Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ТОРМОЗЯЩИЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ'

ФАКТОРЫ, ТОРМОЗЯЩИЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / ПРЕДПОСЫЛКИ / ПРИЕМНЫЕ СЕМЬИ / ДЕТИ-СИРОТЫ / СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС / ДОГОВОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марцинкевич О.В.

Приемная семья не является новеллой законодательства современной России. Исторически в России было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. При создании правовой модели приемной семьи законодатель использует лучший опыт в вопросах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данной статье рассмотрена история создания правовой модели приемной семьи в России, уделяется пристальное внимание причинам, которые тормозят развитие института приемной семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS SUPPRESSING THE DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION OF THE FOSTER FAMILY"

The foster family is not a novelty of the legislation of modern Russia. Historically, it has been usual in Russia to take orphans to be raised in families. When creating a legal model of a foster family, the legislator uses the best experience in the organization of orphans and children left without parental care. This article examines the history of creating a legal model of a foster family in Russia, paying close attention to the reasons that hamper the development of the institution of the foster family.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ТОРМОЗЯЩИЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ»

УДК 347.674.8

Марцинкевич О.В. магистрант

кафедра «Гражданское право и процесс» научный руководитель: Кивленок Т.В. заведующий кафедрой Гражданского права и процесса

ЮИ, ВлГУ

ФАКТОРЫ, ТОРМОЗЯЩИЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

Аннотация:

Приемная семья не является новеллой законодательства современной России. Исторически в России было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. При создании правовой модели приемной семьи законодатель использует лучший опыт в вопросах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данной статье рассмотрена история создания правовой модели приемной семьи в России, уделяется пристальное внимание причинам, которые тормозят развитие института приемной семьи.

Ключевые слова:

Государство, право, предпосылки, приемные семьи, дети-сироты, устройство ребенка, Семейный Кодекс, договор.

Martsinkevich O. V.

Undergraduate of Civil law and Procedure, Vladimir State University

Scientific supervisor: Kivlenok T. V. head of Department of Civil law and Procedure, Vladimir State

University, Candidate of Juridical Sciences "FACTORS SUPPRESSING THE DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION OF THE FOSTER FAMILY"

Abstract:

The foster family is not a novelty of the legislation of modern Russia. Historically, it has been usual in Russia to take orphans to be raised in families. When creating a legal model of a foster family, the legislator uses the best experience in the organization of orphans and children left without parental care. This article examines the history of creating a legal model of a foster family in Russia, paying close attention to the reasons that hamper the development of the institution of the foster family.

Keywords:

State, law, background, foster families, orphans, the arrangement of the child, the Family Code, the contract.

Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 СК РФ закрепляет за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Исторически с помощью патроната решалась проблема воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в другой семье. В период правления Екатерины II были

предприняты первые попытки правового регулирования патроната и возможности жить в семье детям-сиротам. Патронатный воспитатель на добровольных началах брал в семью ребенка, за что получал казны государства вознаграждение. Финансовые вложения в институт патроната способствовал оздоровлению общества, и приводил к дальнейшему процветанию Государства, где уделялось пристальное внимание понятию семья. Следует отметить, что в 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР принял Постановление «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках», в соответствии с которым на основании договора дети-сироты передавались в приемные семьи. Впоследствии институт патроната некоторое время был забыт. Вновь к нему обратились лишь в 1987 году. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в Постановлении от 31 июля 1987 г. N 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» поставили задачу: осуществить поиск оптимальной формы воспитания, содержания и обучения детей-сирот. Согласно постановлению Совмина РСФСР от 14 ноября 1987 г. N 401 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на Министерство просвещения СССР и Госстрой СССР была возложена обязанность, разработать проект и осуществить строительство опытного детского дома семейного типа. С введением в действие Семейного Кодекса РФ (с 1 марта 1996 г.) такие дома больше не создавались. Кодекс четко установил новую форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правовым основанием служит ст. 151 - 155 СК РФ, в которой прописаны Положения о приемной семье, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829.

