Научная статья на тему 'Концептуальные и институциональные основы модернизации системы управления непрерывным дополнительным профессиональным образованием как ресурс социокультурного развития региона'

Концептуальные и институциональные основы модернизации системы управления непрерывным дополнительным профессиональным образованием как ресурс социокультурного развития региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ / ПЕРСОНАЛИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / CONTINUOUS EDUCATION / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATION FOR ADULTS / PERSONAL PHILOSOPHY OF EDUCATION / AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гомбоева Маргарита Ивановна

В качестве концептуальных основ обновления системы управления развитием профессиональных компетенций преподавателей высшей школы рассматриваются синтез возможностей философии персонализма и коллективисткого солидаризма, ориентированные на оптимальное совмещение интересов и потребностей субъекта образования, образовательного учреждения и потребностей региона в квалифицированных кадрах. На принципах сетевого взаимодействия автором спроектирована модель НДПО вуза (принципы, условия, факторы, основные направления деятельности вуза на пути создания системы НДПО), ресурсы которого оптимизированы интеграцией вузов (ЗабГГПУ, ЗабГУ), направленной на устойчивое развитие региона, которое возможно при модернизации профессионального образования в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гомбоева Маргарита Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual and Institutional Foundations for Modernizing Managerial System of Continuous Additional Professional Education as a Resource of Regional Socio-Cultural Development

The conceptual foundations for the development of managerial system to upgrade professional competences of the teachers in higher education are the synthesis of the philosophy of personalism and collectivist solidarism focused on the optimal combination of the interests and needs of the subject of education, the educational institution and the regional needs for qualified faculty. On the principles of networking, the author has designed the continuous additional professional education model of the university (principles, conditions, factors, main activities of the university towards the creation of the system of continuous additional professional education), whose resources are optimized by the integration of the universities (Zabaikalsky State Humanitarian and Pedagogical University, Zabaikalsky State University), aimed at sustainable development of the region, which is possible with the modernization of professional education, in general

Текст научной работы на тему «Концептуальные и институциональные основы модернизации системы управления непрерывным дополнительным профессиональным образованием как ресурс социокультурного развития региона»

Педагогические науки

УДК 378

Гомбоева Маргарита Ивановна Margarita Gomboyeva

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНЫМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ КАК РЕСУРС СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

CONCEPTUAL AND INSTITUTIONAL FOUNDATIONS FOR MODERNIZING MANAGERIAL SYSTEM OF CONTINUOUS ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AS A RESOURCE OF REGIONAL SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT

В качестве концептуальных основ обновления системы управления развитием профессиональных компетенций преподавателей высшей школы рассматриваются синтез возможностей философии персонализма и коллективисткого солидариз-ма, ориентированные на оптимальное совмещение интересов и потребностей субъекта образования, образовательного учреждения и потребностей региона в квалифицированных кадрах. На принципах сетевого взаимодействия автором спроектирована модель НДПО вуза (принципы, условия, факторы, основные направления деятельности вуза на пути создания системы НДПО), ресурсы которого оптимизированы интеграцией вузов (ЗабГГПУ, ЗабГУ), направленной на устойчивое развитие региона, которое возможно при модернизации профессионального образования в целом

Ключевые слова: непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, образование для взрослых, персоналистская философия образования, индивидуальная образовательная программа

The conceptual foundations for the development of managerial system to upgrade professional competences of the teachers in higher education are the synthesis of the philosophy of personalism and collectivist solidar-ism focused on the optimal combination of the interests and needs of the subject of education, the educational institution and the regional needs for qualified faculty. On the principles of networking, the author has designed the continuous additional professional education model of the university (principles, conditions, factors, main activities of the university towards the creation of the system of continuous additional professional education), whose resources are optimized by the integration of the universities (Zabaikalsky State Humanitarian and Pedagogical University, Zabaikalsky State University), aimed at sustainable development of the region, which is possible with the modernization of professional education, in general

Key words: continuous education, additional professional education, education for adults, personal philosophy of education, an individual educational program

