнем социализации в большей степени характерно проявление такого фактора, как «любовь к Отечеству» (42,3%), на втором месте - «интернационализм» (29,5%>), на третьем - «правовая культура» (14,7%). Менее характерным для старшеклассников с высоким уровнем социализации, по мнению педагогов, является макрофактор «политическая культура» (9,7%). Лишь на 3,8%) учеников с высоким уровнем социализации, по мнению учителей, может не влиять ни один из этой группы факторов.

Для старшеклассников со средним уровнем социализации, по оценкам педагогов, на первом месте «любовь к Отечеству» (40,4%), на втором - «интернационализм» (26,9%), на третьем - «правовая культура» (13,6%), на четвертом - «политическая культура» (9,6%), отсутствие всякого выбора характерно, по мнению учителей, 9,5% опрошенных.

Старшеклассники с низким уровнем социализации, с точки зрения учителей, чаще всего выбирают макрофактор «любовь к Отечеству» - 38,6%) опрошенных, не делают ни одного выбора 21,6% респондентов, «интернационализм» характерен для 21,4%) учеников, на последних местах - «политическая культура» (9,9%) и «правовая культура» (8,5%).

Экспертная оценка учителей существенно отличается от самооценки школьников (табл. 3).

Так, например, для учащихся с высоким, средним и низким уровнями социализации в большей степени характерно отсутствие выбора (43,2; 62,3% соответственно), учителя считают, что отсутствие выбора может быть только у 3,8% учащихся с высоким уровнем социализации; у 9,5%, имеющих средний уровень, и у 21,6% школьников с низким уровнем социализации. Значительные расхождения в оценке учителей и самооценке школьников наблюдаются по таким факторам, как «любовь к Отечеству», «интернациона-

Таблица 3

Отношение школьников к макрофакторам, влияющим на их социализацию, в оценке учащихся и педагогов, %

Макрофакторы Высокий уровень социализации учащихся Средний уровень социализации учащихся Низкий уровень социализации учащихся

ученики педагоги ученики педагоги ученики педагоги

Любовь к Отечеству 22,3 42,3 18,2 40,4 16,4 38,6

Интернационализм 18,6 29,5 19,2 26,9 12,6 21,4

Политическая культура 9,5 9,7 8,3 9,6 6,3 9,9

Правовая культура 6,4 14,7 5,2 13,6 2,4 8,5

Не выбрали 43,2 3,8 49,1 9,5 62,3 21,6

лизм», «правовая культура», в меньшей степени расходятся мнения педагогов и учеников по фактору «правовая культура».

Исследование показало, что учителя имеют завышенные представления об уровне влияния на учащихся представленных макрофакторов. Данное рассогласование представлений учащихся и учителей объясняется, с одной стороны, недостаточно эффективными воспитательными воздействиями, с другой- проекцией учителями собственного социального опыта на учащихся. Можно предположить, что столь низкие оценки, выставленные себе учащимися, свидетельствуют и о том, что макрофакторы для них выступают не столь значимыми, кажутся далекими и неспособными влиять на их собственную жизнь. Такую «аполитичность» можно объяснить также традиционной гражданской пассивностью населения, выработанной не одним поколением, когда восприятие и оценка гражданами своей собственной жизни в большей степени находятся под влиянием исторически сложившегося представления о полной зависимости всех сторон жизни обычного человека от «власть имущих».

Несмотря на глобальность, отдаленность и кажущуюся автономность макрофакторов от влияния на социализацию личности школьников, воспитывающие педагогические воздействия в этом направлении необходимы, так как аполитичность, непатриотизм, нетолерантность по отношению к другим культурам, отсутствие интереса к истории и традициям своего народа пагубно влияют на формирование свободной, гармоничной личности старшего школьника.

Мезофакторы. Старшеклассникам необходимо было оценить по пятибалльной системе значимость для их жизни мезофакторов, влияющих на их социализацию. Причем педагогам необходимо было ответить на вопрос о том, какие факторы, по их мнению, значимы для современных старшеклассников и какие факторы повлияли на их собственную социализацию. Нами были предложены для оценки следующие мезофакторы:

- тип поселения,

- средства массовой информации,

- географическое положение места проживания,

- природно-климатические особенности региона,

- этнический состав жителей,

- экономика региона,

- система образования.

