печения готовности к технологическим сбоям, повышения эффективности планирования занятий и стандартизации их проведения в режиме on-line, оптимизации демонстрационных материалов, регламентации организационных процедур, сопровождающих подготовку видеолекции. Разумеется, данный перечень вопросов не исчерпывает проблематику электронного обучения. Чего стоит только вопрос мотивации пре-
подавателей, работающих в среде е-Ьеагп1^, их вовлечения в образовательные инновации. Однако один вопрос уже окончательно снят с повестки дня. Это вопрос о роли преподавателя в образовательном процессе, реализуемом в новой технологической среде. Как показал более чем десятилетний опыт экспериментов с е-Ьеагп1^, эта роль по-прежнему главная. На то он и образовательный театр!
LUKASHENKO M. CONSIDERING THE PROBLEM OF TUTORING IN E-LEARNING SPHERE
The article examines a number of questions concerning the preparation of tutors for working in terms of a new technological environment - ensuring the readiness of a tutor to technological malfunctions, increasing the efficiency of planning the studies and standardizing the on-line mode of their realization, optimizing demonstrative materials, regulating organizational procedures accompanying the preparation of studies in e-Learning sphere.
Keywords: tutoring in e-Learning sphere, on-line studies, standards of tutor’s activity.
С.А. ЩЕННИКОВ, профессор, ректор Международный институт менеджмента ЛИНК
Обеспечение качества
инновационного
образования
Переход к инновационному развитию может обеспечить только соответствующее образование, направленное на решение конкретных задач менеджмента. Данная статья посвящена демонстрации системы менеджмента качества крупнейшей русскоязычной бизнес-школы ЛИНК
Ключевые слова: МВА, бизнес-образование, ЛИНК, Открытый университетВели-кобритании, инновационное образование, открытое дистанционное образование, менеджмент.
В основе инновационной экономики страны лежит инновационное образование. Ведущая роль в этом принадлежит бизнес-образованию менеджеров - тех, кто уже сейчас создает и развивает бизнес и экономику в целом.
Главным ресурсом развития современных компаний все в большей степени становятся человеческие активы, представляющие собой «совокупность коллективных знаний сотрудников, способностей решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков» [1].
Именно поэтому Международный институт менеджмента ЛИНК направляет свои усилия на подготовку управленческих кадров, выбрав в качестве своего стратегического партнера бизнес-школу Открытого университета (ОУ) Великобритании. Ключевыми факторами в выборе партнера явились его сильные стороны:
• глобальность и бренд ОУ;
• современный системообразующий контент;
• уникальная образовательная технология, инновационная по сути, максимально удобная для обучающихся взрослых;
• практическая направленность обучения;
• высочайшее качество образования.
За 17 лет работы на бизнес-образова-
тельном рынке ЛИНК превратился в крупнейшую русскоязычную бизнес-школу, ведущую подготовку управленческого персонала в почти 100 региональных бизнес-школах по образовательной технологии blended learning, более известной в России как открытое дистанционное профессиональное образование (ОДПО) [2]. Данная образовательная технология сформирована в процессе совместной деятельности ЛИНК со школой бизнеса Открытого университета Великобритании. Она базируется на интеграции виртуального и очного обучения с самостоятельной работой студентов. Разнообразие различных учебных мероприятий обеспечивает синергийный эффект и повышение результативности образования. В основе нашей технологии обучения лежит четко спланированная самостоятельная работа обучаемого с комплектом учебных материалов, включающим специальную литературу, записи на аудио-и видеокассетах, компьютерные программы, а также выполнение письменных заданий.
Ключевой фигурой образовательного процесса продолжает оставаться преподаватель - тьютор. Но он выполняет у нас
совершенно другие функции: от озвучивания учебника и обеспечения некоего «интерфейса » между полем научных знаний и головой ученика он переходит к роли организатора учебного процесса. Очевидно, традиционного преподавателя не всегда можно привлекать в эту сферу. Тьютор владеет особыми технологиями поддержки студента, навыками организации обучения в Интернете, способен стимулировать работу в группах, ведение дискуссий и т.д.
