Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на формирование инновационной среды в бизнес-образовании'

Факторы, влияющие на формирование инновационной среды в бизнес-образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / БИЗНЕС-ШКОЛА / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / SINNOVATIONS / INNOVATIVE ENVIRONMENT / BUSINESS SCHOOL / BUSINESS EDUCATION / MANAGEMENT OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щенникова Е. С.

В статье рассматривается проблема необходимости формирования инновационной среды в системе бизнес-образования. Предложена совокупность взаимосвязанных факторов, влияющих на возможности обеспечения внутренней инновационной среды для бизнес-школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The factors influencing formation of the innovative environment in the business-education

In article the problem of need of formation of the innovative environment in business education system is considered. Set of the interconnected factors influencing possibilities of providing the internal innovative environment for business schools is offered.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на формирование инновационной среды в бизнес-образовании»

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИИ

Е.С. Щенникова, зам. декана факультета Менеджмента Тел.: (495) 556-02-06; E-mail: lena_k@progtech.ru Международного института менеджмента ЛИНК http://www.ou-link.ru

In article the problem of need of formation of the innovative environment in business education system is considered. Set of the interconnected factors influencing possibilities of providing the internal innovative environment for business schools is offered.

В статье рассматривается проблема необходимости формирования инновационной среды в системе бизнес-образования. Предложена совокупность взаимосвязанных факторов, влияющих на возможности обеспечения внутренней инновационной среды для бизнес-школ.

Ключевые слова: инновации, инновационная среда, бизнес-школа, бизнес-образование, управление знаниями

Keyword: sinnovations, innovative environment, business school, business education, management of knowledge

Введение

В начала ХХ1 века тенденция развития мирового рынка характеризуется ростом динамики, нестабильности и глобализации бизнеса. Эти процессы свидетельствуют о непрерывной эволюции индустриального общества и его переход на новую стадию развития - информационное общество, или общество знаний. Его особенностью является повышенное внимание к знаниям, которыми обладают отдельные индивидуумы и целые организации. Становится все более очевидным, что развитие инновационной экономики невозможно без инноваций в образовании.

Для бизнес-школ при взаимодействии с корпоративными заказчиками, использование инноваций ориентированных на удовлетворение потребностей реального бизнеса, как основы достижения стратегического конкурентного преимущества не требует особых доказательств. М. Портера в своей работе пишет: «Компания добивается конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя, как новые технологии, так и новые методы работы... После того, как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений. Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций» [1].

Инновационная составляющая становится ключевым фактором успеха при решении задач на всех уровнях организации, а формирование инновационной среды - важнейшим условием для осуществления эффективных инноваций.

Можно выделить несколько уровней инновационной среды - внешнее окружение инновационной организации, её инновационной системы состоящее из дальнего окружения (макросреда), практически малодоступной для оказания со стороны организации какого-либо воздействия и ближнее окружение (микросреда), поведение которой под некоторым влиянием организации. В качестве компонентов макросреды выступают социальная, технологическая, экономическая и политическая сферы. Компонентами микросреды принято считать определенные стратегические зоны хозяйствования: рынок новшеств, рынок чистой конкуренции инноваций, рынок инновационных инвестиций, звенья административной системы, с которыми непосредственно связаны участники инновационного процесса, звенья инновационной инфраструктуры, обслуживающие инновационный процесс.

Наряду с внешними уровнями, можно говорить и о внутренней инновационной среде, которую может формировать сама организация. Под внутренней инновационной средой понимается внутрифирменные отношения компонентов фирмы, связи, образуемые состоянием элементов системы фирмы, влияющих на ее инновационный процесс. Инновационный процесс - совокупность состояний инновации, сменяющих друг друга в процессе преобразования начального

состояния в конечное состояние. Создание внутренней инновационной среды необходимое условие для обеспечения инноваций в системе бизнес-образования.