Для анализа мы использовали максимальные оценки, выставленные педагогами и учащимися о каждом мезофакторе (табл. 4).

Таблица 4

Мезофакторы, влияющие на социализацию школьников, в оценке учащихся

и учителей, %

Мезофакторы социализации Ученики Учителя об учениках Учителя о себе

Экономика региона 51,6 87,2 58,2

Географическое положение места проживания 49,5 67,4 53,1

Тип поселения 36,6 32,5 34,8

СМИ 23,2 21,6 22,1

Этнический состав жителей региона 13,4 14,1 11,8

Система образования в регионе 12,5 72,1 86,5

Природно-климатические особенности региона 10,4 28,2 26,4

Сумма не соответствует 100%, так как респонденты могли ставить максимальные оценки по каждому из мезофакторов социализации.

Исследование показало, что для учеников наиболее значимыми являются такие мезофакторы, как «экономика региона» - 51,6%, «географическое положение места проживания» - 49,5, «тип поселения» - 36,6%. Меньшее значение старшеклассники придают «средствам массовой информации» - 23,2%, этническому составу жителей региона - 13,4, системе образования- 12,5, природно-климатическим особенностям региона - 10,4%.

Выделение учениками таких факторов, как «экономика региона», «географическое положение места проживания», «тип поселения», в качестве ведущих можно объяснить особыми социокультурными традициями, складывающимися в малом городе. «Город, - по мнению А. В. Мудрика, -в определенном смысле модель общества, которая становится преобладающей в современную эпоху и определяет его будущее лицо» [1, с. 404]. В Междуреченске проживает 107 тыс. человек, угольная промышленность является градообразующим производством. В городе 6 шахт, на них работает 48% трудоспособного населения города, в связи с чем отсутствует возможность широкого выбора, если этот выбор не связан с профессиями, которые необходимы на угольных предприятиях, есть трудности с устройством на работу, если профессия не отвечает экономическим и производственным запросам города.

Географическое положение места проживания, на наш взгляд, выделяется учащимися из-за невозможности наиболее полно реализовать в будущем свой образовательный потенциал. Недостаточное развитие рынка образовательных услуг (в городе отсутствуют вузы, а филиалы вузов все негосударственные), они не вполне могут обеспечить запросы выпускников общеобразовательных школ. Данные мезофакторы может иметь, скорее, негативное значение в плане предоставления возможностей, чем позитивное для социализации старшеклассников. Исследование показало, что географическая удаленность от центра способствует и формированию определенных личностных черт у школьников. Жители малого города, оказавшиеся на периферии Сибирского региона, вне сферы интенсивного социально-экономического и политического развития чувствуют себя «заложниками» ситуации, неспособными повлиять на жизненные события, изменить их ход в свою пользу, «сконструировать» собственную судьбу и взять ответственность за происходящее в их жизни «на себя». Выделение старшеклассниками такого фактора, как «экономика региона» объясняется тем, что в условиях градообразующего производства (угольная промышленность) значительно снижено влияние других сфер деятельности человека, что, на наш взгляд, приводит к формированию определенной суженной картины мира.

Выделение учащимися мезофактора «средства массовой информации» объясняется возрастающими возможностями средств коммуникации независимо от места проживания. Появление Интернета, сотовой связи, большого количества теле- и радиопрограмм существенно расширило представления учащихся об окружающем мире и позволило, соответственно, лучше в нем ориентироваться.

Учителя, выступающие в качестве экспертов, утверждали, что наибольшее социализирующее влияние на учеников имеют экономика региона - 87,2%, система образования - 72,1, географическое положение места проживания - 67,4, тип поселения - 32,5, в меньшей степени - природно-климатические особенности региона - 28,2, средства массовой информации - 21,6 и этнический состав жителей региона - 14,1%).

Представления учителей и учеников о преобладающих мезофакторах социализации старшеклассников совпадают в двух позициях (экономика региона и географическое положение места проживания). Значительное влияние на социализацию подростков, по мнению учителей, оказывает система образования в регионе (72,1%), среди учащихся этот фактор выбрали только 12,5% респондентов.

