Научная статья на тему 'Формирование комплексной системы маркетинга и организация информационного обслуживания предпринимателей в библиотеке'

Формирование комплексной системы маркетинга и организация информационного обслуживания предпринимателей в библиотеке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Н. В.

В статье рассматриваются проблемы формирования информационной системы обслуживания предпринимателей. Приведены результаты исследования информационных потребностей представителей бизнеса. Анализируются существующие и перспективные модели информационного обслуживания на базе научных библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of complex marketing system and information service for businessmen in library

Based on the research of information requirements of businessmen and the information market of Siberian region priorities of acquisition of specialized departments on servicing representatives of business in libraries are determined, ways of improving system of information service of business are planned.

Текст научной работы на тему «Формирование комплексной системы маркетинга и организация информационного обслуживания предпринимателей в библиотеке»

регионального АПК представлены на рисунке 4.

Исходя из этого, на наш взгляд, логично определить региональную маркетинговую информационную систему как сложный процесс коммуникации между информационными базами участников рыночной деятельности (хозяйствующих субъектов, потребительского рынка, государственных органов власти и широких масс общественности), включающий элементы информационной инфраструктуры конкретной отрасли и ориентированный на концепцию регионального маркетинга. В разработке региональной стратегии управления задача МИС может быть определена как создание информационной, методической и ресурсной базы, а также координация коммуникационных потоков и исследовательских задач в процессе принятия стратегических и тактических управленческих решений с позиции управленческой школы маркетинга.

Основополагающими принципами, которые позволят повысить вероятность достижения положительных результатов в процессе формирования и

функционирования МИС регионального АПК, должны стать следующие: научного обоснования и правовой регламентации системы управления; системного подхода к управлению; ориентации экономики регионального АПК на инновационный путь развития; единства теории и практики управления; рационального сочетания форм управления.

Библиографический список

1. Сарсенбиева Н., Арапбаева Ж. Анализ информационно-маркетинговой системы АПК. Экономический журнал Аль-пари. Алматы. №1. 2006 г. - С. 146-148.

КАБДУЛЛИНА Гульмира Кабиденовна, кандидат экономических наук, доцент.

Дата поступления статьи в редакцию: 01.09.2007 г.

© Кабдуллина Г. К.

УДК 002.56:334+025 Н. В. НОВИКОВА

Государственная публичная научнотехническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В БИБЛИОТЕКЕ

В статье рассматриваются проблемы формирования информационной системы обслуживания предпринимателей. Приведены результаты исследования информационных потребностей представителей бизнеса. Анализируются существующие и перспективные модели информационного обслуживания на базе научных библиотек.

Учитывая особенности развития системы бизнес-образования в России, формирования информационных потребностей будущих предпринимателей и бизнесменов, необходимо совершенствовать их профессиональную подготовку с учетом современной информационной ситуации [1, 2].

В настоящее время вопросы создания единой информационной среды для подготовки бизнесменов и функционирования бизнеса, роли государственных и общественных структур в определении целей и задач информационного обеспечения являются предметом обсуждения регулярно проводимых конференций и семинаров для представителей союзов и объединений предпринимателей, федеральных министерств и ведомств, отраслевых и территориальных органов исполнительной власти, учебных заведений, общественных организаций и средств массовой информации, действующих в сфере поддержки предпринимательства в различных городах [3, 4].

Вопросам эффективного использования современных информационных ресурсов и технологий для повседневного обучения и ведения бизнеса посвящены публикации многих специалистов ведущих компаний информационного рынка, создателей информационных и коммуникационных технологий [5 — 7]. Анализ публикаций по этому вопросу позволил сделать вывод о том, что информационное обеспечение предпринимательства является одним из приоритетных направлений развития отечественного бизнеса. В этом процессе наряду с целым рядом структур задействованы и библиотеки, которые предоставляют информационные услуги бизнесменам.