Глобализационные процессы, обострение международной конкуренции, стремительные темпы развития технологий предъявляют постоянно растущие требования к

качеству трудовых ресурсов. По экспертным оценкам, в ближайшие 10 лет около 80 % используемых технологий устареет, при этом четыре пятых работников будет

иметь образование, полученное более 10 лет назад. Требование непрерывного обновления знаний, умений и навыков становится необходимостью, определяющей новую парадигму образования: «не на всю жизнь, а через всю жизнь». Способность к постоянному обучению становится важнейшим качеством, определяющим конкурентоспособность человека на рынке труда.

Задачи модернизации профессионального образования Забайкальского края требуют существенного обновления системы непрерывного дополнительного профессионального образования. Реальный сектор экономики испытывает острую потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах. Особой зоной неблагополучия в настоящее время является объем подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, специалистов среднего звена. Их нехватка станет в ближайшее время фактором, сдерживающим в России экономический рост. Кроме того, масштабный рост и введение многоуровневой системы профессионального образования (ВПО, СПО, НПО) ставят в качестве первоначальной задачу развития системы непрерывного образования, поскольку требуют «доведения» подготовленных специалистов до уровня профессиональной квалификации, необходимого работодателям. В то же время не создана целостная и гибкая система непрерывного дополнительного профессионального образования на основе современной концепции и инфраструктуры, которая бы оперативно реагировала на изменения потребностей населения в образовании и эффективно решала задачи социокультурного развития региона в интересах личности и общества.

Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствии с актуальными потребностями рынка труда, согласно ФЦПРО на 2011-2015 гг., предполагает существенную модификацию системы непрерывного дополнительного профессионального образования на основе принципов сетевого взаимодействия в многоуровневой системе; построения учебных планов по модульно-

му принципу, обеспечивающему большую гибкость образовательных траекторий; системы учета затрат времени и оценок за обучение / изучение дисциплины в зачетных единицах и оценочных единицах ЕСТЯ; формирования нового основного компонента образовательной технологии — персонифицированного учебного плана, определяющего, модули учебного плана, выбранные специалистом для построения траектории повышения квалификации, переподготовки.

Актуальность проблемы заключается в её недостаточной концептуальной разработанности. Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы модернизации НДПО в высшей школе началась сравнительно недавно, в середине ХХ в. Вопросы, связанные с выявлением специфики педагогической деятельности в условиях НДПО, рассмотрены в работах В.М. Жураковс-кого, Г.У. Матушанского, В. А. Попкова и др. [1], сравнительно-сопоставительные исследования моделей системы НДПО за рубежом, а также её истории в различных странах рассматривались в работах В.Б. Гаргая, Б.Л. Вульфсон, Л.И. Гурье, А.А. Хатюшиной и др.

Различные аспекты моделирования принципов организации и содержания образовательного процесса системы подготовки научно-педагогических кадров для НДПО рассматривались в Программах стратегического развития ведущих вузов страны.

Теоретическую основу исследования составили философские, социологические, психолого-педагогические идеи о развитии человеческого капитала, роли профессионального образования в условиях модернизации образования и обновления системы образования (В.Г. Афанасьев, Г.А. Бордов-ский, В.И. Гинецинский, В.С. Готт, С.И. Григорьев, Л.И. Гурье, В.М. Жураковс-кий, А.М. Новиков, П.С. Сорокин др.): исследования по проблемам качества непрерывного профессионального образования с учетом требований российского общества и Болонской конвенции (Г.А. Бордовский, А.М. Новиков, А.Ю. Петров и др.); теоре-

тические основы компетентностного подхода в сфере профессионального образования (А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.И. Субетто, А.В. Хуторской и др.). Совокупность теоретико-методологических детерминант, обусловивших направления модернизации системы НДПО в современном вузе, предопределена внешними и внутренними детерминациями. Есть настойчивые требования модернизации ВПО со стороны и государства, и потребителей образовательных услуг. Есть насущные потребности вуза в квалифицированных кадрах, переподготовка которых нуждается в преодолении издержек имбриндинга. Наконец, имеется внутренняя детерминация в модернизации вуза посредством развития профессиональных компетенций преподавателя вуза, предполагающая необходимость управления его исследовательскими компетенциями, методическими компетенциями, позволяющими перевезти исследовательский продукт в образовательную услугу.

