Научная статья на тему 'Факторы социальной среды предпринимательства в сфере сервиса (на материалах Санкт-Петербурга)'

Факторы социальной среды предпринимательства в сфере сервиса (на материалах Санкт-Петербурга) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2126
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы социальной среды предпринимательства в сфере сервиса (на материалах Санкт-Петербурга)»

Л СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

УДК 316.342.6 ББК 60.5

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ СЕРВИСА (НА МАТЕРИАЛАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

B.C. Чулочников

Санкт-Петербургский государственный университет

Сервиса и экономики (СПбГУСЭ 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Предпринимательство, как любая социальная система, включено в общество, связано с ним множеством связей и отношений. Они, естественно, в значительной степени определяют и характер, и содержание, и специфику и эффективность предпринимательской деятельности. Этим определяется значимость социологического анализа факторов среды предпринимательства, особенно в сфере сервиса, где она практически не изучалась, для оптимизации его результативности.

Социальная среда предпринимательства является весьма широким понятием. В целом она характеризует конкретную ситуацию, которая сложилась в данной стране, регионе, населенном пункте для конкретной предпринимательской структуры. Эта ситуация отражает степень развития общества и общественных систем, среди которых важнейшими являются:

-^овень развития производительных

сил,

-зрелость производственных (экономических) отношений,

-формирование и функционирование рынка (как среды осуществления предпринимательской деятельности),

-общественная, государственная, духовно-культурная атмосфера,

- социальная структура общества. Роль социальной среды проявляется в том, что она обеспечивает в существенной мере реализацию предпринимательской деятельности или тормозит ее.

В общем случае социальная среда представляет собой совокупность обще-

ственных условий и факторов. Ввиду сложной структуры общества, эта совокупность может классифицироваться различным образом - по типам общества, по социально'-временным параметрам, по социально'-^острадственным парамет-

рам, по сферам общественной жизни, по «близости» к предпринимательству и др. Выбор классификации и совокупности факторов зависит от конкретных исследовательских и прикладных задач.

В экономической литературе широко используется классификация среды как «внешней» и «внутренней» (относительно конкретной экономической структуры, фирмы). При данном подходе выделяются две основные группы факторов -внешние и внутренние. «Внешняя среда», или макросреда, - это наиболее «удаленные», общие от предпринимательства общественные структуры и условия. «Внутренняя среда», или микросреда - это ближайшее окружение предпринимателя, в основном связанное с его предпринимательской организацией [6, с. 55-56, 77-78].

Макросреду характеризуют следующие особенности:

-создание наиболее общих условий, которые влияют прямо или косвенно на формирование и развитие предпринимательства;

-содержание разнообразных ресурсов, которые могут черпать предприниматели;

-ре^шзация результатов предпринимательской деятельности во внешней среде;

-фжторы и условия внешней среды являются для предпринимателей объективными, то есть существуют и действуют независимо от их сознания, желаний и стремлений.

В силу отмеченных свойств факторы внешней среды, как правило, имеют определяющее значение для становления и функционирования предприятий и фирм. Поэтому для успешной и эффективной деятельности предприниматели должен хорошо знать и учитывать в своей работе особенности влияния всех факторов внешней среды на свой бизнес.

Отметим особенности микросреды:

-ее составляют факторы, которые создают специфические конкретные условия и непосредственно воздействуют на предпринимательскую деятельность;

-фжторы и условия микросреды находятся в поле деятельности предпринимателя, зависят от него, в определяющей степени создаются им (использование и управление материальными, трудовыми и др. ресурсами), поэтому являются субъективными относительно предпринимателя.

Для достижения положительного эффекта в своей деятельности предпринимателю также необходимы систематическое внимание, изучение, анализ, контроль, оптимальный учет и изменение условий и факторов микросреды, управление ими.

