ший экономический эффект, чем аналогичные реформы в промышленности или сельском хозяйстве, поскольку приводят к более резкому росту производительности труда. Успехи дальнейшего экономического развития России будут связаны
как с переходом на качественно новый уровень сервиса, так и формированием отношения к сфере сервиса как неотъемлемой части развития производительных сил.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесова Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект-пресс, 2004.
2. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН). Постановление Госстандарта России № 163 от 28 июня 1993 года // ИУС «Государственные стандарты». 2000. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://wiki.klerk.ru/index.php (дата обращения 24.11.2011)
3. Кондратьев В. Сфера услуг в постиндустриальной экономике [Электронный ресурс]. URL: http://www.perspektivy.info/rus/ekob/sfera_uslug_v_postindustrialnoj_ekonomike_2010-12-21.htm (дата обращения 09.11.2011).
4. Россия в цифрах. 2011 г. // Официальный сайт Госкомстата [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_01/Main.htm (дата обращения 09.11.2011).
5. Кузьмин М.С. Рынок услуг и его развитие как составляющая социально-экономической подсистемы экономики страны // Теория и практика сервиса. 2011. № 2 (8). С.85-92.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011 г. // Официальный сайт Госкомстата [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_51/IssWWW.exe/ Stg/05-08.htm. (Дата обращения: 28.11.2011).
7. Индикаторы инновационной деятельности. Статистический сборник / Государственный университет - высшая школа экономики. М., 2009.
8. P. Dee The Economy-Wide Effects of Services Trade Barriers in Selected developing Countries. In: Enhancing the performance of the Service Sector. OECD, Paris 2005.
9. Porter M.E.. The competitive Advantage of Nations. London, Macmillan Press,1990.
10. Инновационное развитие территорий в России и ЕС: опыт, проблемы, перспективы. В 7 т. Москва-Сканрус, 2001.Т.2.Практика экономического развития территорий.
11. Marshall A.Principles of Economics. London, Macmillan Press,1990.
12. Krugmann P.R. Geography and Trade. Leuven Univercity Press, 1991.
13. Портер М.Э.Конкуренция. Пер с англ.-М: Изд.дом «Вильямс», 2000.
14. Носков-Дукельский А.И. Развитие региональных сервисных кластеров как фактор обеспечения конкурентоспособности экономики региона. Автореф. дис....канд. эк.наук / СПбГУСЭ. СПБ., 2011.
УДК 338.242.42 ББК 344
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
С.Н.Барейко
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Выборгский филиал
188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Подгорная, 17, лит. «А»
В современной России идеология государственного управления экономикой трансформировалась от позиции всеохватывающего государственного планирования и управления до позиции разгосударствления и дерегулирования. Однако специфические особенности и условия России дали понять, что возможность
развития свободного бизнеса не может быть полностью реализована без государственного регулирования и защиты отечественного производителя.
Эффективный путь развития национального хозяйства и его предпринимательства - это отказ от монетаристских реформ, переход к построению нацио-
нальной системы государственного регулирования экономики, то есть необходимо органическое сочетание рыночных механизмов регулирования и целенаправленного вмешательства государства в экономику.
Сложности на пути интенсивного развития предпринимательства в России объясняются не только неблагоприятными условиями внешней среды, но и определенным недопониманием всех возможностей предпринимательской деятельности. Это вызвано отсутствием собственного опыта и трудностью восприятия мирового опыта, слабо адаптированного к конкретным условиям современной Российской экономики.
Проблемы становления и развития предпринимательства, современное воззрение на роль предпринимательства и малого бизнеса в развитии народного хозяйства и общества в целом, государственного регулирования предпринимательской деятельности нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных авторов: П. Друкера, Дж. Кейнса, А.Смита, Ф.А. Хайека, Й. Шумпетера, А.М. Бабашкина, В.Кабакова, А.А.Крупанина, Л.В. Ачба и др.
Анализируя роль малого предпринимательства, нужно иметь ясное представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм предпринимательства.
В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения всего мира, при этом объем производства в сфере в различных странах составляет от 33 до 66% национального продукта [5].
Предпринимательство позволяет эффективно решать многие задачи производственного, научного и хозяйственного характера. Оно создает необходимую атмосферу конкуренции и быстро реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, обеспечивает необходимую в условиях
рынка мобильность действий, способствует развитию кооперации производства.
На современном этапе малый бизнес играет заметную роль в экономике многих промышленно развитых странах.
Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:
- совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности;
- невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;
- стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п;
- общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
- невысокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;
- низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
- высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;
- неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;
- работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг[3].
Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основ-
ными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом.
В последние годы уровень риска и физических угроз для занятых в предпринимательстве увеличился. Не уменьшились бюрократические препятствия при регистрации и оформлении субъекта предпринимательства, предоставлении помещений, земельных участков. Отсутствие нормальных взаимоотношений с органами власти не в последнюю очередь связано с коррумпированностью некоторых представителей этих органов. Сохранились проблемы в финансировании данного сектора экономики, обусловленные, в том числе, инфляцией и монополизмом. До сих пор нет эффективной системы подзаконных актов. Все еще недостаточен профессиональный уровень многих руководителей предприятий.
