Научная статья на тему 'К вопросу о социально-педагогической виктимности современных подростков'

К вопросу о социально-педагогической виктимности современных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
906
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОСТЬ / ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / VICTIMIZATION VICTIMIZATION BEHAVIOR / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯВИКТИМНОСТЬ / ПОДРОСТОК / TEENAGER / SOCIO-PEDAGOGICAL VICTIMIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бубнова Ирина Сергеевна

Рассматриваются проблемы виктимного поведения подростков, виды и факторы виктимности, дается характеристика подростков как социальной группы, обладающей повышенной виктимностью. Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях психологии и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бубнова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF SOCIO-PEDAGOGICAL VICTIMIZATION OF TEENAGERS

Discusses the problem of victim behavior of adolescents and the rights, types and factors of victimization, given the characteristics of teenagers as a social group with increased victimization. This article can be interesting for specialists in various branches of psychology and law.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социально-педагогической виктимности современных подростков»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО, КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 343.95

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ВИКТИМНОСТИ

СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Бубнова Ирина Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Педагогического института Иркутского государственного университета,

г. Иркутск e-mail: irinaz-bubnova@yandex. ru

TO THE ISSUE OF SOCIO-PEDAGOGICAL VICTIMIZATION

OF TEENAGERS

Irina Bubnova

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Irkutsk State University, Irkutsk

АННОТАЦИЯ

Рассматриваются проблемы виктимного поведения подростков, виды и факторы виктимности, дается характеристика подростков как социальной группы, обладающей повышенной виктимностью. Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях психологии и права.

ABSTRACT

Discusses the problem of victim behavior of adolescents and the rights, types and factors of victimization, given the characteristics of teenagers as a social group with increased victimization. This article can be interesting for specialists in various branches of psychology and law.

Ключевые слова: виктимность; виктимное поведение; социально-педагогическая виктимность; подросток. Keywords: victimization victimization behavior; socio-pedagogical victimization; teenager.

В последнее время уровень, масштабы, темпы роста преступности вызывают значительную тревогу у граждан России за жизнь и здоровье своих детей, поскольку отмечается постоянный рост числа преступлений против несовершеннолетних. Сегодня в нашей стране, где закладываются правовые основы глубоких социально-экономических преобразований, так называемая детская тема приобретает особый смысл. Приходится констатировать, что система мер, направленных на борьбу с преступными посягательствами, далеко не адекватна состоянию общества. В настоящее время наряду с позитивными изменениями широкое распространение получили негативные явления и процессы, прямо и косвенно способствующие совершению преступлений в отношении детей и подростков: увеличение количе-

ства неблагополучных семей, алкоголизации и наркозависимости, преступности в целом и др.

Следует признать, что система профилактики и предупреждения преступлений, которая функционирует в настоящее время, не вполне справляется со своими задачами. Так, на протяжении последних лет Иркутская область занимает одно из лидирующих мест в РФ по количеству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высоким остается число семей, находящихся в социально опасном положении, по-прежнему остается большим количество граждан, лишенных родительских прав и др.

Дети и подростки в силу своей незащищенности чаще и легче могут стать жертвами преступления в связи с тем, что обладают повышенной виктимностью — способностью

становиться жертвой преступления [5]. Что касается несовершеннолетних, а тем более — малолетних потерпевших, то здесь значение имеют не только виктимное поведение, но и психологические особенности личности ребенка и подростка, которые при сравнении аналогичных виктимоопасных ситуаций у взрослых и детей делают последних более уязвимыми.

Виктимность, или виктимогенность, — физические, психические и социальные черты и признаки, которые создают предрасположенность к превращению человека в жертву (преступления, несчастного случая, деструктивного культа и т. д.). Виктимизация — процесс приобретения виктимности, или, другими словами, это процесс превращения человека в жертву и его последствия. Виктимизация, таким образом, объединяет в себе и динамику (реализацию виктимности) и статику (реализованную виктимность).

Типология виктимности используется в процессе составления обобщенных психовик-тимологических портретов личности и групп, при анализе поведения в различных критически сложных жизненных ситуациях и разработке психологических рекомендаций по обеспечению безопасности и т. д. Так, Л. В. Франк выделил следующие виды виктимности [7, с. 97—101]:

— личностную, как совокупность социально-психологических свойств личности, определяющих способность стать жертвой преступлений;

— ролевую, или профессиональную, как «безличное» свойство, обусловленное выполнением человеком определенных социальных функций;

— социальную, определяемую существованием в обществе преступности, которая объективно ставит любого человека в положение потенциальной жертвы.

