Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение деятельности публичных библиотек в условиях развития рыночных отношений'

Финансовое обеспечение деятельности публичных библиотек в условиях развития рыночных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1276
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение деятельности публичных библиотек в условиях развития рыночных отношений»

Финансовое обеспечение

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ

РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

г.и. шммрова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов

м.г. попова,

преподаватель кафедры финансов оренбургский государственный университет

Очевидно, что финансовое обеспечение развития субъекта Федерации, направленное на формирование стабильно развивающейся экономики, может быть достигнуто посредством эффективного функционирования всех экономических субъектов, входящих в регион. В роли экономических субъектов выступают государственные органы власти, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты (юридические и физические лица).

Одним из важных хозяйствующих субъектов, оказывающих воздействие на формирование валового регионального продукта, основы для социально-экономического развития территории посредством повышения квалификации и культурного уровня населения, являются публичные библиотеки.

Критерий эффективности функционирования и развития любой подсистемы финансовых отношений, формирующихся в процессе финансового обеспечения, должен оптимально соответствовать критерию эффективности всей системы в целом. Соответственно, системное развитие региональной экономики требует и эффективного функционирования библиотек как составной части региона.

Финансовый механизм, приводящий библиотечное дело в действие, формируется в рамках решения следующих задач:

1) организации и управления доходным потенциалом библиотек;

2) управления расходными обязательствами в части предоставления услуг;

3) реализации эффективного механизма финансового стимулирования развития библиотечного дела.

Любая система взаимодействует с микро- и макросредой. Библиотечные учреждения действуют в определенной окружающей среде, и чем сложнее, динамичнее эта среда, чем более глубоким, масштабным и частым изменениям она подвергается, тем более гибким и адаптационным должен быть механизм финансового обеспечения.

Экономические спады, финансовые изменения, чередование политической, социальной стабильности с периодами неустойчивости, информационно-технологические и структурные изменения заставляют библиотечные учреждения непрестанно приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, расширять виды услуг, изыскивать дополнительные источники финансирования. В качестве одного из механизмов, реагирующих на изменение конъюнктуры спроса на услуги, учитывающей микро- и макросреду, являются маркетинговые исследования.

Важно, чтобы библиотечные учреждения реагировали на происходящие и предстоящие изменения окружающей систему среды с позиций системного подхода — в противном случае возрастает элемент случайности. В этой связи следует определить сущность окружающей среды и характер ее построения.

Факторы окружающей среды разделяются на контролируемые (управляемые и направляемые ею) и неконтролируемые (находящиеся за пределами ее властных полномочий).

Элементы макросреды иногда определяют как неконтролируемые, поскольку хозяйствующие субъекты не могут контролировать в полной мере и

управлять составляющими макросреды. К факторам макросреды относятся: демографические, экономические, природные, политико-правовые, социально-культурные, научно-технические элементы.

При исследовании макросреды публичных библиотек Оренбургской области авторами выявлена тесная взаимосвязь и взаимозависимость между факторами макроокружения. Причем степень воздействия одного и того же фактора макросреды на различные библиотеки может зависеть от уровня финансовой обеспеченности не только библиотечных учреждений, но и в целом региона и населения (потребителей услуг). Поэтому библиотечные учреждения должны самостоятельно прогнозировать воздействие каждого фактора, выделяя те, которые в перспективе представляют угрозу для устойчивого развития библиотечного дела, и те, что могут открыть дополнительные возможности для оказания услуг.

Микросреда библиотечных учреждений характеризуется имеющейся экономической системой, т.е. организационно-структурным комплексом и уровнем спроса населения на библиотечные услуги. Микросреда может быть исследована с разных точек зрения. В одном измерении можно проанализировать имеющиеся производственные ресурсы и конечный производимый продукт — это услуги, в другом — развитие организационной структуры, финансовой деятельности с целью расширения оказываемых услуг, в третьем — соответствие предоставляемых услуг постоянно развивающимся потребностям пользователей библиотек.