Для преодоления этих трудностей и проблем необходимы эффективные формы государственной поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях. Определенная работа в этом направлении проделана. Однако ожидаемого крупномасштабного развития малого и среднего предпринимательства не произошло, система его государственной поддержки недостаточно эффективна.
Из сказанного выше следует, что развитие малого предпринимательства в России осуществляется медленными темпами, а эффективность его деятельности низка.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), российских бизнесменов не очень удовлетворяет деятельность региональных властей по совершен-ствованию инфраструктуры для бизнеса. Все так же ограничены возможности для развития бизнеса в других, соседних регионах. Да и взаимоотношения внутри бизнес-сообщества пока еще далеки от идеальных [6].
Наиболее острыми препятствиями для предпринимательской деятельности в России участники опроса назвали недостаток квалифицированных кадров (60
процентов) и рост цен (52 процента). Развитие бизнеса также тормозят высокие налоговые ставки, коррупция. Каждый третий недоволен недобросовестной конкуренцией и недостаточной защищенностью прав собственности. Но одной из главных причин, почему россияне теряют интерес к предпринимательской деятельности, является сложная процедура открытия и ведения бизнеса. Больше половины российских предпринимателей недовольны своим правовым положением. Также необходимо отметить, что, говоря о рисках для малого предпринимательства, основными респонденты ставят риски экономической конъюнктуры
Предприниматели крайне слабо верят в то, что региональные власти знают об их законных интересах и учитывают эти интересы при принятии решений: не более четверти респондентов считают, что это так. В то же время предприниматели утверждают, что представители государства совершают противоправные действия в отношении бизнеса чаще, чем криминальные группировки. Из этого исследователи делают вывод: поскольку пока не найдено никаких практически реализуемых способов ограничить коррупцию и злоупотребление служебным положением, необходимо свести к минимуму саму возможность контактов между представителями государства и малым бизнесом[4].
В настоящее время для России одной из основных задач становится обеспечение устойчивости экономики страны, ее регионов, предприятий.
Значение малого и среднего предпринимательства для развития национальной экономики сложно переоценить, так как этот сектор обеспечивает значительное количество рабочих мест для населения. В связи с этим особую роль малое предпринимательство призвано сыграть в малых и средних городах России, градообразующие предприятия которых обанкротились или значительно сократили масштабы своей производственной деятельности.
Что касается проблем, с которыми сталкивается в настоящее время малый
бизнес, то здесь необходимо выделить, прежде всего, несовершенство законодательства, что является одной из основных причин, по которой в последние годы количество малых предприятий существенно сократилось.
Регулирование деятельности малого и среднего предпринимательства является одной из основных и главных задач развития современной российской экономики.
Основным способом государственного регулирования предпринимательства является установление правил игры, т.е. осуществление, реализация государством и прежде всего законодательной властью своих функций, связанных с принятием нормативных актов.
Развитие современного предпринимательского законодательства условно можно разделить на четыре периода: первый - с середины 80 гг. XX в. до 1990 г.; второй - с 1990 г. по 1992 г.; третий - с 1992 г. по 1995 г.; четвертый - с 1995 г. по настоящее время [1].
Первый период характеризуется активной деятельностью различных законотворческих органов Союза ССР, положивших начало формированию современного законодательства о предпринимательской деятельности.
В период с 1990 г. по 1992 г. был принят ряд основополагающих правовых актов, при этом часто акты одного и того же содержания принимались на уровне, как Союза ССР, так и РСФСР.
Следующий, третий этап характеризуется появлением ряда нормативных актов предпринимательского (хозяйственного) законодательства до принятия первой, а затем и второй части Гражданского кодекса РФ. К ним можно отнести законы РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»; от 10 июня 1993 г. «О стандартизации»; от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг» и др.
Последний этап развития российского законодательства о предпринимательской деятельности связан с принятием Гражданского кодекса РФ, новых нормативных актов - прежде всего законов, а
также внесением изменений и дополнений в принятые ранее правовые акты.
К примеру, в промышленно развитых странах разработаны различные формы, методы и пути, с помощью которых осуществляется финансирование фундаментальных исследований, инновационных разработок, в частности, финансовая поддержка малого бизнеса [2].
В настоящее время в России, можно сказать, в широком смысле слова, отсутствует правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментов государственного регулирования экономики, создание которой следует рассматривать в качестве приоритетного направления развития законодательства. Так, например, остро необходимо создание нормативной основы для эффективного применения таких средств государственного регулирования, как ценообразование и т.д.
