УДК 30.34
Айсханова Екатерина Султановна
кандидат экономических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Чеченский государственный университет, младший сотрудник КНИИ РАН [email protected]
Ekaterina S. Ayskhanova
Candidate of Economic Sciences, associate professor of criminal law and criminology, Chechen state university, Junior employee of KNII RAS [email protected]
Факторы радикализации молодежи
в современном мире
Factors of
radicauzation of youth in the modern world
Аннотация. В статье рассматриваются факторы угрозы и радикализации современной молодежи. Социальная дезинтеграция, экономический спад, обесценивание духовно-нравственных ценностей выступают основными причинами радикализации молодых людей. Традиционные аспекты поведения способны противодействовать экстремистским проявлениям, которые вызывают отторжение на глубинном этническом уровне культуры, так как противоречат ее сути и поиску развития в современный период.
Ключевые слова: анализ, радикализация, молодежь, напряженность, экстремистские организации, факторы, традиции, религия, ценности.
Annotation. The article considers the factors of threat and radicalization of modern youth. Social disintegration, economic decline, depreciation of spiritual and moral values are the main reasons for radicalization of young people. Traditional aspects of behavior can counteract extremist manifestations that cause rejection at the deep ethnic level of culture, as they contradict its essence and the search for development in the modern period.
Keywords: analysis, radicalization, youth, tension, extremist organizations, factors, traditions, religion, values.
Изучение факторов радикализации молодежи в современном мире является актуальной темой исследования. Процессы религиозного возрождения в отдельных регионах приобрели радикальный характер. Главной движущей силой радикализации выступают молодые люди в силу своего транзитного характера. Сегодня влияние таких факторов, как например, социальная дезинтеграция, экономический спад, обес--
является безусловным.
Рассмотрим сущность понятия «радикализация». А. Вилнер и К.-Дж. Дуболоз считают, что «радикализация - это персональный процесс, в рамках которого индивидуумы принимают экстремистские политические, социальные и/или религиозные идеалы и стремления и оправдывают использование неизбирательного насилия для достижения определенных целей. Это самая распространенная трактовка, которая наиболее полно раскрывает его. Авторы, однако, дополняют его дополнительными замечаниями: «ради- , -
,
мотивирует индивидуума к совершению насильственных действий» [7].
Проанализируем основные факторы радикали-, -
:
1. Отсутствие четких представлений о религии,
.
для непосвященного в исследования об экстре, -
пают якобы во имя религии. Однако известно,
что многие из них не имеют представлений о , -
лигиозных заповедей. То есть, причиной радикализации молодежи является «отсутствие знаний [1].
Экстремистские организации умеют хорошо эксплуатировать подсознательные потребности ,
каждому оказывать влияние на общество, почувствовать себя не только «... новым поколением, », -
ность своих действий, поэтому И. В. Мацевич и . . . они исповедуют не саму религию, а идеологию [6, с. 46].
Отличительной особенностью активных в настоящее время молодежных радикальных ассоциаций является то, что большая часть из них поддерживаются со стороны прозападных стран, им оказывается материальная, пропагандистская помощь в прессе, Интернет-Сети, стараясь образовать положительную политическую репутацию для экстремистов, привлекая в свои ряды большее количество молодых людей. Как прави-
ло, это молодые люди, не имеющие навыков к адаптации в условиях реальной жизни с ее проблемами; деформированной системой ценностей; неокрепшей психикой, поддающиеся влиянию. Они ищут самовыражения в среде, где насилие воспринимается как наиболее предпочтительный метод достижения цели.
2. Следующим фактором радикализации выступает и стремление к новым «острым» ощущениям, экстриму. Экстрим, как известно, - это ощущения, вырабатывающие адреналин, а у него тоже свои противопоказания. Злоупотребление им приводит к плохим последствиям.
3. Психологические расстройства, эмоциональная нестабильность, обиды, ссоры. Вся жизнь человека построена на эмоциональных проявлениях. Наблюдается и чрезмерная эмоциональность и фрустрация, и хроническая усталость многих молодых людей. В. Франк отмечал, что современный человек страдает от глубинной потери смысла и ощущения пустоты [5, с. 45].
4. Опыт преступности. Данный фактор остается
по-прежнему ключевым, так как человек, хотя бы
,
его. Мы не говорим о том, что это всегда так, но
отмечаем, что если у человека был ранее по, , -
дастся влиянию той среды, в которой ранее су.
5. .
и не стоит его упускать и нам. Заметим, что всегда будут условия для образования и формирования незаконной деятельности радикальных
,
экстремистских организаций и способах их работы с молодежью позволят не поддаться их влиянию. Это не значит, что не будет новых форм и
поисков способов вовлечения молодых людей в
, -
дима постоянная работа во всех образователь-
,
студентов в образовательный процесс. Но самым эффективным решением, нам видится, является создание рабочих мест и возможности
для молодежи видеть перспективы своего карь. ,
благоприятные социальные условия для профессиональной реализации молодых людей.