Сам термин «социально-педагогическая виктимность» был введен в научный обиход А. В. Мудриком. Под социально-педагогической виктимологией он понимал отрасль знания, изучающую развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями; выявляющую категории людей, чей социально-экономический, правовой, социально-психологический статус предопределяет или создает предпосылки для неравенства в условиях конкретного общества, для дефицита

возможностей, развития и самореализации; анализирующую причины и разрабатывающую содержание, принципы, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации [3].

Среди условий (факторов), способствующих виктимизации человека, принято выделять: а) социальные факторы, связанные с внешними воздействиями; б) феноменологические условия, связанные с теми внутренними изменениями в человеке, которые происходят под влиянием неблагоприятных факторов воспитания и социализации.

Таким образом, основные идеи виктимо-логической теории сводятся к следующему:

1. Поведение жертвы оказывает существенное влияние на мотивацию преступного поведения, оно может облегчать и даже провоцировать его. Напротив, оптимальное поведение может сделать невозможным преступное посягательство.

2. Вероятность стать жертвой преступления зависит от особого феномена — виктимности. Каждая личность может быть оценена с позиции того, насколько велика вероятность ее превращения в жертву преступления. Эта вероятность определяет виктимность человека.

3. Виктимность есть свойство определенной личности, социальной роли или социальной ситуации, которое провоцирует или облегчает преступное поведение (например, личностная, ролевая и ситуативная виктимность).

4. Виктимность зависит от ряда факторов, таких как: правовой статус лица, специфика его служебных функций, материальная обеспеченность и уровень защищенности, личностные характеристики, степень конфликтности ситуации, особенности места и времени, в которых развивается ситуация.

5. Величина виктимности может изменяться. Процесс ее роста определяется как виктимизация, снижения — как девиктимизация. Влияя на факторы виктимности, общество может снижать ее и тем самым воздействовать на преступность.

М. В. Шакурова выделяет объективные факторы, предполагающие или способствующие созданию ситуации, в которой группы или конкретные люди, в том числе и подростки, могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации [8].

Среди факторов виктимизации населения — периодично-климатические условия страны, региона, местности, поселения, так как суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать нежелательное и даже пагубное влияние на физическое развитие, здоровье и психику человека.

Отрицательно на физическое развитие, здоровье и психику человека влияют неблагоприятные условия проживания, связанные с экологическим загрязнением (например, высокий уровень радиации, высокий уровень шума, загазованность и т. д.). Климатические и экологические условия не только влияют на здоровье человека, но могут приводить к более высокому уровню, чем в других местностях, криминального, антисоциального, саморазрушительного поведения (алкоголизму, наркомании, самоубийствам).

Фактором виктимизации подростка могут стать общество и государство, в котором он живет. В любом обществе наличествуют такие типы жертв, как инвалиды и сироты, но условия их социализации и жизни могут весьма различаться в зависимости от уровня экономического развития и социальной политики государства: системы социальной профилактики и реабилитации, мер социальной поддержки сирот и инвалидов и др.) [6].

Мигранты и дети из их семей также могут быть рассмотрены как потенциальные жертвы социализации. Но какая часть из них станет жертвами и какого типа (безработными, алкоголиками, преступниками и т. д.), в какой мере они будут ощущать себя жертвами, зависит от уровня социально-культурного развития общества и государственной политики.

Специфические виктимогенные факторы образуются в обществах, переживающих период нестабильности в своем развитии. Стремительная экономическая, политическая, экономическая, социальная и идеологическая переориентация в России привела к потере индивидуальной и социальной идентичности ряда старших групп населения, к формированию у младших поколений принципиально новых ценностных ориентаций и жизненных устремлений и другим последствиям. В результате возросло число жертв неблагоприятных условий социализации традиционных типов (правонарушители, наркоманы, проститутки и др.).

Факторами виктимизации человека и целых групп населения могут стать специфиче-

ские особенности тех поселений, конкретных микросоциумов, в которых они живут. Например, в городах с неразвитой рекреативной инфраструктурой, низким культурным уровнем населения велика возможность массовой алкоголизации, аморального и противоправного поведения. Если среди жителей велик процент освободившихся из мест заключения (а есть местности, где оно превышает 30 %), социально-психологический климат имеет явно антисоциальный и криминальный характер, что способствует появлению большого числа маргиналов, правонарушителей, алкоголиков, психически травмированных людей, инвалидов.