Бизнес-школы первые ощутили не себе разрыв между потребностями бизнеса в менеджерах способных осуществлять эффективное руководство в новых условиях ведения бизнеса и возможностями бизнес-образования в его классической форме. Это связано с тем, что основной объем подготовки и переподготовки реально работающих менеджеров под потребности рынка идет именно через бизнес-школы. В связи с этим важным вопросов для понимания механизмов формирования внутренней инновационной среды в бизнес-школах является понимание факторов способствующих этому. На наш взгляд, необходимыми условиями для обеспечения возможности создания инновационной среды в бизнес-школах являются описанные ниже.

1. Институционально бизнес-школа должна быть самостоятельной бизнес-единицей. По отношению к частным бизнес-школам это условие выполняется, как правило, автоматически. В условиях бизнес-школ, являющихся структурными подразделениями университетов, это реализовать гораздо труднее. Имеются две группы существующих ограничений, которые необходимо учитывать и преодолевать при формировании инновационной среды. Первая группа ограничений относится к внешним ограничениям. Эти ограничения носят законодательный и нормативный характер и сдерживают инновационное развитие.

Вторая группа ограничений связана с природой традиционных университетов, что зафиксировано в структурных стереотипах, культуре и доминирующих ментальных моделях. Попытка структурного обособления бизнес-школы, как правило, вступает в противоречие с культурой организации, нацеленной на государственное финансирование, и поведением персонала.

2. Бизнес-школа должна иметь собственную развитую систему управления знаниями.

Из «обучающей» организации бизнес-школа трансформируется в «обучающуюся». По определению П. Сенге: «Обучающаяся организация - место, где люди постоянно расширяют свои способности добиваться желаемых результатов, где вынашиваются новые развивающие модели мышления, где коллективные устремления свободны и где люди постоянно учатся тому, как учиться вместе» [2].

Приведенные характеристики относятся к наиболее сложно поддающемуся описанию феномену организационной культуры. Таким образом, бизнес-школа осуществляет управление собственными знаниями. Эти знания имеют открытый характер.

При взаимодействии бизнес-школы и корпоративного заказчика на всех этапах (проектирование программы, реализация обучения, рефлексия и подведение итогов) происходит создание нового знания, обмен знаниями, переход знаний из одного состояния в другое.

Рис. 1 Процесс управления знаниями как совместная деятельность бизнес-школы и корпоративного заказчика

Процесс управления знаниями как совместная деятельность бизнес-школы и корпоративного заказчика показана на рис. 1. Главная идея заключается в том, что помимо объединения материальных и человеческих ресурсов процесс объединения знаний, их интерференция и преобразование является ключевым. Такая совместная работа влияет на знания как на уровне организаций в целом через воздействие на культуру, рост интеллектуальной собственности (про-

граммы, проекты и т.п.), так и на индивидуальном уровне через рост квалификации персонала обеих организаций. Это процесс, через который проходят все участники совместной работы. В частности, завершающий этап внедрения приводит к изменениям на предприятии/организации, как и к изменениям в бизнес-школе. В частности, в бизнес-школе помимо наращенного опыта персонала могут появиться новые курсы, программы, учебные примеры, информационные системы, методические руководства.

3. Бизнес-школа должна быть интегрирована в сеть. Элементами этой сети могут быть как другие учебные заведения, так и субъекты экономической деятельности. Это связано с тем, что экономика, построенная на знаниях, имеет сетевую структуру. Для этого бизнес-школа должна иметь свойства открытой системы.

Наиболее общий подход к пониманию природы образовательной сети может дать «Треугольник Скирма» [4], который интегрирует сеть знаний как объединение электронных и человеческих сетей при наличии совместный стратегий см. рис 2. Необходимым условием такого объединения являются развитие самих знаний, технологий выработки стратегических решений и их реализации, технологии управления человеческими отношениями и сетевыми электронными коммуникациями, а также присутствие виртуального характера деятельности.

Если рассматривать бизнес-образование как бизнес, то возможность предоставления образовательной услуги требует формирования управленческо-административных сетей, финансовых и маркетинговых сетей [5].

Согласованное управленческо-административное взаимодействие базируется как на явных знаниях (зафиксированных в договорах, инструкциях, учебных планах и т.п.), так и на знаниях неявных, приобретенных людьми в процессе работы, специального обучения, взаимообмена опытом.

