Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КОРЕЙСКОЙ НАЦИИ, РУССКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КОРЕЙСКОЙ НАЦИИ, РУССКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
K-pop / дорама / корейская культура / мотивация к изучению / факторы влияния / общность / интерес / российская молодежь / исследование / K-pop / drama / Korean culture / motivation to study / influencing factors / community / interest / Russian youth / research

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Триандофилиди Виолетта Андреевна

Целью данного проекта является определение степени влияния определенного фактора на мотивацию российской молодежи к изучению корейской культуры. В своих исследованиях я использую сравнительный анализ литературных источников и выстраивание логических цепочек. Одна из ключевых причин возрастающей популярности культуры Кореи среди молодых людей – это высокий спрос на корейские телесериалы (дорамы) и популярную музыку в стиле “K-pop”. Новизна данного исследования заключается в том, что в настоящее время корейская культура становится все более популярной среди русской молодежи, однако мало исследований было проведено с целью выявления конкретных факторов, которые стимулируют интерес к этой культуре и ее изучению. Данный проект предлагает проанализировать исследования, описывающие опыт изучения культуры корейской нации русской молодежью, а также анализа статистических данных. Основной акцент будет сделан на выявлении факторов, таких как популярность дорам и “K-pop”, влияние социальных сетей и интернета на формирование интереса к корейской культуре, а также роль личностных факторов, таких как желание познавать новое и стремление к культурному обогащению. Это исследование поможет людям из разных сфер сформировать общее видение факторов влияющих на стремление россиян изучать корейскую культуру. Поможет понять почему именно Южная Корея, а не, к примеру, Соединенные Штаты Америки вызывают столь большой интерес. Также проанализированные статистические данные помогут понять в каких отношениях сейчас находятся русская и корейская нации: что их объединяет и привлекает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AFFECTING THE STUDY OF THE CULTURE OF THE KOREAN NATION BY RUSSIAN YOUTH

The purpose of this project is to determine the degree of influence of a certain factor on the motivation of Russian youth to study Korean culture. In my research I use comparative analysis of literary sources and building logical chains. One of the key reasons for the increasing popularity of Korean culture among young people is the high demand for Korean television series (dramas) and popular music in the K-pop style. The novelty of this study lies in the fact that currently Korean culture is becoming increasingly popular among Russian youth, but little research has been conducted to identify specific factors that stimulate interest in this culture and its study. This project proposes to analyze studies describing the experience of studying the culture of the Korean nation by Russian youth, as well as analyzing statistical data. The main emphasis will be on identifying factors such as the popularity of dramas and K-pop, the influence of social networks and the Internet on the formation of interest in Korean culture, as well as the role of personal factors such as the desire to learn new things and the desire for cultural enrichment. This study will help people from different spheres form a common vision of the factors influencing the desire of Russians to study Korean culture. It will help you understand why South Korea, and not, for example, the United States of America, is of such great interest. Also, the analyzed statistical data will help to understand the relationship between the Russian and Korean nations now: what unites and attracts them.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КОРЕЙСКОЙ НАЦИИ, РУССКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ»

Введение

В современном обществе стала заметна тенденция на проникновения корейской культуры в повседневную жизнь российской молодежи (от 14 до 35 лет включительно). Меня заинтересовал неизвестный фактор, влияющий на внедрение большей осведомленности о корейской нации, ее культуре и истории среди молодого населения Российской Федерации (далее – РФ), несмотря на то, что Республика Корея (далее – РК) была внесена в список «недружественных» стран.

Опираясь на статистические данные исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (далее – ВЦИОМ) совместно с Институтом российских исследований Университета Ханкук (г. Сеул) [1], мы можем увидеть, что интерес жителей двух стран к противоположной стороне за 2017 год вырос: и среди россиян (38%, против 30% в 2016), и среди корейцев (51%, против 36% в 2016 г.) увеличилась доля тех, кто заинтересован в пополнении знаний о другой стране. В настоящее время данные продолжают расти. Существенную роль в написании статьи определил факт колоссального роста интереса россиян к изучению корейского языка. Согласно исследованию «Авито услуг», спрос на изучение азиатских языков среди россиян вырос вдвое в этом году по сравнению с прошлыми. Особенно заметен рост интереса к корейскому языку – более 100%. В то же время спрос на изучение европейских языков остался на более низком уровне. За 2023 г. рейтинг языков возглавил корейский (+113% год к году) [2]. Рост интереса к межкультурной коммуникации не может быть праздным, ведь данные показывают рост осведомленности об интересующей россиян стране – Южной Корее.

