Научная статья на тему 'Гедонистические начала современной личности'

Гедонистические начала современной личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4766
692
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕДОНИЗМ / НАРЦИССИЗМ / ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ФЕНОМЕН ГИПЕРГЕДОНИЗМА / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГЕДОНИЗМ / ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА / ЧЕЛОВЕК РАЗВЛЕКАЮЩИЙСЯ / ЧЕЛОВЕК СОМАТИЧЕСКИЙ / HEDONISM / NARCISSISM / HEDONISTIC PERSONALITY PHENOMENON OF HIPERHEDONISM / UNIVERSAL HEDONISM / HEDONISTIC PHILOSOPHY OF MODERN SOCIETY / HOMO FESTIVUS / HOMO SOMATICUS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Аль-хуссаини Рустам Хакимович

В статье дан анализ гедонистического мировоззрения как одной из очевидных причин кризиса современной личности, выявлены его исторические корни и специфика в настоящее время в Российском социуме. В ней также рассмотрены модели человека, в основе которых лежат отдельные принципы гедонизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEDONISTIC BEGINNINGS OF MODERN PERSONALITY

The article analyzes the hedonistic worldview as one of the obvious causes of the crisis of modern personality, reveals its historical roots and specificity in the modern Russian society. It is also considered the models of human, which are based on the certain principles of hedonism

Текст научной работы на тему «Гедонистические начала современной личности»

УДК 159.923.2

Аль-Хуссаини Рустам Хакимович

аспирант Краснодарского государственного университета культуры и искусств hussaini@mail.ru

ГЕДОНИСТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Al-Husseini Rustam Hakimovich

post-graduate student of Krasnodar State University of Culture and Arts

hussaini@mail.ru

HEDONISTIC BEGINNINGS OF MODERN PERSONALITY

Аннотация:

В статье дан анализ гедонистического мировоззрения как одной из очевидных причин кризиса современной личности, выявлены его исторические корни и специфика в настоящее время в Российском социуме. В ней также рассмотрены модели человека, в основе которых лежат отдельные принципы гедонизма.

Ключевые слова:

гедонизм, нарциссизм, гедонистическая личность, феномен гипергедонизма, универсальный гедонизм, гедонистическая философия современного общества, человек развлекающийся, человек соматический.

The summary:

The article analyzes the hedonistic worldview as one of the obvious causes of the crisis of modern personality, reveals its historical roots and specificity in the modern Russian society. It is also considered the models of human, which are based on the certain principles of hedonism.

Keywords:

hedonism, narcissism, hedonistic personality phenomenon of hiperhedonism, universal hedonism, hedonistic philosophy of modern society, Homo festivus, Homo somaticus.

Анализируя эволюцию западной цивилизации, П. Сорокин выявил ряд закономерностей, касающихся чередования типов культур. В частности, он отметил, что в периодизации прослеживается общая тенденция сменяемости периодов с преобладанием духовного начала периодами, в которых превалирует тяготение к гедонизму и чувственности.

Положение личности в значительной мере обуславливается типом существующей культуры, ибо человек испытывает постоянное социальное давление со стороны являющего ее носителем социума.

Современная личность живет в обществе, одним из основных признаков которого Г. Маркузе считал утверждение нарциссизма [1], а Э. Фромм - «радикального» гедонизма [2], который он, в отличие от своего соратника по Франкфуртской школе социологии, воспринимал как отрицательное явление. В действительности, нарциссизм и гедонизм тесно связаны между собой, являясь проявлениями единого процесса, - процесса снижения духовности под натиском массовой культуры и идеологии потребления, замещения нравственных ценностей ценностями материальными. Воцарение нарциссизма, базирующегося на преувеличенном внимании к внешним физическим характеристикам человека, и гедонизма, в основе которого лежит тяга к удовольствиям, знаменует приближение новой, сфокусированной на плотских влечениях фазы культуры к своему пику.

Оба феномена берут свое начало в античной культуре. Нарциссизм назван именем персонажа древнегреческого мифа о страстной любви юноши к собственному отражению, интерес к образу которого вновь вспыхнул на рубеже Х1Х-ХХ вв. и получил воплощение в стихах французского поэта Поля Валери «Кантата о Нарциссе». Именно они вдохновили Маркузе на активное использование этого термина для обозначения особого состояния сознания современной личности, сосредоточенной на себе и своем внешнем облике.