Влияние всех мезофакторов на самих учителей, по мнению педагогов, варьирует от 86,5 до 11,8%. Так, наибольшее влияние на собственную социализацию педагогов оказали такие факторы, как «система образования в регионе» - 86,5%, «экономика региона» - 58,2, «географическое по-

ложение места проживания» - 53,1; среднюю позицию занимают факторы «тип поселения» - 34,8, «природно-климатические особенности региона» - 26,4, «средства массовой информации» - 22,1, наименьшее влияние оказали такие факторы, как «этнический состав жителей региона» - 11,8%.

Микрофакторы. Мы выявили значимость микрофакторов социализации для самих учащихся и педагогов, а также проанализировали представления взрослых о факторах, значимых для современных старшеклассников. Нами были предложены для оценки следующие микрофакторы: семья, сверстники, нормы взаимоотношений, класс, учителя, двор. Данные исследования представлены в табл. 5. Анализ показывает, что все участники исследования в целом оценивают значение микрофакторов выше, чем мезо-факторов. Наибольшее влияние, по мнению и учеников, и учителей, имеет семья, наименьшее - дворовое окружение.

Таблица 5

Влияние микрофакторов на социализацию школьников в оценке учеников

и учителей, %

Микрофакторы социализации Ученики Учителя об учениках Учителя о себе

Семья 82,8 91,0 91,0

Сверстники 74,0 83,0 69,0

Нормы взаимоотношений 72,2 68,2 72,2

Класс 70,2 77,0 70,2

Учителя 66,2 82% 66,2

Двор 58,0 66,2 46,2

Причем семья по степени влияния на будущую жизнь имеет определяющее значение, и наблюдается большой разрыв с другими показателями. Показатели влияния семьи на социализацию у учителей выше и, соответственно, собственный опыт перекладывается на представления об учениках. Важными факторами, по мнению учеников, являются отношения со сверстниками, нормы взаимоотношений. Учителя несколько преувеличивают значение классного коллектива и преуменьшают значение норм взаимоотношений для социализации старшеклассников. Мнения учителей и учеников расходятся по поводу роли учителя в социализации старшеклассников (учителя преувеличивают эту роль) и, наоборот, педагоги думают, что нормы взаимоотношений не так важны для учеников, как когда-то были важны для них самих.

Проведенное нами исследование о влиянии макро-, мезо-, и микрофакторов на социализацию старшеклассников позволяет уточнить возможные воспитательно-педагогические воздействия, совершенствовать воспитательную систему образовательного учреждения, учитывая мнение всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ НАД СЛОВОМ В ПРОЦЕССЕ... Библиографический список

1. Мудрик, А. В. Психология и воспитание / А. В. Мудрик. - М.: Моск. психолого-социал. ин-т, 2006. - 472 с.

2. Мудрик, А. В. Социализация и воспитание подрастающих поколений / А. В. Мудрик. - М., 1990.-39 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 372.016:811

Ю.А. Тимофеева

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ НАД СЛОВОМ В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА ТЕКСТА НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Вопросы развития речи, повышения уровня культуры устной и письменной речи младших школьников являются одними из наиболее актуальных в современном обучении родному языку.

Важнейшим направлением в решении этих вопросов является обогащение словарного запаса детей, который продолжает оставаться ограниченным, бедным. Роль и значение текста в работе по обогащению словаря учащихся очевидны.

Одним из важных компонентов в ходе работы над лексикой в процессе анализа текста является система упражнений, основанная на последовательности, предложенной профессором Г. Н. Приступой1.

В своем исследовании мы выделяем аналитические, аналитико-синте-тические и синтетические упражнения. К аналитическим относим пропедевтические и иллюстративные упражнения, к аналитико-синтетическим -закрепительные и повторительно-обобщающие, к синтетическим - творческие.

В системе работы над словом в процессе анализа текста мы выделяем три этапа: пропедевтический, репродуктивный, продуктивный.

1. Пропедевтический этап.

Цель этого этапа - привлечь внимание детей к словам в художественных текстах, выяснить, умеют ли они находить изучаемое лексическое явление в тексте, понимают и умеют ли объяснить значение слов, продемонстрировать образцы употребления слов в речи, показать роль каждого лексического явления в тексте.

На данном этапе основными являются аналитические упражнения, цель которых - обеспечить учащимся первичное восприятия слов.

1 Приступа, Г. Н. Краткий курс методики русского языка / Г. Н. Приступа. - Рязань, 1975. - 379 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.