В 1994 г. один из ведущих специалистов по маркетингу Моррис Робин [8] указывал, что традиционные информационные услуги и учреждения создавались в расчете на то, что информация представляет собой что-то объективное, такое, что можно извлечь из систем или справочников и передать пользователю, лучше всего в нужное время и в нужном форма-

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

ВнДЬ[ КНфор1[а ЦХК Погрешность

кнужна 05ДЕ0 очзсь нужна

1. Афесншннфарнцня о пронинодкттяп - аге’хсшев ьо; 3 к 1'0 93 %

- и |ру (и да-: ьп; 4 К 31% 31^

1. Цяшт11ф0(н||р[ О ПрОДуЕЦХН Н утСЛ>Т£1 - ИИрОНЬЕ цз-:ы ю 31% 21 %

- роса;нсЕН5 цены 3 К 14 % ¡54

- реггсмгль>: ьн ц^ны 3 % 14 % 71 %

- нндекыцея 14 '=■<> 14 % 1Й %

3. Авшвпчиш взфщшцт (обзор ы р ыкеиб) - паровых ршиов 14% 21 2&Ч

- российского рЫХЕЕ 3 К ■ =■;. ¿а1-;.

- р-5ГКОН£ЛЫ:ОГО рЫНЕ! 7% 14 % ¡54%

4. МаЕроэЕоноынчесш к к ¿--г?:: и: г.?. - грогнокы ра квхтхя отрасли о к 2В% 43

- ОС 5рр Ы НННОЗЩВОШЕЛ. ЛрОД>ЕТОВ 7% 15 '- о 21%

- о5ь^1[Ы ?ЕЕГОрТ1 к импорта 71ь 39% 25 %

$ Млртмнговп лхфорыашл - 1£р£ЕТ^рКСТНЕЕ ПОПуПЖППЯ 0% 10% 65 %

- СТраТ^ПКН. рПЛНгуПНе вотраслк мь 14 %

- ТХПКЧХ ЬН О ШХОЕХ унт ЕО1 р ЫХ Е£ 0К 15 +5%

те. Каковы бы ни были потребности пользователя, всегда найдется удовлетворяющая его информация.

Существующая традиционная модель обслуживания заставляет библиотеки и информационные центры концентрироваться в первую очередь на полноте комплектования фонда и на работе с ним, с тем, чтобы обеспечить доступ к многочисленным базам данных (БД), содержащим выдержки из статей, аннотации или полные тексты. При таком подходе библиотекари и поставщики информации уверены, что им известны потребности и пожелания пользователей. Достаточно часто пользователи кажутся вполне довольными обслуживанием. Жалобы чаще касаются недостаточной быстроты обслуживания или невозможности найти нужную книгу. Реакцией на эти жалобы является естественное стремление библиотеки увеличить объем ресурсов и число персонала для обеспечения быстрого информационного обслуживания.

Однако на сегодняшний день в условиях усовершенствования информационных технологий, развития телекоммуникационных средств передачи информации, расширения возможности работы с глобальным информационным пространством Интернета разрабатываются и широко используются системы, позволяющие значительно сократить объемы фондов и увеличить скорость обработки информационных потоков.

В связи с этим кажется очевидным, что старая модель обслуживания претерпевает серьезные изменения, обусловленные новыми информационными потребностями читателей библиотек. Эти изменения, по нашему мнению, должны основываться на внедрении маркетингового подхода к организации информационного обслуживания в библиотеке. Суть данного подхода - «это ориентация на нужды, запросы и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями организации маркетинга, нацеленная на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей организации» [9].

Поэтому научные библиотеки как учреждения, призванные удовлетворять информационные потребности общества и располагающие значительными объемами информации, имеющие специализированные структурные образования для обслуживания предпринимателей и профессионально подготовленные информационные кадры, становятся теми центрами, которые проводят комплекс работ по изуче-

нию информационного рынка и информационных потребностей представителей бизнеса.

По данным современных исследований, ситуация с информационным обеспечением и оказанием информационных услуг для предпринимательства зависит от основных видов этой деятельности, а именно, финансовой, производственной и коммерческой [10].

Так, финансовые виды предпринимательской деятельности имеют достаточно централизованную информационную поддержку, разветвленную сеть телекоммуникационных каналов банковской и биржевой информации. Участие библиотечных работников в информационном обеспечении этих видов деятельности носит вспомогательный характер.