Население является важнейшей составляющей микросреды среды библиотечных учреждений. Знание конкретных нужд, потребностей читателей позволяет разрабатывать органам управления библиотеками более обоснованные планы экономического развития.

Развитие библиотечных учреждений во многом, если не в решающей степени, зависит от хозяйственной деятельности предприятий и предпринимателей, расположенных в пределах региона. Если система развивается в результате поступления налогов, хозяйствующих субъектов региона и менее зависит от дотаций, субвенций, трансфертов, получаемых с федерального бюджета, соответственно можно рассчитывать на стабильное поступление бюджетных средств для обеспечения устойчивого развития библиотек.

Главной управляющей силой, действующей в микросреде, является библиотечное учреждение. В данном случае управляющие структуры включают

службы: маркетинга, финансовую, планово-экономическую, производственную, по управлению материально-техническими ресурсами, социологического исследования и др. Деятельность всех этих подразделений позволяет формировать планы социально-экономического библиотечного учреждения.

Определив макросреду и приспособив к ней микросреду, используя квалифицированные кадры, систематически анализируя и планируя, внедряя эффективные методы управления, библиотечные учреждения могут развиваться экономически устойчиво. Инструментом для изучения микро- и макросреды является маркетинг.

Библиотечный маркетинг — это разновидность управленческой деятельности, в ходе которой библиотека изучает потребности и запросы пользователей, приспосабливается к этим потребностям, запросам, удовлетворяя спрос на библиотечные услуги. Главное в библиотечном маркетинге — это двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, работниками библиотеки проводится тщательное и всестороннее изучение потребностей, запросов и интересов читателей, результаты должны быть направлены на предоставление адресных библиотечных услуг. С другой стороны, библиотека должна оказывать активное влияние на использование предлагаемых услуг, стимулируя их потребление, и способствовать возникновению потребностей в информации у граждан.

Этапы маркетингового исследования публичной библиотеки включают:

1) определение проблемы и исходных условий для реализации исследования;

2) постановка задач, целей и основных функций, реализуемых в процессе маркетинга;

3) выбор методов исследования;

4) определение источников информации;

5) сегментация рынка, определение целевых групп, их потребностей;

6) сбор, систематизация информации в рамках анализируемой проблемы;

7) систематизация и анализ полученных данных;

8) анализ действия микро-, макроокружения, выявление внутренних источников развития (сильных и слабых сторон);

9) обработка результатов исследования, формулирование выводов;

10) использование результатов исследования для планирования дальнейшей деятельности публичной библиотеки.

Составной частью маркетинга публичной библиотеки, которая определяет основные направления развития ее деятельности, является разработка маркетинговой стратегии и тактики, которые позволяют детализировать отдельные этапы проведения исследования.

Важным аспектом проведения исследования является систематический характер изучения спроса, соблюдение принципов объективности и точности. Методы исследования могут применяться разные: сбор и обработка интервью; социологический опрос; анкетирование, наблюдение и др.

С целью изучения спроса на библиотечные услуги и разработки рекомендаций по оптимизации деятельности публичных библиотек в Оренбургской области авторами проведены маркетинговые исследования. Изучение спроса на библиотечные услуги проводилось посредством анкетирования. Среди респондентов были выделены группы потребителей библиотечной продукции (услуги), наиболее часто пользующиеся услугами библиотек,

— это студенты и учащиеся. В дальнейшем данная категория выделена в качестве целевого сегмента на рынке библиотечных услуг.

В процессе сегментирования рассмотрены потребности студентов (целевых потребителей) очной (57% респондентов), заочной (31%), очно-заочной (12%) форм обучения. Остальные 10% респондентов составили люди, занятые в производстве (инженеры — 25%; бухгалтеры — 18%; медработники — 18%; учителя — 12%; экономисты

— 12%; военнослужащие — 5%; пенсионеры — 5%; временно неработающие — 5%).

Наиболее посещаемыми учащимися и студентами Оренбургской области библиотеками являются областная универсальная научная библиотека имени Н.К. Крупской, детско-юношеская областная библиотека и библиотеки при Оренбургском государственном университете и Оренбургском государственном аграрном университете.

