Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ФАКТОРЫ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ФАКТОРЫ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ / VICTIM''S BEHAVIOR / FACTORS OF VICTIM BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аджимуратова Л.И.

В данной статье обсуждается проблема виктимного поведения старших школьников в прогрессивной общественной среде. Развитие виктимного поведения старших школьников случается на фоне определенных ситуационных событий при наличии 4 элементах механизма виктимизации: ситуативные моменты, виктимогенные индивидуально-психологические особенности личности, специфичное психоэмоциональное положение, виктимогенное поведение. Выделение определенных случаев общественной виктимности считается необходимым для воплощения дифференциального расклада, который содействует выявлению путей предупреждения виктимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF VICTIM BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

This article discusses the victim behavior of older schoolchildren in a progressive social environment. The development of the victim behavior of older schoolchildren happens against the background of certain situational events in the presence of 4 elements of the victimization mechanism: situational moments, victimized individual psychological characteristics of the individual, specific psychoemotional status, and victimized behavior. The allocation of certain cases of social victimization is considered necessary for the implementation of a differential approach, which facilitates the identification of ways to prevent victimization.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

педагогической поддержки старшеклассников в определении будущей профессии [Текст] / Г. В. Андерсонс // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов/ Под общей ред. проф. О.И.Кирикова. - Выпуск 37. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - 0,3 п.л.

УДК-740

Аджимуратова Л.И. студент 4 курса

факультет «Психологии и педагогического образования» научный руководитель: Жихарева Л.В., к.психол.н.

преподаватель кафедра психологии Крым, г. Симферополь ФАКТОРЫ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Аннотация: В данной статье обсуждается проблема виктимного поведения старших школьников в прогрессивной общественной среде. Развитие виктимного поведения старших школьников случается на фоне определенных ситуационных событий при наличии 4 элементах механизма виктимизации: ситуативные моменты, виктимогенные индивидуально-психологические особенности личности, специфичное психоэмоциональное положение, виктимогенное поведение. Выделение определенных случаев общественной виктимности считается необходимым для воплощения дифференциального расклада, который содействует выявлению путей предупреждения виктимизации .

Ключевые слова: виктимное поведение подростков , факторы виктимного поведения,

Adzhimuratova L.I.

4-year student

Faculty of Psychology and Teacher Education Crimea, Simferopol Scientific adviser: to. psychol. n, teacher Department of Psychology Zhikhareva L. V.

FACTORS OF VICTIM BEHAVIOR OF ADOLESCENTS Annotation: This article discusses the victim behavior of older schoolchildren in a progressive social environment. The development of the victim behavior of older schoolchildren happens against the background of certain situational events in the presence of 4 elements of the victimization mechanism: situational moments, victimized individual psychological characteristics of the individual, specific psychoemotional status, and victimized behavior. The allocation of certain cases of social victimization is considered necessary for the implementation of a differential approach, which facilitates the identification of ways to prevent victimization.

Key words: victim 's behavior, factors of victim behavior

Постановка проблемы: Исследования А.Д. Андреевой, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Кона, А.А. Кроника, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, Ж. Пиаже, А.М. Прихожан, Д.И. Фельдштейна и других свидетельствуют, что юность является периодом самоопределения, развития механизмов самосознания и становления идентичности.

Проблема виктимности подвергается углубленному

междисциплинарному исследованию, переплетающийся с изучением культуры насилия, раскрытию общественных, культурных, психологических и био условий этого общественного парадокса, так же необходимым является раскрытие и другой стороны процесса, то есть виктимного поведения жертвы. В таком случае то что первоначальные действия жертвы в необходимой мере представлено в приступной виктимологии. Значимым считается раскрытие натуры виктимного поведения детей и подростков, обнаружение условий его детерминирующих, факторов и

возрастных отличительных черт виктимизации и виктимного действия у подростков как более уязвимых.[1, с. 13]

Цель статьи: Раскрытие генезиса виктимного поведения и специфики его проявления в подростковом возрасте.

Основное изложение материала: В современной психологической науке при изучении агрессогенных конфликтов и обстановок определяется два главных расклада. В одном из них делается акцент , интерес на характеристиках обстановок и наружных справедиливых условиях, и в другой на внутренних качествах персоны. Связывая данные подходы, необходимо выделить, то что в фоне определенных ситуативных факторов, присутствие конкретных виктимогенных отличительных черт личности детей и особенным психоэмоциональным капиталом совершается формирование виктимного действия, результатом актуализации которого делается процесс виктимизации, то есть ребенок выступает в роли жертвы. В данном случае, виктимное поведение способно обладать равно как вызывающий характер так и содействующий. [5, с 14-19]

Исследование рассматривающее условия виктимного поведения молодых людей (Матанцева Т.Н., Чашкина К.С., 2015) выявило, то что в механизме виктимизации получают содействие равно как минимум 4 элемента:

-ситуативные условия виктимного характера например , разногласие; -виктимные личностно- психологические характеристики -подобные тем чертам как агрессивность, конфликтность, проблематичность, беспокойность, нерешительность;

-своеобразное психоэмоциональное состояние - в главную очередность чувственная непостоянность;

- виктимогенное действие - к примеру, вызывание столкновений,

потасовок либо напротив, демонстрирование робости, нерешительности. Подчеркнем, то что непосредственно ситуативные условия представляют основную значимость в становлении виктимного действия молодых людей, они подстрекают появление виктимных обстановок и их формирование.[6, с 55] Характерные черты, условия где находится ребенок станет единственным важным психоэмоциональное положение, либо виктимогенные свойства ребенка. Таким образом данное присутствие способно обладать роль, непростую совокупность абсолютно всех отмеченных частей, то что установит максимальную насыщенность движения виктимизации действия. [6, с 57]

