PECULIARITIES OF STUDENTS' SELF-DEPENDENT WORK ORGANIZATION IN FOREGHN LANGUAGES TEACHING
© 2015
G.A. Zheleznyakova, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, assistant professor of Chair "Foreign language for engineering and technical purposes"
Transbaikal State University, Chita (Russia)
Abstract. The reform process and the emergence of new educational paradigms shift the emphasis from educational activities to self-education. This process is reflected in the curricula of high school, in which the number of hours is devoted to classroom training, reduced in favour of self-dependent work of a student. According to the author's opinion, the choice of content and technology of education and self-education should be carried out taking into account the positions of uniqueness, individuality of students corresponding to their individual abilities. This will allow to individualize and differentiate the teacher's instruction. The author considers self-dependent work in the teaching foreign languages an integral part of the whole system work on the language, which is a part of classroom and extracurricular activities. The article deals with the definition of students' self-dependent work. Peculiarities of students' self-dependent work organization in foreign languages teaching are revealed; the role of students' self-dependent work for acquiring self-education skills and certain personal qualities, its importance for future professional activity is underlined. The conditions necessary for self-dependence development are discussed. The difficulties in organization of students' self-dependent work are revealed and the ways of their elimination are laid down.
Keywords: students' self-dependent work, self-education, self-education skills, self-dependence, self-dependence development, self-dependent work organization, self-control, professional activity.
УДК 377.6
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ МОДЕЛЕЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2015
С.Е. Каплина, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Иностранный язык инженерно-технического направления»
Забайкальский государственный университет, Чита (Россия)
Аннотация. Статья посвящена описанию результатов анализа проведенного исследования региональных сетевых моделей на предмет интеграции в различных субъектах Российской Федерации. В связи с отсутствием в экономике большинства регионов явно выраженной доминирующей отрасли целесообразна такая организация сети учреждений профессионального образования, которая бы позволила обеспечить максимальное соответствие спроса и предложения рабочих кадров и специалистов требованиям регионального рынка труда и перспективам социально-экономического развития. В связи с вышесказанным выделяется ряд моделей сетевой организации, а также приводятся и анализируются ресурсы, способствующие их реализации. В рамках проведения анализа региональных сетевых моделей интеграции в различных субъектах Российской Федерации (на основании документов имеющихся в сети Интернет) были рассмотрены модели сетевого взаимодействия в учреждениях СПО следующих регионов: Республика Карелия, Томская область, Тамбовская область, Республика Хакасия, Республика Марий Эл, Забайкальский край в соответствии с описываемой автором системой критериев и показателей. В процессе экспертного анализа были выявлены и описаны определенные проблемы и риски связанные с процессом организации сетевого взаимодействия в регионах страны. В качестве заключения автором сформулированы основные предложения по оптимизации сети образовательных организаций реализующих программы НПО / СПО и профессионального обучения на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Ключевые слова: региональные сетевые модели, интеграция, экспертный анализ, НПО, СПО, профессиональное обучение, Республика Карелия, Томская область, Тамбовская область, Республика Хакасия, Республика Марий Эл, Забайкальский край, риски, перспективы оптимизации.
Начальное и среднее профессиональное образование (далее - НПО / СПО) является практико-ориентирован-ным сегментом системы профессионального образования. Его главное предназначение состоит в кадровом обеспечении развития региональной экономики, индивидуального частного предпринимательства, малых форм бизнеса [1].
Учеными доказано, что качество и эффективность профессионального образования в регионе должны обеспечиваться не отдельными учебными заведениями, а их целостной сетью, что продиктовано требованием экономически целесообразного целевого распределения и использования всех типов ресурсов.
