Использованные источники:
1. Белкина В.А. Прогнозирование финансовых результатов // В сборнике: В мире научных открытий. Материалы II Международной студенческой научной конференции. - 2018. - С. 107-109.
2. Гвоздкова В.С., Бубин М.Н. Современный подход к стратегическому планированию // Современные исследования. - 2018. - № 1(05). - С. 10-12.
3. Кириченко В.В., Тарасенко И.О. Финансовое планирование в системе управления финансовыми результатами предприятия // Формирование рыночных отношений в Украине. - 2016. - № 7-8(182-183). - С. 50-52.
4. Терещенко Т.А., Петровский Д.А. Практика планирования финансового результата деятельности организации // Вектор экономики. - 2017. - № 2(8). -С. 27.
5. Чмышенко Е.В. Подходы к стратегическому планированию на предприятии с разных позиций // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 3(92). - С. 988-992.
УДК-159.9
Романенко О.Н. студент магистратуры Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Россия, г. Севастополь КЛАССИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРЕВОЖНОСТИ Аннотация. В данной статье рассматривается феномен тревожности, делается экскурс в историю становления понятия тревоги, уделяется внимание механизмам, причинам тревоги, которые отмечают разные авторы, а также рассматриваются классификации тревожности.
Ключевые слова: тревожность, тревога, страх, причины тревожности, виды тревоги.
Romanenko O.
Master's student, Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky"
Sevastopol, Russia CLASSICAL REPRESENTATIONS OF ANXIETY Annotation. This article discusses the phenomenon of anxiety, makes an overview of the history of the development of the concept of anxiety, discusses the mechanisms, causes of anxiety, which are noted by different authors, and also describes the classification of anxiety
Keywords: anxiety, anxiety, fear, causes of anxiety, types of anxiety.
Постановка проблемы. Динамичность современного мира, его информационная перегруженность создает все больше причин для роста уровня тревожности у современного человека. Более того, тревога влияет на эффективность жизнедеятельности человека в социуме.
Известно, что с одной стороны, адекватный уровень тревожности несет в себе положительный эффект, так как он стимулирует человека быть предусмотрительным, просчитывать свое поведение на несколько шагов вперед. А с другой стороны очень часто приходится сталкиваться с неоправданно высоким уровнем тревожности, который заставляет видеть опасность там, где ее нет, и соответственно, мешает полноценному функционированию человека в социуме. Встречается иногда и слишком низкий уровень тревоги, который обусловливает поведение, характеризующееся некоторой детской наивностью и непосредственностью и инфантилизмом.
Изложение основного материала. З. Фрейд рассматривал тревожность параллельно с такой эмоцией, как страх и определял их одинаково: как реакцию на опасность. Но если страх представляет собой реакцию на вполне конкретную и объяснимую опасность, то тревога - это реакция на неопределенную, неизвестную опасность. З. Фрейд подчеркивал важность тревожности как личностной характеристики, объясняя это тем, что она предвосхищает определенные негативные события в жизни человека и стимулирует его предпринимать ряд действий, чтобы их избежать [14]. Первоначально З. Фрейд предположил наличие бессознательной тревожности. Однако, неоднократно пересматривая это мнение и изучая его с новых сторон, он пришел к заключению о том, что тревога всегда осознаваема, она создает дискомфорт для переживающего и сопровождается чувствами неопределенности и беспомощности. Вместе с тем, тематика неосознаваемой тревожности получила свое продолжение в учении о механизмах психологических защит, основоположником которых также был З. Фрейд, а продолжила их изучение Анна Фрейд [14]. Согласно З. Фрейду, тревожность характеризуется тремя основными признаками: специфическим чувством неприятного; определенными соматическими реакциями в виде вегетативной полиморфной активации и моторных нарушений; четким осознанием собственного переживания. В соответствии со структурой личности, которая является традиционной для психоанализа — ид, эго и супер-эго, — основоположник психоанализа дифференцировал виды тревожности. Тревожность объективная, переживаемая в связи с реально существующими, объективными опасностями соответствует эго; невротическая тревога, причина которой не осознаваема, соответствует ид; тревога моральная соответствует супер-эго, которую З. Фрейд называет «тревожностью совести». Особое внимание З. Фрейд уделял изучению тревоги невротической, отмечая, что часто эта внутренняя тревога смещается на внешний объект, поскольку с внешней опасностью совладать легче, чем с внутренней [14].