Обоснованные в исследовательской литературе принципы обновления отечественной системы НДПО в вузе: принцип саморазвития личности, принцип развития корпоративной академической культуры университета посредством инвестиций в человеческий ресурс, принцип психологической готовности преподавателя вуза к обновлению профессионального поведения вытекают из творческого синтеза персона-листской философии образования с коллективным солидаризмом [2]. На основе данных интеллектуальных ресурсов может быть спроектирована система непрерывного дополнительного профессионального образования, ориентированная на персонифицированные потребности субъекта образования, скоррелированные с потребностями образовательного учреждения. Концептуальные основы, положенные в основу модели, состоят в том, что повышение квалификации как часть НДПО направлено на удовлетворение нужд и интересов конкретных образовательных учреждений и конкретных преподавателей, которые в ходе совместной деятельности придают новое качество образовательному процессу в целом.

Интерес представляют разработки зарубежных коллег в отношении принципов организации системы непрерывного дополнительного профессионального образования: модульный подход на основе сетевого взаимодействия и высокой технологичности организации учебного плана, когда процесс повышения квалификации развертывается как система взаимосвязанных между собой модулей (теоретических курсов, дисциплин, мастер-классов, наставничества и других форм деятельности), процедур сертификации квалификации, подчиненные логике персонифицированных образовательных программ повышения квалификации на всех уровнях и видах (формальное и информальное образование) [3; 4].

Учитывая достижения зарубежных коллег, опыт проектирования программ НДПО уровня ВПО в стране [4; 5] и регионе [5], целесообразно сбалансировать следующие принципы модернизации системы НДПО в создающемся классическом университете посредством объединения человеческих ресурсов двух университетов (Забайкальского гуманитарно-педагогического и Забайкальского государственного университета):

— эволюционности, обеспечивающие сохранение лучших традиций в системе переподготовки кадров;

— потребности опережающего характера развития системы, готовой к инновационным преобразованиям в экономической сфере региона;

— инновационности, являющейся одним из условий обновления системы НДПО, что позволяет рассматривать преобразования как ресурс развития экономики.

Концепция развития системы НДПО, базирующаяся на ведущих методологических подходах (компетентностном, систем-но-синергетическом, модульно-техноло-гической организации образовательного процесса и др.), представляет собой научно обоснованную систему взглядов и идей, направленных на достижение эффективной модернизации системы дополнительного профессионального образования. Концепция включает основные этапы становления

системы постепенного преобразования и реализации стратегической и тактических задач; цели и задачи системы; технологию организации подготовки ( закономерности и принципы функционирования; методы, формы и средства) ; управление системой; этапы реализации концепции; приоритеты совершенствования системы подготовки преподавателей.

Выявленные и экспериментально апробированные пути развития профессиональной подготовки преподавателей высшей школы и условия их реализации: организация образовательного процесса в условиях активного взаимодействия с компонентами образовательной среды, основными условиями реализации которого являются формирование и обеспечение эффективного функционирования в вузе инновационной инфраструктуры ( технопарк, инновационные центры, бизнес-инкубаторы и т.п.) и отработанных возможностей взаимодействия с внешней социокультурной средой региона; создание механизмов, способствующих эффективному освоению данной среды со стороны профессорско-преподавательского состава и студенческой молодёжи.

Политика нового вуза в области создания, внедрения и использования новых образовательных технологий непрерывного дополнительного профессионального образования реализуется в следующих основных направлениях:

— обеспечение нового качества образования, эффективности учебного процесса; разработка новых учебных программ, создаваемых с применением новых образовательных технологий; доступности электронных образовательных ресурсов;

— повышение учета требований работодателей;

— повышение престижа и конкурентоспособности университета на международном рынке образовательных услуг.