Интересным явилась и выявленная тяга к знаниям и способам их приобретения среди мужчин и женщин. Среди респондентов, приобретающих дополнительные знания посредством посещения библиотек, женщины составляют 53%, соответственно мужчины 47%. Наблюдается и определенная возрастная категория — 92% респондентов находятся в возрасте от 15 до 21 года.

Как выяснилось, форма обучения оказывает значительное влияние на предпочтения читателей библиотеки, так как учебная нагрузка распределена не в равной мере по очной, очно-заочной и заоч-

ной форме обучения, студенты которой чаще всего работают по определенной специальности.

Опрос мнения студентов очной формы обучения показал следующие результаты: 64% студентов пользуются услугами библиотек учебных заведений потому, что они располагаются близко к месту обучения, учитывают специфику литературы по преподаваемым дисциплинам, реализуются дополнительные услуги по копированию и сканированию материала.

При определении значимости для данных респондентов (студентов очной формы обучения) набора услуг, оказываемых библиотеками, выявились следующие предпочтения по важности в порядке убывания: консультации по подбору материала; услуги по ксерокопированию; поиск документов с использованием электронной базы данных; составление библиографического списка по теме.

С целью выбора предпочтений в формах реализации услуг опрос включал категорию вопросов, отражающих выбор между действующими в Оренбургской области библиотеками и предпочтениями доступа к электронным библиотекам. Ответ 37% респондентов отразил, что самостоятельный поиск документов посредством компьютерной сети сможет заменить услуги библиотечных работников, большинство опрошенных отмечают, что помощь библиотечных работников им необходима, несмотря на самостоятельный поиск документов.

Исследование результатов опроса выявило, что в библиотеках не оказываются консультационные услуги по вопросам составления библиографического списка по теме исследования, в лучшем случае рекомендации сводятся к указанию имеющихся в библиотеке работ по заданной тематике или оперируют рекомендованными преподавателями списком литературы, этот факт отражает недостаточную компетентность библиотечных работников. По отношению к областной универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской Оренбургской области были высказаны претензии по оформлению читательских билетов и доступа к библиотечным фондам студентов при высших учебных заведениях, в которых имеются библиотеки, хотя данная библиотека имеет статус публичной библиотеки.

Далее респондентам было предложено отметить те услуги, которые смогли бы привлечь читателей в публичную библиотеку. Результаты опроса дают богатую пищу для размышлений (рис. 1).

Отражаем, что основные пользователи (студенты) в первую очередь, желая ускорить процесс обслуживания, предлагают использование инфор-

Рис. 1. Распределение голосов респондентов о предпочтительных услугах публичной библиотеки

мационных технологий; на втором месте пожелания улучшить качество обслуживания и на третьем — постоянного пополнения фонда современными изданиями, особенно студентов заботит большой перечень современной экономической периодики и обязательный контроль их своевременного поступления.

К сожалению, следует согласиться с мнением большинства, так как данная библиотека действительно имеет все перечисленные недостатки. Процедура удовлетворения заказа материалов, располагающихся в книгохранилище, занимает около 40 минут, при этом отсутствует возможность ознакомиться с кратким содержанием данных источников.

К отрицательным моментам обслуживания необходимо отнести тот факт, что в библиотеке не ведется учет отказов по удовлетворению запросов пользователей. Представляется также, что недопустимо выдавать на срок единственный экземпляр журнала, если в библиотеке нет его электронной версии.

Что же касается квалификации обслуживающего персонала, полагаем, что она обусловлена недостатком финансирования, который не позволяет

систематически повышать квалификацию работников, и низким уровнем оплаты труда, который не позволяет привлекать в библиотечную отрасль высококвалифицированных сотрудников. При этом полагаем, что оплата труда и качество обслуживания должны быть взаимосвязаны между собой.

81% респондентов отметили необходимость разработки единого читательского билета для библиотек Оренбургской области. В данном случае можно будет обслуживаться в любой библиотеке области, не затрачивая времени на оформление нового или восстановление старого читательского билета.

