Научная статья на тему 'Мировой опыт финансового обеспечения деятельности публичных библиотек'

Мировой опыт финансового обеспечения деятельности публичных библиотек Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
873
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Немирова Г. И., Попова М. Г.

Данная статья посвящена характеристике тенденций финансового обеспечения деятельности публичных библиотек в зарубежных странах. Опыт привлечения внебюджетных источников в развитых странах позволит улучшить финансовое состояние публичных библиотек России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт финансового обеспечения деятельности публичных библиотек»

Немирова Г.И., Попова М.Г.

Оренбургский государственный университет

МИРОВОЙ ОПЫТ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК

Данная статья посвящена характеристике тенденций финансового обеспечения деятельности публичных библиотек в зарубежных странах. Опыт привлечения внебюджетных источников в развитых странах позволит улучшить финансовое состояние публичных библиотек России.

Публичные библиотеки в любом государстве финансируются из общественных фондов потребления посредством местных, региональных и центральных налогов. Однако роль и значение этих каналов общественного финансирования бюджета публичной библиотеки в развитых странах различно.

В Швеции финансирование публичных библиотек находится в ведении местных властей, только 2,8% всех расходов на публичные библиотеки приходится на бюджет центрального правительства. В Норвегии единственным источником государственной помощи является перевод сумм муниципалитету на культурную деятельность. Муниципальный совет отвечает за распределение финансовых средств культурного блока на все программы, включая местную библиотеку.

Финская система финансирования публичных библиотек более сложна. Для получения прав на бюджетные средства каждый муниципалитет должен содержать библиотеку и поддерживать здание, оборудование и персонал на уровне, определенном центральным правительством. Ежегодные суммы основываются на категории, установленной для каждого муниципалитета. Существуют 10 категорий, которые зависят от величины библиотеки, плотности и благосостояния населения. Низшая категория получателей бюджетных средств может иметь оплату до 85% своих расходов, высшая - 50%. Существуют также субсидии на новые здания и больничные библиотеки.

Обслуживание в публичных библиотеках Канады закреплено за провинциями, тогда как в скандинавских странах имеется два уровня правительственных и гораздо больше централизованных систем. Поэтому сокращение государственной поддержки создает национальную проблему для скандинавс-

ких библиотек, а для публичных библиотек Канады финансовые проблемы существуют только на уровне провинции.

Публичные библиотеки ФРГ содержатся в основном за счет средств общины или церкви. В сельской местности, в условиях ограниченности финансовых ресурсов общины, частичное финансирование возлагают на себя надрегиональные структуры (коммунальные объединения). Услуги библиотеки предоставляют в основном на бесплатной основе. Число публичных библиотек, которые ввели плату, колебалось в 1983 г. в федеральных землях ФРГ с 1,3% до 40%. Самая высокая плата установлена в размере 4 марок в месяц (10 марок за квартал, 30 марок в год). Почти во всех библиотеках введение платы отрицательно отразилось на числе читателей и книговыдач.

Обслуживание в публичных библиотеках Франции носит открытый характер. Книги, как правило, размещаются на полках открытого доступа и охраняются от краж магнитной системой защиты. В пределах стен библиотеки читатели могут бесплатно пользоваться литературой и информацией, а для того, чтобы получить литературу на более длительный срок, необходимо записаться в библиотеку. В библиотеке также действует автоматизированная информационная система, облегчающая поиск, бронирование и заказ документов.

Публичные библиотеки Великобритании получают большую часть средств из общественных средств через местные или федеральные налоги. В Великобритании распространено мнение, что дорого обходящиеся обществу публичные библиотеки нуждаются в реформировании процедуры их субсидирования. Предлагается ввести оплату, например, за доступ в справочную библиотеку (за исклю-

чением студентов, для которых сохранится бесплатный доступ), предоставить библиотечному руководству большие полномочия для введения оплаты за некоторые услуги, расширять выполнение услуг по договору.

