Научная статья на тему 'КОРЕЙСКИЕ ЛЕГЕНДЫ КАК ЧАСТЬ УНИКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ АЗИИ'

КОРЕЙСКИЕ ЛЕГЕНДЫ КАК ЧАСТЬ УНИКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корейский фольклор / Корея / легенды / мифы / культура / Korean folklore / Korea / legends / myths / culture

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хусаинова Аделя Расиховна, Майорова Ольга Александровна

Корейские легенды представляют собой уникальную часть культурного наследия Азии, сохраняя многовековые традиции, мифы и истории. В данной работе рассматриваются корейские легенды корейский фольклор и какое они имеют значение в культуре Азии. В статье использовались знания о корейской культуре, научную литературу религий, истории и культуры Кореи. Также было исследовано как культуры других стран, и религии влияли на корейский фольклор. Корейская культура пересекалась с такими религиями как конфуцианство и буддизм, а также с японской культурой. Статья призвана для углубления понимания большого разнообразия азиатских культур, а также подчеркнуть важность культурного наследия. Целью данной работы является изучение истории и корейских легенд, погрузиться в часть уникальной культуры Азии. Из задач мы выделили: изучение истории корейского государства и анализ для выведения особенностей корейского фольклора, передать основную информацию о части азиатской культуры, а также сравнение некоторых частей корейского фольклора с культурами других стран. Актуальность: изучение корейских легенд как части уникальной культуры Азии вносит свой вклад в научные исследования по направлениям культурной антропологии, историческим исследованиям, фольклористике и др. Изучение корейских легенд также помогает открыть двери для более глубокого понимания корейского народа, что способствует налаживанию межкультурного диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KOREAN LEGENDS AS PART OF THE UNIQUE CULTURE OF ASIA

Abstract. Korean legends represent a unique part of Asia's cultural heritage, preserving centuries-old traditions, myths, and stories. This paper examines Korean legends, Korean folklore, and their significance in Asian culture. The article used knowledge about Korean culture, scientific literature of religions, history, and culture of Korea. It has also been investigated how the cultures of other countries and religions influenced Korean folklore. Korean culture has intersected with religions such as Confucianism and Buddhism, as well as with Japanese culture. The article is intended to deepen understanding of the wide variety of Asian cultures, as well as to emphasize the importance of cultural heritage. The purpose of this work is to study the history and Korean legends, to immerse yourself in a part of the unique culture of Asia. Among the tasks we have identified: the study of the history of the Korean state and analysis to deduce the features of Korean folklore, to convey basic information about a part of Asian culture, as well as a comparison of some parts of Korean folklore with the cultures of other countries. Relevance: the study of Korean legends as part of the unique culture of Asia contributes to scientific research in the fields of cultural anthropology, historical research, folklore studies, etc. The study of Korean legends also helps to open the door to a deeper understanding of the Korean people, which contributes to the establishment of intercultural dialogue.

Текст научной работы на тему «КОРЕЙСКИЕ ЛЕГЕНДЫ КАК ЧАСТЬ УНИКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ АЗИИ»

Введение

В тысячелетней истории Азии зарождались разнообразные культуры, каждая из которых отличалась особенными традициями, религией и фольклором. Культура Востока пропитана многими направлениями в искусстве, философии, религии, архитектуры, литературы, музыки, живописи, боевых искусствах и другие. На Востоке любое действие превращается в искусство. Азия – это та часть мира, где мы можем найти или наблюдать, то, чего нету нигде во всем мире. Она может заставить увидеть самые нетипичные и странные вещи, которых мы еще не видели, и что может глубоко повлиять на наше понимание мира и мировоззрение.

Особенности Востока разнообразны и отражают уникальную историю Азии. От шаманских обрядов в Корее до спокойных чайных церемоний Японии, от традиционной каллиграфии Китая до танцев японских гейш, от которых не оторвать взгляда. Культура и история Восточной Азии богата и разнообразна, как и красочные пейзажи и бесконечные закаты в горах.