На сегодняшний день между учреждениями НПО, СПО, ВПО и социальными партнерами широкое распространение получило сетевое взаимодействие. По мнению И. Галковской, сетевым называется устойчивое, организационно оформленное на принципах сети взаимодействие образовательных организаций между собой и субъектами внешней среды в целях повышения эффективности использования совокупного потенциала системы профессионального образования, оптимизации ис-
пользуемых ресурсов и достижения качества подготовки выпускников, соответствующего требованиям рынка труда [2]. Не менее важно включить в пространство профессионализации на взаимовыгодных условиях образовательные ресурсы всех заинтересованных сторон, в том числе внешних по отношению к системе образования (например, перенося производственное обучение и производственную практику на предприятия и фирмы или вовлекая работодателей в процедуры оценки качества образования и т. д.).
В связи с отсутствием в экономике большинства регионов явно выраженной доминирующей отрасли целесообразна такая организация сети учреждений профессионального образования, которая бы позволила обеспечить максимальное соответствие спроса и предложения рабочих кадров и специалистов требованиям регионального рынка труда и перспективам социально-экономического развития. Поэтому принято различать несколько видов сетевой организации:
- Горизонтальная модель взаимодействия - формирование единой поддерживающей инфраструктуры: ресурсные центры; технопарки; бизнес-инкубаторы; ма-
лые инновационные предприятия; базовые кафедры; совместные базы практик.
- Вертикальная модель взаимодействия - создание общих сервисов: профориентация; набор студентов; трудоустройство; отслеживание карьеры выпускников; повышение квалификации педагогических и управленческих кадров; базы данных по региональным рынкам труда; информационный портал; единая библиотечная система; коллективно используемые спортивные сооружения, медицинские учреждения, комбинаты питания и пр.
- Смешанная модель взаимодействия - реализация программ академической мобильности: студенческий обмен; прикладной бакалавриат; технологическая практика, стажировки, другие сетевые образовательные программы [3].
При этом образовательные организации должны быть локализованы таким образом, чтобы обеспечить максимально возможную интеграцию разных уровней образования в пределах территорий. Этот принцип распространяется на все компоненты системы образования: начиная с предпрофильной подготовки и профильного образования на старшей ступени школы, для которых целесообразно использовать ресурсы учреждений НПО/СПО (в части технологического профиля общего образования), и заканчивая интеграцией подсистем основного и дополнительного профессионального образования (молодежи и взрослых).
Такими важными ресурсами выступают:
- Кадровые ресурсы - высококвалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения, владеющие современными производственными и педагогическими технологиями; специалисты по образовательным технологиям, методикам обучения в системе НПО/СПО, частным методикам в подготовке кадров технической направленности, эксперты в области оценки профессиональных квалификаций.
- Информационные ресурсы - базы данных, аккумулирующие информацию о новейших производственных технологиях, тенденциях и разработках в технических областях производства товаров и услуг, о рынках труда специалистов технической направленности и тенденциях их развития, изменениях требований работодателей к качеству профессиональной подготовки в данном сегменте рынка труда; электронные библиотеки; депозитарии мультимедийных продуктов и т. д.
- Материально-технические ресурсы - лабораторная база, специализированные помещения (цеха и полигоны), учебно-производственное оборудование, инструменты и материалы, в том числе реальное производственное оборудование, используемое в образовательных целях, а также учебные аналоги оборудования (компьютерные модели, тренажеры, имитаторы, и т. д.).
- Учебно-методические ресурсы - основные и дополнительные профессиональные образовательные программы, профессиональные модули по современным производственным технологиям и методам их освоения; методические материалы (пособия, рекомендации для педагогов и учащихся и т.д.); диагностический инструментарий для оценки уровня освоения учебного материала; компьютерные обучающие и диагностирующие программы.
- Социальные ресурсы - налаженные партнерские связи с предприятиями и организациями реального сектора экономики региона; «горизонтальные» связи в профессионально-педагогическом сообществе региона; связи с общественными объединениями и некоммерческими организациями, выражающими интересы работодателей данного сегмента рынка труда, профессиональных сообществ и т. д. [4].