Объективным фактором виктимизации человека любого возраста может стать группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском возрастах, если она имеет асоциальный характер. Установлено, что жертвами преступлений чаще становятся люди молодые, не обладающие опытом жизни, некомпетентные в вопросах причин и условий совершения преступлений, пренебрегающие предупреждениями, плохо разбирающиеся в людях, неосторожные, неосмотрительные, рискованные, азартные, с привлекательными внешними данными, выглядящие материально обеспеченными или доступными для посягательств на них, с вызывающими и дразнящими манерами поведения, чрезмерно доверчивые, легковерные, неразборчивые в знакомствах, посещающие часто криминально опасные места и мероприятия (ночные гуляния и пр.), остающиеся вдвоем в комнате или темноте, выбирающие опасные маршруты передвижения, проявляющие слабость и беспомощность, злоупотребляющие спиртным и наркотиками, падкие на легкий выигрыш, жадные и др.

М. В. Шакурова указывает на то, что фактором виктимизации человека любого возраста может стать семья. Склонность к асоциальному образу жизни, противоправному или саморазрушительному поведению может формироваться в семье. Так, в неполной семье может сформироваться несколько поколений женщин-мужененавистниц, т. е. они станут обладателями определенного психического комплекса, что лишит их возможности создать благополучные семьи [8].

На индивидуальном уровне виктимизация человека зависит от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазру-

шающему или отклоняющемуся поведению. Психологи, разрабатывающие те или иные аспекты виктимного поведения, подчеркивают, что, люди, избирающие социальную роль жертвы, (сознательно или бессознательно) вовлекаются в различные криминогенные ситуации с подсознательной целью получить как можно больше сочувствия и поддержки со стороны. При этом позиция жертвы оправдывается установкой на беспомощность, нежеланием изменять собственное положение без вмешательства извне, низкой самооценкой, запуганностью, повышенной суггестивностью, готовностью к обучению виктимному поведению, усвоению виктимных стереотипов со стороны общества [5].

Поведение потерпевшего, по мнению ряда авторов, в момент совершения преступления зависит от следующих факторов: ситуационных, которые стимулируют и управляют криминальным поведением преступника; аспектов социального обучения жертвы (имитация, ассоциация, подкрепление); биологических (уровень психического здоровья жертвы); влияния внешней среды (стиль воспитания в семье, статус родителей, коммуникативные навыки); индивидуально-психологических особенностей жертвы (уровень фрустрации, самооценки, уровень притязаний, тревожности, агрессивности, тип высшей нервной деятельности, черты характера, тип акцентуации характера).

На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой неблагоприятных условий социализации, зависит от личностных характеристик, которые могут способствовать или препятствовать виктими-зации человека. К таковым характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии, саморегуляции, его ценностные ориентации и т. д. [4].

Субъективное восприятие себя жертвой во многом определяется личностными особенностями человека. Во-первых, в зависимости от них реальные жертвы социализации могут воспринимать или не воспринимать себя таковыми. Так, одни сироты и инвалиды считают себя жертвами (что и определяет их самоотношение и поведение), а другие — нет (что, соответственно, отражается на их самоотношении и поведении).

Во-вторых, индивидуальные особенности, а также нормы и отношение ближайшего

окружения могут приводить к тому, что вполне благополучный человек считает себя неудачником, несчастным и т. д., относится к себе как к жертве жизненных обстоятельств. Это может привести к тому, что его поведение и отношения его с окружающими определяются подобным самоотношением, что, как минимум, усложняет его жизнь, а, как максимум, может привести к психическим и социальным отклонениям, т. е. превратить в реальную жертву.

Человек, являясь объектом и субъектом социализации, может стать и жертвой неблагоприятных условий социализации (инвалиды, сироты, лица с девиантным поведением и др.). В. И. Загвязинский выделяет следующие виды жертв неблагоприятных условий социализации: реальные, потенциальные и латентные [1].

По мнению В. И. Загвязинского, среди потерпевших от тех или иных внешних факторов можно условно выделить три основных группы лиц.

1. Люди, для которых характерно преобладание отрицательных нравственно-психологических свойств, обуславливающих их вик-тимогенное поведение в конфликтной ситуации (лица с различного рода характерологическими отклонениями: психопатии, неврозы, склонность к аффектам, повышенная демонстративность, негативизм и т. п.). Данные личностные свойства могут служить источником психологического напряжения в межличностных отношениях и обуславливают высокий риск виктимизации личности.

