Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ УЧЕБНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ФАКТОРЫ УЧЕБНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
598
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ПРИЧИНЫ ТРЕВОГИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перевозчикова Ю.С., Соломатина Л.М.

В статье представлены результаты исследования проблемы учебной тревожности студентов. Понимание того, что больше всего тревожит студентов, позволит в дальнейшем улучшить психологический климат в университетах. Всего было опрошено 47 человек в возрасте от 16 до 27 лет. Установлено, что появление тревожного состояния преимущественно связано с такими факторами, как система требований, самооценка и межличностное взаимодействие с окружающими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF EDUCATIONAL ANXIETY OF STUDENTS

The article presents the results of research of the problem of educational anxiety of students. Understanding what is most disturbing to the students will further improve the psychological climate in universities. A total of 47 persons between the ages of 16 and 27 were interviewed. It has been found that the emergence of anxiety is mainly due to factors such as the system of requirements, self-esteem and interpersonal interaction with others.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ УЧЕБНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Факторы учебной тревожности студентов Factors of educational anxiety of students

Перевозчикова Ю.С.,

Студент 1 курса магистратуры, Философско-социологического факультета, Пермский государственный национальный исследовательский университет,

РФ, г.Пермь e-mail: prv.julie@yandex.ru

Perevozchikova J,

1st year student master's degree, faculty of philosophy and social sciences, Perm State University, Russia, Perm. e-mail: prv.julie@yandex.ru

Соломатина Л.М.

Студент 1 курса магистратуры, Философско-социологического факультета, Пермский государственный национальный исследовательский университет,

РФ, г.Пермь

Solomatina L

1st year student master's degree, faculty of philosophy and social sciences, Perm State University, Russia, Perm.

Аннотация.

В статье представлены результаты исследования проблемы учебной тревожности студентов. Понимание того, что больше всего тревожит студентов, позволит в дальнейшем улучшить психологический климат в университетах. Всего было опрошено 47 человек в возрасте от 16 до 27 лет. Установлено, что появление тревожного состояния преимущественно связано с такими факторами, как система требований, самооценка и межличностное взаимодействие с окружающими.

Annotation.

The article presents the results of research of the problem of educational anxiety of students. Understanding what is most disturbing to the students will further improve the psychological climate in universities. A total of 47 persons between the ages of 16 and 27 were interviewed. It has been found that the emergence of anxiety is mainly due to factors such as the system of requirements, self-esteem and interpersonal interaction with others.

Ключевые слова: студенты, ситуативная тревожность, личностная тревожность, адаптация, причины

тревоги.

Key words: students, situational anxiety, personal anxiety, adaptation, causes of anxiety.

Введение.

В настоящее время тревожность является актуальной проблемой, особенно высокий уровень ее проявления характерен для студентов и является устойчивой тенденцией. Тревожность часто рассматривают в различных аспектах человеческой деятельности. Тревожность как свойство личности может быть обусловлена как природными особенностями человека (свойства нервной системы), так и различными социальными или личностными факторами. Ярче всего она проявляется в кризисные моменты: во время смены вида деятельности, смены работы/ учебного заведения, переезда и т.п. В старшем, подростковом и юношеском возрасте тревожность может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно связанными с самооценкой личности, с формированием мировоззрения и Я-концепции [7]. В Большом психологическом словаре тревога определяется как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности, а тревожность - как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в

склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения [7].

Наиболее известная методика для выявления уровня тревожности - это шкала тревоги Спилбергера-Ханина, STAI (Спилбергер, 1970; Ханин, 1978)

В своих работах Ч.Д. Спилбергер развивает идею о том, что тревожность может проявляться в двух формах: ситуативной и личностной. Ситуативная тревожность связана с определенной ситуацией, которая объективно вызывает у человека беспокойство. Это состояние в некоторых случаях можно рассматривать как нормальное и даже необходимое, поскольку у человека проявляется ответственность и готовность к решению возникшей проблемы. Напротив, если у человека снижена ситуативная тревожность, то это может свидетельствовать об инфантильности личности, и может привести к непредвиденным последствиям. Но повышенная ситуативная тревожность также может неблагоприятно влиять на деятельность человека, поэтому ее уровень должен быть оптимальным для эффективной деятельности. Особенность личностной тревожности заключается в склонности индивида испытывать состояние тревоги в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Личностную тревожность можно рассматривать как предрасположенность человека к тревоге. Она активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения [9]. Чаще всего при высоких показателях личностной тревожности человек переживает страх, находится в подавленном состоянии, у него затруднены контакты с социумом, что все это в целом оказывает негативное влияние на психику и деятельность [7].

С. Б. Величковская и В. М. Астапов уделяют особое внимание индивидуальным и личностным характеристикам студентов в процессе их адаптации к образовательной среде. Как известно, именно личностные особенности определяют интенсивность стрессового переживания индивида и чувствительность к стрессогенным факторам [2]. Современные исследователи все чаще стали выделять учебную тревожность как отдельный вид тревожности [1].

