Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖЕРТВЫ / ПРИЗНАКИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ВИКТИМНОСТИ / VICTIM''S BEHAVIOR / SIGNS OF VICTIM BEHAVIOR / FORMATION OF VICTIMITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анафиева Э.Э.

В последние годы проблема виктимности подвергается глубокому междисциплинарному анализу, связанному с исследованием культуры насилия, выявлением социальных, культурных, психологических и биологических факторов данного социального феномена, в этом контексте становится необходимым рассмотрение второй стороны процесса, а именно, виктимного поведения жертвы. Несмотря на то, что изначально поведение жертвы в достаточной степени описано в криминальной виктимологии, остро стоит проблема смещения акцентов изучения данного явления в область общей и возрастной психологии. Важным является рассмотрение природы виктимного поведения детей и подростков, выявление факторов его детерминирующих, причин и возрастных особенностей виктимизации и виктимного поведения в подростковом возрасте как наиболее уязвимом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VICTIM BEHAVIOR IN ADOLESCENCE

In recent years, the problem of victimization has been subjected to a deep interdisciplinary analysis related to the study of the culture of violence, the identification of social, cultural, psychological and biological factors of this social phenomenon, in this context, it becomes necessary to consider the second side of the process, namely, the victim''s behavior. Despite the fact that initially the victim''s behavior is sufficiently described in criminal victimology, there is an acute problem of shifting the emphasis of the study of this phenomenon in the field of General and age psychology. It is important to consider the nature of the victimized behavior of children and adolescents, to identify the factors determining its causes and age characteristics of victimization and victimization behavior in adolescence as the most vulnerable.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК-159.9

Анафиева Э.Э. студент 4 курса

факультет «Психологии и педагогического образования» научный руководитель: Жихарева Л.В., к.психол.н.

кафедра психологии Крым, г. Симферополь

ОСОБЕННОСТИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ

ВОЗРАСТЕ

Аннотация: В последние годы проблема виктимности подвергается глубокому междисциплинарному анализу, связанному с исследованием культуры насилия, выявлением социальных, культурных, психологических и биологических факторов данного социального феномена, в этом контексте становится необходимым рассмотрение второй стороны процесса, а именно, виктимного поведения жертвы.

Несмотря на то, что изначально поведение жертвы в достаточной степени описано в криминальной виктимологии, остро стоит проблема смещения акцентов изучения данного явления в область общей и возрастной психологии. Важным является рассмотрение природы виктимного поведения детей и подростков, выявление факторов его детерминирующих, причин и возрастных особенностей виктимизации и виктимного поведения в подростковом возрасте как наиболее уязвимом.

Ключевые слова: виктимное поведение жертвы, признаки виктимного поведения, формирование виктимности.

Asafieva E.E.

4 - year student

faculty of Psychology and pedagogical education

Crimea, Simferopol FEATURES OF VICTIM BEHAVIOR IN ADOLESCENCE.

Annotation: In recent years, the problem of victimization has been subjected to a deep interdisciplinary analysis related to the study of the culture of violence, the identification of social, cultural, psychological and biological factors of this social phenomenon, in this context, it becomes necessary to consider the second side of the process, namely, the victim's behavior. Despite the fact that initially the victim's behavior is sufficiently described in criminal victimology, there is an acute problem of shifting the emphasis of the study of this phenomenon in the field of General and age psychology. It is important to consider the nature of the victimized behavior of children and adolescents, to identify the factors determining its causes and age characteristics of victimization and victimization behavior in adolescence as the most vulnerable.

Key words: victim's behavior, signs of victim behavior, formation of victimity.

В российской психологии крайне мало экспериментальных исследований по теме виктимного поведения личности, имеются лишь единичные работы, изучающие психологические особенности детей и подростков на судебно-психиатрическом материале (Бурелов Э. А., Морозова И. Г., Кузнецов И. В., Догадина М. А., Пережогин Л. О; Кудрявцев И. А., Васильев В. Л., Мамайчук И. И.). Однако необходимость в таких исследованиях все более возрастает в практическом отношении. До настоящего времени малоизученными оказались проблемы генезиса виктимного поведения, системы факторов, детерминирующих его возникновение, особенности проявления этих закономерностей поведения у подростков, не ставших жертвой криминальной ситуации. Практически нет удовлетворительного диагностического материала, позволяющего выявлять потенциальную виктимность подростка. Также мало разработана система предупреждающих мероприятий, направленных на предотвращение виктимного поведения.

В современной психологической науке при анализе агрессогенных конфликтов и ситуаций выделяются два основных подхода. Один из них акцентирует внимание на характеристиках ситуаций и внешних объективных обстоятельствах, другой - на внутренних качествах личности. Объединяя эти подходы, следует отметить, что на фоне конкретных ситуативных обстоятельств, при наличии определенных виктимогенных особенностей личности ребенка и особого психоэмоционального состояния происходит становление виктимного поведения, следствием актуализации которого становится процесс виктимизации, то есть ребенок оказывается в качестве жертвы. При этом, виктимное поведение может иметь как провоцирующий характер, так и способствующий.