Одной из черт культуры востока мы выделяем глубокое уважение к традициям и предкам. На всей территории Азии, традиции и обычаи передаются из поколения в поколение, от особенных ритуалов до общественных норм, которые чтят потомки и передают будущему поколению, дабы сохранить традиции семьи и народа. Также вторая отличительная черта – это сильная взаимосвязь между человеком и душой – глубокое духовное наследие. Благодаря распространению в Азии буддизма, конфуцианства и других религий, на территории Азии расположено большое количество священных храмов и святилищ, которые представляют собой наличие религиозной преданности и духовного созерцания. На Востоке духовность переплетается с повседневной жизнью. Распространены такие практики как медитация и йога, которые могут открыть путь к просветлению и внутреннему покою. Каллиграфия, живопись и керамика, которые являются традиционными видами искусства, могут помочь понять философские принципы и открыть новые духовные горизонты, понимая мир через искусство.

Восточная культура также отличается глубокой связью с природой. Восток говорит нам о том, как важно жить в гармонии с природой, так как природа – это источник вдохновения и мудрости. Практика фэн-шуя в Китае, искусство икебаны в Японии, тесная взаимосвязь шаманизма и природы в культуре Кореи отражают связь с окружающим миром природы. Корейский шаманизм – это древнейшее верование, зародившееся на заре первобытной истории, в основе которого лежит поклонение духам или природе, которое со временем постепенно трансформируется и усложняется [1, С. 18-22].

Восток – это большая часть мира, которая была сформирована веками и тысячелетиями, и в которой сохраняется креативность, многогранность человека и жизнестойкость.

Быстрыми темпами растет интерес людей со всего мира к корейской культуре. Ее понимание затруднительно без знания об устройстве быта корейцев, а именно о фольклоре [2]. Корейская культура также является неотъемлемой частью Азиатской культуры, представляя собой тысячелетнюю историю, традиции и мифы, которые служат зеркалом, отражающие душу народа. Корейские легенды и мифы, глубоко уходящие далекое прошлое страны, показывают часть жизни корейского народа и пробуждают в нас интерес в изучении корейской истории и культуры.

В данной статье рассматривается корейские легенды, которые являются частью уникальной культуры Азии. Изучив данную тему, мы стремимся способствовать более глубокому пониманию культуры Востока и важной роли, играющая в сохранении памяти наследия.

Результаты исследования

Фольклор по своей сути не только искусство слова, но и неотъемлемая часть быта народного, пронизывающая жизнь и традиции людей, а также отображающая его стремления к добру, миру и пр. [3, С. 25-31]. Легенды – это один из жанров фольклора, поучительная или наставительная история, которая носит исторический и религиозно-мистический характер. Миф – оторванное от действительности изложение каких-либо событий, фактов [4, С. 50-53]. Для понимания корейской культуры и фольклора стоит изучить ее истоки. Также важно отметить тот факт, что у каждой истории и легенды есть множество разных версий. И можно встретить истории или легенды, которые в разных частях света имеют разные элементы, но сюжет и суть истории сохраняется.

Корейская мифология обладает рядом специфических черт. Она больше связана с историей страны или сказочным миром, чем с миром богов. В письменной традиции отражены в основном древние мифы о предках и поздние мифы об «исторических» героях, культовые мифы, связанные с буддизмом и конфуцианством, реже с демонологией. Мифические персонажи предстают как полуисторические – полулегендарные правители или герои древней Кореи, рождающиеся и действующие в хронологически фиксированное время и в географически ограниченном пространстве [5, С. 88-94].