Внешняя среда предпринимательства отражает специфику конкретного типа общества. В отечественной литературе разработан ряд структур внешней среды предпринимательства с определенной детализацией, применительно к российским условиям. Так, в экономической литературе сделан акцент на экономические факторы (экономическое положение в стране и регионах; социальноэкономическая обстановка, связанная с уровнем платежного спроса потребителей, уровнем безработицы; институцио-нально-орг^изационная среда, характеризующая наличие организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих и деловых операций, фор-

мирование предпринимательства вообще). Наряду с этим среда включает: политическую ситуацию (отражает стабильность развития общества и государства); государственное регулирование и поддержку предпринимательства; правовую среду (права, обязанности, ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики); культурную среду, которая обусловлена уровнем образования населения, обеспечивает возможность заниматься определенными видами предпринимательства; научно-техническую и технологическую среду; природную среду (факторы производства, климатические условия, влияющие на возникновение, функционирование и развитие конкретных видов предпринимательства) [6, с. 56].

В приведенной классификации сделан акцент на благоприятную среду предпринимательства, экономические и политические факторы, а социальный аспект выражен значительно меньше.

При другом экономическом подходе в описании условий и факторов развития предпринимательства отражены определенные социальные условия внешней среды, в которые включены стремление покупателей к модным товарам, изменение их потребностей; нравственные и религиозные нормы, зависящие от социаль-но-^льтурной среды и оказывающие влияние на потребительский спрос. Отмечено влияние социальных условий на отношение индивидов к труду, прежде всего к размеру заработка и условиям работы [7, с. 16]. Здесь, по нашему мнению, также недостаточно отражен социальный фактор внешней среды.

Имеются и более расширенные, всеобъемлющие классификации. Они включают, наряду с выделенными ранее экономической, политико-пр^овой, природной подсистемами общественного развития, также социальную составляющую (в общем виде - социальный строй и социальную сферу общества). В данном случае расширяются пространственные рамки общества за счет учета международной обстановки, отраслевого положе-

ния предпринимательства. Это позволяет проводить более глубокий анализ объективных факторов предпринимательской деятельности, так как выделенные факторы, очевидно, неоднозначно влияют на различные типы и виды предпринимательства, создавая им разные условия.

В социологической литературе приводится более укрупненная классификация подсистем внешней предпринимательской среды:

1. Экономическая среда, которая включает цены, конфигурации рынков, конкурентную ситуацию и т.п.

2. Социальная среда, в состав которой входят социокультурные условия, нормы и ценности, правовые рамки, деятельность государства.

3. Природная среда (полезные ископаемые, воздух, вода, свет).

Раскрывая социологический подход к выделенным составляющим социальным среды, мы можем отметить:

-природная среда, с точки зрения теории предпринимательства, ближе всего входит в предмет изучения экономической географии, поэтому она специально не рассматривается в социологии предпринимательства;

-в экономической среде предпринимательства для социологии наиболее общими факторами являются рынок, конкуренция, риски; остальные элементы, как правило, подробно не разбираются;

-социологическая среда в основном рассматривается в связи с этапами формирования российского предпринимательства, видами предпринимательства, предпринимательским потенциалом общества, высшей школой, государством, культурой и социальной ответственностью предпринимательства [11, с. 46-47].

Представляется, что для более полного социологического анализа деятельности предпринимателей целесообразно синтезировать (в определенной мере) приведенные подходы. Необходим более полный учет социально-экономических элементов среды и больший акцент на социальную подсистему за счет включения в нее социальных характеристик на-

селения, как важнейшего ресурса предпринимательства, так и потребителей товаров и услуг, производимых предпринимательскими структурами. Необходимо также учитывать социальный аспект природной среды.

С этой точки зрения рассмотрим более подробно факторы внешней среды, каждый из которых создает условия, оказывает влияние на функционирование и развитие предпринимательской деятельности в сфере сервиса.