Учебный процесс в МИМ ЛИНК нацелен на активное освоение студентом не столько знаний, сколько навыков и умений. Это достигается за счет специального прак-тико-ориентированного учебного процесса, в ходе которого студенты практикуются в умении применять теоретические модели к собственной управленческой деятельности, углубляя при этом понимание теории, отыскивая эффективные решения по совершенствованию работы своей организации. Широко используется метод case study.
Основные формы учебных процессов в технологии ОДПО приведены в таблице.
Очная работа с тьютором реализуется в виде семинаров, выездных школ, встреч группы самоподдержки, итоговых письменных экзаменов, защиты дипломных работ. Тьюториалы проводятся в группах (8-18 студентов) и сочетают в себе элементы мини-лекций, групповых семинарских за-
Виды образовательной деятельности Оргформа образовательной деятельности
Самостоятельная работа Работа с интерактивными печатными материалами
Изучение аудио- и видеоматериалов
Работа с интерактивной компьютерной обучающей программой на СЭ-ИОМ
Выполнение письменных заданий
Подготовка дипломной работы
Очная работа с преподавателем Семинары (тьюториалы)
Выездная школа
Г руппа взаимопомощи
Дневная школа по подготовке к экзамену
Экзамен
Защита дипломной работы
Виртуальная Интернет-конференции группы и курса
Изучение виртуальных учебных материалов
Выполнение виртуальных тестов
Подготовка к сдаче экзамена
Получение консультаций преподавателя по электронной почте
нятий, консультаций, тренингов, презентаций, деловых игр и т.п. Они специальным образом проектируются в соответствии с поставленными учебными задачами. Минимальная продолжительность и количество занятий по каждому курсу/дисциплине определяются календарным учебным планом и могут быть различными. На некоторых программах учебным планом предусмотрены выездные трехдневные школы, представляющие собой интенсивные групповые тренинги. Альтернативные варианты школ могут быть проведены в виде дневной школы или виртуальной недельной школы.
Особое место в системе менеджмента качества (СМК) учебного процесса отводится организации итоговых экзаменов. Письменный экзамен по курсу проходит одновременно во всех государствах, городах и группах по единому варианту в присутствии инспектора. Сама экзаменационная процедура носит многоступенчатый характер, ее основные этапыпроводятся непосредственно в центральном офисе МИМ ЛИНК, а некоторые - в ОУ. В части курсов и программ дополнительного образования, подтверждаемых выпускными документами Открытого университета Великобритании, экзамен включает этап совместной работы интерна-
циональной команды экзаменаторов, осуществляемый как виртуально - в виде экспертизы и методов статистического анализа, так и в рамках очных встреч, организуемых в Открытом университете и ЛИНК. В процедуру проверки экзаменационных работ входит мониторинг и апелляция экзаменационных работ с последующей статистической обработкой и необходимыми комплексными действиями по итогам каждого цикла обучения.
Самостоятельная работа студента осуществляется на базе предоставляемых институтом материалов(печатных, видео-и аудио-) с использованием интерактивных учебных программ (СD-ROM и Интернет). Студенты выполняют письменные домашние задания, получая по результатам каждого задания оценку и комментарии от тьютора.
Виртуальные формы учебного процесса реализуются в виде Интернет-конференций и интерактивных программ различного назначения. Групповые и курсовые Интернет-конференции являются постоянно действующими и доступны студенту в течение всего срока обучения. Учебные задачи Интернет-конференции для каждой дисциплины (учебного курса) определяются конкретным учебно-методическим комплексом, в рамках конференции создаются соответствующие условия для успешного решения этих специфических учебных задач. Тьютор, ведущий конференцию, заранее размещает для своей группы план предстоящего тьюториала, а затем подводит итоги его проведения. В качестве одной из форм промежуточной аттестации и самопроверки применяются интерактивные программы тестирования студентов и обучающие интерактивные программы.
Дополнительные возможности образовательного бизнеса, реализованного в системе ЛИНК, заключены в том, что образовательную услугу осуществляют три бизнес-школы одновременно:
1) глобальная бизнес-школа ОУ (Мил-тон-Кейнз, Великобритания);
2) национальная бизнес-школа МИМ ЛИНК (Жуковский);
3) региональные бизнес-школы в городах России и девяти государствах с русскоязычным населением.
