Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на адаптацию к школе'

Факторы, влияющие на адаптацию к школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3121
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бекоева Т. А., Дзиваева Ж. М.

В статье рассматриваются факторы, влияющие на адаптацию ребёнка к школе, так как сегодня проблема школьной дезадаптации остается одним из наиболее серьезных вопросов, которые необходимо решать, ибо от этого зависит благополучие последующего развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на адаптацию к школе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.922.6

Т.А. Бекоева

Д.п.н., доцент ФГБОУ ВПО «СОГУ» г. Владикавказ, Российская Федерация Ж.М. Дзиваева Магистрант 2-го курса каф. психологии психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «СОГУ» г. Владикавказ, Российская Федерация

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АДАПТАЦИЮ К ШКОЛЕ

Аннотация

В статье рассматриваются факторы, влияющие на адаптацию ребёнка к школе, так как сегодня проблема школьной дезадаптации остается одним из наиболее серьезных вопросов, которые необходимо решать, ибо от этого зависит благополучие последующего развития личности.

Ключевые слова Младший школьный возраст, дезадаптация, школьная неуспеваемость.

К числу основных признаков школьной дезадаптации педагоги и психологи относят различные виды затруднений ребёнка в учёбе, а также нарушение им отдельных школьных норм и правил. Процесс школьной адаптации первоклассников, как правило, длится от одного до двух месяцев, это период, когда некоторые дети бывают гиперактивными или, напротив, очень стеснительными. Они отвлекаются на уроках, дерзят даже взрослым, начинают капризничать или плакать и т.д. И когда при поступлении в школу ребёнок включается в новый для него вид деятельности, у него могут нарушаться сон и даже аппетит. Дети делаются очень капризными, у них вновь возникает интерес к игрушкам, книгам, играм, предназначенным для совсем маленьких детей. У многих первоклассников увеличивается количество болезней, вызываемых функциональными отклонениями, которые обусловлены нагрузкой не только на психику ребенка, но и на его организм из-за резкого изменения образа жизни и усиления требований, которые предъявляются в школе. Некоторые дети во время подготовки уроков панически боятся сделать ошибку. «В младшем школьном возрасте отметка - не просто оценка конкретного результата деятельности. Она субъективно воспринимается ребёнком как оценка всей его личности» [1, с. 163].

Естественно, что не у всех первоклассников адаптация к школьной жизни протекает с вышеописанными отклонениями более одного - двух месяцев, однако есть, дети, у которых эти отклонения продолжаются достаточно долго. У некоторых школьников течение первого года обучения полноценной адаптации к школьной жизни так и не возникает, но, несмотря на это, их успеваемость остается хорошей. «Следует отметить, что освоение учебной деятельности детьми, приступающими к систематическому школьному обучению, связано с адаптивными изменениями их организма, проявляющимися, прежде всего, в показателях умственной работоспособности и здоровья» [2, с. 70]. Такие дети часто и подолгу пропускают занятия из-за болезни, врачи считают, что их заболевания носят психосоматический характер. Такие первоклассники входят в группу риска и имеют предрасположенность к появлению школьного невроза. Уже в середине дня первоклассники оказываются переутомленными, так как школа для них становится стрессогенным фактором. Даже дорога, по которой ребёнка ведут в школу, от многих школьников -первоклассников требует особого внимания и напряжения. В течение дня у этих детей не бывает ни полного физического, ни умственного, ни эмоционального расслабления. Некоторые школьники даже утром выглядят переутомленными, они могут испытывать боли в области живота, а также головные боли. Дети

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

испытывают страх и тревогу из-за расставания с домом и родителями и предстоящей работы в классе, они настолько велики, что ребенок не только не хочет, но и не может идти в школу.

К 6 - 7 годам у человека повышается подвижность нервных процессов. В младшем школьном возрасте наблюдается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. При этом процессы возбуждения превалируют над процессом торможения. Особенностью младших школьников являются неусидчивость, гиперактивность, а также у них появляется сильная эмоциональная возбудимость. «В процессе обучения ребёнка в начальной школе развиваются навыки общения со сверстниками и установления прочных дружеских контактов, раскрываются индивидуальные особенности и способности» [3, с. 36]. Учёные-физиологи изучили изменения, которые происходят в 6 - 7-летнем возрасте. Ими отмечается созревание у детей крупных мышц, которое опережает развитие мышц более мелких, по этой причине детям бывает легче выполнять сильные или размашистые движения, труднее же делать те движения, которые требуют большой точности. Поэтому именно первоклассники быстро устают, когда им необходимо выполнить письменные задания.

В течение первого года обучения школьник способен полноценно развиваться только тогда, когда чувствует себя комфортно, уверенно в новой для него школьной среде. «Если ребёнку не удаётся включиться в новую для него учебную деятельность, это может стать причиной неблагоприятного хода адаптации к школе» [4, с. 45]. Ученик первого класса не только приобретает новые права, но и обязанности, их он должен выполнять и подчиняться новым для него правилам, необходимым для школьной жизни. Это приводит к повышению психологического напряжения каждого первоклассника. Школьник еще недостаточно осознает свои переживания, поэтому не каждый раз он понимает причины, которые вызывают их. Однако на неудачи и трудности в школьной жизни ребёнок обычно реагирует на эмоциональном уровне, он испытывает страх, гнев, тревогу, обиды.

