Научная статья на тему 'Специфика развития малого предпринимательства в российской экономике'

Специфика развития малого предпринимательства в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
823
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ / ПРИНЦИПЫ / ПОДХОДЫ / BUSINESS UNDERTAKINGS / GOVERNMENT REGULATION / METHODS / PRINCIPLES / APPROACHES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барейко Снежана Николаевна

Актуальными проблемами формирования и развития малых предпринимательских структур в России является определение границ и методов государственного регулирования рыночной экономики. В статье раскрыты основные подходы, принципы и методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барейко Снежана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of development of small business in the Russian economy

The actual problems of formation and development of small businesses in Russia is the definition of the boundaries and methods of state regulation of market economy. The article deals with the main approaches, principles and methods.

Текст научной работы на тему «Специфика развития малого предпринимательства в российской экономике»

ший экономический эффект, чем аналогичные реформы в промышленности или сельском хозяйстве, поскольку приводят к более резкому росту производительности труда. Успехи дальнейшего экономического развития России будут связаны

как с переходом на качественно новый уровень сервиса, так и формированием отношения к сфере сервиса как неотъемлемой части развития производительных сил.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесова Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект-пресс, 2004.

2. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН). Постановление Госстандарта России № 163 от 28 июня 1993 года // ИУС «Государственные стандарты». 2000. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://wiki.klerk.ru/index.php (дата обращения 24.11.2011)

3. Кондратьев В. Сфера услуг в постиндустриальной экономике [Электронный ресурс]. URL: http://www.perspektivy.info/rus/ekob/sfera_uslug_v_postindustrialnoj_ekonomike_2010-12-21.htm (дата обращения 09.11.2011).

4. Россия в цифрах. 2011 г. // Официальный сайт Госкомстата [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_01/Main.htm (дата обращения 09.11.2011).

5. Кузьмин М.С. Рынок услуг и его развитие как составляющая социально-экономической подсистемы экономики страны // Теория и практика сервиса. 2011. № 2 (8). С.85-92.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011 г. // Официальный сайт Госкомстата [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_51/IssWWW.exe/ Stg/05-08.htm. (Дата обращения: 28.11.2011).

7. Индикаторы инновационной деятельности. Статистический сборник / Государственный университет - высшая школа экономики. М., 2009.

8. P. Dee The Economy-Wide Effects of Services Trade Barriers in Selected developing Countries. In: Enhancing the performance of the Service Sector. OECD, Paris 2005.

9. Porter M.E.. The competitive Advantage of Nations. London, Macmillan Press,1990.

10. Инновационное развитие территорий в России и ЕС: опыт, проблемы, перспективы. В 7 т. Москва-Сканрус, 2001.Т.2.Практика экономического развития территорий.

11. Marshall A.Principles of Economics. London, Macmillan Press,1990.

12. Krugmann P.R. Geography and Trade. Leuven Univercity Press, 1991.

13. Портер М.Э.Конкуренция. Пер с англ.-М: Изд.дом «Вильямс», 2000.

14. Носков-Дукельский А.И. Развитие региональных сервисных кластеров как фактор обеспечения конкурентоспособности экономики региона. Автореф. дис....канд. эк.наук / СПбГУСЭ. СПБ., 2011.

УДК 338.242.42 ББК 344

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

С.Н.Барейко

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Выборгский филиал

188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Подгорная, 17, лит. «А»

В современной России идеология государственного управления экономикой трансформировалась от позиции всеохватывающего государственного планирования и управления до позиции разгосударствления и дерегулирования. Однако специфические особенности и условия России дали понять, что возможность

развития свободного бизнеса не может быть полностью реализована без государственного регулирования и защиты отечественного производителя.

Эффективный путь развития национального хозяйства и его предпринимательства - это отказ от монетаристских реформ, переход к построению нацио-

нальной системы государственного регулирования экономики, то есть необходимо органическое сочетание рыночных механизмов регулирования и целенаправленного вмешательства государства в экономику.