Выборочное исследование публичных библиотек Великобритании (проведенное сотрудниками ИФЛА) показало, что более 97% публичных библиотек привлекают дополнительные средства, взимая членские взносы, штрафы, стоимость доставки материалов с потребителей, от продажи тех или иных предметов и проводя сборы денежных средств (пожертвований). Однако только 22,6% получают неналоговые доходы, равные или превышающие на 20% их текущие расходы; 9% библиотек, обслуживающих общины с населением менее 100 тыс. человек, получают более 50% текущих расходов из налоговых источников. Большая часть неналоговых доходов приходится на пожертвования и финансовое развитие, дотации спонсоров. Членские взносы составляют наименьшую часть. Более 85% библиотек получают доход от добровольных вкладов (пожертвований); около 51% берут плату с пользователей. Однако членские взносы пользователей не приносят дохода для большинства библиотек, так же, как и штрафы, расходы потребителей и поступления от продажи, получаемые 83% респондентов. Наоборот, библиотеки часто возвращают своим пользователям эти вырученные суммы в виде новых услуг [1].

В перечне платных услуг Великобритании в основном названы: подписка на вновь издаваемые романы и биографии; предварительная оплата за обслуживание учреждений бизнеса и вузов; услуги по проведению исследований; получение документа из других библиотек или самостоятельно управляемых частей той же библиотеки. Некоторые из этих услуг, например плата за извещение пользователя о возможности получить заказанное название или плата за реставрацию или замену поврежденного материала, разрешены законами. Подобный подход имеет не только сторонников, но и противников. Законопроект о местном управлении и жилье (январь 1989 года) установил возможность оказания

платных услуг в публичных библиотеках, за исключением полной оплаты выдачи по МБА.

В условиях сокращения общественных ассигнований библиотеки вынуждены вводить некоторые платные услуги, чтобы сохранить другие бесплатные виды обслуживания пользователей.

Закон о публичных библиотеках и музеях Великобритании (1964 года) разрешает сдачу внаем за плату библиотечных помещений, но устанавливает, что не должна взиматься плата за выдачу книг, журналов, брошюр и др. подобных материалов тем жителям, которые работают или очно обучаются в соответствующей местности.

По норвежскому библиотечному закону все услуги, оказываемые публичной библиотекой, включая выдачу грампластинок и видеопрограмм, бесплатны для публики. Наиболее распространенным и обоснованным способом привлечения дополнительных источников публичными библиотеками является обслуживание внешних пользователей. Например, Ланкаширская политехническая библиотека регулярно снабжает местную газету статистическими данными для возможных публикаций. Сотрудники библиотеки просматривают текущие номера журналов, статистических и правительственных публикаций и др., выбирают нужные данные и еженедельно передают их через выделенного сотрудника заместителю редактора газеты. Фрагменты выявленных материалов затем передаются по факсу в редакцию газеты.

Уровень развития библиотечного дела в США является показательным даже для многих экономически развитых стран Европы и России. В США действует огромное количество федеральных библиотечных программ (см. таблицу 1) [2].

Федеральная помощь проектам подпадает под одну из двух категорий субсидий - субсидии по формулам штата и дискреционные субсидии. Субсидии по формуле оказывают помощь в создании, расширении, инновациях или улучшении библиотечных программ и не сводятся к текущей поддержке отдельного проекта или проектов. Ассигнования, выделяемые каким-либо штатом, определяются по

Таблица 1. Ассигнование библиотечных программ в США, в млн. долл. (2002-2003 г.)

Наименование программы 2002 факт 2003 план

1 Финансирование библиотеки Конгресса США 547,2 444,3

2 Федеральная программа обучения взрослого населения и ликвидации неграмотности 540,0 575,0

3 Федеральная программа развития грамотности для школьных библиотек 12500,0 12500,0

4 Федеральная программа библиотечного обслуживания и технологий 207,2 168,1

формуле, которая принимает во внимание целый ряд факторов (например, население штата, уровень доходов, число учащихся в публичных и частных школах). Формулы уточняются в законодательных актах, на которых основывается программа. Дискреционные субсидии (или субсидии на проекты) выдаются непосредственно федеральным правительством местным органам власти, а также публичным и частным некоммерческим институтам и организациям. Для отдельных программ предназначены субсидии на специальные цели, в том числе на эксперименты и обмен опытом, планирование, обзоры, техническую помощь, строительство, развитие дружеских связей, исследования, обучение. Американские библиотекари имеют полную и всестороннюю информацию о государственных и частных программах, в которых могут участвовать библиотеки, получая субсидии на свои проекты. Необходимо только правильно выбрать программу, составить заявку и привести убедительные аргументы, чтобы победить конкурентов и получить наиболее выгодные предложения.