Главенствующую роль играют подсистемы и элементы экономической среды предпринимательской деятельности. Наиболее общим всеобъемлющим элементом является рынок. Рынок — это система товарно-денежных отношений производителей и потребителей (материальных и духовных благ и услуг), а также взаимодействия экономических субъектов. Состояние и специфика рынка, масштаб рынков и уровень их развития, проявление положительных и отрицательных сторон, развитость социальных институтов инфраструктуры рынка характеризуют социальную среду, а также черты предпринимательской власти -важнейший фактор развития конкретных видов предпринимательства. Кроме того, необходимое условие для получения положительного результата предпринимательской деятельности - свобода выбора направлений и действий предпринимателей и свобода действий потребителей в выборе потребляемых товаров и услуг [6, с. 76-77, 59-60]. Рынок характеризуется также факторами конкуренции и риска. Конкуренция, как социальное явление, носит противоречивый характер. С одной стороны, она способствует развитию свободы, инициативы, творчества предпринимателей. С другой стороны, конкуренция может порождать и порождает кризисы, военные столкновения, социальные конфликты [8]. Столкновение на рынке интересов предпринимателей и общества требует определенной регулирующей роли государства, особенно в процессе формирования цивилизованного рынка и

предпринимательства. В России это проявляется как в защите законных интересов предпринимателей, обеспечении свободы предпринимательской деятельности, так в ориентации предпринимателей на использование инноваций, развитие базовых отраслей народного хозяйства, необходимых для обеспечения национальной безопасности общества и государства.

С экономикой тесно связаны факторы научно-технической среды. Благоприятная научно-техническая среда обусловливает культуру производства, развитие социальной инфраструктуры (транспортные и информационные коммуникации, энергетические и санитарно-технические сети), способствует формированию инновационной предпринимательской деятельности.

Значительное влияние на успеш-ность/неуспешность деятельности сервисных фирм, организаций оказывает социальная среда. Она включает подсистемы, связанные с социальными характеристиками населения, работников, их отношениями к рыночному процессу вообще и его проявлениям в конкретных временных и пространственных условиях предпринимательской деятельности, содержанию и условиям труда в частных предпринимательских структурах. Основная составляющая социальной среды - население.

В социальном аспекте население -это совокупность людей, которые проживают на определенной территории (в стране, регионе, населенном пункте) в данный период времени. Это социальное единство, основанное на системе социальных связей и отношений, которому свойственны определенные социальные функции. Это, в целом, долговечная, устойчивая совокупность, которая постоянно обновляется на уровне отдельных людей [9, с. 13-14]. Среди множества социальных характеристик населения основное значение имеют конкретный демографический, территориальный, профессиональный, социальный, этнический со-

став в поле предпринимательского воздействия.

В демографической структуре важнейшие показатели - рождаемость и смертность, состояние здоровья населения, заболеваемость, территориальное распределение населения и миграционных потоков (отток, приток). Эти характеристики существенно влияют на обеспечение предпринимательства трудовыми ресурсами, на использование коренных жителей или мигрантов из других регионов и стран. Демографическая среда непосредственно воздействует на создание отраслевой специализации, размещение предприятий по регионам страны, возможности использования рабочей силы. Образовательная структура выражает распределение населения по уровню общего и профессионального образования. Профессионалъно-квтификаци-онная структура экономически активного населения включает совокупности людей, объединенных родом занятий и профессиональной трудовой деятельностью. Предприниматели рекрутируют кадры для своих предприятий в основном среди людей, имеющих необходимый уровень образования и профессии и проживающих на близлежащей территории. Наряду с отмеченными, социальная и этническая структуры создают основу для рынка труда и потребления, которые характеризуют систему социально-пудовых и потребительских отношений между предпринимателями, наемными работниками, потребителями материальных и духовных благ. Они также могут являться базой для различных социальных диспропорций, конфликтов, связанных с деятельностью предпринимателей.

Например, мониторинг трудоустройства выпускников СПбГУСЭ (2009-2012 гг.) зафиксировал значительную неравномерность их занятости в соответствии с полученной специальностью и уровнем образования в городах Северо-Зшадного и ряда других регионов РФ. Данные опроса 2010 г. (N=788) и 2011г. (N=511) показали, что около 45% респондентов ра-

ботали не по специальности; наиболее востребованными на рынке труда в 2010 г. были выпускники университета по специальностям — бухгалтерский учет, анализ и аудит, сервис транспортных и технологических машин и оборудования (соответствие составило около 60-70%). Наименее востребованными - по специальностям: финансы и кредит, менеджмент организации (соответствие всего в пределах 16-18%). Наименьшая занятость в соответствии с полученным высшим образованием (около 60%) - у выпускников специальностей: сервис транспорт-