Важнейшим условием эффективного, успешного и устойчивого функционирования системы научно-исследовательских и инновационных работ в области непрерывного дополнительного профессионального образования является ее гармоничное

взаимодействие с образовательным циклом разных уровней профессионального образования.

Стратегическая цель — создание в университете сетевой инновационной среды, в которой станет возможной быстрая и эффективная адаптация персонифицированных образовательных программ НДПО и переход учебно-методической и научно-исследовательской работы по повышению квалификации и переподготовке к меняющимся условиям российского и международного образовательного пространства и требованиям регионального рынка труда для ключевых отраслей экономики и социальной среды Забайкальского края.

Тактическая цель состоит в развитии образовательного потенциала вуза, направленного на изменения в организации учебного процесса уровней бакалавриата и магистратуры в условиях сетевого взаимодействия ВПО, СПО, НПО.

Проектирование региональной информационно-консультативной системы поддержки вузовских инновационных образовательных программ НДПО нового поколения включает системы:

— инновационных образовательных технологий, включающих систему их мониторинга и обеспечения качества;

— информационно-аналитической информационной поддержки;

— проектный менеджмент, в том числе фандрайзинг;

— предоставления субъектам образования возможности непосредственного участия в процессе формирования индивидуальной образовательной программы как персонифицированной программы, адаптированной к потребностям личности и общества;

— утверждение нормативно-правовой базы ЗабГУ, регламентирующей внедрение инновационных образовательных программ и технологий НДПО, в первую очередь отвечающих основным положениям краевой долгосрочной целевой программы «Модернизации профессионального образования Забайкальского края (2011-2015 годы)» [4].

Основные задачи НДПО вытекают из поставленной на 2013 г. цели программных мероприятий и стратегического развития университета и включают следующее:

— формирование сетевых и кластерных структур, в том числе и международных, для реализации совместных, междисциплинарных программ НДПО;

— формирование части новых и модернизация действующих лабораторий, центров коллективного пользования для реализации программ НДПО;

— проведение модернизации части запланированного аудиторного фонда и их приборной базы;

— разработка предложений по созданию общественных органов формирования образовательной политики по НДПО с участием представителей органов власти и бизнес-сообщества;

— разработка базовых документов, включающих концепцию, технико-экономическое обоснование, программу развития и план реализации системных решений поддержки и развития инновационных образовательных программ повышения квалификации и переподготовки;

— создание административно-организационной структуры, финансово-экономического, инженерно-технического и кадрового обеспечения формируемых компонентов системы модернизации НДПО;

— разработка программ и организация курсов повышения квалификации и переподготовки ППС представителей административных служб, научно-образовательных и хозяйственных подразделений по основам проектного менеджмента, максимально эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в управлении вузом, развитии инфраструктуры научно-образовательной деятельности;

— создание системы дистанционного обучения, включая формирование оргструктуры, организацию курсов переподготовки, службы маркетинга и технического сопровождения;

— завершение создания комплектов нормативных и учебно-методических до-

кументов по всем программам НДПО;

— завершение формирования лабораторной и приборной базы образовательной, научной, производственной поддержки НДПО;

— дальнейшая модернизации аудиторного фонда;

— создание информационно-консультативной среды, обеспечивающей поддержку разработки и внедрения НДПО; систему проектного менеджмента и информационно-аналитическую интегрированную систему модернизации НДПО;

— создание общественных структур по управлению НДПО с участием представителей органов власти и бизнеса;

— разработка программ и механизмов тиражирования знаний и опыта, полученных в результате реализации задачи модернизации системы НДПО;

— формирование перечня инновационных преемственных, сетевых образовательных программ НДПО, планируемых к реализации по завершению проекта в ВПО, СПО, НПО.

