110_ART / <<шущздим~^©итма1>>#«37)),2(0]9
УДК 316.73
Абдулаева Э.С.,
к.филос.наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы
Чеченский государственный университет Мэрьям Мохаммед, студентка 4-го курса, отделение философии Стамбульский университет DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10389 ЭКСТРЕМИСТСКИЕ НАСТРОЕНИЯ МОЛОДЕЖИ КАК СЛЕДСТВИЕ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ
ТРАДИЦИОННОГО ЯДРА КУЛЬТУРЫ
Abdulaeva E. S.,
candidate of philosophical Sciences, associate Professor, Department of theory and techniques of social work Chechen state University Mariam Mokhammed, 4th year student Depatment of philosophy Istanbul University
EXTREMIST ATTITUDES OF YOUNG PEOPLE AS A CONSEQUENCE OF THE DESTABILIZATION OF THE TRADITIONAL CORE CULTURE
Аннотация
В работе рассматриваются экстремистские настроения молодежи как следствие дестабилизации традиционного ядра культуры. Автор отмечает, что целенаправленно дестабилизируется ядро традиционной культуры путем создания псевдонаучных проблем и героизации отдельных личностей в истории, которые не являются центровыми.
Abstract
The paper deals with the extremist sentiments of young people as a consequence of the destabilization of the traditional core of culture. The author notes that the core of traditional culture is purposefully destabilized by creating pseudo-scientific problems and heroization of individuals in history who are not the centers.
Ключевые слова: экстремизм, традиция, культура, молодежь, дестабилизация ценностей.
Key words: extremism, tradition, culture, youth, destabilization of values.
Вызовы современности, связанные с глобализацией, внедрением новых информационных технологий, в сочетании с ростом международного терроризма вновь актуализируют проблему культурной безопасности.
В современном глобальном мире происходит стагнация и нивелировка традиционных ценностей духовной культуры этносов, способных к защите от угрозы как извне, так и изнутри общества [1, С.13]. Целенаправленно дестабилизируется ядро традиционной культуры путем создания псевдонаучных проблем и героизации отдельных личностей в истории, которые не являются центровыми. Следствие подобных действий, на наш взгляд, появление экстремистских настроений среди молодежи, которая «ищет» альтернативные ценности в героическом прошлом этноса.
Недовольство и «отчуждение» молодёжи от государства, общества и его успешных представителей сопровождается отсутствием стабильности и социальных гарантий. Неудовлетворенность результатами разделения труда в капиталистическом обществе становится благоприятной почвой для восприятия националистических идей.
Отметим также, что ряд исследователей выделяют причиной радикализма и экстремизма среди молодежи, переселение выходцев из Средней Азии и с регионов с гомогенной традиционной культурой. Речь идет о больших группах людей, которые
нарушают этнический баланс в том регионе, в котором до этого не наблюдались межэтнические кон-фликты[3].
Предрасположенные к экстремизму молодые люди нуждаются в собственной доктрине, способной обеспечить контркультурную легитимизацию девиантных практик. В связи с тем, что путь легализации для экстремистского поведения закрыт, молодые люди ищут опоры в контркультурных типах, предстающих в сочетании традиционного и харизматического типа легитимации. Отсюда проистекает желание молодых экстремистов опереться на традиции прошлого, в котором доминировали харизматические вожди и пророки, свободные от бюрократизированных форм современных общественных институтов. Соответственно с этим запросом возрастает интерес молодых девиантов к альтернативным теориям, способным обосновать экстремистские типы поведения. Причём вовсе не обязательно, чтобы теория, которой руководствуется молодой экстремист, обязательно представляла собой систему логически проработанных понятий или тем более претендовала на статус научно-обоснованной и признанной концепции.
Таким образом, искажение достоверной информации представляет собой распространенное явление в среде молодых экстремистов, идеология которых базируется на неадекватном понимании субъектности и стратификации «собственной» социальной группы, которую они собрались защищать от воздействий «чужаков.