В законе о библиотечных системах штата Иллинойс 1988 года определено, что если из местного бюджета не может быть выделено 4,25 доллара на библиотечное обслуживание в расчете на душу населения, то библиотекам оказывается уравнивающая помощь. Чтобы иметь право на получение субсидий уравнивающей помощи, должны быть соблюдены определенные условия:

1) быть полноправным членом библиотечной системы;

2) иметь программу, отвечающую порядку, официально утвержденному местной властью и соответствующему статусу государственной библиотеки;

3) вести обслуживание в соответствии со стандартами для публичных библиотек.

Программы предусматривают федеральные и местные источники финансирования.

Правительство местной территориальной единицы впоследствии подтверждает предлагаемое использование субсидий. Также местные органы власти должны обеспечивать публичные библиотеки субсидиями, которые составляют не менее 0,13% от общей суммы налогообложения частной собственности данной территории. Налоговый инспектор выдает библиотеке удостоверение, в котором указывается сумма, полученная от библиотечного налога за последний финансовый год, а также обозначаются цели, на которые направлены эти средства.

Американские специалисты придерживаются мнения, что плата за обслуживание взрослых и бизнеса должна рассматриваться как законный источник дохода для публичной библиотеки. Они предлагают ввести плату за выдачу книг и большие библиографические справки, а также за такие формы обслуживания, как поиск в режиме онлайн и МБА. Публичная библиотека Сиэтла добавила к обслуживанию электронную базу данных, ограничив время пользования для одного читателя. Со временем, когда граждане и официальные лица поняли преимущества такого обслуживания, бюджет был увеличен. Также библиотеками предлагается система покупки местными властями определенного числа кредитов, которые дают им право на определенное количество выдач в год, а дополнительные кредиты могут быть куплены пользователем непосредственно или властями для конкретных групп пользователей.

Публичные библиотеки регулярно проводят продажу неиспользуемых читателями изданий, что способствует привлечению дополнительного дохода и предоставляет возможность пользователям недорого приобрести книгу или журнал в личное распоряжение. Некоторые библиотекари, однако, предуп-

реждают, что необходимо тщательно отбирать книги для продажи, чтобы не были утрачены редкие и уникальные экземпляры. Многие библиотеки успешно издают материалы для продажи. Существует и такая форма спонсорства, как продажа места для рекламы.

В США, как и в Канаде, плата, взимаемая за обслуживание, всегда меньше расходов библиотеки. Плата вводится за определенные виды обслуживания, иногда размер оплаты дифференцируется таким образом, что «местные» и «чужие» пользователи платят различные суммы, социально незащищенным слоям населения делаются скидки.

К видам обслуживания, за которые в США и в странах Западной Европы может взиматься плата, относятся:

1) доступ в библиотеку (читательский билет и вход в библиотеку);

2) выдача книги и подписка, периодические издания, фильмы, видеозаписи, графика, художественные репродукции, звуковые записи, ноты, игры и игрушки, диапозитивы, мультимедийные коллекции;

3) доступ к информационному обслуживанию: резервирование, МБА, ручной библиографический поиск, поиск в режиме онлайн, библиография;

4) выдача оснащения: проекторы, киноэкраны, диапроекторы, проигрыватели, кассетные магнитофоны, фотокопии, микрокопии;

5) аренда помещений для мероприятий.

Источниками финансирования библиотек США являются местные ресурсы (округов, районов) - 80%; ресурсы штата - 12%; федеральные ресурсы - 1%; дары и пожертвования частных лиц и различного рода организаций - 7% [3].

В библиотеках США используются разные типы бюджетов, на практике часто встречаются смешанные бюджетные системы. Очень незначительное число библиотек получают средства от общественных фондов и могут самостоятельно выбрать для себя ту или иную бюджетную систему. Чаще бюджет библиотеки является частью исполнительного бюджета, например, бюджет публичной библиотеки является частью бюджета мэра или городского муниципалитета. Один из положительных моментов такой иерархии

заключается в укреплении ответственности и подотчетности на каждом уровне власти.

Бюджеты, определяющие только сумму денег, в настоящее время почти не используются в практике библиотек (так называемые «паушальные суммы»). Они предоставляют исполнителям максимум свободы и предусматривают наименьшую отчетность. Правительство очень осторожно ассигнует суммы денег, если не видит возможности четкого контроля действий исполнителей. Подобные бюджеты имеют место лишь в случае финансирования капитальных затрат, когда трудно учесть все расходы и со стороны администратора требуется максимальная гибкость. Например, бюджеты, определяющие только сумму выделенных средств, в некоторых штатах США используются для первого года осуществления программы по укреплению здоровья или при первоначальном этапе определения затрат на открытие нового университета. Такие бюджеты могут использоваться в случае, если правительство отпускает средства на незначительные, второстепенные расходы. Например, на нужды библиотеки или на открытие торговых ларьков для рождественских праздников. Директора библиотек, обычно небольших, вполне могут сами распорядиться этими средствами, так как лучше осведомлены о стоящих перед библиотекой финансовых проблемах, что не требует серьезных расчетов и обсуждений сверху.

