Научная статья на тему 'Бизнес-образование как основной ресурс обеспечения развития региона в современных условиях (на примере Забайкальского края)'

Бизнес-образование как основной ресурс обеспечения развития региона в современных условиях (на примере Забайкальского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / РЕСУРС / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ / БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОН / BUSINESS EDUCATION / REGIONAL ECONOMY / BUSINESS EDUCATION MODEL / BASIC EDUCATION VALUES / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышев Евгений Анатольевич, Эрдынеева Клавдия Гомбожаповна, Макарова Татьяна Борисовна

В статье представлены перспективы развития Забайкальского края. Анализируются региональные особенности развития инновационной деятельности. Рассматриваются тенденции глобализационных процессов на рынках образовательных услуг. Выделены типы моделей бизнес-образования в зависимости от принципов предоставления образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малышев Евгений Анатольевич, Эрдынеева Клавдия Гомбожаповна, Макарова Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development potential of Zabaikalsky Krai: modernization and innovations

In the article the development potential of Zabaikalsky Krai is represented; the regional specific features of innovation activities development are analyzed; the global processes trends for education service market are brought into focus; the business education model types depending on principles of rendering of educational services, are identified.

Текст научной работы на тему «Бизнес-образование как основной ресурс обеспечения развития региона в современных условиях (на примере Забайкальского края)»

УДК 332.146.2(571.54/55):371.014

Е. А. Малышев, К. Г. Эрдынеева, Т. Б. Макарова

Бизнес-образование как основной ресурс

обеспечения развития региона в современных условиях (на примере Забайкальского края)

В статье представлены перспективы развития Забайкальского края. Анализируются региональные особенности развития инновационной деятельности. Рассматриваются тенденции глобализационных процессов на рынках образовательных услуг. Выделены типы моделей бизнес-образования в зависимости от принципов предоставления образовательных услуг.

In the article the development potential of Zabaikalsky Krai is represented; the regional specific features of innovation activities development are analyzed; the global processes trends for education service market are brought into focus; the business education model types depending on principles of rendering of educational services, are identified.

Ключевые слова: бизнес-образование, ресурс, экономика региона, модель бизнес-образования, базовые ценности образования, регион.

Key words: business education, regional economy, business education model, basic education values, region.

Согласно данным Всемирного экономического форума на сегодняшний день Россия занимает 58 место в Глобальном индексе конкурентоспособности, составленном по совокупности двенадцати наиболее важных факторов (макроэкономическая стабильность, высшее образование, гибкость рынка труда, размер рынка, индикаторы инновационного потенциала и др.). Несмотря на это, в мировом образовательном пространстве давно и неизменно признаются как высокий научно-исследовательский потенциал российской высшей школы, так и универсальный (межотраслевой) характер российской системы образования. В этой связи можно сделать вывод о том, что сильные стороны России напрямую связаны с фактором «высшее образование», который характеризуется рядом параметров, в том числе: общая развитость системы образования; качество преподавания математики и естественных наук; доля населения, получающего высшее образование. На уровне отдельного региона влияние данного фактора более заметно, и в современных условиях именно интеграция знаний и экономики, а также их (знаний, образо-

© Малышев Е. А., Эрдынеева К. Г., Макарова Т. Б., 2012

вательных процессов и экономики) модернизация (путем внедрения инноваций) определяют в конце концов и уровень социального развития конкретного региона, и качество жизни его населения.

В энциклопедии Kodansha (1988) модернизация определяется как «процесс экономических, политических и социальных изменений, с помощью которого менее развитое общество приобретает характеристики, присущие более развитым обществам». Процесс преобразований традиционно опирается на разнообразный опыт цивилизационного развития. В соответствии с положениями теории модернизации к критериям современного общества относятся оценка устойчивого экономического роста, степень политического участия масс, повышение уровня социальной мобильности, распространение светских рациональных ценностей, трансформация личности, обеспечивающие эффективное ее функционирование в обществе. Следует иметь в виду, что подпроцессы модернизации характеризуются различными пространственно-временными характеристиками в отношении скорости реализации, порядка действий. Понятие «инновации» имеет существенные отличия, поскольку оно связано с применением новых идей, с внедрением нового метода или устройства, определяющих новые параметры производительности. Именно инновации во все времена являются центральным элементом экономической эффективности. В этой связи, для обеспечения эффективности инновационных процессов в регионе, нам представляется необходимым повышение качества общего и профессионального образования, и в первую очередь качества образования в области практического менеджмента, в том числе в и через системы корпоративного обучения и повышения квалификации.