Сложности на пути интенсивного развития предпринимательства в России объясняются не только неблагоприятными условиями внешней среды, но и определенным недопониманием всех возможностей предпринимательской деятельности. Это вызвано отсутствием собственного опыта и трудностью восприятия мирового опыта, слабо адаптированного к конкретным условиям современной Российской экономики.

Проблемы становления и развития предпринимательства, современное воззрение на роль предпринимательства и малого бизнеса в развитии народного хозяйства и общества в целом, государственного регулирования предпринимательской деятельности нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных авторов: П. Друкера, Дж. Кейнса, А.Смита, Ф.А. Хайека, Й. Шумпетера, А.М. Бабашкина, В.Кабакова, А.А.Крупанина, Л.В. Ачба и др.

Анализируя роль малого предпринимательства, нужно иметь ясное представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм предпринимательства.

В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения всего мира, при этом объем производства в сфере в различных странах составляет от 33 до 66% национального продукта [5].

Предпринимательство позволяет эффективно решать многие задачи производственного, научного и хозяйственного характера. Оно создает необходимую атмосферу конкуренции и быстро реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, обеспечивает необходимую в условиях

рынка мобильность действий, способствует развитию кооперации производства.

На современном этапе малый бизнес играет заметную роль в экономике многих промышленно развитых странах.

Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:

- совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности;

- невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;

- стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п;

- общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

- невысокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;

- низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;

- высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;

- неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;

- работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг[3].

Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основ-

ными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом.

В последние годы уровень риска и физических угроз для занятых в предпринимательстве увеличился. Не уменьшились бюрократические препятствия при регистрации и оформлении субъекта предпринимательства, предоставлении помещений, земельных участков. Отсутствие нормальных взаимоотношений с органами власти не в последнюю очередь связано с коррумпированностью некоторых представителей этих органов. Сохранились проблемы в финансировании данного сектора экономики, обусловленные, в том числе, инфляцией и монополизмом. До сих пор нет эффективной системы подзаконных актов. Все еще недостаточен профессиональный уровень многих руководителей предприятий.

Для преодоления этих трудностей и проблем необходимы эффективные формы государственной поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях. Определенная работа в этом направлении проделана. Однако ожидаемого крупномасштабного развития малого и среднего предпринимательства не произошло, система его государственной поддержки недостаточно эффективна.

Из сказанного выше следует, что развитие малого предпринимательства в России осуществляется медленными темпами, а эффективность его деятельности низка.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), российских бизнесменов не очень удовлетворяет деятельность региональных властей по совершен-ствованию инфраструктуры для бизнеса. Все так же ограничены возможности для развития бизнеса в других, соседних регионах. Да и взаимоотношения внутри бизнес-сообщества пока еще далеки от идеальных [6].

Наиболее острыми препятствиями для предпринимательской деятельности в России участники опроса назвали недостаток квалифицированных кадров (60

процентов) и рост цен (52 процента). Развитие бизнеса также тормозят высокие налоговые ставки, коррупция. Каждый третий недоволен недобросовестной конкуренцией и недостаточной защищенностью прав собственности. Но одной из главных причин, почему россияне теряют интерес к предпринимательской деятельности, является сложная процедура открытия и ведения бизнеса. Больше половины российских предпринимателей недовольны своим правовым положением. Также необходимо отметить, что, говоря о рисках для малого предпринимательства, основными респонденты ставят риски экономической конъюнктуры

Предприниматели крайне слабо верят в то, что региональные власти знают об их законных интересах и учитывают эти интересы при принятии решений: не более четверти респондентов считают, что это так. В то же время предприниматели утверждают, что представители государства совершают противоправные действия в отношении бизнеса чаще, чем криминальные группировки. Из этого исследователи делают вывод: поскольку пока не найдено никаких практически реализуемых способов ограничить коррупцию и злоупотребление служебным положением, необходимо свести к минимуму саму возможность контактов между представителями государства и малым бизнесом[4].