ных и технологических машин и оборудования, финансы и кредит, автосервис. При этом основная часть занятых выпускников работала в характерных для университета отраслях сервиса и экономики (70-80%) [1, с. 28, 38-45; 10, с. 245246,256]. Выявленные моменты затрудняют эффективное использование выпускников в предпринимательских структурах. Для установления оптимума между профессионально-квадификационной структурой рабочих мест и выпускаемыми специальностями требуется координация работы учебных заведений с административными органами и работодателями, применение более гибких систем профессиональной подготовки.

Существенным социалъно-^лътур-ным показателем населения является его отношение к предпринимательству. Это отношение в существенной мере обусловлено культурно-историческими особенностями российского общества, спецификой реализации реформирования и образует своеобразную социальнокультурную атмосферу предпринимательства. Она отличалась «неправедной» приватизацией, расхищением общественной собственности и выделяемых государственных средств, борьбой за передел собственности; всеобщим распространением нечестных хозяйственных сделок и т.п. Сложившаяся нездоровая экономическая среда, деформирование моральных ценностей породили у населения двойственное отношение к предпринимательской деятельности. С одной сторо-

ны, население в основном позитивно воспринимает предпринимательство в негосударственном секторе; с другой -отношение ко многим крупным предпринимателям, которые разбогатели «неправедным» путем, ведут демонстративно расточительный образ жизни, на фоне всеобщего снижения жизненного уровня основной части населения, сложилось весьма негативное. Отношение к предпринимательству проявилось в результатах социологических исследований. Так, согласно материалам локального опроса, проведенного Институтом социологии РАН среди городских жителей г. Рязани (май 2006 г.), более 80% респондентов в целом положительно относится к людям, которые занимаются бизнесом. На негативное отношение к бизнесменам указали около 12% респондентов [5, а118]. Более дифференцированные результаты были получены при оценке мнения россиян о возможности заниматься предпринимательской деятельностью (2000-е гг.). Меньшая часть респондентов (36%) считают, что за годы реформ эти возможности увеличились для многих людей. Большая часть дала более скептические оценки - «увеличилась, но лишь для узкого круга людей» (39%), «для большинства сократилась» (8%), «остались прежними» (16%) [3, с. 35, 37].

Политическая среда включает подсистемы и факторы: политическая обстановка, правовая среда, регулирующая роль государства. Именно политическая среда создает необходимые условия для реализации предпринимательской свободы и оптимизации экономических и социальных отношений в обществе.

Политическая обстановка (ситуация) проявляется в механизме государственного управления и процедуре принятия общественно значимых решений, Развитие предпринимательства обеспечивается факторами устойчивости политических институтов, стабильности политической обстановки в стране и в отдельных регионах.

Правовая среда определяет правовое поле, которое необходимо и очень важно для формирования системы предпринимательства. Правовое поле определяется факторами действующего законодательства, законодательной защиты и правовыми гарантиями развития предпринимательства (право заниматься предпринимательской деятельностью, право равного доступа к различным ресурсам, единство экономического пространства, поддержка конкуренции, недопустимость дискриминации предпринимательской деятельности со стороны государственных органов, чиновников и др.), степенью регулирующего вмешательства государства в экономические процессы. Однако, как свидетельствует практика, реализация законов тормозится существующими административными барьерами, коррупцией чиновников, недостаточной четкостью ответственности предпринимателей за нарушение законодательных и нормативных актов.

Регулирующая роль государства -разработка и принятие законов, обеспечение баланса интересов общества и предпринимателей. С одной стороны, государство не должно вмешиваться в конкретную предпринимательскую деятельность, с другой - государство должно обеспечивать защиту экономической и политической свободы всех граждан, то есть в определенной мере ограничивать и регулировать предпринимательскую активность. Решение этой проблемы обусловлено конкретно-историческими и цивилизованными особенностями страны.