2. Люди, характеризующиеся в целом положительно, ставшие жертвами посягательства в силу своего неосторожного, неосмотрительного поведения. Чаще всего это дети и подростки, которые в силу недостаточности жизненного опыта не могут адекватно и своевременно предвидеть возможные негативные последствия собственного поведения (согласилась сесть в машину к незнакомому человеку; решили, что не будет ничего страшного, если прыгнуть с моста и т. п.). Поведение данной группы может варьироваться от неосмотрительного до провоцирующего. Так, например, желание человека защитить свою оскорбленную честь в поединке с группой встречных хамов, без учета психологического состояния правонарушителей (пьяные, в группе и т. п.) и специфики конкретной ситуации (явное количественное превосходство противников, их оснащенность средствами нападения и т. п.),

может с очень высокой степенью вероятности привести к негативным для него последствиям (травма, угроза жизни и т. п.).

3. Люди, ставшие жертвами обстоятельств объективного характера. К данной группе могут быть отнесены лица с различного рода врожденными недугами (инвалиды с детства), пережившие ситуации, связанные с высоким риском для жизни (жертвы катастроф, природных стихий и т. п.) [1].

Среди факторов виктимизации В. И. Загвя-зинский выделяет постоянные, непостоянные и устранимые-неустранимые. Примером постоянного неустранимого фактора виктимизации может служить олигофрения как стационарное состояние интеллектуальной недостаточности ребенка, не поддающееся кардинальным изменениям в течение жизни.

Примером непостоянного устранимого фактора может служить задержка психического развития ребенка, подвергающегося успешной корректировке в условиях специализированных коррекционных классов школ и других учреждений. Таким образом, жертвой неблагоприятных условий социализации могут стать люди различных возрастов, в том числе и подростки в силу их специфических особенностей: возрастных, индивидуальных, характерологических. В связи с этим у подростков возникает множество проблем, с которыми самостоятельно справиться «на входе» в самостоятельную жизнь многие молодые люди не могут. В результате подростки попадают в трудные жизненные ситуации, при этом становясь жертвой неблагоприятных условий социализации.

Особенно актуальной является проблема виктимности подростков (12—14 лет). Известно, что подростковый возраст является переходным в биологическом и социальном смысле. В биологическом — это возраст полового созревания, в социальном — это фаза продолжения первичной социализации. Повышенная виктимность несовершеннолетних определяется не только их психофизическими качествами, но и их социальными ролями, местом в системе социальных отношений, положением, которое они занимают в семье [2].

Детская виктимность как социально-психологическое явление представляет собой предрасположенность ребенка стать жертвой преступника или неблагоприятных условий социализации. Виктимность характеризуется многообразием типов жертв, появление кото-

рых является следствием объективных и субъективных факторов. В число взаимосвязанных и разнообразных психологических факторов, обусловливающих виктимизацию детей, следует включить:

— индивидуально-психологический фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок поведения, индивидуально-типологических особенностей развития темперамента, эмоциональной сферы, способностей и других психологических образований и затрудняющий социальную адаптацию ребенка;

— психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания и характеризующий неблагоприятную межличностную ситуацию развития;

— социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка со своим ближайшим окружением (семья, улица, школа и др.);

— личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в избирательном отношении ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к волевой саморегуляции. Негативные воздействия указанных факторов можно предотвратить (или, во всяком случае, значительно снизить возможную опасность насилия).

Важнейшим аспектом повышенной вик-тимности подростков является негативное воздействие взрослых на их психику, телевидения (реклама спиртного, сигарет, средств для похудения и т. д.), групп сверстников, формирующих у них антиобщественную установку личности. Результаты такого негативного воздействия нередко приводят подростка к совершению асоциальных поступков, а также могут поставить его в положение жертвы.

Психофизические особенности детского и подросткового возраста — любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, а в ряде случаев и просто физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность этой возрастной группы. В связи с этим у подростков возникает множество проблем, с которыми самостоятельно справиться многие молодые люди не могут.

Подростковый возраст часто наделяют эпитетом «трудный». Можно утверждать, что этот возраст труден, прежде всего, для взрослого, сталкивающегося с неожиданно быстрым взрослением человека. Для подростка же этот возраст предстает скорее как время новых открытий в себе и окружающем мире, и основное его ощущение — это ощущение захватывающей новизны жизни, ее многообразия и своих возможностей найти в этой жизни свое неповторимое «Я». Важнейший момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции — осознание своего «Я». Это осознание осуществляется и в самооценке, и в отношениях со сверстниками, и взрослыми. Появляется моральная потребность проанализировать свои достоинства и недостатки, стремление понять, что в собственных поступках и целях является правильным или неправильным и т. д. В подростковом возрасте начинается окончательное преодоление зависимости от взрослых и утверждение самостоятельности личности. Психологическое содержание подростковой жизни связано с закладкой самосознания, формированием нравственного сознания, мировоззрения. В межличностных отношениях формируется значение индивидуальных контактов и привязанностей [6].