Литература:
1. Абдулаева Э.С. Анализ причин возникновения религиозного фанатизма среди чеченской молодежи // Международный научно-и^едовательский журнал. 2016. № 3-5 (45). С. 12-13.
2. . .
// -
ского государственного университета. 2009. № 2. С. 117-120.
3. . . -
понента духовной культуры как фактор радикализации общества / СЛ. Ляушева, Э.С. Абдула-
6. - -
, -
. -ронников, которые разделят ваше мнение, касательно того, что «мир несправедлив».
7. .
также самый распространенный. Большое количество участников экстремистских групп были вовлечены своими родственниками - вербовщи-, [4].
Итак, рассмотренные причины радикализации молодежи приводят нас к размышлению, что огромное значение играет общее социально-психологическое настроение и степень уверенности в будущем у молодых людей, развитое самосознание и преемственность традиций. Как отмечают СЛ. Ляушева и Э.С. Абдулаева: «традиционные
аспекты поведения способны противодействовать
,
отторжение на глубинном этническом уровне культуры, так как противоречат ее сути и поиску разви-
» [3].
Однако факторы и мотивы, конечно, могут отличаться у молодых людей, в зависимости от убеждений и контекста деятельности. Потребность молодого поколения в самореализации проявляется в его поведении и интересах. И здесь возможное решение проблемы видится нам в наблюдении и превентивном устранении барьеров в поиске профессии для молодых людей, своего дела, стимулирования молодежи к
.
, -
няющемуся или агрессивному поведению нужно целенаправленно культивировать у молодых людей нравственные привычки, содействовать устранению социального неравенства, потому что ранее существовавшие традиционные ритуалы выполняли ряд функций, включающих в себя: профилактику девиаций, сохранения обще-[2]. , сущностные экзистенциональные потребности
молодых людей остаются теми же, что и прежде,
,
здоровье молодых людей, общество, забыты.
Нельзя не согласиться с Э.С. Абдулаевой, что « »,
будут способны предотвращать и решать подобные вызовы современности [1].
Literature:
1. Abdulaeva E.S. Analysis of the reasons for the emergence of religious fanaticism among Chechen youth // International Scientific and Research Journal. 2016. № 3-5 (45). Pp. 12-13.
2. Abdulaeva E.S. Modified forms of consciousness in mystical rituals of Sufism // Bulletin of the Chechen State University. 2009. № 2. P. 117-120.
3. Lyusheva S.A. Violation of the mental component of spiritual culture as a factor of the radicaliza-tion of society / S.A. Lyusheva, E.S. Abdulaeva // In
// :
: / - -
ции. Адыгейский государственный университет. Майкоп, 2017. С. 66-67.
4. Ляушева С. Фактор межэтнической напряженности на юге России в экспертных оценках / С. Ляушева, Р. Хунагов, 3. Жаде, А. Шадже. Центральная Азия и Кавказ. 2016. Т. 19. № 3. С. 104-114.
5. Мацевич ИВ. Политические религии в современном мире / И. В. Мацевич, С. А. Семедов // Вестник Института социологии РАН. 2012. № 4. С. 45-46.
6. Кузнецов В.Н. Социология идеологии : учебное пособие. М. : КДУ, 2009. 380 с.
7. Wilner A.S. Homegrown terrorism and transformative learning: an interdisciplinary approach to understanding radicalization / A.S. Wilner, C.-J. Du-bouloz // Global Change, Peace & Security. 2010. Vol. 22, № 1. P. 33-51, DOI: 10.1080/ 1478115 0903487956.
the collection: Ethnosocial processes in the South of Russia: methods of regulation / Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Adyghe State University. Maikop, 2017. P. 66-67.
4. Liausheva S. The factor of interethnic tension in the south of Russia in expert assessments /
5. Liausheva, R. Hunagov, Z. Jade, A. Shadzhe. Central Asia and the Caucasus. 2016. T. 19. № 3. P. 104-114.
5. Matsevich I.V. Political religions in the modern world / I.V. Matsevich, S.A. Semedov // Bulletin of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences. 2012. № 4. S. 45-46.
6. Kuznetsov V.N. Sociology of ideology: a textbook. Moscow : KDU, 2009. 380 p.
7. Wilner A.S. Homegrown terrorism and transformative learning: an interdisciplinary approach to understanding radicalization / A.S. Wilner, C.-J. Du-bouloz // Global Change, Peace & Security. 2010. Vol. 22, № 1. P. 33-51, DOI: 10.1080/ 1478115 0903487956.