Рассмотрим эти процессы на уровне Забайкальского края Российской Федерации.

В настоящее время по уровню развития инновационной деятельности Забайкальский край значительно отстает от среднероссийских показателей. Так, удельный вес инновационно активных организаций в общем числе обследованных организаций в регионе в 2010 г. составил 6,7 %, в то время как в Российской Федерации -9,5 %, а в Сибирском федеральном округе - 8,2 %. Следует отметить, что по России удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в пять раз ниже, чем в странах Европы. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в 2010 г. по нашим данным в Забайкальском крае составил 0,8 %, в Российской Федерации - 4,9 %, Сибирском федеральном округе - 1,5 %. Такое положение дел свидетельствует о технологическом и экономическом отставании экономики края, а сохранение тенденции может привести к ещё большему углублению разрыва.

Актуальным остается вопрос создания и использования передовых технологий в крае. Так, за 2008-2010 гг. на территории Забайкальского края по нашим данным было создано только две передовых производственных технологии, в том числе одна - в 2008 г. в проектировании и инжиниринге, и вторая - в 2009 г. в связи и управлении. В 2010 г. передовых производственных технологий в нашем крае создано не было. В то же время число использованных передовых производственных технологий на территории Забайкальского края за 2008-2010 гг. составило более 2700, в том числе в 2010 г. - более 1000. Наибольшее число передовых технологий используется в связи и управлении, проектировании и инжиниринге. Например, на Новоорловском ГОКе применяется технология очищения воды с использованием диафрагменного электрического разряда без применения химических реагентов (хлора). А в центральной и модульных котельных г. Борзя внедрены частотные энергоприводы, и результатом использования подобных инноваций является экономия электро- и теплоэнергии, всегда являющихся дефицитным ресурсом в малонаселенных территориях.

Вместе с тем считаем необходимым отметить, что на сегодняшний день инновационный подход в регионе используется далеко не везде, а того, что используется, явно недостаточно для перехода экономики Забайкальского края на инновационный путь развития [3, с. 3-8]. Такое положение дел может быть исправлено, по нашему мнению, только с помощью образования, традиционно предоставляющего необходимую основу инноваций, особенно бизнес-образования как первичного, так и вторичного и дополнительного.

Для понимания сущности бизнес-образования обратимся к его основным концепциям в отечественной и зарубежной экономической науке. Итак, бизнес образование понимается:

• как образовательная система, посредством которой студенты получают представление о бизнесе и понимание бизнес-концепций [6].

• как институт, обеспечивающий развитие лидеров бизнеса (14, с. 24-47).

• как форма профессионального обучения в области менеджмента, в т. ч. программы дополнительного профессионального образования, имеющие своей целью развитие бизнеса; система программ, преподавателей, школ, организаций по подготовке людей, умеющих организовать производство [1; 2; 4].

• как обучение делу, междисциплинарная сфера образовательной деятельности по подготовке людей, которые участвуют в выполнении функции управления на предприятиях и в хозяйственных организациях либо занимаются предпринимательством в условиях

207

рынка и ставят своей главной целью получение прибыли, производная экономического образования, практико-ориентированная область образования [5; 7; 8].

Все эти подходы отражают конкретные модели образовательных систем или программ.

Учитывая процессы модернизации, проходящие в отечественной системе образования, следует отметить изменение качества или расширение границ применяемых сегодня моделей профессионального образования.