Природная среда включает климатические условия, количество и качество земель, ландшафт, природные ресурсы, в том числе запасы полезных ископаемых и энергоносителей, воду и их качество, сырьевую базу. Природная среда создает природную основу развития экономики, формирует специализацию сервисных отраслей. Социальная составляющая воздействия природной среды — возможная миграционная подвижность населения, благоприятные или тяжелые климатические и другие природные условия для

труда и быта персонала предприятий и организаций.

Например, социологическое исследование социальной среды предпринимательства Санкт-Петербурга позволило выявить ряд ее общих базовых особенностей: природно-географических,

геополитических, экономических, законодательных, информационных. Среди геополитических условий были выделены близость города к европейскому рынку, возможности коммуникации и торговли со всеми государствами Европы, другими регионами мира, что влияет на развитие соответствующих направлений предпринимательства, в том числе высокие по России показатели товарооборота. Потребности населения мегаполиса, развитие российского и международного туризма обусловили значимые позиции сектора услуг в экономике города (торговля, транспорт, туристические фирмы, связь, шоу-бизнес, финансовый сектор, бытовое обслуживание и др.) [12].

Совокупность социальных факторов внешней среды в существенной мере определяется природой общественного строя (капитализм, социализм), этапом его развития, уровнем политического руководства страны. История свидетельствует о сложном, неоднозначном их влиянии на эффективность экономики, в том числе предпринимательскую деятельность (развитые страны, период НЭПа в СССР, КНР).

Для стран с переходной экономикой макросреда характеризуется, как правило, нестабильностью, формируется при активном участии государства, которое проводит важнейшие мероприятия. Тем самым формируются экономические, политические, правовые условия, которые определяют функционирование предприятий и предпринимателей [2, 4].

Во «внутренней среде» можно выделить четыре функциональные сферы деятельности предпринимателя: производственную, управленческую (планирование, оперативное управление - организация, координация, мотивация, контроль

- бухгалтерский учет и отчетность, анализ), инновационно-фин^совую, социальную [6, ^77-81]. Последняя включает формирование кадрового потенциала, со-циально-прадовые отношения предпринимателя с трудовым коллективом, условия труда, социальные отношения внутри самого коллектива предприятия (организации), взаимоотношения предпринимателей с профсоюзами.

Рассмотрим материалы ряда социологических исследований социальной среды предпринимательства в сервисных отраслях, проведенных на кафедре «Социология» СПбГУСЭ в 2011-2012 гг., которые позволили (при использовании рассмотренной выше классификации) выявить некоторые факторы социальной среды ряда организаций сервиса в Санкт-Петербурге.

1 .Комплексный анализ социальной среды малых автосервисных предприятий. На основе опроса предпринимателей (2011 г.) в макросреде наиболее существенная роль принадлежит следующим факторам:

-сезонность (как природный фактор), которая обусловливает колебания спроса на ряд автоуслуг;

-надичие горизонтальных производственных связей и личных знакомств предпринимателей (поставщики запчастей и автомобильной косметики, смежники по выполнению квалифицированных работ, другие автосервисные предприятиями города, Северо-Зададного и других регионов РФ);

-взммодействие с местными органами власти (различных форм);

-экономические факторы: благоприятный — развитие автотранспорта (вызывает рост спроса на автосервисные услуги); неблагоприятные, которые препятствуют развитию малого предпринимательства, - несовершенство общей экономической политики и слабая государственная поддержка малых предприятий, несовершенство налоговой системы, правовая незащищенность малых предпринимателей. Финансовый кризис последних лет привел к росту арендной платы, увеличе-

нию «нечестной конкуренции», трудностям с нахождением производственных площадей в жилой зоне;

-социальный фактор: обострение

внутрисемейных проблем предпринимателей из-за больших затрат рабочего времени и недостаточного внимания к семье.