Следовательно, сетевая организация образовательных ресурсов, в рамках которой происходит совместное использование различных ресурсов, имеющихся в от-
дельных единицах сети, другими учебными заведениями на основе взаимовыгодных соглашений, выступает одним из стратегических решений в рамках модернизации региональных систем профессионального образования.
В рамках проведения анализа региональных сетевых моделей интеграции в различных субъектах Российской Федерации (на основании документов имеющихся в сети Интернет) были рассмотрены модели сетевого взаимодействия в учреждениях СПО следующих регионов:
1. Республика Карелия (Система СПО в Республике Карелия - это 8 техникумов, 3 колледжа, 3 училища, 6 филиалов);
2. Томская область (33 образовательных учреждения, в которых проходят обучение 13,4 тысячи человек по 172 рабочим профессиям и 32 специальностям. Работают 11 ресурсных центров, 7 образовательных учреждений стали победителями приоритетного нацпроекта «Образование»);
3. Тамбовская область (В систему СПО входит 23 учебных заведения, из них 14 колледжей);
4. Республика Хакасия (В Республике Хакасия образовательную деятельность в системе НПО / СПО осуществляют 13 учреждений среднего профессионального образования и 14 учреждений начального профессионального образования);
5. Республика Марий Эл (Система профессионального образования Йошкар-Олы представлена рядом средних специальных учебных заведений: 14 учреждений СПО и 1 учреждением НПО).
6. Забайкальский край (Систему профессионального образования Забайкальского Края составляют: 23 учреждения СПО и 6 учреждений НПО.
В качестве оснований для экспертных оценок выступили следующие критерии оптимальности сети и соответствующие им показатели:
- Критерий 1. Социальная эффективность сети.
Социальная эффективность, прежде всего, раскрывается через показатели доступности образования, обеспечения гарантий реализации прав граждан на выбор форматов профессионального образования, соответствующих их образовательным потребностям [5].
В состав этих показателей входят:
1.1. наличие программ двух уровней профессионального образования (НПО и СПО) и дополнительного профессионального образования этих же уровней в территориях;
1.2. разнообразие основных профессиональных образовательных программ по профессиям и специальностям подготовки (в том числе с учетом «женских» и «мужских» профессий);
1.3. многообразие основных профессиональных образовательных программ по типам, видам и формам подготовки: с получением среднего (полного) общего образования и без такового; основные и краткосрочные программы (профессиональной подготовки); очные, заочные формы, экстернат, дистанционное обучение и т. д.;
1.4. территориальная доступность (с учетом наличия общежитий и / или транспорта для доставки обучающихся, состояния дорог в территориях).
- Критерий 2. Соответствие системы профессионального образования актуальному состоянию и перспективам развития рынка труда территории.
Показатели критерия:
2.1. структурное соответствие (изоморфность) перечня профессий и специальностей структуре экономики и социальной сферы (с учетом перспективных инвестиционных программ и программ социально-экономического развития территорий);
2.2. наличие предприятий реального сектора экономики и возможности использования образовательных ресурсов социальных партнеров для организации учебных и производственных практик обучающихся, стажировок преподавателей и мастеров производственного об-
учения.
- Критерий 3. Экономическая эффективность сети образовательных организаций.
Показатели критерия:
3.1. динамическое соответствие учебных мест в сети образовательных организаций НПО/СПО прогнозным балансам выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных школ территорий (с учетом демографических и миграционных тенденций);
3.2. ресурсное оснащение образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования: материально-техническое, кадровое, информационное и т. д.;
3.3. состояние учебных и лабораторных корпусов, общежитий, их необходимость и достаточность (по лицензионным нормам), формы собственности;
3.4. оптимальность инфраструктуры территориального сегмента сети образовательных организаций НПО / СПО: наличие в территории специализированных обеспечивающих служб (маркетинговая, методическая, профориента-ционная и др.) и центров коллективного пользования;
3.5. отсутствие дублирования программ подготовки, избыточности площадей и мощностей, материально-технического оснащения, оборудования.