Все действия субъектов столь сложной организации согласованы между собой. При таком подходе сетевая бизнес-школа гарантирует одинаково высокое качество процессов и результатов во всем многообразии фронт-офисов в виде региональных бизнес-школ за счет единых стандартов деятельности по большинству функций, процессов и систем.
Обеспечение высокого качества продукции и услуг традиционно относится к числу актуальных проблем менеджмента. Стремление организаций производить продукцию и оказывать услуги, соответствующие требованиям рынка, желание делать все «правильно с первого раза» и послужили основой формирования философии и практики управления качеством как комплекса идей в сочетании с организационными, методическими и техническими методами и приемами. Высшее профессиональное образование как важнейшая отрасль современной экономики также оказалось вовлеченным в обсуждение своей деятельности в контексте обеспечения качества образовательных услуг.
Наряду с этим, при переходе от концепции образования как учебного процесса к более современной, рыночно ориентированной его концепции, трактующей образование как форму оказания услуги, система профессионального образования связывается с процессами социального и экономического развития России. Современный бизнес предъявляет все более высокие требования к качеству образования. Изменился и сам потребитель, он стал более разборчив и требователен в отношении качества образовательных услуг, которые предлагает рынок.
В таких странах, как США, Франция, Г ермания, Япония, делается акцент на оценивание качества образовательных про-
грамм и условий их реализации с точки зрения организационных, методическихи правовых позиций. Следовательно, можно сказать, что СМК должна заниматься процессом предоставления образовательных услуг, качество которого и определяет потенциальную возможность учебного заведения предоставлять услугу, отвечающую требованиям ее потребителя. При этом система качества должна включать и методику проверки ее соответствия.
Результаты исследования нескольких сервисных отраслей послужили основой концептуальной модели SERVQUAL, основанной на оценке потребителем качества услуг [3]. Согласно этой модели потребители учитывали следующие пять факторов:
1. Надежность - способность поставщика услуги точно следовать своим обязательствам. Здесь необходимо согласовывать маркетинговые заявления с предлагаемым рынку продуктом и точно выполнять данные партнерам обещания.
2. Убедительность (доверие) - компетентность персонала и его способность внушить доверие. Это относится как к сотрудникам, вступающим в контакт с потребителем, так и к сотрудникам, обеспечивающим процесс оказания услуг (внутренний и внешний маркетинг).
3. Материальные составляющие (ощутимость) - физические объекты, оборудование, учебно-методический материал, внешний вид персонала.
4. Сочувствие (понимание) - способность персонала проявлять заботу о потребителях и уделять им индивидуальное внимание.
5. Отзывчивость - желание поставщика быстро реагировать на изменения потребностей потребителей.
Однако оценка качества только глазами потребителя не является достаточной. Качество образовательной услуги достигается различными путями, и в частности - через практику процедур контроля всех элементов образовательного процесса, гаран-
тированно приводящих к достижению заданного уровня компетентности обучающегося.
Более широкий взгляд на подходы к оценке качества (глазами поставщика и потребителя) представлен в работе Д. Г арви-на, утверждающего, что в основе любого определения качества лежит одна из следующих характеристик.
• «Качество представляется чем-то, чему присуще “превосходство”. Для учеб-ныхорганизаций эта характеристика может относиться к репутации и бренду учебной организации.
• Качество определяется продуктом. При таком подходе учитываются характеристики образовательного продукта, которые могут быть оценены.
• Качество определяется потребителем. Этот параметр созвучен с концептуальной моделью SERVQUAL.
• Качество определяется процессами. Качество считается достигнутым, если все операционные образовательные процессы и процедуры выполнены правильно с первого раза (ориентация современных систем качества, например, на основе ИСО 9000).
• Качество как ценность, имеющая свою цену. Это ценностная ориентация потребителя, в некоторой степени созвучная с подходом «качество определяется потребителем» [4].
Вершиной современных методов менеджмента качества является подходTQM (тотального управления качеством). В этой ситуации напрашивается вопрос: что важнее сегодня для вуза - применение стандартов ИСО или же ориентация на внедрение методологии TQM? Мнение одного из общепризнанных специалистов в области менеджмента качества А. Фейгенбаума таково: «нам необходимо признать, что TQM ориентирован на повышение качества продукции, когда уже имеется некий достигнутый уровень. Таким образом, эти два направления являются как бы партнерами в достижении единой цели, но на разных ста-
диях движения организации к качеству. При этом основой являются стандарты ИСО серии 9000».