Что же касается производственного сектора предпринимательской деятельности, то здесь имеются достаточно серьезные проблемы, связанные со значительным рассеянием информации, отсутствием сколько-нибудь упорядоченной системы информационной поддержки.

Аналогичным образом складывается ситуация в обслуживании коммерческого вида предпринимательской деятельности. Специфичным для этого направления является наличие повышенного интереса к изданиям, содержащим информацию о спросе и предложении конкретных видов товаров и услуг. Этот информационный поток еще менее систематизирован и более рассредоточен по печатным и электронным публикациям.

Безусловно, наиболее простой, и значит, наиболее приемлемый в обслуживании предпринимателей является вариант создания в библиотеке отраслевой группы (сектора, отдела), обслуживающей одного или группу крупных потребителей конкретного сектора экономики (например, нефтехимической отрасли), поскольку при этом легче изучить информационные потребности и соответствующим образом сформировать информационные ресурсы.

Не менее удобным вариантом можно рассматривать создание на базе научной библиотеки «локальной» бизнес-библиотеки, обслуживающей студентов бизнес-факультетов, ассоциацию предпринимателей, элитный бизнес-клуб и т. п. В этом случае программа работы бизнес-библиотеки определяется этим комплексным заказчиком, который обеспечивает (или помогает обеспечивать) спрос на услуги и формирование соответствующих ресурсов.

Однако изучение информационной ситуации в библиотеках г. Новосибирска показало, что выше-

перечисленные варианты информационного обслуживания предпринимателей пока не получили достаточно широкого развития.

Еще более сложная ситуация сложилась с информационным обеспечением представителей малого бизнеса. Так, комплексный мониторинг состояния и тенденций развития информационных потребностей пользователей и информационного рынка Сибирского региона, проведенный Государственной публичной научно-технической библиотекой Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) показал, что в настоящее время предприятия малого бизнеса обычно не имеют собственной библиотеки или информационного центра, равно как и соответствующих специалистов. Поэтому именно эта читательская категория прибегает к информационным услугам научных библиотек, имеющим в своих структурах специализированные фонды и отделы деловой информации, которые занимаются информационным обеспечением бизнеса.

Для определения роли и места библиотек на рынке услуг по информационному обеспечению представителей бизнеса на основе изучения их информационных потребностей и совершенствования информационного обслуживания предпринимателей, в ГПНТБ СО РАН проведено анкетирование участников трех Сибирских ярмарок в 2005-2006 гг. Общее количество опрашиваемых составило 750 человек. В исследовании была использована распространенная клиент-ориентированная модель Аллена [11]. Данная модель чаще всего лежит в основе построения системы маркетинговой информации и состоит из следующих компонентов:

- анализа потребностей,

- анализа задач,

- оценки ресурсов,

- моделирования поведения пользователя,

- проектирования пользовательской системы.

В нашем случае, анализ информационных потребностей представителей бизнеса является первым шагом в разработке системы маркетинговой информации и организации на ее основе качественного информационного обслуживания в библиотеке.

В ходе исследования изучались ответы респондентов на следующие вопросы:

- виды информации, имеющие практическое значение для функционирования предприятия (бизнеса)

- отношение предпринимателей к маркетинговым исследованиям рынков товаров и услуг

- предпочтения в местах и формах получения информации

- желание предпринимателей участвовать в информационно-образовательных мероприятиях.

В первой части анкеты рассматривались информационные потоки с разбивкой на основные виды информации, запрашиваемые представителями бизнеса чаще всего, а именно, адресная, ценовая, аналитическая, макроэкономическая, маркетинговая.

Анализ анкет показал, что большинство респондентов интересуются исключительно информацией, касающейся России и регионов, а не зарубежными или мировыми сведениями.

При рассмотрении макроэкономической информации несколько ниже ожидаемого оказались потребности бизнесменов в ознакомлении с инновационными продуктами в своей отрасли. Теоретически предприниматель непрерывно ищет новые способы действий, которые по замыслу должны привести его к успеху, поскольку связаны с изменением продукции, технологии, круга потребителей, качества товаров и

цен. Можно предположить, что такая ситуация объясняется, с одной стороны, недостаточно развитой инфраструктурой информационной поддержки инновационных процессов в Новосибирске, а с другой стороны — недостаточно высоким уровнем развития информационной культуры предпринимателей.