Сравнительный анализ по критериям принципов предоставления образовательных услуг и институционального разграничения их действия позволяет нам выделить два типа моделей бизнес-образования:

1) социально ориентированная - характеризуется доминирова-

нием государственных принципов предоставления образовательных услуг, при этом рыночная динамика и конкурентоспособность национального высшего образования обеспечивается на институциональном уровне: к государственному сектору относятся

университеты, а негосударственному принадлежат специализированные образовательные институты, высшие школы коммерции. Социальная поддержка и защита студентов осуществляется посредством ежегодных грантов, стипендий, образовательных кредитов;

2) рыночно ориентированная - базируется на частногосударственных принципах предоставления образовательных услуг, и системе внешних и внутренних агентств-посредников, реализующих принципы рыночной аккредитации вузов, а также на стремлении повысить уровень экспортного потенциала.

Безусловная и очевидная не только для специалистов востребованность1 бизнес-образования различных моделей в современных условиях обусловлена рядом факторов. Например, с позиции теории факторов детерминации развитие способностей, в том числе глобальной способности к генерированию нового, осуществляется через тройную детерминацию, под которой понимаются: среда различия и ее широта; требования деятельности; духовные ценности [9, с. 120-162, 203]. Базовые «ценности образования» выступают в качестве системного явления в развитии личности, ее профессиональной, правовой, этической ответственности в соответствии с на-

1 Рынок потребления интеллектуальных ресурсов (в форме консалтинга и бизнес-образования) нелинейно связан с уровнем реального личного совокупного дохода на человека, и если последний превышает 1-1,2 тыс. долл. на человека в месяц, то начинается резкий рост потребления этих когнитивных ресурсов во всех странах [6, с. 10-14].

циональными «стандартами». Бизнес-образование, по нашему мнению, предоставляет в полной мере детерминацию средой различия и детерминацию требованиями деятельности. В идеале бизнес-образование ориентировано не на трансляцию набора знаний, а на развитие креативности, творческой деятельности, овладение способами создания нового в процессе разработки проекта, моделирования ситуации, прогнозирования возможных последствий своих решений и действий, организации поиска альтернатив, разработки новых траекторий к достижению цели. В процессе бизнес-образования обучаемые должны выявлять те или иные проблемы и принимать управленческие решения самостоятельно, используя поисковую активность. Поэтому возникает необходимость развития у них навыков к идентификации и диагностике проблемы, выявлению ее специфики в условиях неопределенности. Достаточно часто ценностной ориентацией бизнес-образования может являться его экологическая составляющая, поскольку в фокусе проектирования технологий процессами управления оказывается обеспечение безопасности личности. Тогда, в свою очередь, условиями безопасности личности являются синергетическое соответствие технологий управления общечеловеческим ценностям и информационное обеспечение субъекта образовательной деятельности, позволяющее диагностировать виртуальную реальность, и т. д. Также дефицит научной информации, попросту недоступной для малообразованных людей, порождает не только обыденную оценку ими социальных и профессиональных действий, но и снижает уровень экономического сознания в целом, в связи с чем возникает необходимость освоения механизмов управления рисками, в качестве реально применяемых экономических механизмов управления которыми могут быть названы: организационноэкономические механизмы государственной политики, финансирование, инвестирование в образование, кредитование, накопление и использование финансовых и материальных резервов, экономическое стимулирование, экономическая ответственность и др.

В таком контексте следует более подробно рассмотреть и влияние глобализации на образовательные процессы, ведь в условиях глобализации социальный мир человека имеет информационнокоммуникативный характер. Информационный поток требует не только проникновения в смысл информации, но и предполагает взаимодействие с виртуальным миром. Инфо- и телекоммуникационные технологии, сетевые отношения в образовательном пространстве обеспечивают контакты с основными мировыми сетями профессионального образования, что позволяет не только ознакомиться с мировыми тенденциями в области инноваций, но и влиять на их создание как на международном, так и на национальном уровне.