- Критерий 4. Организационно-правовые формы сетевого взаимодействия.
Показатели критерия:
4.1. соблюдение Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
4.2. положение о лицензировании;
4.3. положение об аккредитации;
4.4. Федеральные образовательные стандарты;
4.5. порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО.
- Критерий 5. Реализация инновационных проектов.
Показатели критерия - наличие пяти основных условий реализации экспериментального проекта:
5.1. Инициатива - инициативные и влиятельные люди из числа предпринимателей, структур власти, общественных организаций, учебных заведений и научных организаций, способные своим авторитетом, организаторскими способностями и знаниями сплотить, заинтересовать и на деле доказать полезность проекта как для самих их членов, так и для региона.
5.2. Инновации - новые технологии в организации производства, сбыта, управления, финансирования, способные открыть новые возможности в конкурентной борьбе по реализации проекта.
5.3. Информация - через взаимодействие головной организации с организациями-участниками вырабатывается новая информация, которая становится движущей силой деловой активности. Формируется единое информационное пространство для освещения этапов реализации проекта.
5.4. Интеграция - производство и реализация комплектующих изделий, оборудования, инструмента, технологий, ноу-хау и других нематериальных активов, созданных в рамках проекта по заказу головной организации предпринимательской сети, которые предназначены для изготовления конкурентной продукции и не могут быть реализованы на свободном рынке для широкого потребителя.
5.5. Интерес - обеспечивает основное условие реализации проекта, предполагает наличие заинтересованности участников проекта и получение ими определенной экономической выгоды.
На основании представленной в сети Интернет информации о реализации модели сетевого взаимодействия в обозначенных выше регионах был проведен экспертный анализ выборочных ссуз на предмет оценки характера сетевого взаимодействия в системе профессионального образования.
Выборка участников для проведения анализа проводилась методом случайного отбора. Критерием к выбору участников стало наличие информация о модели регионального сетевого взаимодействия в сети интернет. При этом мы руководствовались тем фактом, что доступность и прозрачность информации о реализации сетевого взаимодействия в сети Интернет свидетельствует об успешности ее функционирования и востребованности среди пользователей.
Как показал анализ, не во всех регионах существуют специальные сайты, посвященные профессиональному образованию на которых можно получить всю необходимую информацию о возможностях НПО, СПО, существующих ресурсных центрах, дополнительном образовании и т.п. Довольно привлекателен в этом отношении сайт Республики Карелия (www. 5p0.karelia.ru). Именно здесь представлены в полном объеме учреждения НПО, СПО, переход на сайт которых легко осуществляется нажатием клавиши компьютера. Кроме того, здесь собраны все нормативно-правовые и организационные механизмы сотрудничества сфер профессионального образования и бизнеса в Российской Федерации, сформулированы основные цели и задачи сетевого взаимодействия, а также собраны наиболее интересные и значимые проекты сетевого взаимодействия и результаты их внедрения [6].
Республика Марий Эл в нашей работе представлена семью действующими ресурсными центрами по строительным профессиям, в области стройиндустрии, по технологии машиностроения, в области сварочного производства, по профилю деревообработки, по профилю общественного питания и гостиничного сервиса. Основными задачами работы перечисленных ресурсных центров являются:
- развитие моделей взаимодействия учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования в рамках межрегиональных объединений образовательных учреждений профессионального образования на базе Межрегионального отраслевого ресурсного центра;
- развитие моделей взаимодействия объединений образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования на базе ресурсных центров с ключевыми работодателями стратегических и приоритетных отраслей развития промышленности;
- создание и апробация современной инфраструктуры поддержки образовательного процесса на основе межрегиональных ресурсных центров в том числе:
- создание и отладка механизма мониторинга и внедрения современных образовательных программ и технологий;
- создание и отладка эффективного механизма участия работодателей и общественности в определении содержания подготовки кадров для приоритетных отраслей;
- совершенствование организационных условий для реализации новых образовательных программ;
- распространение положительного опыта, моделей взаимодействия и разработанных программ обучения на другие регионы в рамках приоритетных отраслей [7].
