УДК 1:001; 001.8
ББК 6
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ И РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ГЕДОНИЗМА
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ НЕГАНОВ,
старший преподаватель кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат философских наук E-mail: [email protected]; НИНА ВЛАДИМИРОВНА СТРЕЛКОВА, заместитель начальника кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат социологических наук, доцент E-mail: [email protected]; КОНСТАНТИН СТАНИСЛАВОВИЧ ЩЁЛОКОВ, преподаватель кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук E-mail: [email protected] Научная специальность 09.00.11 — социальная философия
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируются истоки и логика развития современной гедонистической культуры. Об актуальности темы свидетельствуют многочисленные факты проявления кризиса постмодернистской западной цивилизации находящейся во власти гедонизма. Авторами исследованы истоки развития гедонизма современной западной культуры. В условиях глобального общества гедонизм будет развиваться и набирать силу, пока «не переварит» незатронутые ранее культуры.
Ключевые слова: гедонизм, удовольствие, постмодернизм, принцип реальности, индустриальное общество.
Annotation: This article analyzes the origins and logic of development of modern hedonistic culture. The relevance of the topic numerous facts testify to the existence of the postmodern crisis of Western civilization, in the power of hedonism. The author researched the origins of the development of modern hedonism of Western culture. In a global society hedonism will evolve and gain momentum until «digest» previously untouched culture.
Keywords: hedonism, pleasure, postmodernism, the principle of reality, the industrial society
Вопрос о смысле жизни человека является, пожалуй, одним из самых трудных и тяжелых для многих из нас. Чтобы избавить человека от подобных «мучений» ему предлагают простые и незамысловатые рецепты счастья. «Бери от жизни все» — этот рекламный слоган одного из самых популярных напитков, в концентрированной форме выражает умонастроение современной эпохи. Именно в рекламе, которая, по сути, является объективированным отражением самой динамичной формы общественного сознания, это проявляется наиболее ярко. Современная западная культура заполнена множеством аналогичного рода императивов, выражающих гедонистическую природу: «имидж — ничто, жажда — все», «ты этого достоин», «жизнь хороша, когда пьешь не спеша», «жевать и не переживать». Эти и подобные рекламные лозунги при-
зывают человека жить ради получения удовольствий, ради ярких чувственных ощущений которые рождают положительные эмоции наслаждения.
Что же представляет собой это явление? Где его истоки? И самое главное, в чем состоит логика развития этого процесса, к чему это может привести? Для того что бы ответить на эти вопросы нужно окунуться в историю и оценить это явление в связи культур различных эпох и ценностных ориентаций.
Ценности классической эпохи Модерна, которая все еще близка нам, предполагали наличие стабильной высокооплачиваемой работы, недвижимости, крепкой семьи. Материальный достаток предусматривал кропотливую деятельность по построению карьерной лестницы и увеличению благосостояния. Истоки этой позиции, как утверждает М. Вебер, уходят своими кор-
нями в рождении «духа капитализма» на заре формирования протестантской этики: «Неутомимый, постоянный, систематический мирской профессиональный труд как наиболее эффективное аскетическое средство и наиболее верный и очевидный способ утверждения возрожденного человека и истинности его веры...ре-зультатом этого будет накопление капитала посредством принуждения к аскетической бережливости1». Культура формировала стандарты поведения: высокий профессионализм, достигнутый благодаря длительному и систематическому труду и качественному обучению, накопительство и вложение средств — каждый вложенный доллар дает два, недопустимость лени и праздности2. Таким образом, индустриальное общество включало в себя, прежде всего, ценность труда как основу социального устройства.
В настоящий момент, в эпоху постиндустриального общества, это перестает быть самоцелью. Теперь в тренде поиск новых впечатлений: путешествия, смена места жительства, работы, рода деятельности, новые увлечения, друзья, сексуальные партнеры. Стабильность начинает казаться скучным пережитком прошлого. Современный гедонизм обвиняет сторонников традиционного образа жизни в ограниченности, неполноценности, запрограммированности, постулируя тем самым подлинную полноту собственного бытия.