Перевод литературы с бумажного носителя на электронный позволит библиотеке решить несколько проблем: во-первых, достаточно одного электронного экземпляра, чтобы размножить его и ускорить процесс обслуживания; во-вторых, данная услуга может оказываться за определенную плату, это позволит привлечь дополнительные источники в учреждение; в-третьих, сократит контингент обслуживаемого персонала.

Выявлены особенности спроса пользователей в зависимости от форм обучения. Так, студенты заочной, очно-заочной форм обучения, отмечая

трудности в частом посещении библиотек, вынуждены много копировать и потому предлагают снижать цены на копирование и сканирование.

Таким образом, подводя итоги проведенного нами маркетингового исследования на основе изучения спроса читателей Оренбургской области в библиотечных услугах, сформированы следующие выводы:

1. Абсолютным большинством голосов респондентов всех категорий были приняты следующие предложения:

• совершенствовать библиотечное дело и расширять виды библиотечных услуг, поскольку услуги библиотек востребованы обществом;

• осуществлять библиотекам рекламную деятельность;

• заинтересовывать библиотечных работников в повышении качества обслуживания и количества обслуживаемых читателей.

2. Качество обслуживания следует оценивать по показателям: полнота удовлетворения заказа; минимальное время обслуживания; свободный доступ к каталогам и оперативность их обновления; информация о расположении отделов библиотеки и об обоснованности взимания платы с читателей должна быть доступна читателям.

3. Введение единого читательского билета для всех библиотек территориальной единицы (города, района, поселка), это ускорит процесс обслуживания и увеличит посещаемость.

4. Деятельность библиотек должна в обязательном порядке опираться на результаты маркетинга. Важное значение при выборе целевых потребителей имеет как учет возрастного, профессионального состава населения, так и форма обучения студентов, учет специальностей обучающихся, особенно для тех территориальных единиц, где более всего сконцентрированы учебные заведения.

5. Библиотека в современных условиях нужна всем респондентам с той особенностью, что студенты очной и вечерней формы обучения предъявляют более жесткие требования к модернизации услуг библиотеки, студенты заочной формы обучения менее стремятся к самостоятельной работе и надеются на помощь библиотечных работников, предлагают расширять консультационные услуги и систематизацию литературы по тематикам.

6. При изучении спроса потребителей необходимо учитывать такой фактор, как неразвитость многих видов библиотечных услуг, характерных для экономически развитых стран, и потому осуществлять рекламную деятельность по их освещению.

В решении финансовых проблем библиотек заинтересованы пользователи, библиотечные учреждения и государственные и местные органы власти, так как они являются не просто учреждениями, а представляют собой социально значимый объект.

Развитие и совершенствование библиотечных услуг в условиях рыночных отношений требует привлечения внебюджетных источников для укрепления материально-технической базы, воспроизводства отдельных услуг, работ, продукции, социальной поддержки коллектива сотрудников. Библиотеки, особенно публичные, должны развиваться устойчиво и в соответствии с требованиями общества.

Стратегия библиотеки — это работа по созданию имиджа, рекламная кампания, планирование тактики привлечения средств. Процесс создания имиджа библиотеки формируется ежечасно, ежедневно. Имидж — это общее представление о библиотеке или ее стиль, который отличает ее от других. Разработка фирменного стиля библиотеки предусматривает создание фирменного знака, слогана, логотипа.

Любые мероприятия, способствующие популяризации конкретной библиотеки, являются частью ее имиджа. Это могут быть организованные работниками библиотеки выставки, участие в общественных событиях региона (презентации, ярмарки, профессиональные съезды, научные конференции, юбилеи). Для рекламы библиотеки необходимо создать свой веб-сайт в Интернете, распространять информационные материалы (буклеты, проспекты, открытки, путеводители).

Помимо этого, необходимо публиковать статьи в газетах и журналах, формируя имидж библиотеки и одновременно рекламируя круг предлагаемых услуг. Сегодня существует множество библиотечных журналов («Библиотека», «Библиотековедение», «Библиотечное дело 21 век» и т.д.). Библиотеки могут проводить пресс-конференции по любому поводу, будь-то открытие нового зала, введение новой формы обслуживания, получение средств от мецената или спонсора, открытие своего сайта и т.д. Важно включить библиотеку в качестве обязательного элемента экскурсии по городу. Информация о библиотеке обязательно должна быть включена в телефонный справочник.