Реализация задач достижения нового уровня интеграции потенциалов вузов и создания образовательного учреждения нового качества в целях эффективного содействия инновационному развитию экономики и социальной сферы региона сопряжена с когнитивными проблемами социального управления. Есть трудности в постановке ясных целей, основных направлений деятельности нового вуза, степени вовлеченности коллективов в формирование стратегического документа — Программы и Миссии.

Поэтому задачи обновления системы НДПО связаны с реализацией другого документа уровня: проекта «Модернизация системы непрерывного дополнительного профессионального образования», разработанного коллективами вузов в 2011 г. в рамках участия университета в конкурсе программ стратегического развития вузов. Реализация задачи «Модернизация системы непрерывного дополнительного профессионального образования» осуществляется в два этапа. Цель программы действий на

201 1 г. состоит в организации и реализации комплекса взаимосогласованных модификаций, направленных на формирование университетской сетевой информационно-консультативной среды и внедрение системных решений поддержки создания и развития инновационных образовательных программ. Цель действий на 2013-2014 гг. состоит в реализации пилотных проектов по разработке, апробации и внедрению инновационных образовательных программ НДПО [6].

Формирование общеуниверситетской сетевой информационно-консультативной среды позволяет, с одной стороны, скоординировать и удешевить работу по разработке всех важнейших подходов и механизмов, обеспечивающих перевод образовательных программ непрерывного профессионального образования в разряд инновационных образовательных программ и, с другой стороны, гарантировать устойчивое взаимодействие данных подходов и механизмов как на всех факультетах, так и в других российских и зарубежных вузах по окончании проекта.

Модернизация НДПО состоит в организации и проведении комплекса взаимосогласованных мероприятий с реализацией пилотных проектов на всех факультетах вуза с целью разработки и внедрения конкретных инновационных образовательных программ повышения квалификации и переподготовки кадров.

«Мягкая» интеграция — формирование ассоциативного объединения учреждений профессионального образования с целью отработки механизмов реального сетевого взаимодействия и создания условий для формирования системы непрерывного дополнительного профессионального образования, реализующего актуальные образовательные программы различного уровня и способного выполнять инновационные междисциплинарные научно-технологические проекты в интересах развития экономики региона. Основным результатом первого этапа должно стать формирование эффективного сетевого взаимодействия непрерывного дополнительного професси-

онального образования по всем основным направлениям деятельности интегрируемых учреждений образования.

Институциональная интеграция — создание Забайкальского государственного университета в 2012 г. в перспективе обеспечит синергетический эффект формирования на междисциплинарной основе модифицированной системы НДПО, включённой в решение задач социально-экономического развития Забайкальского края.

Формы реализации задачи «Модернизация системы непрерывного дополнительного профессионального образования»

1. Участие субъектов образовательного процесса профессиональных учреждений Забайкальского края и потребителей образовательных услуг на основе краудсорсинга ( использование потенциала заинтересованных лиц в получении нового продукта) в модернизации системы НДПО по следующим направлениям предполагает: разработку и реализацию инновационных образовательных технологий в НДПО; внедрение проектного менеджмента и фандрайзинга; развитие коммерциализации научно-образовательной деятельности; использование информационно-коммуникационных технологий в процессах организации и реализации образовательных и научных видов деятельности.

2. Модернизация лабораторной базы включает выполнение целевой университетской программы по развитию и модернизации лабораторного оборудования, обеспечивающей материально-техническую базу проведения НДПО на высоком академическом уровне; создание центров коллективного пользования и ресурсных центров как механизма, стимулирующего междисциплинарные исследования и разработки, а также более эффективное использование финансовых и материально-технических средств; приобретение лабораторного оборудования, позволяющего развивать востребованные бизнес-сообществом прикладные исследования и программы НДПО.

3. Развитие информационно-коммуникационных технологий предполагает создание единой информационно-аналитической интегрированной системы профессионального образования края, позволяющей как организовать сбор, систематизацию и хранение, оперативный поиск и получение информации, так и усовершенствовать и диверсифицировать технологии НДПО; создание интерфейса потребителей системы НДПО; совершенствование системы взаимодействия и систематизация информационных ресурсов для организации полного и оперативного информирования общественности, представителей бизнес-сообщества об образовательных услугах НДПО; расширение перечня и активизация использования электронных библиотечных ресурсов.