Последнее утверждение означает, что сети могут формироваться только самообучающимися организациями. Это требует целенаправленной работы по наращиванию человеческого интеллектуального капитала - такого, как уникальные коллективные навыки и возможности всех работников.

Сеть знлннй

Щенников С.А

Рис.2 Образовательная сеть.

Степень виртуализации становится организационной характеристикой. Под образовательной сетью («виртуальный университет» - это частный случай) обычно подразумевают сеть юридически самостоятельных, но экономически зависимых учебных заведений, которые предлагают общие образовательные услуги. С созданием виртуальных сетевых организаций перед учебными заведениями открываются огромные возможности для установления новых форм сотрудничества - от уровня студента до уровня учреждения через электронные средства общения, которые могут радикально изменить как возможности доступа к образованию, так и сам образовательный процесс.

Глобальная транснациональная экономика приводит к сложным процессам взаимодействия с национальным государственным аппаратом. Вызов для государственных органов заключается в создании баланса между государственным регулированием и свободной конкуренцией.

Анализируя европейский опыт, Тайт [8] предложим следующую типологию центров ДО:

Минимальная модель. Включает в себя аренду площадей в существующем учебном заведении. Отличается гибкостью и экономичностью, однако имеет недостаток, так как внешние студенты ощущают низкую степень принадлежности к центру.

Модель партнерства. Предлагает учебному заведению передавать часть деятельности по поддержке студентов другому учебному заведению. Студенты являются одновременно студентами системы ОДО и базового института, где определены общие интересы.

Аккредитационная модель. Позволяет использовать ресурсы базового учебного заведения, которых может не хватать в системе ОДО. Позволяет при продвижении услуг опираться на эти ресурсы. Высокая степень «преданности» у студентов. Возможна ситуация, когда учебный центр берет на себя часть функций по администрированию, контролю и т. д.

Региональная модель. Похожа на модель партнерства. Однако некоторые специфические характеристики наделяют ее самостоятельными правами, такими, как особый статус в масштабах города либо региона; возможность иметь широкий доступ для местных жителей; быть частью либо центром различных сетей.

Корпоративная модель. Может быть реализована в виде корпоративного центра с особыми программами, направленными на обучение и тренинг персонала. Иногда компании делают свои центры открытыми для других. Центр может быть открыт для других учебных заведений, которые используются центром как провайдеры (это аналогично региональной модели).

Региональный центр. Может включать в себя набор моделей и различные функции. Центр может осуществлять управление другими центрами и делегировать им полномочия по поддержке студентов или может стать центром, который повышает свою ответственность и статус вплоть до официального контроля над неакадемическим персоналом других центров.

Следует отметить, что сети бизнес-образования могут иметь региональный, общенациональный и глобальный масштабы.

Таблица

Сравнение образовательных парадигм

Классическая парадигма Постиндустриальная парадигма

1.Основная миссия образования: подготовка специалистов к жизни и труду 1. Основная миссия образования: обеспечение условий самоопределения и самореализации личности

2. Человек - простая система 2. Человек - сложная система

3. Репродукция (трансляция знаний) 3. Производство знаний

4. Знания и опыт - из прошлого («школа памяти») 4. Знания - из будущего («школа мышления»)

5. Внешние образовательные стимулы 5. Внутренние образовательные стимулы

6. ИТ-среда по передаче знаний 6. ИТ - навигационно-коммуникационная среда

7. Обучение - передача известных образцов знаний, умений и навыков («образцевание») для работы в стабильном контексте 7. Образование - создание человеком мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры

8. Обучаемый - объект педагогического воздействия 8. Обучающийся - субъект целеполагания и познавательной деятельности

9. Преподаватель является экспертом 9. Преподаватель является тьютором

10. Жестко заданная учебным заведением линейная образовательная траектория 10. Гибкая нелинейная образовательная траектория

11. «Индивидуалистическая» образовательная среда 11. Кооперативная образовательная среда

12. Низкая вариативность учебных ситуаций 12. Высокая вариативность учебной ситуации

13. Обучение через экспертов 13. Обучение через реальную (аутентичную) деятельность

14. Субъектобъектные, монологические отношения педагога и обучаемого 14. Субъект-субъектные, диалогические отношения педагога и обучающегося

15. Ответная «репродуктивная» деятельность обучающегося 15. Активная, творческая деятельность обучающегося

4. Образовательная модель бизнес-школы должна формироваться в постиндустриальной парадигме.