Гедонизм представляет собой разновидность этического учения, выводящего моральные критерии из противопоставления страдания наслаждению. В качестве самостоятельного направления этики гедонизм впервые появился в учении Аристиппа Киренского, систематизировавшего разрозненные воззрения предшественников и современников. На этой основе возникло специфическое мировоззрение, превозносящее индивидуальные потребности человека над предписаниями общества, которые рассматривались как препятствия для свободного волеосуществления. Позже появились различные варианты гедонизма, принимавшего разнообразные формы: от наиболее радикального у киренаиков, оправдывавших любые способы получения удовольствия, до умеренных у Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура и других философов древности.

В различные исторические эпохи гедонизм то был не востребован в связи с несовпадением с господствовавшим в обществе мировоззрением, то получал новое звучание, в зависимости от того, какие из его положений вызывали интерес и с какой целью их использовали. Если мыслители Ренессанса прибегали к его идеям для обоснования нового гуманистического видения человека, кардинально противоположного его восприятию в предыдущий средневековый период, то во времена Просвещения гедонизм служил источником идей для духовной оппозиции религиозному догматизму.

В Новое время ощутимый вклад в его дальнейшую разработку внесли родоначальник утилитаризма Дж. Бентам, сторонник универсального гедонизма Г. Сидвик, выделивший в нем психологическую и этическую разновидности, автор «Гедонистического императива» Д. Пирс, провозгласивший гедонизм основополагающей нравственной ценностью для всей биосферы, позже - основатель эстетического гедонизма писатель О. Уайльд и сторонник неоромантического гедонизма У. Пейтер.

Двадцатый век вдохнул в гедонизм новую жизнь и новый смысл, превратив его из незначительного этического учения едва ли не в идейное знамя постиндустриального общества. И в данной роли гедонизм логично сочетается с нарциссизмом, дополняющим и углубляющим его изначальное содержание. Стремление к удовольствиям и избавлению от каких-либо значительных тревожащих сознание душевных порывов наряду с выдвижением телесной привлекательности на первый план из длинного перечня иных положительных личностных качеств постепенно превращается во всеобщее представление о смысле человеческого существования, отстраняя в арьергард такие казавшиеся незыблемыми прежде достоинства, как богатство внутреннего мира, интеллект, добропорядочность и трудолюбие.

Какие последствия может в себе таить данное направление мировоззренческого вектора? Каковы черты новой модели человека информационной фазы эволюции и в чем ее принципиальные отличия от предыдущих моделей?

Объясняя выдвижение нарцисстического начала как одного из определяющих качеств современного человека в противоположность прометеевскому типу человека-борца К. Маркса, Маркузе тем самым обосновывал утрату массами предопределенной им Марксом революционной роли в построении общества, чье развитие заметно уклонилось от предсказанного им пути. Переход на новый социально-экономический этап эволюции, ознаменованный высоким уровнем производства и потребления, доступностью большинства жизненных благ, практически исключил необходимость классовой борьбы и привел к перерастанию конформизма из ограниченного состояния в феномен массового сознания. Гедонизм - наиболее явное проявление подобного сознания, названного Маркузе «одномерным». И, как ни странно, он во многом зиждется на социальных завоеваниях современного социально-ориентированного общества, законодательно гарантирующего и регламентирующего права и свободы всех граждан независимо от их личностных качеств. Таким образом, социальная политика общества, в значительной мере снимающая с личности ответственность за устройство собственной судьбы и перекладывающая ее на многочисленные общественные институты, в совокупности с отсутствием прочного морального базиса, обозначающего четкий водораздел между добром и злом, а также доступность благ при наличии достаточного свободного времени для досуга образуют питательную среду для гедонистических умонастроений.

Сам по себе гедонизм как способ избежать жизненных невзгод естественен для любого индивида. Но важна его мировоззренческая составляющая, занимаемое им место в этической системе и то, что в свое время Дж. Милль обозначил понятием «качество удовольствия», когда вслед за попытавшимся вывести формулу количественного измерения удовольствия Дж. Бентамом предложил классифицировать его по принципу ценности. Милль разделил наслаждения на примитивные, связанные преимущественно с биологической природой человека, и возвышенные, значимые для его внутреннего духовного развития.