В микросреде наибольшее значение в деятельности их предприятий имеют факторы:

-социальный - наиболее острая кадровая проблема: потребности предприятий в хороших, высококвалифицированных специалистах, но трудности их привлечения (из-за невозможности обеспечить высокую заработную плату на малых предприятиях);

-экономические - трудности внедрения новых технологий обслуживания (из-за недостатка специалистов); недостаток средств на развитие предприятия из-за дороговизны нового оборудования; трудности утилизации продуктов отходов автосервиса; небольшие доходы предпринимателей [14].

Таким образом, исследование позволило определить конкретную роль факторов среды для конкретного вида малого предпринимательства в условиях конкретного мегаполиса.

2. Сравнительное сопоставление характеристик стабильности кадров как социального фактора микросреды некоторых сервисных организаций.

Сравнение проведено для организаций сервиса:

-торговое предприятие «Утилита-2» сети «Компьютерный мир» (СПб., опрос 40 сотрудников, 2012 г.);

-сеть салонов красоты «Милана» (СПб., опрос 50 работников, 2012 г.);

-компания ООО «Артком» - оказание услуг по эксплуатации, проведению технического обслуживания и управлению объектами недвижимости (СПб., опрос 100 сотрудников, 2012 г.).

На торговом предприятии «Утилита-2» персонал состоит из торговых и офисных работников с относительно высоким уровнем образования (высшее и неполное высшее - 52,5%, среднее специальное -

27,5%, общее среднее - 20%). Основная часть сотрудников имеет стаж работы на предприятии более 2-х лет (65%), в том числе более 4-х лет (27,5%). Коэффициент текучести кадров довольно высокий и ежегодно составляет 19,8%. То есть состав сотрудников довольно нестабилен.

В салонах красоты «Милана» персонал состоит из мастеров маникюра и педикюра, косметологов, массажистов и администраторов. Основная часть работников имеет начальное профессиональное образование (64%), остальные -высшее (36%). Молодежь в возрасте до 30 лет составляет 35%. Большая часть респондентов (70%) склонны к сохранению места работы. Хотели бы перейти на другую работу, в том числе со сменой специальности - значительная часть (30%). То есть в составе работников также выявлена довольно нестабильная группа.

В компании ООО «Артком» сотрудники состоят из двух групп - оперативные работники (рабочие, сантехники, электрики, столяры, разнорабочие, инженеры и др.) и инженерно-технические работники (энергетики, главные инженеры, начальники отделов). Уровень образования сотрудников довольно высок - имеют высшее образование, ученую степень

- 60%, незаконченное высшее - 5%, среднее специальное - 19%, профессионально-техническое - 12%. Молодежь до 30 лет составляет около 30%; сотрудники в возрасте старше 60 лет — 8%. Компания развивается - производится набор новых сотрудников для новых объектов. Большая часть сотрудников планирует оставаться на работе по достижении пенсионного возраста. То есть состав сотрудников этой молодой компании увеличивается при сохранении стабильности наличного персонала.

Кроме рассмотренных организаций приведем информацию о стабильности кадров сервисных организаций по уже опубликованным данным.

Рестораны холдинга «Ginza Project» (СПб., опрошены 12 менеджеров, 2011 г.). Около 60% респондентов хотели бы

сменить место работы, в том числе более половины из них по вполне осознанным мотивам [13, с. 84].

При опросе выпускников СПбГУСЭ в городах Северо-Зшадного и соседних регионов, о котором упоминалось выше, выявлена значительная нестабильность респондентов, их потенциальная склонность к смене своей работы (около 40%) [10, с. 258 ].

Как свидетельствуют материалы опросов, выявленные реальная текучесть кадров и желание респондентов сменить место работы, т.е. потенциальная нестабильность кадров, имеют значительное распространении в большей части рассмотренных организаций. Фактор нестабильности части персонала в существенной мере обусловлен комплексом причин - неудовлетворенностью заработной платой, условиями труда, желанием карьерного роста, а также стремлением перейти на работу по специальности в соответствии с полученным образованием. Эти моменты необходимо учитывать руководителям сервисных организаций при стремлении повысить стабильность своих трудовых коллективов.

