УДК 159.99
ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ШКОЛЫ
DOI: 10.54158/27132838_2021_3_55
PERSONAL PSYCHOLOGICAL
SAFETY FACTORS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL
Костина Л.М.,
кандидат психологических наук, доцент, преподават ель,
ФГБОУВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
г. Санкт-Петербург, Россия Писаренко И.А.,
кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель,
Санкт-Петербургский государственный университет
г. Санкт-Петербург, Россия
Карпова М.А.,
директор,
ГБОУ школа № 375 с углубленным изучением английского языка
Красносельского района Санкт-Петербурга
г. Санкт-Петербург, Россия Аннотация:
На современном этапе развития системы образования одной из актуальных проблем, требующих решения научного сообщества, является проблема психологической безопасности личности обучающихся. В данной статье рассматриваются группы факторов, влияющих на психологическую
безопасность личности учащихся общеобразовательной школы. Авторами предпринята попытка выделения и систематизации факторов на различных уровнях.
Ключевые слова: психологическая безопасность личности, образовательная среда, факторы.
Kostina L.M.
PhD in Psychology, Associate Professor, Educator,
Russian State Pedagogical University
A.I. Herzen
St. Petersburg, Russia
Pisarenko I.A.,
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Educator, Saint Petersburg State University St. Petersburg, Russia
Karpova M.Ä.,
Director,
School No. 375
St. Petersburg, Russia
Summary:
At the present stage of development of the education system, one of the urgent problems requiring a solution of the scientific community is the problem of the psychological safety of the personality of students. This article examines a group of factors influencing the psychological safety of the personality of students in a comprehensive school. The authors made an attempt to isolate and systematize factors at various levels.
Keywords: psychological safety of a person, educational environment, factors.
В настоящее время наблюдается интенсификация инновационных процессов. Изменения затрагивают все сферы государственно-общественного устройства страны. Подобные тенденции наблюдаются и в образовательной среде. В связи с новыми эпидемиологическими реалиями происходят изменения, требующие особого внимания в вопросах обеспечения психологической безопасности личности обучающихся. Научное и педагогическое сообщество, психологи и родители учеников отмечают рост негативных проявлений в развитии личности, поведении и соматическом здоровье подрастающего поколения. Отдельные ученые отмечают в настоящее время рост деструктивного поведения, увеличение уровня агрессивности у детей и подростков. Отмечается общее снижение мотивации к обучению среди обучающихся на разных уровнях образования, в том числе и среди школьников.
На решение обозначенных проблем направлены исследования в р азличных областях научного знания: социология, педагогика, философия, психология. В сложившихся условиях приоритетными становятся исследования в психологии образования, связанные с изучением отдельных аспектов психологической безопасности образовательной среды и психологической безопасности личности в образовании (И.А. Баева, Н.В. Дашкова, Е.А. Климов, Т.М. Краснянская, С.В. Пимонова и др.).
В наших работах [1; 2; 3] мы не раз отмечали, что проблему психологической безопасности личности, в том числе и в образовательной системе, следует рассматривать через совокупность внешних и внутренних факторов. Остановимся подробнее на рассмотрении данных групп факторов.
К внешним факторам, негативно влияющим на психологическую безопасность личности обучающихся в образовательной среде школы, исследователи относят довольно большой перечень проблем. Условно все внешние факторы можно разделить на макро- и микро-факторы.
Макро-факторы проявляются на государственном, институциональном и социальном уровнях. На государственном уровне прослеживается усиление регламентирующей функции. Появляются новые законодательные документы. В 2013 году был принят «Об образовании в Российской Федерации». На стадии окончательного утверждения и внедрения находятся государственные образовательные стандарты всех уровней образования, включая дошкольное. На институциональном уровне изменяется система образования в структурном и содержательном плане, появляются новые уровни образования, что влечет за собой повышение требований к обучающемуся при переходе с одной образовательной ступени на следующую. Педагогическим сообществом разрабатываются и апробируются новые образовательные программы, проводится поиск инновационных методов и технологий педагогической деятельности и психологического сопровождения. На социальном уровне наблюдаются и парадигмальные изменениями общественного сознания, появляются новые информационные риски, социальные катаклизмы, влияющие на образовательный процесс и на субъектов образования.