Предметно-затратный (или «лайн-итем») бюджет - наиболее полный и общий тип бюджетного финансирования в американском правительстве. В общем виде бюджет представляет собой классификационную систему, предназначенную для детального планирования необходимых затрат. В полном развернутом виде бюджет «лайн-итем» может выглядеть слишком объемно.

Например, в Нью-Йорк Сити был составлен бюджет, содержащий 3992 статьи расхода, не считая расходов по содержанию персонала. Бюджет «лайн-итем» является очень детализированным, крайне жестким и предусматривает четкий контроль выполнения каждой операции. Этот тип бюджета позволяет контролировать не только денеж-

ные поступления, но и действия правительства по их расходованию. Предметно-затратные бюджеты имеют ряд преимуществ, которые служат основой их популярности и долговечности: относительная простота подготовки бюджета; предметно-затратные бюджеты относительно просты для понимания; подотчетность - самое важное из преимуществ этого бюджета. Нарушение отдельных пунктов бюджета можно исправить, так как он дает возможность определить финансовые действия исполнителей и изыскать источник финансирования для устранения допущенных ошибок.

Вместе с тем предметно-затратный бюджет имеет ряд достаточно серьезных недостатков: легкость подготовки и простота исполнения часто приводят к тому, что проект бюджета прошлого года переносится на будущий без серьезного пересмотра программы действий; нередко ассигнующие органы произвольно завышают или занижают средства по той или иной статье; самый большой недостаток заключается в том, что несмотря на очень скрупулезный учет всех затрат, этот бюджет не предусматривает отчета об эффективном использовании средств.

На практике используется также исполнительный бюджет, который называют также «активным» или «функциональным», что отражает более ранние этапы бюджетной политики, когда очень важно контролировать возможные беззаконные действия чиновников. Сущность исполнительного бюджета состоит в том, что он учитывает все виды деятельности. На каждый из них составляется стандартный норматив и расценка. Для библиотеки исполнительный бюджет может включать такие статьи, как выдача информационных справок, выдача литературы, проведение кинопрограмм для взрослого населения, беседы с детьми. Для каждого из этих видов деятельности подсчитывается цена одного мероприятия, количество мероприятий, которые выполнены, и стоимость всей работы в долларах.

Очевидно, что исполнительные бюджеты ориентированы главным образом на управление. Их действенность заключается в том, чтобы получить максимальную отдачу

при возможно низких затратах на единицу измерения деятельности. Так же, как и в предметно-затратном бюджете, стоимость единицы отдельного вида деятельности определяется с учетом затрат прошлого года.

Исполнительные бюджеты широко не используются в чистом виде по следующим причинам: во-первых, для перехода к исполнительному бюджету требуются большие затраты, в том числе на проведение экспертиз по определению стоимости единицы деятельности учреждения; во-вторых, процесс ревизии отчетности весьма затруднителен, особенно в библиотеках, где распределение ресурсов может распространяться сразу на несколько видов деятельности.

Правительства склонны добавлять бюджетный анализ, свойственный исполнительному бюджету, в традиционные бюджеты. В настоящее время в США ряд бюджетов составляется по типу «лайн-итем», но часть, содержащая обоснование затрат, включает данные по типу исполнительного бюджета.

Наибольший интерес в США вызывает такой тип бюджета, как система планирования, программирования и финансирования (ППФ). Данная система представляет собой метод принятия решений в процессе управления, при котором производится рациональный отбор возможных вариантов с целью достижения. Стандартные фразы типа «один штатный сотрудник на каждые 2500 читателей» не будут использованы в ППФ, если нельзя доказать, что именно эта пропорция необходима для достижения поставленных целей.

ППФ является планированием перспективным. Пять лет - стандартные временные интервалы для финансового планирования. Каждый год план пересматривается, и к нему добавляется еще один год. Финансовый пятилетний план обычно сопровождается планом выпуска продукции (услуг), чтобы показать уровень развития деятельности, который возможен при плановых затратах.