/ art
В современной социологии принято исследовать особый социально-экономический фундамент молодёжного экстремизма, подчеркивая, что молодые люди становятся такими, прежде всего, в силу бедности и отсутствия должного образования. Этот подход, несомненно, имеет под собой серьезную фактическую основу, поскольку социально исключенная и фрустрированная молодёжь в большей степени склонна к манифестации экстремистского типа поведения. Действительно значительное число молодых людей (как девушек, так и юношей), пополняющих ряды, например, исламистских террористических организаций, не получили должного как религиозного, так и светского образования; многие из них стали заложниками низкого экономического уровня развития и высокой степени коррумпированности местных чиновников[2].
Вместе с тем вышеописанный подход не нужно абсолютизировать, а необходимо применять его в совокупности с другими способами интерпретации проблем молодёжного экстремизма. Ведь как же тогда объяснить многочисленные факты, когда группировки молодых экстремистов пополняются юношами из вполне обеспеченных семей с довольно высоким уровнем образования. Поэтому не совсем верной является однобокая, на наш взгляд, тенденция редуцировать все типы проявления молодёжного экстремизма к латентным формам классовой борьбы.
Важную контркультурную особенность, под которую, на наш взгляд, необходимо подвести молодёжный экстремизм, можно охарактеризовать как особого рода «романтизм», свойственный юным и в определенной степени творческим натурам. Известно, что романтизм как культурное движение (прежде всего, в поэзии, философии и литературе), характерное, например, для Германии XVIII века, можно рассматривать в качестве реакции на Просвещение с его культом разума и активной борьбы с суевериями. Важно отметить, что в рамках романтизма проявились два взаимосвязанных на уровне социальной интеракции архетипиче-ских образа человека, которые и сейчас играют существенную роль в экстремистских проявлениях молодёжи.
Первый из них - это образ «благородного» дикаря, который противостоит «разнузданной» и «бездуховной» цивилизации. И неслучайно, что этот дикарь, если он мужчина, обязательно обладает бородой в качестве символа принадлежности к
____
природе. Второй - это образ одинокого (зачастую отверженного обществом изгоя) «героя», выступающего в качестве носителя яркой индивидуальности, бросающей вызов безличной всеобщности. Эти романтические образы в сознании могут образовывать между собой различные конфигурации или даже сливаться в одном типе «благородного» разбойника.
Таким образом, основные контркультурные детерминанты современного молодёжного экстремизма восходят к паттернам европейского романтизма, в которых зачастую происходит искажение действительно существовавших в прошлом форм культуры.
Против отклоняющегося или агрессивного поведения нужно целенаправленно культивировать нравственные привычки, содействовать устранению социального неравенства. Традиционные аспекты поведения способны противодействовать экстремистским проявлениям, которые вызывают отторжение на глубинном этническом уровне культуры, так как противоречат ее сути и поиску развития в современный период. Традиции образуют «коллективную память» общества и культуры, тот «резервуар» нетленных образов, к которым обращаются из поколения в поколение члены той или иной социальной группы [4, с. 173].
Список литературы
1. Абдулаева Э.С. (2016). Антропокультурный кризис и трансформация жизненных ценностей чеченской молодежи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 1. С.13-15.
2. Abdulaeva E. S. MODERNIZATION PROCESSES IN SPIRITUAL CULTURE OF TRADITIONAL SOCIETIES // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS / SCTCMG 2018 International Scientific Conference "Social and Cultural Transformations in the Context of Modem Globalism" No:215 Pages: 1850-1856.
3. Ляушева С., Нехай В., Хунагов Р., Шхачему-кова Б. (2016). Социоинтегративный потенциал традиционной адыгской культуры как фактор преодоления межэтнической напряженности на Кавказе в условиях глобализации. Центральная Азия и Кавказ. Т.19. С.123-132.
4. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Высшее образование, 2007. 566 с.