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что ресурсный центры в Республике, как правило, созданы по типу распределенной образовательной организации, так как в их структуру включены самостоятельные структурные подразделения учреждений и учебно-опытные хозяйства, работающие автономно. Вместе с тем, не определено, каким образом осуществляется взаимодействие между данными структурными подразделениями, какие ресурсы они предоставляют в коллективное пользование и какими нормативными документами регулируется сетевое взаимодействие. В целях расширения взаимодействия с учреждениями на-
чального и среднего профессионального образования целесообразно внести в Положение о ресурсном центре дополнения о реализации сетевых образовательных программ, коллективном использовании инновационных ресурсов, находящихся в распоряжении ресурсного центра. В Положениях недостаточно четко определена организационная структура ресурсного центра, механизмы сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями. Реализация основных функций ресурсного центра должна быть более четко регламентирована в отдельных локальных актах.
Во-вторых, анализ показал, что недостаточно организовано взаимодействие с профильными отраслевыми предприятиями. В связи с этим необходимо предусмотреть более активное включение предприятий и организаций отрасли в образовательную деятельность учебных заведений, в том числе через предоставление баз практики на конкретных рабочих местах, использование производственного оборудования в образовательном процессе; организацию стажировки педагогических работников на предприятиях;
В-третьих, в структуре некоторых Ресурсных центров (Межрегиональный отраслевой ресурсный центр в области лесного хозяйства) отсутствует служба, которая определяет востребованность тех или иных специалистов, запросы конкретных предприятий и уровень их требований к наличию квалификации и компетентности работников. Поэтому необходимо предусмотреть создание в Ресурсном центре отдельной службы, осуществляющей взаимодействие с работодателями по изучению их квалификационных требований к будущим специалистам, формирующей перечень наиболее востребованных профессиональных компетенций, определяющей перечень необходимого учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, а также направления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе с привлечением образовательных учреждений, включенных в сетевое взаимодействие Ресурсного центра.
Важно также усилить информационно-аналитическую и информационно-сервисную функции ресурсных центров для создания единого образовательного пространства в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе необходимо разработать отдельные информационные материалы по новым технологиям, оборудованию, реализуемым образовательным программам; создать информационные базы продуктов образовательной деятельности не только ресурсных центров, но и других образовательных учреждений, организовать постоянный обмен информацией внутри сети ресурсных центров; организовать систему информационного консультирования.
Тамбовская область в нашей работе представлена Тамбовским бизнес-колледжем и Организацией непрерывного профессионального образования «Школа-колледж-предприятие» в рамках сетевого взаимодействия «учреждение СПО - базовая школа».
ТОГБОУ СПО «Тамбовский бизнес-колледж» является сторонником активного обучения, которое представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, комплексного, использования как педагогических и организационно-управленческих средств. В колледже создана и реализуется гибкая система социального партнёрства, основанная на взаимовыгодном и равноправном взаимодействии учебного заведения с государственными и муниципальными органами власти, общественными организациями, работодателями [8].
В модели организации профильного обучения «Школа-колледж-предприятие» реализуется не только содержание выбранного профиля, но обучающимся общеобразовательного учреждения предоставляется
возможность осваивать содержание из профильных предметов учреждения среднего профессионального образования. Такая возможность может быть реализована как за счет кооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального образования и др.), так и посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (обучение с помощью дистанционных образовательных технологий, элективные учебные предметы, факультативные предметы, обучение в форме экстерната и др.). Это позволит обучающимся общеобразовательных учреждений воспользоваться образовательными услугами учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих наиболее полную реализацию их интересов и образовательных потребностей.