Следует расширять взаимодействия библиотек со средствами массовой информации, механизм может быть различным: подготовка информации к статьям для журналистов; передача информации о событиях в библиотечной сфере; возможен вариант подготовки публикаций библиотечными сотруд-

никами. В данном случае заинтересованность журналистов и работников библиотеки выражается в предоставлении бесплатной информации для написания статей средствам массовой информации и создании положительного имиджа библиотеки.

Озабоченность вызывают библиотеки, расположенные в сельских населенных пунктах, являющиеся муниципальной собственностью. В процессе анкетирования особо этот факт отметили студенты заочной формы обучения. В условиях дефицита местного бюджета, как показывает опыт, органы местного самоуправления не выделяют финансовых средств на обновление и комплектацию библиотечного фонда, недооценивают роли библиотек в воспитании и обучении подрастающего поколения.

В качестве механизма финансового обеспечения библиотек, особенно публичных, авторы предлагают использовать зарубежный опыт. Широкое распространение в других странах получили «биб-лиобусы». Особенности их применения: используя рекламные проспекты любой библиотеки, каждый житель сельского населенного пункта может заказывать по почте необходимую литературу, записываться в библиотеку и консультироваться по вопросам подбора литературы; работники библиотек могут предоставлять консультации и направлять литературу потребителям на основе заказов, полученных по телефонным переговорам; возможен вариант предоставления бесплатного автобуса для желающих посетить библиотеку в центре или распространение льготного абонемента для жителей сельских районов при пользовании публичных библиотек регионального ведения.

Конечно, этот перечень услуг публичной библиотеки не может быть исчерпывающим, так как любое решение, принимаемое в конкретной библиотеке, должно быть обосновано и согласовано с руководящими органами власти и потребителями услуг. В данном случае большая часть услуг библиотек являются дополнительными, а значит — платными. Поэтому по усмотрению библиотеки для различных категорий читателей (например, пенсионеров, студентов, учащихся) могут предоставляться скидки на определенные услуги. Конкретный перечень услуг для жителей районов области может быть разработан по итогам проведенного маркетингового исследования на данных территориях.

Публичные библиотеки регионов должны ориентироваться на существующий спрос со стороны пользователей. При разработке перечня библиотечных услуг, предоставляемых пользователям на платной основе, необходимо руководствоваться пред-

почтениями различных групп читателей (учащиеся, студенты, служащие, рабочие различных профессий, пенсионеры, безработные) и их согласием оплачивать вышеназванные или аналогичные услуги.

От того, насколько полно библиотечный фонд способен удовлетворить запросы пользователей, зависит величина денежных средств, которые читатель направит в оплату необходимых ему библиотечных услуг. В связи с этим библиотечные работники должны постоянно следить за состоянием библиотечного фонда. Состав фонда должен определяться запросами различных категорий читателей, выявленных в результате социологического опроса. Если более половины населения региона, как, например в Оренбургской области, представлено учащимися и студентами, то публичным библиотекам следует ориентировать свою деятельность в основной массе своих услуг и мероприятий именно на данного целевого потребителя.

В библиотеке может быть создан отдел ценового маркетинга, в задачи которого входят определение затрат на оказание дополнительных библиотечных услуг в зависимости от спроса, анализ возможных вариантов их корректировки в соответствии с жизненным циклом услуги, мониторинг действий конкурентов и изменений цен на рынке и др. Цены должны быть приемлемыми для потенциальных пользователей, обеспечивать благоприятную конкурентную среду публичным библиотекам на рынке услуг и устойчиво формировать библиотечное дело.