Появление в менеджменте теорий, связанных с управлением знаниями, ознаменовало собой завершение определенного исторического периода, когда взаимовлияние изменений, происходящих в образовании и бизнесе, происходило достаточно слабо и опосредованно.

Теория управления знаниями явилась мощнейшим аргументом в пользу инновационных образовательных моделей и большим ресурсом совершенствования понимания бизнес-образования.

Использование термина «постиндустриальная образовательная парадигма» фиксирует связь новой парадигмы со стадией общественно-экономического развития.

Основные моменты, отделяющие постиндустриальную образовательную парадигму от классической, приведены в таблице, которая обобщает идеи, изложенные группой авторов работы [3], а также в работе Ван-Баалена и Тодениуса [6]. Предложенные основания для различения формируют требования к современным образовательным моделям, адекватным механизмам управления знаниями во всем их многообразии.

5. Образовательная деятельность должна быть организована в соответствии с механизмами управления знаниями.

Если в основе классической парадигмы образования лежит дискретно-линейная модель: «знание - понимание - опыт применения в стандартной ситуации», то в основе постиндустриальных образовательных моделей лежит представление об образовательном процессе как непрерывно повторяющихся циклах: «опыт - рефлексия - знание - применение в изменяющихся ситуациях».

Обычно такое представление называют «циклом Колба-Фрая» [7].

Обучение как циклический процесс базируется на личном опыте обучающегося и включает следующие этапы:

* Осуществление реальной практики, порождающей необходимость развития через обучение;

* Рефлексивный анализ собственной практики в контексте более широкого опыта, пробле-матизация;

* Выявление либо построение концепций, моделей и способов решения выявленных проблем;

* Активное экспериментирование, направленное на решение проблем предложенным способом.

Ключевые особенности этой модели:

* Обучение реализуется как циклический процесс с последовательно взаимосвязанными этапами, причем каждый пройденный цикл является началом следующего цикла;

* Циклы не только сменяются в известной последовательности, но его этапы попарно противостоят друг другу, когда конкретному опыту противостоит абстрактная концептуализация, а этапу рефлексии - активный эксперимент.

* Обучение помещено в контекст повседневной жизни и опыта и не рассматривается как нечто происходящее только в рамках формальных «учебных» занятий.

Качество, ценность знаний для каждого конкретного человека определяется личными характеристиками человека, целями деятельности, требующей определенных знаний и реализуемой в контексте (в котором эта деятельность осуществляется). Таким образом, деятельностный и личноориентированный подходы фиксируют относительность любого знания не только как субъективного образа объективной реальности (т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли), но и как ресурса целенаправленной деятельности.

Именно так современная дидактика бизнес-образования интерпретирует и реализует современные идеи управления знаниями. Адекватность образовательного цикла Колба-Фрая этапам типичной инициативы по управлению знаниями показана на рис. 3, где внутренний цикл графически отражает образовательный процесс, внешний цикл соответствует этапам типичной инициативы по управлению знаниями.

Рис. 3. Схема соотнесения образовательного цикла Колба-Фрая и типичных инициатив по

управлению знаниями

Циклическая модель обучения Колба-Фрая позволяет организовать образовательную деятельность как непрерывный инновационный процесс. Можно предложить следующую модель непрерывности взаимодействия знаний и инноваций в процессе обучения (рис.4)

Применение Создание Преобразование знаний Интеграция

‘ 1 ь Г 1 ь г

процесс непрерывных инноваций

Рис. 4 Модель непрерывности взаимодействия знаний и инноваций в процессе обучения

Этот процесс протекает как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Например, мы можем говорить об интеграции знаний как на уровне одного человека, так и на уровне обучающейся группы.

