Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВИКТИМИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ'

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВИКТИМИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

858
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТОК / ЖЕРТВА / ВИКТИМИЗАЦИЯ / ФАКТОРЫ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ / VICTIM BEHAVIOR / ADOLESCENT / VICTIMIZATION / VICTIMIZATION FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бобровникова Наталия Сергеевна

В статье рассмотрены основные факторы, способствующие развитию виктимного поведения современного подростка. Выделены три группы факторов виктитимизации подростков: психологические факторы, макросоциальные и микросоциальные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FACTORS OF VICTIMIZATION OF MODERN TEENAGERS

The article considers the main factors that contribute to the development of victim behavior of a modern teenager. Three groups of factors of adolescent victimization are identified: psychological factors, macro-social and micro-social.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВИКТИМИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

УДК 316

Бобровникова Наталия Сергеевна Natalia S. Bobrovnikova

Преподаватель Teacher

Тульский государственный педагогический университет

Tula state pedagogical University

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВИКТИМИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ

ПОДРОСТКОВ

THE MAIN FACTORS OF VICTIMIZATION OF MODERN TEENAGERS

Аннотация. В статье рассмотрены основные факторы, способствующие развитию виктимного поведения современного подростка. Выделены три группы факторов виктитимизации подростков: психологические факторы, макросоциальные и микросоциальные.

Annotation. The article considers the main factors that contribute to the development of victim behavior of a modern teenager. Three groups of factors of adolescent victimization are identified: psychological factors, macro-social and micro-social.

Ключевые слова: виктимное поведение, подросток, жертва, виктимизация, факторы виктимного поведения.

Keywords: victim behavior, adolescent, victimization, victimization factors.

Подростковый возраст приковывает внимание многих исследователей, в связи с становлением критического мышления в этом возрасте, появлению саморефлексии, полному структурированию сознания, желанию самоутвердиться и чувству взрослости. Значимость и важность мнения родителей и преподавателей в подростковом возрасте становятся не значительными, ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со взрослыми [2, с. 110-184]. Негативным проявлением возрастного периода можно считать множество различных форм девиантного поведения, в том числе склонность к виктимному поведению [1, с. 149-154; 8; 13].

Среди отечественных исследователей, занимающихся проблемой виктимологии можно выделить Бурелова Э. А., Морозову И. Г., Кузнецова И. В., Догадину М. А., Пережогина Л. О; Кудрявцева И. А., Васильева В. Л., Мамайчук И. И.. Исследование Матанцева Т.Н., Чашкина К. С. в 2014 обнародовало основные механизмы виктимизации: ситуативные; виктимные индивидуально-психологические особенности; психоэмоциональное состояние; виктимогенное поведение. Авторы отмечают, что ситуативный механизм играет огромную роль в формировании подобного поведения у подростков. Кроме того, имеет место быть сочетание всех механизмов, что может определить интенсивность процесса виктимизации.

Стоит отметит, что существуют подростки, которые не проявляют ни конфликтов, ни агрессивных действий, но сами часто становятся жертвами. В подобном случае можно говорить о виктимности, лежащей в основе виктимного поведения подростка. Христенко В. Е под виктимностью понимает особенность личности, совокупность качеств, психологических особенностей, провоцирующих его виктимность. Виктимность -приобретённые в процессе жизни, физические, психические и социальные черты, которые склоняют его к поведению жертвы [12, с. 127]. Фельдман Д. В в своих исследованиях выделяет факторы, способствующие поведению жертвы - потребность в авторитете; желание риска; эмоциональная нестабильность, агрессивность; отклонения в психическом развитии; неадекватная самооценка [11, с. 236-254]. Среди основных факторов формирования виктимного поведения выделяют - индивидуально-психологические особенности подростков, способствующие формированию отклоняющего поведения; - акцентуации характера (сильно выраженные определенные черты); - сильно проявляющийся кризис подросткового возраста, ярко выраженное чувство взрослости; - отрицательное влияние социального окружения подростка. Ведущим видом деятельности подростка

является интимно-личностное общение со сверстниками, но конструктивно общаться их никто не учит; школьная дезадаптация [7, с. 74-81].

Теоретический анализ психолого-педагогической научной литературы позволил нам систематизировать группы факторов, способствующих виктимизации современных подростков.