В первую очередь, библиотеки должны стремиться приобретать современные источники литературы. Важное значение для учащихся имеют периодические издания, соответствующие их специальностям. Необходимо следить за тем, чтобы в распоряжение библиотек вовремя поступали необходимые экземпляры журналов, в противном случае рекомендуется восполнить их отсутствие путем ксерокопирования. Библиотеки рискуют потерять пользователей, если в их распоряжение не будут предоставлены те материалы, которые есть в других библиотеках. Во-вторых, следует обеспечить необходимое количество экземпляров литературы. В-третьих, рекомендуется проводить рекламные акции, направленные на информирование читателей о новых поступлениях и услугах библиотек.

Таким образом, с целью выработки механизма финансового обеспечения устойчивого развития библиотек предлагаем процесс планирования деятельности публичных библиотек осуществлять на основе результатов маркетингового исследования,

характеризующего основные направления дальнейшего развития. Результаты такого планирования являются основой для бюджетирования.

По итогам года проводится анализ эффективности деятельности публичных библиотек, результаты которого соотносятся с проектами бюджетного и внебюджетного финансирования, и принимается решение о разработке стратегии развития на следующий финансовый год.

Библиотеки в соответствии с функциональным назначением, ведомственной принадлежностью имеют различные источники и механизмы финансового обеспечения. Библиотеки ведомственного подчинения (учебных заведений, предприятий) финансируются совместно с основной деятельностью (образовательного учреждения, предприятия)

Поскольку публичные библиотеки реализуют услуги для всего общества (публики), обратим взор на механизм их финансового обеспечения. Считаем, что при бюджетировании, ориентированном на результат, и причем положительный, при планировании и прогнозировании следует учитывать натуральные и финансовые (стоимостные) показатели, характеризующие микро- и макросреду их функционирования.

К числу финансовых показателей макросреды публичных библиотек следует отнести:

1) величину созданного в регионе валового продукта в расчете на душу населения;

2) величину финансовых затрат публичных библиотек региона в расчете на одного потребителя, произведенных за счет бюджетных и внебюджетных источников.

Объем созданного валового продукта в расчете на душу населения характеризует уровень экономического развития региона и позволяет обосновать условия для финансирования публичных библиотек. Показатель может быть использован, во-первых, для сравнительного регионального анализа; во-вторых, его увеличение в динамике служит основой для обоснования направления дополнительных денежных средств в библиотечную отрасль региона.

Показатель величины финансовых затрат публичных библиотек региона в расчете на одного потребителя библиотечных услуг характеризует размер финансирования публичных библиотек из соответствующего бюджета или средства, уплаченные пользователями библиотек за оказанные им дополнительные услуги.

Со стороны пользователя услуг публичных библиотек бюджетное финансирование на душу населения показывает объем средств, в пределах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

которых каждому жителю гарантировано предоставление бесплатных библиотечных услуг. Внебюджетное финансирование на душу населения показывает, какую величину собственных средств тратит каждый потребитель на оплату дополнительных услуг публичных библиотек. Этот показатель отражает библиотечную политику по удовлетворению спроса пользователей. Его увеличение в динамике будет свидетельствовать о положительной работе сотрудников библиотек по изучению потребностей и выбору приоритетов развития.

К числу натуральных показателей макросреды публичной библиотеки следует отнести: численность населения региона, количество образовательных учреждений, число учащихся в расчете на 1 публичную библиотеку, продолжительность жизни населения региона, количество внедренных научно-исследовательских работ в расчете на 1 образовательное учреждение, численность выпускников, закончивших учебные заведения с отличием в расчете на 1 000 жителей или на 1 образовательное учреждение и т.п. Все эти показатели определенным образом характеризуют ситуацию в сфере предоставления библиотечных услуг населению области:

1. Численность населения, приходящаяся на 1 публичную библиотеку, отражает число потенциальных пользователей ее услугами. В данном случае большое значение имеют категории потребителей, например дети, учащиеся, студенты, работающие и пенсионеры. Если в регионе преобладающую долю населения составляют учащиеся общеобразовательных школ, то следует более подробно исследовать учебную программу тех классов, в которых обучаются большинство из данной категории пользователей. Если библиотеку посещает большое количество студентов, то следует выяснить форму обучения основной их части. Если преобладают граждане, занятые в различных отраслях производства и услуг, то необходимо изучить процентный состав работающих по каждой профессии и определить возможность использования ими информации из библиотек и своего предприятия.