Именно эти подходы лежат в основе концептуальной модели качества МИМ ЛИНК как сетевой образовательной организации (интегрированный подход с учетом всей цепочки в оказании услуг). У нас реализована модель качества, включающая следующие ключевые компоненты:
• выполнение всех обещаний обучающемуся, в том числе касающихся компетентности по окончании обучения;
• понимание и удовлетворение потребностей клиента;
• мониторинг результатов обучения менеджеров, динамики их развития и роста благосостояния;
• планирование и достижение бизнес-результатов деятельности бизнес-школ;
• выполнение всех юридических и до-говорныхобязательств партнеров;
• выполнение и мониторинг внутренних стандартов образования относительно результатов и процессов;
• согласование внутренних стандартов деятельности вуза со стандартами Министерства образования и науки РФ и Открытого университета Великобритании;
• прохождение аккредитации МИМ ЛИНК и его программ в:
- Министерстве образования и науки
РФ;
- консорциуме ЛИНК;
- комиссии по организации подготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ;
- Британском агентстве по качеству высшего образования ^АА);
- Открытом университете Великобритании;
- Европейском фонде развития менеджмента (EQUIS);
- Американской ассоциации университетских школ бизнеса (AACSB);
- Ассоциации программ МВА (АМВА);
• участие в международных и российских рейтингах бизнес-школ;
• системная работа по формированию позитивного имиджа ЛИНК;
• проведение периодической аттестации (образовательных продуктов, МИМ ЛИНК и региональных бизнес-школ, тьюторов, администраторов и персонала);
• постоянное совершенствование бизнеса, персонала, процедур и продукта.
Развивая механизмы системы менеджмента качества, ЛИНК наращивает свои конкурентные преимущества, продолжая расширять региональную сеть партнеров. В 2006 г. ЛИНК предложил партнерам новый продукт - «Британский бакалавр бизнес-администрирования », для чего организовал альянс вузов России и ОУ Великобритании (Global Bachelor of Business Alliance). В рамках этого инновационного проекта студенты российскихаккредитованныхвузов могут па-
раллельно с первым образованием получить диплом бакалавра ОУ Великобритании, не выезжая за границу. В соответствии с договором британская сторона делает перезачет образовательных дисциплин российских вузов, тем самым сокращая срок обучения по программе “Бакалавр ОУ” до двух лет.
Литература
1. Milner B.Z. Knowledge management. M.,
2003.
2. Shchennikov S.A. Open distance learning. M.:
Nauka, 2002. 527 р.
3. Parasuraman, Zeithaml and Berru. SERVQUAL. A multiple-item scale for measuring customer perceptions of service quality // Journal of Retailing, 1988, 1994.
4. Garvin D. Managing Quality. N. Y.: Free Press,
1988.
SHCHENNIKOV S. THE QUALITY MECHANISMS OF INNOVATIVE EDUCATION Transition to innovation-based development is possible only through relevant education aimed at completing specific management tasks. This article shows quality management system of the largest Russian business school LINK.
Keywords: MBA, business education, LINK, Open University, innovative education, open distance education, quality management system.
В.И. ТРУХАЧЕВ, профессор, ректор Ставропольский государственный аграрный университет
Опыт применения технологии е-Learning в системе аграрного образования
В статье изложен опыт использования e-Learning в учебном процессе аграрного университета. Описаны наиболее эффективные формы и технологии, применимые в секторе аграрного образования, в частности case-технология.
Ключевые слова: аграрное образование, ИКТ, case-mехнологuя, репозитарий, ЭОР, базы знаний.
Прежде чем перейти непосредственно к заявленной теме, считаю необходимым оговорить некоторые принципиальные вопросы терминологии и методологии применения ИКТ в образовании как аграрного направления, так и общего. Во-первых, на мой взгляд, неправомерно выделение е-Learning в разряд самостоятельной формы
обучения - оно является обязательным методом подачи информации в традиционных - очной, заочной и очно-заочной -формах обучения, в экстернате. Во-вторых, в силу сложившихся традиционных представлений в ряде направлений образования, например в медицине (классической и ветеринарной), зоотехнике, в ряде инже-