Психологические факторы - особенности умственного, личностного, социального развития. Подростковый возраст характеризуется формированием самосознания, желанием познавать самого себя, свои качества и способности, отличающие от других подростков [3; 14]. Так и возникает стремление к самоутверждению, проявлению ценных в их окружении качеств (агрессия, аутоагрессия, преступность, зависимость от мнения лидера, снижение критичности мышления, девиантное поведение, с целью привлечения внимания, демонстрация сексуальности) [2; 4; 5; 6].

Микросиальные факторы - семья, школа, субкультуры. Многие российские семьи имеют нестабильные отношения, множество проблем, структурные особенности (многодетность или неполная семья), низкий уровень материального достатка, низкая компетенция родителей и др. [6, с. 3234]. Все эти критерии могут приводить к семейным формам насилия, отсутствию эмоциональной связи с подростком, его отчуждению, дезадаптации [9]. Некоторые современные исследователи (Белобрыкина О.А., Руденский Е.В., Руденская Ю.Е., Шнейдер Л.Б.) отмечают школу как современный социальный институт виктимизации. Это связанно с ростом профессиональных деформаций среди педагогов, ориентацией на ОГЭ и ЕГЭ, как следствие повышение тревожности и страха не сдать экзамен, а также буллинг в подростковой среде. Эрик Эриксон определял подростковый возраст как страт идентичности личности к ассимиляции социального опыта. Одно из условий этого становления - включение в социальные группы, усвоение норм и ценностей. Таким образом, если значимая для подростка

группа асоциальна, им будут усвоены такие нормы и установки, что и может стать одной из причин виктимности [1; 2].

Макросоциальные факторы - условия общества, в которых происходит социализация подростка. Эта группа факторов представлена социальными, экономическими и политическими процессами, происходящими в современной России. Большое влияние на формирование подростка оказывают СМИ, подчеркивая противоречия искусственно созданного иллюзорного мира и реальной жизни [10, с. 45-54]. Преобладание в обществе иллюзорных нравственных норм, способствует дезадаптивного поведения у подростков, неадекватное восприятие себя, мира, культуры [5, с. 10-11; 13].

Таким образом, мы можем утверждать, что подростковая виктимность обуславливается несколькими факторами. В данном перечне факторов невозможно выделить ведущий, все они оказывают огромное влияние на формирование личности. Анализ конкретных случаев виктимности позволит определить ее причины, факторы, способствующие или провоцирующие виктимное поведение. Выделение отдельных случаев виктимности подростков позволит осуществлять дифференциальный подход к созданию профилактических психолого-педагогических программ виктимизации современных подростков.

Библиографический список:

1. Андронникова О.О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением // Вестник Томского государственного университета. 2010 №332. С. 149-154.

2. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа: философский очерк // Развитие личности. 2013 №2. с. 416.

3. Белобрыкина О.А. Развитие самосознания в детском возрасте. Новосибирск: НГПУ, 2003 215 с.

4. Белобрыкина О.А., Иванько Ю.Ю. Психологический моббинг в образовательном учреждении: причины и следствие // Проблемы развития: наследственность и среда. Новосибирск: НГУЭУ-НИНХ, 2011 С. 87-96.

5. Большунова Н.Я., Белобрыкина О.А. Принципы и направления работы с безнадзорными детьми // Насилие и пренебрежение по отношению к детям: профилактика, выявление, вмешательство: Материалы научного симпозиума / отв. ред. О.Н. Боголюбова. СПб.: СПб. ун-т, 2009 С. 10-11.

6. Защиринская О.В. Коммуникативная ситуация в семье как предпосылка самореализации личности ребенка // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: СПбГУ, 2005 Вып.9. С. 215-226.

7. Матанцева Т. Н. Факторы виктимного поведения подростков как социальная проблема психологической науки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 8. - С. 74-81. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56124.htm.

8. Руденский Е.В., Руденская Ю.Е. Виктимогенный механизм социализации развивающейся личности в педагогическом общении. Новосибирск: Сибирский психосоциальный институт, 2002 85 с

9. Стреленко А.А. Социально-перцептивные образы виктимной личности. Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009 138 с.

10. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования //Вестник практической психологии образования. 2011 №1(26). С. 45-54.

11. Фельдман, Д. В. Теоретико-методологические основы изучения социально-психологических условий влияния стратегии жизни на уровень виктимности молодежи // Социальная политика и социология. - 2012. - № 8. -С. 236-254.

12. Христенко, В. Е. Психология жертвы. - Х.: Консум, 2005. - с. 256

13. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академическийпроект; Трикста, 2005 336 с.

14. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 416 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.