Начало формирование корейского фольклора уходит глубоко в корни богатой истории Кореи. 2333 год до нашей эры считается начало существования страны Корея. Этот период также известен как Древний Чосон – 고조선, и он связан с мифом о Тангуне – 단군, который, согласно мифологии, является основателем Древнего Чосона. Данный миф является исходным пунктом в истории корейского государства. Миф о Тангуне занимает особое место в корейском обществе, и это признается как научными кругами, так и всеми корейцами [6, С. 42-48].

Миф начинается с принца небес Хван Уна – 환웅, который попросил у своего отца Хван Ина – 환인 спуститься с небес к людям на землю, где тот обучил людей ремеслу и земледелию. Встретил он медведицу и тигра, которые желали стать людьми и попросили помощи у Хван Уна. Принц небес обещал их превратить в людей, при условии, что медведице и тигру в течение ста дней было запрещено видеть дневной свет, и есть им было позволено только полынь и чеснок. Двадцать дней спустя тигр не смог выдержать и сдался. Однако, медведица продолжала следовать условиям и благодаря терпению была превращена в женщину с именем Унне – 웅녀. Поняв как Унне несчастна из-за отсутствия мужа и детей, она молила духов послать ей мужа и детей. Хван Ун взял пожалел Унне и взял ее в жены. У них родился сын, которого звали Тангун, и именно он считается основателем Пхеньяна – 평양 в Древнем Чосоне.

Во время существования трех государств – Когуре, Силла и Пекче, впервые начала формироваться религия буддизма. Несмотря на военные и политические конфликты между тремя королевствами, происходил процесс обмена историями и верованиями. В Когуре фольклор был тесно связан с шаманскими практиками, которые отражали связь между человеком и природой. Существовало много легенд о горных духах, водных божествах и других, а также ритуалы и церемонии, которые проводились в честь божественных существ, дабы они их защищали или не гневались на действия человека. В Пекче влияние на фольклор оказали и местные традиции и проникновение культуры других стран, таких как Китай. В Пекче было сильное влияние буддизма, который также проник в фольклор, открывая для корейского народа новые легенды и мифы. Истории о морских драконах достаточно часто встречаются среди легенд. В королевстве Силла фольклор характеризовался конфуцианскими идеалами верности, социальной иерархии, а также сыновней почтительности. Такие легенды как о верных подданных, мудрых и гуманных правителях служили моральными притчами для населения. У Силла, как и у Когуре было распространение шаманизма и шаманских ритуалов, которые также имели свое особое место в корейском фольклоре, предлагая вознесение к небесам через шаманский ритуал барабанами и другие.

По мере развития культуры корейских коренных народов Кореи, они также сталкивались с влиянием соседних стран, таких как Китай и Япония. Обмен культурными знаниями способствовало синтезу различных мифологических мотивов. В культурной и религиозной жизни Кореи шаманизм, несмотря на отсутствие формального статуса религии, на протяжении столетий оказывал значимое влияние на развитие общества [6]. В истории религий Кореи среди восточных религиозных школ наиболее весомое значение придается трем – конфуцианству, буддизму и даосизму [7].

Китай является соседом Кореи, как и во времена трех государств так и в наше время. Говоря о раннем периоде, нельзя отрицать, что Китай имел влияние на культуру Корее. Из Китая пришло сильное распространение конфуцианства и буддизма, данный факт никак не повлиял на ослабление шаманизма в Корее в тот период времени. Буддийские идеи в первое время не были привлекательны для корейцев. Конфуцианство же в некотором же смысле противоречило обычаям и традициям народа. Но позже идеи буддизма и конфуцианства получили свое распространение, повлияв на ценности, верования и традиции корейской культуры.

Как было сказано раннее, конфуцианские ценности и идеи отражаются в историях о гуманных правителях, верных подданных и честных чиновниках. Такие истории служили моральными составляющими для корейского народа, которые также укрепляли конфуцианские идеи на полуострове. Мы хотим отметить, что в конфуцианстве присутствует акцент на почитании предков и важности семейных уз. Ритуалы и церемонии в честь предков, такие как Чхусок – 추석 и Соллаль – 설날, являются частью корейского фольклора. Также духи предков часто являются частью многих корейских сказок, показывая взаимосвязь с предками и отражая уважение к семье.