Изучение тревоги в рамках классического психоанализа постепенно перешло в русло неофрейдизма, представителями которого были Э. Фромм, К. Хорни и Г.С. Салливан [12; 15]. В работах К. Хорни тревога рассматривается как эмоциональное состояние, возникающее вследствие фрустрации не биологических, а социальных потребностей, в том числе, и в раннем детстве. Ребенок испытывает тревогу в ситуациях, потенциально мешающих удовлетворению его потребностей в заботе, любви и ласке. Взрослый человек постоянно стремится к самореализации, самоактуализации и когда он воспринимает определенные ситуации как такие, которые мешают удовлетворению его потребностей, он также испытывает тревогу. При этом К. Хорни отмечает, что взрослый человек будет испытывать тревогу гораздо реже и не так интенсивно, если в детском возрасте будут удовлетворены его потребности в любви и безопасности [15]. Несмотря на то, что взрослые должны понимать потребности малышей и удовлетворять их, на практике им мешают это сделать собственные искаженные потребности, невротические страхи, конфликты и ожидания. Именно это и приводит к наличию невротических страхов, невротической тревоги в старшем возрасте.
3. Фромм отмечает, что именно переживание отчужденности, отсутствие чувства единства со значимым другим, отсутствие любви как в раннем детстве, так и во взрослом возрасте, обусловливает формирование тревожности как личностной характеристики.
Сторонники экзистенциализма говорят о том, что тревога в будущем может носить различный характер: мобилизующий или напротив, «парализующий», который закладывается в особенностях взаимоотношений в детском возрасте. Так называемая расслабляющая тревога обусловлена состоянием «выученной беспомощности», которая оказывает существенное влияние на продуктивность выполняемой деятельности. Тревога мобилизующая, как правило, обусловлена «активным» отношением родителей к состоянию тревоги ребенка: расширение информационного поля и разъяснение возможных реакций в конкретной ситуации [12; 15].
Несколько иной точки зрения относительно природы тревожности придерживался Г.С. Салливан. Он считал, что ощущение тревоги заключается в общении и имеет биологическую природу. Ученый является автором межличностной теории, в которой говорит о тревоге как о переживании, обусловленном воображаемой или реальной угрозой опасности. Тревога формируется под влиянием матери с первых дней общения с ней. Ребенок «заражается» от матери беспокойством за здоровье, питание, умение адаптироваться и т.д. в таких условиях формируется образ Я ребенка.
Другой точки зрения придерживался и К. Изард: он считал, что одной из трех ведущих эмоций человека является страх, который связан с оценкой человеком ситуации. Если ситуация воспринимается как угрожающая, то возникают страх, тревога.
4. Спилбергер отмечал, что в ряде ситуаций тревога является абсолютно нормальным состоянием организма, позволяющим ему более точно оценивать
текущую ситуацию. Однако, есть ситуации, которые никоим образом не несут угрожающей компоненты, но личность все равно ощущает тревогу [13]. Ч. Спилбергер разделял ситуативную и личностную тревогу. Ситуативная или реактивная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-либо текущую ситуацию, тогда как личностная тревожность является собственно личностной чертой и предполагает восприятие личностью широкого круга ситуаций и обстоятельств как тревожных, хотя объективно это может быть совсем не так.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что и тревога как состояние, и тревожность как свойство человека находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности.
Позиция отечественных психологов относительно природы и проявления тревоги во многом совпадает с позицией зарубежных психологов. Так А.И. Захаров отмечает, что тревожность как личностная черта формируется только в школьном возрасте, тогда как в дошкольном тревожность носит преимущественно ситуативный характер и поддается коррекции [5].
Одинаковое со Ч. Спилбергером понимание тревожности предлагает Ю.И. Ханин. Он рассматривает тревожность как индивидуально -психологическую характеристику личности, проявляющуюся в ее склонности реагировать беспокойством в ряде жизненных ситуаций, большинство из которых к такой реакции совершенно не располагают [8;11] Ханин дифференцирует понятия «тревога», «беспокойство» и «страх», определяя страх как ярко выраженную эмоцию по отношению к конкретной угрозе для жизни человека и его благополучия. Отличие тревоги от страха состоит в том, что она переживается не при конкретной угрозе, а при ее вероятности и не всегда может иметь негативную окраску. Часто человек может проявлять тревогу и волнение перед положительными, эмоционально для него значимыми событиями. Беспокойство объединяет обе эмоции и характеризует их проявления на уровне телесных проявлений: излишняя суетливость, либо, напротив, ступор; говорливость, путанность в словах, испарина на лбу, тремор рук и т.д. [11]
А.М. Прихожан предлагает дифференциацию тревожности в зависимости от ситуации на самооценочную, межличностную и учебную. Мы говорим о самооценочной тревожности, когда ситуация или обстоятельства испытывают на прочность наши представления о себе. Межличностная тревожность характерна для ситуаций межличностных взаимодействий и учебная - для ситуаций обучения [9]. Тревожность может проявляться вербально или невербально, но всегда несет ощущение выраженного дискомфорта субъекту тревожности. А.М. Прихожан также предложила выделять открытые и закрытые формы тревожности. К открытым относятся культивируемая тревожность, острая, нерегулируемая тревожность и регулируемая, компенсирующая тревожность. В закрытым формам автор
отнесла так называемые маскированные формы тревожности, где в качестве масок могут выступать агрессивность, лживость, чрезмерная мечтательность, лень и видимое безразличие [10].
