Введение
В современном обществе стала заметна тенденция на проникновения корейской культуры в повседневную жизнь российской молодежи (от 14 до 35 лет включительно). Меня заинтересовал неизвестный фактор, влияющий на внедрение большей осведомленности о корейской нации, ее культуре и истории среди молодого населения Российской Федерации (далее – РФ), несмотря на то, что Республика Корея (далее – РК) была внесена в список «недружественных» стран.
Опираясь на статистические данные исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (далее – ВЦИОМ) совместно с Институтом российских исследований Университета Ханкук (г. Сеул) [1], мы можем увидеть, что интерес жителей двух стран к противоположной стороне за 2017 год вырос: и среди россиян (38%, против 30% в 2016), и среди корейцев (51%, против 36% в 2016 г.) увеличилась доля тех, кто заинтересован в пополнении знаний о другой стране. В настоящее время данные продолжают расти. Существенную роль в написании статьи определил факт колоссального роста интереса россиян к изучению корейского языка. Согласно исследованию «Авито услуг», спрос на изучение азиатских языков среди россиян вырос вдвое в этом году по сравнению с прошлыми. Особенно заметен рост интереса к корейскому языку – более 100%. В то же время спрос на изучение европейских языков остался на более низком уровне. За 2023 г. рейтинг языков возглавил корейский (+113% год к году) [2]. Рост интереса к межкультурной коммуникации не может быть праздным, ведь данные показывают рост осведомленности об интересующей россиян стране – Южной Корее.
Я вижу необходимость данного исследования в том, чтобы понять, что в корейской культуре является основным фактором привлекательности для граждан РФ, чем именно из всех стран мира привлекает россиян именно Южная Корея?
Целью моего исследования является выявление фактора и его влияние на мотивацию молодежи России к изучению корейской культуры.
Мои теоретические методы исследования включают в себя сравнительный анализ литературы в виде последовательности рассуждений.
Результаты исследования
Интерес к данной теме у меня вызвал всеобщий интерес и проникновение культуры Кореи в нашу жизнь: повсеместному использованию жестов, заимствованных слов и осведомленности, касаемо современной корейской культуры. На фоне широкого интереса россиян был введен специальный термин: «Корейской волной» (или «халлю») называют рост интереса к этой культуре – сериалам, фильмам, поп-музыке, бьюти-индустрии, гастрономии.
Для установления ведущего фактора, я решила руководствоваться принципом «от общего к частному» и соответственно «от частного к общему». Для начала я решила выяснить, что является основным и дополнительным средством популяризации информации для россиян. Имея в виду, очевидное преимущество самых популярных социальных сетей, таких как «ВКонтакте», “TikTok”, видеохостинга “YouTube” и музыкальной платформы «Яндекс.Музыка» – можно проследить какого рода контент вызывает оживленный интерес российской аудитории. Проведём взаимосвязь популярнейшего контента от корейцев на российском рынке и вытекающий из этого интерес к восточной культуре.
Исходя из приведенных данных ниже, наиболее популярным контентом из Корейской медиасферы является “K-pop” (музыкальный жанр, возникший в Южной Корее в 2000-е годы и превратившийся в масштабную музыкальную субкультуру) и корейские фильмы и сериалы в жанре «Дорама». «ВКонтакте» имеет больше 1,5 тысячи K-pop и дорам-сообществ с общей аудиторией 9,1 миллиона человек на момент 2022 г. Благодаря активности фанатов “K-pop” Чон Чонгук – фронтмен самой популярной корейской поп-группы в мире BTS (“Bangtan Boys”) – занял второе место в рейтинге влиятельных инфлюенсеров «ВКонтакте». Бойзбенд получил рекордное количество упоминаний в соцсети [3]. Что касается китайской социальной сети “TikTok” исследование, проведенное совместными усилиями “TikTok” и платформой “K-pop Radar”, показало, что количество K-pop-контента на платформе сильно выросло за последние три года. Согласно пресс-релизу, количество видеороликов с “K-pop” контентом выросло втрое и превысило 97 миллионов в сентябре 2021 года по сравнению с 33,5 миллионами в 2019 году [4]. Большую популярность эти направления в корейской культуре приобрели благодаря известности корейского айдола или исполнителей. В месяц в России Яндекс производит около 800 тысяч показов на запрос с названием популярной группы “BTS” и больше миллиона запросов кириллицей – «бтс». На «Яндекс Музыке» южнокорейские поп-альбомы стали слушать в 3 раза чаще в первом квартале 2023-го. В «MTC Music» рост составил 15–20% по сравнению с первым кварталом прошлого года . BlackPink – самая популярная женская группа. На YouTube они имеют наибольшее количество подписчиков среди мировых артистов: 65,9 миллионов человек [5]. На 2023 г. россияне стали в 2,8 раза чаще покупать товары, связанные с индустрией “K-pop”, в первом квартале год к году, рассказали «Ъ» в “Avito”. Речь идет о музыкальных альбомах и различной атрибутике с изображением популярных южнокорейских групп (фонарики, коллекционные карточки, ластики и т. д.) Так, только за апрель на “Avito” было куплено более 15 тыс. предметов из сегмента [6]. Мы видим, что с ростом популярности медийных личностей, говорящих на другом языке, повышается и интерес к языку. В России есть тематическая книга “K-POP dictionary”. Говори на языке своего айдола» – Редактор: Апалина А. Издательство: Бомбора, 2019 г.