В настоящее время для России одной из основных задач становится обеспечение устойчивости экономики страны, ее регионов, предприятий.

Значение малого и среднего предпринимательства для развития национальной экономики сложно переоценить, так как этот сектор обеспечивает значительное количество рабочих мест для населения. В связи с этим особую роль малое предпринимательство призвано сыграть в малых и средних городах России, градообразующие предприятия которых обанкротились или значительно сократили масштабы своей производственной деятельности.

Что касается проблем, с которыми сталкивается в настоящее время малый

бизнес, то здесь необходимо выделить, прежде всего, несовершенство законодательства, что является одной из основных причин, по которой в последние годы количество малых предприятий существенно сократилось.

Регулирование деятельности малого и среднего предпринимательства является одной из основных и главных задач развития современной российской экономики.

Основным способом государственного регулирования предпринимательства является установление правил игры, т.е. осуществление, реализация государством и прежде всего законодательной властью своих функций, связанных с принятием нормативных актов.

Развитие современного предпринимательского законодательства условно можно разделить на четыре периода: первый - с середины 80 гг. XX в. до 1990 г.; второй - с 1990 г. по 1992 г.; третий - с 1992 г. по 1995 г.; четвертый - с 1995 г. по настоящее время [1].

Первый период характеризуется активной деятельностью различных законотворческих органов Союза ССР, положивших начало формированию современного законодательства о предпринимательской деятельности.

В период с 1990 г. по 1992 г. был принят ряд основополагающих правовых актов, при этом часто акты одного и того же содержания принимались на уровне, как Союза ССР, так и РСФСР.

Следующий, третий этап характеризуется появлением ряда нормативных актов предпринимательского (хозяйственного) законодательства до принятия первой, а затем и второй части Гражданского кодекса РФ. К ним можно отнести законы РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»; от 10 июня 1993 г. «О стандартизации»; от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг» и др.

Последний этап развития российского законодательства о предпринимательской деятельности связан с принятием Гражданского кодекса РФ, новых нормативных актов - прежде всего законов, а

также внесением изменений и дополнений в принятые ранее правовые акты.

К примеру, в промышленно развитых странах разработаны различные формы, методы и пути, с помощью которых осуществляется финансирование фундаментальных исследований, инновационных разработок, в частности, финансовая поддержка малого бизнеса [2].

В настоящее время в России, можно сказать, в широком смысле слова, отсутствует правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментов государственного регулирования экономики, создание которой следует рассматривать в качестве приоритетного направления развития законодательства. Так, например, остро необходимо создание нормативной основы для эффективного применения таких средств государственного регулирования, как ценообразование и т.д.

Поэтому остро стоит вопрос о создании стержневого законодательного акта, определяющего основы государственного регулирования экономики. Вполне возможно, что в качестве такого стержневого акта будет выступать Предпринимательский (хозяйственный) кодекс России, в котором будет содержаться раздел, посвященный государственному регулирования рынка.

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели

на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

Вклад предпринимательских структур в оздоровление экономики России сегодня явно недостаточен. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка предпринимательских структур.

Являясь по сути ограничителем, регулятором отношений, государственное регулирование предпринимательской деятельности, в свою очередь, должно основываться на четких принципах:

- принцип законности - государственное воздействие на экономику может осуществляться только на основе законов, нормы которых должны строго соблюдаться в процессе такого воздействия;

- принцип свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, предполагающий свободный выбор вида деятельности, контрагентов по договору, свободное определение условий договора, свободную конкуренцию, свободу деятельности на всей территории государства и т.д., должен строго соблюдаться и учитываться при осуществлении государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности;

- принцип равенства форм собственности и действующих на их основе хозяйствующих субъектов. Данный принцип предполагает, в частности, отсутствие привилегий для каких-либо хозяйствующих субъектов в ущерб другим. Естественно, что имеется в виду равенство юридическое, а не экономическое;