Глобализация высшего образования понимается сегодня как экспортный потенциал государства-поставщика образовательных услуг, как «открытый процесс внедрения международного измерения в такие функции учебного заведения, как преподавание, исследования и оказание образовательных услуг», «европеизация» и «регионализация» образования [4; 5; 7]. Глобализационные процессы на рынках образовательных услуг приводят к функциональной «сетизации» образовательных учреждений в сфере формального и неформального профессионального образования, вызывают необходимость развития образовательного фасилитаторства, усиливают спрос на образованную рабочую силу. Так, в контексте культурноантропологического подхода знание осмысливается как «социальносложный ресурс» личностного развития, поскольку акцентируется внимание на формировании внутренней картины мира человека с учетом уникальности его личностного потенциала в процессе взаимодействия. Отсюда следует, что миссия европейского образовательного пространства, например, состоит в создании культурного пространства для позитивных изменений личности и ее образовательных потребностей на основе компетентностного подхода. С этой целью адаптируются учебные программы (адекватно культурным потребностям студентов) для исключения образовательного неравенства. Образовательные рынки сегодня могут функционировать на основе образовательного аутсорсинга и образовательного фасилитаторства. Особое внимание в настоящее время уделяется системе единых образовательных стандартов, стратегическим задачам и их иерархической взаимосвязи. Формирование европейской образовательной политики неизбежно приводит к возникновению противоречий, связанных с профессиональным признанием на глобальном рынке образовательных услуг и отсутствием их качественного разнообразия. В свою очередь, в рамках функциональнопрагматичного подхода знание рассматривается с позиции возможности развития фирмы (хозяйственной организации) как аккредитивного «бренда», при этом особую значимость приобретают инновационный и информационный компонент компетенций. Смысл ценности образования состоит в реализации конкурентных преимуществ, что предполагает модульность программ; информатизацию и технологизацию образовательного пространства, виртуализацию образования, сетизацию функционального взаимодействия образовательных рынков; развитие дистанционных форм обучения, расширение академической мобильности студентов, профессорско-преподавательского состава, международных проектов исследовательской деятельности; развитие образовательного аутсорсинга; распространение транснационального образования и т. д.

Смена образовательных парадигм отражается на содержании ценностных ориентиров предоставления образовательных услуг. К основным факторам трансформации образовательной парадигмы в глобализирующемся экономическом пространстве относятся следующие:

изменение ценности непрерывного образования, которое оценивается по степени приращения нового знания;

содержание и методы непрерывного управления знаниями в сетевых организациях с учетом динамики их форм и непрерывности взаимодействия;

образовательные технологии при ведущей функциональной роли профессиональных образовательных программ и системы аккредитации.

К сожалению, при этом не учитывается все многообразие связей мирового и регионального образовательного пространства, например существенные измерения развития человека: внутренние (биологические), индивидуально-психологические, культурносоциологические и внешние (физические). Кроме того, поведенческий сеттинг имеет свои собственные принципы. Особый интерес представляет «информационно-когнитивный» компонент профессиональных компетенций, поскольку в нашей стране до настоящего времени отсутствует полноценная и признанная система законодательства по защите интеллектуальной собственности [11; 13; 14].

Поскольку в условиях глобализации актуализируется «экстремально организованная экономика», то возникает необходимость применения нетривиальных методов. Бизнес-образование ориентируется на метод разбора конкретных ситуаций, или метод кейс-стади (case study method), метод бизнес-симуляций (business simulations) и метод обучения через проекты (project-based method). Однако кейс-методы опираются на достаточно предсказуемый прошлый управленческий опыт без учета риска неопределенности внешней среды [10; 11; 12], поэтому возникает необходимость поиска более эффективных технологий обучения для достижения лучших образовательных результатов (learning outcomes). «Сетевое» сотрудничество многоаспектно и многофункционально, поскольку обеспечивает взаимосвязь с бизнес-структурами, усиливает субъектную позицию на соответствующем рынке, способствует возникновению профессиональных ассоциаций. Центры электронного обучения е-learrning, созданные на основе сетевого взаимодействия, обеспечивают решение личностных (индивидуальный маршрут обучения), социально значимых задач регионального (повышение инвестиционной привлекательности региона, развитие инновационного потенциала) и государственного уровней (развитие международных научно-исследовательских связей, формирование виртуальных технопарков, интеграция в единый научно-образовательный комплекс исследования).