В случае корпоративного обучения, когда имеется общий производственный контекст, в задачу бизнес-школы входит:

_ Поддержка в коллективном осмыслении общего контекста

_ Интеграция контекста каждого работника в общую схему представлений

_ Расширение контекста через привлечение внешней информации, экспертных зна-

ния, моделей управления и т.п.

_ Содействие в развитии внутрифирменных сетей

_ В случае, когда учебная группа состоит из представителей разных организаций, в

задачу бизнес-школы входит:

_ Формирование общего приемлемого контекста как образовательного ресурса

_ Поддержка в индивидуальном осмыслении каждым обучающимся своего контекста

_ Расширение индивидуального контекста за счет ресурсов других обучающихся,

привлечение экспертных знаний, моделей управления и т.п.

_ Содействие в формировании обучающимися индивидуальных сетей за пределами

организации

6. Наличие у бизнес-школы возможности использования современных информационно-коммуникационных технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимость выделения этого условия как отдельного связана с переходным периодом освоения новых технологий.

Развитие информационно-коммуникационных технологий как стратегически необходимое условие требует ситуации избыточности ресурсов, направляемых в эту сферу деятельности. Использование ИКТ как необходимого инструмента управления знаниями в настоящее время бурно развивающаяся сфера научной и практической работы. Этому посвящено большое количество работ. Последнее время применительно к образовательной деятельности активно развивается направление электронного обучения (eLearning).

Завершая рассмотрение факторов способствующих формированию внутренней инновационной среды в бизнес-школах необходимо отметить их системность, поскольку каждое из этих условий является необходимым и взаимообусловленным. Недостаточное внимание хотя бы к одному из перечисленных факторов существенно снижает способность бизнес-школы эффективной инновационной деятельности.

Литература

1. Портер М.Е. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость /Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 715 с.

2. Сенге П. Пятая Дисциплина, М., 2003

3. Филиппов В.М. (руководитель авторского коллектива) Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. М. «Логос». 2006

4. Щенников С.А. Открытое дистанционное бизнес-образование как воплощение глобализации/ Бизнес-образование. №1 (16). 2004

5. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. М: Наука. 2002

6. Baalen P.J. van, Thodenius B. Authentic Management learning in a virtual collaborative learning environment // Resench and innovation in open and distance learning: The First Research Workshop of EDEN, Prague, 2000, p.155-158

7. Kolb D., Fry R. Towards and applied theory of experiential learning // Theories of group processes. Wiley, 1975, pp.33-57

8. TaitA. Study centers: the European experience / Proc. of the Lisbon 2000 Europ. Conf. “ODL networking for quality learning” / The European OLD Liaison Committee. Universidade Aberta. Lisbon, 2000

БЛОГОСФЕРА КАК ПОЛЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ ЧИТАТЕЛЯ

Л.Б. Зубанова, доктор культурологи, заведующая кафедрой культурологии и социологии

Тел.: ,e-mail:kf4@chgaki.ru Челябинская государственная академия культуры и искусств http://www.chgaki.ru

Article is devoted to problems of judgment of the modern blog sphere forming new type of the active reader. The understanding of activity of audience is shown on an example of comments of the blog of Dmitry Medvedev and estimated through the following characteristics: number of messages, emotional involvement of the reader, efficiency and duration of commenting of information, debatable and dialogue nature of communication.

Статья посвящена проблемам осмысления современной блогосферы, формирующей новый тип активного читателя. Понимание активности аудитории демонстрируется на примере комментариев блога Дмитрия Медведева и оценивается через следующие характеристики: количество сообщений, эмоциональная вовлеченность читателя, оперативность и продолжительность комментирования, дискуссионно-диалоговый характер коммуникации.

Ключевые слова: блогосфера, блог, читатель, коммуникация, коммуникативная активность читателя

Keywords: blog sphere, blog, reader, communication, communicative activity of the reader

Классик исследований масс-медиа Маршалл Маклюэн делил средства коммуникации на «горячие» и «холодные» - характеризующиеся низкой или высокой степенью активности и включенности аудитории. Если уж разбираться совсем досконально, то традиционные СМК (телевидение, пресса, радио) - не в полной мере коммуникация, ведь в них почти не преду-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.