Я вижу необходимость данного исследования в том, чтобы понять, что в корейской культуре является основным фактором привлекательности для граждан РФ, чем именно из всех стран мира привлекает россиян именно Южная Корея?

Целью моего исследования является выявление фактора и его влияние на мотивацию молодежи России к изучению корейской культуры.

Мои теоретические методы исследования включают в себя сравнительный анализ литературы в виде последовательности рассуждений.

Результаты исследования

Интерес к данной теме у меня вызвал всеобщий интерес и проникновение культуры Кореи в нашу жизнь: повсеместному использованию жестов, заимствованных слов и осведомленности, касаемо современной корейской культуры. На фоне широкого интереса россиян был введен специальный термин: «Корейской волной» (или «халлю») называют рост интереса к этой культуре – сериалам, фильмам, поп-музыке, бьюти-индустрии, гастрономии.

Для установления ведущего фактора, я решила руководствоваться принципом «от общего к частному» и соответственно «от частного к общему». Для начала я решила выяснить, что является основным и дополнительным средством популяризации информации для россиян. Имея в виду, очевидное преимущество самых популярных социальных сетей, таких как «ВКонтакте», “TikTok”, видеохостинга “YouTube” и музыкальной платформы «Яндекс.Музыка» – можно проследить какого рода контент вызывает оживленный интерес российской аудитории. Проведём взаимосвязь популярнейшего контента от корейцев на российском рынке и вытекающий из этого интерес к восточной культуре.

Исходя из приведенных данных ниже, наиболее популярным контентом из Корейской медиасферы является “K-pop” (музыкальный жанр, возникший в Южной Корее в 2000-е годы и превратившийся в масштабную музыкальную субкультуру) и корейские фильмы и сериалы в жанре «Дорама». «ВКонтакте» имеет больше 1,5 тысячи K-pop и дорам-сообществ с общей аудиторией 9,1 миллиона человек на момент 2022 г. Благодаря активности фанатов “K-pop” Чон Чонгук – фронтмен самой популярной корейской поп-группы в мире BTS (“Bangtan Boys”) – занял второе место в рейтинге влиятельных инфлюенсеров «ВКонтакте». Бойзбенд получил рекордное количество упоминаний в соцсети [3]. Что касается китайской социальной сети “TikTok” исследование, проведенное совместными усилиями “TikTok” и платформой “K-pop Radar”, показало, что количество K-pop-контента на платформе сильно выросло за последние три года. Согласно пресс-релизу, количество видеороликов с “K-pop” контентом выросло втрое и превысило 97 миллионов в сентябре 2021 года по сравнению с 33,5 миллионами в 2019 году [4]. Большую популярность эти направления в корейской культуре приобрели благодаря известности корейского айдола или исполнителей. В месяц в России Яндекс производит около 800 тысяч показов на запрос с названием популярной группы “BTS” и больше миллиона запросов кириллицей – «бтс». На «Яндекс Музыке» южнокорейские поп-альбомы стали слушать в 3 раза чаще в первом квартале 2023-го. В «MTC Music» рост составил 15–20% по сравнению с первым кварталом прошлого года . BlackPink – самая популярная женская группа. На YouTube они имеют наибольшее количество подписчиков среди мировых артистов: 65,9 миллионов человек [5]. На 2023 г. россияне стали в 2,8 раза чаще покупать товары, связанные с индустрией “K-pop”, в первом квартале год к году, рассказали «Ъ» в “Avito”. Речь идет о музыкальных альбомах и различной атрибутике с изображением популярных южнокорейских групп (фонарики, коллекционные карточки, ластики и т. д.) Так, только за апрель на “Avito” было куплено более 15 тыс. предметов из сегмента [6]. Мы видим, что с ростом популярности медийных личностей, говорящих на другом языке, повышается и интерес к языку. В России есть тематическая книга “K-POP dictionary”. Говори на языке своего айдола» – Редактор: Апалина А. Издательство: Бомбора, 2019 г.