Считаем важным отметить, что данный регион отличает обилие информации об этапах осуществления сетевого взаимодействия, наличие всех нормативно-правовых документов, программ, отчетов и подробного описания реализации внедряемых проектов. Именно такая информированность населения способна вызвать интерес к сетевому взаимодействую, что будет в дальнейшем способствовать расширению сети.
Томская область была рассмотрена на основе сетевого взаимодействия Северского промышленного колледжа с образовательными учреждениями области и социальными партнерами. На сайте учреждения представлена информация о разработке, адаптации, экспертизе, методическом сопровождении, создание фондов оценочных средств, программ учебных дисциплин и профессиональных модулей основных профессиональных образовательных программ, а также описаны возможности повышения квалификации (курсы повышения квалификации, обучающие семинары, мастер-классы и т. д.). Среди направлений межрегионального сетевого взаимодействия можно выделить следующие:
- совместное использование материально-технических ресурсов (СТИ НИЯУ МИФИ);
- научно-эксперементальная, инновационная деятельность;
- образовательный процесс (привлечение специалистов высшей квалификации для ведения занятий, руководства ДП, проведения консультаций, рецензирования, экспертизы программ и фондов оценочных средств, использование баз для практик). Инновационные проекты, реализуемые в рамках сетевого взаимодействия, а также их результаты внедрения подробно описаны на сайте учреждения [9].
Интересным, но скудным в плане информированности оказался опыт сетевого взаимодействия, представленный на сайте профессионального образования Республики Хакасия. Так, например, ГБОУ СПО РХ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса» имеет свой собственный передвижной учебно-лабораторный комплекс «Лаборатория качества сварочных соединений», созданный в процессе реализации сетевого взаимодействия. Такой комплекс позволяет:
- реализовать программы учебных практик по изучению дефектов сварных соединений;
- получить рекомендации по устранению дефектов сварных соединений по результатам лабораторно - инструментального контроля;
- приобрести практические умения по следующим видам контроля: визуального, ультразвукового, разрушающего;
- реализовывать лабораторные и практические работы дисциплин общепрофессионального цикла, междисциплинарных курсов [10].
В Забайкальском крае в последнее время получает распространение практика взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования:
открываются профессиональные образовательные учреждения путем слияния учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования; в учреждениях НПО и СПО реализуются основные профессиональные образовательные программы и отдельные курсы с использованием совместного кадрового и научно-методического ресурсов, открываются базовые и ресурсные центры. Отношения взаимной выгоды, «двусторонней полезности», лежащие в основе особого социального партнерства, являются одним из характерных признаков сетевого взаимодействия в крае. Для него характерно также становление особых отношений между участниками процесса, возникновение многочисленных социальных связей, формальных и неформальных контактов.
ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» выступает базовым ресурсным центром педагогического образования в Забайкальском крае. Основными положительными моментами деятельности ЗабГУ как ресурсного центра являются:
- создание округов социо-культурно-образователь-но-спортивного взаимодействия.
- необходимость замещения педагогических кадров в связи с подготовкой кадров нового поколения для новой школы.
- возрастание потребности в педагогических кадрах в связи с демографической ситуацией.
- сокращение спектра специальностей педагогических колледжей в направлении подготовки учителей начальных классов.
- развитие целенаправленной подготовки кадров по работе с одаренными детьми и участие в реализации проекта «Наша новая школа».
- гибкое реагирование на предоставление образовательных услуг с учетом современных социальных проблем общества.
- массовое повышение уровня образования лиц работающих в социальной сфере.
- обеспечение непрерывности и опережающего характера образования, многообразие и вариативности системы образовательных услуг; обеспечение преемственности ступеней и уровней образования. Совершенствование педагогического корпуса, через повышение квалификации и переподготовки педагогических кадров, сертификации специалистов непедагогического профиля в особой образовательной педагогической среде.
- создание условий для академической мобильности обучающихся.