Но тут встает проблема пределов удовольствий. Как, и до каких пор человек наслаждается удовольствиями, чем он готов жертвовать ради этого, где черта, за которой цена удовольствия становится чрезмерной. Проблема границы удовольствия поднималась и раньше. Дело в том, что традиционное и индустриальное общество не против удовольствий, но стремится к их ограничению по принципу: «Делу — время, потехе — час». «Богу угодно рациональное и утилитарное использование богатства на благо каждого отдельного человека и общества в целом. Аскеза требовала от богатых людей не умерщвления плоти, а такого употребления богатства, которое служило бы необходимым и практически полезным целям».
В традиционном же обществе, в условиях скудности ресурсов и ограниченности средств существования, строгая последовательная регламентация всех сфер жизни являлась единственным средством выживания человека. Другими словами, традиционное общество просто не могло позволить себе гедонизм. Исключение составляли лишь верхняя аристократическая прослойка развитых древних и особенно античных обществ. Не случайно, самой идее гедонизма мы обязаны древним грекам. В учениях Эпикура, кирена-иков мы находим теоретические истоки обоснования жизни ради получения удовольствия. В этике гедонизм киренаиков противостоял аскетизму киников. Гедо-
низм (греч. hedone — наслаждение) — целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяется как то, что приносит наслаждение, а зло — как то, что влечет за собой страдание.
Первоначально гедонизм как этическое учение формируется в рамках киренской философской школы. Гедонизм является разновидностью эвдемонизма (гр. еМатота- счастье, блаженство) — этического учения, признающего критерием нравственности и основой поведения человека стремление к счастью.
Гедонистическая этика киренаиков вела к аморализму, когда критерием добра и зла оказывалось наслаждение. Последователи Аристиппа, гегесианцы считали, что вполне «достаточно постичь смысл добра и зла, чтобы и говорить хорошо, и не ведать суеверий, и быть свободным от страха смерти., ибо предпочтительна как жизнь, так и смерть»3. Гегесий Александрийский, видевший недостижимость перманентного наслаждения, легко превращал гедонизм из проповеди радости жизни в проповедь смерти. После его выступлений некоторые слушатели кончали свою жизнь самоубийством.
Аморализм гегесианцев проявлялся и в утверждении о том, что «не существует ни благодарности, ни дружбы, ни благодеяния, так как к ним ко всем мы стремимся не ради них самих, а ради их выгод, ибо без выгод их не бывает»4.
Гедонизм является идеей, которая сопровождает человека на протяжении всей его истории. Фундаментальной психологической основой гедонизма является банальный эгоизм. Человеку, зачастую, кажется гораздо более удобным снимать с себя ответственность за свои поступки и перекладывать ее на других. Видеть исключительно собственные права и не замечать обязанности. Как не странно, гедонистический эгоизм претендует на реализацию человеческой индивидуальности. «Ты этого достоин» и прочие рекламные слоганы указывают на это. Но на самом деле подобная точка зрения ошибочна, поскольку гедонизм не дает человеку выйти за рамки собственных страстей и сиюминутных предпочтений и ведет к разрушению целостности человеческой личности.
Что же можно противопоставить культивируемой и навязываемой обществу концепции эгоистического эгоизма?
Во все времена, гедонизм конкурировал и соответственно, ограничивался альтернативными идеями: религиозной аскезой, нравственным ригоризмом, прагматизмом и утилитаризмом, наконец, идеалами социалистического общества. Реализация гедонистического идеала может также привести и к социальной не стабильно сти5.
П. Сорокин, выдвинул идею, согласно которой в истории развития западной культуры прослеживают-
ся, общая тенденция сменяемости периодов с преобладанием духовного начала и периодов тяготения к гедонизму и чувственности.