Среди самых рейтинговых дорам на российских видеосервисах («Иви», Wink, Kion, Premier) – «Игра в кальмара», «Паразиты» или «Поезд» в Пусан», комедия «Силачка До Бон-cун» [7], «Ее личная жизнь», «Потомки солнца», «Что случилось с секретарем Ким?» [8]. Почему дорамы привлекли так много внимания со стороны российской аудитории? Можно проследить тонкую грань схожести совместно с новизной восприятия Кореи, в частности с самобытностью нации. Одно из главных отличий корейских дорам от западных сериалов – минимальное количество откровенных сцен. Кульминацией отношений здесь является поцелуй. Традиция сексуального консерватизма может рассматриваться как причина того, что в предыдущие годы тема секса на экране была табуирована, ведь философские корни страны уходят в конфуцианство, в котором ценится женское целомудрие и господство патриархата. С годами такой подход, конечно, меняется, но даже появление в кадре обнаженной женской груди выглядит радикализмом [9]. На постсоветском пространстве отношение к личной жизни было очень схоже, примером тому является часть фразы: «В СССР секса нет», которая стала крылатым выражением обозначения целомудрия нации.
В Корее культ еды и алкоголя, поэтому перекусы и вечерние встречи с рисовой водкой соджу тут будут встречаться почти в каждом эпизоде. Сюда же можно отнести и склонность азиатских стран к нечеловеческим переработкам, поэтому действие многих дорам происходит в офисе или после рабочего дня, когда сотрудники идут выпивать со своими руководителями. Интересные факты о корейской «культуре пития» для российского гражданина: отказ от употребления алкоголя приравнивается к неуважению.
Тема контраста финансовых проблем и влиятельности корпораций – тоже один из самых часто встречающихся тропов. И здесь русский человек найдет для себя новую грань восприятия Креи. Семья для корейцев – это фундамент, на котором выстроена национальная культура с ее нормами и обычаями. На семейных узах основывается бизнес и строятся самые большие корпорации. Пример Ли Бён Чхоля и корпорации “Samsung Group” [10] подчеркивает исключительную роль семьи в формировании и развитии корейского бизнеса. Для российского читателя изучение культуры Кореи открывает новые грани восприятия, позволяя лучше понять особенности менталитета и социально-экономического устройства страны. Через дорамы российский зритель узнает жизнь и быт современных корейцев, следовательно, чем больше его захватывает увиденное, тем больше он хочет окунуться в эту атмосферу. В следствии мы получаем популярность корейской кухни и копирование привычек корейцев, быта, стандартов отношений и т.д.
Герои фильмов всегда хорошо одеты, с идеальной кожей и идеальной укладкой, что вызывает повышенный интерес и спрос на корейские средства по уходу и декоративную косметику, которая только начала набирать свою популярность в России. в 2021 году 45,3 % респондентов ответили, что корейская косметика очень популярна в РФ. В связи с этим по уровню популярности корейской косметики в стране Россия заняла 9-е место в мире [11]. К этому можно прибавить известный актерский состав из популярных исполнителей или актеров Кореи, которые обеспечивают популярность сериалу на российском рынке. Это говорит нам о влиянии корейской культуры на нашу сферу красоты и тенденции косметологических услуг.
Выводы
Исходя из целей и задач данного исследования можно сделать несколько выводов:
Определяющим фактором в широкой волне популяризации корейской культуры среди молодежи является популярность дорам и K-pop, как главный фактор интереса к личностям, истории и языку. Выпуская качественный контент в мире кинематографа, а особенно исторических фильмов и сериалов, россияне лучше разбираются в уникальной истории РК, что не может не повлечь за собой изучение языка и поездки в изучаемую страну для погружения в языковую среду и быть формировавшийся 5000 лет. В музыке, корейцы обретают всё больше поклонников среди русской аудитории, за счёт интересных и талантливых исполнителей, чья продукция покупается повсеместно. Желание быть похожим или встретиться со своим кумиром в реальной жизни побуждает и сильно мотивирует российскую молодежь следовать тенденции в изучении корейской культуры, а точнее тенденции сфере красоты и языка.