Приемная семью определяется как опека «попечительство» над ребенком или детьми, в основе которого составляется договор о приемной семье, заключенный между органом опеки и попечительства и приемными родителями «приемным родителем». Приемная семья - это платный вид опеки «попечительства» на срок указанный в договоре. В договоре о приемной семьи прописываются условия передачи ребенка, сумма вознаграждения (ст. 155 СК), ответственность, права опекуна и ребенка переданного в семью. В приемных семьях возможны контакты ребенка с родными родителями или родственниками, что не предусматривалось при передачи ребенка под опеку. Следуя ст. 57 СК РФ, законодатель закрепил в ст. 154 СК РФ положение о праве ребенка выражать свое мнение при передаче его в приемную семью. Ребенок (дети), достигший возраста 10 лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия. Орган опеки и попечительства имеет право контролировать исполнение приемными родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей),следит за использованием и сохранностью имущества

ребенка. Приемные родители ведут учет расходов по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Форма учета по расходу денежных средств изменилась с 2016 года и стала проще. В обязанность приемных родителей входит получение и отслеживание в службе судебных приставов расчета по алиментам с родителей ребенка переданного в приемную семью. Постановление о расчете задолженности в конце каждого года необходимо запросить в ФССП, а затем передать в опеку. За ребенком, переданным в приемную семью, сохраняется право на алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности). Если ребенок выразит желание, имеется возможность общения с кровными родителями.

Закон дает возможность, передать в приемную семью сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, впоследствии ставшие родными и близкими. Общее число детей в приемной семье не должно превышать, как правило, восьми человек. Эта обусловлено необходимостью создать детям условия, приближенные к семейным. При воспитании в приемной семье большего количества детей возникает риск ненадлежащего исполнения приемными родителями своих обязанностей по договору. Приемная семья, где уже есть двое и более несовершеннолетних детей родных, при передачи в приемную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на данном этапе может столкнуться с отказом в получении статуса многодетной семьи. Приемным родителям в защиту своих прав и льгот приходится обращаться в суды и отстаивать свои права, так как досудебное решение вопроса становится невозможным, что является одним из препятствий в принятии решения взять ребенка в приемную семью. Основанием для принятия в семью еще детей не обязательно является материальная составляющая. Приемные родители могут состоять в родственных отношения, а также нежелание оставлять детей в детских домах. Существуют и другие преграды, тормозящие развитие института приемной семьи.

- законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации;

- ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей;

- отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям;

- недостаточная государственная поддержка.

Следует подчеркнуть, что в некоторых регионах наблюдается отрицательная практика передачи детей в приемную семью близким родственникам. Родственники получают отказы в заключение договора о приемной семье. Основные доводы, которые приводят представители опеки -основания, и порядок изменения ранее установленной опеки с безвозмездной формы на возмездную, нормами законодательства не предусмотрены. В этой ситуации позиция суда неоднозначна.

Подводя итоги, хочется бы отметить, что не до конца проработан

механизм передачи детей с безвозмездной формы на возмездную. По сути, возмездная форма дает возможность опекуну больше времени уделять приемным детям. Опекуны вынуждены решать вопросы, которые отвлекают от основной задачи - воспитание, помощь и забота о приемных детях, поддержка в преодоление страха и стресса, проявления огромного тепла и внимания во время адаптации. Необходимо проработка и строгий контроль на уровне Государства в вопросах получения жилья детям в приемных семьях, так как на практике по достижению 18-ти лет детям практически негде жить. На практике местная Администрация с большим трудом выделяет детям жилье, а иногда выделяемое жилье является непригодным к проживанию, и не соответствует требованиям - «удобствам». Приемная семья как никто другой, нуждается в поддержке органами местного самоуправления и органами исполнительной власти.