3. Так же были выявлены и другие факторы микросреды предприятий, которые снижают эффективность их работы. Среди них:

-высокий уровень конфликтов разных видов (от межличностных до меж-подразделенческих), вызванных недостатками в управлении подразделениями и персоналом (торговое предприятие «Утилита-2»);

-пассивное сопротивление сотрудников нововведениям, как фактор риска, было обусловлено невключенносгью работников в инновационный процесс (СПб., сервисная компания в области общественного питания «Два берега», опрос 5 руководителей и менеджеров, 2011

г.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-недостаточно высокий уровень владения компьютерными программами и оргтехникой, невысокая подготовленность к техническим инновациям (применение новых технологий), низкий

уровень мотивации сотрудников компании ООО «Артком», что требует активизации управленческой деятельности.

Учет конкретных проблемных факторов, выявленных в социологических исследованиях в конкретных организациях сервиса, будет способствовать повышению результативности предпринимательской деятельности, предпринимателей с потребителями товаров и услуг.

В заключение еще раз подчеркнем, что макро- и микросреда обе воздействуют на предпринимательскую деятельность, но воздействуют по-р^ному. На уровне макросреды предприниматель, как правило, приспосабливается к действию ее факторов, а на уровне микросреды он занимается активным их преобразованием, создает общественное мнение и др.

Следует отметить, что при социологическом анализе основное внимание следует уделять социальному аспекту внутренней среды - проблемам в работе с персоналом, решению организационноуправленческих вопросов, состоянию и конфликтам в социальной сфере, взаимоотношениям и конфликтам

Таким образом, социальные факторы среды предпринимательства играют огромную роль в его формировании, функционировании и развитии. Поэтому изучение (социологические, маркетинговые исследования) и учет конкретных факторов в конкретных условиях для конкретных видов предпринимательства имеют решающее значение в реализации конкретных предпринимательских проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воспроизводство сферы сервиса и экономики: по результатам социологических исследований: Коллективная монография. В 2-х томах /Под ред. д.с.н., проф. Р.А.Костина, к.с.н. Е.В. Шишкиной. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011, Т. 2.

2. Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики) / М.К.Горшков. М.: Новый хронограф, 2011.

3. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. М.: Весь Мир, 2011. С. 35-40.

4. Покосов В.В. Трансформация российского общества: социологические аспекты. М.,2002.

5. Модернизация социальной структуры российского общества /Отв. ред. З.Т. Голенкова. М.: Институт социологии РАН, 2008.

6. Предпринимательство: Учебник / Под ред М.Г. Лапусты. 4-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.

7. Предпринимательство: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандера. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-^АНА, 2008.

8. Рохмистров С.Н. Социологические концепции конкуренции. М.,2000

9. Рыбаковский Л. Л. Народонаселение (население) // Социологическая энциклопедия. В 2 т. / Национальный общественно'-на^ный фонд / Рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин; Гл. ред. В.Н. Иванов. М.: Мысль, 2003. Т. 2.

10. Социологический мониторинг трудоустройства выпускников Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики: Коллективная монография / Под ред. д.с.н., проф. Р.А. Костина, к.с.н. Е.В.Шишкиной. СПб : Изд-во СПбГУСЭ, 2012.

11. Чепуренко А.Ю. Социология предпринимательства: Учебник / А.Ю. Чепуренко; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

12. Чулочников B.C., Барыкина А.А. Социальная среда предпринимательства Санкт-Петербурга // Сб. науч. тр. проф.-^еп.сост. каф. «Социология» / Под ред. А.О. Бороноева, Р.А. Костина. СПб.: Изд-во СПбГУС, 2009.

13. Чулочников B.C., Бурова А.С. Социальный потенциал менеджеров ресторанного сервиса (опыт исследования) //Актуальные проблемы социологии: Сб.науч.тр. кафедры «Социология» / Под ред. Р.А. Костина, М. А. Крыловой, С.И. Бояркиной. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012.

14. Чулочников B.C., Мальцева Т.А. Малое предпринимательство автосервисных услуг: социальные показатели // Актуальные проблемы социологии. Сб. науч. тр. кафедры «Социология» / Под ред. Р.А. Костина, М. А. Крыловой, С.И. Бояркиной. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.