4. Получение слушателями дополнительных компетенций в рамках реализации образовательных программ повышения квалификации и переподготовки кадров для регионально-значимых отраслей экономики и формирования собственной «траектории карьеры».

5. Развитие вариативности системы повышения квалификации и переподготовки осуществляется в организации курсов повышения квалификации и переподготовки на стажировочных площадках, технологических платформах и учебных полигонах предприятий; организации курсов повышения квалификации по проектному менеджменту, фандрайзингу и развитию инновационно-предпринимательской деятельности; организации курсов повышения квалификации по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательной, научной и инновационно-предпринимательской деятельности на базе инновационных инфраструктур; развитии системы повышения квалификации и переподготовки как направление сотрудничества в рамках сформированных и формируемых международных сетевых и кластерных структур; участие в семинарах и курсах повышения квалификации на право работы на сложном лабораторном оборудовании с получением сертификатов установленного образца.

6. Развитие системы взаимодействия университета с представителями органов власти и бизнес-сообществ по организации непрерывного дополнительного профессионального образования основано на создании общественных органов управления НДПО с участием представителей трех сторон с целью их непосредственного участия в формировании образовательной политики и оценке качества подготовки кадров; участии в разработке профессиональных стандартов; развитии системы производственных практик и стажировок слушателей на профильных предприятиях как неотъемлемого условия «обратной связи» с бизнесом; организации финансовой и материально-технической поддержки разработки и развития системы НДПО.

Предварительная оценка социокультурной и социально-экономической эффективности реализации мероприятий по реализации задач модернизации системы непрерывного дополнительного профессионального образования предполагает учет наличия необходимой институциональной инфраструктуры, поддерживающей систему НДПО, сетевое взаимодействие с потребителями и работодателями, наличие сбалансированных системных решений в сфере управления системой на основе системы сбалансированных показателей.

Особенность предлагаемых мероприятий заключается в реализации комплексного подхода к формированию инновационной образовательной среды в классическом университете, включающего, с одной стороны, разработку и внедрение взаимоувязанных управленческих решений, формирующих инновационный характер корпоративной культуры и образовательной среды в вузе в целом и, с другой стороны, реализация проектов НДПО на всех факультетах будет содействовать осуществлению стратегической цели образования — подготовке субъекта обучения к конкурентности на рынках труда в условиях инновационного обновления общества.

В качестве системных институциональных объектов управления системой непрерывного дополнительного профес-

сионального образования выступают поддерживающие управленческие инфраструктуры: внедрение инновационных образовательных технологий, через СМК вуза, эффективного мониторинга и менеджмента, интегрированная система непрерывного дополнительного профессионального образования ВПО, СПО, НПО на условиях сетевого взаимодействия с работодателями.

Запланированные и реализованные мероприятия предполагают вовлеченность всех административных и научно-образовательных подразделений учреждений профессионального образования в проект по изменению парадигмы образования: «от обучения к изучению», включение большого числа организаций — партнеров научно-образовательных подразделений вуза, представляющие конкретные отрасли производства, в том числе представителей федеральной и региональной власти, образовательные учреждения системы высшего образования, институты системы РАН, представителей российского и зарубежного бизнес-сообщества, что позволяет создать условия для реализации сетевого взаимодействия и интеграции возможностей академических институтов РАН, бизнес-сообщества в процессах формирования и реализации образовательной политики и оценке качества подготовки.

Системные решения по управлению системой НДПО формируют динамично развивающуюся и устойчивую корпоративную культуру вуза, содействующую формированию совокупности видов деятельности у субъекта НДПО, позволяющие ему максимально эффективно реализовать свой личностный потенциал и приспособиться к рынку труда и тем самым обеспечить соответствие образовательных и профессиональных компетенций потребностям социокультурного развития региона.

