Научная статья на тему 'О контркультурных детерминантах молодежного экстремизма'

О контркультурных детерминантах молодежного экстремизма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / ДЕВИАЦИИ / ТРАДИЦИИ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ляушева Светлана Аслановна, Абдулаева Элита Султановна

В статье представлена актуальная и острая тема, касающаяся контркультурных детерминант молодежного экстремизма. Авторы анализируют причины радикальных и экстремистских настроений молодежи и подчеркивают, что появление экстремизма среди молодежи есть результат дестабилизации традиционной культуры. Целенаправленно дестабилизируется ядро традиционной культуры путем создания псевдонаучных проблем и героизации отдельных личностей в истории, которые не являются центровыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О контркультурных детерминантах молодежного экстремизма»

УДК 316.73

Ляушева Светлана Аслановна

доктор философских наук,

профессор кафедры

философии и социологии,

Адыгейский государственный университет

slyausheva@rambler.ru

Абдулаева Элита Султановна

кандидат философских наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы, Чеченский государственный университет, докторант Адыгейского государственногоуниверситета

Svetlana A. Lyausheva

Doctor of Philosophy, Professor of Philosophy and Sociology Department, Adyghe State University slyausheva@rambler.ru

Elite S. Abdulayeva

Candidate of Philosophy,

Associate Professor,

Department of Theory

and Technology of Social Work,

Chechen State University,

Doctoral Student of Adyghe State University

elita8881@mail.ru

О контркультурных детерминантах молодежного экстремизма

On the counter-cultural determinants of youth extremism

Аннотация. В статье представлена актуальная и острая тема, касающаяся контркультурных детерминант молодежного экстремизма. Авторы анализируют причины радикальных и экстремистских настроений молодежи и подчеркивают, что появление экстремизма среди молодежи есть результат дестабилизации традиционной культуры. Целенаправленно дестабилизируется ядро традиционной культуры путем создания псевдонаучных проблем и героизации отдельных личностей в истории, которые не являются центровыми.

Ключевые слова: экстремизм, молодежь, девиации, традиции, общество.

Annotation. ïhe article presents a review of relevant and pressing topics related to the counter-cultural determinants of the youth extremism. The authors analyze the causes of radical and extremist attitudes of young people and emphasize that the emergence of extremism among young people is the result of the destabilization of traditional culture. Deliberately destabilizes the core of traditional culture through the creation of pseudo-problems and the glorification of individuals in history who are not center.

Keywords: extremism, youth, deviation, traditions, society.

Вызовы современности, связанные с глобализацией, внедрением новых информационных технологий в сочетании с ростом международного терроризма вновь актуализируют проблему культурной безопасности. В современном глобальном мире происходит стагнация и нивелировка традиционных ценностей духовной культуры этносов, способных к защите от угрозы как извне, так и изнутри общества [1]. Целенаправленно дестабилизируется ядро традиционной культуры путем создания псевдонаучных проблем и героизации отдельных личностей в истории, которые не являются центровыми. Следствием подобных действий, на наш взгляд, стало появление экстремистских настроений среди молодежи, которая «ищет» альтернативные ценности в героическом прошлом своего этноса.

Недовольство и «отчуждение» молодёжи от государства, общества и его успешных представителей сопровождается отсутствием стабильности и социальных гарантий. Сложившаяся си-

туация проявляется особенно ярко в тех случаях, например, когда студентам после окончания учебного заведения не гарантирована будущая успешная работа, поэтому многие молодые люди по многим показателям «исключены» из успешного развития в силу того, что являются представителями малообеспеченных семей [2].

Неудовлетворенность результатами разделения труда в капиталистическом обществе становится благоприятной почвой для восприятия националистических идей. Отметим также, что ряд исследователей называют причиной распространения радикализма и экстремизма среди молодежи, переселение выходцев из Средней Азии и с регионов с гомогенной традиционной культурой. Речь идет о больших группах людей, которые нарушают этнический баланс в том регионе, в котором до этого не наблюдались межэтнические конфликты [4, с. 123]. Совершенно очевидно, что стремление адаптироваться у мигрантов отсутствует из-за огромного количества коммуникантов «своей» культуры. То есть, первона-

чальный процесс аккультурации, который был бы «естественен» при соприкосновении с представителями других культур здесь прерывается на уровне биологической адаптации к климату.

Предрасположенные к экстремизму молодые люди нуждаются в собственной доктрине, способной обеспечить контркультурную легитими-зациюВ связи с тем, что путь легализации для экстремистского поведения закрыт, молодые люди ищут опоры в контркультурных типах, предстающих в сочетании традиционного и харизматического типа легитимации. Отсюда проистекает желание молодых экстремистов опереться на традиции прошлого, в котором доминировали харизматические вожди и пророки, свободные от бюрократизированных форм современных общественных институтов. Соответственно с этим запросом возрастает интерес молодых девиантов к альтернативным теориям, способным обосновать экстремистские типы поведения. Причём, вовсе не обязательно, чтобы теория, которой руководствуется молодой экстремист, обязательно представляла собой систему логически проработанных понятий или, тем более, претендовала на статус научно обоснованной и признанной концепции.