Среди самых рейтинговых дорам на российских видеосервисах («Иви», Wink, Kion, Premier) – «Игра в кальмара», «Паразиты» или «Поезд» в Пусан», комедия «Силачка До Бон-cун» [7], «Ее личная жизнь», «Потомки солнца», «Что случилось с секретарем Ким?» [8]. Почему дорамы привлекли так много внимания со стороны российской аудитории? Можно проследить тонкую грань схожести совместно с новизной восприятия Кореи, в частности с самобытностью нации. Одно из главных отличий корейских дорам от западных сериалов – минимальное количество откровенных сцен. Кульминацией отношений здесь является поцелуй. Традиция сексуального консерватизма может рассматриваться как причина того, что в предыдущие годы тема секса на экране была табуирована, ведь философские корни страны уходят в конфуцианство, в котором ценится женское целомудрие и господство патриархата. С годами такой подход, конечно, меняется, но даже появление в кадре обнаженной женской груди выглядит радикализмом [9]. На постсоветском пространстве отношение к личной жизни было очень схоже, примером тому является часть фразы: «В СССР секса нет», которая стала крылатым выражением обозначения целомудрия нации.

В Корее культ еды и алкоголя, поэтому перекусы и вечерние встречи с рисовой водкой соджу тут будут встречаться почти в каждом эпизоде. Сюда же можно отнести и склонность азиатских стран к нечеловеческим переработкам, поэтому действие многих дорам происходит в офисе или после рабочего дня, когда сотрудники идут выпивать со своими руководителями. Интересные факты о корейской «культуре пития» для российского гражданина: отказ от употребления алкоголя приравнивается к неуважению.

Тема контраста финансовых проблем и влиятельности корпораций – тоже один из самых часто встречающихся тропов. И здесь русский человек найдет для себя новую грань восприятия Креи. Семья для корейцев – это фундамент, на котором выстроена национальная культура с ее нормами и обычаями. На семейных узах основывается бизнес и строятся самые большие корпорации. Пример Ли Бён Чхоля и корпорации “Samsung Group” [10] подчеркивает исключительную роль семьи в формировании и развитии корейского бизнеса. Для российского читателя изучение культуры Кореи открывает новые грани восприятия, позволяя лучше понять особенности менталитета и социально-экономического устройства страны. Через дорамы российский зритель узнает жизнь и быт современных корейцев, следовательно, чем больше его захватывает увиденное, тем больше он хочет окунуться в эту атмосферу. В следствии мы получаем популярность корейской кухни и копирование привычек корейцев, быта, стандартов отношений и т.д.

Герои фильмов всегда хорошо одеты, с идеальной кожей и идеальной укладкой, что вызывает повышенный интерес и спрос на корейские средства по уходу и декоративную косметику, которая только начала набирать свою популярность в России. в 2021 году 45,3 % респондентов ответили, что корейская косметика очень популярна в РФ. В связи с этим по уровню популярности корейской косметики в стране Россия заняла 9-е место в мире [11]. К этому можно прибавить известный актерский состав из популярных исполнителей или актеров Кореи, которые обеспечивают популярность сериалу на российском рынке. Это говорит нам о влиянии корейской культуры на нашу сферу красоты и тенденции косметологических услуг.

Выводы

Исходя из целей и задач данного исследования можно сделать несколько выводов:

Определяющим фактором в широкой волне популяризации корейской культуры среди молодежи является популярность дорам и K-pop, как главный фактор интереса к личностям, истории и языку. Выпуская качественный контент в мире кинематографа, а особенно исторических фильмов и сериалов, россияне лучше разбираются в уникальной истории РК, что не может не повлечь за собой изучение языка и поездки в изучаемую страну для погружения в языковую среду и быть формировавшийся 5000 лет. В музыке, корейцы обретают всё больше поклонников среди русской аудитории, за счёт интересных и талантливых исполнителей, чья продукция покупается повсеместно. Желание быть похожим или встретиться со своим кумиром в реальной жизни побуждает и сильно мотивирует российскую молодежь следовать тенденции в изучении корейской культуры, а точнее тенденции сфере красоты и языка.

Я считаю надлежащим поддерживать интерес молодежи к изучению корейского языка и популяризации корейской культуры в России, предложив меры по организации языковых курсов и культурных выездных мероприятий, как в России, так и в Корее.