Также помимо учебной тревожности О.В. Кузнецова выделяет предэкзаменационную тревожность, которая отражает индивидуальные различия в склонности субъекта испытывать тревогу в ситуации оценки, экзамена [6]. Студенты совершают переход от школьной системы образования к университетской системе, которая чаще всего значительно отличается от школьной. Эта смена учебной обстановки, перестройка и адаптация к новым правилам, режиму может повысить уровень тревожности у студентов. Обычно, тревожные студенты — это очень неуверенные в себе люди, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они почти не проявляют инициативу, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, скромно, стараются точно выполнять требование преподавателей, не нарушают дисциплину [5]. Для студента уровень личностной тревожности является важным фактором благополучного обучения в ВУЗе. Когда студенты сталкиваются с различными трудностями, оптимальный уровень тревожности способствует успешному и эффективному обучению. Студенты часто сталкиваются с различными трудностями, поэтому важно, чтобы у них преобладал оптимальный уровень тревожности, который способствует успешному и эффективному обучению. Высокий же уровень тревожности может затруднить учебную деятельность студента путем снижения организованности, продуктивности, а также качества результата. В то же время О.В. Кузнецова, В.М. Астапов отмечают, что определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Подчеркивается, что состояние тревоги является полезным адаптивным механизмом, побуждающим индивида к защитному поведению по преодолению опасности, но не каждому человеку это подходит. Студентам нужно учиться понимать и распознавать причины тревоги, уметь с ними справляться [1, 6, 8].

В данной статье предпринимается попытка исследовать субъективные представления студентов о факторах их учебной тревожности, а также выявить взаимосвязи данных факторов с показателями тревожности и адаптивности.

Метод.

В исследовании приняли участие 47 студентов ПГНИУ, которые обучались на разных курсах и направлениях, от 16 до 27 лет (М = 20,7, SD = 2,8), из них 37 женщин, 10 мужчин. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью онлайн платформы "ОпНпеТе51Рай".

В исследовании использовались следующие методики:

• шкала тревожности Спилбергера -Ханина;

• методика "Адаптивность студентов в ВУЗе" Т. Д. Дубовицкая, А. В. Крылова;

• список причин тревоги студентов, выявленный на основе системного анализа статей, посвященных проблеме учебной тревожности (авторская разработка).

Собранные данные были занесены в матрицу сырых данных и обработаны с помощью 3 видов статистического анализа: описательной статистики, эксплораторного факторного анализа и корреляционного анализа Ло-Спирмена.

Результаты.

Результаты эксплораторного факторного анализа оценки студентами значимости причин учебной тревожности представлены в табл. 1.

Таблица 1. Результаты факторного анализа причин учебной тревожности по самоотчетам студентов _(ортогональное вращение методом Varimax)

Переменные / Факторы Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3

Необходимость подстраиваться под систему требований и подход каждого преподавателя (отсутствие единых требований) 0,775

Слишком большой объем учебного материала 0,745

Объективно высокий уровень сложности учебного материала 0,704

Непонятные объяснения некоторых преподавателей 0,680

Отсутствие четких требований к сдаче контрольных точек 0,663

Неудобное время начала и/или окончания занятий 0,629

Дискомфорт от общения с людьми, старшими по положению (преподаватели, сотрудники деканата) 0,497

Отсутствие уверенности в собственном успехе, страх неудачи 0,886

Нежелание раскрываться перед другими, страх самовыражения 0,667

Страх не оправдать ожидания окружающих 0,630

Стремление все делать идеально (чрезмерная требовательность к себе) 0,518

Неблагоприятные отношения с друзьями (отсутствие взаимопонимания, конфликты взаимное недовольство и т.д.) 0,725

Неблагоприятные отношения с членами семьи (отсутствие взаимопонимания, конфликты взаимное недовольство и т.д.) 0,717

Дискомфорт, связанный с моим вхождением в новый (студенческий) коллектив 0,552

Бытовые проблемы, связанные с питанием, жильем, медобслуживанием и т.д. 0,506

Собственные значения факторов 5,581 1,643 0,936

Доля объяснимой дисперсии 0,372 0,110 0,062

В результате факторного анализа было получено три фактора. Суммарная доля объяснимой дисперсии (ДОД) составила 54,4 %. Первый фактор имеет долю объяснимой дисперсии 37,2%. Собственное значение фактора 5,581. Второй фактор имеет долю объяснимой дисперсии 11%. Собственное значение фактора 1,643. Третий фактор имеет долю объяснимой дисперсии 6,2%. Собственное значение фактора 0,936.

Переменные, которые обусловлены влиянием Фактора 1, отвечают за систему требований, правил, сложности понимания заданий и усвоение материала. Фактор 2 описывает то, как студент оценивает свои силы, знания, возможности. Переменные, которые вошли в Фактор 3, описывают межличностное взаимодействие студентов в процессе обучения в университете.

Результаты исследования взаимосвязей факторов тревоги студентов с показателями их адаптации и тревожности.

Для проверки выборочной совокупности на нормальность распределения использовался критерий Шапиро-Уилка. Почти все исследуемые характеристики обнаружили несоответствие нормальному распределению (р<0,05).