Буддизм был основам на учениях о Четырех благородных истинах:

- сострадании

- происхождении и причинах страдания

- подлинное прекращение страдания и устранение его источников

- истинные пути к прекращению страдания

Буддизм делает акцент на сострадание. Буддийские мотивы пронизывают многие народные сказки, в особенности те, которые связаны с нравственностью, духовностью и со сверхъестественным. Истории о буддийский мифических существах и просветленных распространены в корейском фольклоре. Происходит некое смешение буддизма и шаманизма.

Также мы хотим отметить, что роль буддизма способствовало сохранению и распространению народных сказок в Корее. Буддийские храмы, расположенные на территории корейского полуострова, являются хранилищами народной мудрости и культурного наследия, в которых хранятся целые коллекции сказок, отражающие смешанные отношения между буддизмом и корейским фольклором.

Как было сказано выше, Японская культура также имела влияние в Корее. Хоть Япония и Корея являются соседями, часто между ними происходили конфликты. Но несмотря на конфликты между двумя странами, происходил культурный обмен, который привел к обогащению культуры стран.

Одно из существенных влияний японского фольклора на корейскую культуру можно увидеть в заимствовании мифических существ. Например, в японской мифологии существует существо, которое обладает мифическими способностями – Кицуне – 狐, так и в корейском фольклоре мы знаем такое существо как Кумихо – 구미호 – девятихвостый лис. Характеристики данного мифического существа идентичные: способность менять облик, обладает мифической силой, а также идентичное описание.

Благодаря распространению японской культуры на корейском полуострове в современном мире это играет большой плюс. Манга, аниме и видеоигры с персонажами японской мифологии также распространились среди корейской аудитории. В корейских фильмах и дорамах фигурируют персонажи мифического происхождения, такие как токкэби, кумихо и другие. Такой обмен привел к глобализации японского фольклора и его распространению в корейском обществе.

Но стоит отметить, что не только Япония внесла вклад и влияние в культурном обмене. Корея также имела свое влияние на японскую культуру, дав некоторые элементы своего фольклора. Такие легенды как легенды о Токкэби – 도깨비 и Мульквисин – 물귀신. Токкэби – это дух, который может быть злым и добрым, даже может оберегать или пакостить человеку. Есть одна интересная легенда об этом духе: говорят, что токкэби любит выпивать с людьми поэтому, когда пьешь вместе с ним, стоит быть настороже, а то сам станешь злым духом. Этот мифический персонаж встречается не только в корейских сказках, но также и в японском и китайском фольклоре [8]. Мульквисин – это одинокие призраки, которые когда-то были людьми, но умерли по трагичным обстоятельствам, и в образе призрака они ищут себе компанию, заманивая людей в воду. Данные персонажи нашли свой отклик в японской литературе, распространяясь среди японского населения.

Во времена династии Чосона (1392–1897) корейский фольклор достиг новых высот благодаря изобретению корейского алфавита – Хангыль – 한글. Изобрел хангыль король Седжон в 15 веке, и он способствовал широкому распространению сказок и легенд в письменном виде. Ученые и писатели собирали и составляли коллекцию из народных сказок. Такое как «Самгук Юса» – 삼국유사 (Памятные вещи Трех королевств), который обеспечили хранение для будущих поколений.