Таким образом, искажение достоверной информации представляет собой распространенное явление в среде молодых экстремистов, идеология которых базируется на неадекватном понимании субъектности и стратификации «собственной» социальной группы, которую они собрались защищать от воздействий «чужаков».

В современной социологии принято исследовать особый социально-экономический фундамент молодёжного экстремизма, подчеркивая, что молодые люди становятся такими, прежде всего, в силу бедности и отсутствия должного образования. Этот подход, несомненно, имеет под собой серьезную фактическую основу, поскольку социально исключенная и фрустрированная молодёжь в большей степени склонна к манифестации экстремистского типа поведения [5]. Действительно, значительное число молодых людей (как девушек, так и юношей), пополняющих ряды, например, исламистских террористических организаций, не получили должного как религиозного, так и светского образования; многие из них стали заложниками низкого экономического уровня развития и высокой степени коррумпированности местных чиновников.

Вместе с тем, вышеописанный подход не нужно абсолютизировать, а необходимо применять его в совокупности с другими способами интерпре-

Литература:

1. Абдулаева Э.С. Антропокультурный кризис и трансформация жизненных ценностей чеченской молодежи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории практики. 2016. № 1. С. 13-15.

тации проблем молодёжного экстремизма. Ведь как же тогда объяснить многочисленные факты, когда группировки молодых экстремистов пополняются юношами из вполне обеспеченных семей с довольно высоким уровнем образования [4], поэтому не совсем верной является однобокая, на наш взгляд, тенденция редуцировать все типы проявления молодёжного экстремизма к латентным формам классовой борьбы.

Важную контркультурную особенность, под которую, на наш взгляд, необходимо подвести молодёжный экстремизм, можно охарактеризовать как особого рода «романтизм», свойственный юным и в определенной степени творческим натурам. Таким образом, основные контркультурные детерминанты современного молодёжного экстремизма восходят к паттернам, в которых зачастую происходит искажение действительно существовавших в прошлом форм культуры.

Изменяя и дестабилизируя ядро традиционной культуры, мы воссоздаем новые уродливые формы ценностей, которые «копируя» традиции прошлого приобретают устрашающие формы экстремизма, радикализма и нетерпимости к представителям других культур, рас, конфессий. Как известно, традиционные аспекты поведения способны противодействовать экстремистским проявлениям, которые вызывают отторжение на глубинном этническом уровне культуры, так как противоречат ее сути и поиску развития в современный период [2]. Традиции образуют «коллективную память» общества и культуры, тот «резервуар» нетленных образов, к которым обращаются из поколения в поколение члены той или иной социальной группы [3].

Однако факторы и мотивы могут отличаться у каждого в зависимости от убеждений и контекста деятельности. Потребность молодого поколения в самореализации проявляется в его поведении и интересах. Возможное решение проблемы видится в наблюдении и превентивном устранении барьеров в поиске профессии для молодых людей, своего дела, стимулировании молодежи к общественной деятельности. Против отклоняющегося или агрессивного поведения нужно целенаправленно культивировать высокие нравственные привычки, содействовать устранению социального неравенства.

Статья выполнена при финансовой поддержке Совета по грантам Президента РФ для поддержки ведущих научных школ НШ-6738.2018.6 «Ислам в региональном социокультурном пространстве России: диагностика состояния и трансформаций (на примере Республики Адыгея)».

Literature:

1. Abdulaeva E.S. Anthropometry crisis and transformation of life values of the Chechen youth // Historical, philosophical, political and law Sciences, Culturology and study of art. Theory and practice.2016. № 1. P. 13-15.

2. Akaev V. Islamic fundamentalism in the northern caucasus: my thorreality? Central Asia and the Caucasus. 2000. С. 3.

3. Культурология : учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М. : Высшее образование, 2007. 566 с.

4. Ляушева С. Социоинтегративный потенциал традиционной адыгской культуры как фактор преодоления межэтнической напряженности на Кавказе в условиях глобализации / С. Ляушева, В. Нехай, Р. Хунагов, Б. Шхачемукова // Центральная Азия и Кавказ. 2016. Т. 19. С. 123-132.

5. Манкиев А.А. Религиозно-политический экстремизм в Чечне в конце ХХ-ХХ1 вв.: истоки и сущность // Материалы I Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». 2018. С. 144-146.

2. Akaev V. Islamic fundamentalism in the northern caucasus: my thorreality? Central Asia and the Caucasus. 2000. C. 3.

3. Cultural science : textbook / Under the editorship of Yu.N. Solonin, M.S. Kagan. M. : Higher education, 2007. 566 p.

4. Lyausheva S. Social Integration potential of traditional culture as a factor of overcoming interethnic tension in the Caucasus in the conditions of globalization / S. Lyausheva, V. Nekhai, R. Khunagov, B. Shakhachekova // Central Asia and the Caucasus. 2016. Vol. 19. P. 123-132.

5. Mankiev A.A. Political extremism In Chechnya at the end of XX-XXI centuries: origins and essence. Materials of the I International scientific and p ractical conference dedicated to the 80th anniversary of the Chechen state University. 2018. P. 144-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.