Включение стоимости альтернативных средств достижения целей - это ценность ППФ. Для ППФ характерно принятие за основу показателя нулевого базиса. При подготовке бюджета распределение ресурсов

(штатов и т. д.) определяется не по достигнутому в прошлом году уровню, а с нулевой отметки. Это заставляет составителей бюджета каждый раз заново взвешивать все поставленные цели и альтернативные решения и обосновывать выбор того или иного из них.

ППФ можно считать готовой, когда выполнены четыре следующих условия: 1) указаны задачи, поставленные правительством, и критерии измерения прогресса, в направлении которого эти задачи устанавливаются,

2) указаны альтернативные программы для достижения этих целей и для каждой из них - стоимостный анализ, позволяющий определить наиболее перспективную, 3) для каждой из программ определяется комплекс мероприятий, необходимых для ее выполнения (альтернативные мероприятия, которые могут выполняться для достижения поставленных целей, также подвергаются стоимостному анализу), 4) как только мероприятия выполняются, применяются критерии оценки действенности программы, чтобы определить степень соответствия выполнения программы поставленным задачам.

В библиотеках США применяется также такой вид бюджета, как «формульный». Привлекательность его с точки зрения администратора состоит в том, что они избавляют от необходимости обоснования бюджетов, так как определяются по известной формуле зависимости между количеством обслуживаемого населения и уровнем ассигнований. Например, университетские библиотеки используют следующие формулы: определенный процент от ассигнований на учебные цели; определенное количество средств на каждого студента-очника; соотношение между штатом библиотеки и количеством студентов с отдельным расчетом средств на приобретение книг. Несмотря на ряд преимуществ данного типа бюджета, все же недостатков больше: 1) формулы основаны на опыте и поэтому, как правило, отражают текущую программу; 2) в формулах подразумевается зависимость между количеством и качеством, которая не всегда справедлива (если библиотека в 5 раз дороже, она не всегда в 5 раз лучше); 3) формульные бюджеты игнорируют тот факт, что составление бюджета

есть политический процесс; 4) неизменно возникает тенденция подтасовывать элементы формулы с целью получения нужной суммы. В отличие от системы ППФ формульный бюджет не требует детального экономического анализа и обоснования. Формульный бюджет может помочь финансирующим органам решить, как распределить средства между конкурирующими организациями, но его роль незначительна в плане определения необходимых общих затрат.

Бюджетная политика в библиотеках в высшей степени централизована. Это подтверждает типичная процедура: глава департамента представляет проект бюджета в форме предметно-затратного бюджета. Его просматривает директор библиотеки, заместитель директора, бухгалтер и определяют статьи расходов, которые необходимо включить. Эти лица принимают на себя ответственность перевести необходимые для библиотеки расходы в термины бюджетной системы. Руководство библиотеки может согласовывать, а может и не согласовывать с главой департамента какие-либо изменения в проекте бюджета до того, как бюджет будет утвержден.

Процесс составления бюджета на уровне штата, местного и национального правительства характеризуется все возрастающей профессионализацией. В течение многих лет библиотечный администратор был единственным экспертом бюджета. Зачастую в штат вводится должность исследователя бюджета, который должен хорошо знать также и библиотечный бюджет. Кроме того, в законодательных органах часто имеются группы профессиональных экономистов.

Вообще, нужно отметить принципиальное отличие профессионального библиотечного образования в Америке. Как правило, студенты - будущие библиотекари уже имеют степень бакалавра, а иногда и магистра в какой-либо области знаний. То есть это уже профессиональные юристы, экономисты, педагоги и др., и профессиональное библиотечное образование для них - второе. Таким образом, достигается обоснованность выбора библиотечной профессии со стороны учащихся. Результат дальнейшего трудоустрой-

ства закономерен - 80% выпускников школ библиотечных и информационных наук впоследствии работают в библиотеках. Данный пример показателен для России в условиях реформирования системы образования.

Немаловажное значение в сфере профессионального образования библиотекарей в Америке имеет специфика и технология обучения. Минимальное количество обязательных для изучения учебных курсов, самостоятельный выбор студентами дополнительных дисциплин и их углубленное изучение, в процессе обучения активно используются возможности Интернета и электронной почты. О технической оснащенности и уровне автоматизации американских библиотек можно сказать отдельно: 97% библиотек США имеют выход в Интернет, многие библиотеки оснащены системой контроля и защиты фондов от несанкционированного выноса, практически все рабочие места библиотекарей оснащены компьютерами.