Обнадеживающим явился тот факт, что более 60 % указали на крайнюю заинтересованность в получении маркетинговой информации. Это позволило предположить, что организация и проведение маркетинговых исследований рынков становится обязательным элементом развития бизнеса в регионе.

Для подтверждения этого вывода нами был проведен устный опрос участников анкетирования, в ходе которого выяснилось, что достаточно высокий процент опрошенных (78 %) проводят маркетинговые исследования и видят в них практическую пользу для ведения бизнеса. Распределение ответов показало, что 68 % из них делают это самостоятельно, 22 % — заказывают в информационных центрах (фирмах), 10% — не проводят исследований вообще.

На вопрос о том к услугам каких информационных центров чаще всего обращаются представители бизнеса, ответили лишь 24 % опрошенных. Распределение ответов выглядит следующим образом:

- 32 % — являются постоянными потребителями информационных ресурсов и услуг Сибирской ярмарки;

- 12 % — Торгово-промышленной палаты;

- 12 % - ГПНТБ СО РАН;

- 14 % — информационных центров Москвы;

- 18 % — другие информационные органы;

- 12 % — не ответили.

Столь невысокие проценты обращений в библиотеку и количество респондентов, вообще не ответивших на этот вопрос, в совокупности приводят к выводу о том, что в настоящее время отсутствует налаженная система рекламных мероприятий по информационным ресурсам и услугам библиотек. Это подтвердили и устные беседы с участниками Сибирских ярмарок, в ходе которых они впервые узнали о том, что информацию для ведения бизнеса можно получать в научных библиотеках.

В отношении информационно-образовательных мероприятий выводы, полученные в результате нашего исследования, сводятся к следующему: изучаемая группа представителей бизнеса в своем большинстве (82 %) желала бы получать комплекс образовательных услуг, предлагаемых библиотеками. Наиболее предпочтительной формой этих услуг признаны семинары. Однако, вполне приемлемы и другие формы работы, например:

- краткосрочные проблемные семинары, стимулирующие интерес к инновациям в отрасли;

- школы-семинары, позволяющие получить комплексные знания функционально-ориентированного характера, овладеть технологией получения информации и пр.;

- мастер-классы, ориентированные на передачу теоретических и практических знаний по конкретным авторским программам;

- стажировки, закрепляющие на практике знания, полученные в результате теоретической подготовки.

Мы рассматриваем результаты проведенного исследования как промежуточные, так как в нем не нашли отражение все аспекты изучения информационных потребностей представителей бизнеса. Так, без внимания остался ряд показателей, определяющих дифференцированный подход, который базируется на том, что различия в предпринимательской среде определяются:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

- формами собственности;

- количеством работающих;

- квалификационным уровнем штатов;

- местом, занимаемым фирмой на рынке и т. д.

Кроме того, не были отражены демографические

характеристики потребителей, не исследован вопрос о готовности платить за информацию и многое другое.

Тем не менее полученный материал дает первые представления об информационной ориентации предпринимателей. Нам кажется целесообразным использовать полученные результаты в научных библиотеках, так или иначе занимающихся проблемами информационного обеспечения бизнеса. Это позволяет корректировать профиль комплектования специализированных отделов по обслуживанию представителей бизнеса, готовить перспективные планы проведения информационно-образовательных и рекламных мероприятий в библиотеках (в частности, в ГПНТБ СО РАН).

В перспективе мы предполагаем развитие исследований по изучению информационных потребностей в соответствии с вышеупомянутым клиент-ори-ентированным методом.

Результаты дальнейших исследований органично войдут в комплексную систему маркетинговой информации в библиотеке и позволят не только оперативно выявлять возникающие проблемы в удовлетворении информационных потребностей представителей бизнеса, но и решать задачи по моделированию поведения пользователя. Это будет способствовать превращению библиотеки в современный информационный супермаркет, чутко реагирующий на любые изменения в предоставлении информационных продуктов и услуг потребителям.

Библиографический список

1. Теория информации и образование. Условия выживания России / Валянский С. И. — М.: АИРО-ХХ: Крафт + , 2005. — 140 с.

