Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
138
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМФОРТ / СТАРОСТЬ / ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усынина Т.П., Каскинова Р.С.

Статья посвящена изучению взаимосвязи тревожности и социально-психологической адаптации в пожилом возрасте. Представлены особенности ситуативной и личностной тревожности в пожилом возрасте. Выявлена взаимосвязь между показателями тревожности и социально-психологической адаптации пожилых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Усынина Т.П., Каскинова Р.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF ANXIETY AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN OLD AGE

The article is devoted to the study of the relationship of anxiety and socio-psychological adaptation in old age. The peculiarities of situational and personal anxiety in the elderly. The interrelation between measures of anxiety and social-psychological adaptation of elderly people.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ»

3.Прихожан А.М., Причины, профилактика и преодоление тревожности // А.М. Прихожан //Психологическая наука и образование., 1998. - №2. - с. 1117.

4.Психологический словарь // под редакцией В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. М., 1983.- 205 с.

УДК 159.9.07

Усынина Т.П., кандидат психологических наук доцент кафедры общей психологии

Каскинова Р.С.

студент 3 курса факультет «Клиническая психология» Оренбургский государственный медицинский университет

Россия, г. Оренбург ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация. Статья посвящена изучению взаимосвязи тревожности и социально-психологической адаптации в пожилом возрасте. Представлены особенности ситуативной и личностной тревожности в пожилом возрасте. Выявлена взаимосвязь между показателями тревожности и социально-психологической адаптации пожилых людей.

Ключевые слова: ситуативная тревожность, личностная тревожность, социально-психологическая адаптация, эмоциональный комфорт, пожилой возраст, старость.

Usynina T. P., candidate of psychological Sciences associate Professor of General psychology

Kasinova R. S.

3rd year student, faculty «Clinical psychology» Orenburg state medical University Russia, Orenburg THE RELATIONSHIP OF ANXIETY AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN OLD AGE Abstract. The article is devoted to the study of the relationship of anxiety and socio-psychological adaptation in old age. The peculiarities of situational and personal anxiety in the elderly. The interrelation between measures of anxiety and social-psychological adaptation of elderly people.

Keywords: situational anxiety, personal anxiety, socio-psychological adaptation, emotional comfort, old age, old age.

За последние 10 лет в развитых странах мира значительно увеличилась доля населения пожилых людей, в то время как доля детей и молодежи сократилась. Последним возрастным периодом является старость. Старость -период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Также в этот период изменяется сам социальный статус человека, что связано с прекращением или ограничением профессиональной

деятельности, изменением образа жизни и общения, возникновением проблем в социально-бытовой сфере. Всё это, безусловно, приводит к незащищенности пожилых людей, их уязвимости, возрастанию тревожности.

Целью нашего исследования было выявить взаимосвязь между тревожностью и социально-психологической адаптацией пожилых людей.

Задачи исследования:

1) изучить теоретические подходы к проблеме тревожности и социально-психологической адаптации в психолого-педагогической науке;

2) подобрать диагностический инструментарий;

3) экспериментально изучить особенности тревожности и социально-психологической адаптации у людей пожилого возраста.

На основе проанализированных литературных источников нами была сформулирована гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между тревожностью и социально-психологической адаптацией.

Теоретико-методологической основой послужили методики: «Диагностика самооценки уровня тревожности» Спилберга - Ханина и методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймона.

Результаты исследования, полученные с помощью методики «Диагностика самооценки уровня тревожности» Ч.Д. Спилберга - Ю.Л. Ханина показали, для 22% пожилых людей характерен низкий уровень ситуативной тревожности, для 50% - умеренный. Высокий уровень ситуативной тревожности выявлен у 28% испытуемых. Высокая тревожность прямо может быть связана с наличием невротического конфликта, эмоциональными срывами и с психосоматическими заболеваниями. Низкая тревожность характеризует состояние как депрессивное, неактивное, с низким уровнем мотиваций. Умеренный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности.

Результаты исследования личностной тревожности у пожилых людей показали, что для 39% пожилых людей характерен умеренный уровень личностной тревожности, для 61% - высокий. Низкий уровень личностной тревожности не выявлен ни у одного исследуемого.

Для людей с высокой тревожностью характерно воспринимать любое проявление качеств их личности, любую заинтересованность в них как возможную угрозу их престижу, самооценке.