Для оценки взаимосвязи между ситуативной, личностной тревожностью, адаптивностью и факторами тревоги у студентов был использован непараметрический критерий Спирмена (табл. 2).

Таблица 2. Результаты рангового корреляционного анализа по Спирмену между личностной и ситуативной

тревожностью и факторами тревоги студентов по самоотчетам (п=47)

Факторы учебной тревожности по самооценке студентов Личностная тревожность Ситуативная тревожность Адаптивность

Адаптивность -0,612*** -0,349*

Отсутствие уверенности в собственном успехе, страх неудачи 0,291* -

Непонятные объяснения некоторых преподавателей -0,294* - -

Неблагоприятные отношения с друзьями (отсутствие взаимопонимания, конфликты и т.д.) 0,308* - -

Примечание: * р<0,05; *** р< 0,001. Незначимые корреляции не приведены в таблице.

Выявлено, что ситуативная тревожность имеет значимую взаимосвязь с личностной тревожностью студентов (Ло=0,56; при р<0,001). Также выявлено, что ситуативная тревожность значимо коррелирует «отсутствием уверенности в собственном успехе, страхом неудачи»-(гйо=0,291; при р=0,047), с адаптивностью студентов в ВУЗе (гйо=-0,349; при р=0,016). Помимо этого, выявлено, что личностная тревожность значимо взаимосвязана с «непонятными обяснениями некоторых преподавателей» (Ло=-0,294; при р=0,045), «неблагоприятными отношениями с друзьями (отсутствием взаимопонимания, конфликтами и т.д.)» (Ло=0,308; при р=0,035) и с адаптивностью студентов в ВУЗе (Ло=-0,612; при р<0,001).

Таким образом, в результате корреляционного анализа была выявлена отрицательная связь между адаптивностью и личностной и ситуативной тревожностью. Это значит, что чем больше студент переживает во время обыденных событий из жизни, а также воспринимает большое количество ситуаций, как угрожающих для него, тем ниже его способность к адаптации, приспособлению к правилам и требованиям. И наоборот, чем ниже уровень тревожности студента, тем выше его способность приспосабливаться. Также выявлена положительная связь между ситуативной тревожностью и фактором «Отсутствие уверенности в собственном успехе, страх неудачи». Это значит, что чем интенсивнее студент переживает обыденные события из своей жизни, тем выше его неуверенность в собственном успехе. Получена отрицательная связь между личностной тревожностью и фактором «Непонятные объяснения некоторых преподавателей». Это значит, что чем больше студент беспокоится из-за своих поступков, тем меньше он тревожится по поводу непонятных для него объяснений преподавателей. Положительная связь между личностной тревожностью и фактором «Неблагоприятные отношения с друзьями» свидетельствует о том, что высокая личностная тревожность студента может сопровождаться повышенным беспокойством из-за межличностного взаимодействия с друзьями.

Заключение.

В целом, полученные в исследовании результаты говорят о том, что существует значимая взаимосвязь между адаптивностью и тревожностью, а также между факторами тревоги студентов по самоотчетам и тревожностью. В результате факторного анализа на основе самоотчетов студентов было получено три фактора тревоги, проявляющиеся в учебном периоде. Данные факторы описывают систему требований, которые должен соблюдать студент; самооценку и самокритичность по отношению к себе; межличностное взаимодействие студентов с окружающими людьми. Полученные результаты можно учитывать в университетах при разработке учебного плана с целью повышения качества обучения, а также использовать в процессе консультирования студентов.

Список используемой литературы:

1. Астапов В. М. Тревога и тревожность / сост. и общая редакция СПб. : Питер, 2001. 256 с

2. Величковская С.Б., Гребенникова Т.О. Особенности проявлений стресса в период сессии у студентов с разным уровнем личностной тревожности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. №3 (802).

3. Еланцева С.А., Шарова М.У. Формирование способности к саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО как условие обеспечения их ненасильственного отношения к миру и к самим себе В сб.: Педагогическое образование в изменяющемся мире. 2017. С. 246-255

4. Кашкевич Е.И., Зубарева Е.В., Афанаскина Л.Н., Екимова Е.Ю., Вышегородцева И.С., Горлова О.П. Особенности эмоционально-когнитивного реагирования русскоязычных и студентов ближнего зарубежья на условия новой образовательной среды высшего учебного заведения // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 1. С. 2 - 12.

5. Корытко И.Д. Психологические факторы социальной тревожности студентов // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2021. № 1.

6. Кузнецова О. В. Взаимосвязь уровней тревожности и механизмов адаптации личности в период юности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 22. С. 13 - 17.

7. Мешкова И.В. Личностная тревожность как фактор адаптации студентов-первокурсников педагогического вуза// Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 416 - 419.

8. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия / сост. В. М. Астапов. СПб. : Пер Сэ, 2008. С. 85-99.

9. Спилберг Ч.Д. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности. Автор Ч.Д. Спилбергер (в адаптации Ю.Л. Ханина).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.