2. Продолжительность жизни населения региона косвенно характеризует возрастной состав потенциальных пользователей библиотечных услуг и отражает экономическую ситуацию территории. Теоретически при прочих равных условиях, чем больше продолжительность жизни населения, тем благоприятнее экономическая ситуация в регионе, и местное население располагает возможностью пользования услугами публичных библиотек.

3. Количество внедренных в регионе научно-исследовательских и квалификационных работ в расчете на 1 образовательное учреждение также косвенно отражает эффективность деятельности публичных библиотек по удовлетворению спроса населения на информацию. Несмотря на то, что необходимую информацию для выполнения работ такого рода можно получить в публичных библиотеках других городов, мы считаем, что качество работ во многом определяется доступностью источников информации. Если библиотеки данной территории предоставляют возможность доступа к электронным фондам библиотек других городов — это положительно характеризует их развитие.

4. Численность выпускников, закончивших учебные заведения с отличием в расчете на 1 000 жителей региона или на 1 образовательное учреждение, в некоторой степени отражает качество информационного обслуживания населения региона.

Предложенные нами финансовые и натуральные показатели макросреды публичных библиотек не являются исчерпывающими, их перечень может быть дополнен региональными органами управления в процессе исследования.

Сдерживающим фактором развития библиотечного дела в России сегодня является то, что в публичных библиотеках не ведется учет результатов их деятельности в разрезе библиотечных услуг. В связи с этим предлагаем использовать финансовые показатели микросреды публичных библиотек, характеризующие привлечение финансовых ресурсов в отрасль в разрезе библиотечных услуг, с выделением источников их финансового обеспечения:

1) информационные услуги (поиск и предоставление библиотечных материалов на различных видах носителей во временное пользование в условиях читального зала) в расчете на 1 пользователя;

2) консультационные услуги (консультирование по подбору литературы, предоставление справок по определенной теме) в расчете на 1 пользователя;

3) сервисные услуги (копирование, сканирование материала, запись на дискету и др.) в расчете на 1 пользователя;

4) проведение массовых досуговых мероприятий (организация клубов, кружков, проведение презентаций, выставок и т.п.) в расчете на 1 массовое мероприятие.

Показатель бюджетного финансирования на оказание информационных и консультационных услуг в расчете на 1 пользователя показывает величину средств бюджета, которые расходуются на обслуживание 1 потребителя по каждому виду услуг.

Затраты бюджетных средств на проведение массовых мероприятий должны учитываться отдельно, так как на эти цели органы управления региона предоставляют, как правило, целевые средства бюджета. В данном случае важно учитывать масштабы мероприятия, то есть количество участвующих пользователей, чтобы обосновать увеличение или уменьшение показателя затрат на 1 массовое мероприятие в динамике.

Доходы публичной библиотеки от реализации дополнительных библиотечных услуг в расчете на 1 пользователя показывают величину его собственных средств, выплачиваемых за определенный период за оказанные информационные, консультационные, сервисные или досуговые услуги. Чем разнообразнее перечень дополнительных услуг и качество их предоставления потребителям, тем больший объем средств будет привлекать в перспективе публичная библиотека. При этом немаловажное значение имеют такие показатели, как преобладающий контингент пользователей и средняя стоимость 1 библиотечной услуги (важно не допустить чрезмерного превышения стоимости дополнительной услуги по сравнению со сложившимся в регионе уровнем цен).

Применение показателей, отражающих макро-и микросреду в практике публичных библиотек позволит:

• сделать процесс планирования, финансирования и прогнозирования более объективным;

• проводить органам власти анализ эффективности использования средств библиотечной сферы в масштабах группы субъектов РФ, имеющих общее направление развития библиотечной системы;

• разрабатывать комплекс мероприятий по развитию публичных библиотек, направленных на более полное удовлетворение потребностей потребителя;

• определять на научной основе механизм устойчивого финансового обеспечения развития библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.