Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
628
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ANXIETY / PERSONAL ANXIETY / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джибладзе И.А.

В статье рассмотрен теоретический и эмпирический анализ исследования личностной тревожности у студентов-психологов. Проанализированы особенности проявления личностной тревожности у студентов-психологов, а так же способы ее преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PERSONAL ANXIETY AT STUDENTS- PSYCHOLOGISTS

The article considers the theoretical and empirical analysis of the study of personal anxiety in psychology students. The features of the manifestation of personal anxiety among student psychologists, as well as ways to overcome it, are analyzed.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»

УДК 159.9.072:378-052

Джибладзе И.А. студент магистратуры 2 курс, институт педагоги, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

Научный руководитель: Бура Л.В., к.п.н.

доцент кафедра психологии Россия, г. Ялта

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ

Аннотация: В статье рассмотрен теоретический и эмпирический анализ исследования личностной тревожности у студентов-психологов. Проанализированы особенности проявления личностной тревожности у студентов-психологов, а так же способы ее преодоления.

Ключевые слова: тревожность, личностная тревожность, студенты.

Dzhibladzhe I.A. graduate student 2 year, institute of teachers, psychology and inclusive education Humanities and Pedagogics Academy (branch) of V. I. Vernadsky

Crimean Federal University Scientific adviser: Bura L. V., Candidate of Psychological Sciences

associate professor Department of Psychological Russia, Yalta

RESEARCH OF PERSONAL ANXIETY AT STUDENTS-

PSYCHOLOGISTS

Annotation: The article considers the theoretical and empirical analysis of the study of personal anxiety in psychology students. The features of the manifestation of personal anxiety among student psychologists, as well as ways to overcome it, are analyzed.

Key words: anxiety, personal anxiety, students.

Одной из наиболее важных задач в подготовке будущих практических психологов является достижение личностной откорректированности,

способствующей развитию и гармонизации профессиональных и личностных качеств. Анализ современных исследований (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский [2], Т.С. Яценко [5]), так же указывает на то, что залогом успешного профессионального становления психологов является развитие личности в процессе профессиональной подготовки.

Однако, современный ритм жизни и возрастные особенности студенческого возраста способствуют повышению уровня личностной тревожности, ставящей под вопрос степень личностной откоррективности будущих специалистов.

Личностная тревожность является свойством личности, проявляющимся в склонности индивида реагировать на различные ситуации опасности повышением уровня тревоги [1].

Высокая личностная тревожность негативно влияет на жизнедеятельность человека, снижает уверенность в собственных силах, является предпосылкой для агрессивного поведения (А.М. Прихожан [4], Ю.Л. Ханин, Д. Тейлор и др.), содействует развитию неврозов и психосоматических нарушений (Н.В. Жутикова, А.И. Захаров и др.).

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что изучение проблемы личностной тревожности относится к числу важных задач профессиональной подготовки будущих психологов.

Исследование личностной тревожности проводилось нами на базе Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (г. Ялта). В исследовании приняло участие 20 студентов Гуманитарно-педагогической академии.

С целью изучения общего показателя тревоги, который является основным критерием для отбора группы респондентов с высоким уровнем тревожности была использована методика «Шкала тревожности» Дж. Тейлора в адаптации В.Г. Норакидзе [3].

С целью дифференциации и анализа показателей уровней личностной и ситуативной тревожности использована методика Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности в адаптации Ю.Л. Ханина [3].

Для более углубленного анализа тревожности использовалась анкета «Самооценка тревожности», разработанная Л.В. Бура, И.А. Джибладзе.

Анализ показателей уровня тревожности дает возможность сделать следующие выводы.

В целом у испытуемых наблюдается высокий уровень тревожности. Так, по результатам анализа методики «Шкала тревожности» Дж. Тейлора в адаптации В.Г. Норакидзе у 45% обучающихся преобладает высокий уровень тревожности, у 35% - средний с тенденцией к высокому, у 15% -средний с тенденцией к низкому и у 5% - низкий уровень тревожности (рис. 1).

Рис. 1 Методика «Шкала тревожности» Дж. Тейлора в адаптации В.Г.

Норакидзе.

В то же время, по результатам анкеты «Самооценка тревожности» Л.В. Бура, И.А. Джибладзе, показатель самооценки тревожности у большинства студентов (55%) относится к низкому уровню, у 40% к

среднему и лишь у 5% к высокому (рис. 2).

Рис. 2 Самооценка тревожности По результатам шкалы «Личностная тревожность» методики Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным), у 60% студентов выявлен высокий уровень личностной тревожности, у 35% - умеренный и у 5% -низкий (рис. 3.).