Современная личность живет в обществе, одним из основных признаков которого Г. Маркузе считал утверждение нарциссизма, а Э. Фромм — «радикального» гедонизма, который он, в отличие от своего соратника по Франкфуртской школе социологии, воспринимал как отрицательное явление6. В действительности, нарциссизм и гедонизм тесно связаны между собой, являясь проявлениями единого процесса, — процесса снижения духовности под натиском массовой культуры и идеологии потребления, замещения нравственных ценностей ценностями материальными 7.
Восприятие духовных ценностей, которое часто нивелируется гедонистическими устремлениями, во многом зависит от направленности свободной воли человека. В философских трудах волевое начало человека связывают с многообразием отношений со всей целостностью бытия: в частности, с общественным и творчески — созидательным характером его деятельности, включённостью в мир культуры, духовным становлением. Духовное бытие человека конструирует личность, составляя её подлинное единство, субстанциальную самобытность8. Духовность, являясь основой бытия личности, «встраивается в царство предметного мира» как надсубъективное, способствуя формированию духовных норм и ценностей, придавая смысл жизни, поскольку «духу человека доступна свобода, и ему подобает свобода», так как дух есть «сила самоопределения к лучшему», имеющая «дар волею усилить себя и преодолеть в себе то, что отвергается, [и] власть задавать формы и законы своего бытия»9. Духовное бытие связано с освобождением человека от своей самости, являющейся границей между душевным и духовным бытием. Воля — «единственный подлинный признак», позволяющий человеку «соблюдать дистанцию в отношении самого себя, привлекать свою непосредственную самость на суд высшей инстанции, оценивать и судить её и все её цели». Дух есть «любовь к качеству и воля к совершенству во всех областях жизни».
Рассуждая о «смерти Запада», известный идеолог и политик П. Бьюкенен обвинил именно Франкфуртскую школу в преступлении против культуры, выразившуюся в реконструкции западного общества. Именно она, наряду с появление в университетских кампусах США в 1964 году огромного количества молодых людей, не знавших бедности и военных тягот, и влияния телевидения, внесла решающий вклад «в низвержение этой культуры и уничтожения прежней Америки». «На основании всего сказанного выше очень хочется задать вопрос глобального свойства: неужели гибель осно-
ванной на религии культуры становится неизбежной, едва общество достигает изобилия? Когда нация преодолевает тяготы детства, метания юности и мучения зрелости и начинает вести жизнь, полную неги и роскоши, неужели она неизбежно заражается «болезнью души», которая ведет к декадансу, упадку и гибели? «Америка — единственная страна, перешагнувшая от варварства к упадку, минуя цивилизованность»,- обронил Оскар Уайльд. Неужели этот парадокс соответствует истине»10?
Интересен вопрос: когда и как этот процесс закончится? Какова продолжительность периодов доминирования того или другого принципа человеческой культуры? В истории есть разные периоды. Так, мы можем наблюдать длительные периоды высоко-репрессивных форм человеческой чувственности как, например, эпоха Средневековья. Или, относительно короткие, как например вторая половина XX века, внутри которого можно обнаружить период некоторого ослабления. По-видимому, здесь нет однозначного хронологического ответа. Каждый тип человеческой культуры имеет свою логику и свои циклы. Так, например, есть определенные основания утверждать, что в западном обществе в настоящее время наблюдается пресыщение потребительством и идеалами либерализма. Что может быть вполне объяснимо, учитывая, что западное общество встало на этот путь раньше и, естественно, прошло по этому пути дальше. Это может свидетельствовать о нарастании контртенденции, ослаблении принципа удовольствия в человеческой природе и возможном возвращении к принципу реальности. Однако необходимо заметить, что современное общество стало глобальным. Чрезвычайно выросла взаимосвязь различных культур между собой. Появился феномен взаимоподпитывания различных культур и их взаимозависимость. Западное общество и, прежде всего, США являются флагманом гедонистического мировоззрения и основным транслятором принципа удовольствия через индустрию развлечений: HOLLIWOOD, Интернет, фастфуд. Поэтому представляется, что некоторое ослабление гедонистических тенденций в западном обществе будет нивелироваться все более разрастающимся внедрением общества удовольствия во всем остальном мире. То есть гедонизм в западном мире уже не зависит только от внутренней логики и вероятной пресыщенности этим процессом, а начинает подпитываться импульсами извне, из тех культур, которые только встали на этот путь, уже опьянены его дурманом, и уже не готовы свернуть в сторону. Получая новую энергию, маховик индустрии развлечений, гедонизма и потребительства начинает раскручиваться все сильнее и остановить его импульсами из обществ, которые уже устали от этого процесса, теперь невоз-
можно. Гедонизм как «гобсовский Левиафан» начинает пожирать все, до чего может дотянуться. Действительно, о какой остановке идет речь, если кассовые сборы голливудских блокбастеров за счет новой киноаудитории растут с каждым годом, если ежедневно появляются новые точки сетей фастфуд по всему миру, если растут рынки сбыта продукции, поп-звезды популярнее политиков, а количество обращений за порно-контентом растет в арифметической прогрессии?11.