Экономический обзор анализируемых развитых стран показывает, что доходы могут быть получены посредством оказания населению дополнительных платных услуг, продажи неиспользуемой части фонда, привлечения спонсоров, «друзей» библиотеки и использования внешних фондов, в библиотеках вводится должность координатора развития, который специально занимается привлечением внебюджетных средств.

Широко используется внебюджетный метод финансирования. Наиболее распространенным финансовым инструментом привлечения внебюджетных средств является услуга, предоставляемая в виде поиска информации в режиме он-лайн. Это чаще всего производится за плату, частично компенсирующую затраты.

Известны пять методов финансирования обслуживания в режиме он-лайн:

1) услуга частично или полностью субсидируется внешним агентством;

2) библиотека самостоятельно покрывает все расходы на поиск;

3) стоимость услуги делят между собой библиотека и пользователь;

4) все расходы по поиску покрывает пользователь;

5) учреждение, ведущее поиск, получает возмещение всех расходов от пользователя и прибыль от проведенного поиска.

Большинство публичных библиотек взимают штрафы, которые рассматриваются как способ поддержания обращаемости фондов, а не как возможность получения дохода. Структура взимаемых штрафов следующая: 37,5% библиотек взимают штраф за несвоевременный возврат материалов, 18% имеют «ящики совести» (добровольные взносы должников), 45% библиотек штраф вообще не взимают. Следует отметить, что в библиотеках, перешедших на систему добровольных платежей должников, наблюдается значительный рост доходов по сравнению с тем периодом, когда они взимали штрафы [4].

Рыночно ориентированный подход к финансовому обеспечению деятельности публичных библиотек, который действует в зарубежных странах, приобретает актуальность в экономической деятельности публичных библиотек России.

Объем финансирования во многом зависит от менеджмента и уровня компетентности региональных органов управления в определении приоритетов финансируемых отраслей и направлений деятельности. Расходы на библиотечное дело, как и другие затраты государства, финансируются за счет налоговых отчислений налогоплательщиков, т. е. населения. В связи с этим целесообразно сравнить данные расходы с другими, например, рассчитаем расходы на государственное управление, приходящиеся на одного жителя в России на примере субъекта Российской Федерации.

Так, в Оренбургской области в 2001 году бюджетных средств расходовалось на содержание государственных служащих в расчете на 1 жителя в размере 98 рублей (на содержание библиотек 25,42 руб.), в 2002 году - 143 рубля (41,33 руб.), в 2003 году - 175 рублей (54,32 руб.). Таким образом, наблюдаем, что расходы на содержание аппарата управления в Оренбургской области обходятся налогоплательщику на порядок выше, нежели затраты на возможность его самообразования.

Анализ финансового обеспечения библиотек показывает, что ситуация в данной

сфере требует более пристального отношения, являясь основой для самообразования населения. Региональные власти должны способствовать укреплению финансовой устойчивости учреждений публичных библиотек.

Финансировать деятельность публичных библиотек приоритетно, учитывая ее важность при формировании культурного богатства региона, страны, сохранения и приумножения культурного и национального наследия.

Функционирование рыночных отношений требует обновления экономической системы России. Возникает необходимость ком-

плексного и системного управления финансовым обеспечением развития каждого хозяйствующего субъекта в сфере библиотечного дела.

Библиотеки, особенно публичные, в условиях ускоренного развития науки, информационных технологий, формирования рыночных отношений являются необходимыми, а потому и востребованными институтами общества, от уровня их развития зависит интеллектуальное развитие человека. Рассмотренный опыт финансового обеспечения публичных библиотек развитых стран служит ориентиром для стимулирования развития библиотечного дела в России.

Список использованной литературы:

1. Колегаева С.Д. Управление финансовыми ресурсами библиотеки. - М.: РГБ, 1994. - 138 с.

2. Сухоруков К.М. Конференция Американской библиотечной ассоциации - 2002 // Библиотековедение, 2002. - №6. - С. 125-128.

3. Варганова Г. Как сделать карьеру. Организация научно-исследовательской работы в американских публичных библиотеках // Библиотека, 2001. - №6. - С. 90-93.

4. Бакун Д., Кразотина В., Толстикова О. На земле обетованной. 66-я генеральная конференция профессионального сообщества // Библиотека, 2001. - №3. - С. 78-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.