70%

60% 50% 40% 30% 20% 10% о% I и %

60%

5% I I

умеренный

низкии

Рис. 3. Шкала «Личностная тревожность» Анкета «Самооценка тревожности» Л.В. Бура и И.А. Джибладзе позволила проанализировать особенности проявления тревожности у испытуемых.

Так, на вопрос «Бывают ли у Вас состояния беспричинной, необъяснимой тревоги?» 40% студентов ответила - «да», 30% - «нет» и 30% - «иногда» (рис. 4).

45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

□ %

40%

30%

да нет иногда

Рис. 4. Показатели проявлений у испытуемых беспричинной, необъяснимой

тревоги

На вопрос «Есть ли у Вас страх за Ваше будущее или за события, которые еще не случились, но могут произойти в будущем?» 45 % испытуемых ответили - «иногда», 30% - «да», 25% - «нет» (рис. 1.5).

50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

4Ь%

30%

¿5%

И

Рис. 1.5. Показатели тревоги за будущее На вопрос «Как часто повседневные жизненные обстоятельства вызывают у Вас чувство тревоги и беспокойства?» 40% испытуемых ответили - «редко или никогда», 35% - «иногда», 25% - «часто» (рис. 1.6).

45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

40%

35%

25%

иногда

редко или никогда

Рис. 6. Показатели тревоги за текущие жизненные события Для анализа причин тревожности испытуемым предлагалось ответить на вопрос «Что больше всего Вас тревожит?». Наибольшее количество испытуемых (45%) тревожит - «здоровье», 34% - «личные взаимоотношения (партнеры, любовь, сексуальность)», 30% - «учеба или работа», 15% -«взаимоотношения в социуме (друзья, коллеги)», 10% - взаимоотношения в семье (родители)». Свой вариант ответа («самореализация») выбрало 5% испытуемых. Вариант ответа «ничего не тревожит» не выбрал никто из студентов (рис. 1.7).

Рис. 7. Причины тревожности Для того чтобы оценить возможности студентов самим справляться с тревожностью, был предложен вопрос «Предпринимаете ли Вы какие -нибудь действия для снижения уровня тревожности? Если да, то опишите свой способ снижения тревожности». В результате 50% испытуемых ответили, что не владеют никакими способами снижения тревожности. 15% студентов ответили, что используют дыхательные практики, 10% - смену деятельности. Так же некоторые студенты для снижения тревожности используют: «прием медикаментов» - 5%, «консультацию психолога» - 5%, «арт-терапию» - 5%, «осознание причины тревоги» - 5%, «самовнушение» -5% (рис. 1.8).

Рис. 8. Владение способами снижения тревожности С целью анализа эффективности используемых студентами способов снижения тревожности испытуемым было предложено оценить свой способ с помощью биполярной шкалы. В результате было выявлено, что у 42% испытуемых эффективность выбранного способа снижения тревожности соответствует низкому уровню, 42% - среднему и 14% - высокому (рис. 1.9).

40% 35% 30% 25% 20%

Ю% 5% 0%

Рис. 9. Эффективность используемых способов снижения тревожности При этом наиболее высокий уровень эффективности был получен по таким вариантам, как «дыхательные техники», «консультация психолога» и «арт-терапия». Остальные способы, по мнению испытуемых, оказались не эффективны.

Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства испытуемых зафиксирован высокий уровень тревожности, в то время как сами испытуемые оценивают свой уровень тревоги как «низкий» или «средний». Уровень личностной тревожности повышен у большинства студентов-психологов. При этом испытуемые склонны испытывать тревогу за будущее больше, чем за текущие события.

Наиболее всего студентов тревожит здоровье, личные взаимоотношения и учеба. При этом у половины испытуемых нет способов коррекции тревоги. Из наиболее используемых способов снижения тревожности, испытуемые используют дыхательные упражнения и смену деятельности. Однако, показатель эффективности данных способов, по мнению студентов, соответствует низкому (смена деятельности) и среднему (дыхательные практики) уровням.

Дальнейшее изучение особенностей проявления тревожности у студентов-психологов и способов ее коррекции является актуальной задачей подготовки будущих психологов-практиков и темой нашего будущего исследования.

Использованные источники:

1. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М. Астапов // Прикладная психология. — 1999. — № 1. — С. 41-48.

2. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. — М.: Смысл; Эксмо, 2005. - 436 с.

3. Настольная книга практического психолога / Сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. — М.: АСТ: Хранитель; СПб.: Сова, 2008. - 671 с.

4. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. — 1117.

5. Яценко, Т.С. Методология глубинно-коррекционной подготовки психолога / Т.С. Яценко. — Днепропетровск: Инновация, 2015. - 865 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.