Научная статья на тему 'О гедонистических аспектах в культуре современного социума'

О гедонистических аспектах в культуре современного социума Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
109
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
ценности / гедонизм / Руссо / трансформация культуры / нарциссизм / values / hedonism / Rousseau / culture transformation / narcissism.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Абдулаева Э. С.

В данной статье рассматриваются гедонистические тенденции в культуре современного общества, вызванные трансформацией традиционных ценностей в период глобализационных процессов. Автор от-мечает, что утилитаризм и стремление к праздному образу жизни молодых людей – есть следствие тех сдвигов, происходящих в социуме, в котором философия гедонизма и нарциссизма занимает «равное» по-ложение среди существующих аксиологических императивов. Улучшение жизни современных людей с точки зрения практицизма, утилитаризма вызвало в традиционных обществах упадок духовных ценно-стей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE GEDONIST ASPECTS IN THE CULTURE OF MODERN SOCIUM

This article examines hedonic tendencies in the culture of modern society, caused by the transformation of traditional values in the period of globalization processes. The author notes that utilitarianism and the desire for an idle way of life for young people is a consequence of those shifts taking place in a society in which the philos-ophy of hedonism and narcissism occupies an "equal" position among existing axiological imperatives. Improve-ment of life of modern people from the point of view of practicality, utilitarianism has caused in traditional socie-ties decline of spiritual values.

Текст научной работы на тему «О гедонистических аспектах в культуре современного социума»

«ШУУШШШУМ-ЛШГМаУ»/ SOCIOLOGICAL SCIENCES

163

SOCIOLOGICAL SCIENCES

УДК 316.73

Абдулаева Э.С.,

Чеченский государственный университет

кандидат философских наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы Чеченского государственного университета, докторант Адыгейского государственного университета

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10875 О ГЕДОНИСТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА

Abdulaeva E.S.

Chechen State University

Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Theory and Technology of Social Work of the Chechen State University, doctoral student of the Adyghe State University

ON THE GEDONIST ASPECTS IN THE CULTURE OF MODERN SOCIUM

Аннотация.

В данной статье рассматриваются гедонистические тенденции в культуре современного общества, вызванные трансформацией традиционных ценностей в период глобализационных процессов. Автор отмечает, что утилитаризм и стремление к праздному образу жизни молодых людей - есть следствие тех сдвигов, происходящих в социуме, в котором философия гедонизма и нарциссизма занимает «равное» положение среди существующих аксиологических императивов. Улучшение жизни современных людей с точки зрения практицизма, утилитаризма вызвало в традиционных обществах упадок духовных ценностей.

Summary.

This article examines hedonic tendencies in the culture of modern society, caused by the transformation of traditional values in the period of globalization processes. The author notes that utilitarianism and the desire for an idle way of life for young people is a consequence of those shifts taking place in a society in which the philosophy of hedonism and narcissism occupies an "equal"position among existing axiological imperatives. Improvement of life of modern people from the point of view ofpracticality, utilitarianism has caused in traditional societies decline of spiritual values.

Ключевые слова: ценности, гедонизм, Руссо, трансформация культуры, нарциссизм.

Key words: values, hedonism, Rousseau, culture transformation, narcissism.

Глобализация культуры в современном мире бросает вызов традиционным ценностям, этнической идентичности и традиционным институтам социализации и трансляции опыта предыдущих поколений. Мы наблюдаем снижение роли традиционных ценностей и заимствование западных этических паттернов в коммуникациях, трансформацию представлений о должном поведении человека. Опыт прошлого рассматривается как атавистическая модель поведения, не пригодная в условиях информационного общества. В обществе преобладают ценности гедонизма, нарциссизма, эгоизма, индивидуализма, которые ведут к примитивизации мышления. Уже сегодня мы наблюдаем отсутствие концентрация внимания у молодых людей и отсутствие критического мышления, способности к анализу поступающей информации. Интерес к изучению гедонистических тенденций в культуре современного общества нам видится очевидным в связи с вышесказанным.

Стремление подчеркнуть «падение нравов» молодых людей встречается в трудах выдающихся мыслителей предыдущих столетий. Например, Ж.-Ж. Руссо высказал крайне интересные на наш взгляд мысли, изложенные им в труде «Рассуждение о науках и искусствах» и получившем в 1750 году премию Дижонской Академии. Заключались

они в том, что, он выводил взаимосвязь стремления к удовольствию и излишествам, приятным развлечениям с рабством. Человек, воспитанный в гедонистической культуре, как правило, это человек с душевной мелочностью, являющейся, по сути, дополнительным звеном в цепи рабства, подчиненности человека[3].

Мы не будем отмечать «падение нравов» молодого поколения, так как полагаем, что сознание молодежи является производным от сознания общества. Поэтому подчеркиваем взаимосвязь процессов, происходящих в обществе и в сознании молодежи. Улучшение жизни современных людей с точки зрения практицизма, утилитаризма вызвало в традиционных обществах упадок духовных ценностей. Одновременно наблюдаемый нами всплеск национального самосознания и религиозного мировоззрения в подобных обществах является следствием, перечисленных выше явлений[1].

У молодых людей современного мира наблюдается понижение сопротивляемости факторам внешней среды. Сегодня молодежь болеет чаще, чем их родители. Можно провести параллель между техногенным развитием современного чеченского общества и биологической деградацией

164

sociological sciences / «шушшым-лшдамаи»

молодых людей, нивелировкой традиционной этнической культуры, ее адаптационных способностей^].

Отмечает А.А. Клещенко: «Несомненна связь с общей социальной аномией, порождающей экзистенциальный вакуум (духовную пустоту) к разного рода экстремальным формам проведения своего досуга» [3].

Безусловно, вызывает беспокойство стремление к гедонизму у молодежи, так как подобное поведение приводит к отсутствию желания реализовать себя в новом направлении, к суицидальным наклонностям в случае невозможности достичь желаемого. Наблюдается дихотомичность мышления. Нехватка рабочих мест вытесняет молодежь за черту общественной жизни, возникает недоверие к опыту старшего поколения, к социуму[1]. В конечном счете, погоня за удовольствием дело дорогое и может привести к нелицеприятным последствиям.

Список литературы

1. Абдулаева Э. С. Антропологический кризис и трансформация жизненных ценностей чеченской молодежи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 1. С.13-15.

2. Абдулаева Э.С., Ляушева С.А. Модерниза-ционные трансформации традиционных ценностей // Социально-гуманитарные знания. М., 2017. № 7. С. 10-13.

3. Клещенко А.А. Девиантное поведение современной молодежи как проявление социальной аномии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012, № 6. Ч.1. С.112-115.

4. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о науках и искусствах [Электронный ресурс] http://anna-ganzha.narod.ru/russo.htm (дата обращения 22.11.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.