Под виктимностью, как особенностью личности подростка, следует понимать совокупность качеств, явлений, психологических особенностей, характеристик личности ребенка, способствующих его виктимизации. Виктимность или виктимогенность - это приобретенные ребенком физические, психические и социальные черты и признаки, которые могут сделать его склонным к превращению в жертву.

Ряд исследователей выделяют ситуативную, личностную и ролевую виктимность. Эта классификация видов виктимности в русле анализа проблемы подростковой виктимизации представляется нам наиболее целесообразной и обоснованной, хотя не может считаться достаточно полной и исчерпывающей.

В работах таких авторов, как И.С. Кон, И.А. Кудрявцев, Ф. Райс, К. Хорни, Дж. Колман, подростковый возраст описывается, что на основании качественного нового характера структуры, работы детей, формируется осознанное поведение, обрисовывается общее направление в разработке нравственных суждений, социальных установок.

При этом единое мнение касательно предела возраста отсутствует в научном круге.

Кроме того, актуален вопрос относительно кризисного, стабильного возраста.

Рассмотрение дискуссий в российской и иностранной психологии по вопросу определения пределов подросткового возраста, в качестве особенной возрастной ступени в формировании личности.

Попытка ученых составить единый критерий возраста доказала, что термин «возрастная граница» не обладает абсолютным значением, не определяется определенным средним подростковым возрастом.

Формирование подростков, в качестве индивидов, личностей, с позиции И.С. Кона, А.Е. Личко, В.Т. Кондрашенко, предусматривает взаимодействие таких неразрывно связанных рядов развития, как социальный и биологический ряд.

Дж. Колман, Ф Райс подростковый возраст причисляют к критическому периоду онтогенеза, который обусловлен существенными преобразованиями в сознательной сфере, в сфере системы взаимодействий человека с окружающим миром, предельными диспропорциями в темпах, уровне развития.

С позиции И.Н. Поливановой, К. Хорни, Ю.М. Антоняна, психологическая суть подросткового возраста, в некоторой степени, определено спецификой у подростков течения психических процессов, отличающихся от процессов у детей, у взрослых.

Недостаточно развитые навыки обобщения свойств явлений, предметов по их характерным признакам, выражены в способности детей к генерированным обобщениям по не значительным признакам.

Внимание детей описывается существенным объемом, стабильностью, специфической преднамеренностью, избирательностью.

Воспринимаемый объем, долговременная память учеников меньше, нежели у взрослого человека. Из этого следует пытливость разума, обширность интересов, которые сочетаются к детей с отсутствием системы в получении знаний, как итог, ограниченностью опыта жизни, суждений, не в полной мере сформированы навыки поведения приспособления в постоянно меняющихся условиях.

Создание у детей чувственных суждений различается эмоциональной направленностью, наглядностью.

Работы Ф. Райса показывают, что возраст подростков различают: эмоциональное непостоянство, резкое колебание настроя, агрессия, ослабление сдерживающих центров.

Отличаясь от учеников младших классов, дети способны не только лишь к некоторым волевым стараниям, а и к волевой работе.

С позиции МР. Гинзбурга, Г.К. Валицкаса, И.С. Кона, В.Н. Кунициной, существенной отличительной особенностью подросткового возраста выступает процесс вырабатывания сознательного отношения детей к своим нуждам, склонностям, поведенческим мотивам, переживаниям.

С позиции Ф. Райса, О.В. Балановской, значимых отличий в ходе

идентичности у девушек, ребят не установлено: ученики тяготеют к тем, чей статус определяется сексуальной, телесной идентичностью. Склонность к социальному познанию формируется медленнее.

Важный фактор, оказывающий влияние на вырабатывание личности учеников, это нужда в общении, достигаемая в возрасте четырнадцати-шестнадцати лет. При расширении круга общения, дети стремятся приобрести знания о жизни, которые по определенным основаниям не получают от взрослых.

Использованные источники:

1. Антонян Ю.М. Преступность и покаяние / Ю.М. Антонян // ОНС, - 1991. -№ 6. - С.43-51.

2. Кудрявцев, И.А. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков / И.А. Кудрявцев, Г.Б. Морозова // Психологический журнал, - 1996. - Т. 17. - № 5. - С. 76-89.

3. Куницына, В.Н. Межличностное общение. / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша - СПб.: Питер, - 2001. - 544с.

4. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатии у подростков. / А.Е. Личко - М.: Апрель-Пресс, - 1992. - 406 с.

5. Поливанова, И.Н. Психологическое содержание подросткового возраста /И.Н. Поливанова // Вопросы психологии, - 1996. - № 1. - С.20-34.

6. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райс -СПб.: Питер, 2000. - 656 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.