В отличие от состояния активного эпикурейства, которым Сорокин обозначил активночувственную культурную ментальность, подразумевающую тяготение к максимальной наполненности бытия земными радостями и динамичной экзистенции, современный гедонизм представляет собой пассивное эпикурейство [3]. Подобный тип культурной ментальности подразумевает поиск удовольствия ради удовольствия, часто без ощущения удовлетворенности. Новый гедонизм принимает гипертрофированные формы, подавляя другие наклонности личности и деформируя ее. Сознание приобретает поверхностный одномерный характер, утрачивая глубину и критичность. Характерной и превалирующей чертой такой личности становятся праздность, гиперфестивность, избыточная па-фосность, нарциссическое самолюбование, страсть к массовым мероприятиям. Это позволило современному французскому публицисту Ф. Мюрэ создать на основе данных качеств новую модель человека Ното Festivus и охарактеризовать наступивший исторический период как век массовой эйфории [4]. По мнению автора, досуг человека типа Ното Festivus превращается в бесконечную череду развлечений, а смыслом жизни становится погоня за все более острыми ощущениями. При этом качество получаемых им удовольствий весьма сомнительно, и еще более сомнительна их моральная подоплека: наслаждение часто относится к категории низких, а человек проводит «жизнь, полную монотонного гедонизма, которая годится только для свиней» [5]. Характерной чертой гедонизма наших дней является разрыв взаимообуславливающих связей между его составляющими: радость и удовольствие перестали быть причиной и следствием друг друга, радость отнюдь не всегда проистекает из полученного удовольствия, а удовлетворение от него часто бывает кратковременным и нестойким. По мнению Э. Фромма, современный индивид не обладает той способностью непосредственного восприятия радости бытия, которая была свойственна его предкам, извлекавшим ее из самого факта своего существования. Объясняя этот парадокс отсутствием каких-либо усилий для достижения удовольствия со стороны человека, он отмечает одно новое свойство: удовольствие сводится к удовлетворению потребности без получения внутреннего удовлетворения и потому

не вызывает у индивида истинного чувства радости. «Радость - это... пламя, которое освещает всю глубину бытия» [6], сопровождая личность на пути самореализации. Бесконечное удовлетворение потребностей вызывает пресыщенность жизненными благами. Фромм, несомненно, прав, утверждая, что исповедуемая большинством современных людей концепция безграничных наслаждений превращает социум в «общество хронически несчастных людей» [7], материально обеспеченных, но морально надломленных.

Еще больше нареканий феномен гедонизма и сопутствующего ему нарциссизма вызывает у отечественных авторов, усматривающих в нем скрытую угрозу российскому социуму, которая, подобно бомбе замедленного действия, срабатывает с отсроченным эффектом. Действительно, в отличие от каких-либо явных пороков гедонизм и нарциссизм не вызывают тревоги до тех пор, пока являются уделом отдельных индивидов. Но, перерастая в крупномасштабное массовое явление, они способны вызвать необратимую антропо-социо-культурную деформацию как конкретной личности, так и всего социума. И если на предыдущих исторических фазах общественной эволюции в качестве основного принципа реальности выступало активное патерналистское начало, в существенной мере определяющее идеал личности и предполагаемые модели ее поведения, то в современном постиндустриальном обществе восторжествовало пассивное женское начало, обусловленное доминирующими гедонистическими принципами жизни. Так, в числе базовых характеристик субъекта современного социума А.В. Костина называет гетерогенность, а другие исследователи - андрогинность, которые, возможно, выступают признаками пока не распознанного стирания гендерных различий [8]. Но уже на данном этапе можно констатировать факт появления многочисленных женоподобных мужчин, мужеподобных женщин и индеферентных существ. Это было бы невозможно без внедрения в общественное сознание принципа абсолютной толерантности, исповедующей не просто терпимость к инакомыслию, но и приятие его крайних радикальных форм. Подобная, по определению Маркузе, «репрессивная толерантность», в основе которой лежит «гипертрофированный гедонистический индивидуализм» [9], внушающий людям мысль о необходимости воспринимать аномальное как естественное, подрывает нравственные устои общества, и без того расшатанные тотальной секуляризацией.

Переход же гедонизма с индивидуального уровня на уровень доминирующей философии общества подталкивает это общество к медленному, но неизбежному саморазрушению, вызывая такой качественный и количественный рост отклонений, при котором утрачивается жизнеспособность социума [10] и начинается процесс его угасания.