Микро-факторы в системе внешних факторов, негативно влияющие на уровень психологическую безопасность школьников, условно можно разделить на организационные, процессуальные, межличностные. Организационные факторы связаны с проблемами организации образовательного процесса в учреждениях образования любого уровня, в системе дополнительного образования и в семье. К ним можно отнести неправильно организованный педагогический процесс, в ходе повсеместного внедрения цифровизации образования, неблагоприятная психологическая атмосфера, дефицит времени, среда, не обеспечивающая потребности ребенка в движении и творчестве и т.п. Процессуальные факторы влияют на уровень психологической безопасности личности в процессе овладения обучающимися основными компетенциями. К
ним можно отнести отсутствие междисциплинарной интеграции, трудности, с которыми школьники сталкиваются при выполнении домашней работы, проблемы понимания учебного материала, перегрузки и т.д. Факторы межличностной группы определяются взаимоотношениями внутри школы между всеми субъектами образования, которые непосредственно влияют на уровень психологической безопасности школьников.
К внутренним факторам, определяющим психологическую безопасность личности обучающихся в образовательном процессе школы, можно отнести целый ряд проблем поведенческой, личностной, мотивационной и познавательной сфер обучающихся. Набор предложенных вариантов значительно более разнообразен и зависит от научной позиции того или иного исследователя. Именно поэтому данную группу факторов сложно классифицировать. Приведем лишь примеры некоторых из предложенных в настоящее время вариантов: наличие опыта негативных переживаний, несоответствие мотивов и целей потребностям школьника, конформизм, различные деструктивные реакции человека на опасность (И.А. Баева, Л.Б. Дыхан, Е.Б. Лактионова, О.В. Писарь, А.Д. Тырсикова и др.).
На наш взгляд, не представляется возможным осуществить выявление, осмысление и снижение негативного воздействия рассмотренных факторов образовательного процесса на личность обучающегося. Данные проблемы могут быть обусловлены рядом причин.
Во-первых, в настоящее время не существует единой, общепринятой классификации негативных факторов (рисков, угроз) образовательной ср еды, которые могли бы угрожать психологической безопасности личности обучающегося в непрерывном образовательном процессе.
Во-вторых, наблюдаются сложности в попытках учета всех факторов, влияющих на психологическую безопасность личности обучающихся. Прежде
Выпуск № 3 (5) 2021 г. «Наука и практика в образовании: электронный научный журнал»
izdanie-nauka.ru
всего это связано с неконстантностью в развитии личности школьников и с появлением все новых и новых внешних угроз. В ряде работ отечественных и зарубежных психологов поддерживается идея о субъективности восприятия безопасности/опасности. Так А. Уолферс говорит о том, что безопасность объективно выражается в отсутствии угроз приобретенным ценностям, а субъективно - в отсутствии страха в отношении этих угроз [4]. То есть, оказываясь составной частью любого явления жизни, в том числе и в процессе школьного образования, человек содержит внутри себя и факторы, определяющие степень безопасности или небезопасности ситуации и уровень безопасности его поведения [5].
В-третьих, из-за динамического изменения самой образовательной среды. Появляются новые регламентирующие документы, изменяется система образования в структурном и содержательном плане, появляются новые информационные риски, социальные катаклизмы, влияющие на образовательный процесс и на субъектов образования и т.д.
Таким образом, предложенная совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на нарушение психологической безопасности личности обучающихся в образовательной среде школы, является открытой и неконстантной. Что, в свою очередь, определяет необходимость постоянного их выявления, дополнения и классификации с учетом социальных процессов.
Список литературы
1. Костина Л.М. Стратегические направления формирования психологической безопасности личности дошкольника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 155. С. 66-71.
Выпуск № 3 (5) 2021 г. «Наука и практика в образовании: электронный научный журнал»
izdanie-nauka.ru
2. Костина Л.М., Хоменко И.А. Продуктивная социально востребованная деятельность - основа психологической безопасности личности // Народное образование. 2012. №2 7. С. 267-272.
3. Костина Л.М. Подходы к формированию психологической безопасности личности // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2012. Т. 18. №2 2. С. 72-75.
4. Walfers A. Discord and Collaboration, Essays on International Politics. Baltimore: John Hopkins University Press, 2012. P. 150.
5. Знаков В.В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М.: Институт психологии РАН, 2007. 480 с.
Сведения об авторах:
Костина Любовь Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, преподаватель, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Россия, еmail: [email protected]
Kostina L.M. PhD in Psychology, Associate Professor, Educator, Russian State Pedagogical University A.I. Herzen, St. Petersburg, Russia, еmail: [email protected]
Писаренко Ирина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия, еmail: [email protected]
Pisarenko I.A., PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Educator, Saint Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, Russia, еmail: [email protected]
Карпова Марина Александровна, директор, ГБОУ школа № 375 с углубленным изучением английского языка Красносельского района Санкт -Петербурга, г. Санкт-Петербург, Россия, еmail: [email protected]
Karpova M.А., Director, School No. 375, St. Petersburg, Russia, еmail: [email protected]