Е.В. Новикова и Б.И. Кочубей также отмечали связь тревожности с деятельностью и выделили три вида тревоги: деструктивный, недостаточный и конструктивный. Деструктивный вид тревоги отрицательно влияет на общую продуктивность выполняемой деятельности и ухудшает при этом общее психологическое состояние человека. Недостаточный вид тревоги, напротив, проявляется в низком уровне — там, где она объективно необходима. Конструктивный вид тревоги характеризуется оптимальным уровнем, положительно влияющим на общую эффективность деятельности [6].
В исследованиях В.В. Лебединского было показано, что дети с повышенной тревожностью составляют группу риска по невротическим расстройствам, отклоняющемуся поведению и разнообразным эмоциональным нарушениям личности. Ученый отмечал, что особенно тревожность становится заметной в подростковом возрасте: тревожный подросток часто имеет неадекватную самооценку, а его представления о себе обычно спутаны и противоречивы. Подросток часто испытывает проблемы в межличностном общении, демонстрирует неуверенность в себе, а его интересы индифферентны и не имеют четкой направленности [7].
Ф.Б. Березин проследил интересную взаимосвязь между тревожным состоянием и деятельностью, отметив, мобилизующий характер тревоги. Ученый указал, что состояние тревоги создает прецедент для усиления поведенческой деятельности и для изменения вектора поведения: состояние тревоги заставляет двигаться и выходить из своей зоны комфорта. Отсутствие тревоги воспринимается организмом как норма, позволяющая находиться в состоянии относительного покоя, т.е. в зоне своего психологического комфорта. Между тем, именно тревога способствует развитию личности и ее самореализации [3].
Судя из исследований различных авторов видно, что причины тревожности могут быть самые разнообразные, однако, для удобства их можно разделить на отдельные подгруппы, в частности, на социальные и психологические.
К социальным причинам относятся особенности межличностных отношений на различных возрастных этапах, степень успешности в профессиональной деятельности и потенциальные шансы, возможности самореализации, социальный статус и его адекватность возможностям человека.
Психологические причины являются более вариативными. На уровень тревожности оказывает существенное влияние направленность личности: наблюдается обратная зависимость между уровнем тревожности и социальной направленностью. Активные, эмоционально устойчивые, склонные к занятию лидерских позиций личности менее подвержены
переживанию как личностной, так и ситуативной тревожности. Интраверсия, замкнутость, склонность к самокопанию и глубокой саморефлексии являются факторами, усиливающими ситуативную тревожность и располагающими к высокой личностной тревожности. К подобным факторам также можно отнести заниженную самооценку и нарушение адекватности в восприятии самого себя. Имеются также предпосылки к высокой личностной тревожности на психофизиологическом уровне, характеризующим особенности строения и функционирования центральной нервной системы. К таковым относятся слабый тип нервной системы, преобладание процессов торможения над процессами возбуждения [1; 2].
Таким образом, отметим, что тревога в целом носит положительный адаптационный смысл, однако высокая личностная тревожность, как правило, дает противоположный эффект. Отрицательными аспектами личностной тревожности являются:
— потенциальная угроза состоянию здоровья субъекта, постоянно находящегося в тревожном состоянии; прежде всего, сюда стоит отнести высокий риск невротических расстройств;
— взаимосвязь тревоги с профессиональной направленностью носит обратно пропорциональный характер: чем выше уровень тревожности, тем менее успешной становится профессиональная деятельность индивида;
— высокий уровень личностной тревожности искажает восприятие субъектом окружающей действительности: она начинает приобретать враждебный характер и не способствует налаживанию эффективных межличностных связей [4].
Выводы.