Подростки обладают высокой степенью виктимности. Мы часто не обучаем их правилам и приемам психологической безопасности, методам защиты своей личности в условиях попытки посягательства на нее. Во-первых, потому, что подобное воспитание традиционно считается исключительно в компетенции семьи. Во-вторых, мы не владеем апробированной методикой грамотного виктимологиче-ского обучения, а точнее — виктимологическо-го воспитания, которое является небольшой, но важной составляющей воспитания человека.

М. А. Галагузова, Х. Ремшмидт выделяют следующие особенности подростков. Анато-мо-физиологические особенности подростка характеризуютсяя неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процесса окостенения скелета. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдерживать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное по-

ловое созревание подростка происходит при заметном отставании его в социальном становлении, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания [2; 3].

Индивидуальная виктимная предрасположенность в подростковом возрасте определяется степенью выраженности личностных качеств несовершеннолетних. К специфическим факторам возникновения виктимного поведения подростков принято относить: индивидуальный опыт переживания или наблюдения факта насилия, ранее сформированный комплекс психологических качеств (эмоциональная неустойчивость, тревожность, неадекватная самооценка), отсутствие ощущения социальной поддержки и определенные стратегии семейного воспитания отца и матери. Причем ни один из вышеперечисленных факторов сам по себе не приводит к виктимному поведению, для реализации необходимо сочетание комплекса факторов, составляющих модель вик-тимного поведения.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточное умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Все это в подростковом возрасте повышает риск стать жертвой неблагоприятных условий социализации. Для того чтобы приостановить рост жертв неблагоприятных условий социализации, необходима виктимологическая профилактика населения, в особенности подростков.

Проблема профилактики виктимности подростков является одной из актуальных на современном этапе развития системы социального воспитания. В настоящее время в России действительность содержит немало угроз и опасностей, требующих от человека бдительности, осмотрительности, разумной осторожности. Ныне возросла криминальная опасность, угроза стать объектом обмана, мошенничества, нападения преступника. В процессе изучения виктимогенных факторов определяют возможности общества, государства, институтов и агентов социализации по предотвращению негативных влияний на развитие личности, выявляют типы виктимных людей,

сензитивность лиц того или иного типа и возраста к различным виктимогенным факторам и вырабатывают социальные, психологические и педагогические меры соответствующей профилактики, прогнозируют возможности оказания помощи человеку, в том числе в коррекции самовосприятия [4].

Профилактика — совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка. В социальной сфере — это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

— предотвращение возможных негативных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или группы несовершеннолетних;

— сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

— содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Список литературы

1. Основы социальной педагогики : учеб. пособие / В. И. Загвязинский, М. П. Зайцев, Г. Н. Кудашов, О. А. Селиванова, Ю. П. Строков ; под ред. П. И. Пи-касистого. — М. : Пед. о-во России, 2002. — 160 с.

2. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблема становления личности / Х. Ремшмидт ; пер. с нем. Г. И. Лойдиной ; под ред. Т. А. Гудковой. - М. : Мир, 1994. - 319 с.

3. Социальная педагогика : курс лекций / под общ. ред. М. А. Галагузовой. — М. : Владос, 2001. — 415 с.

4. Терещенко А. Г. Оценка виктимности несовершеннолетних потерпевших в судебно-психоло-гической экспертизе по делам о половых преступлениях / А. Г. Терещенко, И. С. Бубнова // Формирование обучающегося сообщества как условие успешной социализации личности : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Иркутск, 2015. — С. 118—124.

5. Терещенко А. Г. Структура бессознательных процессов разновозрастных групп как фактор их социально-психологической адаптации / А. Г. Терещенко, И. С. Бубнова, Г. К. Черных // В мире науч. открытий. — 2015. — № 9.1 (69). — С. 214—232.

6. Терещенко А. Г. Диагностика индивидуально-психологических особенностей потерпевших по делам о половых преступлениях в судебно-пси-хологической экспертизе / А. Г. Терещенко, И. С. Бубнова // Психология в экономике и управлении. — Иркутск, 2013. — № 2. — С. 49—52.

7. Франк Л. В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии / Л. В. Франк. — Душанбе : Ирфон, 1977. — 240 с.

8. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова. — М. : Академия, 2002. — 265 с.

2(12)/2016 Глагол Ъ

правосудия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.