Список литературы

1. profi.wciom.ru: сайт. – Москва, 2017. – URL: https://profi.wciom.ru/open_projects/rossija_koreja/ (дата обращения: 25.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.

2. tass.ru: сайт. – Москва, 2023. – URL: https://tass.ru/obschestvo/18526093 (дата обращения: 25.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.

3. knife.media: сайт. – Москва, 2022. – URL: https://knife.media/vk-kpop/ (дата обращения: 25.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.

4. www.yesasia.ru: сайт. – Кёнгидо, 2021. – URL: https://www.yesasia.ru/article/1003286 (дата обращения: 25.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.

5. daily.afisha.ru: сайт. – Москва, 2023. – URL: https://daily.afisha.ru/news/76162-populyarnost-key-popa-v-rossii-znachitelno-vyrosla/ (дата обращения: 25.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.

6. www.kommersant.ru: сайт. – Москва, 2023. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/5987807 (дата обращения: 25.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.

7.ria.ru: сайт. – Москва, 2022. – URL: https://ria.ru/20220915/doramy-1816725075.html (дата обращения: 25.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.

8. rg.ru: сайт. – Москва, 2022. – URL: https://rg.ru/2022/06/03/nazvany-samye-populiarnye-u-rossiian-korejskie-doramy.html (дата обращения: 26.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.

9. rbc.ru: сайт. – Москва, 2023. – URL: https://www.rbc.ru/life/news/62fbd02e9a79477573deb9a2 (дата обращения: 27.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.

10. secretmag.ru: сайт. – Москва, 2016. – URL: https://secretmag.ru/trends/players/predsedatel-samsung-prevratil-kompaniyu-v-imperiyu.htm (дата обращения: 27.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.

11. Хачатрян, А.А. Рост и изменение корейского рынка косметики в структуре дистрибуции / А.А. Хачатрян, К.Д. Омельянюк // Вестник евразийской науки. – 2023. – Т. 15. – № 4. – URL: https://esj.today/PDF/15ECVN423.pdf (дата обращения: 27.02.2024). – Режим доступа: для неавториз. пользователей. – Текст: электронный.

References

1. profi.wciom.ru: sajt. – Moskva, 2017. – URL: https://profi.wciom.ru/open_projects/rossija_koreja/ (data obrashhenija: 25.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.

2. tass.ru: sajt. – Moskva, 2023. – URL: https://tass.ru/obschestvo/18526093 (data obrashhenija: 25.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.

3. knife.media: sajt. – Moskva, 2022. – URL: https://knife.media/vk-kpop/ (data obrashhenija: 25.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.

4. www.yesasia.ru: sajt. – Kjongido, 2021. – URL: https://www.yesasia.ru/article/1003286 (data obrashhenija: 25.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.

5. daily.afisha.ru: sajt. – Moskva, 2023. – URL: https://daily.afisha.ru/news/76162-populyarnost-key-popa-v-rossii-znachitelno-vyrosla/ (data obrashhenija: 25.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.

6. www.kommersant.ru: sajt. – Moskva, 2023. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/5987807 (data obrashhenija: 25.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.

7.ria.ru: sajt. – Moskva, 2022. – URL: https://ria.ru/20220915/doramy-1816725075.html (data obrashhenija: 25.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.

8. rg.ru: sajt. – Moskva, 2022. – URL: https://rg.ru/2022/06/03/nazvany-samye-populiarnye-u-rossiian-korejskie-doramy.html (data obrashhenija: 26.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.

9. rbc.ru: sajt. – Moskva, 2023. – URL: https://www.rbc.ru/life/news/62fbd02e9a79477573deb9a2 (data obrashhenija: 27.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.

10. secretmag.ru: sajt. – Moskva, 2016. – URL: https://secretmag.ru/trends/players/predsedatel-samsung-prevratil-kompaniyu-v-imperiyu.htm (data obrashhenija: 27.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.

11. Hachatrjan, A.A. Rost i izmenenie korejskogo rynka kosmetiki v strukture distribucii / A.A. Hachatrjan, K.D. Omel'janjuk // Vestnik evrazijskoj nauki. – 2023. – T. 15. – № 4. – URL: https://esj.today/PDF/15ECVN423.pdf (data obrashhenija: 27.02.2024). – Rezhim dostupa: dlja neavtoriz. pol'zovatelej. – Tekst: jelektronnyj.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.