- принцип сочетания частных и публичных интересов - с одной стороны, ча-

стные интересы стремятся к максимальной саморегуляции, а с другой стороны, защита публичных интересов невозможна без государственного регулирования;

- принцип единства экономического пространства предполагает свободное перемещение товаров, работ, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации;

- принцип поддержки добросовестной конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Конкретные формы государственного регулирования предпринимательской деятельности (например, лицензирование отдельных видов деятельности) могут основываться на специальных принципах, закрепленных в соответствующих нормативных правовых актах.

Во многих странах рыночной экономики существуют особые фонды государственной поддержки малого бизнеса. В Японии, например, на эти цели в расходной части бюджета выделяется 2-3 млрд долл. У нас государственная поддержка малых форм производства с первых шагов малого бизнеса сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль [2].

Одной из важнейших проблем развития предпринимательских структур в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, что не всегда могут предоставить малые предприятия.

В России существуют различные организационные формы поддержки и защиты интересов предпринимателей. С этой целью созданы и ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малых предпринимательских структур, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки предпринимательства. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены своими собственными проблемами и реальной помощи предпринимательским структурам не оказывают.

Для России развитие предпринимательства имеет гораздо большее значение, чем для других стран. Это связано с особой ролью предпринимательства в решении социальных проблем, повышении благосостояния и качества жизни населения.

Малое предпринимательство содействует поддержке на должном уровне экономической состязательности; гибкой перестройке производства; ускорению инновационных процессов; формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости; приближению производства товаров и услуг к потребителю и расширению его ассортимента; равномерному развитию регионов страны, содействует поддержке на должном уровне экономической состоятельности за результаты труда.

Для понимания экономической роли развития предпринимательства важно определить связь между организацией предпринимательских структур в отраслях народного хозяйства и экономикой.

В дальнейшем для эффективного развития данного сектора экономики должны быть решены следующие задачи:

- совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества в интересах развития малого предпринимательства; создание льготных условий для доступа малых предприятий к системе государственных заказов; поддержка их внешнеэкономической деятельности;

- содействие развитию торговых, производственных, научно-технических

связей с партнерами в других странах, в том числе на основе совершенствования таможенного регулирования этих связей;

- льготные условия для использования субъектами малого предпринимательства государственных, информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов предпринимательства.

Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности должен представлять целостную совокупность методов и инструментов управления. Это составное звено механизма управления экономикой в целом, вследствие чего необходимо согласование методов государственного регулирования предпринимательской деятельностью и методов управления социальноэкономическим развитием отраслей, регионов и страны в целом. Эффективный механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности должен опираться на административноконтрольные и экономические инструменты. В то же время необходимо учитывать социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие факторы развития общества.

Задача ученых - найти оптимальные решения для достижения экономической эффективности, с одной стороны, и политико-экономической децентрализации, с другой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ачба, Л.В. Основные теории развития и государственного регулирования предпринимательства / , Л.В. Ачба. СПб.: Регион,2006.

2. Барейко, С.Н. Государственное регулирование и поддержка предпринимательства в современной экономике: механизмы и методы: Монография / С.Н.Барейко. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011.

3. Беспалов, М.В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России / М.В. Беспалов. М.: ИНФРА-М, 2011. С. 97-112.

4. Головко, М.В. К вопросу об эффективности институциональной среды малого предпринимательства / М.В.Головко // Экономические исследования. 2011. №.7 (11).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2010 г. (без микропредприятий). М.: НИСИПП, 2011.

6. Коррупция, административные барьеры и инфляция - три напасти российского бизнеса // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1500 от 24.05.10 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wcюm.ш/mdex.php?id=196&шd=13520 (дата обращения 08.11.11).

7. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: стат. сб. / Росстат. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.