Главным источником гедонистического мировоззрения многие специалисты считают массовую культуру, представляющую собой канал создания и распространения ценностей. Являясь в своей основе культурой гедонистической, она формирует особую, по мнению А.В. Костиной, эстетику досуга, фокусируясь на телесности, чувственности, соблазне, эротике и оставляя за границами внимания нравственную оценку этих аспектов человеческой экзистенции, низводя духовную составляющую личности до уровня приложения к его внешней физической оболочке. Возведение в абсолют физиологического начала, активная стимуляция сексуальных фантазий человека, проповедь нарциссизма с его культом вечной молодости, стремлением соответствовать идеалам, предлагаемым средствами массовой информации, способствует утверждению такого феномена наших дней, как «соматизация сознания», в основе которого лежит превращение личности в «сому» - «гедонистическое анонимное тело», чьи духовные потребности второстепенны по отношению к телесным [11].

Однако, воспроизводя нелицеприятную картину разлагающего воздействия гедонизма на отечественный социум, необходимо отметить, что сам по себе гедонизм не содержит неконтролируемого разрушительного механизма. Убедительным доказательством тому служит полученный человечеством в периоды всплеска гедонистического мировосприятия исторический опыт. Достаточно вспомнить, что в основе ренессансной модели человека, ставшей мощным импульсом для взлета гуманистической этики, лежал симбиоз души и тела, полная гармония духовного и физического начал в индивиде.

Гедонизм таит в себе опасность в том случае, когда он и не уравновешен весомыми этическими критериями, служащими противоядием его притягательности. Современный гедонизм особенно опасен потому, что пораженное массовой культурой сознание воспринимает его некритично. А ведь в умеренном виде гедонизм мог бы играть положительную роль в обществе, накопившем огромный материально-технический потенциал, но почти утратившем ощущение первозданной ценности бытия [12], возвращая это ощущение людям. В действительности же, преобладание в современной личности ярко выраженного гедонистического начала стало одной из причин кризиса человека. Рассуждая о положении человека в российском социуме на исходе XX столетия, известный публицист Г. Красников писал: «Человек уходит из человека, уступая место вандалу» [13]. Особенности развития нашего общества в последние годы вынуждают нас внести коррективы в его мысли, так как на самом деле все чаще и чаще человек уходит из человека, уступая место своей упрощенной гедонистической модели.

Ссылки: References (transliterated):

1. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный 1. Markuze G. Eros i tsivilizatsiya. Odnomerniy che-человек. Исследование идеологии постиндустри- lovek. Issledovanie ideologii postindustrial'nogo ob-

ального общества. М., 2003. shchestva. M., 2003.

2. Фромм Э. Иметь или быть. М., 2010.

3. Долгенко А.Н. Декатентский гедонизм. Феномен удовольствия в культуре // Материалы международного научного форума 6-9.04.2004. СПб., 2004. С. 170-172

4. Мюрэ Филипп. После Истории. Фрагменты книги // Иностранная литература. 2001. № 4. С. 224-241.

5. Блэкберн С. Этика: краткое введение. М., 2007.

6. Фромм Э. Указ. соч.

7. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2006.

8. Хагуров Т.А. Человек потребляющий: проблемы девиантного анализа. М., 2006.

9. Там же.

10. Там же.

11. Костина А.В. Указ. соч.

12. Красников Г.Н. В минуты роковые. Культура в зеркале русской истории. М., 2011.

13. Там же.

2. Fromm E. Imet' ili byt'. M., 2010.

3. Dolgenko A.N. Dekatentskiy gedonizm. Fenomen udovol'stviya v kul'ture // Materialy mezhdunarodnogo nauchnogo foruma 6-9.04.2004. SPb., 2004. P. 170-172

4. Mure Filipp. Posle Istorii. Fragmenty knigi // Inostran-naya literatura. 2001. No. 4. P. 224-241.

5. Blackbern S. Etika: kratkoe vvedenie. M., 2007.

6. Fromm E. Op. cit.

7. Kostina A.V. Massovaya kul'tura kak fenomen postindustrial'nogo obshchestva. M., 2006.

8. Khagurov T.A. Chelovek potreblyayushchiy: problemy deviantnogo analiza. M., 2006.

9. Ibid.

10. Ibid.

11. Kostina A.V. Op. cit.

12. Krasnikov G.N. V minuty rokovye. Kul'tura v zerkale russkoy istorii. M., 2011.

13. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.