1. Итак, анализ позиций психологов по проблеме соотношения понятий «страх», «тревога» и «тревожность» позволяет сделать следующее обобщение:
— страх — это базовая, биологически значимая эмоция, возникающая в ситуациях физической, физиологической опасности (наиболее яркое отражение это обсуждение нашло отражение в трудах З.Фрейда, К.Изарда);
— в отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство (А.М.Прихожан, Ч.Спилбергер, Ю. Ханин и другие),
—тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к переживанию тревоги;
— тревога — это один из видов эмоционального состояния, которое возникает под влиянием ощущения, осознания опасности; она постепенно может трансформироваться в личностную черту, названную Ч.Спилбергером «личностная тревожность».
2. Психологами выделены разные классификации видов тревоги и тревожности. Наиболее популярным является выделение личностной и реактивной тревоги Спилбергером, отделяющее психическое состояние от психического свойства. Однако существует тенденция выделять виды
тревожности в связи со спецификой той сферы жизнедеятельности, в которой она проявляется (межличностная, учебная, предстартовая и т.д.). Также возможно выделять уровни в рассмотрении тревоги: физиологический, психических реакций, поведенческий, межличностный.
3. Остро проявляется интерес специалистов к проблеме механизмов возникновения тревоги. Отмечается, что уровневое строение тревоги приводит к необходимости выделять механизмы. Специфичные для разных уровней. Например, тревожность как спонтанное эмоциональное состояние возникает на основе противоречия оценки ситуации с базовыми личностными потребностями — с потребностью в эмоциональном благополучии, с чувством уверенности, безопасности. Другой механизм заключается в кумулятивном эффекте воздействия нескольких психических качеств, присущих тому или иному человеку (недостаточные знания могут усиливать тревогу при ответе). Характер оценки ситуации как вызывающей угрозу или беспокойство является основанием для выделения сознательной регуляции как одного из механизмов контроля или возникновения тревоги .
4. Обсуждение причин возникновения тревоги позволило выделять их уровни (осознанный и бессознательный) и виды (психологические и социальные с дальнейшей конкретизацией).
5. Широко обсуждается адаптационный смысл тревоги, выделяются ее положительное и негативное влияние.
Использованные источники:
1. Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер. - СПб. : «Академический проект», 1997. - 213 с.
2. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.Н. Астапов // Психологический журнал. - 1992. - №5. - с. 16-21.
3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л. : Наука, 1988. - 174 с.
4. Божович Е.Д. Вероятностный характер связи между внутри- и межличностной конфликтностью подростков / Е.Д. Божович // Психологическая наука и образование. -2007. -№2. - С. 5 - 15.
5. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб. : ПИТЕР, 2002. - 218 с.
6. Кочубей Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. - М. : Знание, 1988. — 80 с.
7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. Заведений / В.В. Лебединский — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
8. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 273 с.
9. Прихожан А.М.Тревожность у детей и подростков:психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - М. : Воронеж, 2000 -169.
10. Прихожан А.М. Тревожность: явление, причины, диагностика / А.М. Прихожан // Школьный психолог. — 2004. — № 8. - с. 64-73.
11. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии, 2006. - №2. - с. 224 - 234.
12. Скотт Д. Г. Конфликты. Пути их преодоления / Д.Г. Скотт. - К. : Внешторгиздат, 1991. - 191 с.
13. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч.Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - с.12 - 24.
14. Фрейд З. Запрещение, симптом и страх / З. Фрейд // Тревога и тревожность. - СПб. : Питер, 2001. - с. 18-22
15. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. - М. : Айрис - пресс, 2004. - 196 с.
УДК - 394.21
Ромас В.В. студент 3 курса Адамчук И.А. студент 3 курса Тагиева Н.В. преподаватель академический колледж Академия маркетинга и социально-информационных технологий -
ИМСИТ РФ, г. Краснодар
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК АНГЛИИ - ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ
Аннотация: Народно-языческий праздник Вальпургиева ночь отмечается в ночь с 30 апреля на 1 мая каждого года. Праздник посвящен дню памяти Римско-католической церковью святой Вальпургии - Вальбурги Хайденхаймской. Мистическим праздник стал в результате истории, которая произошла после смерти Вальпургии. Во время реставрации монастыря, в котором ее похоронили, рабочие осквернили ее могилу. После этого однажды ночью тень святой явилась епископу.
Ключевые слова: Вальпургиева ночь, мистический праздник, ведьма, традиции, обряды, языческий.
The author of the article: Romas V. V.
Adamchuk I.A. students of 3 courses IMSIT Tagiyeva N.V. Academic College Teacher Academy of Marketing and Social Information Technologies -
IMSIT RF, Krasnodar
NATIONAL ENGLISH HOLIDAY - WALPURGIS NIGHT
Annotation: The pagan festival of Walpurgis night is celebrated on the night