Поэтому остро стоит вопрос о создании стержневого законодательного акта, определяющего основы государственного регулирования экономики. Вполне возможно, что в качестве такого стержневого акта будет выступать Предпринимательский (хозяйственный) кодекс России, в котором будет содержаться раздел, посвященный государственному регулирования рынка.
В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели
на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.
Вклад предпринимательских структур в оздоровление экономики России сегодня явно недостаточен. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка предпринимательских структур.
Являясь по сути ограничителем, регулятором отношений, государственное регулирование предпринимательской деятельности, в свою очередь, должно основываться на четких принципах:
- принцип законности - государственное воздействие на экономику может осуществляться только на основе законов, нормы которых должны строго соблюдаться в процессе такого воздействия;
- принцип свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, предполагающий свободный выбор вида деятельности, контрагентов по договору, свободное определение условий договора, свободную конкуренцию, свободу деятельности на всей территории государства и т.д., должен строго соблюдаться и учитываться при осуществлении государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности;
- принцип равенства форм собственности и действующих на их основе хозяйствующих субъектов. Данный принцип предполагает, в частности, отсутствие привилегий для каких-либо хозяйствующих субъектов в ущерб другим. Естественно, что имеется в виду равенство юридическое, а не экономическое;
- принцип сочетания частных и публичных интересов - с одной стороны, ча-
стные интересы стремятся к максимальной саморегуляции, а с другой стороны, защита публичных интересов невозможна без государственного регулирования;
- принцип единства экономического пространства предполагает свободное перемещение товаров, работ, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации;
- принцип поддержки добросовестной конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Конкретные формы государственного регулирования предпринимательской деятельности (например, лицензирование отдельных видов деятельности) могут основываться на специальных принципах, закрепленных в соответствующих нормативных правовых актах.
Во многих странах рыночной экономики существуют особые фонды государственной поддержки малого бизнеса. В Японии, например, на эти цели в расходной части бюджета выделяется 2-3 млрд долл. У нас государственная поддержка малых форм производства с первых шагов малого бизнеса сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль [2].
Одной из важнейших проблем развития предпринимательских структур в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, что не всегда могут предоставить малые предприятия.
В России существуют различные организационные формы поддержки и защиты интересов предпринимателей. С этой целью созданы и ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малых предпринимательских структур, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки предпринимательства. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены своими собственными проблемами и реальной помощи предпринимательским структурам не оказывают.
Для России развитие предпринимательства имеет гораздо большее значение, чем для других стран. Это связано с особой ролью предпринимательства в решении социальных проблем, повышении благосостояния и качества жизни населения.
Малое предпринимательство содействует поддержке на должном уровне экономической состязательности; гибкой перестройке производства; ускорению инновационных процессов; формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости; приближению производства товаров и услуг к потребителю и расширению его ассортимента; равномерному развитию регионов страны, содействует поддержке на должном уровне экономической состоятельности за результаты труда.
Для понимания экономической роли развития предпринимательства важно определить связь между организацией предпринимательских структур в отраслях народного хозяйства и экономикой.
В дальнейшем для эффективного развития данного сектора экономики должны быть решены следующие задачи:
- совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества в интересах развития малого предпринимательства; создание льготных условий для доступа малых предприятий к системе государственных заказов; поддержка их внешнеэкономической деятельности;
- содействие развитию торговых, производственных, научно-технических
связей с партнерами в других странах, в том числе на основе совершенствования таможенного регулирования этих связей;
- льготные условия для использования субъектами малого предпринимательства государственных, информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов предпринимательства.
Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности должен представлять целостную совокупность методов и инструментов управления. Это составное звено механизма управления экономикой в целом, вследствие чего необходимо согласование методов государственного регулирования предпринимательской деятельностью и методов управления социальноэкономическим развитием отраслей, регионов и страны в целом. Эффективный механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности должен опираться на административноконтрольные и экономические инструменты. В то же время необходимо учитывать социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие факторы развития общества.
Задача ученых - найти оптимальные решения для достижения экономической эффективности, с одной стороны, и политико-экономической децентрализации, с другой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ачба, Л.В. Основные теории развития и государственного регулирования предпринимательства / , Л.В. Ачба. СПб.: Регион,2006.
2. Барейко, С.Н. Государственное регулирование и поддержка предпринимательства в современной экономике: механизмы и методы: Монография / С.Н.Барейко. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011.
3. Беспалов, М.В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России / М.В. Беспалов. М.: ИНФРА-М, 2011. С. 97-112.
4. Головко, М.В. К вопросу об эффективности институциональной среды малого предпринимательства / М.В.Головко // Экономические исследования. 2011. №.7 (11).
5. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2010 г. (без микропредприятий). М.: НИСИПП, 2011.
6. Коррупция, административные барьеры и инфляция - три напасти российского бизнеса // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1500 от 24.05.10 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wcюm.ш/mdex.php?id=196&шd=13520 (дата обращения 08.11.11).
7. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: стат. сб. / Росстат. М., 2010.