Закон предоставляет шанс детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей приобрести семью. Нельзя не отметить, что Государство прикладывает огромное значение к формированию института приемных семей. Ищет пути разрешения для определения ребенка, оставшегося без попечения родителей, детей-сирот в семьи. Однако в рассматриваемых ситуациях, право детей расти в любящей семье, на практике сталкивается с проблемой в правовом регулировании защиты интересов приемных семей. Ситуации с которыми сталкиваются приемные семьи в борьбе за свои права перед органами социальной защиты, местной администрацией, управляющими компаниями взыскивающими долги за коммунальные платежи за счет личных средств опекунов приводят все к большему недоверию к институту приемных семей в РФ на современном этапе. В связи с этим, требуется во первых, пересмотр и более полные разъяснения на законодательном уровне понятий: «приемная семья», «»льготы», «гарантии», «права и обязанности». Во-вторых, необходимо грамотное бесплатное юридическое сопровождение приемных семей в основе работы, которой будет: консультации, решение оптимального пути в сложных юридических вопросах, составление жалоб, претензий, написание исков, составление и подача пакетов в суды, представление интересов в судебных процессах. В-третьих, освободить от уплаты налога от НДФЛ перечисления по договору приемным родителям, т.к. в основе этих денежных средств - вознаграждение. В настоящее время претендовать на детский вычет по НДФЛ могут родители (в том числе приемные) и их супруги, а также усыновители, опекуны и попечители. В-четвертых, финансовые вложения в институт приемных семей должен быть не только прописан, но и осуществлен на практике, так как воспитание здоровых детей в полноценных семьях способствует оздоровлению общества и государства в целом. Знаковым моментом должно являться то, что все разногласия, возникающие между приемными семьями и местной властью должны решаться как можно быстрее и на уровне местного самоуправления. Кроме того, необходима поддержка при передаче детей по договору приемная семья родственникам, что позволит сохранить

родственные связи и даст возможность детям проживать в условиях близких к родным семьям. И главное необходимо гарантировать приемным семьям соблюдение его прав на этапе досудебного урегулирования спора, и оказывать дополнительные поощрения семьям изъявившим желание принять на возмездной основе на воспитание детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей.

Использованные источники:

1. Абрамов В.И. Правовая политика современного российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. 2004. N 8. С.

2. Закон Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" // СПС "

3. Законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам охраны и защиты прав и интересов детей (на примере Центрального федерального округа).

4. Конституция РФ

5. Крусс В.И. Права человека и права ребенка: актуальность доктринального разграничения // Частноправовые и публично-правовые вопросы реализации Конвенции о правах ребенка. Тверь. 2004. С. 32.

6. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".

7. Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью".

8. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".

9. Семейный кодекс РФ

10. Тарусина Н.Н. Семейное право: Учебное пособие. М., 2001. С. 112.

11. Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"

12. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (в ред. от 16.11.2011) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 1. Ч. 1. Ст. 19.

Used Books:

1. Abramov V.I. The legal policy of the modern Russian state in the field of protecting the rights of children // State and Law. 2004. N 8. S. 2 .Law of the Moscow Region of 12.01.2006 N 1/2006-OZ "On the measures of social support for families and children in the Moscow region" // SPS"

3. Legislation of subjects of the Russian Federation on protection and protection of children's rights and interests (on the example of the Central Federal District).

4. The Constitution of the Russian Federation

5. Kruss VI Human Rights and the Rights of the Child: The Importance of the

Doctrinal Difference // Private Law and Public-Legal Issues in the Implementation of the Convention on the Rights of the Child. Tver. 2004. P. 32.

6. Decree of the Government of the Russian Federation of May 18, 2009 No. 423 "On certain issues of the implementation of guardianship and trusteeship in relation to underage citizens."

7. Decree No. 542 of the Government of the Russian Federation of 01.05.1996 "On approving the List of Diseases in the presence of which a person can not adopt a child, take him into custody (guardianship), take him to a foster family"

8. Decree of the Government of the Russian Federation No. 423 of May 18, 2009 "On Certain Issues of Carrying Out Trusteeship and Custody of Minor Citizens."

9. The Family Code of the Russian Federation

10. Tarusina N.N. Family law: Textbook. M., 2001. P. 112.

11. The decree of the President of the Russian Federation from 05.05.1992 N 431 "About measures on social support of large families"

12. Federal Law No. 256-FZ of December 29, 2006 (as amended on November 16, 2011) "On Additional Measures of State Support for Families with Children" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2007. N 1. Part 1. Art. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.