Реализация задачи непрерывного дополнительного профессионального образования в сетевом профессиональном пространстве обеспечит в профессиональном образовательном пространстве гражданам Забайкальского края, независимо от их

места жительства, социального и имущественного статуса, а также состояния здоровья, доступность качественного непрерывного дополнительного профессионального образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного экономического развития Забайкальского края.

Предлагаемые в рамках решения задачи мероприятия позволят реализовать комплексные механизмы, формирующие в Забайкальском крае качественные изменения системы непрерывного дополнительного профессионального образования, эффективно взаимодействующей с рынком труда.

Это даст возможность привести квалификацию выпускников профессиональных учреждений ВПО, СПО, НПО в соответствие с потребностями рынка труда, а также обеспечит сокращение времени поиска и устройства на работу выпускников образовательных учреждений профессионального образования не менее чем на 20 %.

Осуществление поставленной задачи позволит снизить затраты на реализацию механизмов социальной адаптации для социально уязвимых групп населения на 8...12 % за счет внедрения новых механизмов социализации этих групп во время получения дополнительного профессионального образования.

Система образования призвана быть катализатором экономического роста Забайкальского края и благосостояния населения, позитивно влиять на социальную стабильность общества. Одним из важных показателей социально-экономической эффективности реализации задачи НДПО будет являться повышение жизненного уровня российских граждан путем предоставления им на всем протяжении жизни доступных и качественных образовательных услуг по непрерывному дополнительному профессиональному образованию.

В результате выполнения мероприятий по реализации задачи НДПО в системе образования будут обеспечены:

— создание и внедрение новых преемственных дополнительных профессиональ-

ных программ всех уровней системы профессионального образования;

— развитие существующих аппаратно-программных средств, используемых в программах повышения квалификации и переподготовки;

— внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения в инновационные инфраструктуры вуза, поддерживающие НДПО;

— внедрение процедур независимой оценки деятельности профессиональных образовательных учреждений и процессов по НДПО;

— создание ресурсов и программ для преемственных образовательных программ ВПО, СПО и НПО.

В ходе реализации задачи сформируется вектор на инновационное развитие непрерывного дополнительного профессионального образования.

Будут обеспечены поддержка региональных комплексных программ развития профессионального образования, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития модернизации профессионального образования Забайкальского края; непрерывное повышение квалификации и переподготовки кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики края ( энергоэффективность, горное дело, компьютерные технологии); оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии по НДПО, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах с привлечением к этой работе

объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спрос на выпускников учреждений профессионального образования.

Формирование в структуре Забайкальского государственного университета экспертно-методического центра и центра сертификации квалификации, входящих в краевую сеть экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций, в том числе для инновационных отраслей экономики Забайкальского края обеспечит новое качество процедурам соответствия и сертификации квалификации, придаст образовательному процессу прак-тикориентированный характер.

При выполнении данной задачи программы особое внимание будет уделено вопросам повышения эффективности социокультурной сферы в целом и экономики образования Забайкальского края в частности, посредством повышения квалификации и переподготовки кадров для поддержки механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование образования; непрерывного дополнительного профессионального образования, поддерживающего механизмы и модели хозяйственной самостоятельности профессиональных образовательных учреждений.

В результате реализации задачи «Модернизация системы непрерывного дополнительного профессионального образования» в ЗабГУ предлагается:

— более 50 % педагогов профессионально-педагогического образования Забайкальского края задействовать в деятельности саморегулируемых организаций и сетевых сообществ, где им обеспечатьква-лифицированные консультации и помощь в профессиональной деятельности;

— около 10 % занятых в экономике специалистов пройдут обучение по программам НДПО;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— 30 % выпускников профессионал ь-ных учреждений ВПО, НПО, СПО будут обучаться по программам, в реализации которых нужно задействовать работодателей;

- 40 % выпускников ВПО, НПО, СПО предоставить возможность повышать квалификацию по программам выбранной подготовки не только на базе своего вуза;