В этой связи деятельность регионального вуза, по нашему мнению, и это особенно важно для вузов Забайкальского края, сегодня должна включать различные направления деятельности, в том числе инновационные или с применением инновационных методов и технологий, к которым можно отнести:

• разработку методик преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе сетевых технологий и открытых информационных систем;

• развитие системы ранней профессиональной ориентации;

• разработку программного обеспечения учебного процесса;

• создание совместных научно-учебных лабораторий;

• экспорт образовательных услуг с применением e-learning технологий, Интернета, спутникового телевидения вуза;

• увеличение числа иностранных студентов1, их адаптацию и ин-культурацию с целью продвижения образовательных услуг;

• разработку альтернативных образовательных программ и технологий обучения иностранных граждан средствами дистанционных технологий.

• участие в различных международных конкурсах на выполнение научно-исследовательских работ по профилям их деятельности.

• подготовку вариативных программ академической мобильности студентов и педагогических работников.

Стратегия развития инновационной экономики в любом регионе требует активного инвестирования в сферу образования, изучения мирового опыта, интеграции науки, образования, производства. Дальнейшее экономическое и социальное развитие Забайкальского края не в последнюю очередь может быть обеспечено ориентацией региональной образовательной системы на критерии конкурентоспособности на образовательном рынке с учетом собственных региональных потребностей; отказом от стереотипов, тормозящих развитие субъектов образовательного пространства; организационно-правовым партнерством науки, образования, производства, малого и среднего бизнеса; финансированием вузов по принципу социально-экономического приоритета в соответствии с целями и масштабами инновационного развития. Повторимся, что сегодня бизнес-образование является не только значимой составляющей когнитивного процесса, но и востребованным новой экономикой - экономикой знаний - ресурсом. И мы, в свою очередь, можем охарактеризовать такое образование, как обязательное условие для стимулирования инновационной деятельности на территории Забайкальского края.

1 Для вузов Забайкальского края - из Юго-Восточной Азии.

Список литературы

1. Аганбегян А.Г. «Школа министров» - лидер бизнес-образования в России, (интервью) // Управление персоналом. - М., 2001. - № 4.

2. Бизнес-образование в России / Л.И. Евенко и др. - М.: Ин-т стратег. анализа и развития предпринимательства: КОНСЭБО, 1997. - 349 с.

3. Галсанов Б.Г. Формирование условий для стимулирования инновационной деятельности на территории Забайкальского края // Тр. VI Междунар. науч.-практ. конф. «Человек и его ценности в современном мире». - Чита: ЗабГУ, 2011. - С. 3-8.

4. Дмитриев Н.М. Экспортный потенциал российских вузов. - М., 2003. -

С. 5.

5. Основы открытого образования / отв. ред. В.И. Солдаткин. - М., 2002. -Т. 1. - С. 7.

6. Качалов И. Рынок бизнес-образования в России до 2016 г.: (возможности, перспективы, прогноз) / И. Качалов, Ф. Карасев // Рекламные технологии. -

2005. - № 4. - С. 10-14. - (Образование). Анализ развития бизнес-образования в России. Перспективы развития.

7. Колесников В.Н., Турченко В.Н. Введение в современную теорию социологии образования. - Новосибирск, 2003. - С. 81.

8. Лысенко А.Ю. Анализ рынка образовательных услуг как основа разработки востребованных учебных программ // Бизнес-образование. - М., 2002. -№ 2 (13).

9. Психология индивидуальности: Новые модели и концепции / под науч. ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. - М.: НОУ ВПО МпСи, 2009. - 384 с.

10. Шоптенко В., Кайсин Д., Конанчук Д. Новые возможности бизнес-образования [Текст] // Менеджер по персоналу. - 2008. - № 4. - С. 28-34.

11. Borghans L, Golsteyn В. Skill Transferability, Regret and Mobility. IZA Bonn,

2006. P. 29.

12. Eliasson G. Management in a New and Experimentally Organized Economy // Ratio Working Papers from the Ratio Institute. - № 51. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ratioinstitutet.nu (referred to on November 30, 2011).

13. Pritchett L. Where Has All the Education Gone // World Bank Economic Review. 2001. Vol. 15: P; 367-391.

14. www.ossett.wakefld.sch.uk/businessdept.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.