Младший школьник не умеет понимать свое и чужое эмоциональное состояние, не может контролировать свои эмоции и управлять ими, конструктивно решать проблемы и конфликтные ситуации. Это является причиной его неуспешной адаптации к школе. По мнению психологов Е.Е. Кравцовой, Т.А. Репиной и др., необходимо обучать первоклассников конструктивно решать свои проблемы, цивилизованно выражать возникающие чувства раздражения, несогласия, протеста и даже злости. Прибегая к агрессивному поведению, «дети борются за своё психологическое, а порой и физическое выживание и, вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру за то, что он не принимал, не любил, не понимал их» [5, с. 32]. По этой причине родителям следует заранее позаботиться о создании благополучного эмоционального фона для своего ребенка, готовящегося к поступлению в школу.

Неуспешной адаптацией считается совокупность признаков социально-психологического и психофизиологического статуса ребенка и его соответствия требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой становится затруднительным по ряду как объективных, так и субъективных причин. Прежде всего, это эмоциональный дискомфорт ребёнка, который характеризуется ощущениями беспокойства, тревожности, напряжения, мрачных предчувствий. Такое состояние чувствует, когда первоклассник воспринимает определенные раздражители как элементы угрозы, опасности, вреда или просто негативные эмоциональные ощущения. Основные первичные внешние признаки школьной дезадаптации являются также отдельные нарушения школьных норм поведения, различные затруднения в учебе первоклассника (Безруких М.М., Смирнова Е.О., Слободчиков В.И.).

К факторам школьной неуспеваемости психологи относят недостатки, допущенные в процессе подготовки ребенка к школе, которые называют социально-педагогической запущенностью. К ним относятся также соматическая ослабленность ребенка; нарушения в формировании его познавательных процессов и отдельных психических функций; эмоциональные расстройства, двигательные нарушения. Вышеприведённые факторы становятся непосредственной угрозой, касающейся, прежде всего, интеллектуального развития ребенка, так как основная нагрузка падает именно на интеллект младшего школьника. Таким образом, школьная дезадаптация нарушает жизнедеятельность ребенка. Главная часть ответственности за здоровье детей падает на школу. Дети проводят в образовательном учреждении

МЕЖД УНАРОД НЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

значительную часть дня, поэтому сохранение и укрепление их физического, а также психического здоровья становится делом не только его семьи, но и педагогов.

Большую роль для успешной адаптации детей в школе играют характерологические и личностные особенности первоклассников, которые сформировались на предыдущих этапах их развития. Это умение входить в контакт с другими людьми, владеть многими необходимыми навыками общения. Чрезвычайно необходима для ребенка, поступающего в школу, способность определить для себя наилучшую позицию в отношениях с окружающими, ибо учебная деятельность носит коллективный характер. Недостаточная сформированность таких способностей или некоторые отрицательные личностные качества детей способствуют возникновению типичных проблем в процессе общения. В этом случае ребенок может активно либо с агрессией отвергаться одноклассниками, а иногда они его просто игнорируют. И в том, и в другом случае отмечается глубокое переживание ребенком психологического дискомфорта, которое имеет дезадаптирующее значение. Негативными последствиями чревата ситуация самоизоляции, в этом случае первоклассник не испытывает должной потребности в общении, либо даже старается избегать контактов с другими детьми. Анализ научных экспериментальных исследований позволяет сделать вывод о том, что трудности, которые возникают у ребенка во время начала обучения в школе, в большинстве случаев связаны с воздействием большого числа факторов как внешнего, так и внутреннего порядков. Список использованной литературы:

1. Овчарова Р.В. Технология практической психологии образования. - М., 2001.

2. Баюкова Н.О. Проблемы слабой адаптации первоклассников к условиям школьной жизни // Педагогика. - 2014. - №3.

3. Степанова Н.А. Динамика развития личности младшего школьника // Воспитание школьника. - 2011. - №10.

4. Кислицкая Л.А. Отношение к школе первоклассников с различной степенью готовности к школьному обучению // Психологическая наука и образование. - 2006. - №3.

5. Петрусь Н.Я. Агрессивный ребёнок: особенности педагогического взаимодействия // Начальная школа. -2007. - №1.

© Бекоева Т.А. , Дзиваева Ж.М. , 2016

УДК 159.9

А.Ю. Горохов

Кандидат психологических наук, доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

СВЯЗЬ ЛОЯЛЬНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У СОТРУДНИКОВ ТОРГОВОГО ЦЕНТРА

Аннотация

Мировой экономический кризис, последствия которого всё чаще ощущаются в нашей стране внёс в практическое осмысление проблемы формирования лояльности и вопрос эмоционального напряжения сотрудников.

Постоянные сокращения персонала и возможность закрытия предприятия приводят к возникновению высокого эмоционального напряжения у сотрудников и как следствие влияют на переменные приверженности.

В связи с этим, в решении проблемы стабилизации ценных кадров ключевым становится понятие приверженности у сотрудников к своей организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.