Корейский фольклор, глубоко укоренившийся в многовековых традициях и культурном наследии, продолжает процветать в современном обществе, эволюционируя и адаптируясь к сложностям современной жизни. В этой статье дается всесторонний анализ корейского фольклора в наше время, исследуются его разнообразные проявления, культурное значение и непреходящая актуальность в 21 веке. Опираясь на междисциплинарные подходы антропологии, литературы, культурологии и фольклористики, мы исследуем многогранный ландшафт корейского фольклора, исследуя его роль в формировании идентичности, укреплении сообщества и сохранении культурного наследия. С помощью тематических исследований, анализа популярных СМИ и интервью с практиками мы освещаем динамичное взаимодействие традиций и современности в корейском фольклоре, подчеркивая его жизнестойкость, креативность и адаптивность перед лицом социальных, экономических и технологических изменений. В конечном счете эта статья дает представление о яркой палитре корейского фольклора в наше время, подчеркивая его важность как живого культурного наследия, которое продолжает вдохновлять, обогащать и объединять людей по всему миру.

Корейские легенды и весь корейский фольклор с его богатствами стал неотъемлемой частью корейского общества. Легенды и мифы, которые передаются из поколения в поколение, из уст в уста, через литературу, отражают ценности и верования корейского народа.

Корейское общество претерпело преобразования, вызванные глобализацией и НТП, что привело к изменениям в государственной и социальной структуре. Несмотря на кардинальные перемены, корейский фольклор сохранился как устойчивая культурная сила, которая адаптируется к изменениям современности.

Одним из понятий корейского фольклора в современном мире является его адаптация. Персонажи из традиционных народных сказок и легенд появляются в историях писателей книг и веб-комиксов, а также в фильмах, известные как дорамы. Такие культовые фильмы как Гоблин, Невеста речного бога, Мой сосед кумихо и многие другие. Мифические существа создают захватывающие сюжеты, что нравится современной аудитории по всему миру.

Традиции корейского фольклора остаются актуальными среди корейского населения. Каждый год проводятся фестивали, которые связаны с традиционными народными танцами, ритуалами и перформансами, которые дошли до наших лет. Фестивали служат привлечением внимания для туристов, которые хотят обогатиться корейской культурой или имеющие интерес к Корее.

В обычном жизненном быту корейский фольклор тоже оставил свое влияние. Ритуалы, обычаи и суеверия укоренились в повседневной жизни корейского народа. В наше время проводится обряд «Джеса» – 제사 – обряд поминания предков, который проводится в день смерти члена семьи. Данная традиция практиковалась еще во времена эпохи Дангун в Древней Корее. Праздники, обычаи и обряды, связанные с определенными календарными датами, в культуре и быту корейцев занимали и занимают значительное место [9]. Фольклор служит источником гордости и самобытности корейцев, связывая их с предками и культурным наследием [10].

Выводы

Корейский фольклор остается ярким и уникальным культурным наследием, которое продолжает развиваться и в наше время, захватывая внимание людей с других стран. Несмотря на развивающуюся глобализацию фольклор не оставляет своей актуальности и значимости, сохраняя свою культуру в современном мире. Благодаря интересу людей к корейским легендам и мифам, он будет продолжать очаровывать и вдохновлять людей на протяжении еще многих поколений.

В заключение мы отмечаем, что формирование корейского фольклора – это сложный процесс, который охватывает века и тысячелетия истории, культурного обмена между странами и проникновение религии. Начиная с формирования корейского государства и заканчивая современным миром, корейский фольклор играет значимую роль в культуре и истории.

Корейские легенды являются удостоверением богатого мира азиатской культуры, которые сочетают в себе истории, мифы и религиозные суждения. В них заложены представления и ценностях, верованиях и страхах корейского народа, которые являются частью азиатской культуры. Ощутимо влияние конфуцианства, буддизма и японской культуры на культуры корейского полуострова. Корейские легенды можно представить в виде моста, соединяющий прошлое и настоящее, сохраняя общую память и мудрость поколений, которые вдохновляют следующие поколения. Сохранение корейского фольклора в современном мире имеет свою роль, постоянно напоминая нам о важности сохранения памяти и истории, важности культурной дифференциации, налаживания межкультурных связей для укрепления отношений.