- свыше 50 % преподавателей вузов получат возможность участия в программах межвузовской кооперации, в том числе проводить исследования и научные изыскания на базе других исследовательских учреждений по проблемам НДПО;

- создать и поддержать сетевые сообщества специалистов сферы профессионального образования в области НДПО с охватом не менее 30 % работников этой сферы;

- 30 % общего числа выпускников учреждений профессионального образования после обучения по программам НДПО будут проходить оценку своих достижений через добровольные и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образовательной траектории, способствующей успешной социализации личности;

- 100 % граждан, пользователей сети Интернет, обеспечить доступ к электронной информации о деятельности образовательных учреждений и о качестве предоставляемых ими образовательных услуг по непрерывному дополнительному профессиональному образованию.

В целом реализация задачи будет способствовать созданию краевого кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы непрерывного дополнительного профессионального образо-

вания; созданию стажировочных площадок для обучения и повышения квалификации и управленческих работников сферы образования в области модернизации НДПО, а также для распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество профессионального образования; созданию площадок для обучения и повышения квалификации работников системы образования в целях распространения моделей государственно-общественного управления образованием, а также современных моделей НДПО; созданию центров поддержки талантливой молодежи в учреждениях профессионального образования; созданию условий для дальнейшей занятости работников сферы профессионального образования, высвобождающихся в связи с демографической ситуацией в Забайкальском крае.

В результате выполнения задачи ожидается увеличение доли образовательных услуг в профессиональном учреждении, а также снижение уровня безработицы среди граждан, имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное образование. Как известно, одной из основных причин безработицы является несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Выпускники учреждений профессионального образования всех уровней имеют невысокий процент трудоустройства по специальности, в том числе потому, что работодатели не заинтересованы в получении рабочей силы, не обладающей необходимой квалификацией, знаниями и навыками.

Литература

1. Матушанский Г.У. Система непрерывного профессионального образования преподавателя высшей школы: дис. ... д-ра пед. наук. Калуга, 2003; Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. М., 2004.

2. Hewton E School focuced staff development: Guidelines for Policy Makers. Falmer Press, Basings-toke,UK.; Хатюшина А. А. Общая характеристика американской системы повышения квалификации учителей / / Глобализации: настоящее и будущее России: мат. VI Международного социального конгресса 24-25 ноября 2006. В 2-х т. Т. 1. М.: РГСУ, 2006.

3. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. М., 2009.

4. Мосичева И.А., Гуров В.Н., Шестак В.П. Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения. Ставрополь: СГУ, 2007. 323 с.; Гаргай В.Б. По-

вышение квалификации учителей на Западе: поведенческий подход // Педагогика. 2005. № 6; Смирнов С.А. Этапы и динамика подготовки специалистов «нового типа» в системе профессионального образования: сб. трудов науч.-практич. конференции «Информационные технологии в образовании, науке и производстве» МНТК-2008. Серпухов. 2008. С. 118-119; Дугарова Д.Ц. и др. Образовательная программа повышения квалификации «Психолого-педагогическая подготовка молодого преподавателя высшей школы». Чита: ЗабГГПУ, 2009.

5. Программа Модернизации профессионального образования Забайкальского края (20112015 гг.). Чита, 2010.

6. Проект Программы стратегического развития ЗабГУ на 2012-2014 гг. Подпроект стратегической задачи: «Модернизация системы непрерывного дополнительного профессионального образования ЗабГУ на 2012-2014 гг.». Чита, 2012.

Коротко об авторе_ Briefly about the author

Гомбоева М.И., д-р культурологии, профессор, кафедра теории и истории культуры, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского

Научные интересы: культурная политика, стратегии сохранения культурного и природного наследия, межкультурная коммуникация

M. Gomboeva, doctor of culturology, professor, theory and history of culture department, Zabaikalsky State Humanitarian and Pedagogical University named after N.G. Chernyshevsky

Scientific interests: cultural politics, strategy of preserving cultural and natural heritage, intercultural communication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.