2. Смирнов, Л. Е. Бизнес-образование и рынок труда: монография/ Л. Е. Смирнов. — М.: центр гуманитар. лит. «РОН», 2005. — 219 с.

3. Тронин, Ю. Н. Информационные технологии и

управление в образовании : докл. Второй Рос. науч.-метод. конф., 28-30 окт. 2003 г. / Ю.Н. Тронин. — Бала-ково: АН ВЭ, 2003. - 111 с.

4. Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе = Information technologies in Science, education, telecommunication and business: IT + SE'2003: Материалы XXX юбил. между-нар. конф. и I междунар. конф. молодых ученых: Майс. сес., Украина, Крым, Ялта-Гурзуф, 19-28 мая 2003 г. / [Гл. ред. Глориозов Е. Л.]. — М.: , 2003. — 402 с.

5. Информационное обеспечение бизнеса: опыт Западной Европы и США / Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам; [Ред.-сост.: А. К. Субботин]. — М.: ИНИОН РАН, 2004. — 214 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Информационные системы и технологии в бизнесе : монография / Ю. Н. Тронин. — М.: Альфа-Пресс, 2005. — 235 с.

7. Информатизация бизнеса: концепции, технологии, системы: монография / [А. М. Карминский, С. А. Карминский, В. П. Нестеров, Б. В. Черников]; Под ред. А. М. Карминского. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 620 с.

8. Моррис, Р. Маркетинг: ситуации и примеры: пер. с англ. / Р. Моррис ; Под ред. Н. Д. Эриашвили; Издат. об-ние «ЮНИТИ». — М.: Банки и биржи, 1994. — 207 с.

9. Паршукова, Г.Б. Маркетинговые основания в библиотечной деятельности: Учеб.пособие. — Новосибирск, 2005. — 151 с.

10. Меринова, Л. И. Информационные ресурсы в предпринимательских системах: монография / Л. И. Мерино-ва; М-во образования Рос. Федерации, Рост. гос. экон. унт «РИНХ» . — Ростов н/Д: РГЭУ. Изд-во, 2003. — 58 с.

11. Ксу, Х. Библиотечно-информационное обслуживание малого бизнеса/ Х. Ксу, Д. Патрик // Научнотехнические библиотеки — 2000. — № 3. — С. 70 — 79.

НОВИКОВА Наталья Васильевна, заведующая отделом патентно-конъюнктурной информации ГПНТБ СО РАН.

Дата поступления статьи в редакцию: 10.09.2007 г.

© Новикова Н.В.

Книжная полка

Ефимова, Е.Г. Мировая экономика / Е.Г. Ефимова, С.Л. Бордунова. — 3-е изд., стер. - М. : МШУ, 2007. - 208 с. - ISBN 978-5-276-01041-0.

Учебное пособие подготовлено для студентов специальностей:

— 0608 «Экономика и управление на предприятии в машиностроении»;

— 0611 «Менеджмент»;

— 0719 «Информационные системы в экономике» и направления 521500 — «Менеджмент»

Пособие содержит большое число вопросов и примеров, позволяющих самостоятельно работать студентам, прежде всего обучающимся по дистанционной форме. Однако оно будет полезным и для студентов других форм обучения, а также для преподавателей и аспирантов.

УДК 339.9. ББК Е91.

Несветаев, Ю.А. Экономическая оценка инвестиций: учеб. пособие / Ю.А. Несветаев. - 3-е изд., стер. -М.: МГИУ, 2006. -164 с. - ISBN 5-276-00937-6.

Формирование эффективности инвестиционной политики — необходимое условие структурной перестройки экономики и повышения ее эффективности.

В пособии излагаются основные понятия инвестирования, методы оценки инвестиционной привлекательности предприятий, методические основы и технология оценки эффективности инвестиционных проектов. Учитывая трудоемкость и сложность расчетов эффективности инвестиций, в учебном пособии содержатся сведения о компьютерных технологиях, применяемых для решения этих задач.

Учебное пособие рассчитано на студентов экономических факультетов, специализирующихся в области экономики и управления на предприятиях.

УДК 330.322. ББК 65.49-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.