Результаты исследования, полученные с помощью методики «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймона показали, что у 39% пожилых людей средний уровень адаптации, у 61% - низкий. Высоких значений адаптации выявлено не было. Низкий уровень адаптации свидетельствует об эмоциональном дискомфорте, неуверенности в своих силах, стремлении к подчинению, о наличии тоски.

Низкий уровень адаптации может быть связан с влиянием различных социально-психологических факторов. Одним из таких факторов является тревожность.

Для выявления взаимосвязи между тревожностью и ситуативно-личностной адаптацией был использован коэффициент ранговой корреляции г-Спирмена. Значение р-уровня показателей представлены в таблице 1.

Таблица 1

Переменные р-уровень

Адаптация и Ситуативная тревожность -0,474 р<0,05

Адаптация и Личностная тревожность -0,503 р<0,05

Эмоциональный комфорт и Ситуативная тревожность -0,425 р<0,1

Эмоциональный комфорт и Личностная тревожность -0,438 р<0,1

Интернальность и Ситуативная тревожность 0,032 р>0,1

Интернальность и Личностная тревожность 0,069 р>0,1

Стремление к доминированию и Ситуативная тревожность 0,998 р<0,001

Стремление к доминированию и Личностная тревожность 0,996 р<0,001

Эскапизм и Ситуативная тревожность 0,994 р<0,001

Эскапизм и Личностная тревожность 0,992 р<0,001

Ситуативная тр. и Личностная тревожность 0,996 р<0,001

Адаптация и Эмоциональный комфорт 0,505 р<0,05

Адаптация и Интернальность 0,149 р>0,1

Адаптация и Стремление к доминированию -0,465 р<0,1

Адаптация и Эскапизм -0,498 р<0,05

По интегральному показателю «Адаптация» выборка характеризуется как имеющая низкие адаптивные способности, т.е. в ней в большей степени присутствуют респонденты с низкими и средними показателями адаптивными способностями. Между интегральными показателями тревожности (ситуативной и личностной) и показателями социально-психологической адаптации (адаптация, эмоциональный комфорт, стремление к доминированию, эскапизм) также выявлены статистически значимые взаимосвязи. Показатели тревожности (ситуативная и личностная) статистически значимо взаимосвязаны со следующими интегральными показателями социально-психологической адаптации обратной (отрицательной) корреляцией: адаптация, эмоциональный комфорт. С повышением ситуативной и личностной тревожности такие интегральные показатели как стремление к доминированию, эскапизм также повышаются. С повышением адаптивности интегральный показатель эмоционального комфорта также повышается.

Основываясь на полученных результатах, можно сделать вывод: межу тревожностью и социально-психологической адаптацией пожилых людей обнаружены статистически значимые взаимосвязи. Гипотеза подтвердилась полностью.

Использованные источники:

1.Александрова М.Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения // Психология старости и старения: Хрестоматия / СосТ.о.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003.-346 с.

2.Астапов В.М. Тревога и тревожность хрестоматия / В.М. Астапов.-М.: Пер Сэ, 2008.- 239с.

3.Максимова С.Г. Социально-психологические особенности личности позднего возраста. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. - 99 с.

4.Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследование тревоги. // М., 1983.-278 с.

УДК 159.9.072.432

Уфандеева А.Ю. студент

2 курс, гуманитарный факультет Научный руководитель: Шигабетдинова Г.М., к.п.н., доцент Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск UfandeevaA. Y. student

2year,Humanitarian faculty Scientific adviser: docent, candidate of Education Shigabetdinova G.M.

Ulyanovsk state technical university Russia, Ulyanovsk ВОСПРИЯТИЕ РЕКЛАМЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА THE PERCEPTION OF ADVERTISING BY REPRESENTATIVES OF DIFFERENT TYPES OF TEMPERAMENT В статье рассматривается проблема воздействия рекламы на потребителя, а именно: какие эмоционально-психические воздействия оказывают телевизионные рекламные ролики на человека, и какие изменения происходят в сознании под воздействием эмоциональной рекламы.

The article consider the problem of the impact of advertising on the consumer: in particular: what kind of emotional and mental effects have television commercials per person, and well what changes in the mind under the influence of emotional advertising.

Ключевые слова: реклама, товар, потребитель, влияние, воздействие, СМИ, сознание, решение, эмоции.

Keywords: advertising, product, consumer, influence, impact, media, consciousness, decision.

Телевизионная реклама оказывает большое влияние на жизнь общества в целом. Она, с одной стороны, доводит до потребителей сведения, необходимые для покупки и использования товаров. С другой, информирует,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.