- повышение значимости социогуманитарной подготовки специалистов независимо от типа и профиля их подготовки.
- снижение социальной напряженности за счет сохранения и развития мест обучения в рамках государственного заказа.
- сокращение финансовых расходов за счет оптимизации структурных подразделений осуществляющих переподготовку и повышение квалификации работников социальной сферы [11].
В целом проделанная работа по анализу региональных моделей сетевого взаимодействия показала, что наряду с вышеперечисленными положительными моментами участники сетевого взаимодействия сталкиваются также с проблемами и определенными рисками. Данные негативные моменты были проанализированы нами в представленных регионах, что позволило сделать следующие выводы:
- усиление конкуренции в системе профессионального образования;
- изменение отдельных существенных условий деятельности персонала, а именно увеличение нагрузок, связанных с трудоемкими процедурами по формированию сетевых образовательных программ;
- неготовность руководителей образовательных ор-
ганизаций к реорганизации (созданию образовательных комплексов НПО/СПО и реализации сетевых программ);
- отсутствие необходимой координации и неэффективность управления;
- информация, переданная дистанционно часто неверно интерпретируется участниками сетевых мероприятий;
- недостаточное кадровое обеспечение, которое приводит к нерегулярному просмотру поступающей корреспонденции, что влечёт за собой изменения планов и сроков проведения мероприятий и рассылку дополнительной корреспонденции;
- при использовании нетрадиционных видов дистанционного взаимодействия требуется детальная проработка механизма его проведения и предварительная консультация или учебные семинары для всех участников;
- недостаточное финансирование и технические проблемы в большей степени становятся существенным препятствием в реализации сетевого взаимодействия.
В качестве заключения считаем необходимым сформулировать основные предложения по оптимизации сети образовательных организаций реализующих программы НПО / СПО и профессионального обучения на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.
По нашему мнению, для снижения вероятности наступления ранее выявленных негативных последствий целесообразно:
- регулярное осуществление информационных кампаний во внешней среде, среди педагогической общественности и персонала отрасли профессионального образования, предупреждающих возникновения конфликтных ситуаций, разъясняющих преимущества и позитивные последствия оптимизации региональной сети образовательных организаций;
- специальная подготовка руководителей образовательных учреждений к работе в новых условиях;
- участие административного корпуса учреждений НПО/СПО в проектировании и обсуждении вариантов реструктуризации образовательных сетей;
- организация обсуждения значимых вопросов реструктуризации сети и реорганизации учреждений образования на уровне регионов и отдельных территорий с публикациями и учетом мнений профессионального сообщества по обсуждаемым вопросам;
- определение и поддержка лидеров образования, понимающих необходимость структурных изменений сферы образования и способных эффективно участвовать в реструктуризации образовательных сетей;
- поэтапность, преемственность и открытость проводимых преобразований внутри сетевых организаций;
- проведение регулярного мониторинга в системе сетевого взаимодействия;
- определение и внедрение наиболее эффективных современных интеллектуальных и информационных технологий, обеспечивающих повышение качества профессионального образования;
- разработка, запуск, функционирование моделей эффективного сетевого взаимодействия форума для проведения тематических консультаций, опНпе-консультаций, голосований, практических занятий в интерактивном режиме, создания виртуальных команд, экспертизы учебных программ, учебных планов, положений, рекомендаций; разработка инновационных программ повышения квалификации, работающих в режиме интернет-взаимодействия;
- оценка деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования по опережающей разработке ФГОС в режиме сетевого взаимодействия;
- законодательное уточнение и закрепление статуса базовых учреждений начального и среднего профессионального образования, разработка единых обоснованных требований к условиям и результатам их деятельности;
- заключение прямых договоров на подготовку рабочих и специалистов с бизнес-партнерами;
- обеспечение информационной прозрачности сетевого взаимодействия (размещение на сайте результатов внутреннего и внешнего аудита, отчетов независимой экспертизы, образовательных программ, формирование общих цели, системы профессиональных ценностей, критериев эффективности деятельности, обмен информацией, создание собственных каналов информации, участие в работе других информационных каналов, открытие своих наработок профессиональному сообществу и т. д.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Википедия «Средние специальные учебные заведения» / [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана: https://m.wikipedia.org/wiki/Средние_специальные_ учебные_заведения.