Список литературы

1. Балданова, Д.В. Понятие корейского шаманизма и шаманского ритуала «кут»: история и современность // Бурятский государственный университет. 2010. № 14. С. 18-22.

2. gramota.ru: сайт. – Москва, 2000. URL: https://gramota.ru/ (дата обращения: 18.04.2024). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

3. Аникина, А.А. Корейский фольклор и его связь с фольклором других стран // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. Т. 3. № 1. С. 25-31.

4. Хайрутдинов, Р.Р., Хабибуллина, Э.К. Мифы России и Кореи: особенности и различия // Корееведение в России: направление и развитие. 2021. Т. 2. № 1. С. 50-53.

5. Носкова, Н.Г. Миф о Тангуне в южнокорейской историографии // Вестник Томского государственного университета. 2015. Т. 34. № 2. С. 88-94.

6. Окорокова, А.Д. Шаманизм в Корее. Шаманы и ритуалы // Корееведение в России: направление и развитие. 2020. Т. 1. № 1. С. 42–48.

7. аkoryo-saram.ru: сайт. – Москва, 2013. URL: https://koryo-saram.site/ (дата обращения: 19.04.2024). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

8. deziiigh.ru: сайт. – Москва, 2020. URL: https://deziiign.ru (дата обращения: 19.04.2024). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

9. Джарылгасинова, Р.Ш. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Годовой цикл / Джарылгасинова Р.Ш., Малявин В.В., Ионова Ю.В. и др. – Москва: Наука, 1989. – 359 c. – ISBN 5-02-016952-8. – Текст: непосредственный.

10. dzen.ru: сайт. – Москва, 2015. URL: https://dzen.ru/ (дата обращения: 20.04.2024). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

References

1. Baldanova, D.V. Ponjatie korejskogo shamanizma i shamanskogo rituala «kut»: istorija i sovremennost' // Burjatskij gosudarstvennyj universitet. 2010. № 14. S. 18-22.

2. gramota.ru: sajt. – Moskva, 2000. URL: https://gramota.ru/ (data obrashhenija: 18.04.2024). – Rezhim dostupa: svobodnyj. – Tekst: jelektronnyj.

3. Anikina A.A. Korejskij fol'klor i ego svjaz' s fol'klorom drugih stran // Koreevedenie v Rossii: napravlenie i razvitie. 2022. T. 3. № 1. S. 25-31.

4. Hajrutdinov R.R., Habibullina Je.K. Mify Rossii i Korei: osobennosti i razlichija // Koreevedenie v Rossii: napravlenie i razvitie. 2021. T. 2. № 1. S. 50-53.

5. Noskova N.G. Mif o Tangune v juzhnokorejskoj istoriografii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. T. 34. № 2. S. 88-94.

6. Okorokova A.D. Shamanizm v Koree. Shamany i ritualy // Koreevedenie v Rossii: napravlenie i razvitie. 2020. T. 1. № 1. S. 42-48.

7. akoryo-saram.ru: sajt. – Moskva, 2013. URL: https://koryo-saram.site/ (data obrashhenija: 19.04.2024). – Rezhim dostupa: svobodnyj. – Tekst: jelektronnyj.

8. deziiigh.ru: sajt. – Moskva, 2020. URL: https://deziiign.ru (data obrashhenija: 19.04.2024). – Rezhim dostupa: svobodnyj. – Tekst: jelektronnyj.

9. Dzharylgasinova, R.Sh. Kalendarnye obychai i obrjady narodov Vostochnoj Azii : Godovoj cikl / Dzharylgasinova, R.Sh., Maljavin, V.V., Ionova, Ju.V. i dr. – Moskva: Nauka, 1989. – 359 c. – ISBN 5-02-016952-8. – Tekst: neposredstvennyj.

10. dzen.ru: sajt. – Moskva, 2015. URL: https://dzen.ru/ (data obrashhenija: 20.04.2024). – Rezhim dostupa: svobodnyj. – Tekst: jelektronnyj.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.