1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990. с. 199.
2 Щелоков К.С. Бюрократизация права: дис. ... к.ю.н. М., 2008. с. 23-36.
3 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: 1979. с. 125
4 Там же. с. 133.
5 Фролова Т.Н. Социальная нестабильность: понятие и сущность // Философские исследования и современность. Вып. 4. М., 2015. с. 200-211.
6 Красникова В.П. Гуманистическая философия Эриха Фромма // Философские исследования и современность. Вып. 4. М., 2015. с. 103-110.
7 Аль-Хуссаини Р.Х. Гедонистические начала личности // Теория и практика общественного развития. 2012. N° 2. с. 34-37.
8 Байдакова М.Ю. Проблема воли в философии и христианской антропологии: дис. ... к.ф.н. М., 2008. с. 8.
9 Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М., 1994. с. 95.
10 Бьюкенен П. Дж Смерть Запада. М., 2007. с. 133.
11 Неганов В.В., Щёлоков К.С. К вопросу об античных истоках западного индивидуализма // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 5. с. 193.
1 Veber M. Protestantskaya etika i dukh kapitalizma. M., 1990. P. 199.
2 Shchelokov K.S. Byurokratizatsiya prava: dis. ... k.yu.n. M., 2008. P. 23-36.
3 Diogen Laertskii. O zhizni, ucheniyakh i izrecheniyakh znamenitykh filosofov. M.: 1979. P. 125
4 Ibid. P. 133.
5 Frolova T.N. Sotsial'naya nestabil'nost': ponyatie i sushchnost' // Filosofskie issledovaniya i sovremennost'. Vyp. 4. M., 2015. P. 200-211.
6 Krasnikova V.P. Gumanisticheskaya filosofiya Erikha Fromma // Filosofskie issledovaniya i sovremennost'. Vyp. 4. M., 2015. P. 103-110.
7 Al'-Khussaini R.Kh. Gedonisticheskie nachala lichnosti // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2012. No. 2. P. 34-37.
8 Baidakova M.Yu. Problema voli v filosofii i khristianskoi antropologii: dis. ... k.f.n. M., 2008. P. 8.
9 Il'in I. A. Sobr. soch.: V 10 t. T. 1. M., 1994. P. 95.
10 B'yukenen P. Dzh Smert' Zapada. M., 2007. P. 133.
11 Neganov V.V., Shchelokov K.S. K voprosu ob antichnykh istokakh zapadnogo individualizma // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. No. 5. P. 193.
Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [В.Я. Ки-коть и др.]; под ред. В.Я. Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.
^г Профессиональная Применительно к реалиям современного общества системати-
ЭТИка ^^^И зированно изложены нравственные основы правоохранительной
и деятельности. Рассмотрены этические основы специфики дея-
служебный
ЭТИКвТ тельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.
Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.