Я считаю надлежащим поддерживать интерес молодежи к изучению корейского языка и популяризации корейской культуры в России, предложив меры по организации языковых курсов и культурных выездных мероприятий, как в России, так и в Корее.
Список литературы
1. profi.wciom.ru: сайт. – Москва, 2017. – URL: https://profi.wciom.ru/open_projects/rossija_koreja/ (дата обращения: 25.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.
2. tass.ru: сайт. – Москва, 2023. – URL: https://tass.ru/obschestvo/18526093 (дата обращения: 25.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.
3. knife.media: сайт. – Москва, 2022. – URL: https://knife.media/vk-kpop/ (дата обращения: 25.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.
4. www.yesasia.ru: сайт. – Кёнгидо, 2021. – URL: https://www.yesasia.ru/article/1003286 (дата обращения: 25.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.
5. daily.afisha.ru: сайт. – Москва, 2023. – URL: https://daily.afisha.ru/news/76162-populyarnost-key-popa-v-rossii-znachitelno-vyrosla/ (дата обращения: 25.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.
6. www.kommersant.ru: сайт. – Москва, 2023. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/5987807 (дата обращения: 25.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.
7.ria.ru: сайт. – Москва, 2022. – URL: https://ria.ru/20220915/doramy-1816725075.html (дата обращения: 25.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.
8. rg.ru: сайт. – Москва, 2022. – URL: https://rg.ru/2022/06/03/nazvany-samye-populiarnye-u-rossiian-korejskie-doramy.html (дата обращения: 26.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.
9. rbc.ru: сайт. – Москва, 2023. – URL: https://www.rbc.ru/life/news/62fbd02e9a79477573deb9a2 (дата обращения: 27.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.
10. secretmag.ru: сайт. – Москва, 2016. – URL: https://secretmag.ru/trends/players/predsedatel-samsung-prevratil-kompaniyu-v-imperiyu.htm (дата обращения: 27.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.
11. Хачатрян, А.А. Рост и изменение корейского рынка косметики в структуре дистрибуции / А.А. Хачатрян, К.Д. Омельянюк // Вестник евразийской науки. – 2023. – Т. 15. – № 4. – URL: https://esj.today/PDF/15ECVN423.pdf (дата обращения: 27.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.
References
1. profi.wciom.ru: sajt. – Moskva, 2017. – URL: https://profi.wciom.ru/open_projects/rossija_koreja/ (data obrashhenija: 25.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.
2. tass.ru: sajt. – Moskva, 2023. – URL: https://tass.ru/obschestvo/18526093 (data obrashhenija: 25.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.
3. knife.media: sajt. – Moskva, 2022. – URL: https://knife.media/vk-kpop/ (data obrashhenija: 25.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.
4. www.yesasia.ru: sajt. – Kjongido, 2021. – URL: https://www.yesasia.ru/article/1003286 (data obrashhenija: 25.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.
5. daily.afisha.ru: sajt. – Moskva, 2023. – URL: https://daily.afisha.ru/news/76162-populyarnost-key-popa-v-rossii-znachitelno-vyrosla/ (data obrashhenija: 25.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.
6. www.kommersant.ru: sajt. – Moskva, 2023. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/5987807 (data obrashhenija: 25.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.
7.ria.ru: sajt. – Moskva, 2022. – URL: https://ria.ru/20220915/doramy-1816725075.html (data obrashhenija: 25.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.
8. rg.ru: sajt. – Moskva, 2022. – URL: https://rg.ru/2022/06/03/nazvany-samye-populiarnye-u-rossiian-korejskie-doramy.html (data obrashhenija: 26.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.
9. rbc.ru: sajt. – Moskva, 2023. – URL: https://www.rbc.ru/life/news/62fbd02e9a79477573deb9a2 (data obrashhenija: 27.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.
10. secretmag.ru: sajt. – Moskva, 2016. – URL: https://secretmag.ru/trends/players/predsedatel-samsung-prevratil-kompaniyu-v-imperiyu.htm (data obrashhenija: 27.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.
11. Hachatrjan, A.A. Rost i izmenenie korejskogo rynka kosmetiki v strukture distribucii / A.A. Hachatrjan, K.D. Omel'janjuk // Vestnik evrazijskoj nauki. – 2023. – T. 15. – № 4. – URL: https://esj.today/PDF/15ECVN423.pdf (data obrashhenija: 27.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.