2. Галковская И. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в муниципальном образовательном пространстве // Директор школы. - 2007. - № 2. - С. 5-16.
3. Методические рекомендации по вопросам сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности (уровня СПО) / [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана: http://www.pandia.ru/text/77/496/329840455.php.
4. Грибанова Н.А. Сетевое взаимодействие как фактор развития учреждений среднего профессионального образования в Республике Карелия / [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана: http://www.pandia.ru/
textУ77/305/23565.php.
5. Оценка эффективности модели сетевого взаимодействия в организации предпрофильной подотовки и профильного обучения / [Электронный ресурс]. -Заглавие с экрана: http://vio.uchim.info/Vio_56/cd_site/ artides/art_4_7.htm.
6. Портал учреждений НПО и СПО Республики Карелия http://spo.kareha.ru/section.php?docЫ=7004&mode=print.
7. Программа модернизации взаимодействия образовательных учреждений на базе Межрегионального отраслевого ресурсного центра в области лесного хозяйства / Йошкар-Ола: МГТУ - 2011. - 21 с.
8. Организация непрерывного профессионального образования «Школа-колледж-предприятие» в рамках сетевого взаимодействия «учреждение СПО - базовая школа» для решения задач Стратегии социально-экономического развития региона: Методические рекомендации / Тамбов. - 2011. - 51 с.
9. Сахарова В.И. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений как ресурс развития системы профессионального образования // Вестник ТГПУ: Томск. - 2012.8 (123). - С. 38-40.
10. Рязанцева Д.В. Основные формы взаимодействия организаций среднего профессионального образования и бизнес структур // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2012. - № 3. - 5 с.
11. Клименко Т.К. Образовательные округа как кластеры образовательной системы Забайкальского Края: материалы презентации/ [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана: https://inser.pro/events/ EducatюnaЮistricts.pptx.
RESULTS OF THE ANALYSIS OF REGIONAL INTEGRATION NETWORK MODELS IN DIFFERENT SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
© 2015
S.E. Kaplina, doctor of pedagogical sciences, professor, head of chair "Foreign language for engineering and technical purposes»" Transbaikal State University, Chita (Russia)
Abstract. The article describes the results of the analysis of the study of the regional network models for integration in various regions of the Russian Federation. Under the conditions of the economic absence of a dominant industry in most regions of our country it seems necessary to organize such a network of vocational training institutions, which would allow to maximize the matching of supply and demand workers and specialists' requirements of the regional labour market and the prospects for social and economic development. In connection with the above mentioned, a number of integration network models are pointed out, as well as the resources that contribute to their implementation are presented and analyzed. As a part of the analysis of the regional integration network models in different regions of the Russian Federation (on the basis of the documents available in the Internet) the models of integration network of the primary professional educational institutions have been considered in the following regions: the Republic of Karelia, the Tomsk Region, Tambov region, the Republic of Khakassia, the Republic of Mari El, the Transbaikal region according to the system of criteria and indicators, identified by the author. In the process of peer review some problems and risks associated with the process of networking organization in the country have been identified and described. As a conclusion, the author has formulated the basic proposals for the optimization of the network of educational institutions implementing programs of primary and secondary professional education and vocational training at the level of the subjects of the Russian Federation and municipalities.
Keywords: regional network models, integration, peer review, primary and secondary professional education, vocational training, Republic of Karelia, Tomsk Region, Tambov region, Republic of Khakassia, Republic of Mari El, Transbaikal region, risks, proposals for optimization.