Кроме ситуативных виктимогенных условий имеется много основных и второстепенных виктимогенных свойств личности и действия ребенка, которые способствуют его виктимизации. Огромную роль в ходе виктимизации обладает, персонально- психические характерные черты, характерные черты действия и психоэмоциональные состояние молодых людей равно возможно испытуемых, в отсутствии проверки в которых не смогут быть выявлены полноценно определенные условия, предпосылки и требования подростковой виктимизации . В случае если школьник предоставляет возможность для себя оскорблять, задирать собственного ровесника, в таком случае логическим результатом является разногласие ; где школьник выступает в роли жертвы, то есть считается только результатом его виктимного поведения (в случае подстрекающего характера).[ 3, с. 35]

В ходе преподавания может также быть результатом виктимного поведения и форме неуважения к воспитанникам , преподавателям, а так же отцу и матери. Подобным способом можно установить: и в первом и во втором случае школьники выражают свойства виктимного поведения, то что является предпосылкой его личных эмоциональных вопросов. Однако за частую старшеклассники виктимологически чувствилельныиз-за личных действующих поступков виктимогенного нрава. Имеются конкретные группы детей, которые никак не подстрекаются подобающим инцидентам, проявлению злости, в все без исключения зачастую являются потерпевшими.

В таком случае предпосылкой является провокационность детей, что находится в базе его виктимного поведения. Поскольку виктимность ребенка характеризуется чертой личности ребенка, необходимо осознавать комплекс свойств, явлений, эмоциональных отличительных черт, данных личности ребенка, содействующие его виктимизации. Провокационность либо виктимогенность - данные получаемые ребенком физиологические, психологические и социальные особенности и свойства, которые могу повлиять на его предрасположение к роли жертвы.

Несколько ученых акцентируют ситуативную, индивидуальную и ролевую провокационность. Данная систематизация типов виктимности в русле рассмотрения трудности подростковой виктимизации является нам

более подходящей и аргументированной, несмотря на то как не способен расцениваться довольно абсолютной и подробной.

Таким способом, формирование виктимного поведения подростков совершается на фоне определенных ситуативных факторов присутствие 4 образующих приспособления виктимизации: ситуативные условия, виктимогенные персонально-психические характерные черты личности ( провокационность), своеобразное психоэмоциональное положение, виктимное поведение.[ 3, с. 88]

В связи с комплекта возрастных и личных виктимогенных качеств у подростков создаются конкретные типы виктимности, детерминирующие различные типы их виктимного поведения. Условия виктимизации полученный комплекс факторов в существовании людей и сообществ, которые обуславливают процедуру перевоплощения данной персоны в жертву правонарушения, таким либо иным способом содействуют осуществлении данного движения.

Критериями виктимизации считаются различные действия справедлив ого и индивидуального нрава, которые увеличивают уровень виктимности, значительно упрощают вероятность появлениях столкновений, усиливают эскалацию виктимогенных условий.

Учеными акцентируются последующие внутренние, психические условия, которые способствуют влиянию жертвой правонарушения: необходимость в пафосе, в самоуважении; необходимость в риске; враждебность; присутствие акцентуации нрава; отличия в психологическом формировании; невысокое чувство собственного достоинства; неполное самомнение.

Исследование индивидуальных условий виктимизации продемонстрировал, то что игровая значимость совершается методом приспособления. Со временем более отчетливее выделяются особенности виктимности: равнодушие к творящемуся; страх искушать судьбу; уклонение, забота с вопросов и проблем; неготовность функционировать, выражать динамичность и инициативу; недовольство собственной самореализацией и продуктивность собственного существования; желание к удобству и т.п.[ 4, с .78]

Значимые условия виктимизации смогут расцениваться как характерные биогенетические характерные черты, оказывающие большое влияние в переменыдействия и нервнойсистемы ребенка. Половозрелый год, с места зрения био перемен, физиологического и сексуального созревания считается этапом существенных перемен, совершающихся в абсолютно всех иерархических степенях персоны субъекта.

Вывод: Таким образом, исследование стандартных ситуаций подростковой виктимизации предоставляет возможность установить ее определенные предпосылки: присутствие тех или иных условий ребенок способен ущерб из-за негативного стечения факторов; если основную значимость предоставляет характерные черты факторов, Акцентирование

определенных ситуаций общественной виктимности ребенка и подростка является весьма значимым с целью реализации отличительного расклада, который приводит к раскрытию и предотвращению виктимизации подростков.

Использованные источники:

1. Шешукова Н. Н. Влияние разных условий обучения на межличностные отношения младших подростков с задержкой психического развития //Специальное образование. - 2008. -№ 8. - С. 56-61.

2. Матанцева Т. Н. Личностная саморегуляция как фактор саморазвития подростков с задержкой психического развития // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2014. -№ 1 (1). - С. 255265.

3. Одинцова, М. А. Психологический анализ факторов виктимизации россиян и белорусов // Вестник Южно - Уральского государственного университета. - 2012. - №45 (304).

4. Фельдман, Д. В. Теоретико-методологические основы изучения социально-психологических условий влияния стратегии жизни на уровень виктимности молодежи // Социальная политика и социология. - 2012. - № 8. -С. 236-254.

5. Психологические особенности виктимной личности: Вопросы психологии. - 2012. - №3. - С. 14-19.

6. Руденский, Е. В. Социальная психология: курс лекций. - М - Новосибирск: Сибирское соглашение, 1991. -с. 224.

7. Емельянов, И. Л. Виктимность и виктимизация: понятие, виды, проблемы профилактики // Философия, социология, культурология. - 2008. - №5. - С.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.